КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 07.12.2006
15:46  "Не панима-а-шь". Как я пропил Советский Союз. Интервью Б.Ельцина
15:26  Казахстан поделится 7% своей нефти с Россией. Индонезийцы продают "Мангистаумунайгаз"
15:23  "Казкоммерцбанк" закончил строительство 5-звездочного отеля "Риц-Карлтон Москва"
14:53  Э.Козубекова: Умыкание невест в Киргизии - традиция или преступление?
14:40  Инцидент на Сырдарье. Таджикские пограничники стреляют в узбекских рыбаков
14:10  Asia-Plus > "Блокадный" Таджикистан. Страна пропахла дымом костров
14:07  У.Бабаханов: Выбор президента. Кадровый расклад нового правительства Таджикистана
14:03  К.Бакиев потребовал допроса американского солдата-убийцы киргизскими следователями
13:50  Украинцы построили в Каракумах газокомпрессорную станцию Дерьялык
13:37  Uzmetronom > Черепахи ломанулись... Изобретение в Узбекистане эликсира молодости - это абсурд
13:31  Г.Киссинджер: "До тех пор пока Иран ощущает себя избранным, а не нацией..."
12:34  Из-за чего второй день дерутся кирдепутаты. Предлагаемая новая структура правительства страны
12:31  New York Times: Прием нефтяных ванн укрепляет здоровье. Репортаж из Баку
12:15  Иран подвели под статью. Вопрос о санкциях решен положительно
11:15  Globe And Mail: Уверенный в себе Китай наблюдает за восходом своей звезды
10:57  Изюминка в "пищевом поведении". Узбекские ученые открыли способ повышения плодовитости овец
10:52  Eurasianet > "Золотой век" Туркменбаши закончится голодным бунтом?
10:48  Чингиз Айтматов: "Изменилось понимание сути человеческой жизни" (интервью "НИ")
10:35  C.Борисов > Как распалась связь времен. У СССР было два пути, но он пошел по третьему...
09:29  "НГ" > "Шанхайская пятилетка". К итогам Алма-Атинской конференции
09:25  Д.Озоди: ЦентрАзия - национализм против ислама и демократии
09:04  В Киргизии обсуждают идею введения института "военного омбудсмена"
09:02  И.Гордеев: Без СССР. Смерть Советского Союза наступила раньше чем 15 лет назад
09:00  "Къ" > Авиабаза Манас начала отстреливаться. Американский солдат убил гражданина Киргизии
08:08  М.Султанов (спикер Парламента Киргизии): "У меня не грудки, у меня груди"
08:01  В Шымкенте открылся первый в Казахстане "Музей судебных исполнителей"
07:53  Доктрина "мирного подъема". Китай отверг американскую концепцию великодержавности, а Россия копирует ее
06:54  Д.Лиллис: Еще один видный казахстанских оппозиционер Б.Абилов попал под суд за мошенничество
00:44  В Москве вышла книга таджикского мыслителя Х.Мухаббатова "Воля к свободе, или Экономика самоорганизации материи"
00:39  Госсекретарь Киргизии А.Мадумаров раскритиковал местные СМИ и... администрацию США
Среда, 06.12.2006
23:40  В Бишкеке завтра будут митинговать жертвы Барскоонской цианидной аварии (анонс)
22:33  ИГНПУ > В Ташкенте проходит суд над инвалидом "хизбутчиком" И.Махмутовым
21:22  Американский солдат застрелил киргизского шофера на авиабазе Ганси
20:11  На юге Кыргызстана начало вещать оппозиционное радио "Сентябрь"
12:21  А.Куртов: Неоднозначность активности Китая в ЦентрАзии
11:55  IWPR > Неопределенность преследует андижанских беженцев по всему свету
11:47  В Узбекистане из крови степных черепах синтезирован эликсир бессмертия
11:36  "Узбекистан веротерпим и толерантен". Обращение андижанских имам-хотиба и протоиерея к американскому послу
11:20  Туркменбаши пообещал разогнать ряд министерств... в марте
11:18  М.Лаубш: Казахстан снова в томном ожидании. ОБСЕ любит Казахстан, но ... частично
11:16  "DW" > Амнистия в Узбекистане. Кого выпустят и почем?
11:13  Евразийский заем. Российско-казахстанский банк понравился инвесторам
11:03  Искусство переписки. Samarkandinfo.uz обвиняет "Новое русское слово" в плагиате
10:44  Уже 16 тысяч избирателей хотят отобрать депутатский мандат у лидера киргизской оппозиции Текебаева
10:32  Е.Коваленко: Саммит СНГ - праздник без праздника (взгляд из Украины)
10:29  "РВ" > Три загадки Минского саммита СНГ
10:23  ТИПЧ > В Туркмении не хотят регистрировать организацию ветеранов-"афганцев"
10:20  Новая Конституция Киргизии (текст на русском)
10:14  К.Н.Ясин: Иранские реформаторы надеются победить на местных выборах
10:03  Бывший казахстанец Чекулин разоблачил "радиоактивную" тусовку Б.Березовского, 2 года тайно записывая их разговоры
09:55  Мушарраф готов отказаться от претензий на индийский Кашмир, если Индия согласится...
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
Э.Козубекова: Умыкание невест в Киргизии - традиция или преступление?
14:53 07.12.2006

На сегодняшний день бытует мнение, что умыкание невест является не традицией, а преступлением. Различные НПО и международные организации выступают против похищения невест, утверждая, что никогда в истории кыргызов не было подобного обычая.

По мнению руководителя кризисного психологического центра для женщин "Сезим" Бюбюсары Рыскуловой, умыкание невест никогда не было традицией кыргызов. Кража невесты является не традицией, а преступлением. Уголовный Кодекс статья 155 гласит, "Принуждение женщин к вступлению в брак или продолжение брачного сожительства либо похищение для вступления в брак вопреки ее воле, а равно воспрепятствование женщине вступлению в брак наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных месячных заработных плат либо лишением на срок до пяти лет".

"Кража невесты это попирание прав женщин, когда девушки подвергаются физическому и психологическому насилию и умыкание невесты не может быть традицией", - заявила Б.Рыскулова.

С вопросом действительно ли умыкание невесты никогда не было традицией кыргызов мы обратились к доценту, заведующему кафедрой истории Кыргызстана при Бишкекском Гуманитарном Университете Токтобеку Рыскулову.

>"Первое упоминание о калыме в истории кыргызов встречается в VIII веке, вырезанном на памятнике Суджи, написанном енисейским беком "Кутлуг Йарганом. "…Я был богат, у меня более десятка аилов. Я женил сыновей с большим размахом, а дочерей отдал без калыма…". В дальнейших исторических источниках случаи выдачи калыма упоминаются намного чаще", - процитировал Т.Рыскулов.

Затем, на стадии развития патриархально-феодальных отношений калым, являясь главным условием заключения брака, принял настолько большие размеры, что по существу лишал возможности вступить в брак некоторую часть населения, не обладавшую необходимым количеством скота или иных материальных ценностей. Поначалу, когда возник калым, он выплачивался не отцу или матери невесты, а целой родовой группе, к которой она принадлежала. В состав калыма главным образом входил скот, слитки золота, деньги, а также зерно. Порой выплачивать калым было настолько сложно, что калым делили на части и выплачивали в течение длительного времени.

По причине большого размера калыма, а также и по ряду других причин появилась традиция умыкания невест, которая встречалась довольно редко. Например, в таком случае, если у засватавшего девушку не хватало средств на уплату калыма, он сначала немного платил, а потом, договорившись с девушкой, умыкал ее. После этого отец жениха должен был поехать к отцу девушки и просить прощение за сына. Эта поездка называлась "алдына тюшу". После примирения к родителям жениха отправлялась мать невесты. Она привозила с собой приданное.

Жених прибегал к умыканию только в тех случаях, когда его родственники были влиятельными людьми и могли поддержать его или сваты молодого человека не могли добиться успеха, или родители невесты выступали против данного брака. Похищение совершалось, как правило, с согласия невесты. Но и встречались случаи, когда девушка не знала о своем будущем муже.

Насильственное возращение похищенной невесты ее родственниками рассматривался как позор для жениха и его родных, поэтому девушку, увезенную без разрешения ее родных, помещали в доме из влиятельных сородичей будущего мужа. Обычно это дело заканчивалось примирением сторон. Калым уплачивался в таком случае в значительно большем размере.

К умыканию прибегали сравнительно редко, прежде всего, потому что в возникший на этой почве конфликт стягивался широкий круг родственников с обеих сторон, возникала родовая вражда, приводившая иногда к тяжелым последствиям. Некоторые особенности имел свадебный ритуал, происходивший в случае умыкания невесты.

Умыкание невесты – это исконная традиция кыргызов, но пришедшая к нам в искаженном виде. В истории кыргызов было не в правилах красть девушку, которая не знала будущего мужа, все было по договоренности двух молодых людей, то есть девушка выходила замуж по собственному желанию. Только в очень редких случаях происходила кража девушки молодым парнем не знакомым с ней. В основном девушка выходила замуж за человека, которого она не знала, например, в том случае, когда родители договаривались с родственниками жениха и выдавали замуж, но это не кража невесты, лишь одна из форм заключения брака. Также в истории кыргызов в случае похищения невесты калым выплачивался почти в двойном размере, когда у современных кыргызов зачастую размеры калыма крайне маленькие, а порой не выплачиваются вообще.

Умыкание невесты – это исконная традиция кыргызов, но пришедшая к нам в искаженном виде. В истории кыргызов было не в правилах красть девушку, которая не знала будущего мужа, все было по договоренности двух молодых людей, то есть девушка выходила замуж по собственному желанию.


Причин кражи невест очень много. Одна их основных причин упирается в финансовый фактор. Пышная свадьба и дорогостоящие кыргызские обычаи являются большими затратами, может, поэтому многие современные молодые люди предпочитают экономить на своих будущих женах.

Также многие молодые люди крадут невесту с целью избежания традиционного длинного процесса, а в случае все происходит очень быстро: украли, надели платок и провели мусульманский обряд (нике). Все намного проще, дешевле и быстрее. Помимо этого психологический фактор играет немаловажную роль – боязнь молодого человека, что девушка может отказать выйти замуж, а при краже зачастую им приходиться смирится с этой участью, и остаться в доме жениха.

В обычном среднеазиатском обществе все еще сильно влияние общественного мнения - "что скажут люди". По этой причине родители девушки порой не предпринимают никаких действии для возвращения своего чада домой.

Слабая экономика, уровень правосознания, гендерные отношения и бездействие правоохранительных органов в кыргызском обществе являются факторами того, что случаи кражи невест не только уменьшаются, но и набирают обороты.

Прекрасную кыргызскую традицию, когда двое молодых людей сочетаются в браке, несмотря на запреты родителей и отсутствие возможности заплатить непомерно дорогой калым, исковеркали до неузнаваемости и сама традиция претерпела значительные изменения.

Эльвира Козубекова
30.11.2006

Источник - Кабар
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1165492380
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх