КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 11.01.2007
22:45  Земельные аферы Ташкентского вице-хокима А.Тухтаева. Экологи протестуют пикетом
21:42  Мухтар Кул-Мухаммед назначен новым акимом Кызылординской области
20:23  Что означает отставка спикера Сената Казахстана Н.Абыкаева? - комментарии казахстанских экспертов
18:46  В Казахстане появилась еще одна пропрезидентская партия: "Алаш"+"КазАГРО"+"Соотечественник"+"Атамекен"
17:16  Буш придумал новую стратегию в Ираке. Морпехи США захватили в Эрбиле 5 иранских дипломатов
13:50  Американское командование "частично" признало свою вину в убийстве шофера киргизской авиабазы "Манас" Иванова
13:46  Ф.Толипов: Что нужно Узбекистану? – Перестройка и новое мышление
13:18  Весной в Узбекистане состоится референдум… про партии
12:49  Обвинены в коррупции глава управления по связям с общественностью МВД Узбекистана А.Шарипов и редактор МВДешной газеты
12:04  Белоруссию толкают к ГУАМ. Ющенко и Лукашенко обсудят новые перспективы сотрудничества
11:52  Г.Бердымухамедов обещает туркменам увеличить число вузов и провести пенсионную реформу
11:48  Р.Баучер (Госдеп США): "Как только Туркменистан будет готов к преобразованиям, мы..."
11:43  Кто защищает беженцев в Центральной Азии? - дискуссия на "Голосе Америки"
11:27  Новое Агентство по госфинконтролю и борьбе с коррупцией Таджикистана возглавил депутат Ш.Салимов
11:03  А.Королев: Почему "ушли" казахстанское правительство? Часть 2
11:00  Таджикские пограничники угрожали автоматами губернатору Баткенской области Киргизии
10:49  К.Абдуллаев: Потомки бухарского эмира могут приехать в Таджикистан, но без "политической реабилитации эмиризма"
10:09  В.Панфилова: Туркменский театр одного актера
10:08  Узбекистан и Киргизия договорились о безвизовых взаимных поездках граждан
10:01  А.Дубнов: Три недели без вождя. Туркменам пообещали поезд на Россию
09:50  11 министров Казахстана сохранили свои посты в новом правительстве
09:38  Индонезийцы наконец-то нашли на шельфе Сулавеси хвост пропавшего 1/01 "Боинга" и труп девушки
08:52  В Казахстане новая волна кадровых перестановок
05:32  EurasiaNet зовет на работу русско-английских переводчиков из стран СНГ
02:12  А.Сарсенова: Резня бензопилой по-астанински. В правительстве Казахстана ожидаются очень большие перемены
02:00  Открылся сайт международного делового журнала "Kazakhstan"
01:23  А.Шакур: "Уйгурский фактор". В какой степени он в ближайшем будущем будет определять ситуацию в Центральной Азии?
01:06  И.Преображенский: Прокитайский премьер. Новый глава правительства Казахстана должен реализовать президентскую...
00:51  Wall Street Journal: Усилия США по изоляции Ирана продвигаются вперед
00:38  Д.Ашимбаев: Новое правительство Казахстана - первые впечатления
00:34  А.Ованнисян: Украина-Грузия-Азербайджан-Белоруссия: нефтегазовый удар по СНГ
00:22  Le Figaro: Экстремизм Ахмадинежада привлекает... Ирану новых сторонников
00:09  Э.Гасанов: В Азербайджане повышение цен…или нам cрочно нужен Пиночет!
00:07  Uznews > Остаться в живых… Из жизни узбекского "челнока"
00:03  С.Рзаев: Армения хочет "встроиться" в проект сооружения Транскаспийского газопровода
Среда, 10.01.2007
23:27  Т.Ансари: "Дело Мотассадека": появится ли в расследовании терактов 11 сентября "иранский след"?
22:17  Киргизскую ТРК "Пирамида" временно возглавил Андрей Цветков
21:09  В Волгограде задержаны ингуши вымогавшие у казахов миллион теньге
20:16  Эстонские фашисты добились решения о демонтаже памятника Воину-Освободителю Таллина
16:43  Новые министры Казахстана: Г.Оразбаков - индустрии, Ж.Туймебаев - образования
13:59  А.Мусин рекомендован в вице-премьеры Казахстана, экс-премьр Д.Ахметов - министром обороны!
13:51  Е.Скородумова: Киргизия. Год новый, законы и проблемы старые
13:29  Les Echos: Тяжелые времена для сатрапов. "В живых остались только Ким Чен Ир и... Ислам Каримов"
13:14  Парламент Казахстана утвердил К.Масимова 8-м премьер-министром страны
13:09  Б.Аннаева: Помилование в Туркмении – это показуха
13:05  Н.Назарбаев официально предложил парламенту кандидатуру К.Масимова в новые премьеры
12:19  Российским военным-"контрактникам" в Казахстане и Киргизии в 1,5 раза увеличено денежное довольствие
11:39  Daily Telegraph: Габсбурги выставляют на торги замок Влада III Цепеша (Дракулы) Бран
11:34  Rand Corporation cоставила отчет об эффективности американской помощи правоохранительным органам "репрессивных государств" (Афганистан, Узбекистан)
10:48  А.Киртаев: Ваши отставки, господа! Кто же возглавит правительство Казахстана
09:49  Выпали в осадках. Цивилизация майя и китайская династия Тан погибли по одной причине
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Кто защищает беженцев в Центральной Азии? - дискуссия на "Голосе Америки"
11:43 11.01.2007

Интерактивные передачи "Говорите с Америкой" с участием приглашенных экспертов и радиослушателей выходят в эфир с понедельника по пятницу в 21 час по московскому времени. Вы можете также слушать их в записи на нашем сайте после выхода в эфир. "ГОЛОС АМЕРИКИ". Вашингтон, Четверг, 28 декабря 2006 года

Участники программы:

Алан Делетроз, вице-президент Международной кризисной группы в Брюсселе (ICG)

Александр Григорьев, главный редактор онлайновского аналитического издания Washington ProFile

Надежда Атаева, президент базирующейся во Франции ассоциации "Права человека в Центральной Азии"

Айнура Асунбекова, руководитель НПО "Алсэн" в Кыргызстане

Ведущие - Инна Дубинская ("Голос Америки", Вашингтон) и Рустам Кашмуратов (радиостанция "Алмаз" Бишкек)

"Голос Америки": Сегодня начинается Хадж. В этом году за 5 дней более 2 миллионов мусульман совершат паломничество в Мекку, из них примерно 12 тысяч человек из Америки. Поездка в Саудовскую Аравию обойдется каждому американскому мусульманину в 7 тысяч долларов, а для экстренной помощи, семьям беженцев, в большинстве мусульман, оказавшихся в одной из стран Центральной Азии после андижанских событий 2005, по оценкам гуманитарных организаций, необходимо примерно 6 тысяч долларов в месяц. Как вы считаете, на ком лежит ответственность за обеспечение этим беженцам человеческих условий жизни до принятия решения о предоставлении им политического убежища? На стране их временного проживания или, может быть, на правительствах других стран, Комиссариате по делам беженцев или на неправительственных организациях?

Алан Делетроз: В первую очередь, ответственность и забота о беженцах лежит на том государстве, в котором эти беженцы находятся. Всем государствам Центральной Азии необходимо понять, что если в одной из стран региона возникают проблемы, это вскоре коснется остальных. Граждане любого из этих государств, пересекая границу соседнего государства как беженцы незамедлительно получают право руководствоваться положениями Конвенции о статусе беженца, и государство, на территории которого они оказались, обязаны защищать их и давать им все необходимое для жизни.

Надежда Атаева: Забота о беженцах - коллективная ответственность государства, которое принимает беженца, Комиссариата как международной организации, призванной контролировать выполнение обязательств участниками Конвенции, неправительственных организаций, которые обязаны оперативно информировать о реальном положении беженцев, и о том, как выполняют свои обязательства участники Конвенции.

Айнура Асунбекова: Я поддерживаю своих коллег и разделяю их позицию. Считаю, что международные организации и государство должны помогать беженцам. Гражданский сектор уполномочен информировать о ситуации беженцев.

Александр Григорьев: Есть международная Конвенция, которая формулирует и определяет обязанности всех сторон. Здесь возникает некий парадокс: международные организаций кивают на правительства стран, а те - на неправительственные организации. В итоге получается, как в пословице: "У семи нянек дитя без глазу". А беженцы тем временем голодают, живут в холоде. У них постоянно возникают разные проблемы. И все-таки - государство!

"Г.А.": Когда мы говорим о беженцах из Центральной Азии, то после 2005 года говорим преимущественно об андижанских беженцах. Именно этих беженцев правительство Узбекистана называет религиозными экстремистами, создающими угрозу стабильности в регионе. Есть ли в этой характеристике доля правды, господин Делетроз?

А. Д.: Нет, это конечно не правда. Возможно, в Андижане было несколько экстремистов, когда полтора года назад произошли эти трагические события. Но большинство людей, которые вышли на площадь Бобура, были мирные граждане. Они требовали от правительства улучшить экономическую политику Узбекистана и обеспечить защиту прав человека. Вот мотив, который вызвал желание у людей выйти на площадь в Андижане. Какие же они экстремисты?

"Г.А.": Надежда Атаева, Вы поддерживаете отношения с андижанскими беженцами. Как бы Вы охарактеризовали их положение в странах Центральной Азии в целом и в отдельных странах?

Н. А.: Ситуация крайне сложная. Для многих андижанских беженцев, которые находятся в Кыргызстане (особенно в Оше) существует реальная угроза. Их похищают, на них нападают, шантажируют. Играют на чувствах к близким, оставшимся на родине. Причем, далеко не все случаи давления становятся известными. Более того, не все беженцы из Андижана официально зарегистрированы. Многие по понятной причине скрывают свое местонахождение, потому что как только властям становится известно, где они находятся, против них немедленно возбуждают уголовные дела по сфабрикованным обвинениям. Их родственников используют для того, чтобы влиять на них, принуждать их к возвращению. А когда они возвращаются на родину, беженцев, как правило, ожидает расправа. Пусть даже не сразу, но спустя какое-то время для этого находится повод.

"Г.А.": Об этом нас регулярно информирует узбекский правозащитник Сурат Икрамов, председатель инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана ИГНПУ. Он с нами на связи. Здравствуйте, Сурат Икрамов! Чем живут родственники беженцев, оставшиеся в Узбекистане?

Сурат Икрамов: Во время встреч они интересуются жизнью своих родных в эмиграции и не знают, как им помочь пережить вынужденную разлуку.

"Г.А.": Благодаря Вашей правозащитной поддержке удалось унести ноги одному из беженцев, который сейчас находится в Египте. Его зовут Шохрух…

С. И.: Насколько мне известно, его освободили. Пока я с ним не связывался. Думаю, что Надежда Атаева больше может сказать о его судьбе в настоящее время.

Н. А.: 25 декабря этого года власти Египта освободили узбекского беженца Шохруха Халикулова. Ранее он был задержан полицией Каира по подозрению в том, что он фотографировал здание Комиссариата по делам беженцев. Как потом написал Шохрух, полицейские убедились, что он не снимал здание Комиссариата. В фотоаппарате обнаружили только 4 снимка его дочери.

"Г.А.": Нам удалось с ним связаться по телефону. Г-н Халикулов, какое к Вам отношение единоверцев в Египте?

Шохрух Халикулов: Здравствуйте! Здесь, в Египте, не очень спокойно. Безопасность не гарантирована. Я опасаюсь, что со мной может произойти что-то непоправимое. Хочу скорее уехать отсюда. Ответ из Комиссариата еще жду. Карту беженца изъяли во время ареста...

"Г.А.": Почему к Вам относятся с таким предубеждением?

Ш. Х.: Не знаю, почему так…Не могу понять.

"Г.А.": Только что Надежда сказала, что в фотоаппарате у вас были только снимки семьи.

Ш. Х.: Да, там были только 4 фотографии дочери, и других снимков не было. Они в этом убедились.

"Г.А.": Какие у Вас планы?

Ш. Х.: Планы? Я боюсь оставаться в Египте…

"Г.А.": Айнура, на территории Кыргызстана немало беженцев. И не только люди, добровольно оказавшиеся в этом положении, но и те, кто стал жертвой торговли людьми. Они, по сути, переживают проблемы не легче остальных. Какая помощь им оказывается внутри страны?

А. А.: При поддержке международных организаций мы реализуем широкомасштабную информационную компанию о правилах пребывания за границей. Все выезжающие могут позвонить нам и получить консультацию о своих правах. Это - превентивные меры. Человек, попавший в рабство, и его родственники выходят на неправительственные организации и госструктуры. Тогда мы с помощью международных организаций и государства идентифицируем этого человека.
>Если он действительно признается жертвой рабства, то, естественно, мы оказываем ему посильную помощь. Мы не занимаемся специально проблемами беженцев. У нас миссия - предотвращение торговли людьми и оказание помощи ее жертвам.

"Г.А": Как в Кыргызстане реагируют на положение с беженцами? Мой коллега в Кыргызстане Рустам Кашмурадов, Вам слово.

Рустам Кашмурадов: Ситуация с беженцами в южной части Кыргызстана очень щекотливая. Дело в том, что со стороны Узбекистана идет давление с целью вернуть всех беженцев из Андижана. Секретные службы Узбекистана весьма свободно себя чувствуют в Ошской и Джалалабадской областях. У Кыргызстана нет ресурсов, чтобы обеспечивать беженцев кровом и безопасностью. Как Кыргызстан может решить эту проблему с помощью международных организаций? Какие вспомогательные программы существуют на этот счет?

А. Г.: Существует Верховный Комиссариат ООН по делам беженцев. Но история последних лет показывает, что структуры, призванные решать подобные задачи, не всегда действуют оперативно. Проблема в том, что и у них не хватает ресурсов. Они тоже вынуждены обращаться к богатым государствам, чтобы сотрудники их представительств могли на местах решать проблемы беженцев. А их в мире много. В настоящее время наибольшее внимание США приковано к Дарфуру. К сожалению, для США проблема узбекских беженцев небольшая, если сравнивать ее с масштабом беженцев из Дарфура. Большая часть средств гуманитарных организаций направляется в Дарфур потому, что эта тема раскручена СМИ и хорошо известна широкой публике. Узбекские беженцы в Кыргызстане или странах бывшего Союза забыты. Западное общество не может следить за всеми событиями сразу. Узбекские беженцы - большая проблема для Узбекистана и Кыргызстана, но, к сожалению, маленькая проблема для США.

"Г.А.": К сожалению это так. Господин Делетроз, что предпринимают европейские структуры для того, чтобы привлечь к проблемам узбекских беженцев?

А. Д.: В Центральной Азии проблема узбекских беженцев уже назрела до такой степени, что заслуживает особого внимания. Ведь она прогрессирует с каждым днем. Если Узбекистан в ближайшее время не сменит политический курс, не нужно быть экспертом, чтобы спрогнозировать большие проблемы в Узбекистане. Мы в прошлом году столкнулись уже с тем, как 500 андижанских беженцев создали структурные проблемы для Кыргызстана. Наша организация в Брюсселе ведет активную переписку и обсуждает проблематику с разными ответственными лицами Евросоюза, особенно, с политиками Германии. Германия станет председательствовать в ЕС с 1 января, и у нее есть план создать новую европейскую стратегию и проводить иную политику сотрудничества Евросоюза с Центральной Азией.

Мы считаем, что Евросоюз должен, в первую очередь, распространять знания о Конвенции о статусе беженцев. Далее, ЕС должен выделять гораздо больше денежных средств для организации структур по защите и приему беженцев в государствах, где расположены представительства Комиссариата ООН по делам беженцев. Средства нужны для модернизации министерств здравоохранения, МЧС, развития общественных организаций, местных отделений Общества Красного Креста и Красного полумесяца Казахстана и Кыргызстана.

"Г.А.": Если удастся создать такие структуры, в чем конкретно должна выражаться их деятельность? В чем должны быть удовлетворены потребности беженцев? Надежда?

Н.А.: Прежде всего беженцев необходимо обеспечить жильем, продуктами питания и предметами первой необходимости. Наши узбекские беженцы находятся в ожидании статуса от года и до 5 лет. Их дети все это время, как правило, не учатся в школе, они не получают медицинского обслуживания. Необходимо создавать инфраструктуру для поддержки. Я считаю, что назрел вопрос об организации центров для временного проживания беженцев под эгидой ООН. И обязательно в дополнение к тому, что сейчас сказали мои коллеги, предлагаю пересмотреть программу привлечения доноров. Надо привлекать новые финансовые источники для поддержки беженцев. Видимо многие проблемы возникают из-за несовершенства общей политики Комиссариата ООН по делам беженцев.

"Г.А": Айнура, помимо организации новых структур, о которых рассказала Надежда, можно ли на базе существующих, как например "Альсен", удовлетворить потребности беженцев? Ведь у Вас уже есть опыт работы с людьми, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

А. .А: Проблемы не совсем схожие. Мы оказываем помощь в реинтеграции жертв торговли людьми. В первую очередь, это медицинская помощь. Через правозащитные организации очень важно обеспечить медицинскую и психологическую поддержку. Эти аспекты должны быть учтены.

Н.А: Я бы хотела сделать акцент на необходимости организации безопасности беженцев. Только специализированные центры под эгидой ООН могут оперативно обеспечить безопасность тем, кто ждет рассмотрение своей просьбы в соответствии с Конвенцией о статусе беженца. Этот вопрос никак не может взять на себя неправительственная организация. НПО может на себя взять обязательство информировать о выполнении обязательств, принятых государством, на территории которого находятся беженцы. Давайте вспомним случаи выдачи беженцев в нарушение Конвенции ООН из Казахстана, Кыргызстана, Украины и России. Просто так ситуация оставаться не может, она ведет к новым и новым жертвам.

"Г.А.": Об этом пишет, кстати, и Виталий Пономарев, директор программы мониторинга Правозащитного центра "Мемориал". Он считает, что усилившаяся в Узбекистане после андижанских событий борьба с инакомыслием оказывает существенное влияние и на другие страны, в частности, Кыргызстан, Казахстан, Украину, Россию. Это характеризуется развернувшееся охотой на узбекских беженцев. То, о чем Вы говорите, Надежда. О спровоцированном правительством преследовании потенциальных экстремистов. Согласны ли Вы, Елена Рябинина, с точкой зрения Виталия Пономарева? Елена Рябинина сейчас с нами на связи.

Елена Рябинина: Мы работаем вместе. Виталий Пономарев занимается мониторингом прав человека в Центральной Азии. Мой акцент работы - беженцы из Центральной Азии, в первую очередь узбекские, которые живут в России. В последнее время мы сталкиваемся с фактами беспрепятственной работы спецслужб Узбекистана в России. Они ищут и находят граждан Узбекистана, преследуемых по религиозным и политическим мотивам. Мы знаем о случаях незаконного задержания и вывоза беженцев на территорию Узбекистана. Людей похищают. В Узбекистане неправедный суд приговаривает их к длительным срокам лишения свободы.

Самая главная проблема для беженцев, находящихся в России, – безопасность. Они долго ждут решения УВКБ ООН о предоставлении им международной защиты и переселения их в безопасные страны. Беженцы беззащитны перед спецслужбами России и Узбекистана.

"Г.А.": ..потому что у них нет регистрации, нет разрешения на работу, они чувствуют себя незащищенными. Елена, какие у Вас прогнозы на 2007 год?

Е. Р.: Я хотела бы внести пояснение. Дело не в отсутствии разрешения на работу. Задержание их на улице для проверки документов вполне может закончиться арестом. Беженцев подвергают экстрадиционной проверке. Вот тогда сложно защитить людей от выдачи в Узбекистан, где применяются пытки. Россия не выполняет взятые на себя международные обязательства. Последний пример – судьба Рустама Муминова. Россия фактически отказалась выдать его, но потом он, все же, был передан узбекским властям.

Прогнозы на 2007 год? Оптимизма нет. Сотрудничество спецслужб только усиливается. Все тяжелее защищать людей от выдачи в Узбекистан. Россия нарушает Конвенцию против пыток, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и другие международные соглашения.

"Г.А.": Действительно Россия подписала те же конвенции что и США. Александр Григорьев, что происходит с беженцем в США, если его задержала полиция?

А. Г.: С ним обращаются как с любым гражданином США. Его права уважаются. Все зависит от вида нарушения, которое совершил беженец. Депортацией в США занимается не полиция, а специальные структуры. Я не могу сказать, что для беженца в США комфортное пребывание, но, во всяком случае, не приходится переживать те проблемы, как например "братьям по несчастью" в России. В США таких проблем нет.

"Алмаз": Если страны подписали конвенцию, то какую ответственность они несут за невыполнение условий конвенции?

А. Д.: Вопрос хороший, но ответ будет неудовлетворительный. Когда речь заходит о Центральной Азии, то мы наблюдаем политику интересов. В 2005 году Кыргызстан находился под огромным давлением со стороны Узбекистана, который требовал передать ему андижанских беженцев. Евросоюз постоянно контактировал с Бишкеком. Кыргызстану постоянно напоминали о необходимости защитить беженцев. Но голос Соединенных Штатов звучал не так сильно. Америка не присоединилась к санкциям Евросоюза. Власть в Бишкеке находится в сложном положении. Этой стране невыгодно иметь плохие отношения с Узбекистаном. В таких условиях возрастает роль России в Центральной Азии. Россия - великая держава с постоянным членством в Совете безопасности ООН. Но она не сознает важность выполнения Конвенции о статусе беженца. Важно чтобы представители гражданского общества - правозащитники и журналисты - почаще поднимали этот вопрос.

А. Г.: Присоединяюсь к мнению собеседника. Все зависит от политической воли государства. Формально все государства, подписавшие ту или иную конвенцию должны выполнять ее. Мы знаем, что 10-15 % резолюций Совета безопасности ООН не выполняются. США могут взять на себя задачу повлиять на государство. Они могут решить и проблему беженцев. Нечто похожее происходит в Дарфуре: США пытаются повлиять на правительство Судана. Однако действия США определяются политическими мотивами. В Дарфуре ситуация с беженцами достигла кризиса. Не дай Бог, если нечто подобное случится в Центральной Азии. Вот тогда уже точно США озаботятся и начнут что-то делать. Пока же можно рассчитывать только на передачу средств на помощь этим несчастным людям.

Н. А.: Думаю, США, Евросоюз и Комиссариат ООН по делам беженцев должны найти пути взаимодействия. Необходимо, чтобы Минская конвенция о правовой помощи была в ближайшее время пересмотрена. Ее подписали в рамках СНГ. Выдача узбекских беженцев из Украины, Казахстана, Кыргызстана осуществляется на основании этой конвенции. При ее исполнении формально соблюдаются правовые моменты, и этот документ позволяет узбекским властям запросить выдачи любого гражданина Узбекистана.

А механизмы известны. Кого можно запрашивать беспрепятственно? Террористов- экстремистов... Минская конвенция предусматривает выдачу подозреваемого в преступлении, совершенном на территории Узбекистана. А подозреваемым человек может стать по оперативной информации. Формально любой человек по запросу узбекских правоохранительных органов может быть "правомерно" выдан - в нарушение Конвенции ООН о статусе беженца. Такая возможность распространяется на все СНГ. Беженец на основании Минской конвенции лишается международного иммунитета, хотя международные соглашения в странах СНГ имеют приоритет над национальными законодательными актами. Надо устранить противоречия между Минской конвенцией о правовой помощи и Конвенцией ООН о статусе беженца. Минская конвенция должна стать предметом обсуждения в Совете ООН по правам человека, в Комиссариате по делам беженцев, в европейских уполномоченных ведомствах.

"Г.А.": Спасибо за существенное дополнение. Сейчас не государство, а неправительственные организации занимаются вопросами беженцев. Надежда упоминала об Украине. С нами на связи Алексей Толкачев. Он принимает активное участие в судьбе беженцев из Андижана.

Алексей Толкачев: После андижанских событий узбеки возлагали большие надежды на Украину. Их радовали демократические перемены в стране. В Киев прибыли почти 400 беженцев из Узбекистана. С проблемами узбекских беженцев столкнулись общественные организации. Государство осталось в стороне. Нам приходилось самостоятельно помогать этим людям.

"Г.А.": По каким параметрам следует определять действенность такой помощи, Алексей?

А. Т.: Мы могли предоставлять юридическую помощь. От своей организации я неоднократно выдавал справки, необходимые для регистрации беженцев в миграционной службе. Так легче продлевать сроки пребывания в Украине. Но нашей организации трудно обосновать пребывание в стране нескольких сот человек. Украинское государство не оправдало ожидания мирового сообщества. Оно не оправдало надежд узбеков. Беженцы не получили необходимой помощи.

Мы обращались к украинским чиновникам с предложением создать специализированные центры для беженцев. Ведь они вынуждены жить в подвалах, в теплотрассах, в неприспособленных помещениях, на складах. В этой ситуации каждый день для узбекских беженцев преисполнен героизма. УВКБ ООН слишком долго рассматривает их просьбу о предоставлении статуса и переселения в третью страну. Такое промедление ставит под угрозу жизнь беженцев. Реальна вероятность их депортации из Украины. В феврале 2006 года уже были выданы 11 беженцев.

Минскую Конвенцию необходимо срочно пересмотреть. Человек должен находиться под защитой международной и Европейской конвенций. А в СНГ действуют стандарты Минской конвенции. Эта проблема, которую точно необходимо решать.

"Г.А.": С нами на связи беженец из Кыргызстана. Какого рода помощь Вам нужна в первую очередь?

Алишер: Добрый день. Благодарен за возможность сказать о наболевшем у беженцев, которые проживают в Бишкеке. Практически ничем не отличается ситуация беженцев в Кыргызстиане от ситуации в Украине.

Юридическая помощь необходима. Беженец не знает законов чужой страны. Он остро нуждается в помощи юриста. Беженец не знает процедуры продления пребывания в Кыргызстане. Он не знает правил передвижения по стране. Кыргызстан подписал разные международные документы, касающиеся беженцев, однако не известно ни случая, когда бы Кыргызстан предоставил политическое убежище хотя бы одному узбекскому беженцу.

Беженцы, ожидающие статус, не имеют право работать. У них нет источников финансирования. А это влечет за собой жуткие условия существования.

"Г.А.": Выигрывает или проигрывает государство оттого, что не предоставляет беженцам право работать?

Н. А.: Прежде чем ответить, хочу сделать дополнение к рассказу беженца из Кыргызстана. Для чего нужна беженцу правовая помощь? Нетрудно себе представить состояние человека, который неожиданно для себя покинул свою страну. Он никогда в жизни не писал заявления о предоставлении политического убежища. И вдруг в его жизни произошли такие события, что ему пришлось просить помощь в чужой стране, защищаясь от своего государства. Это крайне сложный эмоциональный момент и тяжелое психологическое состояние. Тем более, если люди жили на периферии.

В первый момент особенно они не знают, что им делать. Многие долгое время не сознают того, что с ними происходит. Паника, социальная и бытовая неустроенность, бесконечный страх за детей и себя, отсутствие перспективы... В этом состоянии они не способны без помощи изложить свои проблемы. Им обязательно кто-то должен рассказать об их правах, о существовании Конвенции о статусе беженца и то, что этот документ обеспечивает им право на международную защиту. Вот поэтому нужны правовые центры. Нужны люди с опытом работы с беженцами.

Критическая гуманитарная ситуация в Кыргызстане привела к тому, что ограниченные финансовые возможности вынуждают беженцев переезжать в самые дальние провинции. Возникает угроза новых похищений беженцев, организованных узбекскими спецслужбами. Это проблема заслуживает особого внимания.

А теперь ответ на вопрос: выгодно ли государству, чтобы работали беженцы? Я считаю, что это право определять, можно работать беженцу или нет, нужно оставить правительствам стран, на территории которого находятся беженцы.

Необходимо учитывать, что беженцы плохо ориентируются в новых условиях и при этом не имеют возможности пользоваться услугами юристов. Среди беженцев есть престарелые люди и беременные женщины. Они не могут идти работать на стройку или разгружать вагоны. Должны быть государственные и международные гуманитарные программы помощи беженцам. Параллельно следует реформировать налоговую сферу. Страна должна быть привлекательна для доноров. Нужны новые источники финансирования для поддержки беженцев, находящихся в СНГ.

"Г.А.": Человек комфортно себя чувствует, легче адаптируется в обществе, если он чувствует его заинтересованность. По такому принципу готовятся программы для беженцев в США. Не так ли, Александр?

А. Г.: Я сам оказался в США как политический беженец. Меня направили на курсы английского языка, помогли найти работу. Здесь создана огромная структура неправительственных организаций для работы с беженцами. Их представители консультируют по вопросам аренды жилья. Эта помощь крайне полезна и важна. Вот это ощущение того, что ты кому-то нужен, невероятно важно. Беженцы на постсоветском пространстве вообще никому не нужны. Беженцы сегодня - лишняя головная боль для чиновника, заимствования из государственного бюджета. Беженцев не любит местное население. В США, к счастью, такие настроения почти не наблюдаются. В США создана эффективная система для решения проблем беженцев.

Н. А.: Кыргызстан не Америка. Мы говорим сегодня об андижанских беженцах и о второй волне узбекских беженцев. К числу этих беженцев относятся независимые журналисты и правозащитники. Это те, кто позволил себе критиковать текущую политику узбекского режима. За ними особенно охотятся узбекские власти, и поэтому эти люди не могут работать в стране временного пребывания. Узбекские беженцы живут обособленно, скрывают свое местонахождение друг от друга. Очень высока степень риска для их безопасности. Как в этих условиях они могут работать? Мне сложно это представить.

"Г.А.": Давайте, спросим об этом Юлдаша. Он в настоящее время живет в Швеции. Ему удалось покинуть Узбекистан.

Юлдаш: В Москве беженцы, уже получившие статус через УВКБ ООН, спокойно ходить по Москве не могут. Милиция не признает свидетельство беженца в качестве легального документа. Если на улице Москвы остановили беженца с проверкой документов, то все – арестуют и выдадут в Узбекистан.

"Г.А.": Передадим микрофон радиостанции "Алмаз" в Бишкеке.

Р. К.: В 2005 году после андижанских событий около 1000 беженцев перешли границу между Узбекистаном и Кыргызстаном. Они оказались в Ошской и Джалалабадской областях. Через некоторое время между местными жителями и беженцами начались трения. Возникла напряженность. Благодаря международным организациям, организовали авиамост. Несмотря на протест Узбекистана беженцев вывезли в Румынию. Потом их переселили в другие страны. Многие печатные издания предрекали столкновения в ожидании масштабного перехода границы. В Узбекистане живет около 30 миллионов человек, а в нашей республике всего 5 миллионов. В случае больших проблем в Узбекистане наша республика этого не выдержит.

А. Д.: Если произойдет большой социальный взрыв в Узбекистане, то его последствия ощутят все страны Центральной Азии. Не только Кыргызстан, но и Казахстан, Таджикистан, Туркменистан. Поэтому необходимо сделать две вещи:

Во-первых, всем ответственным государствам вести переговоры с Узбекистаном. Это трудно, лично я сомневаюсь в успехе, но попробовать надо. Пусть господин Каримов поймет, что ему надо открывать страну. Необходимо дать узбекскому общество свежий глоток воздуха.

Во-вторых, все государства вокруг Узбекистана должны готовится к катастрофе, если не произойдет изменения политического курса узбекского государства.

Слушатель Арслан из Швейцарии: Я - чеченец. В 2000 году покинул свою страну. До сих пор никак не могу получить убежище. Я сначала прибыл в Польшу через Украину. В то время Украину возглавлял Кучма. Тогда к нему обращалась Австрия с предложением открыть лагерь чеченских беженцев в Украине. Австрия брала на себя финансирование. Кучма отклонил это предложение и сказал, что в Украине никаких лагерей не будет.

Потом я поехал в Польшу. А в Польше мне сказали: ты приехал из Украины? Украина подписала Конвенцию о статусе беженца, пусть она и рассмотривает твою просьбу. Ведь Украина - первая страна моего пребывания в качестве беженца. И насильно, под автоматом, меня депортировали в Украину. А в Украине возникла угроза моей выдачи в Россию, где меня ждут пытки. И я стал скитаться по свету. Был в Бельгии, в Германии. В Австрии был, здесь за 3 дня мне отказали в просьбе подать прошение на статус беженца. Таких, как я, много. Без своевременной правовой помощи беженцы нарушают правила процедуры получения статуса. Изначально никто не стремится стать беженцем. Просто жизнь вынуждает...

"Г.А.": Создание временных лагерей для проживания беженцев в Европе может стать временным решением проблемы?

А. Д.: Это первый шаг, который надлежит сделать государствам. Есть процедуры, которые в Западной Европе становятся все жестче и жестче. В наших государствах сложилось впечатление, что беженцы стремятся в Европу, чтобы улучшить свое экономическое положение. В некоторых государствах это уже на грани того, что можно признать невыполнением обязательств по Конвенции. С другой стороны, в Северной Америки и Европе намечается боязнь чужаков. Это ведет к усилению границ.

"Г.А.": Как Вы думаете, надо ли создавать единый центр или несколько лагерей для решения проблем беженцев?

Н. А.: Конечно! Необходимы Центры для временного проживания беженцев под эгидой ООН. Это позволит обеспечить их безопасность. Международные организации привели бы в порядок свою инфраструктуру. Тогда в максимально короткие сроки можно рассматривать по ускоренной процедуре просьбы беженцев. Организация этих центров позволит создать организованную систему питания и обеспечения жильем. В таких центрах вполне возможно создание рабочих мест для беженцев. В государствах, где находятся беженцы, не будет необходимости ужесточать миграционную политику.

"Г.А.": Александр Григорьев, Ваше мнение? Ведь противники считают, что это может стать новым лагерем для палестинских беженцев...

А. Г.: Развитые государства с большой осторожностью относятся к тому, чтобы создавать такие лагеря. Ведь в дальнейшем надо заботиться о беженцах, думать об их интеграции в общество. А какие последствия принесут эти затраты? Местное население беженцев недолюбливает. Как временное решение, лагеря необходимы. Но что будет с этими людьми дальше? Это невероятно сложная задача.
10.01.2007

Источник - Голос Америки
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1168504980
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх