КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 31.07.2006
20:34  М.Садыркулов возглавил отдел оргработы Администрации Президента К.Бакиева
17:47  Казахстан хочет развивать коммерческий туризм... на Байконуре
16:25  Изгнание 6-ти киргизских "чекистов" из США (подробности)
15:47  Нур Омаров: Россия в СНГ - миссия невыполнима?
15:30  Достал пастырь. Ошане потребовали выдворить протестантского пастора и сожгли его книги
14:13  На раскопках таджикского Пенджикента скончался известный питерский археолог Б.Маршак
13:57  Cлучится ли "массовый отток". Сколько русских уедет из Киргизии?
13:43  600 брошюр. На юге Киргизии в массовом порядке изымают агитлитературу "хизбутов"
13:33  200 заключенных. Последствия "карикатурного восстания" иранских азербайджанцев
12:53  "Я никогда не прощу Саакашвили оскорбление моей матери". Сваны объявили партизанскую войну Грузии
12:49  И.Джадан: По законам греческой трагедии. IV мировая: ближневосточный пролог
12:44  В Шымкенте выпущен OpenOffice.org на казахском языке
12:34  New York Times: На пороге безумия. США и Израиль окунули Ближний Восток в средневековье
12:17  Как советские зенитчики, потренировавшись в Казахстане, сбивали американо-израильские самолеты над Сирией (история)
11:55  Б.Сейдахметова: Мысли после саммита. Великоросский шовинизм - мифы и реальность
11:52  Москва согласна на санкции против Ирана. Тегеран надеется на голос Китая и оружие Уго Чавеса
11:50  "НГ" > Бакиев едет на плов к Каримову обсудить проблему ферганского экстремизма
11:41  З.Каражанов: Бермудский треугольник. Тегеран плетет антиамериканскую паутину в Центральной Азии
11:03  Гептил летать не хочет. Казахстан расследует падение российско-украинской ракеты "Днепр"
10:37  Ставка на "демократию". Мелкое оранжевое негодяйство от "Washington Post"
10:22  А.Байсеитов: Акаев как маяк над хаосом? или Еще одна попытка реанимации набедокурившего экса…
09:58  В.Жириновскому подарили 20 соток побережья Иссык-Куля
08:31  Ядерный прорыв. Казахстан начнет торговлю атомными электростанциями
08:07  Татарский академик А.Бурганов призвал Туркменбаши вместе бороться с "мировой бюрократией"
07:03  Российские ветераны-"афганцы" создают свою политпартию - "За Родину!"
06:43  Большая часть нефтяных компаний, работающих в Казахстане, игнорирует инициативу прозрачности
04:48  Землетрясение в Пяндже: погибло 3 детей, 2 тысячи остались без крова
01:40  М.Укушов: Какое государство мы строим в Киргизии: с чего начать?
00:44  В Бишкеке установят памятник Гейдару Алиеву
00:39  Каспийский трубопроводный консорциум в московском суде пока успешно отбивается от налоговых претензий
00:35  В Казахстанской армии на место одного призывника-срочника есть 10-15... претендентов
Воскресенье, 30.07.2006
18:29  Н.Назарбаев утвердил "Концепцию развития гражданского общества" Казахстана до 2011 года
16:33  Новгородская область России зазывает вернуться соотечественников-крестьян из Казахстана
13:45  Завтра в Ташкенте начнется суд над поэтом и певцом Д.Хасановым, обвиненным в "посягательстве на Президента"
12:25  Ф.Исхаков: Реален ли прогресс Узбекистана? Интеллигенция безразлична к ущербным акциям властей
11:51  Н.Туляганова: Секс-туризм и Узбекистан – коэффициент совместимости
10:50  В Узбекистане учреждены новые Госпремии в области науки и техники, литературы, искусства и архитектуры
10:46  Ала-Бука (Киргизия). Задержан юный узбекистанец-проповедник "религиозной вражды"
10:15  Asia-Plus > Лето. В вузах Таджикистана начинается сбор "урожая"
10:10  Экс-замминистра обороны Киргизии генерал Бекбоев оштрафован на 10 тысяч сомов за клевету на министра
10:07  Киргизская экономика: задачи есть! Кто решать будет? Премьер Ф.Кулов подвел итоги и поставил задачи
09:40  Н.Кыдырмышев: Большая игра и восстание кыргыз 1916 года (страницы истории)
09:35  А.Абдугапаров возглавил отдел по делам обороны и безопасности Администрации К.Бакиева
08:17  Туманы над Рогуном. Таджикские чиновники поставили под сомнение участие РУСАЛа в строительстве Рогунской ГЭС
06:41  Посольство США в Душанбе анонсирует "Программу связи сообществ Таджикистана и США"
05:22  В ливанском Кане израильская авиация поразила 3-этажный жилой дом: более 20 погибших
Суббота, 29.07.2006
13:13  В канализацию. Таджикистан изымает некачественные "Боржоми"
12:49  Двух девушек лишили невинности. Подробности "жизни" 15 узбекистанских рабов в актюбинской бане
10:57  Washington Times: Чавес, Путин и Тегеран. На кривляния Буша уже никто не обращает внимания
10:54  МИДный всадник. Казахстанский диппредставитель Дербисалиев первым удрал из Ливана, бросив сограждан
10:42  Миша Савочкин уже почти создал первую киргизскую компьютерную игру "Три пути"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
М.Укушов: Какое государство мы строим в Киргизии: с чего начать?
01:40 31.07.2006

После довольно-таки бесславного окончания в марте 2005 года первого этапа политических и социально-экономических реформ, продолжавшихся целое десятилетие (1993–2003 гг.), риторический вопрос, вынесенный в заголовок статьи, снова становится актуальным. Реформы, овеянные духом романтизма, начинали за здравие, продолжили неудачно и пришли к тому, к чему пришли. Так что вновь все нужно начинать как бы с нуля. То есть следует принять современное состояние общества и государства за новую точку отсчета и попытаться начать еще раз, конечно же, учитывая при этом пройденное и пережитое.

Первый этап реформ и государственного строительства в целом оказался неудачным по следующим причинам. Во-первых, потому что при осуществлении политической реформы были проигнорированы важные национально-исторические особенности развития Кыргызстана (о "прививке западноевропейской модели демократии" см. статью "Какое государство мы строим: о демократии и свободе в смутное время" в номере "ОР" за 20 июля 2006 г.). Во-вторых, при проведении социально-экономических реформ были проигнорированы жизненно важные интересы подавляющего большинства населения страны. К радикальным преобразованиям в этой сфере власти подошли слишком поверхностно и, можно сказать, легкомысленно.

Да, Кыргызстан получил имидж "островка демократии" в Центральной Азии. Однако демократический имидж в Европе, США и международных финансовых институтах, как оказалось, не может заменить уважения со стороны собственных граждан. В результате ускоренного отказа от государственного обеспечения социальной сферы и несправедливой приватизации государственной и колхозно-кооперативной собственности почти 90% населения оказалось на грани нищеты. Тем самым были заложены семена для народного недовольства и политической нестабильности, приведшие в конце концов к мартовским событиям.

С тех пор прошло уже почти полтора года. Длительная политическая борьба, а точнее схватка за власть, затеянная парламентом при поддержке части неправительственных организаций под лозунгом проведения конституционной реформы, затормозила проведение назревших политических и экономических реформ. Более того, усугубились многие дефекты недостроенного государственного и экономического механизма. Исполнительная власть, органы местного самоуправления слабо обеспечивают исполнение законов и других нормативных правовых актов. Большинство населения уже негодует, не видя перемен к лучшему. Люди не верят обещаниям ни исполнительной власти, ни новой оппозиции. Набирает силу религиозный экстремизм, вопрос о языке, инициируемый отдельными националистическими лидерами, может вновь обострить межнациональные отношения.

Сегодня у власти нет времени для топтания на месте и политических маневров.

Не прошло еще 15 лет со дня получения независимости, а на повестке дня уже стоит вопрос о национальном суверенитете, о сохранении кыргызской государственности вообще.

Сегодня государственным мужам, прогрессивным силам общества необходимо осмыслить новую стратегию государственного строительства и предстоящих реформ. Не может быть цельной, реально работающей программы государственного строительства, когда рабочая группа Конституционного совещания разрабатывает три варианта проекта Конституции. Такой подход не объединяет, а разделяет общество.

Любая программа (стратегия действий) может быть признана государственной только в том случае, когда она способна объединить если не всех, то хотя бы большинство граждан. Задача политических лидеров заключается в том, чтобы открыто признать коренные проблемы, обозначить главные цели, точно расставить приоритеты и настроить общество на их реализацию.

>Слабость государственных институтов, разобщенность исполнительной, законодательной и судебной ветвей государственной власти, в целом власти и общества ясно показывают, что сегодня главный приоритет государственного строительства на ближайшие годы - наведение порядка во власти, установление правового порядка в государстве. Без этого невозможны движение вперед, решение самых насущных социально-экономических проблем. В этом видится основа для консолидации всех конструктивных политических сил, всего общества. Тогда появится реальный шанс перейти от непримиримой политической борьбы к нормальной, цивилизованной политической жизни, от конфронтации к конструктивному сотрудничеству.

О правовом порядке

Человеческое общество не может обойтись без твердых и общепризнанных правил поведения. Правилом в государстве является закон, конституционный порядок и правовая дисциплина. Государство должно не только устанавливать правила, но и добиваться их соблюдения.
При всем многообразии факторов и условий, от которых зависит правовой порядок, на второе место после эффективной и ответственной деятельности государственных органов, в том числе прокуратуры, других правоохранительных органов, а также судов, можно поставить правовую культуру общества. Ведь законы издаются для людей и людям адресованы, они применяются людьми и людьми исполняются. Правовой порядок (издание законов, их применение и исполнение) во многом зависит от нашей правовой культуры, т.е. от состояния права и законности в стране, от нашего - всего общества и каждого из нас - отношения к праву и законности, а главное - от усвоения каждым из нас в отдельности и всем обществом в целом азбучной истины о том, что государство начинается с соблюдения буквы закона, а права и свободы человека неразрывно связаны с соблюдением его обязанностей. Правовой порядок зависит также от готовности и стремления государственных органов добиваться строжайшей законности, точного, безукоризненного и единообразного исполнения норм закона.

Отсюда вытекает необходимость широкого и углубленного правового воспитания, которое в правовом государстве должно стать неотъемлемой частью общего гражданского воспитания. Суть правового воспитания заключается в воспитании у подрастающего поколения высокой гражданственности, уважения к законам и к нормам морали, непримиримости к любым нарушениям законности. Правовое воспитание следует начинать с детского сада, с первого класса школы. Значит нужно разрабатывать и внедрять государственную программу, национальный проект, назовите как хотите, но без детально разработанной и финансово обеспеченной стратегии действий по правовому воспитанию и правовой пропаганде государству не обойтись. Не сделаем этого в самое ближайшее время - детьми и молодежью вплотную займется "Хизб ут-Тахрир". Между тем, согласно публикациям в СМИ, эта организация уже активно занимается вербовкой в свои ряды безработной молодежи.

К сожалению, определенной частью общественно-политических сил культивируется неуважение к праву и закону, к нормам нравственности, вседозволенность. Например, в течение года шла целенаправленная дискредитация действующей Конституции страны, ее обвиняют во всех смертных грехах - дескать, это она виновата в экономических и политических кризисах, а система управления, установленная ею, якобы является деспотической и наихудшей из возможных форм правления. Но ведь существует очень простая истина: прежде чем призывать к изменению Конституции, нужно научиться ее уважать, научиться жить по ней, используя весь ее нереализованный потенциал.

Неадекватное понимание определенной частью политиков и граждан принципов демократии, разгул "уличной демократии" с охлократическими проявлениями при крайне низком правосознании большинства граждан способны натворить много бед. Хаотическое развитие государственных и общественно-политических структур, их противоборство служат деструктивным фактором реализации законов. Столкновение интересов различных олигархических групп, борьба за власть на разных уровнях разрушают законность и препятствуют утверждению верховенства закона.

Поэтому государство и его правоохранительные органы не могут и не должны быть безучастными к вызовам и явлениям сегодняшнего дня. Не укрепив правопорядок, не обеспечив прочную законность в стране, мы не добьемся решительных позитивных сдвигов ни в государственном строительстве, ни в экономике. Правовой порядок - это безопасность граждан и их собственности, уверенность в завтрашнем дне.

Большинство возникающих проблем в социально-экономической сфере порождено правовым нигилизмом местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, их неумелыми действиями и пассивностью. Проще говоря, это плохое качество управления, из-за которого постоянно возникает социальная напряженность, в отношениях государства с обществом начинает доминировать взаимное недоверие. Поэтому установление правового порядка в стране нужно начинать с наведения порядка в самом государственном механизме. Не усовершенствовав систему управления, не выстроив вертикаль исполнительной власти и не повысив качество управления, невозможно решить другие проблемы, самой главной из которых является улучшение жизни простых людей.

Первым делом следует навести порядок в расходовании бюджетных средств. Высокий уровень незаконных расходов, недостач, хищений и других финансовых нарушений, выявляемых проверками Счетной палаты и Прокуратурой республики в органах исполнительной власти, в местных государственных администрациях и органах местного самоуправления, проблемы с выплатой внешних долгов, положение дел в бюджетной и социальной сферах объективно требуют принятия чрезвычайных и неординарных мер.

Что можно сделать для улучшения ситуации в бюджетной сфере, не затратив при этом практически никаких средств?

Такой механизм существует, и он всегда с успехом применялся в различных странах в период проведения сложных и болезненных экономических реформ. Этот механизм можно охарактеризовать посредством общеизвестного принципа: "государство должно жить по средствам", иначе говоря - тотальная экономия расходов государственного бюджета на содержание государственного аппарата.

Следует отметить, что под лозунгом "жить по средствам" успешно проводились реформы государственного правления в странах Балтии, Восточной и Центральной Европы (Эстония, Латвия, Польша, Чехия, Венгрия).

Глядя на парк служебных автомашин парламента, министерств и ведомств, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, на шикарно отремонтированные, напичканные всевозможной импортной техникой, с отдельными удобствами кабинеты их руководителей и т. п., можно предположить, что государственная казна страны не такая уж и бедная. И в то же время на самые необходимые государственные нужды, в частности на выплату пенсий и пособий, на школьные завтраки ученикам младших классов, в особенности в отдаленных регионах страны, в бюджете не находится денег.
К сожалению, за 10 месяцев деятельности новое Правительство так и не смогло сделать решительный шаг в направлении превращения экономии расходов республиканского бюджета в норму повседневной жизни государственного аппарата. Были отдельные разрозненные действия, проведено сокращение аппаратов министерств и ведомств на 10–20 процентов, на различных совещаниях раздавались призывы экономить расход бюджетных средств, но до разработки и целеустремленной реализации комплексных мероприятий дело так и не дошло.
Низкая эффективность системы исполнения бюджета, отсутствие надежного механизма контроля над использованием государственными органами и иными получателями средств из республиканского бюджета, нарушения законности при приватизации государственной собственности, принятие законов, не подкрепленных экономическими и финансовыми ресурсами государства, – все это подрывает доверие налогоплательщиков к государству и приводит к сокрытию доходов, препятствует экономическому росту, негативно сказывается на социальной стабильности в обществе.

Как известно, самый эффективный способ навести порядок на стройке – это завершить строительство. Но страна уже второй год топчется на месте, не решаясь приступить к следующему этапу государственного строительства.

Продолжение следует.

М.К.УКУШОВ, Заслуженный юрист КР, Государственный советник юстиции 3 класса

М. Укушов

27/07/06

Источник - Общественный рейтинг
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1154295600
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх