КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 11.01.2008
21:05  Экс-президент Индонезии Сухарто при смерти
20:19  Дж.Урманов: Киргизские власти перекрыли газопровод в узбекский анклав Шахимардан
19:04  А.Хасенов: Россия, Туркменистан и Казахстан - сотрудничество, полное противоречий
18:25  А.Тастанова: Пропишется ли Санта в Кыргызстане?
18:22  РБК: Догнать и перегнать США. Фондовый рынок Китая становится все дороже
16:07  С.Рахимов: История временщикам не подвластна. Исмаил Самани – псевдооснователь таджикского государства
16:01  А.Богданов: Черный снег. Бишкек на грани экологической катастрофы
15:48  Антимонопольный комитет Киргизии возглавил Д.Нуржанов и другие назначения в Киргизии
15:46  Указом К.Бакиева на 2 года запрещен лов рыбы в Иссык-Куле и Сон-Куле
15:41  Gazeta.kz: Стоит - не стоит? К проблеме легализации проституции в Казахстане
15:33  С.Райт: Сервис-мервис, или Кыргызстан - страна дуризма?
14:32  Пограничники Кыргызстана и Казахстана продолжат эксперимент по совместному контролю пунктов пропуска
14:13  В.Разиков: Землетрясение держит жителей Киргизии в страхе
14:09  Г.Калыгулова: Подач(к)а газа, или Кыргызстан, с новым узбекским тарифом!
14:02  В Душанбе снесли последний памятник Ленину
13:41  В Алматы появился китайский квартал? Слухи и факты
12:33  Взрыв на карагандинской шахте "Абайская": 7 шахтеров погибло, судьба 23 неизвестна
11:37  И.Неволин: Контрольный срез. Год премьерству К.Масимова в Казахстане
11:28  Наш или не наш "сукин сын"... ОБСЕ запуталась в грузинских выборах, сначала их расхваливая, а теперь критикуя
10:36  В Бишкеке арестованы милиционеры, убившие и расчленившие бездомного
10:18  В Казахстане заработает "Учебное телевидение"
10:08  В Туркмении будет создано Агентство по контролю за наркотиками
09:59  Вышла книга главы "Русского Фонда" в Таджикистане В.Юшина "От тоталитарного интернационализма к соборной демократии"
09:55  У.Бабакулов: Великий шелковый путь своими глазами. Кашгарские впечатления
02:10  Ф.Имматшоев: Таджикистан. Народ без света и тепла, а ток уходит за рубеж
01:50  Сапа Мекебаев: За красивую женскую грудь мы - обеими руками!
01:32  Как снег на голову. В Центральной Азии - смертельно аномальная погода
01:23  Таразская школьница К.Кривоногова пишет научные работы о наскальном искусстве древних кочевников...
00:55  В.Бондаренко: На священной горе даосов Хуашань и сегодня живут бессмертные монахи (репортаж из Китая)
00:52  "DW": В Бадахшане власть Карзая сместили полевые командиры
00:44  Он улетел и обещал не падать. НЛО, утонувшее в речке Белой, это не 1-й казахстанский спутник "Казсат" (опровержение)
00:26  Первый бой. Недавно модернизированная в России индийская подлодка Sindhughosh таранила сухогруз
00:25  СССР будет восстановлен? Предсказания "сонного пророка" Кейса начинают сбываться
00:08  Р.Рахимов: "Перед МВД Таджикистана стоит задача - сократить отток трудовых ресурсов"
00:07  В.Шурыгин: Творцы "Афгана". Андропов сознательно вредил СССР
00:01  В Таджикистане почти наполовину повышены тарифы на потребление природного газа
Четверг, 10.01.2008
21:47  Бамбуковоз. В Индии запущен в серию самый дешевый в мире серийный автомобиль Tata Nano ($2,5 тысяч)
21:37  Г.Хидоятов: Чагатай и Могулистан. Шейх не ошибся - его названный потряс мир... (страницы истории)
21:23  Н.Джафаров: У тюркских республик будет единый язык - турецкий
21:09  В.Шупейкин: За что 200 лет назад бастовали ученики Верненской гимназии (страницы истории старой Алматы)
20:38  Ожидается маловодье. Киргизия в 2008 г. планирует сократить экспорт электроэнергии почти в 4 раза
18:48  Tageszeitung: Победа над Казахстаном в кок-бору для Киргизии - дело престижа
18:36  В Южном Казахстане началось веерное отключение электроэнергии
17:53  Д.Аляев: Перебои с электричеством в Узбекистане. Соседняя Киргизия не может производить электроэнергию в достаточном объеме
17:10  С.Юсупханова: Инфраструктура Бишкека - состояние критическое. Столица Киргизии перенаселена
17:03  "Каждая баня Алматы - притон!" - начальник УБОП В.Козлов
16:43  "Свободу политзаключенным!", - узбекские правозащитники пикетируют Генпрокуратуру
16:34  "ВБ": Лох - еще не судьба. Как дурят покупателей в Киргизии
16:28  Русский мини-олигарх О.Ширшов возглавил киргизскую транснациональную корпорацию "Дастан"
16:17  Шесть задач, - обращение Президента К.Бакиева к депутатам и министрам (текст)
15:21  Российская авиабаза в Киргизии официально получила статус части ВС РФ в составе Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
А.Богданов: Черный снег. Бишкек на грани экологической катастрофы
16:01 11.01.2008

И без лабораторных исследований можно определить: атмосфера над Бишкеком опасна для всего живого. Горожане видят это часа чрез три после снегопада, когда белое покрывало начинает чернеть.

Убедиться, чем мы дышим, может каждый, проведя "научный" эксперимент. Соберите в 20 метрах от оживленной городской трассы верхний слой снега и растопите его. В бурой маслянистой жидкости на дне почти столовая ложка черного осадка. Это – продукты сгорания органических веществ, рассеянные в воздухе, оседают на землю, отравляют воду. Ежегодно из труб Бишкекской ТЭЦ на голову каждого горожанина выпадает до 300 килограмм сажи, которая смешивается с 80-ю тысячами тонн токсичных соединений тяжелых металлов, образуя новые ядовитые вещества. На траве и листьях в городе фоновой уровень ядовитых соединений в десятки раз превышал подобные показатели в предгорных участках.

Это данные 20-летней давности Института экологии и профилактики инфекционных заболеваний, Института биохимии академии наук республики и Минздрава СССР. Но этих организаций, равно как и городской комиссии по защите окружающей среды уже нет. Никто не ведет исследования о воздействии загрязненной атмосферы на здоровье человека. Последний стационарный экологический пост два года назад протаранил пьяный водитель, а у специалистов санэпидстанции нет инструментария, фильтров для проверки чистоты воздуха. Но есть очень точный барометр состояния жизненной городской среды. В центральной части города, где уровень токсичных веществ в воздухе перешагнул терпимые границы, птицы перестали вить гнезда. Практически исчезли белки, о массовых поселениях которых предупреждали дорожные знаки. Не выдержали натиска смога розы, которые так удивляли иностранцев пышностью. Все это, а также чахлые цветники и гибнущие хвойные деревья свидетельствует об экологическом дисбалансе в городе.

Создают его два основных источника – котельные и автотранспорт. "Здоровый" мотор за минуту работы уничтожает три кубометра чистого воздуха, выбрасывая в атмосферу 120 видов ядовитых веществ. За 20 лет по количеству автомобилей на душу населения Кыргызстан обогнал Россию, Китай Казахстан. Но это – худшие в мире моторы, которые давно выработали свой ресурс. В Европе этот хлам выпускать на дороги запрещено. У нас же на 156 маршрутах "бусики", которые в народе зовут душегубками, ежедневно выбрасывают в атмосферу больше двух тонн сажи, которая концентрирует опасный канцероген – без-а-пирен. В этих выбросах и несколько сотен килограммов опаснейшего яда – свинца, который оседает на газонах, листьев деревьев. Первый и самый мощный удар принимают профессиональные водители, у которых резко снизились защитные функции, появилась предрасположенность к целому ряду заболеваний. У новорожденных детей все чаще отмечают иммунные нарушения, генетические дефекты. Учащиеся жалуются на головные боли, у них ухудшается память, зрение и многие не могут освоить школьную программу. Это результат кислородной гипоксии, когда головной мозг не получает достаточно кислорода. Особенно в безветрие, как, например, в первые дни нового года, когда город затянуло сизой дымкой смога.

В прошлом столетии об опасном содержании ядовитых веществ в атмосфере и почве извещали экологические бюллетене Центра наблюдения за природной средой, службы технического и экологического контроля, Госинспекции по охране атмосферного воздуха, а комиссия при горисполкоме принимала меры. Сейчас нет на это ни денег, ни специалистов, а загрязнение атмосферы угрожает всему живому. Население города растет и в топках котельных, на трубах которых нет фильтров, сжигают в два раза больше низкосортного угля. Этим ядовитым пеплом и посыпают наши головы, отравляя легкие. Адскую смесь пополняют горящие свалки, дымы печей частного сектора, где на топку идут автомобильные баллоны, пластмасса. Если зимой часть этих выбросов поглощает снег, то летом положение осложняется. Вы помните, когда последний раз "мыли" столичные мостовые? Правильно – к саммиту ШОС. Все остальное время оседающие на асфальте яды вздымают автомобильные колеса, а ветер разносит канцерогены с горящих мусорных свалок, угольных и зольных отвалов.

Летом в городе периодически возникают пыльные бури, а оконные стекла покрыты маслянистой пленкой. Еще четверть века назад Фрунзе был отнесен к городам, где загрязнение атмосферы ядовитыми веществами превышало допустимые для нормальной жизни пределы, а запыленность воздуха в 5-6 раз больше нормы. Уже тогда эндокринных заболеваний, ишемических недугов сердца, гипертонии, атеросклероза, злокачественных опухолей, воспалений верхних дыхательных путей в столице было в 3 раза больше, чем в среднем по республике. Состояние среды обитания постоянно ухудшается. Но авторы только что опубликованной программы "Любимый город", от незнания, слабомыслия или ради красного слова утверждают: "В Бишкеке всегда легко дышать". И это в то время, когда город перешагнул опасную экологическую грань. Три года назад на конференции в Душанбе ученые констатировали: Бишкек один из самых экологически грязных городов на постсоветском пространстве.

В стране практически нет системы контроля над токсичностью автомобильных выхлопов. Не могут контролировать их и автоинспекторы, у которых нет анализаторов газа. В 2006 году начальник управления Гидромета Лариса Титова констатировала: городская атмосфера перенасыщена вредными химическими веществами. В отдельных районах города бенз-а-пирена зафиксировано в 90 раз больше предельно допустимой нормы. Экологические нарушения стали системой и никого не наказывают за покушение на чистоту города. В удивительном по чистоте китайском Гонконге за брошенный окурок – полста "зеленых", а нарушение экологических стандартов может пустить по миру даже крупного бизнесмена. У нас же экологическое разгильдяйство беспредельно. Не зря экс-мэр Бишкека Арстанбек Ногоев, изрек - не пришлось бы переселяться в горы.

Взять хотя бы автозаправочные станции. Они соседствуют с жилыми домами, вузами, медицинским центрам, а предусмотренной законом санитарно-защитной зоны вокруг них нет. Ученые и студенты Кыргызско-Российского университета, под боком у которого, а также республиканского диагностического центра приткнули АЗС, взяли пробы почвы в районе заправки. Оказалось, что здесь в несколько раз больше допустимой нормы вредных веществ, чем утверждают хозяева АЗС. Все это смывается в арыки, попадает в сады и огороды, на поля, равно как и вода с самодеятельных автомобильных моек. Но с нарушителей – как с гуся вода. Да, это не прежние времена, когда по телефонному звонку автоинспекторы ГАИ начинали охоту за чадящим автомобилем и ставили его на прикол до тех пор, пока водитель не отрегулирует двигатель в соответствии с экологическими стандартами.

Город перешагнул опасную экологическую грань. Автомобильный парк все больше отравляет атмосферу, а системы контроля за этим нет. Не могут поставить на прикол чадящий автомобиль и сотрудники ГАИ, у которых нет анализаторов газа. Словом, экология стала весьма серьезным элементом в нашей жизни и положение со здоровьем людей вызывает тревогу не только в Бишкеке. Выездные бригады медиков полтора года назад обследовали многие регионы и установили: в стране только 10-12% относительно здорового населения. Все начинается в утробе матери, а они поголовно больны анемией, питаясь зараженными продуктами, дышат отравленным воздухом. В этой ситуации можно бы понадеется, что в новой программе "Любимый город" одна из основных ставок будет сделана на экологическую реконструкцию Бишкека, где живет пятая часть населения страны.

В бизнес-плане программы предусмотрено составление карты загрязнения санитарного состояния столицы, разработка стандартов и нормативов по экологическому состоянию и продекларировано: "Обеспечить охрану окружающей среды в пределах допустимых норм содержания загрязняющих веществ". Нечто невразумительное с точки зрения логики и самого посыла к действию. Нет ничего об охране окружающей среды и в разделе о трех главных ключевых целях программы, которые помогут сделать жизнь горожан более комфортной. Оказывается, под этим подразумевают расширение доступа к муниципальным и социальным услугам, повышение потенциала и возможностей города. Программа развития столицы предусматривает бизнес-план, ресурсное обеспечение, управление изменениями. Бишкек рассматривают как хозяйственную структуру, в котором происходит девальвация интеллектуального, образовательного и культурного потенциала, говорится об угрозе технической и социальной катастрофы. Но нет в анализе даже упоминания об охране окружающей среды, ответственности за нарушения экологического равновесия. Это вам не Стратеги развития республики, в основе которой заложено бережное отношение к среде обитания.

Бизнес ведет активное наступление на жизненно важные объекты городской инфраструктуры. Любое строительство лишает столицу зеленых насаждений. Уничтожают цветники, газоны, вырубают деревья и вносят в городскую казну плату за них, но взамен ничего не высаживают. Как, скажем, на углу Киевской и Советской, при строительстве здания у ЦУМа. А если и делают это, то весьма топорно, без знания дела. Например, уничтожив зеленую изгородь, три десятка дубов, тополей, карагачей на проспекте Чуй у детского торгово-развлекательного комплекса, высадили ели, 90% которых уже погибли. Как и большая часть сосен у магазина "1000 мелочей", которые просто воткнули перед саммитом ШОС. Составители проекта "Любимый город" полагают, что их программа ответит на то, "какие процессы происходят в самом городе, которые задают его облик сегодня , и будут определять его лицо в будущем". Ой, ли!

Конечно, не имея приборов, специалистов наспех, за три месяца можно составить карты загрязнения, санитарного состояния столицы, проект улучшения ее экологического состояния, разработать стандарты и нормативы. Но что они дадут, если нет ни слова об экологической реконструкции столицы, которую еще в прошлом веке разработали ученые нескольких институтов. Уже тогда они полагали, что город и его жители беззащитны против вредных выбросов в атмосферу и почву, а многие элементы экологического дисбаланса приняли необратимый характер. Но составители документа не заглянули в близкое прошлое. Похоже, что программа "Мой любимый город" миновала экологическую экспертизу.

Взгляните на городскую карту, изданную два года назад. В центре осталось лишь два больших зеленых пятна - парки Дубовый и Панфилова. Город постепенно лысеет, под застройки уходят маленькие зеленые островки с фонтанами, в плане нет закладки или реконструкции ни одного парка или массовых зеленых посадок – легких города. Человека травят, лишают его комфортной среды обитания, но закон молчит. Разве кто-нибудь может вспомнить, что за последние полтора десятка лет проблеме экологии было посвящено заседание правительства или парламента? Все держится на энтузиазме отдельных активистов, против которых в ход идет административное, телефонное право, ссылки на целесообразность уничтожения пусть даже одного дерева, небольшого цветника или газона.

То ли еще будет, когда начнется интенсивное строительство по новому генплану, когда владельцы участка могут заявить: "Ради строительства мы и весь город вырубим!" Тогда могут исчезнуть несколько сотен малых озеленительных зон. Сохранение и увеличение площадей особенно важно в городе, где детские сады, школы, вузы, больницы зачастую расположены на оживленных и до предела загазованных городских магистралях, зеленой защиты у них практически нет. Скажем, у школ, профтехучилищ, детских центров на проспекте Чуй, Манаса, улиц Советская-Байтик Батыра. А мы разрабатываем бизнес-планы, строим демократию. Грош цена этим планам, если люди задыхаются от смога и работают на лекарства. Плохо, когда нечего есть, хуже, когда уже некому есть. Уже сейчас необходимо принимать срочные меры для коренного перелома в деле охраны и восстановления воздушной среды, без которой мы не сможет прожить и пяти минут.

Если нынешние общественные деятели молчат об этой проблеме, то не худо вспомнить опасение директора НИИ экологии и профилактики инфекционных заболеваний Георгия Комарова, у которого были научные данные, чтобы сказать: "Не только нынешнее поколение горожан, но их внуки и правнуки, и, видимо, праправнуки будут недобрым словом вспоминать тех, кто сегодня не принял мер по защите городской экосреды от непомерного загрязнения". Для кого же будет тогда столица, где люди не смогут плодотворно работать и учиться?

Альберт Богданов
11/01/2008,

Источник - ИАЦ Кабар
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1200056460
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх