КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 22.02.2007
19:58  ИГНПУ > Тайно осужденным "андижанцам" не выданы приговоры, родственникам не сообщают их место заключения
18:24  Посольство Киргизии в Саудовской Аравии возглавил Ж.Шарипов
17:40  А.Асроров: "Кузькина мать" по-путински. За кого пойдет СНГ? Часть 2-я
16:37  И.Рустамбек: Феликс Кулов открыл свой фронт против президента Киргизии
15:30  Полная трехня. В Алматы могут появиться свои "пизанские башни"
13:07  Радио Свобода: Суфизм. Говорить о вере в терминах любви
12:16  Новые назначения в Туркмении: минсобес - Г.Какалыев, минкультуры - Э.Атаева и др.
12:11  В.Волков: Подвиг Ермака. Как казачий атаман поместил на российский герб третью корону
12:03  "Мы втроем в это окошко выстрелили, и попали...", - рассказ душанбинца, снайпера Н.Зотова
11:47  Страна теряет сотни тысяч долларов. У таджикского хлопка нет никакого ГОСТа
11:35  Ш. Хайруллаев (минобороны Таджикистана): "воевать тогда было очень сложно, так как и по ту сторону были наши дети и женщины" (интервью)
11:12  Итальянское правительство Р.Проди ушло в отставку из-за... американской войны в Афгане
11:02  Российская "Ренова" запаслась ураном. Ее структура купила Кара-Балтинский ГРК в Киргизии
10:32  СНБ Узбекистана освободила казахстанского пастора Гарифулина
10:29  Маразм крепчает. В Каракалпакии фермерам приказано сыпать кизяк на обочине дорог, чтобы...
10:26  Uzmetronom > Ай, да Риссель! Ай, да… Немецкие НПО готовы "конструктивно сотрудничать" с Каримовым
10:20  К.Муминов: Узбекистан: затишье перед новациями
10:17  EUobserver > Евросоюз ищет пути для переговоров с диктаторами Центральной Азии
10:11  Д.Докучаев: Схватка за туркменский газ. Главная туркменская интрига заключается в том, как...
09:53  Квартирный спрос. Н.Назарбаев сурово пожурил всевозможных казнокрадов
09:50  Круг лучше кадрата? Как застроить Астану
09:49  Ежегодно гражданами США становятся 500 казахстанских детей
08:31  С.Мамедов: Молдавия готова принимать и перекачивать каспийскую нефть
08:24  Умер таджико-бадахшанский поэт Карамшо Назар
08:01  Буша бросает Бушева жена. Причины - пьянство и черствость президента
07:54  Жизель на подножном корму. Забастовала... балетная труппа Алматинского театра оперы и балеты
07:20  В Таласе митингующие требуют закрыть золотые рудники Джеруя и уволить местных акимов
06:28  Скончался казахстанский общественный деятель и экс-посол Б.Тайжан
00:45  М.Калишевский: Придет ли конец скитаниям "коре сарам"? О миграции среднеазиатских корейцев в Россию. Ч. 1
00:44  Тайна озера Тере-Холь. "РГ" приглашает в экспедицию по изучению загадочной тувинской крепости Пор-Бажин
00:43  А.Мамараимов: Медицина Киргизии может развалиться из-за нехватки кадров
00:35  Guardian: Запад еще пожалеет, что задирает Россию
00:33  Посольство Таджикистана в РФ заявляет: Оппозиционер Д.Атовуллоев - маньяк
00:25  Из Таш-Кумырской части МЧС Киргизии дезертировали 5 солдат
00:19  "Перспективы формирования Энергоклуба ШОС" (анонс круглого стола в Ташкенте 26/02)
00:13  "Бирдамлик" запланировал на 8/03 митинги по всему Узбекистану (анонс)
00:07  М.Камынин (МИД РФ): "Наш приоритет – завершение строительства АЭС в Бушере"
Среда, 21.02.2007
20:12  Отвоевались. Великобритания и Дания выводят войска из Ирака
16:50  ИГНПУ > Как ташкентские прокуроры фабриковали уголовное дело на... майора милиции М.Сабирова
15:58  В Казахстане утверждена новая стратегия национальной безопасности
14:32  Гарвардские недо-Умки. Финполиция Казахстана выявила нарушения при распределении международной стипендии "Болашак"
13:37  Военный институт иностранных языков Казахстана адаптируется под НАТОвскую терминологию
13:18  Отморозило? Бухарско-еврейский диамантер Леваев вкладывает $400 млн в строительство элитного жилья... в Перми
13:15  Россия готовит легализацию мигрантов. Путем добровольной выплаты штрафа в 2 тысячи рублей
13:08  И.Дададжанов: "Долой богатых, да здравствуют нищие" - не должен быть лозунгом узбекским оппозиционеров
12:52  Чем больше жен , тем толще пузо мужа. В Астане расцвело подпольное многоженство
12:48  Казахстанский МИД озаботился: "Экспансия казкапитала за границей нарастает, но никем не контролируется"
12:38  Ученые дискутируют о вкладе Рудаки в развитие таджикского языка
12:32  Т.Узакбаев (минсельхоз): Бруцеллез в Киргизии - "почти национальная трагедия"
12:22  "Казатомпром" опровергает сведения о выводе сегментов урановой промышленности из-под государственного контроля
12:11  Кинорежиссер С.Соловьев ("Асса") вспоминает, - "В детстве я дрался с Ким Чен Иром. Он был сильнее..."
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Радио Свобода: Суфизм. Говорить о вере в терминах любви
13:07 22.02.2007

Хафиз Хорезми: "Между влюбленным и Возлюбленной нет завесы. / О Хафиз, ты сам и есть твоя завеса, сбрось ее!".

>Первыми суфиями считают носивших шерстяные власяницы аскетов, живших в Ираке и Сирии в конце VIII-начале IX века, которые стремились постичь тайный смысл коранического откровения, строго следовали предписания Корана и Сунны. Кроме того, большое значение ранние суфии придавали психологическому анализу, стремились вскрыть истинные мотивы человеческих поступков. И что не менее удивительно, в числе ступивших на путь суфизма, вопреки принятой в исламской культуре традиции, были женщины.

Подробнее о возникновении суфизма и его влиянии на арабскую и персидскую культуру я попросила рассказать доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Института востоковедения Наталью Пригарину.

- Ислам официальный отвечал не на все вопросы, которые были у людей. И суфизм возник как самостоятельный поиск Бога на основании учения ислама. Существует цепь преемственности - от кого идет данная линия суфийская. И очень многие возводят себя прямо непосредственно к Пророку. Потому что все, о чем говорят суфии, они извлекают из Корана, но при этом они очень часто мыслят свободно. А самое замечательное в суфизме, конечно, что он оплодотворил культуру. И художественная литература отдала огромную дань этому, потому что очень часто большие поэты были и большими суфиями, подвижниками.

- Может быть, это как раз связано с тем, что суфизм принес возможность говорить о религии, о вере в терминах любви.
- Конечно! Тут произошло такое сложение словарей. Разные любовные отношения проецируются на любовь суфия к Богу. Вот я приведу вам пример двух классических пар. Одна - это Лейли и Меджнун - это один из важнейших сюжетом суфизма. Один тип любви, когда Меджнун - человек одержимый, влюбился в девушку по имени Лейли, и кончается тем, что он предмет своей любви видеть не хочет, потому что она живет в его сердце, и ему достаточно этого общения. И это трактуется как высшая степень любви к Богу. Эта любовь совмещает и чувственность, и возвышенные вещи, но она не реализована как чувственная любовь. Это вот Низами, XII век, это самая классика.
Скажем, в XV веке Джами написал поэму "Юсуф и Зулейха" - библейский сюжет, изумительно красивый. Любовь женщины, жены египетского наместника, к юному прекрасному рабу Иосифу, которого братья бросили в колодец за то, что он слишком красив. Это легенда, обожаемая в мусульманской культуре. В Коране она тоже ничего не достигла, любовь, ее страсть, ее безумие не реализуется. А Джами ее пожалел, он был суфием очень крупным. И вот эта Зулейха, она сначала Юсуфа домогается, потом выходит замуж, думая, что выходит за него, а потом он возвышается, а у нее дела идут очень плохо, она становится старой, некрасивой, становится слепой, потому что плачет все время. И когда прекрасный Юсуф едет на коне мимо хижины несчастной старухи, которая уже превратилась в суфия, в дервиша, она ему бросает упрек и говорит: "Ты в своей гордыне не замечаешь, что вокруг тебя творится". И тогда он воспылал к ней любовью. Она прозревает, она становится снова прекрасной, и они женятся. Джами любовь Зулейхи сделал идеалом божественной любви.
Так что спектр всех отношений между мужчиной и женщиной отражен. Иногда это мужской аспект, гомосексуальный аспект суфизма, потому что очень многие братства были замкнуты. В частности, одной из дозволенных вещей было восхищение красотой молодых, безбородых юношей, специальное их созерцание и специальное переживание любовного экстаза по отношению к Богу. Потому что каждая красота как бы символизирует красоту Бога. Есть суфии, которые отождествляют себя с женщинами, потому что Бог - это все-таки мужское начало олицетворяющее, и они одеваются в женские платья, выражают свою любовь таким способом и так далее. То есть я хочу сказать, что существуют самые разнообразные общности суфизма.

- Правда ли, что были суфийские ордена для женщин и были смешанные?
- То, что я знаю, Ясави - это орден в Турции, который возглавляет женщина. Я видела ее, она прелестная, современная, очень красивая женщина, к которой мужчины подходили, целовали ей руку как носителю этой духовной традиции. Но отношение суфизма к женщинам было амбивалентно. С другой стороны, именно женский образ возлюбленной становится очень важным суфийским символом, который потом экстраполируется на настоящую любовь. Единичные фигуры, конечно, были, безусловно, но с ними связано много всяких философских ходов. Скажем, если женщина говорит со своим наставником, она не должна быть для него женщиной, и он не должен быть для нее мужчиной. Как только он замечает, что у нее руки хной покрашены - все. Именно начало женское и мужское в суфийском движении мешает. Женщина-подвижница - это не женщина, это дух.

Женщины в восточной философии

Что неудивительно, потому как конечной целью суфии считали уничтожение своих личностных качеств и замену их божественными, либо прямое соединение с божественной истиной. Другое дело, что в четвертом томе Ихия сказано: "Воистину тот, кто не знает зла, впадает во зло".

Свой следующий вопрос я задала профессору Института востоковедения Тауфику Ибрагиму.

- В восточной философии присутствуют женщины?
- Если говорить о собственно богословских традициях, то женский элемент был менее заметным. Но есть суфизм, и как раз в рамках этого движения женский элемент не только был легализирован, а женский элемент выступает чуть ли не на первое место. Суфии организовали разные братства, ордена, и там не только были отдельные женские тарикаты, но туда принимали и женщин, и мужчин. Обычно в религиозной ортодоксальной версии мусульманского богословия подобных явлений не было. Суфизм имел совсем иной мир, мир очень красивый, очень женственный, женский.
Среди первых основателей суфизма была женщина - Рабиа, жившая в VIII веке. Любой мусульманин встречал это имя. Она была рабыня, танцовщица, и вот она ввела в мусульманскую культуру, где, хотя описывается, что Бог любит нас, Бог - любвеобильный, как-то не привыкли об отношениях Бога с человеком говорить в терминах любви. В суфизме именно Рабиа впервые ввела отношения Бога с человеком - не раб и Господь, а два влюбленных. И у нее такое прекрасное отношение к Богу: "Боже, если я тебе поклоняюсь из-за расчета на твой рай, лиши меня его, потому что это поклонение торгаша. Боже, если тебе поклоняюсь из-за боязни твоего ада, ввергни меня в него, ибо это поклонение раба. Боже, я тебя люблю, потому что ты красив. И если так, то не лишай меня возможности встретить тебя". Это стало нормой в суфизме.
Для суфия тема любви всеохватывающая. В полуортодоксальном богословии есть изречение пророка Мухаммеда, о Боге говорится: "Я был скрытым сокровищем, и мне было любо быть узнаваемым, поэтому я сотворил мир, чтобы люди меня познали". Обычно богословы подчеркивают элемент познания Бога. Бог сотворил мир, а суфии подчеркиваю момент - любит, "мне было любо". Вот поэтому основа сотворения мира - любовь. Именно любовь - та сила, которая движет миром. Бог сотворил весь мир, как и движение любви, и все в мире, любая любовь - любовь мужчины и женщины, любовь родителей к детям - это часть этой любви, которая придает смысл. Именно любовь. И другой мотив - красота. Потому что любить можно красивое. И здесь у пророка Мухаммеда есть изречение, которое суфии довели до предела: "Воистину Бог красив и любит прекрасное".
Бог - это красота. И любая красивая вещь в мире - это частица этой божественной красоты. И высшее проявление этой красоты - это женщина. И поэтому великий суфий, мыслитель, философ Ибин Араби говорит: "Созерцание Бога в женщине есть наивысшее созерцание Бога". И суфийская лирика вся построена на отношении к Богу в терминах любви, и эта любовь иногда в настолько чувственных образах, что трудно отличить, где речь идет о физической эротике или духовной эротологии в самом высоком смысле. Женский элемент там был очень развит. Не было таких, может быть, фигур на уровне Рабиа, но в биографии всех великих суфий именно среди учителей обязательно значились женские имена.
И в исламе, как и в христианстве, как в иудаизме, Бог не описывается в терминах "он" или "она". У Бога нет половых различий. Хотя принято про Бога говорить - Он. Естественно, и в арабском языке тоже так, но там для обозначения Бога есть еще слово - как и по-русски - сущность, самость Бога. По-арабски оно по форме мужское, по грамматике женское. У Бога самая главная сущность - женская.

Итак, в суфийской традиции любовь движет миром. И все проявления любви есть свидетельства любви божественной.

Тамара Ляленкова
19.02.2007

Источник - Радио Свобода
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1172138820
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх