КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 09.01.2007
21:33  Узбекская оппозиция объединяется в Швеции
20:28  Под Багдадом рухнул Ан-26 с турецкими рабочими и российским пилотом
17:14  Подал в отставку замакима Караганды Воробьев, обозвавший местных депутатов "пиарастами"
15:33  Россия ввязалась в экономическую войну на три фронта
14:12  Ватикан включил Иран и Пакиcтан в список 10 стран, где "жестоко преследуют христан"
13:36  Н.Абуев: Казахское общество было самым прогрессивным... 1000-2000 лет назад
12:29  А.Королев: Как влияют колонии на политическую ситуацию в Киргизии?
12:18  К.Закирьянов: Чингисхан был не монгол, а казах-найман...
11:54  "Много погибших". ВВС США бомбят деревни "исламистов" в Сомали
11:49  Пуштун Халилзад станет постпредом США в ООН
11:46  Financial Times: Европа судорожно ищет, где взять нефть: Катар, Ангола, ЦентрАзия?
11:22  Cвояк Н.Назарбаева Сагинбек Турсунов возглавил Комиссию по правам человека при президенте Казахстана
11:18  Армию США заполонили сектанты-"евангелисты", - озабочен мракобесием уже и "Голос Америки"
11:13  Н.Назарбаев внес в парламент кандидатуру К.Масимова на должность премьер-министра
10:33  К.Конырова: Черный квадрат. Сколько еще продлится казахстанское нефтяное счастье
10:14  Астанинские слухи: возможный состав нового правительства Казахстана
10:11  Кандидатура нового премьера Казахстана определена, но не названа парламентской фракцией "Нур-Отана"
10:08  Руководителем южно-казахстанской специализированной экономической зоны "Онтустик" стал У.Амет
09:58  Американская атомная подлодка "Ньюпорт" в Аравийском море столкнулась с японским танкером
09:52  Китайцы разгромили в Синьцзяне "Центр подготовки террористов" уйгурского "Восточного Туркестана"
09:47  В аэропорту "Манас" задержан кирдепутат-оппозиционер Т.Сариев с незадекларированными $100 тыс
09:34  Новая Конституция Киргизии принята "с грубейшими нарушениями" старой. Обращение центра "Граждане против коррупции"
07:44  Кто кого отстраняет от должности. Изменен Дисциплинарный устав Киргизской армии
04:52  В.Хлюпин: Он ушел, как стоял… Кто и зачем возглавит новое правительство Казахстана?
00:45  Д.Ашимбаев: Казахстан в поисках премьера
00:36  10/01 в Историческом музее Бишкека. Анонс форума по вопросам вступления Киргизии в программу HIPC
00:32  "DW" > К.Бердымухаммедов пытается убаюкать Запад
00:18  Неизвестные басмачи напали на независимую джалал-абадскую ТРК "Сентябрь"
00:00  Ташкент сотрясли подземные толчки. Давно не было такой силы
Понедельник, 08.01.2007
23:39  Кто будет новым премьером страны? Казахстанские эксперты обсуждают
19:59  Правительство Казахстана неожиданно ушло в отставку
13:59  Иран продолжит сотрудничество с МАГАТЭ, - заявление МИД ИРИ
13:08  Депутат Бишкекского горкенеша С.Шин избил милиционера
12:40  Г.Бердымухаммедов обещает туркменам реформу сельского хозяйства, образования и выплату пенсий
12:30  "Обнаглели пограничники". Депутаты парламента Кыргызстана обеспокоены ситуацией на узбекской границе
12:22  М.Захидов: "Проверяющие"-вымогатели. Устрашающие проделки узбекских "органов"
12:06  Г.Кенжегалиева: Пока река не умерла… Урал в преддверии катастрофы?
09:16  Узбекский эксперт Бердиев обвинил фонд Сороса в "создании механизмов влияния на общественно-политическую ситуацию" в Таджикистане
08:13  Замкнул кабель. В Бишкеке едва не сгорел мясокомбинат
01:57  "И в глубине трепещущей души". Рождественское послание митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира
00:40  Туркменскому экологу А.Затоке предъявлено обвинение по 2-м статьям - хранение оружия и ядов
00:29  Н.Идрисов: Конституционный тупик в Киргизии и пути выхода из него
00:24  Sueddeutsche.de: На пути к нормальной диктатуре. Туркменские альтернативы
00:22  Г.Трошина: Политический бомонд Киргизии преподнес очередной сюрприз гражданам страны...
00:17  "DW" > В новом кувшине вода холодная... Туркменcкая элита готовится к президентским выборам
00:10  Узбекистан и свобода религии. Мнения экспертов "Голоса Америки"
Воскресенье, 07.01.2007
15:21  Брат президента Марат Бакиев стал Чрезвычайным и Полномочным Послом
14:16  Срочно нужен... ледокол. Амударьинский район полностью отрезало от остальной Каракалпакии
13:14  Казахстан существенно расширит международный морской торговый порт Актау
12:18  Ташкентская милиция расследует избиение правозащитницы Е.Урлаевой
11:23  Киргизские спасатели сняли с ледника "Учитель" новосибирских студентов
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Д.Ашимбаев: Казахстан в поисках премьераД.Ашимбаев: Казахстан в поисках премьера
00:45 09.01.2007

Новый политический год в Казахстане начался с громкой, однако вполне ожидаемой отставки правительства Даниала Ахметова, поставившего рекорд по длительности своей работы. Нынешнее правительство проработало фактически более трех с половиной лет, перекрыв на семь месяц прежнего рекордсмена – кабинет Сергея Терещенко.

При этом сказать, что правительство прожило эти три с половиной года без потерь и потрясений – значит, ничего не сказать. Кроме самого Ахметова на своих постах все это время оставались только главы МИД Токаев, Минобороны – Алтынбаев, Минтруда – Карагусова. Помимо них, Владимир Школьник и Ахметжан Есимов, успевшие сменить по несколько кресел.
В Кабмине сменилось 5 вице-премьеров, по 3 – министра внутренних дел, охраны окружающей среды, министра экономики и бюджетного планирования, здравоохранения, индустрии и торговли, транспорта и коммуникаций, финансов, по 2 – министра образования и науки, энергетики и минеральных ресурсов, юстиции, по чрезвычайным ситуациям, сельского хозяйства. МКИОС за эти годы пережил 2 крупных реорганизации и где-то 6-7 министров.

Год назад, после президентских выборов правительство уже уходило в отставку – правда, всего лишь на пару дней. Повода менять Даниала Ахметова тогда не было, да и его услуги в обеспечении экономического развития и стабильности были неоспоримы.
Почему же правительство ушло сейчас?

Этому есть несколько объяснений. Прежде всего, психологическая усталость (Кабмин проработал дольше своих преемников). Структура правительства, выстроенная в январе минувшего года, лишила премьера возможности маневра и контроля над рядом важных сфер. Серьезное ослабление макроэкономического блока: с весны 2004 года в правительстве нет вице-премьера, ответственного непосредственно за борьбу с инфляцией, антимонопольное регулирование и т.д. Руководство Минфина и Минэкономики на сегодняшний день с этими задачами справляется слабо; отсутствует полноценное взаимодействие и взаимопонимание между "проахметовской" частью правительства с Нацбанком и АФН. Скандалы в банковской сфере последних лет, негативное влияние от избытка нефтедолларов, а также канувшая в лету борьба с "мегахолдингами", в результате которой возникли еще более крупные госкорпорации – все это оказалось тем грузом, который перевесил не менее очевидные правительственные достижения.

Ахметов, конечно, стал одним из лучших премьеров за время президентства Нурсултана Назарбаева, чему, конечно, способствовал и его опыт: он прошел "школу" промышленного предприятия, управления городом, управления промышленным регионом, сельским регионов, был вице-премьером и первым вице-премьером. Сумел избежать двух опасных рисков – излишней переоценки своих возможностей и перспектив (на чем поломалось немало будущих оппозиционеров), а также угрозы стать "чьим-то". И хотя Ахметова раньше считали и "человеком Машкевича", и ставленником Блаватника, он сумел всем показать, что он, прежде всего, соратник Главы государства, преданный ему и при этом "беспартийный".
Кто сможет заменить его на посту премьера? – именно этот вопрос занимает сегодня головы большинства "некоренных жителей" Астаны.
Однако, прежде чем ответить на этот вопрос, надо сформулировать те задачи и "вводные", под которые должен формироваться нынешний кабинет. Наиболее очевидными и вытекающими из вышеназванных проблем являются следующие: правительство должно заняться жесткой антиинфляционной политикой, борьбой монополистами, усилить дисциплину в госаппарате, наладить нормальную бюджетную политику, решить проблему хронического недоосвоения социальных программ, при этом являясь противовесом все тем же "мегахолдингам" и сохраняя региональный баланс.

>Под решение этих задач и следует искать кандидатов. К сильным администраторам, обладающих государственным мышлением и понимаем экономической проблематики, можно отнести Адильбека Джаксыбекова, Александра Павлова, Имангали Тасмагамбетова, Ахметжана Есимова, Сауата Мынбаева, Умирзака Шукеева и Аслана Мусина. У каждого из них есть и сильные, и слабые стороны, хорошо известные и президенту, и всем, кто с ними работал или наблюдал со стороны. Наиболее удачной кандидатурой представляется Джаксыбеков, однако его недостатком является отсутствие опыта работы за пределами столицы. Павлов успел поработать практически во всех правительствах независимого Казахстана, став опытнейшим специалистом-"многостаночником", однако вряд ли он сам захочет вновь вступать на обременительную госслужбу. Тасмагамбетов за годы работы в Алматы наглядно продемонстрировал, что он здесь всерьез и надолго, тем более, что его опыт работы премьером был слишком коротким и не слишком приятным. Есимов опять же вполне вольготно чувствует себя в Минсельхозе, ушел в тень и, опять же, явно не демонстрирует желания занять более крупный руководящий пост в исполнительной власти. Сауат Мынбаев, считавшийся когда-то ставленником "Казкоммерцбанка", в последние годы вырос в сильного менеджера, хорошего политика и – главное – опытного госфинансиста. В его багаже опыт работы в Минфине, Минсельхозе, Банке развития, Мининдустрии и создаваемой "Самруке". Шукеев, оказавшийся как хорошим теоретиком, так и практиком, на сегодня "брошен" в оказавшийся в сложном положении Южный Казахстан, вряд ли в течение достаточно длительного времени будет задействован на другой работе. Аслан Мусин, перед тем как наконец-таки попасть в столицу проработал 11 лет акимом в двух сложных областях, показал себя грамотным управленцем, но, правда, не слишком удачным политиком (актюбинская экспансия в Атырау, заигрывание с некоторыми политпартиями), чему виной, возможно, как раз таки и отсутствие опыта работы в центре.

Безусловно, в качестве кандидата в премьеры следует рассматривать и нынешнего вице-премьера Карима Масимова, который показал себя как грамотный банковский менеджер, переговорщик и экономический идеолог. Однако у него нет опыта работы на уровне управления регионом и "производственной практики", что несколько снижает его шансы занять место главы кабинета министров.

Впрочем, нельзя исключать, что в список могут попасть и те, кого традиционно "не принято" рассматривать не пост премьер-министра. Это руководитель "Нур Отана" академик Бакытжан Жумагулов, министры Серик Ахметов и Нурлан Искаков, акимы Таир Мансуров, Серик Умбетов и Нурлан Нигматулин, тем более, что опыта им не занимать.

Рассматривая состав будущего правительства, думается, было бы логичными предположить, что в его составе останутся Владимир Школьник, Ахметжан Есимов, Алтай Тлеубердин, Гульжана Карагусова, Темирхан Досмухамбетов, Серик Ахметов, Нурлан Искаков, Анатолий Дерновой, Шалбай Кулмаханов, Касымжомарт Токаев. В некоторых других ведомствах произойдут замены (причем, некоторые могли бы произойти в любом случае, даже если правительство не уходило бы в отставку). Ожидаются изменения, прежде всего, в экономическом и силовом блоках.

Что касается экономического блока, то – как уже говорилось – в правительстве нужен сильный экономист, который мог бы взять на себя всю тяжесть макроэкономической политики. Учитывая, что Сембаев, Павлов, Джандосов, Марченко, Мынбаев находятся на "отдыхе" вне государственной службы, можно предположить, что кого-либо из них все-таки призовут на прежнее место работы, ибо их преемники не смогли справиться со своими обязанностями. Кроме них, в "резерве" по-прежнему числятся Жаксыбек Кулекеев и Жаннат Ертлесова, ныне работающие в "КазМунайГазе".
Проблемой, не решаемой уже многие годы, является выстраивание режима чрезмерной личной власти некоторых министров в своих ведомствах, откуда происходит выдавливание неугодных чиновников и процветает полная бесконтрольность.

Некоторые ведомства вообще не поддаются реформированию – уровень коррупции среди их сотрудников давно перешел на генный уровень, поэтому частая смена их руководителей важна сама по себе, дабы хоть немного устраивать "зачистки", пока новое руководство не встроится в товарно-денежные схемы своих подчиненных.

Для решений некоторых проблем, стоящих перед исполнительной властью, важны даже не кадровые, а структурные изменения. Например, можно было создать сильные министерства регионального развития, государственного контроля и антимонопольной политики. Следовало бы увеличить число вице-премьеров – для обеспечения большей устойчивости и функциональности работы кабмина.

Конечно, было бы очень хорошо, если бы новый состав был четко сориентирован на усиление и защиту позиций государства в экономике (особенно в нефтяной и горно-металлургической сферах), но если в результате удастся сформировать цельную, опытную и целеустремленную команду, то это само по себе стало бы серьезным успехом.

^Данияр АШИМБАЕВ, специально для ЦентрАзии

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1168292700
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх