КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 03.01.2007
20:43  Казаки Казахстана подарили Н.Назарбаеву коня, булаву и бурку
18:56  По "внутренним" причинам. Иран временно перекрыл подачу природного газа в Турцию
17:52  28/12 число погибших в Ираке американских солдат достигло 3000
17:10  К.Н.Ясин: Иран - результаты выборов разочаровали президентский лагерь
16:16  В Джизакской колонии жестоко избит Ихтиер Хамраев - сын правозащитника Б.Хамраева
16:07  Д.Сершен: Расстрел киргизского гражданина в "Манасе" приводит к ухудшению киргизо-американских отношений
15:30  Н.Назарбаев объявил 2007 - годом Казахстана в Украине
15:27  Автокатастрофа или политическое убийство? Гибель министра юстиции Ирана вызывает вопросы
15:25  Казахстан установил новые квоты на привлечение в 2007 году иностранной рабочей силы
14:42  "Эхо" > В 2007 году азербайджан и Грузия покинут СНГ?
14:38  П.Топычканов: Ядерная сделка Индии и США: взгляд из Пакистана
14:13  Пытки в Жаслыкской колонии Узбекистана: вместо кипятка теперь в ходу ледяная вода
14:11  "DW" > Хорошо забытое старое. В Ашхабаде цены на хлеб и муку возросли более чем в 2 раза
13:39  Казахстан реорганизовал дипмиссию в Монголии в посольство
12:36  Россия создает вокруг себя "предполье ПВО"
00:59  С.Джураев: Китайский вектор Узбекистана
00:48  Шефом кабинета нового Генсека ООН стал индус Виджай Намбияр
00:44  На аукционе в Улан-Баторе всего за $1540 продан государственный флаг Монголии времен правления Богдо хаана
00:27  Выпускник Иркутского университета возглавил Управления по борьбе с коррупцией Монголии
00:24  Били и отнимали плакаты. "Правозащитный Альянс Узбекистана" провел пикет у Генпрокуратуры
00:16  ИГНПУ > За 5 лет 19 сфабрикованных судов. Почему узбекские власти боятся оправдать экс-курсанта Б.Усманбаева?
00:12  Э.Гасанов: Политика, литература, язычество. К вопросу о роли памятников в восточном обществе
00:01  А.Альниязов: Религиозные сектанты мешают учебе. Защитим узбекскую молодежь от лукавых лжецов!
Вторник, 02.01.2007
20:04  Комитет "Освобождения узников совести Узбекистана" поздравляет заключенных: М.Таджибаеву, Н.Холжигитова, А.Фармонова...
17:57  Украина-Туркменистан: мы пойдем своим путем?
16:53  Как в 1979 году СССР остановил нападение Китая на Вьетнам (исторические уроки)
15:51  Художница Галина Кипкаева - романтик и фантазерка по натуре
15:33  Акимат Алматы готов помочь киргизскому Прииссыккулью, пострадавшему от землетрясения
14:37  "Нет серьезных оснований для беспокойства по поводу возможного...", - новогоднее поздравление К.Бакиева
14:07  Образовано 65 избирательных округов. В Туркменистане разворачивается кампания по выборам президента
14:03  Он не утонул, а рухнул в джунгли. В катастрофе индонезийского "Боинга" выжили 12 человек
14:00  "Меня просто оклеветали". Уволен министр здравоохранения Монголии Л.Гундалай
13:57  По случаю 800-летия образования Единого монгольского государства в Улан-Баторе поставили оперу на казахском языке
13:54  "Надеюсь, что, возвратившись на родину, они..." - поздравление Э.Рахмонова с Иди Курбон
13:50  Российский "Газпром" получил разведочные лицензии на бурение в Таджикистане
13:39  "Как быстро меняется внутренний мир наших людей..." - новогоднее поздравление И.Каримова
13:30  Рекордный урожай зерновых собрали наши хлеборобы, - новогоднее поздравление Н.Назарбаева
02:33  Открылся официальный веб-сайт "Год Китая в России"
01:00  "Мудрости и терпения!" Новогоднее обращение-пожелание Ассоциации НПО к Президенту Кыргызстана
00:55  С.Воронов: Азербайджанский вопрос в Иране на современном этапе
00:53  В.Ахмедов: Армия и политический ислам на Ближнем Востоке
00:34  Н.Давлатов: Хлопкорабы, а не хлопкоробы. Когда наступит светлое будущее в Таджикистане?
00:30  А.Цыганок: Военно-газовый нейтралитет. Кардинальных изменений в политике Туркменистана не будет
Понедельник, 01.01.2007
20:46  У острова Сулавеси утонул индонезийский "Боинг-747" с 102 пассажирами на борту
16:42  Эфиопы выбили сомалийских исламистов из последних городов - Джилиба и Кисмайо
14:42  В.Нурмухамедов: Как милиционер Абдулла-ака создавал полицейскую партию (узбекская футурология)
14:26  Таджикский спрут. Задачей №1 в 2007 году для Таджикистана должна стать борьба с коррупцией
13:38  А.Ливен: Конец знакомого нам Запада? Демократия рухнет из-за... климата
13:32  New York Times: "Долой предателей, американцев, шпионов". Последние минуты С.Хусейна
13:27  Wall Street Journal: Туркменбаши. Что вообще могло породить такого человека?
12:35  Китайская госкомпания CITIC Group завершила покупку казахстанского нефте-месторождения "Каражанбас"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
П.Топычканов: Ядерная сделка Индии и США: взгляд из Пакистана
14:38 03.01.2007

18 декабря президент США Дж. Буш подписал "Закон Генри Дж. Хайда о мирном сотрудничестве США и Индии в области атомной энергии" (Henry J. Hyde United States – India Peaceful Atomic Energy Cooperation Act of 2006 (H.R. 5682)). Основой для данного закона стало Совместное соглашение между Дж. Бушем и премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом, посетившим с официальным визитом США в июле 2005 г. Соглашение касалось поставок в Индию ядерных топлива и технологий даже в том случае, если она не вступит в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Во время визита Дж. Буша в Индию 3 марта 2006 г. были обсуждены детали будущего закона. 26 июля Палата представителей США проголосовала за "Закон о развитии ядерного сотрудничества США и Индии". 17 ноября закон был одобрен Сенатом. 8 и 9 декабря обе палаты американского Конгресса утвердили окончательную версию закона. 18 декабря под текстом закона поставил свою подпись Дж. Буш. В индийском парламенте ядерная сделка, натолкнувшаяся на жесткую оппозицию со стороны

Индийской народной партии (Bharatiya Janata Party) и левых партий, не получила однозначного одобрения. Однако, в случае окончательного двустороннего согласования всех деталей этой сделки, ее реализация станет возможной только после ее согласования с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и Группой ядерных поставщиков (ГЯП).

Полная версия утвержденной версии закона представлена на сайте Библиотеки Конгресса США. Согласно правовому акту Индия должна выполнить следующие обязательства (Раздел 104, b):

1. Предоставить США и МАГАТЭ план разделения своей ядерной программы на гражданскую и военную части.

2. Предпринять шаги по подписанию соглашения с МАГАТЭ по постановке гражданской программы под гарантии агентства.

3. Подписать дополнительный протокол с МАГАТЭ о приведение гражданской части ядерной программы в соответствии с принципами и практикой агентства.

4. Вести переговоры с США по предварительному заключению многостороннего договора о прекращении производства расщепляющихся материалов оружейного качества.

5. Поддерживать усилия США и международных организаций по предотвращению распространения технологий обогащения урана и переработки ядерных материалов среди стран, которые не имеют предприятия, уже работающие с этими технологиями.

6. Обеспечить безопасность ядерных материалов и чувствительных технологий (принять эффективное экспортное законодательство в соответствии с принцами и практиками ГЯП и Режима контроля за ракетными технологиями).

При условии выполнения этих требований США обязуется пересмотреть собственное законодательство. Речь идет, прежде всего, о Законе о ядерной энергии 1954 г. (Atomic Energy Act of 1954 (42 U.S.C. 2153)) и Законе о ядерном нераспространении 1978 г (Nuclear Non-Proliferation Act of 1978 (P.L. 95-242)). Штаты обещают также повлиять на международные организации (прежде всего ГЯП) с целью снятия ряда ограничений на передачу Индии ядерных материалов и технологий без ущерба для режима нераспространения. Эти ограничения были наложены на Индию в связи с ее нахождением вне ДНЯО и проведением ей ядерных испытаний в 1974 и 1998 гг. Действия США должны создать необходимые условия для передачи Индии ядерных материалов и технологий, что означало бы фактическое признание Индии ядерным государством и приравнивание ее к государствам-участникам ДНЯО.

В Индии, США и в других странах существует полный спектр точек зрения на ядерную сделку: от крайне отрицательных (Дж. Картер: "Предложенная сделка с Индией – это еще один шаг, открывающий ящик Пандоры ядерного распространения"; Washington Post, 29.03.2006) до однозначно положительных (Дж. Буш: "Эта инициатива повышает эффективность стремлений США по нераспространению путем присоединения Индии к международному большинству, стоящему на позициях нераспространения"; The White House, 27.07.2006). В данных примерах акцент делается на влиянии ядерной сделки на международный режим нераспространения. Помимо глобального измерения режим имеет и региональное, который в данном случае приобретает особое значение потому, что в непосредственной близости от Индии расположены Пакистан и Иран, имеющие собственные ядерные программы и занимающие во внешней политике США особое, хотя и разное, положение. Этот контекст заставляет внимательно отнестись к позиции Ирана и Пакистана в отношении сделки, к ее региональным последствиям. Ниже будет рассмотрена позиция Пакистана.

>В Пакистане ядерную сделку Индии и США оценивают в нескольких взаимосвязанных контекстах – международного режима нераспространения и отношений с Индией, США, Ираном и Китаем. По мнению представителей Пакистана, данная сделка свидетельствует о возникновении практики, угрожающей режиму нераспространения. Согласно ей ядерные материалы и технологии передаются исходя из геополитических соображений, а не из реальных потребностей страны в ядерной энергии. Как считает генеральный секретарь Пакистанской Мусульманской Лиги сенатор Мушахид Хусейн Саид, развитие сотрудничества Индии и США в ядерной сфере мотивировано, прежде всего, желанием Штатов сдерживать Китай (The Nation, 08.04.2006). Негативных последствий от сделки для режима нераспространения можно было бы избежать в том случае, если бы США развивали бы отношения с Индией и Пакистаном в ядерной сфере на равных условиях, поскольку обе южноазиатские страны обладают одинаковым неофициальным ядерным статусом, обе – одинаково остро испытывают энергетический голод (премьер-министр Шаукат Азиз; Online: International News Network, 05.04.2006). Из этих высказываний видно, что угроза распространения, вызванная ядерной сделкой, рассматривается пакистанцами в региональном контексте и означает для них передачу ядерных материалов и технологий Индии, которая получает возможность не только высвобождать дополнительные ресурсы на развитие военной части ядерной программы, но и, используя непрозрачность своей программы, осуществлять вертикальное распространение полученных материалов и технологий из ее гражданской части в военную. Эта возможность, как считают пакистанские эксперты, предоставляется Индии сознательно, поскольку США с помощью этой страны хотят "вести борьбу с радикальным исламом и сдерживать Китай" (Ширин Мазари, генеральный директор Института стратегических исследований в Исламабаде; Pakistan Link, 22.03.2006). Под "радикальным исламом" понимается не столько террористические организации, сколько Иран, на что указывает сам "Закон Генри Дж. Хайда о мирном сотрудничестве США и Индии в области атомной энергии", одной из целей которого является "обеспечение полного и активного участия Индии в усилиях США по убеждению, изолированию и, если необходимо, наложению санкций и сдерживанию Ирана, пытающегося приобрести оружие массового уничтожения, в том числе приобрести возможность создания ядерного оружия и возможности обогащения урана и переработки ядерного топлива, а также приобрести средства доставки оружия массового уничтожения" (Раздел 103, b).

В этой связи Пакистан испытывает амбивалентные чувства. Пакистанские лидеры на примере сделки убеждаются, что несмотря на ключевую роль Пакистана в антитеррористической борьбе, Штаты испытывают большее доверие к его региональному сопернику – Индии. Отказ Пакистану в заключении подобной сделки является несправедливым. По словам Шауката Азиза, "как и Индия, Пакистан также имеет право на соглашение о сотрудничестве с США в области мирного атома, дискриминационная политика США в этой связи приведет к серьезным последствиям для региональной безопасности" (Online: International News Network, 05.04.2006). Пакистаном было предпринято ряд безуспешных попыток "сбалансировать" политику США в Южной Азии. Так, еще в октябре 2005 г. Пакистанская комиссия по атомной энергии обратилась к президенту Первезу Мушаррафу с просьбой активизировать действия страны по заключению подобных сделок с США и другими западными странами (Dawn, 04.10.2005). На международном уровне Первез Мушарраф, Шаукат Азиз, министр иностранных дел Хуршид Касури и др. пакистанские лидеры неоднократно заявляли о необходимости развивать сотрудничество в ядерной сфере. Хуршид Касури даже "пригрозил" Штатам тем, что, если они не предложат Пакистану заключить такую же сделку, Пакистан будет искать другие возможности (Daily Times, 18.03.2006). Эти слова министра свидетельствуют о том, что желание развивать более тесные отношения с США соседствует в Пакистане с потерей иллюзий по поводу перспектив двусторонних отношений: "Зачем мы все время надеемся на США, если они постоянно дают нам ясно понять, что наши надежды будут разбиты?" – спрашивает Ширин Мазари (Pakistan Link, 06.03.2006).

Следствием ядерной сделки Индии и США стало усиление в Пакистане антиамериканских настроений среди не только оппозиционных, но и правящих кругов. Что касается первых, они пытаются использовать отношения Индии и США в ядерной сфере для того, чтобы обосновать свою точку зрения, согласно которой руководство Пакистана, являющееся в действительности марионеточным, действует по указке США в ущерб национальным интересам (Маулана Фазлур Рахман, лидер альянса исламистских партий "Муттахида Маджлис-е-Амаль" ("Объединенный совет действия"); Pakistan Tribune, 05.03.2006). Если оппозиция предлагает радикальные меры для восстановления баланса в регионе, включая отказ в любой помощи действиям НАТО в Афганистане и вывод американских военнослужащих с территории Пакистана, то пакистанские руководство и экспертное сообщество понимают, что региональная и глобальная ситуации не позволяет вносить серьезные изменения во внешнюю политику страны. однако, как считает эксперт в области безопасности из Института стратегических исследований в Исламабаде Талят Масуд, Пакистан должен отказаться от следования в американском фарватере: "Пакистану следует продолжать сотрудничество с США в тех областях, в которых Штаты хотят с ним сотрудничать, но ему не следует идти в войне против терроризма по избранной Штатами дороге" (Pakistan Link, 06.03.2006). О далеко идущих выводах Пакистана можно судить по его шагам, направленным на развитие отношений с геополитическими оппонентами США – Ираном и Китаем, – в том числе в области энергетики. Если в случае Китая речь идет о сотрудничестве во многих областях, включая военную сферу и ядерную энергетику, то в случае Ирана, – прежде всего, о реализации амбициозного проекта по строительству газопровода Иран – Пакистан – Индия. Вместо Индии, участие которой вызывает у пакистанцев сомнение в свете ее отношений с США, рассматривается вариант Китая.

Очевидно, ядерная сделка оказала влияние на осознание Пакистаном того факта, что в долгосрочной перспективе американские интересы расходятся с его собственными. Сейчас же он пытается получить максимальную выгоду от временного совпадения интересов в области международной безопасности.

Суммируя различные мнения представителей Пакистана относительно ядерной сделки Индии и США, можно выделить несколько моментов:

1. Ядерная сделка подчиняется логике противостояния США с Ираном и Китаем.

2. Ядерная сделка является примером политики двойных стандартов, создающей угрозу режиму ядерного нераспространения и региональной безопасности.

3. Недискриминационный, политически не мотивированный подход ко всем странам, обладающим одинаковыми ядерным статусом и потребностями в энергии, является залогом сохранения режима нераспространения.

4. США, не заключившие подобную сделку с Пакистаном, показали свое истинное отношение к этой стране.

5. Пакистан, не имеющий возможности кардинально менять внешнюю политику, должен отказаться от исключительной ориентации на США, расширив круг партнеров за счет Ирана и Китая.

П.В.Топычканов
28.12.2006

Источник - Институт Ближнего Востока
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1167824280
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх