КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 12.02.2007
21:13  "Къ" > Отчим всех туркмен. Над президентскими выборами в Туркмении витал дух покойного
19:37  Погранслужбу Киргизии возглавил Замир Молдошев
18:02  Перестройка Душанбе. За чей счет? Горожане волнуются...
17:00  "DW" > Туркмения сделала выбор. Явка завышена. Нелегитимность голосования...
14:56  Новый Акунин? Действие романа "Любимая мартышка дома Тан" происходит в Мерве
13:50  Ужин из... изотопов. США поставляют в Казахстан продукты, подвергшиеся радиационной стерилизации
13:46  Айк Джанполадян: Грузия между Россией, НАТО и Великим Тураном
13:42  Д.Сатпаев: Ассенизатор Масимов и Авгиевы конюшни казахстанской экономики
13:27  Непроизвольный взлет сродни энурезу. У Ташкента своя версия гибели боевого вертолета на казахстанской границе
13:20  "Спектакль" и "фарс", - ОБСЕ оценила туркменские выборы
12:40  Таблица размножения. Правительство Казахстана обещает повысить численность населения республики
12:32  Д.Каримов: Как изгоняли киргизских министров. К новой конфигурации правительства
12:15  А.Кудряшов: Святые покровители Ташкента. Мавзолей Чапан-Ота и земли за межой
12:12  А.Коэн: Перспективы США в Туркмении. Интересы США в Средней Азии можно свести к трем словам...
11:43  "Я, конечно, не троцкист...", - интервью В.Путина "Al Jazeera"
11:10  Комитет религий РУ: Задержанный Шестаков никакой не андижанский пастор, а "противоправный миссионер" и экс-наркоман
10:26  При пожаре в южно-корейской иммиграционной тюрьме сгорел узбекистанский заключенный
10:25  Сколько, когда и каких алюминиевых заводов построят в Казахстане. Казахстано-российский миллиардеры заинтриговались
10:19  В Таджикский парламент доизбрали двух депутатов (Садриддинова и Р.Умарова) от партии власти
10:18  "Исповедь экономического киллера". Как США покоряют долгами малые страны
10:10  ВВC > Туркмения выбирает нового президента. Шаг вперед или ходьба на месте?
09:56  "НГ" > Избран новый Туркменбаши. На избирательные участки пришло практически все население страны
09:40  А.Куртов: Большой сосед маленькой Киргизии: проблемы усыновления
09:32  Из-за компромата на управделами президента? Сгорела редакция газеты "Кыргыз Руху"
09:09  Economist: Вот и новый отец нации. Туркменистан до сих пор остается в оковах
08:43  60 миллиардов для Поднебесной. РАО "ЕЭС" утвердило программу поставок в Китай
07:25  А.Дубнов: Президент и опера. В Туркмении состоялись первые выборы за 16 лет
07:15  В.Путин получил высший орден, а М.Шаймиев - королевскую премию Саудовской Аравии
06:59  "Къ" > Кинолюбы. Экс-премьеру Казахстана Н.Балгимбаеву подарили в Москве золотые часы
00:54  "МК">Новый президент Туркмении должен быть молод, опрятен, здоров
00:44  "РГ" > Туркмения выбрала президента. Пришли голосовать %98,65 избирателей
00:25  И.Диаматов: Почему в Узбекистане полный застой в искусстве
00:21  О.Сидоров: Вооруженные силы Республики Узбекистан - вчера и сегодня. Ч. 2-я
00:10  Д.Шарипов: Попытка убаюкать узбекскую оппозицию
00:06  Я.Норбутаев: Лапша на уши по-сингапурски. Местная газета "Today" ничего не писала об Узбекистане!
00:01  Шофер В.Умурзаков - Меня преследуют власти за активную позицию (обращение)
00:00  М.Захидов: К вопросу о деятельности узбекской оппозиции на Украине (ответ Н.Зотовой). Ч. 2-я
Воскресенье, 11.02.2007
16:32  Туркмения выбирает президента. Проголосовало уже более 95% избирателей
10:01  "Вот эта симметрия и асимметрия - здесь нет ничего личного", - мюнхенская речь В.Путина
02:22  Настоящим заказчиком убийства росбанкира Козлова был аферист Шафрай, "купивший" акима Карагандинской области
01:10  О.Ибраимов: Бабур и кыргызы (историческое эссе). Часть 1-я
01:00  М.Арешидзе: Баку-Тбилиси: старый новый маршрут
00:59  А.Байбулатов: Амбициозный хоким. К портрету джизакского главы С.Урокова
00:54  С.Шерматова: От культа личности – к… развитому туркменбашизму?
00:31  У.Кожантаева: Американский десант в Казахстан... идет по трубе
00:15  А.Асроров: Европейцы перед выбором. С Россией или без прокладывать траснпортные коридоры. Ч. 3-я
00:12  О.Сидоров: Вооруженные силы Республики Узбекистан - вчера и сегодня. Ч. 1-я
Суббота, 10.02.2007
14:13  Бакиев и бревно. Президент Киргизии принял участие в субботнике
14:12  Uznews.net > Ислам Каримов - не президент? (доклады КНСУ и "Узбекистанской инициативы - Лондон")
13:41  Кыргызстан исключен из списка самых опасных курортов мира издания Forbes
12:52  В пакистанском Белуджикстане взорван магистральный газопровод
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Туркменистан   |   Узбекистан   | 
Новый Акунин? Действие романа "Любимая мартышка дома Тан" происходит в Мерве
14:56 12.02.2007

Новый Акунин явился?
"Вообще-то я довольно известный человек – в неких кругах. А псевдоним я придумал за десять секунд, ибо уже был Чэнем, когда работал в Гонконге"

В издательстве Ольги Морозовой вышел роман "Любимая мартышка дома Тан", признанный одним из литературных событий минувшего года. Автор романа, который скрывается под псевдонимом Мастер Чэнь, согласился ответить на вопросы корреспондента ВЗГЛЯДа Екатерины Нистратовой при условии сохранения своего инкогнито.

И действительно, нам пока не удалось выяснить, кто этот человек на самом деле. Журналист-международник? Политолог? Дипломат? Советник президента?

"Сегодняшнее развитие мира и подтверждает: Азия возвращается на ведущие позиции…"

Впрочем, мы и не прилагали особой настойчивости для раскрытия этой тайны: во-первых, из уважения к пожеланиям автора, а во-вторых – исходя из глубокого убеждения, что все тайны рано или поздно будут раскрыты. Культурный процесс – это тоже своего рода детектив, и надо иметь терпение, чтобы при чтении получить удовольствие.

– Скажите, пожалуйста, будем ли мы раскрывать ваше инкогнито? Насколько оно для вас важно? Как возник ваш псевдоним?
– Ну давайте все же не будем, раз уж так получилось. Хотя дело было не в том, чтобы никто не знал, кто такой Мастер Чэнь, а в одном практическом соображении.

Вообще-то я довольно известный человек – в неких кругах. Если знать, какими поисковыми системами пользоваться, то на мою фамилию выскочат десятки ссылок, да еще и на разных языках. И по большей части это то, что я написал или сказал.

В этом хаосе "Любимая мартышка дома Тан" просто потерялась бы. Поэтому мне с самого начала было ясно, что не надо создавать для читателя сложности, следует начинать с чистой страницы. А какой именно псевдоним, я думал буквально десять секунд – потому что я уже был Чэнем, когда в середине девяностых работал в Гонконге.

Джефри Чэнем, чтоб быть точным.

– Говоря по правде, я очень одобряю ваш псевдоним. Вкупе с потрясающим знанием китайской истории и лирики он по-хорошему сбивает с толку, поскольку до конца сохраняется впечатление, что автор книги – как минимум выходец из Китая. Скажите, изучение китайской истории – это хобби или профессия?
– Сейчас хобби. Хотя по диплому я как раз историк-китаевед.

История – это попросту потрясающе интересно. И если знаешь историю, то совершенно по-другому видишь то, что с нами всеми происходит сегодня. Точно так же
>если знаешь историю и культуру Азии, то совсем по-иному видишь, что такое Европа (и отпочковавшиеся от нее Америка и Австралия) на самом деле. А именно нечто очень молодое, не вполне еще разумное, имеющее в силу этой молодости массу проблем и так далее. И ни в коем случае не центр Вселенной и не образец для прочих, а как раз наоборот. Что сегодняшнее развитие мира и подтверждает: Азия возвращается на ведущие позиции. Для меня, по крайней мере, это самое развитие не было такой неожиданностью, как для самих европейцев или американцев.

– Чем вы занимаетесь в жизни, кроме литературы? Вы много ездите по миру. Это как-то связано с профессиональной деятельностью?
– Конечно. Вот сейчас я беседую с вами из Дели, где после визита Владимира Путина мы сидим с индийскими коллегами – политологами и прочими – и размышляем о том, что нашим нациям не хватает для того, чтобы они еще лучше понимали друг друга и лучше использовали всяческие возможности. Немножко ругаемся. Но между старыми друзьями это ничего. Еще пишу обо всем этом. Как в зарубежных СМИ, так – редко – и в наших. И далеко не только об Индии. Азию я, кажется, объехал всю, а многие ее места по нескольку десятков раз.

– В послесловии вы написали, что идею книги вам подарили древние керамические фигурки. Это реальный факт? И в связи с этим: какую роль для вас как для автора исторического романа сыграли артефакты эпохи, которые довелось увидеть собственными глазами?
– Если написал, значит факт реальный. Зачем что-то придумывать, если оно было на самом деле? А если не увидеть что-то своими глазами, то ничего не получится.

И видел я не только фигурки. Практически все, что описано в моем романе, я видел своими глазами – и местность, и стены, и в каком-то смысле даже людей. Вот только носороги по берегам Янцзы больше не живут. Но жили. А так – путь своего супершпиона на юг, например, я себе очень хорошо представляю. И деревню Мавэй. И еще многое другое.

Роман "Любимая мартышка дома Тан"
– Как, по-вашему, следует сочетать правду и вымысел в историческом романе? Я имею в виду не только фабулу, а те детали, которые, собственно, и создают эпоху. Например, каких-то подробностей или диалогов не найти в сочинениях эпохи Тан, но с современной точки зрения они необходимы. Как их ввести в повествование, не впадая в анахронизм, не нарушая правдоподобия?
– Вот это великолепный вопрос. Дело в том, что есть профессия историка. Это такой следователь. Он должен сказать, в точности по Конфуцию: что мы знаем, а что не знаем. Отделить одно от другого – это и есть знание. То есть историк работает строго по правилам. А вот автор исторического романа – это человек, которому очень обидно, что фактов не хватает. Это лицензированный фантазер. Хотя кто выдал лицензию – неясно.

Что касается деталей, создающих эпоху, то они у меня настолько достоверны, насколько это вообще возможно. Я начинал с того, что утыкал закладками два погонных метра книг (если их сложить боками, как на полке).

Потом эти детали стали расходиться по файлам: файл "Одежда", "Лошади", "История Ань Лушаня", "Медицина", "Шелк" и т.д. Самое обидное, что девять десятых этих великолепных подробностей так в файлах и остались – я боялся перегрузить книгу, она ведь должна читаться абсолютно легко, без малейшего напряжения. Поэтому у меня там целое поле айсбергов: не хочется читателю выяснять, что это за молитвы такие читает шпион Маниах, – не надо. Или что это за сказку такую он рассказывает возлюбленной.

Далее, от танских времен осталось множество изумительных повестей, где диалогов сколько угодно, и вообще стиль жизни и мышления людей того времени очень нагляден.

Чуть сложнее было с фабулой (то есть с историей мятежа Ань Лушаня). Ведь там вроде бы все задокументировано, факты известны. Но все равно мятеж считается какой-то дикостью, объясняют его тем, что полководец сошел с ума. То, что я сделал со своим шпионским сюжетом, – я просто заполнил пустоты. Предложил свою версию событий. Для чего кое-что придумал.

Например, план второго похода на Запад. Истории о таком плане неизвестно. Но если он вдруг обнаружится в архивах, то я не удивлюсь, потому что я очень старался, чтобы этот план вписывался в реально творившиеся тогда при дворе интриги.

Или, например, фамилия Маниах. Она очень хорошо известна тем, кто знает историю Средней Азии. А вот передать его шелковый и одновременно шпионский бизнес по наследству, из поколения в поколение – я думаю, это допустимо. Потому что шелковые торговые дома тогда играли ту же роль, что сегодня большие нефтяные компании. А как работают последние – мы знаем.

И еще немножко я поразвлекался. Там есть у меня один персонаж... настоящее имя его выплывает в самом конце, а это все-таки детектив, поэтому ради будущих читателей не будем его называть... так вот, для нескольких сотен миллионов китайцев та роль, которую я ему отвел, будет полным шоком. Да и для многих россиян это тоже был шок – звонили уже. Но некоторые из звонивших говорят: я тут посмотрел биографии этого человека, и меня как током ударило – да как же я раньше не видел того, о чем в романе написано! Ясный же пень, что этот человек работал в разведке!

Вот такие забавы с историей, я думаю, вполне допустимы. А главное – это же весело.

– Встреча главного героя – согдийца Маниаха и китайского монарха в романе вызвала у меня ощущение недостоверности. Как мог глава торгового дома, человек высокообразованный, сведущий в политике, да еще и со шпионскими полномочиями не знать дворцового этикета, предписывающего падать ниц перед властителем Поднебесной?
– Об этикете какой династии вы говорите? Циньской, последней? Честно говоря, не знаю, при какой династии при дворе появился идиотский обычай падать лицом в грязюку. Но при Танах этого не было, совершенно точно.

Этикет тогда был очень прост: два человека сидят на ковриках друг против друга. И все. Хотя – не рекомендовалось, чтобы посетитель оказывался выше монарха. Кстати, в Таиланде и сегодня это очень важно, если вы с кем-то говорите – сядьте, а он будет стоять, оказавшись выше вас, – и разговорчик наладится.

Как раз тогда, кстати, в Китай из Ирана и Средней Азии стала ввозиться мебель. Это такие были невысокие подставочки, платформы, что ли, которые застилали коврами, или низенькие стулья – но на них сидели еще поджав ноги, как на ковре. И цель этих предметов как раз и состояла в том, чтобы приподнять одного из собеседников, но не сильно. Кстати, точно таким же был ритуал при общении посетителей с халифами сначала Дамаска, а потом и Багдада. Два коврика.

Но что было еще очень важно – это запахи. Все азиатские цивилизации отличаются тем, что люди там с глухих времен мылись, причем каждый день. В отличие от Европы, где такая привычка возникла еле-еле в XX веке. А после мытья именно в VIII веке люди буквально поливали себя духами.

Но тут ритуал при дворе халифов отличался от танского. У халифов посетителю предписывалось надеть под верхнюю одежду джуббу – стеганую куртку, чтобы запах его (если все же он есть) не беспокоил монарха. У танских императоров между властителем и посетителем ставилась штуковина из бронзы, в которой дымились благовония. Этакая дымовая завеса.

Так вот, необычность ситуации разговора моего героя со спасающимся бегством императором была в том, что курильницы не было. И что представлял гостя не тот чиновник, который обязан это делать, а главный евнух. Но танская цивилизация была очень молодой, все это было для нее не так уж и важно. А окостеневшие ритуалы – это всегда признак кризиса, упадка. При Танах такого не было.

– Скажите, за прошедшие две тысячи лет у ваших предшественников-романистов не возникало желания, подобно вам, подарить жизнь прекрасной Ян Гуйфэй?
– Честно говоря, не знаю ни об одном таком случае, но в самом Китае написано на эти темы столько, что... Но дело не в предшественниках. А в том, что в ее смерть отказывались верить – ровно с момента ее смерти – сотни миллионов китайцев на протяжении многих веков. И легенду о том, что она жила после этого в Японии, не я придумал. И я задумался: а возможна ли была операция по ее спасению? И как совместить два факта: что казнь наблюдало множество людей и в то же время разговоры о ее бегстве в Японию тоже вело множество людей? Надеюсь, что мой ответ на эту загадку убедителен.

– Как вы думаете, насколько большую роль в современном культурном процессе способна сыграть китайская культура? Насколько она важна лично для вас?
– Для меня... даже не могу сказать. Наверное, она – часть меня, я даже как-то не вижу, что во мне от китайского воспитания, а что от какого-то другого.

А для наций, далеких от китайской цивилизации, было бы полезно многому у нее научиться. Например, уважению к достоинству человека вместо постоянной ожесточенной борьбы за права человека.

Разница тут очень велика. Права – это нескончаемая битва одного человека с окружающей его средой. Человек как бы расширяет вокруг себя зону безопасности, борется с другими людьми и прежде всего с государством. Что неудивительно, если вспомнить, в какой ужас превратилась Европа веке этак в XV...И что произошло в конце XVIII века.

А достоинство личности можно и нужно уважать при любой ситуации, даже если людям, скажем так, очень тесно. Поэтому в Азии не хамят – открыто. А улыбаются. Далее, китайцы первыми сформулировали положение, при котором управлять – страной или департаментом – может только образованный человек.

Другое дело, что у них всегда были проблемы с исполнением этого принципа. А европейская цивилизация начинала с того, что управлять можно только по праву крови, а пришла к тому, что это может делать любой. Но ведь это бред – мы же все видим, что все равно безграмотный человек заваливает дело, зачем же столько лицемерия? То есть для меня китайская культура – это не стихи или вазы, а нечто куда более фундаментальное, то есть отношения между людьми. В принципе, на востоке мне дышится легче.

– Когда протагонист романа Маниах становится монахом-даосом, ему дают ваше литературное имя – Мастер Чэнь. Это, разумеется, намек. На что? На ваше особое отношение к даосизму или на некую форму отождествления с главным героем? Или это постмодернистское "подмигивание" читателю из глубины исторического полотна?
– Наверное, все-таки "подмигивание". Причем, признаюсь честно, не могу точно сказать, зачем я это сделал – наверное, в чисто даосском духе сработал на интуиции. Но расскажу, как это было.

Я только что рассказывал, что Чэнь – мой давний псевдоним. Вопрос в том, откуда он взялся. А взялся он из Гуанчжоу. Того самого города, в котором кончается действие "Любимой мартышки".

В самом начале 90-х я был там и зашел в знаменитый музей – дом клана Чэней из Гуанчжоу. Буквально недавно я туда снова приехал, потрогал один из столбов, поддерживающих изогнутую крышу, и сказал себе: Чэнь, ты сам-то хоть понимаешь, что написал? Кто же в итоге есть кто и что было сначала: ты написал книгу о человеке, он стал реальностью и в этой реальности основал семью Чэней из Гуанчжоу, от которой остался этот дом, – и при этом ты сам стал Чэнем? Или все так и было, как ты описал, а тебе это все пришло во сне? И кто теперь из вас бабочка, которой снится, что она – Чэнь, и кто – Чэнь, которому снится, что он бабочка?

– Как мне показалось, вы стремились сочетать традиции авантюрного романа и аутентичной исторической прозы. Есть ли кто-то среди отечественных авторов, кто преследовал бы те же цели?
– Акунин, видимо. Я с большим почтением к нему отношусь – это прежде всего безумно красиво, это такая великолепная игра…

Но вообще-то я больше читаю на английском, чем на русском, и мало знаю о нашем литературном процессе. Вот в англоязычной литературе можно найти что-то похожее, но за одним исключением. Шпионских и тому подобных романов о Великом шелковом пути или Танской империи на мировом англоязычном рынке нет. Потому что эти вещи надо очень хорошо знать...

А что касается отечественных авторов, то у меня очень печальный ответ есть на этот вопрос. Дело не в их целях. Преследовать цели не запрещено. А в том, что писать такие романы материально невыгодно. Огромная работа по вгрызанию в историческую реальность, у меня на эту стадию ушло года полтора, после чего собственно писать показалось пустяком, – и это притом что я все-таки историк и китаевед. То есть что-то знал и раньше. Так вот, при той ситуации, что сейчас есть на книжном рынке, такую работу может проделать только джентльмен-любитель. То есть человек с независимым доходом. Профессиональный литератор – не сможет. Это просто реальность, и бороться с ней бессмысленно.

– Как вы оцениваете современное состояние жанра исторического романа в отечественной словесности? И в зарубежной?
– Жанр мутирует. Ему приходиться сливаться с другими жанрами – того же детектива или фэнтези.

Первое нормально, более того – так было всегда, тот же "Айвенго", скажем... в конце концов, люди всегда находили в прошлом вполне реальные потрясающие сюжеты. А вот второе создает проблемы. Потому что очень уж легко писать. Как бы создать параллельный мир и в нем творить что хочешь. Конечно, в какой-то степени любой исторический роман создает в прошлом параллельную реальность. Ведь хотя и Ришелье, и д’Артаньян – реальные фигуры, но именно такого разговора, как у них идет на последних страницах "Мушкетеров", все же не было. Значит, фэнтези?

Тут дело в том, чего хочет автор – понять историю, для того чтобы понять сегодняшний день, или у него совсем иные задачи, а историю он просто использует. В общем, жутко рискованный жанр, где нет никаких законов и правил, и от этого как-то не по себе.

– И последнее: можем ли мы надеяться на появление нового романа? О чем он будет? Может быть, о среднеазиатских оазисах?
– Если уж он анонсирован на последних страницах "Любимой мартышки дома Тан", то что-то будет. Более того, уже точно будет. Дело в том что я посмотрел на тип характера уважаемого мною Нанидата Маниаха и его славу воина, шпиона и героя – и задумался: а как же это могло с ним произойти? Наверное, интересная была история.

А оазис такой есть, называется – Мервский. Сегодня он в Туркмении, стране, которой в VIII веке не было. Тогда это был восточная окраина Ирана. Который был завоеван арабами, а уже после они пошли на Среднюю Азию. И тут именно в Мерве начался бунт, по сути гражданская война в халифате. И вы же понимаете, кто все это подстроил: уже знакомые нам шпионы из Самарканда.

В "Мартышке" обо всей этой истории говорится вскользь, а тут будет долго, со страшными подробностями, войной, заговорами, сексом и прочими захватывающими штуками. Только вот очень грустный роман что-то получается.

Екатерина Нистратова
12 февраля 2007

Источник - Взгляд
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1171281360
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх