КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 19.11.2006
23:12  В Багдаде похищают уже и министров. Минздрава А.Саффара увезли из собственного дома
17:21  "Силовики" Уральской области Казахстана переругались и все скопом уволены в отставку
13:10  Д.Косырин: Чья бы корова..., или Почему Турция обиделась на Узбекистан за неучастие в тюркоязычном саммите
12:26  Принятием Ханойской декларации завершился 14-й саммит АТЭС
12:11  В.И.Сажин: Военные учения "Великий пророк-2" как зеркало иранской военной мощи
11:22  В Узбекистане выпущена почтовая марка, посвященная государственному флагу республики
11:07  13 коллекций 16 авторов. В Узбекистане проходит неделя дизайна и моды
10:05  Н.Замараева: Китай, благодаря пакистанскому порту Гвадар, будет мыть сапоги в Индийском океане.
09:15  С.Рзаев: Персидский атом и куда от него спастись Азербайджану
07:03  А.Шакур: Иран воспользовался ооновской дипломатией. В Тегеране жалуются на израильские "угрозы"
Суббота, 18.11.2006
21:25  Э.Рахмонова в третий раз инаугурировали в президенты
16:20  По итогам 8-го саммита глав тюркоязычных государств принята "Анталийская декларация"
12:36  Рок-арбайтеры. Казахстанская группа "Аномалия" перебирается на работу в Россию
11:45  С.Рашидов: Убийство узбекского пограничника таджикистанскими бросает тень на дружбу и добрососедство
11:41  Д.Верхотуров: Безальтернативный кандидат. Продолжение "рахмоновского курса"
11:31  А.Саидов: Игры вокруг эмбарго. Евросоюз продлил санкции против Узбекистана
11:26  IWPR >Роковая ошибка. Самолет Туркменбаши не завелся в аэропорту
11:18  "Муфтия коррупционера" поддерживает правительство. Раскол в кыргызстанском ДУМК
11:15  Хиджаб изначально – атрибут проституток. Изыскания турецкого историка Муаззез Ильмие Чо
10:52  Ректором Кыргызского нацуниверситета избран Ы.Омурканов
10:26  Не понравились на девушке красные сапожки. Бишкекский маньяк-шизоид начал давать признательные показания
08:33  М.Маратова: Кыргызстан в условиях турбулентности. Принятие новой Конституции вызвало массу новых недовольств и конфликтов
08:01  "Казтрансгаз" оплатит Грузии газовые потери. Обменяв их на долю в местном страховом рынке
07:28  Превентивная дипломатия Туркменбаши. Зачем Ашхабаду штаб-квартира ООНовской структуры
07:10  Ж.Амербекова: Chinaфобия в Казахстане. Самим надо успешнее работать
01:04  АНН > Ислам Каримов запретил гастроли узбекского балета в Москве
00:27  Казахская Кассандра. Правнучка хана Аблая - всевидящая
00:24  Казахстанский мегахит "Кочевник" ("Nomad") номинирован на "Золотой глобус"
00:19  Согд отрезало от Душанбе. Перевал Анзоб завалило метровым слоем снега
00:11  Таджикское погранведомство признало факт "поражения" узбекского пограничника на своей территории и выразило "сожаление"
Пятница, 17.11.2006
23:09  Оптико-элек­тронный комплекс "Нурек" на горе Санглох официально перешел от Таджикистана в собственность России
22:01  ИГНПУ: Факты коррумпированности Прокуратуры, СНБ и судей в Сурхандарьинской области Узбекистана
21:54  Впервые вручена Президентская национальная премия "Аграрная элита Кыргызстана"
20:51  В Казахстане признаны террористическими еще две организации - "Восточный Туркестан" и "Аум Сенрике"
19:16  Послом Киргизии в Узбекистане назначен А.Мадмаров
18:20  Т.Гудава: Промежуточные выборы в США. Дорогой к Хилари-кири нации
17:11  Индонезия купит российского оружия (самолетов, вертолетов и подводных лодок) на $1 млрд
14:14  А.Ризаев: Права верующих в Узбекистане - насколько объективны оценки Госдепа США
11:48  Х.Азизов: Хозяйственный суд, как зеркало узбекской экономики
11:46  О.Севастьянова: Права человека становятся основой новой стратегии Кыргызстана
11:40  "Разврата нет, напротив..." Современное искусство ЦентрАзии произвело фурор в Венеции и производит в Москве
11:37  "Работала под видом проститутки". В Узбекистане осудили пять таджикских шпионов и шпионок
11:35  Узбекистан и Кыргызстан продолжают согласовывать свою границу: осталось 200 км из 1300
11:11  В казахстанском Степногорске задержаны 11 сторонников "халифата"
11:07  Е.Авдеева: Сказка про то, как в Киргизии решили премьера съесть
11:01  Л.Графова: Россия зовет миллион соотечественников из-за рубежа, а... три миллиона может депортировать
10:46  В Киргизии в три раза увеличили земельный налог
10:42  Н.Николаев: Минский саммит СНГ - "съезд победителей"
10:39  Э.Байден: Над всем Казахстаном безоблачное небо. Отставке премьера быть?
10:36  На таджикской границе убит узбекский пограничник А.Элмурадов
10:31  IWPR > Денежный голод в туркменской провинции
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Н.Замараева: Китай, благодаря пакистанскому порту Гвадар, будет мыть сапоги в Индийском океане.
10:05 19.11.2006

Пакистанский порт Гвадар в региональной стратегии Китая

Одним из приоритетных мегапроектов современного Пакистана, крупнейшим за годы его независимости с 1947 г., является строительство глубоководного морского порта Гвадар. Его географическое положение уникально - он расположен на побережье Аравийского моря в непосредственной близости от Ормузского пролива, ведущего в Персидский залив, через который транспортируется до 40% всей потребляемой в мире нефти. Порт стоит на перекрестке трех важнейших регионов мира: богатого углеводородными ресурсами Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии и глобальными потребительскими рынками Южной Азии.

Президент Пакистана генерал
>П. Мушарраф характеризует Гвадар не иначе как "торговую столицу региона". Реализация проекта ставит две цели: во-первых, дальнейшее развитие национальной экономики, привлечение в страну иностранных инвестиций, а во-вторых, укрепление интеграционных связей на азиатском континенте. Большую роль в укреплении торгово-экономических связей в регионе призваны сыграть крупные инфраструктурные проекты, дорожные и водные магистрали, порты на побережье Индийского океана, предоставляющие выход к морю западным провинциям Китая, странам Южной Азии и центральноазиатским государствам(1).

Еще на стадии разработки Технико-экономического обоснования проекта Гвадар федеральные власти Пакистана официально объявили об одном из приоритетных направлений - развитии торгово-экономических связей с Китаем. "Мы заинтересованы в установлении торгового и энергетического коридора для Китая", - заявил генерал Мушарраф в эксклюзивном интервью "China Daily", отмечая, что через порт Гвадар будет поступать сырая нефть из Ирана и Африки и транспортироваться по суше для северо-западных территорий Китая - Синьцзян-Уйгурского автономного округа(2).

В 1978 г., когда в КНР был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, прибрежные районы восточного Китая получили мощный стимул к развитию. Отставание в экономическом развитии западных провинций страны с годами становилось все очевиднее. Этот регион охватывает до 71,4% территории Китая, а населяет его всего 28,8% жителей поднебесной. Компартия Китая разработала план подъема экономического развития западных провинций, непосредственно граничащих с пакистанской провинцией Белуджистан, инвестировав в их развитие 88 млрд долларов США.

Сегодня Китай открыто говорит, что рассматривает Пакистан в качестве промышленной базы для китайских компаний, вывоза производственных мощностей малого и крупного бизнеса, установки сборочных линий, в частности в Белуджистане, осуществления экспортно-импортных операций со странами Ближнего Востока, Африки, Центральной Азии и т.д.

Исламабад в лице премьер-министра Шаукат Азиза подчеркивает, что "Пакистан и Китай являются стратегическими партнерами, и наши взаимоотношения охватывают многие области"(3), в частности химическую промышленность, инжиниринг, поставки железнодорожного подвижного состава, строительство объектов инфраструктуры, автомобильных дорог, портов, мостов, жилых домов и т.д.

Двустороннее экономическое сотрудничество Китая и Пакистана началось еще в 60–70-е годы ХХ века, когда Пакистан и Китай совместно построили Каракорумское шоссе протяженностью 1200 км. Его еще называют "наземным мостом", соединяющим две страны.

Со своей стороны, Пакистан также стремится развивать экономические сотрудничество с "великим соседом". Хотя обе страны и нацелены на развитие торговых связей, уровень двусторонней торговли находится еще на низком уровне и на сегодняшний день составляет всего 2,4 млрд долларов. Пакистан и Китай заинтересованы в укреплении экономических связей и увеличении товарооборота.

Особое место в экономическом сотрудничестве между двумя странами занимает проект строительства порта Гвадар.

В целом, по планам Пекина порт пакистанский Гвадар должен отвечать трем основным целям. Во-первых, последовательная интеграция Пакистан в экономику Китая - передача отработанных технологий, источник дешевой рабочей силы, совместное освоение природных ресурсов для развития промышленности - все это поможет превратить Пакистан в гигантскую фабрику для Китая. Во-вторых, доступ к рынкам Центральной Азии для импорта энергоресурсов и экспорта китайских товаров. С этой целью разворачивается строительство инфраструктурных объектов и дорог через Афганистан и Пакистан. В-третьих, проект призван "успокоить" западные провинции Китая, особенно с преобладанием мусульманского населения, путем привлечения инвестиций в экономику региона и усиления экономических связей с мусульманскими странами Центральной Азии.

Но самая важная задача для Китая - выход к теплым водам Аравийского моря, чтобы "вызволить" из плена сухопутную провинцию Синьцзян. Поэтому он крайне заинтересован в крупных транснациональных проектах, будь то строительство скоростного шоссе или железнодорожной магистрали из западных провинций через пакистанскую провинцию Белуджистан до побережья океана.

Растущие потребности Китая в электроэнергии и быстрый рост экономики страны лишь подогревают энергетическую игру в регионе Ближнего Востока и Центральной Азии. Около 60% энергоресурсов Китай покупает у стран Персидского залива. Он вышел на рынок энергоресурсов Казахстана, купив компанию Петро Казахстан/ Petro Kazakhstan за 4,2 млрд долларов. Подобную интервенцию Китай провел в Судане, Нигерии, Венесуэле и других странах. Экономические перспективы великого соседа (Китая), который в ближайшем будущем обещает стать крупнейшей экономикой мира, уже сегодня имеют колоссальное влияние на регион в целом и на Пакистан, в частности. Именно Китай "подталкивает" Пакистан навстречу рынкам энергетических ресурсов стран Центральной Азии. В этом кроется основная причина того, что Китай так рвется к Индийскому океану и вкладывает миллиардные инвестиции в развитие портовых мощностей Гвадара. И хотя власти Пакистана стали задумываться о его строительстве еще в 1964 г., в действительности оно началось только в начале ХХI века, после принятия КНР решения об инвестировании.

В 90-е годы ХХ века Китай отказывался финансировать строительства порта. Причина заключалась в предоставлении Пакистаном монопольного доступа США на две важнейшие авиабазы в Джакобабаде/Jacobabad (провинция Синд) и Пашни/ Pasni (провинция Белуджистан) в период ввода американских войск на территорию Афганистана. Китай и Индия были озабочены тем обстоятельством, что Пакистан разрешил США установить посты радиолокационного перехвата на Северных территориях Пакистана, граничащих с китайской провинцией Синьцзян и Тибетом. И лишь спустя четыре месяца после ввода американских войск на территорию Афганистана в 2001 г. для свержения режима Талибан, Китай и Пакистан подписали соглашение о строительстве Гвадара. Со своей стороны, Китай потребовал от Исламабада предоставить государственные гарантии использования в своих целях инфраструктуры порта, несмотря на протесты США.

Пекин всегда волновало присутствие в Персидском заливе американцев, которые контролируют в указанном районе до 60% энергоресурсов, транспортируемых для нужд своей экономики. И альтернатива для Китая была найдена - строительство перевалочного пункта в проекте порта Гвадар и транспортного коридора (Туркменистан – Афганистан – Пакистан - Китай) для энергоресурсов.

Правительство Пакистана инициировало одновременно несколько проектов при финансовой и технической поддержке. Первый и основной проект - строительство глубоководного порта для захода многотоннажных нефтеналивных танкеров и торговых судов.

Для реализации первого этапа строительства китайская сторона предоставила Исламабаду заем на 1,16 млрд долларов. Соглашение о финансировании первого этапа строительства порта было подписано правительствами КНР и ИРП еще 10 апреля 2001 г. Согласно договоренностям, правительство Пакистана выделило на реализацию проекта 50 млн долларов, а Китай предоставил в общей сложности 198 млн долларов США: новый вспомогательный грант - 31 млн, беспошлинный заем - 31 млн, льготный кредит правительства - 58 млн, кредиты покупателей - 60 млн долларов.

Реализация этого грандиозного проекта разделена на несколько этапов. Строительство первого этапа порта началось 22 марта 2002 г. и уже с января 2003 г. он принимает торговые суда с грузом для собственного строительства.

Завершение первого этапа строительства порта Гвадар предусматривает строительство трех многофункциональных причалов для стоянки морских судов, включая инфраструктуру для перевалки сырой нефти с нефтеналивных танкеров.

Успех пакистано-китайского сотрудничества в реализации первого этапа строительства порта Гвадар дал толчок развитию торгово-экономических отношений между двумя странами.

Пакистан уже предоставил Китаю статус наиболее благоприятствуемой нации и в настоящее время установил зону свободной беспошлинной торговли (Free trade area/FTA). Инвестиции Китая в экономику Пакистана за последние два с половиной года увеличились на 30%, что составляет 4 млрд долларов США. Число китайских компаний достигает 500, что составляет 12% общего числа иностранных компаний, действующих на территории Пакистана, а число работающих в них китайских специалистов достигает трех тысяч человек.

В настоящее время Китай уже направил на строительные объекты порта 450 специалистов для проведения технической экспертизы. Планируется, что и второй этап также будет финансироваться Китаем. Для соединения западных провинций Китая с Центральной Азией наземным путем Пакистан строит дорогу от г. Чаман в провинции Белуджистан к афганскому городу Кандагару. На северо-западе ведется строительство еще одной дороги, идущей от города Торхам в Северо-Западную пограничную провинцию до Джелалабада в Афганистане.

В настоящее время федеральное правительство Пакистана еще не определилось как со сроками перехода ко второй стадии строительства порта, так и с основным инвестором. Проектная мощность товарооборота порта Гвадар исходит из ожидаемого грузопотока из Западного Китая, Афганистана, Ирана, государств Центральной Азии, а также потока углеводородного сырья, товаров и т.п. из стран Ближнего и Среднего Востока.

Со своей стороны, Китай открыл провинцию Синьцзян для шести мусульманских стран: Афганистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Пакистана и Узбекистана, где порт Гвадар призван сыграть роль перевалочного пункта для импорта и экспорта китайских товаров, которые далее будут перевозить грузы по железной дороге или скоростной автомагистрали (планы разрабатываются) до Каракорумского шоссе в районы Северных территорий Пакистана и далее до автономного района Синьцзян, расположенного на северо-западе Китая.

Несмотря на то что основные строительные работы первой очереди порта завершены, развитие его инфраструктуры требует дополнительных средств. Соглашение о предоставлении кредита в размере 22,260 млн долларов США по проведению землечерпательных работ было подписано с Китаем после официальной церемонии открытия порта. Дело в том, что воды у побережья постоянно заиливаются, и для беспрепятственного прохождения в порт торговых судов и нефтеналивных танкеров требуется строительство специального отводного канала шириной 14,5 метров. Землечерпательные работы осуществляются китайской компанией.

Планируется, что грузы, доставляемые многотоннажными судами в порт Гвадар, будут транспортироваться во внутренние районы страны двумя путями: морским - из порта Гвадар в порт Карачи небольшими транспортными суднами, и сухопутным путем - мощными траками по прибрежному 450-километровому шоссе.

Второй этап строительства порта предусматривает помимо сооружения новых девяти морских причалов монтаж оборудования для ведения ночной навигации. Стоимость второго этапа проекта, предусматривающего строительство девяти причалов и терминалов, составляет около 600 млн долларов.

Вопрос об инвесторе имеет принципиальное значение для Пакистана, который отчетливо понимает, что долговременное присутствие Китая в регионе повлечет за собой определенные трудности для него самого.

Стратегическое значение порта Гвадар велико как для Пакистана, так и для Китая. Рядом с портом развернулась строительная площадка для военной базы пакистанских ВМС. (В настоящее время она базируется вблизи порта Карачи, что делает ее крайне уязвимой из-за близости к границе с Индией.) А Китай крайне заинтересован в заходе своих военных кораблей в порт Гвадар. С одной стороны, возможное присутствие китайских военных кораблей в Индийском океане вызывает крайнее неудовольствие как у США, так и у Индии, с другой стороны - Китай также озабочен присутствием США в Персидском заливе, так как опасается, что Вашингтон может повлиять на поставки энергоресурсов в Китай.

Некоторые аналитики полагают, что Китай использует порт Гвадар в качестве Гидроакустического поста, контролирующего действия военно-морских сил США в этом районе, а также совместное американо-индийское военное сотрудничество.

Таким образом, с вводом в эксплуатацию порта Гвадар Китай получает ряд преимуществ как на национальном, так и на международном уровне: выход к Персидскому заливу, ближайший доступ к рынкам Ближнего и Среднего Востока, Африки, Центральной Азии, альтернативной вариант транспортировки собственных энергоресурсов в случае нарушения графика поставок сырой нефти танкерами в Аравийском море или при прохождении Малаккского пролива, возможность контролировать транспортировку углеводородного сырья из стран Персидского залива, дешевую пакистанскую рабочую силу и т.д.

Co своей стороны, и Пакистан уже получает немалые выгоды от сотрудничества со своем "стратегическим партнером" в экономическом плане благодаря финансовой поддержке Китая в строительстве порта: выход на рынки Центральной Азии, предоставление своей территории в качестве "транзитного коридора" для транспортировки углеводородного сырья и т.д., а в политическом - именно Китай первым поддержал просьбу Пакистана о приеме в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) в качестве наблюдателя. Председатель КНР Ху Цзиньтао сделал специальное приглашение П. Мушаррафу для участия в саммите ШОС в 2006 г.

(1) The Nation, 11 June 2005.

(2) China Daily ,Beijing, February 22, 2006.

(3) The Nation, 11 June 2005.

Н.А. Замараева

Источник - Институт Ближнего Востока
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1163919900
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх