КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 18.10.2007
23:02  В.Зимин: Стояли насмерть! 15 лет со дня образования Оперативной погрангруппы РФ в Таджикистане
21:17  "ЦИК может быть привлечен к ответственности", - заявление правозащитников Узбекистана
20:13  А.Гуршумов: Размышления потенциального инвестора. Тезисы бизнес-плана инвестиций в Таджикистан
19:57  "Конгресс мусульман Кыргызстана": Новый проект Конституции Киргизии должен учитывать интересы, мнения и права верующих
19:48  ИГНПУ > В Карши судят за "ваххабизм"... бывших работников СНБ
18:52  Митрополит Среднеазиатский просит К.Бакиева прекратить поругание Свято-Никольской церкви
16:15  Ислам Каримов прибыл с визитом в Туркменистан
15:35  А.Куртов: "Почему Киргизия - не Швейцария и даже не СССР?"
15:31  А.Богданов: Последняя надежда. Для процветания экономики Киргизии нужна политическая стабильность
14:47  А.Матвеев: "Остров" ГУАМ под протекцией НАТО. Еще год назад казалось, что их союз крепок
14:44  А.Корбут: Бердымухаммедов намерен изжить в Туркмении кумовство и коррупцию
14:33  В Бишкеке горит машиностроительный завод имени Михаила Фрунзе
14:09  За коррупцию, ложь и бардак уволен глава Госагентства по госзакупкам и матрезервам Киргизии Нуржанов
14:05  Le Monde: Иранская дилемма. Путин ставит одновременно на двух лошадей
14:00  Казахстанская армия переодевается в мундиры по стандарту НАТО
12:07  С.Рзаев: Каспийский треугольник. Баку предстоит еще долго согласовывать свои границы на Каспии с Тегераном и Ашгабатом
12:04  В.Павлов: Азия не верит доллару. Китай, Тайвань и Япония избавляются от госбумаг США
12:00  Cовет директоров Каспийского трубоконсорциума (КТК) возглавил Э.Макгран из Chevron
11:52  "НГ" > Граница без замка. Узбекистан и Туркмения размораживают отношения
11:50  EurasiaNet > Сбор хлопка в Таджикистане держится на труде студентов и школьников
11:47  Семеро по лавкам. В Караганде судят офицеров КНБ за наркотики, подкинутые в УВД...
11:19  Неизвестные вандалы осквернили мавзолей казахского батыра Сырыма Датова
11:15  М.Леонтьев: Россия в большой игре, или Когда Америке конец?
09:29  Д.Сатпаев: Китайские рецепты. Ху Цзиньтао заявил о построении общества "сяокан"
09:22  Дело Рахата Алиева. Под Алматы найдено тело одного из банкиров Нурбанка?
09:00  "Къ" > Встреча над верхами. Владимира Путина принял аятолла Хаменеи
02:19  Узбекистанская певица Согдиана во 2-й раз получит российский "Золотой граммофон"
02:05  А.Дурани: От войны до сумасшествия... Половина населения Афганистана - психопаты
01:52  "Daily Times": Путин и Иран. Изменит ли Россия стратегическую карту мира?
01:42  Миллиарды под вопросом. Срыв американо-индийской ядерной сделки невыгоден России
01:37  "НГ" > Казахстан показал России дорогу к кризису
01:24  "МК" > Избиение таджикских студентов московской милицией перерастает в международный скандал
01:19  "ИБВ" > Пакистан в ожидании результатов президентских выборов
01:07  Беназир Бхутто возвращается в Пакистан
00:53  Т.Якубов: Дух советской власти из Узбекистана еще не вывелся
00:46  "РГ" > "Взбесившаяся" инфляция. Такого высокого уровня цен в Киргизии давно не было
00:42  Международная научная общественность требует защитить выселяемую из душанбинского дома профессора Г.Майтдинову
00:16  Я.Норбутаев: "Сайлов - демократия кузгуси". Корабль дураков в Узбекистане (памфлет)
00:12  О.Каратаев: Поможем "бедным" банкирам! Кто виноват в хлебном кризисе на юге Казахстана
00:07  Ж.Канафина: Трудовые мигранты: благо или зло Казахстана?
Среда, 17.10.2007
20:29  Арестован экс-глава китайской нефтегоскомпании Sinopec Чэнь Тунхай
20:09  "New York Times": В Иране Путин призвал воздержаться от силовых действий
20:07  "Financial Times": Китай разгневан награждением Далай-ламы
20:02  Таджикистан: Власти принудительно выселяют профессора Майтдинову из ее собственного дома
20:00  "Guardian" > Россия-Иран. Тяжелое прошлое просто так не отбросишь
19:44  В Душанбе официально презентована "Программа поддержки бизнес-консультаций" ЕБРР
19:10  О.Маматов: Ни с хлебом, ни с мукой в Фергане проблем нет...
19:07  Л.Борисенко > Что Кириенко привез в кейсе в Киргизию?
19:03  Пьяный американский дипломат Лари таранил своим джипом два автомобиля в Астане
18:06  Б.Букашева: Дежавю, или История одного киргизского референдума
17:16  А.Лобанов: Проблемы российской диаспоры в Казахстане - сужение среды обитания и неясность перспектив для детей
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Таджикистан   | 
А.Гуршумов: Размышления потенциального инвестора. Тезисы бизнес-плана инвестиций в Таджикистан
20:13 18.10.2007

В статье "Македонцам и не снилось" (№38, от 20.09.07г.) господин Валиев справедливо пишет "каждый уважающий себя инвестор, прежде чем инвестировать средства, изучит все возможные риски и их воздействие на будущее его бизнеса". Трудно возразить. Поэтому сразу скажу, что я никем не ангажирован, не проплачен, ничего и никого не рекламирую, кроме здравого смысла, и если хотите откровенно, рассуждаю с точки зрения любого бизнеса – хочу прироста капитала. Поэтому попытаюсь просчитать все риски возможных инвестиций в экономику РТ, опираясь только на "голые" и бесстрастные цифры.

В КАЧЕСТВЕ своей исходной парадигмы сегодняшняя ситуация формулирует разгосударствление экономики и переход к свободному рынку. Но экономическая реальность, особенно в депрессивном регионе, которым бесспорно является Таджикистан, формулирует иные условия: государство должно принимать на себя выполнение всех социально необходимых экономических функций, которые – по любым причинам – не реализует рыночный механизм. Государство обязано это учитывать и просчитывать. Для современного Таджикистана это означает необходимость проведения долговременной ускоренной мобилизационной экономической стратегии.
В этой связи мы попытаемся посмотреть на происходящие процессы взглядом потенциального инвестора, который попытается оценить социально-экономическое положение региона и ответить самому себе: готов ли он к инвестициям. Предварительно, чтобы его позиция была понятной, необходимо уточнить основополагающие экономические категории.

Первое, что инвестор понимает под инвестициями. В общем виде инвестиции понимаются как вложение капитала с целью его увеличения в будущем. При таком подходе различаются категории инвестиций, с одной стороны и вложение капитала - с другой. Под инвестициями понимается приобретение технически прогрессивных средств производства, и именно это имеется в виду в первую очередь, а под вложениями капитала – покупку финансовых активов. Вторая часть этого определения, в настоящей ситуации не входит в сферу интересов инвестора и поэтому рассматриваться здесь не будет, в связи с неразвитостью соответствующего рынка.
Второе – полное или частичное отсутствие данных официальной статистики по ряду показателей, несопоставимость одних и тех же показателей в виду того, что они приводятся в ценах разных лет, сильно затрудняет аналитический процесс.

Третье – временной период статданных весьма короткий. Практически по всем основным показателям он начинается с 2000 года, как будто до этого периода либо статистики не существовало, либо экономики не было. Cовременное состояние развития экономики рассматривалось в сравнение с другими странами Содружества. И, наконец, инвестор использовал не только данные статистики, а материалы наблюдений, интервью, полученные в ходе его экспедиций: знаком с ситуацией, как говорится, не понаслышке.

Итак, основные тезисы и выводы потенциального инвестора
Суть социально-экономического положения, сложившегося к настоящему времени в Таджикистане, может быть выражена следующими тезисами.
- Быстро происходит деиндустриализация страны (развитие потенциала энергетики – строительство новых ГЭС - только начинается).
- Необходимым условием дальнейшего существования Таджикистана как самостоятельного, экономически самодостаточного государства, существование благополучного населения является спасение существующего и в большей мере наращивание современного технологического и индустриального потенциала.

>Необходимо наращивание инвестиций экстраординарными темпами. Наращиванию темпов этого процесса уже вчера должно было быть подчинено формирование и совершенствование всего механизма хозяйствования, поскольку сложившийся к настоящему времени хозяйственный механизм не совместим и не сопоставим с наращиванием капитальных вложений, в первую очередь, государственных на приобретение новейших средств производств.

Это невозможно без ускоренного наращивания ввода в производственный оборот новых основных производственных фондов, в первую очередь производящих конкурентоспособную, технологическую, наукоемкую продукцию. Без этого нет технологического и технического развития, а значит, нет прогресса, в широком смысле этого понятия. Другими словами, в этих условиях на поверхность выступают две проблемы. Это отсутствие производств без современного технического и технологического оснащения и неконкурентоспособность производимой продукции, товаров и услуг. Следствием этого является отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, монополизация ряда видов деятельности, "захват" рынка иностранным производителем и поставщиком. Посредством импорта потребности страны уже сегодня обеспечиваются на 70-80%. Широко известный тезис о том, что "там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже", – начнет работать.

Далее, практически все показатели социально-экономического развития республики за последние годы имеют положительную динамику в абсолютных показателях. Однако по сравнению с более ранним периодом тенденции явно и сильно противоположные - производство основных видов промышленной продукции в натуральном выражении к уровню производства в 1991 году составляет сегодня от 10 до 50%. Это является следствием того, что в среднем по странам Содружества объем инвестиций в основной капитал составляет немногим более 50% от уровня 1991 года, а ВВП – 89%,
В Таджикистане инвестиции в основной капитал составляют с 2004 г около 200 млн. долларов США ежегодно, с небольшими отклонениями. Инвестор попытался найти более ранние данные, но в официальной статистике их нет, кроме следующих: инвестиции в основной капитал, по данным статкомитета СНГ, до 2003 г. отсутствуют. В 2004 г. по отношению к предыдущему году они составляют 150%, в 2005 г. – 112, 2006 – 170%. Почему такая "рваная" динамика, как ее объяснить, где абсолютные цифры? Но если осуществить небольшие расчеты, имея ограниченный круг показателей, все встанет на свои места: инвестиции в основной капитал на душу населения составляют 80-85 сомони, или 23-25 долларов. Много это или мало? В Армении это 170-175 долларов, Кыргызстане – 50-55, Узбекистане- 90-95, Казахстане – более 1000 долларов. При этом имеется одна необъяснимая для сегодняшнего дня особенность: инвестиции в общестроительные и монтажные работы в структуре инвестиций составляют 76%. Это на 17 пунктов больше, чем в начале тысячелетия, но инвестиции в приобретение оборудования сократились соответственно с 30 до 12%, в Таджикистане составляют 8% при тенденции снижения. Речь идет о том, какое оборудование будет установлено за столь малые средства. Это является следствием того, что доля валового накопления в ВВП сократилась за последние годы с 16 до 11%, и соответственно снизился удельный вес валового накопления, направляемого в основной капитал.
В Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане, Таджикистане, Украине коэффициенты обновления основных фондов (отношение ввода основных фондов к их наличию на конец года) в промышленности составляли 2-5% в год, в остальных странах - примерно 8-12%. Если изложить это более популярно, то доля инвестиций от ВВП сократилась с 28-30% в начале 90-х до 7-7,5% в 2000-2005 гг., то есть в 4 раза, что сказалось на изменении структуры товарной продукции, а средний возраст оборудования давно нельзя назвать средним, так как он давно перешагнул рубеж преклонного. Комментарии, как говорится, каждый оставляет за собой, в том числе и потенциальный инвестор.

Если продолжить далее, то необходимо привести сравнение по очень важному показателю. Валовое национальное сбережение (часть валового национального располагаемого дохода (ВНРД), не израсходованная на конечное национальное потребление), являющееся основным внутренним источником финансирования инвестиций, в течение 1990-х годов находилось на недостаточном для капиталообразования уровне. Если на начало 1990-х годов в большинстве стран СНГ доля валового национального сбережения в ВНРД (норма сбережения) составляла от четверти до трети, то на конец 1990-х годов - 22-26, а в Армении и Таджикистане весь ВНРД направлялся на конечное потребление. К настоящему времени ряду стран удалось добиться повышения нормы сбережения до 30%., то есть соответствовать мировым стандартам. А Таджикистан живет по принципу: все тратим сегодня, а завтра "будет день - будет пища". При такой ситуации государство, как правило "влазит" в долги.

Суммарная задолженность по обязательствам предприятий и организаций Таджикистана
(млн. USD, на начало года)
Показатели 2002 2003 2004 2005
Суммарная задолженность по обязательствам (кредиторская задолженность, задолженность по кредитам банков и полученным займам) 1788 1757 2160 3182
В том числе просроченная 442 455 318 169
Из суммарной задолженности: задолженность по кредитам банков 251 112 547 467
В том числе просроченная 1 6 3 2
Задолженность по полученным займам 11 255 169 862
В том числе просроченная 2 121 9 23

Чтобы читателю было понятно, будем излагать более простым языком. Если говорить об изменении задолженности (кредиторская задолженность) по обязательствам предприятий и организаций по кредитам банков и полученным займам динамика крайне тревожная: с 1 млрд. 788 млн. долларов в 2001 году она возросла до 3 млрд. 183 млн. на начало 2005 года, то есть увеличилась в 1,8 раза. Особо настораживает, что задолженность по кредитам банков растет быстрее всей суммарной задолженности – в 1,9 раза и составляет 14,6% в общей структуре задолженности по обязательствам; по полученным займам за первые 5 лет нового тысячелетия задолженность возросла с 11 до 862 млн. долларов (в 78 раз!!!), а удельный вес увеличился с 0,6 до 27,1%. При этом вся просроченная задолженность составляет 195-200 млн. долларов. Это 6-6,5% ко всей сумме кредиторской задолженности и соответствует структуре обязательств государства составу международных обязательств.
Потенциальный инвестор, анализируя эти данные, в первую очередь столкнется с ситуацией, когда призывы к прямым иностранным инвестициям в экономику Таджикистана не "слышат" местные кредитные учреждения, иначе как объяснить, что кредитные вложения в экономику в настоящее время составляют 180-190 млн. долларов, и в основном (до 85-90%) сводятся к краткосрочным ссудам. Иными словами, для создания 1 доллара ВВП, местные, что называется, свои банки, вкладывают всего 0,073 доллара. И это при достаточно высоком уровне капитализации банков.
Разрабатывая тезисы своего бизнес-плана, в публикациях автор увидел, что по разным оценкам в Таджикистане было амнистировано около 200 млн. долларов. У потенциального инвестора возникает вопрос, а сколько из них местный бизнес вложил в свою экономику или это был просто акт только легализации?

К сожалению, данных о вложениях легализованных денег нигде не встречается. Но есть косвенные показатели, по которым в какой-то мере можно судить об ответственности бизнеса. Распределение инвестиций по источникам за последние 3 года выглядят так: доля бюджетных средств возросла до 60%, средства иностранных инвесторов – до 19 соответственно, а местного бизнеса сократилась до 10%. То есть доля иностранного капитала почти в 2 раза больше, чем своего местного бизнеса. Для сравнения отметим, что в Армении доля вложений местного бизнеса составляет 60% и возрастает ежегодно на 10%, в Кыргызстане соответственно 28 и 64%. Слова великого М. Саади:
"Все, что имеешь, миру открывай,
И в землю, словно клад, не зарывай"
не востребованы на родине его потомков.
Анализируя происходящие процессы, потенциальный инвестор продолжил расчеты и изучение данных по задолженностям и долгам.
В данной констатации впечатляет не столько динамика, как абсолютные цифры, но сами по себе эти данные. Суммарная задолженность по обязательствам предприятий и организаций была больше номинального в 1,6 раза. Налицо колоссальная нагрузка на экономику в целом и, в первую очередь, на ее трудовой потенциал. Так, этот вид задолженности, по отношению к экономически активному населению, за последние 5 лет возрос соответственно с 970 до 1500 долларов на одного человека, или на 54,5%, при темпах прироста численности этой категории населения всего на 18,7%. То есть, почти каждый пятый, вступающий в экономически активный возраст, принимает на себя общее бремя кредиторской задолженности перед банками в сумме около 1500 долларов, а все население в лице каждого гражданина, включая младенцев, несет ответственность в сумме 480-500 долларов. Если брать не среднемесячную начисляемую зарплату, а более объективный показатель – реальные денежные доходы, которые корректируются на индекс потребительских цен, составляющие в среднем за год на душу населения около 145-150 долларов – то экономически активному населению потребуется 10 - 15 лет ничего не есть, не пить, а погашать эти долги.
Показатель "внешний долг" - важнейший индикатор стабильности, от его величины зависит степень экономической самостоятельности государства. В различных публикациях практически всегда присутствует разночтение и разная величина внешнего долга. Все зависит от того, кто приводит эти цифры и в каком контексте идет изложение и обоснование позиции автора. Критическим порогом соотношения госдолга к доходной части госбюджета являются 250%. По данным таджикских экономистов, в 2003 году это соотношение составляло 400-450%, или более 500 млн. долларов. Много это или мало? В расчете на душу населения это 76 долларов, но по сравнению с другими странами СНГ, это достаточная абсолютная и относительная величина.

Приведенные данные заканчиваются 2003 годом, но потенциальный инвестор не имеет права останавливаться в расчетах. Ему важно знать, какова величина внешнего долга к моменту его реальных действий на этом рынке. Ведь он просчитывает все риски. Попробуем осуществить простую экстраполяцию.

Предварительно отметим важную особенность. Все данные за 2004-2005гг. приводятся в официальной статистике не в сопоставимых, а в ценах 2004г. По ним ВВП в 2003г. составлял 5567,4 млн. сомони, или 1818,9 млн. долларов. Между тем номинальный ВВП, "очищенный от ценовой зависимости", составлял 4757,6 млн. сомони или 1554,4 млн. долларов.
И тогда, несмотря на относительное уменьшение соотношения внешнего долга к номинальному ВВП, проводится новый расчет. В основу экстраполяционного расчета инвестор заложит динамику среднегодовых темпов прироста внешнего долга за 2001-2003 гг., которые составляли 7,8%, динамику цен (13-14%), официального курса нацвалюты к доллару США, состояние экономики и все это распространит на 2005 – 2006 гг. В результате сумма внешнего долга составит 830 – 850 млн. долларов или на душу населения 120 – 130 долларов. Таким образом, "математическая вероятность" превращается в "практическую достоверность" динамики увеличения суммы внешнего долга, хотя в относительном выражении она положительна. Такой "прогресс" будет сдерживать потенциального инвестора, поскольку он оценивает и интерпретирует все, что связано с динамикой внешнего долга, а не впадает в эйфорию от уменьшения соотношения между ВВП и внешним долгом, когда налицо явное увеличение абсолютного его значения.

И еще несколько цифр, относящихся к данным рассуждениям. Если темпы роста ВВП за 2003-2006 годы по отношению к предыдущему году находятся на уровне 107%, то производство промышленной продукции имеет динамику снижения: в 2004г. по отношению к 2003г. -115,1%, в 2005 г – 109,7, 2006г. - 104,3% соответственно к предыдущему году. Проще говоря, локомотив экономики пробуксовывает, и надо искать новые источники.
Отсюда возникает поиск возможностей пополнения бюджета страны. Основным источником его формирования и наполнения являются налоги. В Таджикистане в основном это ставка НДС, доля которой в общей структуре пополнения бюджета возросла с 27% в 2001г. до 50% (январь-сентябрь 2006г.). Такой структуры, кроме как еще в Молдове, нет ни в одной стране СНГ. Здесь немного подробнее, но в общих чертах о налогах, поскольку автор вышеназванной статьи сам "явно лукавит, сравнивая ставки налогов", и чтобы было понятно рядовому читателю, как ставки налогов влияют на приток иностранных инвестиций, сошлемся на мировую практику.
По данным Национального Научного фонда США, в расчете на $1, вложенный государством в малые инновационные фирмы (до 500 человек), дают вчетверо больше новинок, чем средние корпорации (до 1 тыс. человек) и в 24 раза больше, чем крупные (свыше 10 тыс. человек). При этом здесь существуют не только налоговые льготы, а зачастую полное освобождение от налогов по достижении предприятиями определенных объемов производства. Поэтому в США малый и средний бизнес обеспечивает 55-60% рабочих мест , 80% - в Италии, 70% - во Франции и осуществляет профессиональную подготовку 80% всех работающих по найму.
Иностранные инвестиции не стремятся попасть в страну, где величина совокупных налогов и таможенных сборов увеличивает стоимость товара более чем на 10%.

Однако в разработанной Программе "Цели Развития Тысячелетия" предусматривается увеличение всех налоговых сборов в процентном соотношении от ВВП с 15% существующих сегодня до 24% - к 2010 году, таможенных сборов – аналогичные величины и такая же пропорция. Можно произвести расчеты, которые покажут, насколько возрастет стоимость, вследствие увеличения, предусматриваемого налогового бремени и стоит ли тогда надеяться на привлечение иностранных инвестиций.
Практика увеличения налогового бремени станет сдерживающим фактором наращивания объемов производства местными производителями, капитал будет стремиться "убежать" с такой территории. Произойдет увеличение стоимости ввозимой продукции, соответственно возрастет инфляция. Для справки отметим, что индекс потребительских цен за 2000-2006 годы составил 187%. Малый и средний бизнес, особенно производства инновационного характера, вообще не выживают в таких условиях. Но гораздо хуже – уход экономики в "тень" от налогового пресса. Известно, что удельный вес теневой экономики, реально не влияющий на макроэкономические показатели, оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Таджикские специалисты оценивают уровень теневой экономики в 70-80%, за счет этого бюджет недополучает 800-900 млн. долларов.

Является гибельной ошибкой обсуждать проблемы, исходя из общих соображений и игнорируя специфику современного положения страны. Проблема наращивания инвестиций – это не проблема накопления денег, а проблема непосредственной мобилизации трудового потенциала общества и совсем не так как это представляется в Таджикистане, когда при обсуждении проблемы инвестиций в таджикскую экономику обычно является указание на нехватку денег. За этим стоит логика, присущая обществу, с нормальной, устоявшейся рыночной экономикой. Но в республике нет такого – это бесспорный факт. Отсутствие и нехватка денег является своеобразным толчком, поскольку реформы начинаются там, где кончаются деньги.

Сегодня при низкой занятости населения 55-57% она во многом, как ни парадоксально это прозвучит – избыточна, так как не эффективна и нерациональна. Капитал не может эффективно функционировать при такой занятости. Это одна из глубоких структурных причин того, что в Таджикистане не сложился класс эффективных промышленных "капиталистов".
Когда обсуждается такой сложный вопрос невозможно не обратиться к эффективности предприятий. Куда предлагается инвестировать, где программы, перечень достойных, еще не "потерянных" объектов? В Таджикистане доля убыточных предприятий от их общего количества составляет более 37%.

С 2000 года и по настоящее время доля убыточных предприятий в промышленности увеличилась с 4 до 28%, на транспорте и в связи с 3 до 24, в строительстве с 4% до 35%. В ведущей отрасли хозяйства страны – в сельском хозяйстве – их количество возросло с 727 до 1255, то есть 43% всех хозяйств этой отрасли – убыточны. Оставшиеся трудно назвать благополучными. Из всех направляемых в эту отрасль капитальных вложений осваивается немногим 7%. Причины лежат глубже, чем отмеченная выше нехватка денег. Иначе, почему такое низкое освоение вложений.

Каковы же основные выводы, к которым пришел потенциальный инвестор
- ЕСЛИ инвестиционное поведение общества, заключающееся в сокращении реальных производственных вложений, не будет сменено на противоположное - спасение индустриального потенциала окажется невозможным.
- Спасение индустриального потенциала в целом – или хотя бы в основной части – не возьмет на себя частный капитал – ни отечественный, ни иностранный.
- Экономический рост в дальнейшем будет более трудным, учитывая, что основные возможности прошлых лет, исчерпывают себя, а ввод новых производственных мощностей, инноваций и т.д. не осуществляется необходимыми темпами или не будут введены в силу фактора и лага во времени. Иными словами, если преодолеть невозможное и инновации войдут в экономику, они не будут освоены за столь короткий промежуток времени – в 5 -10 лет, поскольку вступает в силу Закон лага во времени и упущенного времени. Но другого варианта нет, поскольку все базируется на системе индустриальных технологий. В равной мере это относится ко всем сферам производства, именно это определяет абсолютно все процессы, происходящие в обществе.

Итак "инвестиции в экономику Таджикистана - русская рулетка"? Ответим так: капитал избегает осуществлять вложения в подавляющее большинство отраслей и предприятий: коль скоро общество существует за счет проедания своего производственного аппарата, инвестировать в последний – значит обрекать капитал на исчезновение….

Анекдот в тему
- Это замечательно! Вы пришли на рынок всего шесть месяцев назад, и у вас уже миллион долларов. Как вы этого добились?
- Ну, это очень просто. Я начал с двух миллионов…
…И последнее. Автор названной статьи, риторически, почти по Шекспиру, спрашивает: "С кем Вы?" Предвидя такой же вопрос к нам, ответим - с теми, кто строит новый Таджикистан. Однако другая точка зрения, иной взгляд на проблему, не факт обвинения в непатриотизме, ибо в экономике не допустимы сослагательные наклонения, а широкий диапазон, пусть даже субъективных оценок и мнений, будет только способствовать принятию необходимых решений, которые необходимо донести до адресата.
Ахмед ГУРШУМОВ,
независимый эксперт

врезки:

"ПО полученным займам за первые 5 лет нового тысячелетия в РТ задолженность возросла с 11 до 862 млн. долларов (в 78 раз!!!), а удельный вес увеличился с 0,6 до 27,1%".

ТАДЖИКСКИЕ специалисты оценивают уровень теневой экономики в 70-80%, за счет этого бюджет недополучает 800-900 млн. долларов

"С 2000 года и по настоящее время доля убыточных предприятий в промышленности увеличилась с 4 до 28%, на транспорте и в связи с 3 до 24, в строительстве с 4% до 35%. В ведущей отрасли хозяйства страны – в сельском хозяйстве – их количество возросло с 727 до 1255"

Источник - Азия-плюс
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1192723980
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх