КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 19.03.2006
23:51  Н.Файзуллоев (минздрав РТ): Быть или не быть платной медицине в Таджикистане? (интервью)
21:04  ОПЧУ > Кашкадарьинская милиция выходит вперед по арестам узбекских диссидентов
20:17  Позор - позорным программам правительства! "Форум молодых политиков" считает, что Киргизия - не Африка
19:07  Новый президент Белоруссии назвал президента США "первым террористом на планете"
10:33  Ашхабад предупредил Киев о последствиях невозврата газовых долгов
10:25  Tageszeitung: Новая мировая держава называется "Газпром"
09:34  "Они как дети..." Премьер-министр Кыргызстана игнорирует Парламент
09:27  Отважные сомалийские пираты напали на ракетный крейсер ВМС США "Кейп Сэнт-Джордж"
09:21  Индия зовет Россию вместе строить газопровод из Ирана
07:55  Будущее ЕЭП определят после выборов на Украине
00:44  М.Лаумулин: Закат мультикультурализма. Наступает эра европейского ислама
00:41  С.Акимбеков: Исламский ренессанс? У каждой цивилизации есть свой круг жизни
00:40  З.Пратова: Киргизские девушки активно пытаются выйти замуж за иностранцев
00:38  А.Саидов: Весенние перспективы. Назарбаева ждут в Ташкенте.
00:30  А.Ризаев: Какой из террориста друг? История ташкентского муллы О.Назарова
Суббота, 18.03.2006
15:38  Э.Махмудов (МНБ): Из азербайджанок пытались сделать смертниц для "Аль-Гаэды Кавказ"
14:50  Казахстанcкий компьютерщик А.Попов подал в суд на В.И.Ленина. За... плагиат
13:10  И Ленин такой молодой… Новые коммунисты Казахстана не приемлют политику своих предшественников
12:18  И.Жанкишиев: Ау, "независимые" журналисты. Писать хорошо о Г.Каримовой - самоубийство
12:11  А.Таксанов: Узбекистанские силки. Мне хотят закрыть путь в мир
11:57  Генпрокурор К.Конгантиев: Акаевский "кыргызгейт" - следствие продолжается...
11:50  "НП" > ЦентрАзия - приз для ее соседей. Мнения эскпертов
11:45  В Ташкенте открылся "Международный центр финансово-экономического развития – Узбекистан"
11:29  А.Абылкасымова: Казахстану не надо следовать узбекскому опыту обучения детей "изначально как рабочего класса"
11:28  "Тенгизшевройлу" предъявили иск в 750 млн тенге за порчу природы Прикаспия факелами
11:18  В Туркмении освобождены хулиганы-корреспонденты Радио Свобода
10:43  История Кумкурганского сельхозколледжа. Узбекистане растет коррупция и взяточничество в области образования
10:16  Физика жидких тел. Алматы не хватает питьевой воды
10:02  Ч.Шамшиев: "Загадки для Эдипа". Семь проблем кыргызской экономики
09:53  И.Масалиев (депутат): "Криминал рвется во власть Киргизии" (интервью)
09:50  Россия легализует 15 миллионов мигрантов? Госдума упрощает Закон об учете прибывающих
07:16  Ташкент. Неизвестными зверски избит муж правозащитницы Е.Урлаевой
06:37  Gazeta.kz > Железный век... завершается. Нанотехнологии в Центральной Евразии
02:17  И.Панкратова: Алчность затмевает разум. Федерация профсоюзов Киргизии отбирает дом у сирот
00:48  Я.Норбутаев: QVO VADIS? И.Каримову некуда деваться от дружбы с Н.Назарбаевым
00:43  В.Ляганов: Право первой ночи... В Узбекистане только глава государства может первым поздравить народ
00:35  Манапы раскочевываются. Ушел в бега экс-губернатор Иссык-Кульской области Т. Касымов
00:22  А.Камилов: Узбекистан и Россия - тенденция роста двухсторонних отношений
00:01  Туркабатский имам Хажиматов (Киргизия) уличен в хранении 3-х книг "Хизб ут–Тахрир"
00:00  Восстание глубин. Азии и Америке угрожает небывало мощная океаническая аномалия Ла-Нина
Пятница, 17.03.2006
22:44  Завтра в Бишкеке 2-е заседание "Форума молодых политиков" Кыргызстана (анонс)
21:00  Айдар Акаев согласился дать показания следователю генпрокуратуры Киргизии... в Москве
20:51  Ассоциация ЦПГО протестует. Новую волну давления на киргизские НПО погнал... омбудсмен
16:39  М.Захидов: ДурДОМные примеры заразительны. Узбекские правозащитники сажают в психушку коллег
12:20  IWPR > Кыргызстан: "силиконовая долина" ядерных отстойников
11:51  Н.Омаров: "У Президента Бакиева очень мало времени для самоутверждения"
11:49  Водный мир. Зачем США нужна казахстанская гегемония в Прикаспийском регионе?
11:35  Г.Фетисов: Россия и Туркмения не должны оплачивать издержки "украинского фактора"
11:32  Укольчик от Аннана. ООН профинансировала издание в Казахстане пособия "Советы тем, кто использует наркотики внутривенно"
11:09  А.Елисеев: Европа на колониальных развалинах. "Третий мир" наступает на север
11:06  П.Гончаров - Каспий: туманные перспективы конвенции
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
М.Лаумулин: Закат мультикультурализма. Наступает эра европейского ислама
00:44 19.03.2006

В послевоенные десятилетия на волне отвращения к нацизму и колониализму в европейском общественном мнении возобладали подходы, которые должны были снять комплекс у европейцев в отношении "инородцев". В концептуальном плане они нашли свое выражение в доктрине мультикультурализма. Согласно ее установкам иммигранты имеют право и должны сохранять свою культуру и самобытность, делая современные европейские нации похожими на "культурную мозаику"

Однако череда событий начиная с 11 сентября 2001 года – теракты в Мадриде и Лондоне, ответные меры европейских правительств, борьба с хиджабами во Франции, и особенно погромы там осенью 2005-го, карикатурная война в начале 2006-го – все это ясно показывает, что концепция мультикультурализма не выдержала проверку жизнью и трещит по швам. Похоже, мирному сосуществованию европейской и мусульманской культур в Европе приходит конец.

Мультикультурализм возник как интеллектуальная реакция на известную концепцию "плавильного котла", господствовавшую в Америке в ХХ веке. Как понятие "мультикультурализм" получил свое название в 1957 году для характеристики политики Швейцарии. В научно-политический обиход данный термин окончательно вошел в 1971-м, когда в Канаде правительство премьер-министра Пьера Э. Трюдо приняло Официальный акт о мультикультурализме. Помимо Канады, мультикультурализм является государственной политикой Австралии. В Старом Свете идеи мультикультурализма получили официальное признание после прихода к власти лейбористов в Великобритании в 1997-м и правительства СДПГ/Зеленых в 1998 году в ФРГ.

Европейский ислам

Дальнейшая судьба мультикультурализма в Евросоюзе будет зависеть от того, как смогут ужиться друг с другом христианские и светские ценности современной Европы с непримиримой и плохо поддающейся ассимиляции мусульманской общиной. Если четыре группы в Швейцарии мирно сосуществуют друг с другом столетиями, если в течение XIX–ХХ веков Франция легко переваривала иммигрантов из Центральной и Восточной Европы, то в последние 15–20 лет становится очевидным, что мультикультурализм в отношении исламских групп населения становится несостоятельным. Этот фактор заставляет всех – журналистов, политологов, представителей спецслужб и политиков – пристальнее приглядеться к жизни исламской общины в их странах.

Фактически, ислам своим существованием как культурный и социальный феномен в современной Европе поставил под вопрос само сосуществование идеи мультикультурализма как политико-социальной конструкции. Это грозит дальнейшему развитию Европы самым серьезным вызовом со времен битвы при Лепанто и похода турок на Вену в XVI веке.

При этом самое удивительное состоит в том, что ислам не является чем-то чуждым для Европы. Европейский ислам имеет долгую историю. На протяжении различных исторических периодов он доминировал в Испании, Южной Франции, Южной Италии, на Балканах, в Венгрии, в Южной и Центральной России, на Украине, в Крыму, сыграл внушительную роль в истории Литвы и Польши. В настоящее время в Европе существует несколько более или менее крупных мусульманских анклавов или общин. Наиболее крупный из них – это Балканы, где мусульмане живут компактными группами или преобладают: Албания, Босния и Герцеговина, Южная Сербия и Косово, Македония, Болгария и Греция. После Второй мировой войны среди балканских мусульман, особенно в Югославии, активно шел процесс трансформации мусульманской идентичности в национальную.

В Западной Европе наиболее крупная и активная мусульманская община представлена во Франции (5–7 млн.), состоящая в основном из выходцев стран Магриба. Здесь же наблюдается самое высокое число принявших ислам европейцев. Следующей по численности мусульман страной является Германия (4–5 млн.), где костяк мусульманской общины составляют гастарбайтеры из Турции и стран Ближнего Востока. Именно в ФРГ многие запрещенные в Турции экстремистские группировки и традиционалистские течения получили в свое время возможность для существования, а также для активной социальной и политической деятельности. В Великобритании сконцентрирована третья по численности мусульманская община ЕС (порядка 3–4 млн. чел.), состоящая из индостанских переселенцев и частично африканцев. Относительно небольшие мусульманские общины существуют в Дании и Швеции (в основном за счет эмигрантов из Турции, Ирана и Боснии; в Швеции даже есть община турецких казахов), в Норвегии (пакистанцы), Финляндии (татары).

Разносчики джихада

Однако даже не упорное сопротивление со стороны западноевропейских мусульман культурно-цивилизационной ассимиляции Европой заставляет бить тревогу западных интеллектуалов. В ходе многочисленных исследований выяснилось, что носителями идей джихада и радикального исламизма являются в первую очередь европейские мусульмане, то есть получившие образование, выросшие или даже родившиеся в странах ЕС. Этой областью особенно активно занимаются американские политологи (и спецслужбы), озабоченные безопасностью не столько Европы, сколько Америки. Так, согласно данным Центра Никсона, проводившего наблюдение за "моджахедами" в ЕС и США, выяснилось, что из четырехсот исследованных исламистов большинство составляют французские граждане, которых было даже больше, чем саудовцев, а число исламистов с британскими паспортами превысило граждан других проблемных стран – Судана, Йемена, ОАЭ, Ливана и Ливии вместе взятых. Четверть джихадистов являлись гражданами европейских стран, то есть имели право безвизового въезда в США. Именно последний факт заставляет тревожиться американцев, считающих, что европейцы слишком легкомысленно относятся к существованию неконтролируемых и закрытых мусульманских общин, наделяя их в то же время правами, социальными пособиями и гражданством, то есть проводя политику того самого мультикультурализма.

Американские аналитики бьют тревогу: согласно их разработкам, Европа для Америки превращается в прифронтовую зону. Складывается зловещая картина: сети джихада раскинулись от Португалии до Польши; в кофейнях Роттердама и Копенгагена, парижских кафе и берлинских донер-закусочных, в молельных домах Гамбурга и Брюсселя, в лавках мусульманской литературы Бирмингема и "Лондонистана", в тюрьмах Милана, Мадрида и Марселя иммигранты и их потомки записываются в отряды террористов-смертников. У европейских спецслужб ряд терактов, осуществленных мусульманами, вызвал особо острую реакцию. Речь идет о тех случаях, когда в роли террористов выступают представители второго (и даже третьего) поколений иммигрантов. То есть молодые люди, которые, по европейской логике, должны были бы полностью адаптироваться к западным демократическим и правовым ценностям. Вместо этого они хватаются за нож или надевают пояс шахида.

Массовая иммиграция в Западную Европу была первоначально результатом не до конца продуманной программы привлечения дешевой рабочей силы в растущие экономики стран "Общего рынка"; затем в действие вступил принцип воссоединения семей; и наконец, в 1980–90-е годы вовсю заработал механизм нелегальной и полулегальной миграции. Сколько мигрантов мусульманского происхождения живет в настоящее время в странах ЕС, точно неизвестно. По приблизительным подсчетам, их численность может составлять 15–20 млн. чел., то есть 4–5 процентов общего населения. Прогнозируется, что к 2025 году их численность как минимум удвоится. В результате уже сегодня Европа обзавелась собственной "внутренней колониальной империей" размером с Сирию.

Специфика иммиграции в Европу, в отличие от той же Америки, состоит в том, что в США иммигранты приезжали в огромную страну, где быстро растворялись и ассимилировались. В Европе мусульманам приходилось "втискиваться" в компактные и культурно однородные общества. Таким образом, мусульманские общины в Америке и Европе представляют собой разительный контраст. В США они рассеяны географически, раздроблены и разобщены в этническом смысле, а в финансовом – представляют собой достаточно благополучную группу. На Европейском континенте переселенцы в большинстве случаев собраны в изолированные анклавы, все более напоминающие гетто, причем сформированные явно по этническому признаку: турки в Германии, алжирцы во Франции, марокканцы в Испании и пакистанцы в Великобритании. При этом мигранты цепко держатся за свои веру, обычаи, язык и уклад жизни. Фактически они стали частью "глобализированного ислама", по меткому выражению французского востоковеда Оливье Руа. Этот специалист вскрывает истинную подоплеку недавней истории с карикатурами, взорвавшими исламский мир. По его мнению, это была попытка исламистов удержать европейских мусульман в орбите Востока. Параллельно решалась внутриполитическая задача: усиление и подготовка прихода к власти в собственных странах.

В той же Франции стал популярен лозунг лидера Союза исламских организаций, который скандируется на смеси арабского и французского: "Нааль бу ля бель Франс! – Пропади ты пропадом, прекрасная Франция!". Что этот слоган является не просто поэтической метафорой, подтвердили события прошлой осенью, когда мусульманская молодежь сжигала машины точно в соответствии с ним. По-видимому, значительная часть мусульманской молодежи, жители и граждане Европы во втором и третьем поколении, усвоившие европейские языки и порядки, отвергает свой статус второсортных граждан, с которым мирились их родители.

Но, по правде говоря, французы, что называется, сами напросились. Жилищная программа для иммигрантов работает в стране уже полвека. Есть вообще диковинные случаи. В одном старинном городке Иль-де-Франса долгое время у власти находились коммунисты. Они руководствовались принципом, что качество жилья влияет на поведение иммигрантов в положительном духе. Поэтому мэрия целенаправленно селила их в историческом центре. Хулиганы испоганили всю округу и терроризировали местных жителей, которые стали перебираться в новостройки (микрорайоны, по-нашему), предназначенные первоначально для этих самых иммигрантов. Теперь на окраинах чистота и порядок, а исторический центр (включая дома XVII века) превратился в клоаку. Надо сказать, что такая политика долгое время устраивала все ведущие политические силы, поскольку во Франции, как и везде, строительство – это также самое лучшее средство для злоупотреблений. За счет строительства были заработаны огромные деньги для теневого финансирования политических партий. Левые партии во Франции фактически покупают голоса черных и арабских избирателей обещаниями поднять социальную помощь. Получается замкнутый круг, который толкает коренных французов в объятия крайне правых.

Сдвиг произошел под давлением избирателей, которые открыто выражали возмущение складывающейся ситуацией. В начале 2000-х годов возмущение вылилось в настоящий "электоральный бунт", поставивший под угрозу партийные системы таких стран, как Австрия, Бельгия, Дания, Франция и Нидерланды. Все большее количество избирателей голосовало за крайне правые партии, выражая тем самым свой протест. В Австрии набирал популярность Хайдер, во Франции – Ле Пен. В настоящее время правые в Австрии инициировали референдум по вопросу вступления Турции в ЕС, что является еще одним звеном в цепи нарастания антииммигрантских настроений. В Голландии убийства П. Фортейна (лидера крайне правых) и Ван Гога привели к тому, что под давлением электората ведущие партии были вынуждены заимствовать большую часть программы Фортейна, а именно: ужесточение миграционной политики. Голландцы особенно возмущались тем, что за их деньги финансировались мусульманские религиозные школы и мечети, общественное телевидение передает программы на марокканском диалекте арабского, а убийца Ван Гога жил на пособие по безработице.

В Британии также происходят удивительные, но закономерные вещи. Соперничающие партии – консервативная и лейбористская выдали практически идентичные предложения по ужесточению процедур получения политического убежища и воссоединения семей. Для традиционно терпимого британского общества это стало неким поворотным пунктом в развитии. Причем этот процесс начался еще до терактов. Более того, даже представители этнических меньшинств стали апеллировать к укреплению британской идентичности. Так, Тревор Филипс, чернокожий глава британской Комиссии по расовому равноправию, заявил, что "мультикультурализм – феномен другой эпохи, и от него пора отказаться. Мы должны укреплять в согражданах иного происхождения общее чувство "британскости". Эти слова вызвали бурный протест со стороны многих соратников Филипса по Лейбористской партии и практически всех лидеров этнических общин. Тем не менее Филипс и ему подобные настаивают на том, что фактическая сегрегация разрушает общество, лишая его традиционных основ.

Таким образом, цепь всех этих событий – яростная полемика о хиджабах, теракты, возмущение убийствами, открытые призывы к джихаду подвели Западную Европу к некой поворотной точке, которая фактически означает отказ от политики мультикультурализма, а вместе с ним – и от традиционного европейского либерализма как фундаментальной основы политического мышления современной Европы.

"Разгневанные мусульмане"

Логика европейских противников мультикультурализма базируется на конкретных примерах: М. Буйери (убийца Ван Гога), исполнители терактов в Лондоне, участники захвата самолетов 11 сентября 2001 года – все они или иммигранты во втором поколении, или получившие образование в Европе молодые люди. То есть наблюдается некая закономерность: преуспевающие европейские мусульмане вступают в ряды джихадистов. Спецслужбы выяснили, что Буйери был членом ячейки "Хофштад", которая планировала серию терактов – убийства политиков, нападение на ядерные реакторы и т. д. Опасность состоит в том, что, в отличие, например, от маргинальных террористических групп прошлого, у джихадистов есть широкая социальная база, которая постоянно пополняется в связи с войной в Ираке и событиями на Ближнем Востоке. Самое опасное, по мнению голландской Всеобщей службы разведки и безопасности, заключается в том, что сегодня мусульманская молодежь вступает на путь терроризма без влияния извне (имеется в виду исламистская пропаганда радикальных имамов вне Европы), а использует современные коммуникации, включая Интернет.

Западные эксперты классифицируют джихадистов по двум группам – так называемых "аутсайдеров" и "инсайдеров". "Аутсайдеры" состоят в основном из иностранцев, беженцев и студентов, подвергавшихся преследованию у себя на родине за радикальные исламистские взгляды. Среди них немало радикальных имамов, получающих пособия из Саудовской Аравии, предоставляющих свои мечети террористам и ведущих антизападную пропаганду. Они выполняют роль связующих звеньев между террористическими ячейками и духовными наставниками. Среди "аутсайдеров" много мелких торговцев и уголовников (типичные представители – исполнители терактов в Мадриде).

"Инсайдеры" – это представители второго и третьего поколения иммигрантов, вскормленных на европейских либеральных ценностях. Это в основном безработная молодежь из бедных пригородов Марселя, Лиона, Парижа, Бредфорда и Лестера. Она явилась публике во всем своем социальном отчаянии осенью прошлого года, когда запылали машины в пригородах французских городов. Для них в западной прессе уже появился термин – "разгневанные мусульмане". Но наиболее опасным является другой тип "инсайдеров" – преуспевающий молодой человек выпускник университета (З. Муссауи – 20-й угонщик 11 сентября) или студент-компьютерщик (О. Хийам, арестованный за хранение полутонны взрывчатки для терактов в Лондоне). Социологи отмечают, что вестернизация освободила европейских мусульман от традиционных семейных уз и обычая подчинения.

Симбиоз обитателей трущоб и восходящих по социальной лестнице воспроизводит парадокс исламистских движений в развивающихся странах – Алжире, Египте, Малайзии, где базу радикальных движений составили беднота и набожные буржуа. После 11 сентября вербовка молодежи джихадистами приобрела в Европе системный характер и начала охватывать не только люмпенов и уголовников, но и студентов. После войны в Ираке спираль стала закручиваться еще сильнее. Более того, несколько сотен боевиков из европейских исламистов пробрались в суннитский треугольник в Ираке, где составили костяк боевых групп.

Рассекреченные материалы в Испании свидетельствуют о том, что аз-Заркауи (второе лицо в "Аль-Каиде") еще с конца 2002 года начал выстраивать подпольный двусторонний канал для отправки европейских рекрутов в Ирак и параллельно – ближневосточных вербовщиков и нелегальных иммигрантов в Европу. Кроме того, были приведены в действие "спящие ячейки", созданные еще в период войны в Боснии. Европейские следователи были поражены тем, что вербовка затронула даже такие страны, как Швеция, Норвегия, Польша, Болгария и Чехия. В Германии закупалось дешевое оружие у балканских группировок, Италия превратилась в мастерскую по подделкам документов и базу для отправки добровольцев на Ближний Восток, а Испания служила для связи с Северной Африкой.

Европейские реалии сегодня таковы, что джихадисты могут благополучно пересекать территорию всего Европейского Союза, менять имена, растворяться или ускользнуть за границу. Спецслужбы и правоохранительные системы различных стран ЕС работают неслаженно. Так, Франция почти десять лет безуспешно добивается выдачи участника терактов в парижском метро в 1990-е годы, но его дело томится в британских судах.

Так в чем же суть пресловутого европейского мультикультурализма? С одной стороны, он стал следствием крайне либерального подхода к гастарбайтерам и политическим эмигрантам, в которых европейское общественное мнение видело бесправных жертв. Особенно в крайних формах мультикультурализм сформировался в Нидерландах и Великобритании, где иммигранты фактически были предоставлены самим себе. Исламисты получили возможность беспрепятственно вести пропаганду. Но с другой стороны, власти охотно закрывали глаза на создание закрытых гетто, поскольку мультикультурализм позволял не интегрировать иностранцев в европейское общество, а просто изолировать их. При этом европейские государства выглядели достойно благодаря обилию прав, предоставляемых национальным меньшинствам. Результат известен – в закрытых мусульманских общинах расцвели радикальные группировки и террористические ячейки.

Таким образом,
>главное противоречие современной политической системы Европы – это столкновение между мультикультурализмом и европейским либерализмом, между принципом неприкосновенности частной жизни и требованиями национальной безопасности. Впереди маячит вступление Турции в ЕС со всеми вытекающими из этого последствиями. Выбор теперь за теми, кто формирует европейскую политику и стратегию: начать постепенную интеграцию мусульман, полностью ограничив при этом приток мигрантов, или смириться с демографической и культурной мутацией прежней Европы в сторону "мечети Парижской Богоматери".

Мурат Лаумулин
Алматы
№5 (166) 15 - 28 марта 2006

Источник - КонтиненТ
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1142718240
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх