КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 31.01.2007
23:44  Помогите остановить пытки, - узбекские правозащитники обращаются к странам ЕС
20:00  Новый проект автобана Алматы-Иссык-Куль: 30 млрд тенге за два года
19:55  На севере Таджикистана обнаружен заминированный подземный бункер
19:51  Сингапурская Temasek Holdings хочет инвестировать $1,5 млрд в нефтегазовый комплекс Узбекистана
14:52  ВВC: Хакер на хакера. Армяно-азербайджанские интернет-войны
14:29  А.Ослунд: Туркмения... Лучшая аналогия - Албания после Энвера Ходжи
14:23  Kak eto budet na latinitse? Узбекский опыт перевода узбекского языка
13:57  Власти Туркмении, как бы чего не вышло, ввели ограничения даже на туризм
13:52  Н.Назарбаев: "Приглашаю немецких инвесторов к строительству новых транспортно-логистических узлов" (речь в Берлине)
13:48  А.Айдаркулов: Компромисс ради прогресса в Киргизии
13:43  Племянница Шеварднадзе нашла в Сибири... крупнейшее газовое месторождение
13:38  Генерал Волковицкий начинает в Душанбе переговоры по совместной эксплуатации аэродрома Айни
13:32  Т.Шайлиева (экс-аким Иссыккулья): Я была против законопроекта о многоженстве... (интервью)
13:07  Ф.Прокудин: Готовясь к чужой войне. Об отражении угроз и защите интересов Казахстана
13:02  "DW" > Бундесвер теряет невинность. Евросоюз и НАТО конфликтуют из-за Афганистана
12:40  К.Собчак и остальные ложкомойники эфира. "Евразийский медиа-форум" окончательно деградировал
12:36  В Таджикистане будет создано "электронное правительство"
12:28  И.Мирсайитов: Социальная база ферганских экстремистских организаций довольно широкая. Много женщин...
12:19  Frankfurter Allgemeine: Киргизия - "тандем" времен революции развалился
12:10  Guardian: Ядерный спор усиливается – европейцы опасаются американского удара по Ирану
12:05  В Москве вышла книга С.Плеханова "Раскрытая ладонь. Ага-Хан и его мюриды"
11:55  ИГНПУ > Услуга за услугу. В Узбекистане начинают преследовать грузинских предпринимателей
11:01  В. Янукович: Украина никогда не признает свои долги перед Кыргызстаном
09:39  "НГ" > Буш пригрозил Ирану жестким ответом. Европейцам не хватает инструментов для давления на Тегеран
09:19  "ВН" > В Туркмении спешат судить эколога. Преемник Ниязова начинает с чистого листа
09:17  Ирану не дали ядерный тайм-аут. Россия и США подружились против МАГАТЭ
09:06  Гонка за урожай. Продолжается соревнование "Кто больше посадит" среди казахстанских силовиков
07:24  О.Хасанов: В Узбекистане изымают цитаты Каримова: борьба с культом личности началась?
07:14  Китайская народная Африка. Миротворцы КНР начнут завоевание Черного континента
02:23  "Kazakhstan" > Электроэнергетика Казахстана - новые вызовы и возможности
01:40  Д.Каримов: Ставки сделаны, господа? Кто войдет в новое киргизское правительство
01:12  Конституционный Суд Узбекистана не выполняет своих обязанностей, - заявление правозащитника Ж.Шосалимова
00:11  Президентский проект новой структуры правительства Киргизии
00:10  В.Нурмухамедов: Как милиционер Абдулла-ака вел детскую телепередачу (узбекская сказка)
00:06  А.Асроров: Ипотека в Узбекистане: сказка или быль?
Вторник, 30.01.2007
16:26  Мать расстрелянного Т.Чикунова призывает президентов ЦентрАзии отменить смертную казнь
15:11  "Ледовые дворцы". Минобороны Казахстана на сомнительных тендерах разбазарило еще 390 млн тенге
15:07  В Кыргызстане появляется "недовольство недовольством" (cоцопроc)
14:59  Очень-но хочется перепродать туркменский газ. Киев предлагает Москве вернуть старую схему газорасчета
14:52  Трубные переговоры. Н.Назарбаев начал визит в Германию, затем - Украину
14:05  "Алас": Белеющие облака... Кыргызы - заблудшая нация
13:50  Э.Куинн: Ху Цзиньтао покоряет Африку. Визит в 8 стран
12:56  Greater Kashmir: Кто управляет Центральной Азией, будет управлять всей Азией
12:48  А.Куртов: Алюминиевый топор войны Душанбе. Рахмонов технично "кидает" российских инвесторов
12:45  2.219 русских хотят уехать из Таджикистана на постоянное жительство в Россию
12:38  Правоохранительные органы Узбекистана обезвредили "опасных преступниц" - правозащитниц Г.Тураеву и У.Ниязову
12:24  Кадры таджикских пограничников будет готовить Военный институт КНБ Казахстана
12:18  А.Ниязматов: Каримов и Узбекистан - Судьба и Родина едины
11:41  "Что не успели основать евреи, то доделали казахи", - вышла книга М.Айсберга "Стена смеха"
11:22  Н.Нигматулин (аким Карагандинской обл.): Моя семья - это мой маленький, особый и счастливый мир, где тепло и уютно (интервью)
11:13  Э.Гасанов: Больные люди, … или Cлово об азербайджанском патриотизме
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
А.Айдаркулов: Компромисс ради прогресса в Киргизии
13:48 31.01.2007

КОМПРОМИСС РАДИ ПРОГРЕССА
"Чтоб ты жил в эпоху перемен!" - древнее китайское проклятие

В начале этой недели депутаты парламента большинством голосов дали согласие на назначение нового премьер-министра Кыргызстана. В тот же день президент Кыргызстана Курманбек Бакиев назначил бывшего и.о. министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Азима Исабекова на эту должность.

>"Сегодня мы пришли к консолидации власти. Это большой кредит доверия со стороны парламента, думаю, в дальнейшем будем работать в тесном контакте", - заявил сразу после заседания парламента Азим Исабеков. Он сказал, что согласие парламента на его назначение премьер-министром означает, что депутаты поддерживают позицию президента.

"Правительство может работать только тогда, когда опирается на парламентское большинство, - считает спикер Жогорку Кенеша Марат Султанов, - Если правительство не опирается на парламентское большинство, то грош цена такому правительству. Поэтому правительство и называется исполнительным органом, так как исполняет те положения, которые указаны в законах". Спикер уверен в том, что если премьер-министр и правительство будут иметь поддержку парламентского большинства, то все вопросы по экономической реформе и законопроекты, которые касаются этого блока, будут двигаться намного быстрее. А заместитель торага Жогорку Кенеша Кубанычбек Исабеков заявил: "Сегодняшнее голосование - яркий пример желания исполнительной и законодательной властей в дальнейшем работать совместно". Депутат надеется, что, несмотря на прошлые трения между парламентом и правительством, А. Исабеков "как джигит справится, и будет работать согласованно с ЖК страны".

Кандидатура нового премьера не встретила особого сопротивления и со стороны представителей радикальной оппозиции. Поэтому есть все основания считать, что, несмотря на противостояние с прежним правительством, депутаты сделали осознанный выбор. Они прекрасно понимали, что нельзя стране продолжительное время оставаться без главы правительства. Это распространяло уныние и неуверенность в обществе. И хотелось бы верить словам вице-спикера парламента Э. Алымбекова, который заявил, что время политических игр и торгов закончилось, пора заниматься экономикой и эффективным законотворчеством. Ведь, не дело, когда, как отмечал президент К. Бакиев, "правительство и Жогорку Кенеш так и не смогли найти общий язык и установить между собой деловые, рабочие отношения, не смогли решить задачи, поставленные президентом по принятию целого пакета законопроектов экономического характера". Да и сами члены правительства в ходе экстренного заседания правительства 19 декабря 2006 года признавались, что "между парламентом и правительством нет конструктивного диалога... Бюджет 2005 не утвержден, аудит по бюджету 2005 года не принят, изменения бюджета 2006 года не рассматриваются, бюджет 2007 года даже не принят к рассмотрению…" Откровенно говоря, все уже устали от этой двусмысленности, неопределенности и постоянного тревожного ожидания, а что в этот раз выкинут депутаты или правительство?

Экономика – вот на чем новое правительство должно сосредоточить все свои стремления и помыслы, давали наказ А. Исабекову депутаты. Многие наблюдатели и эксперты считают, что народу и государству необходимо сейчас не только дееспособное, но и честное правительство, что потребует усиления ориентации на кадры новой генерации - прагматиков и профессионалов, людей высокой морали и решительных действий, способных материализовать свой патриотизм в конкретных делах, улучшить экономический климат в Кыргызстане.

Это актуально прежде всего, потому, что в самые ближайшие дни президент совместно с премьер-министром назначит руководителей госорганов. По тому, как будет формироваться состав правительства, можно будет судить о том, какие ориентиры удовлетворяют руководство страны. Или, возможно, как и раньше, вместо достаточно радикальной смены политэлиты, будет демонстрироваться умение перетасовать старую колоду, за небольшим исключением, и по-новому ее разложить. В таком случае результаты экономического развития страны будут вполне предсказуемые. То есть, никакого прорыва не будет. Кыргызстану жизненно необходимо, чтобы в правительство пришли прагматики-профессионалы. Люди ждут, когда же кадры будут оцениваться не по личной преданности и не по партийной принадлежности, а по организации дела и достигнутым результатам на порученных участках, по состоянию дел в экономике и социальному самочувствию наших граждан. "В конечном итоге, эффективность работы исполнительной власти определяется тремя критериями: рабочие места, доходы граждан и привлечение инвестиций. Все это понятные и легко измеримые показатели. Для Правительства, для каждой госадминистрации и айыл окмоту они должны существовать как задания и как основание для подведения итогов и оценки работы", говорится в послании Президента К. Бакиева к народу Кыргызстана. Выступая на недавнем съезде предпринимателей страны, он подчеркнул: "Мы намерены в январе оценить уровень работы Правительства, руководителей местных органов власти по этим критериям и сделать соответствующие выводы. Кто добивается более высоких показателей – должен поощряться, в том числе и материально, а кто работает плохо – уходить". Говоря о своих требованиях к будущему правительству, он сказал: "Считаю, что все госструктуры должны быстро реагировать на продвижение дальнейшего экономического развития страны. Правительству не надо изобретать "велосипед", сейчас другое время, время динамизма, молодых, надо быстрее соображать и, самое главное, надо иметь желание работать".

В этом смысле, А. Исабеков, безусловно, премьер из ряда тех, кто не связан с политикой, из ряда тех, кто считается прагматиком, хозяйственником, профессионалом-управленцем, но никак не профессионалом-политиком. "Время и практика убедили нас в том, что верховенство политики над экономикой рано или поздно обернется бедой",- заявлял А.Исабеков будучи еще руководителем аппарата премьер-министра К.Бакиева в 2005 году. "При проведении реформы госуправления, считаю, необходимо избавляться от устаревших функций, которые несвойственны рыночной экономике. Нам придется добиться сокращения контролирующих функций государства над бизнесом, сориентировать аппарат на создание условий для успешного развития предпринимательства, усилить его связь с населением", - отмечал А. Исабеков в то время. В этом и состоит кредо нового премьера – меньше политики, больше экономики. Он уже зарекомендовал себя как жесткий прагматик, как человек, готовый сотрудничать со всеми конструктивными парламентскими силами. Излагая перед депутатами свою программу действий на посту премьер-министра, А. Исабеков заявил: "Чтобы правительство могло работать продуктивно и исполнять свои основные функции, нам необходимо отойти от политической борьбы. Конечно, в работе правительства есть политика, но эта политика - экономическая политика, финансово-кредитная политика. Я даю обещание, уважаемые депутаты, работать строго в данном русле".Таким образом, А. Исабеков дает ясно понять, что он не намерен вступать ни в какие политические баталии, а намерен сконцентрировать свои усилия на решении чисто экономических задач.

Выступая перед депутатами Жогорку Кенеша на заседании парламента в качестве претендента на пост главы правительства, Азим Исабеков рассказывал об основных направлениях своей будущей работы. Он отметил, что при решении любых вопросов кабинет министров будет тесно сотрудничать с парламентом. "Кабинету министров необходимо уделить внимание возрождению крупных промышленных объектов, таких как Кара-Балтинский горнорудный обогатительный, Кадамджайский сурьмяный комбинаты", - подчеркнул он. Азим Исабеков также коснулся темы развития сельского хозяйства. Здесь, в первую очередь, отметил он, необходимо уделить внимание обеспечению фермеров современной техникой, кредитами, а также внедрению маркетинга в эту сферу. Он заметил, что надо поддержать малый и средний бизнес, куда основной вклад могли бы внести частные банки страны совместно со Всемирным банком. Азим Исабеков пообещал депутатам бороться с коррупцией.

Самым тяжелым и очень ответственным для будущего премьера станет вопрос вступления страны в ХИПИК. Азим Исабеков обещает не принимать решение о вступлении страны в ХИПК без согласия Жогорку Кенеша. По его словам, после тщательного рассмотрения вопроса о вступлении Кыргызстана в ХИПК в правительстве, он внесет его в парламент. "Этот вопрос обязательно обсудим с Жогорку Кенешем, и без вашего согласия мы не вступим в программу по сокращению внешнего долга", - подчеркнул он.

По мнению А. Исабекова, новое правительство не должно потерять 2007 год, поэтому в первоочередном порядке будут проанализировано текущее состояние развития экономики и приняты необходимые меры для ее роста. Прежнее правительство республики разработало программу до 2010 года - Стратегию развития страны. На ее основе разработан комплекс мер, которые, по замыслу авторов, должны обеспечить хороший прорыв в экономике. А. Исабеков заверил, что новое правительство обязательно займется воплощением в жизнь этих мер.

Очень хочется верить, что кыргызская экономика обрела шанс для выздоровления. Главное, многие ожидают, что с назначением нового премьера в республике наступит политическая стабильность. А значит, при отсутствии политических дестабилизаций, планомерное развитие экономики имеет все шансы привлечь заинтересованных зарубежных инвесторов, что станет позитивом деятельности нового Кабинета министров.

Сегодня ситуация в Кыргызстане во многом иная. Демократические процессы укрепились; закончилось распределение власти между президентом, премьер- министром и Жогорку Кенешем; макроэкономическая ситуация, по оценкам представителей международных финансовых институтов, устойчивая. Но с другой стороны, основные проблемы в развитии экономики, к сожалению, остались теми же. Необходимы серьезные шаги для обеспечения долгосрочного экономического развития республики. Сложные проблемы государственного управления особенно важно решить во время нынешнего политического цикла. Должна быть создана новая, бесперебойно действующая система, при которой граждане обладают реальной властью и осуществляют общественный контроль над органами власти.

К сожалению, в последние годы непродуманно повышаются социальные расходы. Это препятствует проведению налоговой реформы, которая могла бы обеспечить Кыргызстану долгосрочные конкурентные преимущества над богатыми странами с высоким уровнем налогов, и тормозит реформы социального сектора. Нам нужно двигаться вперед одновременно на обоих фронтах. Это предполагает продолжение ответственного руководства макроэкономикой без необоснованных популистских социальных экспериментов. Нашей стране необходимы более низкие ставки налогов при более широкой налоговой базе, а также реформа систем пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования. Хотя фактические задачи различаются, философия, которая может помочь Кыргызстану стать на неизменный путь развития, остается одной и той же: повышение способности граждан самостоятельно оплачивать социальные услуги при определенном минимуме социальных услуг, гарантированных каждому. Государство должно поддерживать тех, кто не в состоянии оплачивать минимум этих услуг. Социальная солидарность является важным этическим принципом современного сложного общества, но она не должна быть поводом для огромных государственных затрат на тех, кто может сам себя содержать. Хочется верить, что все большая часть нашего общества будет оплачивать социальные услуги самостоятельно, поддерживая тех, кто не может прожить без помощи государства.

Новому правительству осталось тяжелое финансовое наследство. Растет дефицит бюджета. До критического уровня выросли внешние долги. И это на фоне нарастания отрицательного сальдо торгового баланса. Продолжается теневой отток капиталов.

Несмотря на улучшение экономического положения со второго квартала 2006 г., в целом приходится признать, что новому правительству не позавидуешь. Пока что правительство вполне грамотно намечало направления улучшения экономической ситуации. Но сейчас Кыргызстану требуется не простой восстановительный рост, а переход к инновационному развитию. Нужен стратегический поворот в развитии сельского хозяйства и сельских поселений. Эта сфера в упадке, а она определяет бедность населения, депопуляцию и отсутствие основы для расцвета страны. Концепция преобладания индивидуального фермерства и неограниченной продажи земли себя не оправдывает.

В налоговой реформе, которую будет проводить правительство, важно не само по себе понижение ставок, необходимо существенное упрощение системы.

А в ближайшее время предстоит решать задачи по качественной доработке проекта бюджета-2007, предусмотрев составляющую адаптации экономики к неминуемому повышению цен на энергоносители. Нужно сделать все, чтобы не допустить ухудшения социальных параметров жизни людей. Касаясь задач на текущий год, К.Бакиев недавно заявил, что в этом году планируется рост ВВП на уровне 5,5%, за счет привлечения инвестиций. Также начнется строительство ГЭС на реке Нарын. Для своевременного и качественного решения этих задач, по убеждению президента республики, необходимо, чтобы парламент страны принимал быстрее законопроекты, быть активнее и правительству, продвигая экономические законы.

Новый глава правительства Азим Исабеков является одним из давних близких соратников президента Курманбека Бакиева. Многие эксперты характеризуют его как технократа без политических амбиций, способного к командной игре. Сам же Исабеков, перед голосованием в парламенте, отвечая на вопрос депутата Темира Сариева о том, как он будет противостоять давлению со стороны, будет ли у правительства своя определенная сильная политика в области экономики, заявил, что в рамках закона он будет противостоять любому давлению".

Касаясь структуры правительства, А. Исабеков заявил, что в ближайшие 2-3 дня в парламент будет внесена структура правительства. "По структуре у меня есть свое видение, она будет отличаться от нынешней", - сказал он. А.Исабеков также отметил, что все агентства, министерства будут составлять своего рода пирамиду, где министерства будут определять политику, а госагентства - осуществлять и контролировать.

"Я не стремлюсь к должности президента Кыргызстана", - заявил Азим Исабеков, отвечая на вопрос депутата ЖК Мурата Джураева. "Я хочу принести пользу, работая во благо страны на посту премьер-министра Кыргызстана", - подчеркнул он.

Бесспорно, назначение А. Исабекова стало компромиссом между парламентом и президентом. По мнению ряда аналитиков, А.Исабеков идеально подходит для премьера на переходном этапе, когда от главы правительства требуются практические, организаторские качества для преодоления трудностей, возникших после жесткого противостояния парламента и исполнительной власти.

"Мы уважаем Исабекова как профессионала", - сказал предприниматель Абдрасул Жумаканов. По его мнению, президент и парламент сделали наиболее правильный выбор. "Это человек, который не только знает, что необходимо сделать, чтобы в стране был экономический рост, но и умеет организовать процесс",- говорит А. Жумаканов.

М. Айдаркулов
31/01/2007

Источник - Кабар
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1170240480
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх