КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 10.02.2007
14:13  Бакиев и бревно. Президент Киргизии принял участие в субботнике
14:12  Uznews.net > Ислам Каримов - не президент? (доклады КНСУ и "Узбекистанской инициативы - Лондон")
13:41  Кыргызстан исключен из списка самых опасных курортов мира издания Forbes
12:52  В пакистанском Белуджикстане взорван магистральный газопровод
12:24  Круглый стол экспертов в "РосБалте" - "Выборы в Туркменистане: состоится ли февральская революция?"
11:56  Трудно ли казашке быть министром в Чехии, - рассказывает Жамиля Стехликова
11:38  С.Козлов: В Казахстане мундиры необходимы, иначе как отличить стражей порядка от его нарушителей?
11:29  М.Лаумулин: В российско-казахстанскую экономику привнесено много личностного, случайного, не всегда логичного
11:22  "НГ" > Сенат США готов заплатить за вступление в НАТО Грузии и Украины
11:08  В Ташкенте состоялась конференция на тему "Узбекистан - один из колыбелей мировой цивилизации"
10:44  Певица Согдиана: "На "Фабрике Звезд" я рыдала и пряталась в дальних рядах..."
10:26  М.Захидов: К вопросу о деятельности узбекской оппозиции на Украине (ответ Н.Зотовой). Ч. 1-я
10:07  "Къ" > Выборы избранного. Туркмения проголосует за второго президента без посторонних
02:36  Х.Сабохи: Правда о Саманидах (полемический отклик из Ирана)
01:16  Сеанс самогипноза. Западные СМИ пытаются разглядеть в Бердымухаммедове что-то хорошее
00:47  И.Аманжол: Генезис религий. В своем труде "Иисус в Индии"...
00:43  А.Саидов: Революция в Узбекистане невозможна? Лидеры оппозиции ищут компромисс с И.Каримовым
00:27  Guardian: Открыта методика сканирования мыслей на уровне подсознания
00:26  Джонни Депп сам себя снимет в кино про войну с советской армией в Афганистане
00:21  В Китае вводят специальную систему штрафных баллов для СМИ
00:20  Н.Бухари-заде: Таджикским мигрантам в России стало сложнее
00:12  Amnesty International: В защиту жертв туркменского режима (подборка дел)
00:00  Андижанские журналисты опровергают. Обвинения, от их имени, в адрес радио "Свобода" и ВВС - это провокация
Пятница, 09.02.2007
20:49  Песня Штрауса. Старший зять Н.Назарбаева Рахат Алиев опять отправился послом в Австрию
17:22  Пресс-секретарем Президента Н.Назарбаева стал Ерлан Байжанов
15:34  Э.Рахмонов подписал в Дамаске 7-мь соглашений
15:24  В.Анохин: Смерть Ниязова вызовет бурю в Центральной Азии
12:38  А.Ахмад: Больше помощи? Больше атак! У США и Талибан свои планы в 2007 году
12:10  Г/комик Барон Коэн снимет продолжение "Бората"
11:30  В селе Сарыкемер Н.Назарбаев самолично сосватал Акерке и Михаила
11:23  Двое сумели благополучно выпрыгнуть, - подробности крушения военного МИ-24 на казахстано-узбекской границе
10:59  М.де Хаас: Современная геостратегия Запада на Южном Кавказе
10:36  Чешется в другом месте? Глава Пентагона Гейтс не против повоевать с Россией и Китаем
10:25  Как жить? Киргизским чиновникам могут запретить посещение казино и борделей
10:15  Зачем нужны женщины в афганском парламенте? Чтобы читать за своих неграмотных мужей-депутатов
09:58  Из Армении отозван туркменский посол Х.Сапаралиев
09:53  20 лет дешифровки. В петроглифах южной Киргизии обнаружены картосхемы Земли и ее регионов
09:51  "Лица власти". Несколько слов о "долговечном" хокиме Бухарской области Хусенове
09:41  Азиада-2007 в Чанчуне прошла забавно. Некоторые комплекты медалей разыгрывали... два участника
09:16  В горах на казахстано-киргизской границе пропал американский самолет с... $4 млрд!
08:57  "Къ" > Иран проконсультировал Россию по вопросам безопасности. Перед саммитом в Мюнхене
08:27  А.Дубнов: В Туркмении начинается "оттепель"
08:21  Jamestown: Китай и Центральная Азия: Наброски нового курса регионального сотрудничества
08:09  Антимонопольное ведомство Киргизии вновь возглавил И.Рысалиев
08:06  С.Саидов: Пора дать гражданство беженцам из Таджикистана (письмо И.Каримову)
07:54  Пьер Морель (спецпредставитель ЕС по ЦА): "Я был одним из последних, кто встречался с президентом Ниязовым"
07:45  С.Козлов: Ценные небумаги. Парадоксы РЦБ Казахстана
07:42  Портрет - казахский. Рисунок - итальянский... Обнаружена переписка казахских ханов с китайскими императорами
07:31  Депутаты парламента Киргизии постановили отобрать "приватизированные" квартиры у своих коллег-предшественников
03:50  "Незаконно изготовлял религиозную литературу". В Андижане арестован протестантский пастор Д.Шестаков
02:55  Страна слонов, браминов и хайтека. Индийские заметки Т.Костиной. Ч. 1-я
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
И.Аманжол: Генезис религий. В своем труде "Иисус в Индии"...
00:47 10.02.2007

Генезис религий

Две тысячи лет тому назад евреев в Палестине будоражили ожидания скорого прихода мессии, который должен был возвестить наступление "золотого века". Но, вполне возможно, что он уже был и не один раз. Совершим экскурс в прошлое: Книга Бытия гласит, что "на всей земле был один язык, одно наречие", но при строительстве Вавилонской башни люди стали говорить на разных языках. Ясно, что это метафора - все говорили на понятном друг другу языке. Было утрачено единство. Скорее всего, произошла ссора, вызванная просчетами проектировщиков или несовершенством строительных материалов. Так или иначе, но башня рухнула. С этого момента начался процесс мирового этногенеза. Сыны Ноя взошли на свои ковчеги и разбрелись по миру. Люди обрели национальность. Увы, их примеру последовали боги. В пантеоне древних шумеров была богиня Инанна, у сирийцев она стала Астартой, у персов Анахитой, у египтян Изидой, у иудеев Ашторет. Люди создают мифы. Допустима мысль, что, скорее всего, персонажами Книги Бытия были реально жившие люди, стараниями мифотворцев обретшие ореол святости. Самые древние восходят к младенческому возрасту человечества.

О том, что Библия представляет собой коллективный труд и заключает в себе многовековые наслоения мифов и легенд, общеизвестный факт. Занятно, в переводе с латыни слово "legenda" означает "нечто, подлежащее прочтению". Книга Бытия начинает свое повествование с жизни в Раю. Изучая ее, анализируя литературные памятники и результаты археологических экспедиций, английский исследователь Дэвид Рол пришел к выводу, что строительство Вавилонской башни, грехопадение и изгнание из рая, Ноев ковчег, Великий потоп и многое другое - это реальные исторические события. "И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал". В своей книге "Генезис цивилизации: откуда мы произошли..." он описывает месторасположение Рая. Эдем действительно был, однако, он был не небесным, а земным. Вопрос, где он его "насадил", интересовал древних ученых и ранних отцов церкви: Иосифа Флавия (37 - ок.100 г. н.э.), святого Иеронима (ок. 340-420 г. н.э.) и блаженного Августина (354-430 г. н.э.). И снова Книга Бытия: "И посадил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи". А теперь вспомним полотна художников, писавших "Поклонение волхвов", один из их персонажей отождествляется с персом. Среди даров, поднесенных младенцу Христу, ароматическая древесная смола мирра - это и есть "бдолах", о котором упоминается в Библии.

Шумер - обитель человечества

Согласно Ролу сердцем библейского Эдема является озеро Урмия в Иране. Теперь все просто, можно купить билет и на денек- другой слетать в Рай. Я там уже побывал. Впечатления - самые грандиозные. В своей книге Рол пишет об озере, образовавшемся в кратере вулкана Тахти-е Сулейман. Когда-то здесь был храм зороастрийцев. Все цари из династии Сасанидов (III - VII вв. н.э) совершали паломничество к святилищу огня. Путь от стольного града Ктесифона, развалины которого находятся близ Багдада, составлял более тысячи километров. Зороастризм - это одна из первых религий, дававших понятия Рая и Ада, веру в приход мессии и непорочное зачатие.

Древние верили, что здесь, глубоко под поверхностью земли, находится "нижнее море", в котором обитает Энки - владыка Земли. Он, как и Адам, претерпел страдания из-за того, что вкусил восемь запретных растений. Энки и есть Всеобщий Бог. Его шумерского аналога звали Эа, в Библии встречается одно из имен Бога - Эль. У иудеев он называется Элохим. Становится понятным, что следующее имя Бога - Аллах.
Английский ученый Остен Генри Лейард, изучая клинописи из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала, датируемые VII веком до н.э., обнаружил фрагмент, схожий с рассказом о Великом потопе. Как выяснилось позже, это был эпос о Гильгамеше. В Библии говорится о стране Шинар, становится очевидным, что это и есть Шумер. В эпосе повествуется, как царь Урука Гильгамеш, живший несколько веков после Потопа, отправился на поиски Утнапишти, героя, пережившего Потоп и которому боги за его праведность даровали бессмертие. Как и в Книге Бытия, в легенде присутствуют ковчег, буря, нескончаемый ливень, голубь и ворон, посланные на поиски земли. "|Целых| шесть дней и шесть ночей дул страшный ветер. Мрак, туман и воды Потопа покрыли землю". Археолог Леонард Вули обнаружил 11 футов спрессованного ила, под которыми снова следовал культурный слой. Ученые датируют Потоп 4-3 тысячелетием до н.э. Примечательно, что он согласуется с легендой об Осирисе. Ной не был прародителем человечества. Библеисты усматривают связь между персонажем шумерских эпических преданий с правителем еще одного урартского города - государства Эриду Уан-Адапой с Адамом. Обоим боги устроили испытание, оба утратили бессмертие и стали простыми смертными. В клинописях встречается имя "Аб-Адам - Отец Человека", и это, видимо, имя Бога. И если с Адамом все более или менее ясно, то что же с Евой? В пантеоне шумеров есть богиня Нинхурсаг - "матерь всех живущих". И снова цитата из Книги Бытия: "И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих". В шумерском предании есть эпизод, когда Нинхурсаг, спасая брата своего Энки, сотворила "Госпожу ребра - Нинти".

Вопрос о местонахождении Рая интересовал многих. В числе первых, кто пытался ответить на него - иудейский полководец Иосиф Флавий, сменивший меч на перо историка. Он писал о богоборце Нимроде, дерзнувшем воздать божествам за Потоп, утвердившись в мысли отомстить за погибших предков, ставшем воздвигать башню - зиккурат, чем и прогневал их. Кстати, у шумеров есть еще один литературный памятник, дошедший до наших дней - легенда о Энмеркаре. Кто это? Слово "кар" в переводе с шумерского означает "зверолов". Согласно гипотезе Рола древние писцы записывали это имя нотационным письмом, и получалось Эн - ме - ру, если же перейти к буквенному написанию получается Н - м - р. Нимрод! Все оказалось просто. Книга Бытия характеризует его следующим образом: "Он был сильный зверолов перед Господом...". Слов нет - убедительно. Ролу удалось персонифицировать героев Библии: их прообразами стали цари из династий Вавилона. Скорее всего, писцы, записывая слитно имена людей и род занятий, сделали их закодированными. Писали для себя, не предполагая, что спустя тысячелетия клинописи станут предметом пристального интереса ученых. Флавий писал об особых отношениях между наделенными типично азиатской внешностью гиксосами, захватившими Египет, и иудеями. Согласно Ролу патриарх Иосиф был визирем XII династии Египта. Лидийцы предъявили свои права на особые отношения с римлянами и преуспели. Согласно преданиям римляне были потомками троянского героя Энея.

Примечательно, на Востоке с большим почтением относятся к пророкам, являющимся персонажами Библии. Тут и Нух (Ной), Муса (Моисей), сын Марьям (Девы Марии) Иса (Иисус), нищий Аюб (Иов), прекрасный Юсуф (Иосиф) и многие другие. Существует множество легенд о пророках, о тех, кому было даровано откровение божье, о тех его избранниках, кто был наделен даром чудотворства и перемещения в пространстве и времени, исцелять больных и оживлять мертвых, быть вознесенным. К примеру, пещеру, что находится неподалеку от Самарканда, местное население связывает с именем одного из просвещенных: пророка Дауда - того самого библейского Давида, сокрушившего нечестивца Джалута - Голиафа. Дауд, как и некогда Мухаммед, искал в ней спасение. В Коране Дауда именуют царем и наместником Аллаха и согласно исламской мифологии он является покровителем кузнецов, поскольку обладал необыкновенной силой - в его руках таял металл. Ему же приписывается изобретение кольчуги, и та, что была на нем в день поединка с Джалутом, согласно преданиям, принадлежала Посланнику божьему - Мухаммеду.

Наследие старца Нестория

Откуда это? Существует предание о том, что несторианский монах Сергий Бахира приметил двенадцатилетнего погонщика верблюдов Мухаммеда, следовавшего с караваном в Сирию, и признал в нем грядущего пророка. Похоже, что круг замкнулся. Сирийские христиане считают, что Мухаммед получил от Бахиры некоторые сведения о Ветхом и Новом заветах. Это христианское течение было основано константинопольским патриархом Несторием. Согласно ему Христос был "сыном человеческим", позднее воспринявшим божественную природу. В 431 году на Эфесском соборе оно было объявлено еретическим, после чего центр несторианства переместился в Сирию. Марко Поло упоминал о колонии несторианцев, возникшей в Кашгаре в VI-VII вв., существовавшей там до XII века, члены которой играли роль торговых посредников между Дальним и Ближним Востоком. Надо полагать, что колонии христиан были на всем протяжении Шелкового пути. Судя по всему, учение Нестория проникло в глубь Азии немногим раньше ислама. Примечательно, что несторианцы не исчезли и по сию пору. Исследователь суфизма Михаэль Берк обнаружил последователей Иссы, сына Мариам, живущих в деревнях близ Герата. Их глава Абба Яхийя смог перечислить последовательность учителей почти в шестидесяти поколениях, вплоть до Иссы - сына Марии из Назары". Сопоставив услышанное от Аббы Яхийя с библейскими текстами, Берк пишет: "Нашлось немного мест христианской доктрины, как она нам известна ныне, которые мы могли бы узнать в его рассказе". "Священной книгой этой общины, - численность которой он оценивал в тысячу человек, - является "Предание о Масихе (помазаннике)", члены общины не чтят Новый Завет и Евангелии, которые у нас есть, хотя частично и верны, но, в общем, написаны людьми, не понимающими учения Мастера". Берк встречал их и в Нуристане, 120 лет назад эту гористую местность называли Кафиристан. Он пишет: "Они бежали из Балха, считая, что пришел Антихрист, когда услышали о приближении арабских армий". Сначала в район Кабула, а затем в Кафиристан (в настоящее время это афганская провинция Кунар. - "ДН"), где по каким-то причинам разделились на три общины, в каждой из которых был свой наставник. Похоже, они соблюдали обет безбрачия и были обречены на вымирание, если бы не обращали в христианство местных жителей, восполняя ими лишь естественную убыль членов общин.

Исследователи отмечают, что в эпитетах, которыми именуют Христа и Будду, много общего. Если учение Иисуса называется Светом, то в переводе с санскрита Будда означает Свет. Если в Евангелии Христа называют Учителем, то Будду именуют Саста - Учитель. Иисус явился в это мир для того, чтобы выполнить свое предназначение, то Будду еще называют Siddhartha - тот, кто пришел выполнить свое предназначение. Но главное не в этом, между нравственными учениями Христа и Будды поразительное сходство. Вспомним семь христианских заповедей: не убий, не укради, не возжелай жены ближнего и т.д. - они являются основополагающими принципами буддизма. Почему в Индии город Бенарес считается святым городом? Там Будда произнес проповедь, подобную Нагорной проповеди. Случайны ли эти совпадения? Дальше - больше. На иврите слово "Masih" означает "мессия", на арабском - тоже. А вот откуда оно возникло у буддийцев? У них мессия именуется грядущим Майтрейей. Ученый Макс Мюллер в своем труде "Священные писания Востока" отмечает, что английское звук "th" в арабском и персидском языке транскрибируется в "s". Скорее всего, это именно то, что филологи и лингвисты называют "текучестью фонетических форм". Но есть и другая версия. Может быть, она покажется кому-то фантастичной, но для двенадцати миллионов последователей ахмадийского течения, она составляет суть духовного учения.

Иисус был в Кашмире

Русский востоковед и путешественник Николай Нотович, побывавший в 1887 году в Кашмире, в одном из буддийских монастырей услышал рассказ о бодисатве - святом Иссе. Уже, будучи в Тибете, изучая специально переведенные для него священные тексты, он поразился тому, что жизнь и учение святого удивительнейшим образом совпадают с жизнеописанием Христа. И судя по трудам некоторых Евангелистов предположение об их идентичности допускается. В Евангелии от св. Матфея (16:28) сказано: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят сына человеческого, грядущего в царствии своем". Кстати, Будда тоже был царем. Далее сошлемся на Евангелие от св. Марка, где говорится, что воскресшего Иисуса после выхода из гробницы видели на дороге в Галилею. Отметим, что Вознесение и второе пришествие присутствует в верованиях и мифах дохристианского периода. Что касается Нотовича, то он выдвинул гипотезу о том, что Иисус должен был прийти в Тибет до распятия и, усвоив буддийское учение, вернулся в Палестину.
Отметим, что ислам разделяет христианские представления о Вознесении. В 620 году пророку Мухаммеду было видение, в котором он с помощью архангела Джабраила (Гавриила) оседлал коня Аль-Бурака и в его сопровождении поднялся на Храмовую гору, где встретился и беседовал с Моисеем, Авраамом и Иисусом, а затем, пронзив семь небес, вознесся к подножию трона Божьего. На этом месте в Иерусалиме построена мечеть Аль-Акса. Так, у шиитов есть догма о Махди - мессии, "скрытом" двенадцатом имаме, по возвращении которого последует "велает-е факих" - воцарение справедливости. Двенадцать - сакральное число. У Иисуса было 12 апостолов. Но среди тех, кто видел воскресшего Христа, не было Фомы Неверующего. Позднее, увидев раны Христа, он уверовал. Считается, что Фома был единственным из них, кто удостоился откровения о сокровенном смысле учения Христа. Иоанн Златоуст сообщает, что святой Фома бывал в стране волхвов, крестил этих мудрых людей и сделал их столпами веры. В апокрифических деяниях и Евангелии от Фомы рассказывается о том, что Христос бывал у короля Андраппы в Андраполисе и Пафлагонии (район турецкой Анатолии. - "ДН"). Упоминается и о том, что апостол Фома был направлен Иисусом нести слово Божье в Индию. Примечательно, что одна из христианских монашеских обителей в Индии уже в IV веке носила имя св. Фомы. Согласно преданиям он был похоронен в гробнице на Малабарском побережье, позднее его мощи были перенесены в Эдессу. И если с апостолом все становится более-менее ясным, то возникает вопрос, что произошло с Иисусом? Похоже, что они встречались в Индии.
У турков, курдов и персов имеет хождение легенда о святом Иус Асафе - "вожде исцеленных", в котором легко угадывается Христос. Примечательно, что в Каноне Авиценны упоминается снадобье, называемое Мархам-и Иса, изготовленное для исцеления ран Иисуса. На востоке Афганистана есть две горные долины, носящие то же название. Можно предположить, что Иисус и Мария также направились в Индию. Близ Тадж-Махала найден камень с начертанными на нем изречениями, приписываемыми Христу, но которых нет в Библии. В Деяниях св. Фомы написано, что он был с Христом в Таксилии (территория нынешнего Пакистана. - "ДН"), там же отмечается, что царь Гундфор (Гондофер) и его воскрешенный брат Гад, умерший от укуса змеи, приняли учение Иисуса. Автор книги "Иисус жил в Индии" Холгер Керстен совершил поездку по предполагаемому маршруту Христа и обнаружил следы Богоматери. Местные жители уверяли его, что Христос похоронил Деву Марию близ Кашмира на горе Пинди Пойнт, что вблизи города Мари. Керстен отмечает, что ориентирование могилы осуществлено в соответствии с еврейскими традициями Восток - Запад. Сам же Иус Асаф, проповедовал в Кашмире еще долгих шестнадцать лет.

Следы прошлого

Легенда о нем нашла отражение в сказках художника Николая Рериха, влюбленного в Индию и ее культуру. Относясь к итогам исследования Нотовича критически, он пишет о кашмирской песне: "Славословят Христа в лучших словах. Превыше был он солнца и луны". Рерих упоминает о существовании надписи в гробнице в Сринагаре, где по местным преданиям похоронен Иус Асаф, будто бы там происходят исцеления и источается аромат. Кстати, она встроена в традициях иудеев. Побывав в пакистанской части Кашмира, могу сказать - это действительно обитель богов. Вернее сказать, была. Жаль только до Сринагара я не добрался. До него оставалось всего 109 километров. Примечательно, что на надгробии обнаружены следы ступней, причем рубцы на них соответствуют стигматам, отпечатавшимся на знаменитой Туринской плащанице. Подтвердить их идентичность мог бы радиоуглеродный анализ, но для его осуществления пришлось бы пожертвовать значительной частью реликвии. Художник приводит еще одну легенду о встрече с мертвой головой: "И восстал богатырь - великан, - так и хочется добавить "окропленный святой водой" - и поклонился он Иссе за воскресение для подвигов во спасение всего человечества". Все как в русских сказках. В отличие от Нотовича Рерих видел за всем этим наследие несторианцев.

Общеизвестный факт, что общины последователей Нестория сохранились в Иране, Ираке и Сирии. В Иране я пытался их найти, результат, прямо скажу, обескураживающий. Здесь их именуют, впору будет сказать именовали, - айсорами. Это ассирийцы. Они сыграли выдающуюся роль в древней и средневековой истории. Язык их восходит к арамейскому. Айсоры селились в труднодоступной местности, что и позволило сохранить христианство. Отмечу, что еще до Первой мировой войны часть ассирийцев была принята в лоно Православной церкви. Поиски увенчались успехом, мне удалось найти несторианский храм в Керманшахе. Поразили аскетизм и чистота, царящие в церкви. Смотритель-иранец сказал, что "айсоров здесь не осталось, все разъехались. Кто-то подался в Европу, кто-то в Америку, а я здесь поддерживаю порядок в надежде, что кто-нибудь зайдет". Каменные плиты надгробий несторианских епископов в углу, навечно потухшие лампады и свет лампы, освещающий скорбный лик Богоматери, и черного цвета гобелен, на котором изображен распятый на кресте Христос. Даже если Иисус не проповедовал в Кашмире, то появлению легенд о Иус Асафе теперь есть вполне правдоподобное объяснение.

В Афганистане слово Мухаммеда утвердилось в конце VII - начале VIII веков. Интересно, что в афганских антикварных лавках можно найти старинные пробки или втулки из обожженной глины с изображенными на них крестами, часто похожими на мальтийские. Встречаются и другие: крест, составленный из полумесяцев или заключенный в ажурную сеточку. Попадаются пробки, на которых выдавлена печать, в центре которой крест и небольшая окружность в верхней его части. Похоже, что ими запечатывались сосуды с маслом и вином. Может быть, крест нес функцию оберега и предохранял продукты от порчи? Чаще всего их находят в Балхе, некогда столице Греко-Бактрийского царства. Поскольку в этих регионах Азии распятие на кресте не практиковали, да и Христа на них нет, то это наводит на определенные размышления. А может, прав популярный автор многочисленных книг Мурад Аджи, утверждающий, что крест был известен азиатским народам еще до появления Христа и что распятие стало символом христианства значительно позднее? Может быть, в том числе и поэтому, разделяя с христианами идею единого Бога, мусульмане не признают один из их основных догматов - распятие Христа? Смерть Иисуса на кресте не признают и ахмадийцы.

Новый взгляд на старую историю

В своем труде "Иисус в Индии" основатель ахмадийского движения Хазрат Мирза Гулам Ахмад, ссылаясь на манускрипт от Вараввы, хранящийся в Британском музее, пишет, что "Иисус не был распят и не претерпел смерти на Кресте". Он объясняет свое утверждение следующим образом. Его распятие было назначено на пятницу, в предзакатное время. По мнению Хазрата, евреи, а вернее будет сказать иудеи, подобно мусульманам, жили по лунному календарю, согласно которому закат считался началом дня, т.е. субботой. В шестом часу Бог наслал пыльную бурю, бушевавшую три часа. Поэтому, боясь быть застигнутыми приходом ночи, евреи в спешке сняли Иисуса с креста. Кроме того, Хазрат, ссылается на Евангелие от Матфея (2:19), когда Понтий Пилат вел свой суд, его жена прислала ему слово о том, чтобы он не сделал чего-либо с благочестивым человеком, ибо, сказала она, ей приснился в ту ночь сон, который вселил в нее сильную тревогу. Хазрат продолжает: "Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого распятого с ним. Но, пришедши к Иисусу, как увидели его умершим, не перебили у него голеней, но один из воинов копьем пронзил ему ребра, тотчас истекла кровь и вода" (Иоанн, 9:31-34). Если б он был мертв, то кровь из раны бы не текла. Иисус был помещен в гробницу. В утро Воскресения Иисус встретил первой Марию Магдалину, которая и возвестила об этом апостолам. Евангелист Лука (24:13-31) писал о том, что Христос и апостолы провели ночь в деревушке Эммаус.

В свою очередь в Коране (Аль-Ниса, 4:158) сказано: И потому что говорили они: "Мы умертвили Мессию, сына Марии, посланника Аллаха", тогда как не убили они его и не распяли (то есть не умертвили распятием), но явился он им как распятый; и те, которые не согласны с этим, точно находятся в состоянии сомнения о том; у них нет точного знания об этом, но они следуют лишь предположению; и не обратили они это предположение в уверенность. Для самого Хазрата воскресение Христа было чем-то сродни чудесному освобождению Ионы из чрева кита. Что же было дальше? В предисловии к его труду "Иисус в Индии" говорится, что в "этом трактате привлечены обстоятельные доказательства, почерпнутые как в христианских, так и в мусульманских письменах, а также в древних книгах по медицине и по истории, с включением древних буддийских источников. И далее, здесь показано, что Иисус, начав свое путешествие с Иерусалима и пройдя впоследствии через Насибию (город в Ираке.- "ДН") и Иран, достиг Афганистана, где встретил евреев, обосновавшихся там после свого бегства от тирании Навуходоносора. Об этом упоминал Иосиф Флавий.

Не боги горшки обжигают

Старинные мусульманские летописи повествуют о том, что Навуходоносор предпринял поход в страну Шам (Сирия и Палестина. - "ДН") и погубил 70 000 тысяч евреев. В других источниках сообщается, что некоторые из них покинули земли Навуходоносора и под предводительством вождей ушли к Гаурским холмам (скорее всего, это афганская провинция Гур. - "ДН"), где их потомки "обосновались в этих местах и умножились". Из Афганистана Иисус отправился в Кашмир, где также обосновались несколько израильских племен. Здесь он поселился, здесь он проповедовал и здесь он умер. Его гробницу разыскали на улице Ханьяр-стрит в Сринагаре". Буддийцы называли его Ruhulla (в переводе с арабского слово Ruhullah означает "дух Божий". - "ДН"). И когда он был разлучен с матерью, некая женщина по имени Magdaliyana выступала в роли вестницы.
Интерес к ахмадийя заключается не только в этом. Просветители из Платоновской академии утверждали, человек "есть божий внук, в известном роде" и призывали смелее браться за божий промысел и творить, создавать что-то собственное. Устами гуманиста лектора знаменитой Платоновской академии Пико делла Мирандолы, о котором говорили, что он ограничился изучением двадцати двух языков только потому, что не нашел двадцать третьего, была озвучена неизбывная мечта человечества, идея экуменизма - слияния воедино всех религий и философских систем. В ахмадийя это суть учения. Понятно намерение основателя учения Гуляма Ахмада (1835-1908), обосновавшего рациональную необходимость модернизации для приобщения мусульманской уммы к ее процессам через реформирование ислама. Обращает на себя внимание его экуменизм. Взяв на себя божий промысел, он провозгласил себя новым пророком: "Кришной для индусов и Мессией для мусульман и христиан, - Хазрат Ахмад объявил, - что вера в Христа - это вера в мертвеца". Это течение сравнительно новое, ему не более 120 лет. Правда, местное население и власти воспринимают его учение как кощунство, из-за того, что он отверг догмат о "завершенности пророчества". "Доступ к священному фонтану не прекращен, никто не имеет права наложить печать на уста божьи", - проповедовал Хазрат Ахмад, и это воспринимается ортодоксами как ересь. По этой причине большинство мусульман не считают ахмадийцев единоверцами.

На мой взгляд, это направление является самым интересным среди 72 исламских течений. Согласно их представлениям Христос впал в забытье и после снятия с креста ожил и бежал. Что, как он писал, Иисус пришел в Индию не до распятия, а после него. По мнению последователей учения, миссией Христа в Кашмире было собрать двенадцать колен израильских, и в поисках их посетил Тибет. Последователи Будды, некоторые из которых были обращенными евреями, восприняли Иисуса как новое воплощение Будды. Примечательно, что среди афганцев встречаются и такие, которые считают себя потомками Афгана - полководца царя Соломона, другие почитают за демиурга Иеремию, сына Саула, далеким прародителем которого был сын Ноя Куш. Немногочисленная в начале своей деятельности община ахмадийя к 1930 году разрослась и достигла полумиллиона человек, живущих в Бирме, Шри-Ланке, Мавритании, Египте, Сирии, США и странах Европы.

Подумалось, может быть, действительно легенды и притчи на пустом месте не возникают. Ведь как бы то ни было, версия о возможном влиянии Несторианской церкви на формирование учения Мухаммеда, даже в виде гиперболы, допустима. Прослеживая близость трех религий, задумался, почему же мы не стали христианами? Наверное, потому что христианство было разобщено, и это привело Мухаммеда к идее, вобрав что-то из него, сформировать иное учение. Скорее всего, ему представлялось, что в отличие от христианства оно будет на все века единым и монолитным, но уже вскоре после его кончины возник шиизм. И это тоже, скорее всего, закономерно. Кстати, ахмадийя также не избежали раскола, вызванного смертью пророка, правда, не очень серьезного. Следует констатировать, что
>процесс формирования религиозных течений не стоит на месте. Некоторые исчезают во тьме веков, на смену им приходят новые. Коран гласит (аят 12, сура 13): "Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не поменяют того, что с ними".

Время диктует стиль

Для Пакистана жизненно необходима модернизация страны и общества. Уроженец Кашмира великий поэт и реформатор Мухаммад Икбал в своей книге "Реконструкция религиозной мысли в исламе" писал, что видит в этой ситуации единственный выход: осуществив интеллектуальную модернизацию, выйти из состояния интеллектуального застоя. Главным условием для ее осуществления он называл "воспитание сосредоточенных на самих себя индивидов - единственной силе, противостоящей силе упадка. Они откроют новые стандарты, в свете которых мы начнем понимать: окружающая нас среда не является нерушимой и требует пересмотра". Духовный отец нации, впитавший в себя все самое лучшее, что имелось в восточной и западной цивилизациях, поэт и философ Мухаммад Икбал, тепло относившийся к ахмадийе, в своей поэме "Разговор Бога с человеком" писал:

Ты создал ночь - я лампу засветил Ты создал глину - чашу я слепил.

Многонациональное искусственное образование, получившее независимость, в своем противостоянии с Индией, не имело какой-либо иной консолидирующей идеи, кроме религиозной общности. Концепция государственного строительства также основывается на этом базисе. А тут год от года увеличивающаяся численность сторонников ахмадийя. С другой стороны, несмотря на заряд либерализма, доставшийся пакистанцам от англичан, следует признать, что он был не велик, общество оказалось не готово к этому. В период образования Пакистана в состав правительства входило несколько министров - приверженцев этого учения. Но это вызвало недовольство консервативных слоев общества, и они были вынуждены уйти в отставку. Примечательно, что в одной из брошюр ахмадийя приводятся сравнительные хронологии: период между рождением Моисея и разрушением Иерусалима составил 689 лет. Между рождением пророка Мухаммеда (570 год н.э.) и захватом Багдада ханом Хулагу (1258 год) - 688 лет. Интервал между пророком и основателем движения ахмадийя - 1265 лет. Между Моисеем и Христом он составил 1269. Как видим, разница невелика. Мистика какая-то. Сам же чингизид Хулагу похоронен в озере Урмия на острове Джезире-э Шах, т.е. в самом центре Эдема. Наверное, самым известным сторонником этого течения был уроженец Пакистана один из корифеев теоретической физики, профессор Мухаммад Абдус Салам (1926-1996), на протяжении тридцати лет являвшийся бессменным руководителем уникального Международного научного центра в Триесте (Италия), ныне носящего его имя. Ахмадийя гордятся этим достижением. В своей Нобелевской лекции произнесенной в банкетном зале в Стокгольме ученый заявил: "Ислам, в сущности, и есть вера всех физиков, - вера, которая вдохновляет и поддерживает нас: чем глубже мы ищем, тем более возбуждается наше удивление, тем больше загадочного открывается перед нашим взором". Правительство Пакистана после некоторых колебаний приняло решение пригласить профессора Абдус Салама с недельным визитом в качестве официального гостя главы государства - военного диктатора Зия Уль-Хака, последовательного сторонника ортодоксального духовенства. Его пребывание на родине было отмечено одним, на мой взгляд, забавным диалогом: встреча с президентом была прервана по инициативе профессора для свершения намаза. Генерал спросил ученого: "Г-н профессор, вы будете молиться с нами или отдельно?". На что тот ответил: "Сэр, я буду молиться отдельно от вас". И тут Зия Уль-Хак заметил: "Мы знаем, в отличие от нас вы глубоко верующий человек". Как и положено новому религиозному направлению, ахмадийя шагает в ногу со временем. Есть даже хоккейная команда "Мусульманские тигры". Ахмадийский джамаат действует в 170 странах мира.
Многие религии растворились во тьме веков. Многие сохранились, более того, шаманизм, как я убедился, в Монголии возрождается. На мой взгляд, важно понять, что это непрекращающийся процесс, который будет продолжаться, пока живо человечество.

Искандер Аманжол
9 февраля 2007г. № 5 (733)

Источник - Деловая неделя
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1171057620
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх