КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 12.01.2007
23:58  Президент К.Бакиев утвердил "Концепцию внешней политики страны"
22:29  И. Каримов: Праздничное поздравление защитникам Родины
21:12  В Аравии погибли в автокатастрофе 22 киргизских паломника
18:32  В Узбекистане вспоминают бывшего премьер-министра Индии Шастри
17:18  Национальным комиссаром по борьбе с коррупцией Киргизии стал Рахматулла Эралиев
16:22  В Астане горит строящееся здание Дома министерств
16:19  Казахстан открывает посольство в Иордании
14:18  Д.Ибрагимов: Международные НПО как инструмент внешней политики (на примере США)
14:10  М.Мурсалова: Престол нового Бога? Тайны Бакинской "Девичьей башни"
14:03  Прославленная фигуристка И.Слуцкая открыла в Астане крупнейший в мире ледовый каток "Ак-булак"
13:11  РБК > США выдавливают из Ирана немецкие фирмы
13:05  Л.Ли: Какие выгоды имеет Кыргызстан от размещения американской базы "Ганси"?
12:48  М.Намазалиев: Смена элиты в Кыргызстане остается только лозунгом
12:26  Кандидат в президенты Узбекистана Д.Шосалимов интересуется, когда уйдет Каримов
12:23  С.Рзаев: Лукашенко блефует , предлагая Киеву и Баку создать новый союз
12:17  "Обещания реформ..." - киргизский раздел Всемирного доклада Хьюман Райтс Вотч за 2007 г.
12:10  В Узбекистане сконструировали уникальную шерстомойку нового типа
11:38  Даниэль Гансер: Необъявленный терроризм и секретные армии НАТО
11:29  Узбекскую правозащитницу Мутабар Таджибаеву мучают в заключении
11:24  Директор разведки США обозвал режимы ЦентрАзии - "репрессии, застой и коррупция"
11:21  Все под контролем. Власти Туркмении не хотят пускать в страну "лишних" журналистов
11:05  Отец Сергий (настоятель душанбинского православного собора): "Путин дал визитку, а там ни телефона, ни адреса..."
10:53  А.Рябов: Авторитаризм без автора. Смена главного героя расшатает политические устои Туркмении
10:45  В.Мясников: 2007 год обещает много новых войн и мятежевойн (итоги 2006-го)
09:55  Ф.Лукьянов: Россия вновь опаздывает. Перемены в Туркмении и Белоруссии открывают новый раунд "большой игры"
09:48  Самозахватчики на юге Киргизии рубят пальцы судоисполнителям и бьют милиционеров
09:36  Герастратчик. Бывший аким Караганды Литвинов предстал перед судом
09:20  Новые назначения в Казахстане: Б.Имашев - секретарь Совбеза, Ж.Карибжанов - аким ВКО
09:08  "НГ" > В правительстве Казахстана – знакомые лица
00:45  Тимур Зульфикаров: "Лукашенко наделен высшей харизмой царизма и власти. Он не дал разворовать свою страну…" (интервью)
00:43  В Актау осуждены пятеро членов "Накшбандия-суфиты". За насильственное обращение в свою веру гражданина Литвы
00:35  С.Мекебаев: Размер пользы уточняется. Комментарий к смене казахстанского правительства
00:07  В узбекском Ургуте найден христианский монастырь, который искали несколько веков
00:06  Задел за честь и достоинство. Молодежное движение "Жебе" грозит подать в суд на и.о. премьера Ф.Кулова
Четверг, 11.01.2007
22:45  Земельные аферы Ташкентского вице-хокима А.Тухтаева. Экологи протестуют пикетом
21:42  Мухтар Кул-Мухаммед назначен новым акимом Кызылординской области
20:23  Что означает отставка спикера Сената Казахстана Н.Абыкаева? - комментарии казахстанских экспертов
18:46  В Казахстане появилась еще одна пропрезидентская партия: "Алаш"+"КазАГРО"+"Соотечественник"+"Атамекен"
17:16  Буш придумал новую стратегию в Ираке. Морпехи США захватили в Эрбиле 5 иранских дипломатов
13:50  Американское командование "частично" признало свою вину в убийстве шофера киргизской авиабазы "Манас" Иванова
13:46  Ф.Толипов: Что нужно Узбекистану? – Перестройка и новое мышление
13:18  Весной в Узбекистане состоится референдум… про партии
12:49  Обвинены в коррупции глава управления по связям с общественностью МВД Узбекистана А.Шарипов и редактор МВДешной газеты
12:04  Белоруссию толкают к ГУАМ. Ющенко и Лукашенко обсудят новые перспективы сотрудничества
11:52  Г.Бердымухамедов обещает туркменам увеличить число вузов и провести пенсионную реформу
11:48  Р.Баучер (Госдеп США): "Как только Туркменистан будет готов к преобразованиям, мы..."
11:43  Кто защищает беженцев в Центральной Азии? - дискуссия на "Голосе Америки"
11:27  Новое Агентство по госфинконтролю и борьбе с коррупцией Таджикистана возглавил депутат Ш.Салимов
11:03  А.Королев: Почему "ушли" казахстанское правительство? Часть 2
11:00  Таджикские пограничники угрожали автоматами губернатору Баткенской области Киргизии
10:49  К.Абдуллаев: Потомки бухарского эмира могут приехать в Таджикистан, но без "политической реабилитации эмиризма"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Д.Ибрагимов: Международные НПО как инструмент внешней политики (на примере США)
14:18 12.01.2007

Современный американский внешнеполитический курс в глобальном масштабе направлен на изменение геополитической ситуации в жизненно-важных регионах мира (Ближний Восток, Южная и Центральная Азия, Восточная Европа) путем продвижения так называемой "чистой и абсолютной демократии" Запада. На международной политической арене, США позиционируют в качестве "двигателя и опекуна демократии". В действительности, сегодня демократия по-американски приобрела статус глобальной идеологии, и, как говорил У.Черчилль, "демократия крайне несовершенная система, но, увы и ах, ничего лучше пока не придумали".
Однако, инициирование Соединенными Штатами процесса "революционной демократизации" постсоветского или посткоммунистического пространства приводит к дискредитации благородных ценностей демократии, и, в свою очередь, ухудшает американский имидж в мире. В определенной степени именно в этом проявляется двойственность американского внешнеполитического курса, основным приоритетом которого является именно отстаивание своих стратегических интересов в глобальном масштабе вне зависимости от соответствия механизмов их достижения декларируемым целям и обязательствам (распространение демократии, права человека и т.п.).

Сегодня уже не является секретом то, что некоторые международные неправительственные организации (НПО), прикрываясь благородными и бескорыстными целями, на самом деле проводят работу для достижения глобальных и региональных интересов Вашингтона. Несмотря на неправительственный статус НПО, финансирование их деятельности осуществляется исключительно за счет Государственного департамента США и ЮСАИД. "Неправительственные частные организации – ключевой элемент в строительстве демократии", - заявил Барри Ф. Лавенкрон, помощник государственного секретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда, в своем выступлении на конференции ОБСЕ по человеческому измерению, которая проходила в Варшаве 13 октября 2006 г.

Политико-правовая поддержка

>Во взаимоотношениях между Вашингтоном и международными НПО существует своего рода паритетное сотрудничество. США заинтересованы в использовании в своих национальных интересах международные НПО и выступают в их поддержку не только в плане финансирования, но и как, политический патронаж. Свидетельством тому служат слова госсекретаря США Кондализы Райс, озвученные 14 декабря 2006г.: "Когда НПО и другие правозащитники блокированы, подрываются свобода и демократия. Мы должны защищать этих защитников".

Как говорится, "бесплатный сыр бывает только в мышеловке". Международные НПО, взамен на щедрое американское государственное финансирование, активно участвовали в подготовке и проведении так называемых "цветных революций" в ряде государств Восточной Европы и постсоветского пространства. Основными американскими НПО, финансирующими и организующими "цветные революции" по всему миру, являются "Фридом Хаус", Национальный демократический институт (НДИ), Международный республиканский институт (МРИ), Национальный фонд в поддержку демократии (НФПД), а также подконтрольные американскому миллиардеру Дж.Соросу "Фонд Сороса" и "Институт открытого общества".
В частности, правозащитная организация "Фридом Хаус" - это далеко не простое международное объединение, преследующее под знаменами борьбы за общечеловеческие ценности и права интересы американской администрации. В качестве подтверждения сказанному, следует напомнить интересный факт – с 2002 года по 2005 год организацию "Фридом Хаус" возглавлял Джеймс Вулси, бывший директор Центрального разведывательного управления США. А как известно, бывших разведчиков не бывает!
По официальным данным, на 2006 год Белым домом для осуществления программы поддержки демократии в зарубежных странах истрачено 5,9 млрд. долларов.
В Кыргызстане с целью организации "тюльпановой" революции Госдепартамент США выделил 1,7 млн. долларов США на создание современной типографии, ставшей ключевым звеном для налаживания пропагандистской работы в интересах оппозиции Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана и Таджикистана.
Американцами разработан специальный законопроект, направленный на поддержку демократии и проамериканских НПО. 6 ноября 2003 года, выступая в Вашингтоне по случаю 20-летия основания фонда National Endowment for Democracy (NED, Национальный Фонд Развития Демократии), президент США Дж. Буш объявил о "новой внешней политике" США" – о "глобальной демократической революции". По мнению Буша, в "освобождении" нуждаются не менее 40-50 стран нашей планеты.
3 марта 2005 года американские сенаторы Джон Маккейн (John McCain) и Джозеф Либерман (Joseph Lieberman) и члены Палаты Представителей Том Лантос (Tom Lantos) и Фред Вулф (Fred Wоlf) внесли в Конгресс законопроект, который по-английски звучит так: "Advance Democratic Values, Address Nondemocratic Countries, and Enhance Democracy Act". Примерный перевод таков: "Закон о распространении демократии и демократических ценностей в недемократических странах". Чаще всего его называют "ADVANCE Democracy Act", или "Закон о распространении демократии".
В соответствии с новым законом конкретные планы организации, подготовки и финансирования революций в каждой из "недемократических" стран будут разрабатываться "на местах" посольствами США в этих странах с учетом "советов и рекомендаций" от местных "демократических НПО и лиц либеральных и демократических взглядов".
Данная в законе "О распространении демократии" характеристика НПО как главных и ключевых субъектов политической революции в стране, подлежащей "демократизации" устранила основное разногласие между "либералами" и "неоконсерваторами" в вопросе о методах "свержения диктатур" и "распространения свободы и демократии". Как было изложено выше, многие НПО служат интересам США. Это легко обнаружить на примере фонда National Endowment for Democracy (NED). National Endowment for Democracy был создан в 1983 году президентом США Р. Рейганом и Конгрессом США. Формально – это "частная, некоммерческая организация, созданная для укрепления демократических институтов во всем мире через воздействие на неправительственные институты".
Необходимо напомнить, что фонд National Endowment for Democracy является одновременно и частным, поскольку формально не входит в американские государственные структуры, и государственным, поскольку:
а) был организован государственным институтом – Конгрессом США и утвержден президентом США;
б) его руководство - совет директоров и президент фонда – формируется методом "кооптации" в соответствии с уставом фонда, одобренного Конгрессом США;
в) бюджет фонда определяется Конгрессом США и состоит в значительной части из дотаций Конгресса;
г) деятельность фонда подотчетна Конгрессу США, на заседаниях которого его работа регулярно обсуждается и оценивается.
В то же время, формальная "независимость" NED от государственных институтов позволяет ему принимать пожертвования от частных лиц и корпораций, а главное, дает легальную возможность выступать на международной арене, как частное юридическое лицо, как "частный" американский фонд.
"Используя выделенные ему Конгрессом США средства", NED "выдает каждый год сотни грантов для поддержки продемократических групп в Африке, Азии, Центральной и Восточной Европе, Латинской Америке, Ближнем Востоке и в странах СНГ"
Первоначальный бюджет фонда NED был 30 млн. долларов; эта сумма с течением времени росла, и в 2002 г. бюджет NED составлял 43 миллиона долларов.
"National Endowment for Democracy основывается на идее, что американская помощь по защите демократии за рубежом идет на пользу США и тем, кто борется за свободу и самоопределение во всем мире".
Деятельность фонда преследует шесть целей, и в них концептуально представлены все направления работы фонда:
- поощрять свободные и демократические институты во всем мире через частные инициативы, в том числе деятельность, способствующую индивидуальным правам и свободам (включая международно признанные права человека), необходимые для функционирования демократических институтов;
- содействовать контактам между демократическими группами за рубежом и американскими неправительственными группами (особенно с обоими главными партиями, профсоюзами и бизнесом);
- содействовать участию американских НПО в строительстве демократических институтов и в программах обучению демократии за рубежом;
- улучшать демократическую систему выборов за рубежом посредством своевременных акций в кооперации с истинно демократическими силами;
- способствовать участию главных американских политических партий, профсоюзов, бизнеса и другого частного сектора в сотрудничестве с теми группами и силами за рубежом, кто привержен культурным ценностям, институтам и организациям демократического плюрализма;
- поощрять формирование и развитие демократии в таком направлении, чтобы она соответствовала национальным интересам США и специфическим потребностям демократических групп в других странах, которые финансируются фондом".
На этом можно было бы поставить точку, ибо все сказано ясно и определенно: NED – это политическая организация, финансирующаяся в интересах США, точнее в интересах американских правящих элит.
По словам Дж. Тафта, помощника государственного секретаря США по вопросам народонаселения, беженцев и миграции, НПО - это любое некоммерческое, основанное на добровольном участии граждан объединение, которое организовано на местном, национальном или международном уровне, ориентировано на определенную задачу и приводится в действие людьми, имеющими общие интересы. "Мы можем обращаться к этим группам за советом, и мне кажется, что они оказывают весьма существенное воздействие на нашу внешнюю политику. Поскольку у нас демократическое государство, работники внешнеполитического ведомства привлекают взгляды и идеи представителей НПО, добиваясь того, чтобы внешняя политика США отражала широкий спектр интересов американского народа", - заявила Тафт.
Следует разъяснить, каким образом НПО сотрудничают с Государственным департаментам и другими структурами правительства США в области внешней политики? При Агентстве международного развития США (АМР США) есть официальный консультативный совет по добровольной иностранной помощи. Он существует с начала 1950-х годов и дает частным организациям и отдельным гражданам возможность больше узнавать о программах помощи, реализуемых правительством США, и давать рекомендации по их направленности.
Имеется также консультативный совет в составе представителей НПО, который поддерживает с Государственным департаментом постоянный диалог по внешней политике.
Главными инструментами, имеющимися в распоряжении НПО для оказания влияния на формирование внешней политики, являются пикетирование, проведение кампаний по тем или иным проблемам, издание информационных бюллетеней.
В настоящее время появляется все больше подобных сетей, объединяющих американские НПО и их иностранных партнеров. АМР США потратило немало лет и средств на оказание помощи в создании НПО в развивающихся странах и в бывшем Советском Союзе.

Финансирование
Многие НПО одновременно считаются некоммерческими организациями. НПО могут быть финансированы за счет пожертвования частных доноров, международных организаций, правительствами или их объединениями. Некоторые полуавтономные НПО (ПАНПО) могут даже выполнять правительственные функции. Некоторые НПО осуществляют деятельность, которая не влияет на политику, а другие лоббируют правительства стран с целью защитить интересы своих членов или пропагандируют общепринятые цели, как демократия и права человека. Крупные НПО обычно имеют годовые бюджеты в размере нескольких миллионов долларов. К примеру, в 2003 году Хьюман Райтс Вотч получила 21.7 миллион долларов США от различных источников. Процесс накопления таких крупных сумм безусловно требует значительных усилий по их сбору.
Основными источниками финансирования НПО являются членские взносы, продажа продукций, товаров и услуг, гранты от международных институтов или отдельных государств, частных доноров. Самым щедрым донором являются США. Европейский Союз также выделяет несколько грантов для финансирования деятельности НПО. Даже если термин "неправительственная организация" означает независимость от государств, многие НПО сильно зависят от государственных средств для финансирования своей деятельности. 25% от 162 миллионного бюджета гуманитарной организации Oxfam в 1998 году было пожертвовано правительством Великобритании и ЕС. Христианской благотворительной и гуманитарной организации World Vision US в 1998 году удалось получить 55 млн. долларов от правительства США. Лауреат премии Нобеля организация M&*233;decins Sans Fronti&*232;res (Врачи без границ) получает 46% своего бюджета от государственных источников.
Законы США относительно некоммерческих организаций связаны с налогообложением, особенно те, у которых прибыль не является основной целью. Если организация желает быть освобожденной от уплаты налога, в таком случае она должна указать в своем уставе о том, что активы или имущество не будут приносить прибыль своим членам, руководителям, сотрудникам или агентам. Кроме того, организация должна иметь юридически установленную благотворительную цель, то есть, организация должна быть создана в целях поддержки образовательных, религиозных или благотворительных действий. Эти элементы никак не означают, что его сотрудники не будут получать зарплату за услуги или работу.
Если какая-то часть средств осталась после проведенных мероприятий, тогда эти средства должны быть истрачены в благотворительных или общественных целях, а не должны быть оплачены в качестве дивидендов или премии своим сотрудникам, которые организовали или провели те или иные мероприятия.
Организация также должна отвечать требованиям Службы Внутренней прибыли (Internal Revenue Service (IRS), которая функционирует в системе Министерства финансов США и занимается сбором налогов и укреплением налогового законодательства.
В целом, некоммерческие организации и лица должны соблюдать те же законы, которые применяются к коммерческим организациям. Существуют некоторые исключения относительно налогообложения. Руководители и офицеры некоммерческой организации должны иметь фидуциарные обязанности перед организацией и ее бенефициарами. Некоммерческие организации также могут нести ответственность за действия других лиц (ответственность поручителя) за ущербы, нанесенные своими сотрудниками или волонтерами третьей стороне такие, как несчастные случаи на транспорте. По этой причине многие некоммерческие организации имеют страхование ответственности. Некоммерческие организации с оплачиваемыми штатными сотрудниками должны соблюдать законы о минимальной заработной плате.
В Соединенных Штатах предотвращение мошенничества в благотворительных организациях является в основном задачей губернатора штата, а контроль возлагается на генерального прокурора штата.

Выводы
Анализируя нынешнее состояние международных отношений, следует отметить, что в результате глобализации и свободной циркуляции идей идет процесс подрыва национальных суверенитетов государств, особенно тех, которые, находятся на пути развития и реформирования. Ранее только государства-нации считались полноправными участниками международной системы. Однако, начиная со второй половины прошлого века, рост количества и роли негосударственных транснациональных акторов (международные организации, неправительственные организации, частные компании и общественные организации) привел к притеснению и ограничению роли государств их деятельностью.
Сегодня международные НПО приобрели статус самых влиятельных участников международных процессов. Но у них есть "слабая точка" - они остаются зависимыми в финансовом плане. Сильные державы, особенно США, умело пользуются данным фактором слабости и привлекают негосударственных акторов в деле достижения своих стратегических планов, так как их деятельность служит идеальным прикрытием и защитным средством от упреков государств, использующих принцип не вмешательства в дела других государств как основу национального суверенитета.
Таким образом, анализ деятельности международных НПО, а также взаимоотношения между сильными и развивающимися странами, позволяет сделать следующие выводы:
во-первых, как показывает анализ, американские и международные проамериканские неправительственные организации стали одним из наиболее эффективных средств достижения Вашингтоном внешнеполитических целей по установлению контроля над отдельными государствами и целыми регионами мира. Это и входит в программу "неоконсервативных кругов", которые служат в Конгрессе, Белом Доме и госдепе США;
во-вторых, предпринимаемые Вашингтоном меры по "демократизации стран Центральной Азии" вызывают обратный эффект, своего рода "эффект бумеранга", так как во многих странах мира, особенно в зоне СНГ, на уровне экспертных и разведывательных элит, демократические ценности США и Запада стали восприниматься как атрибут и главный инструмент геополитики США, целью которой является создание благоприятной почвы для установления контроля над добычей и транспортировкой нефти и газа из бассейна Каспийского моря;
в-третьих, навязывание американского или европейского стандартов политики демократии и культуры не всегда соответствует национальным и культурным особенностям стран, где предусмотрено осуществить "демократические революции". Ведь путем военных действий и массовых волнений установить демократию невозможно.
Относительно вероятных сценариев во взаимоотношениях между государствами и международными НПО перед нами высвечиваются две противоположные тенденции:
• в ближайшей перспективе США будут предпринимать дипломатические меры по обеспечению защиты деятельности и повышению имиджа международных НПО, которые в последнее время потеряли доверие у государств СНГ, арабского мира, Южной Азии и Латинской Америки.
• развивающиеся страны указанных регионов, которые рассматривают НПО как инструмент внешней политики США, будут предпринимать "протекционистские меры" путем усовершенствования национальных законодательных баз, связанных с осуществлением деятельности международных и национальных НПО, установления или укрепления национальных контролирующих органов в данном направлении.
Обе тенденций противоречат друг другу. В дальнейшем в этом и будет заключаться основное трение между государствами, стремящими защитить национальный суверенитет и "заинтересованными политическими кругами" Вашингтона, которые ходят использовать НПО в качестве марионеток внешней политики США.

^Дилшод Ибрагимов,
эксперт "Фонда региональной политики"
dilshodibrgmv@mail.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1168600680
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх