КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 22.01.2008
23:33  График есть, а света нет. Таджикистан во мгле
21:25  З.Осоров: Мартовская революция - шаги экономического возрождения Киргизии
20:57  В Таджикистане остановлены почти все промышленные предприятия! Нет света
20:38  Ледоход на Амударье угрожает потопом. Бердымухамедов экстренно созывает ГКЧС
20:31  ВВС: Мировые рынки продолжают стремительно падать
19:23  В Бишкеке веерные отключения не проводятся, но... света мало
18:15  На АЭС "Бушер" в Иране поставлена пятая партия топлива
18:13  Министр обороны Киргизии И.Исаков награжден нагрудным знаком "Кыргыз тили" за внедрение кирязыка в армии
18:12  Руководство милиции Кыргызстана инициирует кадровые чистки
17:40  В Ашхабаде от холода умер молодой актер Дурдыев. Замерзли насмерть три пограничника...
17:37  В Ашхабаде стартовала кампания по обрыванию спутниковых антенн
17:34  Рахмон и Фэлон. В Душанбе прилетел главком Центрального командования США
17:27  М.Рафиев: Пантюркизм XXI века - новый наряд с полосато-звездным оттенком
17:23  Мусульманское духовенство России намерено активизировать работу с воинскими частями
17:10  Верховный Суд Киргизии возглавила Джаныл Алиева
16:59  В Казахстане избили и ограбили немецкого журналиста Бенсманна
16:58  ОБСЕ и Таджикистан: деньги – Ваши, проекты - наши
16:56  Заключенные в Туркмении гибнут от холода
16:54  Таджикистан: Еврейская община не может примириться с перспективой переноса синагоги на новое место
15:52  Взлет к небесам. Цены на товары и услуги в Ташкенте в конце декабря 2007 года
15:38  Рифы исламского ПИФа. В России заработал первый мусульманский инвестфонд
15:01  Nabucco уперся в "Южный поток". "Газпром" поспешил списать конкурирующий газопровод со счета
14:32  New York Times: Что вызвало обвал на фондовых рынках мира?
14:30  Р.Каган: Угроза миру исходит от России и Китая
13:44  НГ: "Газпром" заинтересовался Шахденизом. Россия ведет переговоры о покупке азербайджанских углеводородов
13:25  Доминик Муази: Геополитические риски 2008 года
13:04  Депутаты победили генералов. В Таиланде формируют гражданское правительство
13:03  Чагаев не остановился на Валуеве. Очередной победой узбекский боксер обязан еще и своей жене Виктории
12:46  А.Дубнов: Из Туркмении пришли хорошие новости. Их необычно много
12:13  Дуэтом. Казахстанский певун Рахат спелся с американской дивой Джей Ло
12:10  Но пасаран! Международное сообщество секс-работников (SWAN) выражает поддержку талдыкорганским путанам
12:08  Парк Чуйского периода. Казахстанская долина ЧУдес закрывается на карантин
12:05  Неизвестный герой. Один из самых дорогих особняков Лондона (прайс - 50 млн фунтов) купил казахстанец Хорелма Перамам
12:02  Первез Мушарраф подъехал за доверием. Президент Пакистана начал европейское турне
12:01  Ректор Ташкентского университета Мухамедов разморозил собственный вуз
11:59  Б.Мусаев: Постандижанский Узбекистан Ислама Каримова. Из записок инакомыслящего. Ч. 2.
08:36  Э.Мамедъяров (МИД Азербайджана): Каспий снова в центре внимания
08:21  Новые перспективы торгово-экономического сотрудничества между СУАР и Узбекистаном
08:15  В 2008 году Китай построит 10 миллионов автомобилей
08:13  Х.Карзай готов вести мирные переговоры с антиправительственными организациями
08:09  В Узбекистане объявлен конкурс "Лучший журналист года"
04:27  Сибирь принимает на перевоспитание трудных подростков. Немецкий опыт
02:30  Харьковский "Кулибин" Адалет Исмаилов вновь изобрел вертолет
02:15  А и Б мечтают о трубе. "Эксперт" о проекте Прикаспийского газопровода
01:50  Таджикистан ожидает свадебный бум, а за ним резкий всплеск рождаемости
01:44  Тахир Юлдашев призвал к джихаду против Пакистана
Понедельник, 21.01.2008
21:54  РЖД займется строительством верблюдопереходов в Саудовской Аравии
17:33  "Непобедим, но не блистателен". Немецкие СМИ комментируют победу Руслана Чагаева
17:22  А.Дурани: Дожить до апреля. Международные организации помогают афганцам пережить суровую зиму
17:14  "СиФ": По ком звонит колокол в Андижане. Один отдает приказ убивать... другие исполняют не задумываясь
16:24  "Дынь День". В Туркменистане утвержден новый перечень туркпраздников
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Харьковский  Кулибин  Адалет Исмаилов вновь изобрел вертолетХарьковский "Кулибин" Адалет Исмаилов вновь изобрел вертолет
02:30 22.01.2008

Изобретатель Адалет Исмаилов решил задачу, над которой последние сто лет бились конструкторы авиации. Без специального образования и с помощью подручных средств он создал узел, который компенсирует реактивный момент вертолета

Когда лопасти "стальной птицы" вращаются в одну сторону, фюзеляж машины начинает вращаться в другую. В начале прошлого века, чтобы побороть крутящий момент, создатели вертолета прикрепили к нему хвостовую балку и рулевой винт.

Моделированием и авиацией изобретатель Адалет Исмаилов увлекался с детства. Собирал планеры, самолеты и ракеты. В двадцать три года юношеская забава превратилась в дело всей жизни - Адалет взялся за решение задачи, над которой инженеры авиации бились последние сто лет. В 1908 году конструктор Игорь Сикорский приступил к созданию первого в мире вертолета, рассказывает Адалет Исмаилов. В 1910 машина полетела.

Адалет Исмаилов
изобретатель
Идея была заманчивая, потому что для таких машин не требовалась специальная площадка для посадки. Но скоро выяснили большой минус - при вращении винта в одну сторону, фюзеляж вращался в другую сторону. Потом это дело окрестили реактивным моментом

Алексей Тимченко
старший научный сотрудник кафедры проектирования самолетов и вертолетов
Для того, чтобы компенсировать этот момент вредный Сикорский в начале прошлого столетия предложил такую схему: хвостовую балку и рулевой винт. Он является и компенсирующим и рулевым. То есть по курсу управляет

Алексей Тимченко - старший научный сотрудник Харьковского аэрокосмического университета. Специализируется на вертолетостроении. С помощью хвостовой балки Сикорский сумел побороть реактивный момент, говорит Тимченко. Но конструкция оказалась далеко не идеальной.

Алексей Тимченко
старший научный сотрудник кафедры проектирования самолетов и вертолетов
По габаритам имеет большие размеры, по массе... И кроме того, этим винтом можно повредить окружающие предметы

Хвостовой винт - ахиллесова пята вертолета. Попадание снаряда или небольшой удар становятся роковыми - пилот сразу теряет контроль над машиной. Несмотря на это, девяносто пять процентов вертолетов снабжены хвостовым винтом, говорят в ХАИ. За сто лет конструкторы так и не разработали достойного аналога. Харьковчанин Адалет Исмаилов утверждает, что нашел решение. Над изобретением он работал пятнадцать лет - разрабатывал чертежи и схемы. Но наброски на бумаге авиаторов не впечатляли.

Показывал. Но никто никогда не говорил, что он может работать. У всех были сомнения. Потому что эффект скрытный, его сразу не увидишь

Тогда Исмаилов решил сделать модель своего устройства. Эту машину изобретатель собирал в своем гараже из подручных средств. Старые трубки для каркаса, лопасти из дерева и пенопласта, в качестве мотора обычная электродрель. Исмаилов говорит, главное - не внешний вид, а то, что аппарат работает. Год назад изобретатель представил модель на суд авиаконструкторов.

Алексей Тимченко
старший научный сотрудник кафедры проектирования самолетов и вертолетов
Во-первых, вид такой - это раз. Во вторых, эта модель неочевидна с ходу. Как всякое сложное устройство оно сначало видится, как черный ящик. И я потратил несколько часов, общаясь с ним, чтобы понять в чем суть его работы, на что он претендует

С помощью обычных грузиков и коленвалов, которые вращаются с отставанием, Адалет Измаилов погасил реактивный момент. Он остановил фюзеляж вертолета и даже заставил его вращаться в ту же сторону, что и лопасти.

Алексей Тимченко
старший научный сотрудник кафедры проектирования самолетов и вертолетов
У него получилась модель, которая позволяет остановить вращение. Но тот вариант изготовления, он, конечно, доморощенный. Надо создать красивую, презентабельную конструкцию. А второе - нужно создать математическую модель - почему оно происходит

Создавать математическую модель Адалету Исмаилову сейчас помогают сотрудники ХАИ. Для этого нужны специальные знания. Адалет Исмаилов по образованию инженер-механик. Говорит, изобретение создавал, прислушиваясь к интуиции.

Адалет Исмаилов
изобретатель
Поскольку не было авиационного образования, я не работал в области авиации. Трудно было иметь доступ к таким документам. Материалы были скудные. Это газеты, это журналы "Наука и техника", "Наука и жизнь", всякие такие материалы, которые всем доступны

Благодаря узлу, который компенсирует реактивный момент, авиастроители смогут обрубить вертолету хвостовую балку. Это уменьшит вес машины, снизит стоимость и улучшит маневренность "стальной птицы".

Изобретатель говорит, его узел пригодится не только в авиации. Устройство, которое компенсирует реактивный момент необходимо в химической промышленности и даже в космосе.

Адалет Исмаилов
изобретатель
В пространстве космическом нет точки опоры. А это вращение создает компенсацию. Допустим, поворот станции, спутника вокруг своей продольной оси. Нужна опора, а вращая этот механизм можно опереться

Собранный узел Адалет Исмаилов запатентовал в России и Украине. Сейчас оформляет его как летательный аппарат. Но для того, чтобы изобретение признал научный мир и разработку Исмаилова запустили в производство, нужно построить опытную модель. Собрать ее изобретатель сможет за два-три месяца на базе списанного вертолета. Для этого нужны несколько тысяч долларов, которых у изобретателя нет. Сейчас он ищет спонсоров. Пятнадцать лет Исмаилов работал над узлом, вкладывая в него порой всю зарплату. Алексей Тимченко уверен: даже если у Исмаилова не получится собрать опытную машину, его разработка войдет в историю. Потомки воспользуются схемой Исмаилова и создадут вертолеты нового поколения.

Вячеслав Мавричев

Источник - Объектив
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1200958200
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх