КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 16.08.2007
21:17  Страны ШОС заключили Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве
14:24  Итог саммита - Бишкекская декларация Шанхайской организации сотрудничества (текст)
11:57  Главы ШОС улетают на маневры в Чебаркуль (план мероприятий)
11:52  Н.Назарбаев предлагает создать в рамках ШОС "Энергетические агентство и биржу"
11:51  Э.Рахмон озвучил на Бишкекском саммите идею слияния ОДКБ и ШОС
11:33  Партия "Отан" инициирует создание "Института языков народов Казахстана"
11:31  "Э-К" > Карманы, полные урана. Казахстан станет самым влиятельным игроком на мировом урановом рынке
11:28  Э.Гасанов: Здравствуйте, родные аксакалы... Об азербайджанских радикалах преклонных лет
10:34  На древних руинах в центре Ташкента создается археологический музей под открытым небом
10:05  Г.Майкова: "ШОС вполне может пополниться новыми членами"
09:58  "Нельзя, чтобы новая казахстанская демократия...", - обращение Н.Назарбаева к народу
09:02  Р.Бариев: Когда, как и почему казахи откололись от узбеков
08:52  "МСН" > Отрешенные генеральской волей. Очередные разборки в стане киргизской оппозиции
08:51  Кокандскую правозащитницу Н.Урунову преследуют за публикацию в Интернете о ее осужденном сыне
08:39  "Gulf Times": Просчитались во всем... США больше не способны править миром
08:29  Financial Times: Россия добавляет сил центральноазиатскому саммиту
08:26  Wall Street Journal: "Миссия мира". Не совсем ясно, против кого или чего идут военные маневры ШОС...
08:23  ШОС для Запада по-прежнему "темная лошадка"... Немецкие эксперты - о перспективах ШОС
08:21  А.Дурани: "Блеск и нищета" полиции. Почему профессия полицейский непопулярна в Афганистане?
08:13  "КП" > Америке покажут в Бишкеке и Чебаркуле Варшавский договор-2
08:11  Путин обещает Киргизии $2 млрд российских инвестиций
08:09  "Австрийское правосудие приняло пристрастное решение", - заявление МВД Казахстана по делу Р.Алиева
08:07  "Къ" > Россия выписала повестку ШОС. Состоялся неформальный ужин президентов
08:02  "ВН" > От Эльбруса до Гуама. Россия наращивает свое военное присутствие в мире
08:01  А.Дубнов: Силы добра готовятся к победе над злом. В Бишкеке открывается саммит ШОС
07:54  "НГ" > Китай вытесняет Россию из Азии. Столкновение интересов неизбежно?
07:53  Щедрый дракон, богатый медведь. Что может противопоставить Запад экспансии с Востока?
07:36  Роджер Стерн: Как Европа может повлиять на Иран
07:32  Posit.kz > Казахстанская армия - небоеспособна
07:27  "РБК" > ШОС сыграла в войну. Чтобы поставить на место НАТО
06:58  Баку кредитует Тбилиси. Плюшевые китайские панды отправятся в Европу через Грузию и Азербайджан
05:49  Р.Исмаилов: Бакинский нефтяной бум пока не достиг регионов Азербайджана
04:02  Точка, точка, запятая... В Астане пройдет конференция "по управлению человеческими ресурсами"
03:47  Дж.Кусера: Саммит ШОС - честолюбивые проекты могут разбиться о противоборствующие интересы...
01:43  Андижанские беженцы просят помощи у Президента Чехии Клауса
00:47  Казахстанские наездники взяли все 9 призов в международной центразийской байге
00:17  А.Храмчихин: Россия считает Индию идеальным союзником
00:11  Узбекистан вновь объявил тендер на продажу 45,4% акций электрозавода "Алгоритм"
00:02  Г.Оспанова: В Кыргызстане с каждым днем увеличивается число разводов
Среда, 15.08.2007
23:13  В Афганском горном массиве Тора-Бора началась операция по поиску боевиков
18:59  Таджикская педагогика. Не хочешь работать преподавателем - под суд
17:36  Киргизия обещает Китаю денег, если тот поведет газопровод в Туркмению по ее территории
17:33  Членистоногие побеждают НАТО. Истребитель F-16 ВВС Голландии сбил над Афганом... огромный паук
17:21  "Талас Голд Майнинг Компани", вместо Фреда Хьюстона, возглавил Эдуард Кубатов
17:13  Дипломатический инцидент. Президент Ирана отказался сидеть рядом со спикером киргизского парламента
16:55  В Таджикистане начался суд над секс-маньяком-убийцей из Узбекистана
13:55  Киргизские правозащитницы просят глав ШОС отменить смертную казнь (обращение)
13:50  Кандидат в президенты Узбекистана обвиняет премьер-министра в провоцированнии "взрывоопасной ситуации" в стране
11:52  Жизнь в стиле МAD. Торгово-финансовая война между США и Китаем уничтожит обе стороны
11:46  Территории двух православных храмов Алматы выведены из зоны сноса
11:41  Е.Авдеева: Водные войны ЦентрАзии. Благоразумие слабых (продолжение)
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   |   Узбекистан   | 
Р.Бариев: Когда, как и почему казахи откололись от узбеков
09:02 16.08.2007

Известно, что
>каждый народ в кризисные моменты своего развития, в целях преодоления проблем и продвижения вперед, ищет поддержку своим усилиям, обращаясь к собственной истории. Однако в процессе анализа и переосмысления нацией своего прошлого нередко происходит утрата объективности и здравомыслия, в основном из-за стремления правящих элит "подогнать" под текущий момент и "политическую надстройку" соответствующий исторический базис. Такая ситуация создает возможность для различных спекуляций на исторические темы. Как правило, проводятся псевдо-исследования, появляются заказные статьи и книги по истории, скомпилированные псевдо-учеными, жаждущими признания и славы в своем отечестве. Причем, вся эта антинаучная возня возводится в ранг государственной политики.

Благо, если бы все эти усилия направлялись учеными на восстановление исторической справедливости на основе дотошного изучения реальных фактов и событий прошлого. Так нет ведь, стезя исторической науки отдается в руки кучки дилетантов, занимающихся измышлением и стряпанием умозаключений.

Последствия такой политики могут оказаться губительными для будущего любой страны, в том числе и Казахстана. В последнее время в казахстанских СМИ мы все чаще встречаем новые "открытия" в изучении истории и этногенеза казахского народа. Притом, с каждым разом известные и безызвестные нам авторы статей все больше удивляют аудиторию новым "казахским фэнтези". Создается впечатление, что к историческим проблемам они относятся как школьники к темам для вольного сочинения.

В чем же причина такого безответственного подхода к истории своего народа? Или это, все-таки, политический заказ властей, стремящихся пустить пыль в глаза народу и отвлечь его внимание от накопившихся в стране насущных проблем?

Возьмем лишь один пример - тезис о том, что нынешние казахи это вовсе не казахи, а узбеки. Соответственно, узбеки - это не те, за кого мы их принимаем. Об этом вполне серьезно начинают рассуждать новоиспеченные "историки" вроде Торегали Ташенова, а их идеи принимают на вооружение журналисты вроде Серика Малеева ("Когда казахи были узбеками". – Мегаполис, № 23 (338) от 18.06.2007, "Казахи как объект подражания и обожания… узбекских и мировых СМИ". – Мегаполис, №10 (325) от 19.03.2007). Представляется, что господину Малееву было бы более полезно сначала изучить серьезную историографическую литературу, в том числе и казахских авторов.

А в случае с Малеевым и вовсе далеко ходить не надо. Его старший коллега по газете "Мегаполис" Ахас Тажутов в статье "Казахский батыр Ер-Таргын был племянником Ивана Грозного" пишет по вопросу этноисторического родства следующее: "А теперь о казахах. Поначалу все население Белой Орды называлось "узбеками". Понятие о казахах и Казахском ханстве появилось тогда, когда часть кочевых племен Восточного Дешт-и-Кипчака не пожелала подчиняться Абулхайр-хану и под началом внука Урус-хана Джаныбека и его родственника Гирея ушла в долину рек Чу и Талас.

Вот что пишет об этом Махмуд ибн Валид: "Некоторые из потомков Тука-Тимур-хана, сына Джучи-хана, например, Кирай-хан и Джаныбек-хан... вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину, отказавшись от унаследованной страны...".

Как должны были назвать этих ханов и поддержавших их кочевников население близлежащих удельных владений и государств и их правители? Ведь с точки зрения последних это были бунтари, люди, ищущие независимости? Правильно - казахами (казаками). Что, собственно, и произошло. Мне думается, что авторство тут принадлежит шайбанидам. Потому что ушедшее с Мухаммадом Шайбани в Среднюю Азию объединение племен сохранило название "узбек". Отколовшиеся от них племена некоторое время именовались "узбек-казахами" (то есть "узбеками, отделившимися от своих"), а потом – просто "казахами". В этом вопросе, как ни крути, ну никак не получается, что Мухаммад Шайбани-хан ушел в Среднюю Азию только со своими телохранителями. Все средневековые историки (Ибн Халдун, Абулгази Хан и другие) едины во мнении, что вместе с султанами Джанибеком и Гиреем от Абулхайр-хана в начале XV века ушла только малая часть населения Дешт-и-Кипчака. Точных сведений нет, но где-то от 25% до 1/3 населения, в лучшем случае. А после поражения Мухаммада Шайбани-хана в борьбе за отцовское наследство, большая часть его войска (и кочевавшего с ним населения) ушла в Мавераннахр, а часть – мангиты - основали Ногайскую Орду и не вошли в Казахское ханство, созданное в 1456 году.

В исторической литературе государство, которое создал Абулхайр-хан, известно под названием Государство кочевых узбеков (или Узбекское ханство), и это никто не оспаривает. Оно появилось в 20-х гг. XV века на степных пространствах современного Казахстана в результате распада Ак-Орды и междоусобиц Джучидов.

Абулхайр-хану удалось удерживать самостоятельное ханство и власть в течение сорока лет. Этнический состав населения ханства был таким же сложным, как и состав населения Ак-Орды. В него входили, в основном, те же племена, что и в это политическое объединение. В конце XIV - первой половине XV веков эти племена были известны под общим собирательным этнополитическим именем "узбеки". После смерти Абулхайр-хана, его внуку Мухаммаду Шайбани пришлось вести долгую и упорную борьбу за власть в степи именно с казахскими ханами, которые, вернувшись из Могулистана, создали Казахское ханство. Таким образом, часть входивших ранее в состав кочевых узбеков племена стала называться казахами – вольными людьми или отшельниками (отколовшимися). Также было и с появлением казаков в истории России, и с их тюркоязычным определением. Кстати, эту же теорию выдвигает и Ахас Тажутов.

На этом мы пока и остановимся, поскольку чтобы внести ясность в обсуждаемый вопрос, прежде всего, потребуется уяснить для себя суть понятия "этногенез", т.е. происхождение народа. Этногенез является одним из разделов этнологии. В его задачи входит определение происхождения того или иного народа путем выявления его этнических и исторических корней. Для этого исследователю необходимо руководствоваться не популярными социологическими теориями, а принципом историзма, причем определяющее значение должны иметь данные исторических первоисточников.

Однако утверждение о том, что нынешние казахи были теми узбеками, которые впоследствии якобы "подарили" свое название так называемым "сартам", населявшим территорию современного Узбекистана, не имеет необходимого научного обоснования и подтверждения. Это и выдает авторов, которые целенаправленно пытаются навязать нам свою точку зрения, выдавая желаемое за действительность. Анализ их аргументации дает основание говорить о преднамеренной фальсификации истории.

Этногенез узбекского народа действительно в его поздний период связан с этнической историей даштикипчакских кочевых узбеков. Но этот компонент является самым поздним в этнической истории узбеков. Он не внес ничего нового в процесс сложения этого народа, так как уже присутствовал в нем. Известно, что некоторые тюрко-монгольские племена, еще задолго до появления узбеков Шайбани-хана в Мавераннахре и Хорасане, жили как в степях Дашт-и-Кипчака, так и в Мавераннахре.

Например, уйгуры составляли часть населения и во владениях Абулхайр-хана, и в государстве Тимуридов. Кроме них в Мавераннахре, задолго до появления кочевых узбеков и монголов, также жили ктаи, между тем ктаи были также среди племен Абулхайра и Шайбани-хана. Такая же ситуация наблюдалась среди карлуков. А сартами назывались именно те, которые вели оседлый образ жизни в городах. Более того, казахи, т.е. бывшие кочевые узбеки, называли также сартами своих соплеменников, которые оседали в поселениях и городах, теряли с ними родственную связь и связь с их образом жизни. Вместе с оседлым тюркоязычным населением к сартам относили и персоязычное население (таджики, иранцы и т.д.).

Известный ученый и единственный в Казахстане профессиональный этнолог Н. Э. Масанов в одном из своих интервью об этногенезе казахского народа говорил: "Если вы родились хоть за три девять земель, но кочуете среди казахов – вы кочевник, вы казах. Но если ваши родители казахи, а вы живете в городе, вы – сарт. Вы не казах".

То есть, название они получили по образу жизни и хозяйствования. Таким образом, использование "сарт" в качестве этнонима (хотя и бывшего) одного народа само по себе показывает, что новые "исследователи" далеки от исторической науки. И, наконец, анализы на основе использования казахских преданий и легенд, которые имеют хоть что-либо общее с некоторыми историческими датами и событиями, как правило, приводят к такому результату, когда исследователи ищут и находят в устных источниках только то, что они изначально определили для себя как "правду". А то, что противоречит их "правде", они пытаются не замечать, и уходят от интерпретации, дабы не разрушить свои же изначально ложные тезисы.

Если подойти к нашему вопросу объективно то, можно с большой долей уверенности сказать, что кочевые узбеки влились в состав древнего оседло-земледельческого тюркского населения Междуречья и, приняв его язык, стали его частью. По сути, по такому пути развивается вся история народов и этносов.

Историческим памятником и одним из доказательств сказанному является "Книга о бухарском госте", составленная Рузбеханом Исфаганским. Историческими памятниками того времени являются "Книга родословия его величества, наместника всемилостивого, Шайбани-хана", "Книга о Шайбани-хане" Муллы Бенаи, "Абулхайр-ханская история", написанная Масуд бен Осман-и-Кухистани по распоряжению шайбанида Абдуллатиф-хана. В этих исторических трудах вы можете найти истину, которую хотят исказить новоявленные "эксперты" по этногенезу узбекского и казахского народов.

Вероятно, концептуальные ошибки в современной историографии Казахстана и дальше будут возникать, поскольку в настоящее время эта наука испытывает глубочайший кризис. Как считают сами казахские ученые, парадокс в том, что в современном Казахстане нет ни одного профессионального специалиста по истории и культуре номадного общества. В советское время такими считались всего три специалиста - доктора наук Х.Аргынбаев, М. Муканов и Н. Масанов.

По этому поводу Н. Масанов говорит следующее: "Сами казахи не понимают и не хотят ценить свою историю и культуру. Они все время хотят примазаться к чужой славе, к чужой истории, к чужой культуре. Вы посмотрите, что пишут в наших школьных учебниках истории: у нас были города. Да какие города? Не было в Казахстане никогда городов. Начинают выдумывать сказки про Отрар, библиотеки и прочую чепуху. Не научно все это. Надо четко понять – мы были кочевниками. Наши предки были кочевниками. Наша история и культура – кочевые. И мы должны уметь понимать и ценить нашу кочевую историю и культуру, а не придумывать себе города, библиотеки, земледельческие поля, ирригационные сооружения и тому подобную чепуху. Номады никогда не признавали территориально-административных границ, поскольку они препятствовали системе рационального выпаса скота".

Но в прошлом году среди нас не стало и доктора Н. Масанова. А между тем, в Казахстане продолжается нарастающая мифологизация казахской истории. Об этом в своей статье "800 миллионов тенге за статью" написал заместитель главного редактора газеты "Свобода слова" Ербол Курманбаев. Как он отмечает, "глупая и поверхностная фальсификация истории приведет к тому, что скоро весь мир будет смеяться над казахами".

Хотелось бы спросить, какие цели преследуют "одноразовые" авторы по этнической истории народов Центральной Азии и их заказчики, пытаясь создавать новые лже-науки и ища "голубую кровь" среди своих родичей. Известно ведь, что история каждого народа по-своему уникальна и заслуживает глубокого уважения. Обратное могут утверждать лишь невежды или люди, которые готовы выполнить чей-то заказ "любой ценой", даже ценой потери уважения среди коллег по цеху журналистики или науки.

Р.Бариев, доктор исторических наук
16.08.2007

Источник - forum.msk.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1187240520
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх