КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 23.02.2006
20:08  Президент М.Ахмадинеджад обвинил США и Израиль в разрушении шиитской мечети в Ираке
16:07  РУСАЛ запустил образовательные программы в расчете на 10 тысяч таджикских рабочих
16:06  Рядом с героиновой Меккой. Репортаж из 201-й российской военной базы
15:44  Пора искать нефть. МВЭС Узбекистана презентовало "ресурсный потенциал узбекской части Арала"
15:38  В Баку ГУАМята обсуждают план "создания новой международной организации"
15:32  ОПЧУ: Мы всей душой болели за Ющенко, а он... выдал узбекских беженцев Каримову
14:26  Р.Кинзягулов: Зачем российские СМИ лгут о передислокации американских баз в Туркмению?
13:32  З.Разакова: "Узбекам все равно повезло. Для нас теперь, Казахстан и Европа синонимы..."
13:12  ВПК > Ташкент для России - город хлебный. Москва настойчиво зовет Узбекистан в ОДКБ
12:52  Л.Ивашов: Газовый гамбит. Кто пострадал от конфликта Москвы и Киева
12:35  Менее чем за неделю операции "Мигрант" в Казахстане выявлено 8 тысяч иностранцев-"нарушителей"
12:03  Взрыв "Золотой мечети" Аль-Аскари поставил Ирак на порог гражданской войны
11:55  "Эхо": Армяне продолжают "нагло присваивать" азербайджанские "мелодии и изделия ручной работы"
11:50  М.Леонтьев: Саакашвили не жилец, - это и ежику понятно. Это даже Саакашвили понятно
11:38  В Ляйляке брюшной тиф -"это обычное явление..."
10:59  Погибшего в авиакатастрофе главного инженера Новоийского комбината Е.Толстова похоронят в Москве
10:51  Внимание безработным. Аппарат премьера Киргизии объявляет конкурс на замещение должностей
10:46  Сангтуда-2: старт дан. Президент Э.Рахмонов лично открыл строительство иранцами новой ГЭС
10:40  В Казани открыт первый в России музей Ислама
10:11  Г.Шекей: Казахский национализм в зеркале суверенитета (анализ)
10:02  Times: В "большой газовой игре" все козыри - у "Газпрома"
09:47  Президент ПМР И.Смирнов: Возникновение нашей страны это и есть "массовая демократическая революция"
08:13  Баку. Рабочие не хотят отдавать свой завод под стройплощадку самой большой на Кавказе мечети имени Гейдара Алиева
08:02  "Пахтакор" громит "Модену". Юные узбекские футболисты покоряют Италию
07:54  Что сунул в урну депутат Жолдошбаев? Вопрос об отставке Киргизстанского спикера перенесен на пятницу
01:12  Духовное управление мусульман Узбекистана осудило "датские" карикатуры
Среда, 22.02.2006
23:23  Дым над Рейхстагом. Кому нужен политический кризис в Казахстане?
23:08  МВД Узбекистана начало проверку всех СМИ на предмет "незаконной" рекламы
22:58  "Президент - не хозяин Узбекистана". В Ташкенте прошла акция молодежного движения "Шиддат/Прорыв"
22:00  Киргизия и Узбекистан заключили соглашение о сотрудничестве в области книгопечатания
21:52  Указом Н.Назарбаева в Казахстане создан институт секьютиризации
20:56  Против белорусской газеты, перепечатавшей "датские" карикатуры, возбуждено уголовное дело
19:30  Грузинская полиция разогнала мирную акцию марнеульских азербайджанцев
17:23  На свой страх и рис. Казахстанское Приаралье засолилось до предела
16:58  Глава КНБ Казахстана Н.Дутбаев отправлен в отставку
16:43  19-е место. Азербайджанских фигуристов И.Луканина и К.Фрейзер засудили на Олимпиаде
16:37  Азербайджан хочет купить у Ирана газ. Своего и российского не хватает
16:12  Начался суд по делу о передаче А.Акаеву-младшему $420 тысяч
14:12  Шпионско-скандальный "фонд Евразия" открыл в Бишкеке свой центразийский офис
13:42  "Я просто дурак..." Приговоренный к смерти в Пакистане россиянин А.Акхлак просится домой
13:15  Б.Маликова: Луковицы "тюльпановой революции". КирМолодежь активно рвется во власть
13:12  В КирПарламенте опять буза: бюллетеней больше чем депутатов
13:03  Нарын. Суд признал "незаконным" кара-кечинского "вождя" Мотуева
12:31  А.Розов: Перспективы реализации 4-го пятилетнего плана развития Ирана
12:13  Г.Джеймс: "Римская" болезнь Америки. Миропорядок, основанный на либерализации торговли, сам себя губит...
11:58  Д.Атовулоев: Рабство. Только за эту зиму в Москве и области погибло 38 таджиков
11:55  С.Акимбеков: За что боролись? Бардак в Киргизии угрожает всей ЦентрАзии
11:52  Е.Пастухов: Афганский туннель. Света... не видно
11:27  Die Welt: Российско-иранские переговоры не дали никаких результатов
11:23  Wall Street Journal: Россия и Китай... Можно ли им верить?
10:36  IWPR > Ангрен: промышленный гигант Узбекистана пришел в упадок
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Г.Шекей: Казахский национализм в зеркале суверенитета (анализ)
10:11 23.02.2006

Особое мнение

Наступивший 2006 год отличается "урожайностью" на исторические юбилейные даты: 550-летие со дня образования в 1456 году Казахского ханства, 90-летие национально-освободительного движения 1916 года, 20-летие Желтоксана-86 и 15-летие обретения Независимости Республикой Казахстан, провозглашенной в 1991 году. На современном политическом фоне все они объединены общей идеей, включающей в себя идеологию возрождения казахского народа, его национального самосознания и построения собственной государственности.

Что такое "казахский национализм?"
Стоит только лицам казахской национальности заявить публично о необходимости возрождения казахского духа, языка и Казахского государства, к ним автоматически липнет ярлык "националист" в самом его негативно-отрицательном восприятии. Так было со времени колонизации Казахии и продолжается в наши дни. При царизме карательные отряды усмиряли бунтовщиков, а голова Кенесары хана, десять лет возглавлявшего национально-освободительное восстание казахов, до сих пор пылится в подвалах Эрмитажа. В цепях рабства и мечтах о свободе провел жизнь великий Курмангазы, ныне его родные края с музеем-усыпальницей в Астраханской области отошли к российской территории. Не сносил головы и поэт-трибун, глашатай свободы Махамбет, который принес себя в жертву на алтарь борьбы за Независимость. Советская власть подвергла репрессиям цвет казахской интеллигенции – деятелей Алаш Орды, обвинив их в национализме, пантюркизме, панисламизме – Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Мухамеджан Тынышпаев, Мустафа Шокай, Халел Досмухамедов, Турар Рыскулов, Сакен Сейфуллин… За свой "национализм" патриот Бауржан Момышулы получил Звезду Героя Советского Союза посмертно, через полвека после великой Победы. В 50-60-е годы были обвинены в национализме и подвергнуты гонениям национал-патриоты: отстоявший пять целинных областей Жумабек Ташенов, боровшиеся против насильственной русификации и массового закрытия казахских школ Рахманкул Бердибай, Сырбай Мауленов и многие другие "националисты". Когда Никита Хрущев заявил, что ему всего за два "целинных" года удалось то, что царям не удалось сделать за двести лет, казахи заявили о своих правах на землю предков. Текст песни "Менин Казакстаным", которую в годы целинной экспансии создали 23-летний Жумекен Нажимеденов и 27-летний Шамши Калдаяков, и недавно ставшую государственным гимном, два года не публиковали в печати. Были претензии к автору текста: почему автор употребляет выражения "мой Казахстан", и слова "казах", "казахская земля". Известному поэту Жубану Молдагалиеву, получившему ярлык "националиста" еще в 50-е годы и выступившему перед Геннадием Колбиным в защиту "декабристов" в 1986 году, принадлежат написанные кровью сердца строки: "Я – казах, тысячу раз умиравший и воскресавший вновь..". А в 1986 году постановлением Политбюро ЦК ЦПСС весь казахский народ был обвинен в национализме. Под занавес развала СССР его первый и последний президент Михаил Горбачев потребовал отдать России те же пять целинных областей, который отстоял для своего народа и не отдал Н.Хрущеву председатель Президиума Верховного Совета Казахской ССР Ж.Ташенов, которого называли "цепным казахским барсом".

К сожалению, в эпоху суверенитета землю отобрали у народа без пушечных выстрелов. Как пишет известный этнограф-писатель, профессор Евразийского университета Акселеу Сейдимбек, "казахская земля всегда была исторической гарантией единства казахского народа и источником казахского национального патриотизма. Однако сегодня у нее появились новые хозяева, у нас появилась "земля Терещенко", "земля Машкевича", "земля Кулагина". В то же время потомки исконных хозяев казахской земли сейчас уже не могут с полным на то основанием произносить "мой Алатау", "моя Сары-Арка", "мой Алтай", "мой Атырау".

"Казахский вопрос": от манкуртизма к космополитизму?

Сегодня, когда депутаты парламента Амангельды Айталы и Мухтар Шаханов поднимают те же вопросы полувековой, вековой, двухвековой и более давности - укрепления казахской государственности, казахского языка в качестве государственного или выступают за излечение от вирусов манкуртизма и космополитизма – то большинство их коллег и члены правительства в полном составе воспринимают их высказывания как популистско-националистические. Нынче быть в рядах радикальной оппозиции, требуя смещения легитимной власти и проповедовать оранжево-булыжную революцию, более почетное занятие, чем участие в "умоляющем" национал-патриотическом движении. Том самом, идеалы которого отражены в Каркаралинской петиции, летом 1905 года отправленной царю, под которой подписались 14500 человек. Казахи умоляли незамедлительно решить ряд жизненно важных вопросов для своего народа: аграрный вопрос, связанный с изъятием казахских земель в пользу русских переселенцев; прекращение русификации в области духовной культуры и др.

>Идеалы и идейная платформа современного казахского национал-патриотизма те же, что и в программных документах партии "Алаш Орда".
Как видим, сто лет прошли как один день, однако "казахский вопрос" по-прежнему стоит на повестке дня в суверенном Казахстане в 21 веке. Зато в истории за это время были голодный многомиллионный геноцид казахов, организованный Исаем Голощекиным, репрессии и гонения казахских лидеров и патриотов. Сегодня из-за тотальной русификации в годы советской власти два миллиона казахов не владеют родным языком. В то же время за полтора десятка лет независимости, несмотря на баснословные доходы от продажи стратегического сырья из подземных кладовых страны, в малонаселенной стране все еще не хватает казахских школ и детских садов. Историческая ответственность за судьбу казахского народа, государство которого милостью Всевышнего и Истории в третьем тысячелетии сохранилось на карте мира и занимает девятое место по территории, лежит на политической элите современного Казахстана. Но и низы не хотят быть безучастными к собственной судьбе, поэтому прошедшим летом в год 100-летия Каркаралинской петиции проявился всплеск национально-патриотического движения.
Таким образом, проблема не в казахском национализме, якобы могущем стать угрозой внутриполитической стабильности в Казахстане и "дружбе народов". Казахский национал-патриотизм, так же как и сто лет назад, имеет национально-демократический характер. Единственное законное требование: национальные казахские интересы должны соблюдаться неукоснительно. Независимость получили казахи, а не диаспоры, за плечами каждой из которых есть своя историческая родина. Очень важно, что казахский "зиялы каум" (духовная и культурная элита, национальная интеллигенция), казахские СМИ (редакции газет, радио, телеканалов) и пятимиллионная казахская зарубежная диаспора выступают за формирование новейшей казахской государственности по эгидой не искусственного "казахстанского народа", а казахской нации, включающей в себя всех сограждан независимо от этнической принадлежности. Немаловажен и тот факт, что национальная идея, официально не сформулированная за годы суверенитета для всего казахстанского народа, живет в сознании казахов в течение всей истории их этнической идентификации. Ее аспекты – поступательное развитие государствообразующего казахского народа, сохранение национального менталитета, исторической памяти и преемственности поколений, возрождение национального самосознания, строительство новейшей государственности в традициях Казахского ханства и приверженности канонам степной демократии, искони присущей казахской цивилизации.
И она, эта казахская национальная идея, ничем не отличается от идеи государственного национализма, исповедуемой французами во Франции, англичанами в Англии, русскими в России, китайцами в Китае и так далее, то есть во всем подлунном мире. Причем, как это ни парадоксально звучит, государственный национализм не в меньшей мере присущ даже космополитическим "государствам эмигрантов", таким как США и Сингапур. А вот мнение доктора исторических наук, политолога Азимбая Гали: "В Казахстане на государственном уровне проявляется структурный, плановый, неромантический, мягкий национализм. Это международная норма, в одних государствах он жестче или мягче, у нас – наиболее мягкая форма на всем постсоветском пространстве".

Судьба нации, потомки и пророчества
Причины возникновения новой волны национал-патриотизма после десятилетнего перерыва связаны с его провоцированием со стороны бывшей метрополии и русскоязычной казахской политической элитой. То энергетик Анатолий Чубайс заявил о создании либеральной империи с центром в России. То философствующий имперщик Александр Дугин громогласно возвестил о "завершении эпохи суверенитетов" и создании Евразийского союза на новой имперской основе. То российский вице-премьер Виктор Христенко заявил о возрождении Союза ССР на основе ЕЭП и его наднациональных органов. А ушлый "журналюга" Виталий Третьяков через казахстанскую же Интернет газету "Навигатор" и вовсе ультиматум поставил казахстанскому президенту: "… или ты отдашь часть суверенитета, или у тебя отберут и объявят диктатором". А недавно редактор российского журнала "Финансы" Олег Анисимов объявил о создании союзного государства "Казахская Русь", что вернет российской империи 88 процентов бывшей территории. Местные идеологи выбросили в толпу на обсуждение идею создания "казахстанского народа" с торжественными похоронами "казахской нации". Дискуссия провалилась, все казахские газеты заняли отрицательную позицию, а русскоязычная пресса во главе с "Казахстанской правдой" восприняли идею на "ура". Ну а политический террорист и по совместительству вице-спикер Госдумы РФ Владимир Жириновский все 15 лет Независимости РК грозится загнать казахов обратно в кибитки и руками талибов расправиться с "националистами Средней Азии". Информационная безопасность суверенного Казахстана под большим вопросом из-за экспансии российских печатных СМИ. Мало того, русскоязычная казахстанская пресса открыто поддерживает идеи Дугина, Жириновского, Чубайса, предпочитая возвращение империи казахской государственности, о чем пишет в своей статье "Этноинформационное пространство Казахстана" Акселеу Сейдимбеков.
Народный писатель Мухтар Магуин в своем политическом эссе "Гибель нации. Трагические раздумья" ("Ултсыздану ураны") с большой тревогой пишет, что сегодня для казахов более опасна тенденция потери национального лица, чем казахский национализм. Об этом же предупреждал свой народ писатель-патриарх Габиден Мустафин еще четверть века назад.
На мой вопрос "Чем вызвана активизация общественного движения национал-патриотов и возникновение ряда новых объединений на этой идейной основе?" председатель движения "Халык дабылы"("Народный набат") Сабыржан Махмет ответил так: "То, что на пятнадцатом году Независимости по-прежнему остро стоит "казахский вопрос", является индикатором нерешенности идеологической составляющей государственной политики. В соседних центральноазиатских странах нет "узбекского, или туркменского, таджикского, кыргызского вопроса" и обществ защиты родного языка в качестве государственного. Сегодня, после почти трехвековой колонизации дух нашего народа оказался подавленным настолько, что мы даже знамя наших предков, знамя Абылай хана предали забвению. К примеру, новая Россия восстановила свой трехцветный флаг и имперский герб с двуглавым орлом и крестом Георгия Победоносца, то есть не отреклась от своей истории, сохранила преемственность русской государственности. А мы, казахи, заявляем, что строим многонациональное, многоконфессиональное государство, как будто нас не было своей исконной земли, своей истории, своей традиционной веры, своего Казахского ханства. Наше национально-демократическое движение стоит на платформе просвещенного национал-патриотизма и является преемником идеологии Алаш Орды".
Великого Абылай хана, оставившего после себя восстановленное Казахское государство, терзали мысли о будущем земли, на защите которой он стоял много лет. Предания сохранили пророчество хана в отношении судьбы своих потомков (он оставил 30 сыновей и 40 дочерей от двенадцати жен): "Я – лев, мои сыновья – тигры, внуки станут не крупнее волков, а их дети – не страшнее собак". В наше время казахский народ находится в ожидании пробуждения, нового взлета своей судьбы, преодолевая манкуртизм, историческую амнезию. Национал-патриоты верят, что пробуждение от летаргического сна все же наступит, поэтому столетней давности лозунг "Проснись, казах!" все еще остается актуальным.

Гайнижамал Шекей.

16.01.2006

Источник - dialog.kz
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1140678660
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх