КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 04.05.2007
23:24  Крупные разборки. Кто заказал чеченский погром в казахстанском Маловодном?
19:46  В Ховалинге осужден 36-летний Хакимов. Бил 7-мь жен
17:53  Гулистанские аксакалы протестуют. В Узбекистане подбираются властями даже работники мечетей
16:14  О.Панкратов: Юстиция или инвестиция. Как инопланетяне захватывают власть в Киргизии
16:03  Т.Исмаилова: "Нынешняя советская киргизская номенклатурная элита надоела, как..."
15:19  М.Чолпонбаев (экс-спикер): В Кыргызстане легитимной является лишь Конституция 1993 года
15:06  У.Чотонов: ШОС. К проблеме миграционных процессов
15:02  О.Дерипаска и А.Назаров согласились миром поделить Таджикский алюминиевый завод
14:49  А.Гурьев: Ситуация в Турции. Горячий апрель 2007 г.
14:39  А.Караваев: Россия - США на постсоветском пространстве: от иллюзий к реализму
14:36  Кто на свете всех главнее?... Каримов и Рахмон обменялись претензиями по телефону
14:34  "DW" > Брысь с рейса. "Черный список" туркменских властей пополняется журналистами
14:26  Аллисон Гилл: Приговор Ниязовой - это позор не Узбекистану, а... Евросоюзу
14:24  МИД Узбекистана попутал функции. Весна как никак...
14:21  Ф.Джунайдов: Почему СМИ Таджикистана проигрывают суды?
13:56  Ф.Холбек: "Чужая рука". Почему Таджикистану не верят, что он самостоятельный?
13:46  ВВС > Чей дом - гостиница? Неугомонный ташкенто-еврейский магнат М.Черной судится с главой "Русала"
13:33  Отпиарили. В список 100 самых влиятельных людей мира от Time попали: г/комик Коэн, Каспаров, футболист Анри?!
13:31  В Петербурге откроется Генконсульство Узбекистана
13:27  Бермет Акаева решила судиться из-за снятия с выборов
13:24  Gazeta.kz > Останется ли Турция светским государством?
13:23  А.Асроров: Советское наследство уходит с молотка. В Узбекистане обанкротилось еще одно текстильное предприятие
12:57  О.Шарифов: Латинизация алфавита. Узбекский опыт
12:51  Китай нашел в Желтом море... море нефти
12:23  К.Келимбетов (глава КазГосфонда "Казына"): Хватит плакать по ампутированной ноге!
12:15  Сапа Мекебаев: При охоте на слонов главное - не преувеличивать. Почему Таджикистан не верхдержава?
12:14  Труба через Каспий утонула. Казахстан не хочет строить Транскаспийский газопровод
11:37  Памяти павших. В Туркмении вышел в свет третий том книги "Sohrat" ("Слава") c рассказом о деде президента
11:33  Н.Байрамова: У г-жи Арбур много претензий к Туркмении
11:15  C.Притчин: Газопроводные войны ТрансКаспия. Конкуренты идут
10:55  Друг в беде не бросит... Германия страстно пытается... снять санкции с Узбекистана
10:49  Астану накрыл самум. Песчаная буря убила двух горожан
10:29  И.Томберг: Россия - Туркмения: новый газовый союз и старые проблемы
10:23  А.Куртов: Нурсултан Назарбаев - заявка на роль лорда-протектора Центральной Азии
10:19  РБК >Все газопроводы ведут в Китай. Узбекистан и Китай подписали соглашение о...
10:17  Н.Алякринская: Война трубопроводов. России требуется собственная энергетическая стратегия
10:13  "МН" > Иран не блефует. Ахмадинежад одержал первую победу над антииранской коалицией
09:58  Вместе весело сажать. Контролировать работу казахстанского МВД будет общественный совет
02:00  Ковка кадров. США открыли в Баку Азербайджано-Американскую журналистскую академию
01:58  Нефтепутаница. Азербайджан отказался/не отказался от транзита нефти через Россию?
00:10  Туркменистан: грязные секреты городского строительства в Ашхабаде
00:06  Отчет ООН: ЦентрАзии грозят - мрачные экологические перспективы и дефицит воды
Четверг, 03.05.2007
18:20  М.Иманалиев: Проблемы национальной государственности в Центральной Азии
17:22  C.Сабко: Налоговая реформа в Кыргызстане: мифы и реальность
16:27  Т.Якубов: А если Каримов объявит в стране каннибализм?
15:14  "РВ" > Казахский прагматизм. Экономические амбиции Астаны
14:53  Россия начала работы по энергоснабжению АЭС в Бушере
14:38  Нур Омаров: Киргизия может стать государством-фантомом
14:33  Массовая гибель тюленей на Каспии: вирус, нефть или загадка природы?
14:09  М.Алимардонов (глава Нацбанка Таджикистана): "Дефолта не будет, долги хлопкоробам - спишем"
14:07  Asia-Plus > Долина смерти. Туберкулез - бич Таджикистана
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
У.Чотонов: ШОС. К проблеме миграционных процессов
15:06 04.05.2007

Чтобы не говорили о новом миропорядке после окончания холодной войны, главенствующими по-прежнему остаются три империи американского кондора, русского медведя и китайского дракона. Все республики Центральной Азии (и не только они) выстраивают свою внешнеполитическую линию с учетом политики трех государств. История ШОС - не исключение.

>Со дня зарождения нового евразийского мега-альянса ежегодно подписываемые документы наполнялись новым содержанием, Кроме чисто военного сотрудничества, было решено вместе противостоять прежде всего трем угрозам сепаратизму, экстремизму и терроризму. Для нашего региона это сверхактуально. Одобрена и долгосрочная программа многостороннего партнерства в торгово-экономической сфере. На фоне всех этих программ не стоит забывать и о развитии демографического процесса и совместных действиях на миграционной арене. Ныне процесс миграции стал одной из аюуальных проблем в странах ШОС.

Усиление вынужденной межгосударственной миграции между странами СНГ обусловлено:

1. Социально-экономическими трудностями переходного периода:

снижением эффективности хозяйственной деятельности, падением производства и, как следствие - ростом безработицы и резким снижением уровня жизни населения непосредственно обусловило нарастание темпов миграционного движения населения в Центрально-азиатском регионе .

2. Другими из них являются напряженность в сфере национальных и межнациональных отношений, что требует компетентных разработок эшодемографов с экономических, политических, национальных, межличностных и семейных позиций.
Следующим фактором вынужденной миграции русскоязычного населения стали этнократические процессы в формировании властных структур, кадровой политике, образовании, сужение сферы функционирования русского языка в республиках Средней Азии. Социально-экономическими последствиями I миграции в Центрально-азиатским государства явились утрата человеческого капитала, высококвалифицированных работников, которые переселяются в Россию, Западную Европу, США, Израиль, что обескровило ряд государств (в том числе и Кыргызстан), обернулось значительным экономическим, социальным, политическим и нравственным ущербом.

Только Кыргызстан за 1991-1998 гг. покинуло более 300 тыс. человек славянской национальности . Огромны экономические потери от миграции за пятилетний период из-за оттока трудоспособного населения страна лишилась чисто материального продукта на 1,2 млрд. долларов. Сокращение числа мигрантов из государств Центрально-азиатского региона возможно при решении ряда проблем: признание русского языка официальным, принятие двойного гражданства, трудоустройство в России (например, вахтовым методом), что дало бы возможность обеспечить минимальный прожиточный уровень семьям этнических россиян. В Кыргызстане позитивный шаг в этом направлении сделан; русский язык получил статус официального. Сократить миграционные настроения среди русскоязычного населения можно, усилив работу по разъяснению законодательства России по вопросам переезда, давая объективную картину всех трудностей, с которыми придется встретиться переселенцам на этнической родине; форсировать ратификацию Соглашения о правовом статусе граждан России и других государств, проживающих в Кыргызской республики и граждан Кыргызской республике, переселяющихся в Россию, и т.д.

Особенностью последних лет является все увеличивающийся из стран Центрально-азиатского региона, отток лиц коренной национальности вызванной демографическим прессом.

В регионе нет общего рынка рабочей силы. Этому препятствует институт прописки, различающиеся и до сих пор на оформившиеся до конца иммиграционные законодательства в странах Центральной Азии, проблема гражданства как на уровне становления новых гражданских идентичностей, так и на уровне национальных законодательств.

Наряду с эмиграцией в постсоветский период важным показателем стала иммиграция в виде репатриации. Так, активизировался процесс репатриации на этническую родину из МНР. На начало 1996 года насчитывалось 12 тыс. семей, или 60 тыс. человек, перебравшихся в Казахстан (преимущественно в его северные и центральные) из МНР. Переселение казахов из Монголии в Казахстан потребовало подготовки правовой основы для сотрудничества двух государств в урегулировании этого процесса. В документах зафиксировано, в частности о том. что "граждане и юридические лица Монголии и Казахстана будут пользоваться па территории обоих государств одинаковой правовой защитой своих личных и имущественных прав". В последнее время в печати появились сообщения об имевших место фактах эпизодических миграциях казахов и кыргызов, таджиков, узбеков из Синьцзяна в Центральную Азию.

Эйфория, отличавшая начальный этап возвращения "соплеменников", сейчас спадает, в том числе и самих переселенцев, поскольку их переселение далеко не всегда сопровождалось необходимым в таких случаях материальным и юридическим подкреплением.

Каковы же возможные последствия широкомасштабной межгосударственной миграции в Центральную Азию? Если репатриация приобретет динамичный характер, может произойти самоликвидация казахских, кыргызских диаспор в СУАР. Что это будет означать для межгосударственных отношений в регионе?

Казахские, кыргызские анклавы за пределами Республики Казахстан и Кыргызской республики, сложившиеся в ходе длительного исторического процесса расселения казахской, кыргызской народности и в результате российско-китайского разграничения, осуществленного в прошлом веке, объективно служат сейчас своего рода политическим буфером в отношении новых независимых государств с Китаем. Если буфера не станет, Пекин намерен проводить более жесткую политику как в отношении уйгурского сепаратизма, так и своих центрально-азиатских соседей.

По мере прибытия новых волн иммигрантов из Афганистана, Таджикистана, и др. государств накапливается некоторый опыт в сложном деле обустройства мигрантов. Поэтому есть надежда, что в конечном счете усилиями правительственных органов процесс репатриации будет направлен в выверенное русло. В этой связи для регулирования этнических миграций в Центральную Азию и из нее требуются согласованные действия правительств Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая, России. Любые политические акты, предпринятые правительствами этих стран в одностороннем порядке, крайне нежелательны. Необходима выработка государствами региона взвешенной иммиграционной политики. Важно заранее рассчитать возможные издержки и выгоды как во внутриполитической, так и во внешнеполитической сфере, разъяснять иммигрантам их будущий статус и перспективы обустройства.

Важной проблемой в обеспечении устойчивого человеческого развития в Центрально-азиатском регионе стала проблема беженцев из районов локальных военных конфликтов и развитие нерегламентированной занятости, особенно в Кыргызской Республике и приграничных районах Узбекистана и Таджикистана. Приток беженцев создает определенное социальное напряжение, усиливает криминогенную обстановку в крупных городах, обостряет ситуацию на местных рынках труда.

Миграция в плане экономическом ведет к созданию рынка труда. Все центрально-азиатские страны ощутили миграционное давление, наивысший пик пришелся на 1993-94 гг. Сейчас миграционные потоки снижаются.2 Миграционную политику следует адаптировать и согласовать, чтобы общая политика региона способствовало формированию общего рынка труда. В целом же следует исходить из принципиально свободного перемещения лиц и обеспечение прав мигрантов.

Все большую актуальность в Центрально-азиатском регионе приобретает проблема трудовой миграции. Регулирование проблем в трудовой сфере на межгосударственном уровне предполагает создание правовых экономических, организационных условий для постепенного перехода к свободному перемещению рабочей силы в регионе с учетом развития интеграционных процессов.

Трудовая миграция ставит перед странами ряд проблем негативного и позитивного аспектов. Поскольку центрально-азиатские государства находятся на пути создания единого экономического пространства, решение проблем так называемой "утечки мозгов" и нелегальная миграция имеют перспективное направление.

Передвижение работников в рамках центрально-азиатских стран мало изученная проблема. И, видимо, особенно активны оно стало с момента создания в 1993 году Центрально-азиатской ассоциации свободной торговли и подписания Соглашения о свободном передвижении товаров, услуг, рабочей) силы и капиталов.

Движение рабочей силы происходит от стран, богатых трудовыми! ресурсами, к странам, более богатым капиталом. Отток трудоспособного населения испытали все постсоветские страны.

Нерегламентированная занятость в странах Центральной Азии имеет формы "челночной торговли" и нелегальной миграции, особенно в летний период. Основной причиной развития этих форм занятости являются ухудшение экономической ситуации, спад производства, финансовые кризисы, обладание притока инвестиций - факторы, замедлившие интеграции государств.

15 июня 2004 года открыт центр правовой помощи иностранным гражданам в городе Бишкек. Центр был создан благодаря инициативе УВД Бишкека в рамках обозначенный президентом Кыргызской Республики доктрине "Кыргызстан - страна прав человека". Центр негосударственная структура, которая призвана улучшить защиту прав иностранцев с помощью тесного сотрудничества с милицией. Центр предлагает иностранным гражданам уважать Законы и людей Кыргызской Республики, традиции и обычаи кыргызского народа.

На наш взгляд, управление этнодемографической ситуацией в странах ШОС с целью подчинения ее задачам обеспечения безопасное и социально-экономическим задачам и составляет главное содержание миграционной политики. Новая миграционная политика особо необходима для молодых суверенных государств-членов ШОС, в которых фактически отсутствует целенаправленная новая миграционная политика, целенаправленно и точно регулирующая миграционными процессами в республиках. Без научно - обоснованной концепции урегулирование миграции общества криминализируется, за счет свободной миграции криминальных людей. И эти процессы почти остаются вне поле внимания больших политиков -|правительства, парламентариев.

Нужна миграционная политика оказывающие влияние на усилившуюся эмиграцию не только русскоязычного, но и коренного населения в другие республики, в особенности в России. Словом нужна новая миграционнан политика ориентированная на регулирование и управление миграционными процессами с целью обеспечения безопасность и установление стабильности в странах ШОС.

На наш взгляд, во-первых, миграционное изменение ситуаций в молодых независимых государствах из-за изменившихся социально- экономических, политических условий обязательно требует новый подход к их регулированию, подчинив к насущным потребностям переходного к рыночным отнаошениям периода. Во-вторых, необходимость новой миграционной политики также вытекает из нужд молодых независимых государств в регулировании межгосударственных проблем миграции коренного и некоренного их населения, для защиты интересов диаспор коренных народов в других странах и т.д. В-третьих, без новой миграционной политики, основанной на научно-обоснованных статистических методах сбора информации невозможно и управление ими в целях стабилизации и организованность в пределах ШОС.

Чотонов У.Ч. - д.и. н., профессор Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына (Кыргызстан)
04 мая 2007

Источник - ИАЦ МГУ
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1178276760
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх