КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 13.02.2007
23:01  Рабочие Таш-Кумырского кремниевого комбината вышли на акцию протеста
22:44  Н.Назарбаев предлагает создать "фонд поддержки культуры Казахстана"
22:17  Киргизских офицеров будут готовить в Канаде
21:34  В.Дубнов: Бердымухаммедов - ненастоящий преемник
21:30  И.Ротарь: Возможен ли реванш исламистов в Центральной Азии?
20:48  В.Дубовицкий: Необыкновенные приключения венгерского дервиша А.Вамбери в Средней Азии (история)
20:44  Т.Ансари: Предчувствие иранской войны. Напряженность вокруг ИРИ продолжает расти
20:41  Р.Оруджев: Все будет, как прежде? Не стоит ждать от нового главы Туркменистана изменения отношений с Азербайджаном
20:31  На Иссык-Куле 15/02 откроется конференция "Российские соотечественники в Киргизии: проблемы и перспективы"
18:26  Россия продала Иордании вертолеты Ка-226
17:37  И.Курбатов: Казахстан - дрейф от России
14:27  Кок-Сай. Таджикские пограничники ограбили киргизских пассажирок
14:23  Первые русские переселенцы по новой программе Путина покинут Киргизию в конце мая
11:40  Министр внутренних дел Кыргызстана запретил брать поборы с подчиненных
11:15  "DW" > Упущенные шансы Туркмении. Весь день выборов в Ашхабаде было спокойно...
10:30  В Таджикистане задержан сподвижник мятежного полковника Худойбердыева
09:26  Э.Рахмонов потребовал скорейшего восстановления ГЭС "Памир-1"
08:47  К.Н.Ясин: Страх перед изоляцией заставляет иранских шиитов идти навстречу суннитам
08:44  Джошуа Кусера: Новое афганское политдвижение "Федайин-и-Суль" стремится стать альтернативой "Талибану"
08:35  С.Ахметов (минтранс Казахстана): "Стоит задача развития широтно-меридианальной структуры создания..." (интервью)
08:28  "Литер" > Проблемное наследство. Царствовать лежа на печи Бердымухаммедову не придется
08:27  Лед тронулся. Сырдарья оставила без крова почти семьсот кызылординцев
08:22  "КП" > Избран новый Туркменбаши. Ашхабад больше напоминал город, в котором объявлено "ЧП"...
08:21  Заранее известный. Запад считает победу президента Туркмении театрализованным представлением
08:17  "НГ" > Таинственные аварии на "Шах-Денизе". В Баку не исключают прихода "Газпрома" в энергетический сектор страны
08:16  Путин Аравийский. Москва осваивает новый рынок на Ближнем Востоке
08:04  И.Диаматов: Mavrigi. В Узбекистане есть искусство, которое потрясает?.. (ответ оппонентам)
08:03  А.Дубнов: Президент с отчеством. Представителю ОБСЕ объяснили, что Туркмения не Испания
07:58  "Къ" > Америка ухватилась за иранское оружие. В Ираке найден новый аргумент для войны с Ираном
07:52  Экс-МИД Украины Тарасюк обвинен в поддержке киргизских "оранжевых", а действующий минтранс Рудьковский - в развале ГУАМ
01:18  Ч.Айтматов: "СМИ - это некая программа от Бога" (интервью Gazeta.kz)
00:08  ИГНПУ > Узбекистан. Преследования женщин мусульманок и их семей продолжаются
00:07  "В нашей оборонной доктрине нет места ядерному оружию", - интервью А.Лариджани "Suddeutsche Zeitung"
00:02  Экс-министр образования Б.Айтимова стала постпредом Казахстана в ООН
00:01  Президент К.Бакиев одним из первых в Киргизии сдал декларацию о доходах
00:00  ВВС > "Это отдельный разговор". Путин в Катаре говорит о "газовом картеле"
Понедельник, 12.02.2007
21:13  "Къ" > Отчим всех туркмен. Над президентскими выборами в Туркмении витал дух покойного
19:37  Погранслужбу Киргизии возглавил Замир Молдошев
18:02  Перестройка Душанбе. За чей счет? Горожане волнуются...
17:00  "DW" > Туркмения сделала выбор. Явка завышена. Нелегитимность голосования...
14:56  Новый Акунин? Действие романа "Любимая мартышка дома Тан" происходит в Мерве
13:50  Ужин из... изотопов. США поставляют в Казахстан продукты, подвергшиеся радиационной стерилизации
13:46  Айк Джанполадян: Грузия между Россией, НАТО и Великим Тураном
13:42  Д.Сатпаев: Ассенизатор Масимов и Авгиевы конюшни казахстанской экономики
13:27  Непроизвольный взлет сродни энурезу. У Ташкента своя версия гибели боевого вертолета на казахстанской границе
13:20  "Спектакль" и "фарс", - ОБСЕ оценила туркменские выборы
12:40  Таблица размножения. Правительство Казахстана обещает повысить численность населения республики
12:32  Д.Каримов: Как изгоняли киргизских министров. К новой конфигурации правительства
12:15  А.Кудряшов: Святые покровители Ташкента. Мавзолей Чапан-Ота и земли за межой
12:12  А.Коэн: Перспективы США в Туркмении. Интересы США в Средней Азии можно свести к трем словам...
11:43  "Я, конечно, не троцкист...", - интервью В.Путина "Al Jazeera"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
И.Диаматов: Mavrigi. В Узбекистане есть искусство, которое потрясает?.. (ответ оппонентам)
08:04 13.02.2007

Mavrigi. "Есть искусство в Узбекистане, которое потрясает". И все же…

Слова эти, что "есть в Узбекистане искусство, которое потрясает", я (И.Д.) услышал при встрече с кинорежиссером Алишером Хамдамовым (А.Х.). В интонациях его голоса и выражении лица я уловил упрек. Понятное дело, со мной хотят поделиться мнением относительно последней заметки: "В Узбекистане не развивалось искусство, нет признаков его развития и сегодня…" (см. www.centrasia.ru 12. 02. 2007). Предполагаю, что передо мной потенциальный оппонент художника В. Ахунова, точнее сказать, принципиально не согласный с его заявленной позицией в названной заметке. Быть может, я ошибаюсь в своем предположении. Однако, начнем сначала.

Информация для сведения. 23 – 24 января 2007 года в Ташкенте при поддержке Швейцарского Агенства По Развитию и Сотрудничеству в здании Республиканского Театра Юного Зрителя состоялось представление творчества Бухарского Областного Отдела Академических и Народных Художественных Коллективов. Главным режиссером постановки выступил талантливый и самобытный туркменский режиссер Овлякули Ходжакулиев. Совместно с художественным руководителем ансамбля заслуженным артистом Узбекистана, проф. Ориф Атоевым, консультантами проф. Низам Нуржоновым и кандидатом искусствоведения Султоноли Худойбердыевым (Таджикистан), сценографом Марией Сошиной, хореографами - народной артисткой Убекистана Вилоят Акиловой, Розой Кулиевой и с коллективом солистов, представленных 16 мастерами вокала и танца, режиссер создал своеобразный спектакль, где перед зрителями в течении двух вечеров звучал цикл народных песен, именуемый "мавриги". Названный термин происходит от слова "маври" и применяется по отношению к иранцам, переселенным в свое время эмиром в Бухару из различных частей Хорасана - главным образом из Мерва (близ современного Мары, Туркменистан). История свидетельствует, что музыкальное творчество иранцев быстро распространилось среди жителей Бухары, видоизменяясь под влиянием местных культур. В результате появился новый музыкальный стиль, соединивший бухарский музыкальный фольклор в одно целое. "Мавриги" - это цикл народных песен, интенсивно развивавшийся в Бухаре в Х!Х и начале ХХ века и в основном исполнявшийся под аккомпанемент дойры.
>"Мавриги" состоит из трех частей Шахд (Вступление), Тарракиет (Развитие) и Пировард (Заключение).
Песни в части "Шахд" начинаются с тихого печального плача, который постепенно переходит в импровизацию… Вкрадчивое начало приводит к началу эмоционального подьема…
Тарракиет представляет художественную композицию, с частой сменой разнообразных душевных состояний. Эта часть исполняется порывисто, импульсивно…
Пировард. В ней, т.е. кульминационной части исполнения представлено торжество духовности, когда индивидуальное мироощущение достигает гармонии и единства с Космосом.

Приведенная информация имеет прямое отношение к предмету состоявшегося разговора между мной (И.Д.) и кинорежиссером (А.Х.), логически завершая мою предыдущую беседу с художником.

А.Х. – Думаю, что ты не прав, когда делаешь обобщающие суждения отрицательного содержания об Академическом Драматическом театре, разбрасываясь словами "ложь", "пошлость". Ведь, ты был со мной 23 января на спектакле "Мавриги". Он, как я заметил, произвел на тебя впечатление. А, между прочим, постановка спектакля, ты знаешь, осуществлена режиссером этого самого драматического театра. Здесь же работают немало других талантливых, преданных делу искусства людей.

И.Д.- Вероятно, ты не совсем внимательно ознакомился с текстом. Я преследовал цель "спровоцировать" на откровения художника. На мой взгляд, данная цель достигнута и В. Ахунов предельно кратко, емко и на концептуальном уровне изложил свое видение состояния художественной жизни Узбекистана. Не знаю как ты, а для меня стало ясно: "незнание, ставшее властью" очень опасная вещь. В частности, такая власть разрушающе действует на искусство в национальном масштабе..
Что же касается спектакля, не скрою, визуально и на слух впечатление от "Мавриги" потрясающее. Жаль, что слова песен на таджикском языке. Тем не менее, зрительская публика, среди которых присутствовали люди из дипломатического корпуса, как я наблюдал, стала единым Нечто, лица одухотворенные. Дойра творила чудо. Она объединила нас всех. Что касается меня, то, то повторил бы вслед за поэтом: "и чувствами был переполнен я, как водами весной Аму –Дарья. Признаюсь: я с собой не совладал – слезам восторга вдруг я волю дал…" (Фуркат).

А.Х. - Вот, вот. Ты тоже обратил внимание на дойру. Именно один инструмент музыкальный. С помощью ее достигалась полифония разнообразия. Я не знаю как тебе, а мне же на протяжении всего представления казалось, что на сцене средствами искусства (музыкой, песнями, танцами) раскрываются темы Любви, Нежности, Унижения, Протеста Человека, Народа. Вспомни, например, появление народной артистки Вилоят Акиловой. У нее совершенно отчужденное непроницаемое лицо. Ее жесты надо читать. Она будто нам подсказывает: смотрите, думайте, изучайте, наслаждайтесь, восторгайтесь. …Несмотря на преклонный возраст артистки в ней ощущается огромная положительная энергетика.
Восторгался я и режиссером О. Ходжакулиевым. Он, работая не с театральными артистами, а с музыкантами, танцовщицами, певцами (певицами), достиг того, что они вполне профессионально играли сценические образы на различные сюжеты под непрерывно звучащие мелодии дойры. Главное, что хочу сказать по поводу названной постановки: у нас в других регионах страны есть источники богатой культуры. Я не согласен с суждениями, что Узбекистан безнадежно отстал или заглох в плане развития культуры и не имеет возможности органично войти в мировое искусство. "Мавриги", точнее, постановка ее, свидетельствует о том, что если бы власть не мешала, то нашлись люди, которые могли возрождать, организовывать и способствовать развитию искусства. Ты видел по выражению лиц дипломатов из Индии, Франции, Швейцарии и посольских работников других стран, что они восхищены. В тот момент я был счастлив тем, что ощущал себя частицей этого народа, ее бездонной культуры….

И.Д. – Остановись, пожалуйста. Я вполне понимаю твои ощущения гордости. Это хорошо, что туркменский режиссер выбрал Узбекистан местом для своего творчества и наша страна приняла его. Между тем, такие примеры проявления творческих удач ярких личностей единичны и не типичны. Убедил и просветил меня в этом отношении художник В. Ахунов. Действительно, он прав, говоря о неприглядном состоянии искусства на национальном уровне. Это, к сожалению, близко к истине. Прошу и меня понимать правильно. В частности, не отрицаю, что в Академическом Драматическом театре есть талантливые люди, но не они определяют в целом лицо национального театра. Справедливо уважаемый всеми, Овлякули Ходжакулиев поставил спектакль Донишманд Натан ("Натан Мудрый") в сентябре 2003 года. Но, согласись, это произошло благодаря поддержки Фонда Фридриха Науманна в России и странах СНГ. Известно, эта знаменитая драма немецкого писателя, драматурга 18 столетия Г.Э. Лессинга была ускоренно переведена на узбекский язык при активном содействии руководителя названного фонда господина Фалька Бомсдорфа. Премьера состоялась 16 сентября 2003 года в Узбекском Национальном Академическом Драматическом Театре. Через два дня спектакль увидели самаркандцы на территории внутреннего дворика медресе Шер Дор. Постановка имела успех, ибо, по отзывам, в частности, г –на Ф. Бомсдорфа, режиссер О. Ходжакулиев использовал материал пьесы для отражения актуальной действительности, а именно для того, чтобы изобразить борьбу за власть, которая ведется от имени религии и не несет ничего, кроме ненависти и разрушения. Символом противостояния религий на сцене служит Стена Плача…Примечательно, что Ф. Бомсдорф акцентировал внимание и на том, что стена плача является кулисой, на которой изображены – прекрасная идея художницы Марины Сошиной – сплетенные вместе символы трех монотеистических мировых религий – звезда, крест и полумесяц. Я воздержусь цитировать строки хвалы спектаклю режиссера, его герою Натану, олицетворяющему терпимость, идеальное воплощение просветителя, здравомыслящего и гуманного гражданина.
Известно "Натан Мудрый" был одним из первых спектаклей закрытых в 30 - е гг. национал – социалистами Германии. У нас же она снята с репертуара по причине ее не востребованности нашей театральной публикой. Это говорит о многом, включая характер и содержание официальной художественной жизни страны, состояние сознания масс с ее художественными вкусами. К месту вспомнилось: ты рассказывал мне, что, на твой взгляд, с 1991 года в Узбекистане был поставлен лишь один, заслуживающий внимания художественный фильм "Феллини". Снял его в 2000 году Назим Аббасов. Названный фильм был куплен "Метрополитен музей", а сам молодой режиссер избран членом международного фонда Феллини, базирующегося в Лондоне. И где этот режиссер сегодня? Насколько я знаю он не смог пробить здесь у себя в Узбекистане ни один свой проект. Н. Аббасов продолжает ходить по инстанциям, предлагая тщетно сценарии…

Да, я согласен с тобой, есть в Узбекистане искусство, которое потрясает. И все же… Может, честнее было бы сказать, что это лишь отдельные вспышки отдельных ярких личностей, подобные проявлениям мимолетностей импрессии.
И прав все тот же художник В. Ахунов, утверждающий необходимость переосмысления ситуации в искусстве, которое, на его взгляд, без сомнения требует проявления готовности приложить усилия и выйти в иные пределы беспредельного коммуникационного пространства. Актуализируя данную мысль, он (художник), как я его понял, говорит: немыслимо обрести надежду вернуться в утраченное будущее, если будем продолжать пребывать в окостеневших традициях, без стремления соединиться с общемировыми процессами, без поиска новых идей и новых подходов в формировании локального поля современного среднеазиатского искусства. Наконец, еще один важный момент, который обращает на себя внимание. Нормальное функционирование художественной политики и переосмысление сложившейся ситуации в искусстве художник В. Ахунов непосредственно связывает, в частности, с решением задач преодоления культурного и экономического изоляционизма, столь резко наметившегося после распада Империи.

Истмат Диаматов, независимый социолог.
13.02.2007 Ташкент.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1171343040
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх