КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 21.02.2006
19:12  Бир, бир… бир, эки, уч! Кыргызская армия учит команды на госязыке
18:11  Украина не пойдет на уступки Туркмении - осмелел недоуволенный Ивченко
16:48  А.Шакур: Иран разыграл "иракскую карту"? Басра выходит из-под контроля "миротворцев"
16:37  М.Бекешова: Киргизский уникум. Страна с паспортом трех разновидностей
15:28  Э.Гасанов: Политзаключенный, попадая в тюрьму, отдыхает...
15:14  Таджикистан. "Корпус Милосердия" доставляет продукты пострадавшим в результате схода лавин в Джиргатале
13:45  В.Мясников: Угрозы мнимые и реальные. Если завтра война... ирано-американская
13:39  "Защитим всеми имеющимися у нас законными способами" - анонс митинга в поддержку Айдара Акаева в Кемине
13:09  Раджаб Мирзо: ДемПартия Таджикистана продолжает борьбу (интервью)
13:01  Л.Скрипин: Каспийская "карусель". Позитивный фактор российской военной флотилии
12:41  Госсекретарь КР Д.Сарыгулов: "Нам надо стать настоящими, гордыми, честными, простыми... кыргызами" (интервью)
12:24  В.Портников: Подарки и отдарки, или Обмануть лжеца. К проблеме туркмено-украинского сотрудничества
12:06  А.Таксанов: Зачем потомкам Тамерлана ОДКБ? Вернется ли Ташкент в "Ташкентский договор"
11:51  П.Романов: Война цивилизаций. Эпизод №… карикатурный
11:50  Автолеты-юнибусы... В Бишкеке появится российское струнное метро?
11:22  Председатель Соцпартии Таджикистана М.Назриев: Я единственный легитимный глава партии (заявление)
11:18  А.Киртаев: Битвы нефтяных гигантов. Россия не разрешает Казахстану качать нефть в Литву
09:54  Скончался брат президента Кыргызстана экс-вице-губернатор Джалалабада Жусуп Бакиев
09:14  С.Муташев: Экстремалы от демократии. Штыки свободы от Саакашвили и Ющенко
09:12  C.Акимбеков: Красная жара. Зачем Европе осуждать коммунизм?
09:09  "Къ" > Посторонние переговоры. Москва помогает Тегерану оттягивать конфликт с Америкой
09:08  Г.Выборнова: Тотальная криминализация... средних школ Тараза
09:00  Урожай-2006 погиб. Путин велел закупать фрукты в Средней Азии
08:46  С.Белковский: Геоэкономические итоги "большой газовой войны" России (анализ)
08:45  Путин летит к Алиеву в Баку: обсудят газовый транзит и переброску танков
08:38  С.Боровиков: России нужен закон о приграничном сотрудничестве
08:37  Визит последней надежды. Продолжаются ирано-российские переговоры в Москве
07:34  Dialog.kz: Взлетит ли "Самрук"? Перспективы казахстанской госхолдинговой компании
07:20  Президента Филлипин Глорию Арройо едва не взорвали посредством... мусорной корзины
03:26  Конфликт в ООН. Совбез посягает на Генассамблею
00:33  Jerusalem Post: Слоно-Моськовый демсоюз. США пытаются заручиться помощью Грузии на случай войны с Ираном
Понедельник, 20.02.2006
23:38  МВД Казахстана - Задержаны организатор и исполнители убийства А.Сарсенбаева
22:29  Time Asia: Потомки драконов. Китай наступает даже в фигурном катании
21:22  Киргизская ТРК "Пирамида" просит президента защитить от налетчиков
20:30  Свинтят вентиль. МИД Туркмении официально обещает Украине "осложнения" из-за долгов
19:40  П.Мушарраф: Пакистан торопится стать официальным членом ШОС
19:34  "Рейтер" утверждает, что спикер Киргизского Парламента публично обозвал президента "собакой" и предложил повеситься
13:07  Р.Кабылбеков: Население ЦентрАзии обречено на голод и великий мор, если не научимся беречь киргизскую...
12:21  Т.Дикаев: Каково быть таджиком в России. Нужны "уютные" мигранты
12:13  А.Таксанов: Тук-тук, "дятел" не спит. Система доносительства в Узбекистане
12:04  Продаю бытовой плутоний, недорого. Кому киргизские рудокопы сбывают монокремний?
12:01  Китай по полной оснастит Киргизскую железную дорогу: тепловозами, вагонами и пр.
11:52  Парламент Киргизии не принял отставку своего спикера. Большинством в 6 голосов
11:37  Die Welt: Игра по собственным правилам. Американские военные базы в ЦентрАзии должны посторониться
11:28  Иранский атом пока не делится. Большие надежды на второй раунд
11:24  А.Пушков: Россия может повлиять на конфликт между мусульманской и западной цивилизациями
11:02  Л.Гусев: Иранский мирный атом и "двойные дискриминационные стандарты"
10:54  И.Джадан: Духовная реконкиста. Столкновение цивилизаций и "мягкая война"
10:42  "Солнечный Узбекистан": Насколько стабильна ситуация в стране?
10:35  Китайская актриса и певица Фань Бинбин: перерождение одной бабочки
10:25  Иранская делегация вновь в Москве. 2-й раунд переговоров по "обогащению"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Dialog.kz: Взлетит ли "Самрук"? Перспективы казахстанской госхолдинговой компании
07:34 21.02.2006

Два мнения относительно одного проекта

Как в Казахстане манипулируют общественным мнением

На пространстве Содружества Независимых Государств Казахстан славится нестандартным решением нестандартных проблем. Вот, например, создание в республике новых органов государственного управления...
В последний день января Н.Назарбаев подписал указ о создании АО "Национальная холдинговая компания "Самрук"". Чтобы понять, для чего нужен такой госхолдинг, думаем, необходимо сделать небольшой экскурс...

Вспомним, что примерно полтора года назад глава государства "наехал" на казахстанские коммерческие банки, обвинив их в том, что при банках созданы различные "непрофильные" структуры: казино и иные увеселительные заведения.

При этом "борясь" за чистоту нравов, глава государства, по-видимому, упустил из виду то обстоятельство, что за исключением двух банков – Национального и Банка развития – вся остальная банковская система относится к частному сектору.

Строго говоря, это их право как осуществлять диверсификацию своей деятельности. Но истинные причины гнева руководителя страны выяснились несколько позже, когда была определена следующая цель. Перед правительством была поставлена задача выведения из состава национальных компаний так называемых непрофильных активов. Под этим термином понимались различные аффилированные структуры, созданные при крупнейших национальных компаниях.

К примеру, в составе АО "Национальная компания "КазМунайГаз" ("КМГ") находилось 52 дочерние структуры, в том числе "Торговый дом КМГ", через который осуществляется экспорт углеводородного сырья. В течение 2005 года эти "непрофильные активы" были "без шума и пыли" выведены из состава "КМГ". То, что сейчас они находятся в частных руках, сомнений нет.
Однако, сколь-нибудь достоверной информации о том, кому и на каких условиях они проданы, на сегодняшний день не имеется. Общественность и население страны до сих пор находятся в полном неведении относительно передачи непрофильных активов в частный сектор: все сделано великолепно тихо, по-восточному тонко.
Это каким же цинизмом нужно обладать, чтобы так манипулировать общественным мнением? Также непонятно, куда делись "непрофильные" активы других национальных компаний.

Однако вернемся к проблеме управления государственными активами, иными словами к госхолдингу "Самрук". Отметим, что лучшие казахстанские умы ломают головы, но так и не могут понять каковы истинные причины создания данной неординарной структуры, причем совершенно новой для казахстанской управленческой науки и практики. На сегодняшний день более или менее ясно только назначение на должность исполняющего обязанности председателя "Самрука" Сауата Мынбаева.
Понятно, потому что из двух бывших вице-премьеров в "новом" (по сути старом) правительстве, возглавляемом все тем же Премьером Даниал Ахметовым, пост министра сельского хозяйства (без приставки вице-премьер) сохранил Ахметжан Есимов.

Но
>суть не в том, кто возглавляет госхолдинг (все равно он будет делать то, что ему скажут сверху). В контексте данного назначения интересным представляется то, что 23 января этого года на пресс-конференции Н.Назарбаев сообщил, что не исключает, что данный госхолдинг может возглавить иностранец.
В этом на первый взгляд странном сообщении, думаем, кроются две "послания":
1) либо глава государства вконец разочаровался в собственных топ-менеджерах;
2) либо таким образом он решил переиграть назойливых членов Семьи, которые постоянно рекомендуют ему "свои" креатуры и/или устал от трайбализма (пережитки родоплеменного деления).
Но не будем более акцентировать внимание на национальной кадровой политике, ибо это предмет специального исследования.
По утверждению Кайрата Келимбетова, вновь возглавляющего Министерство экономики и бюджетного планирования Казахстана, "в состав нового холдинга должны войти не более 20-25 крупных компаний".
Причем он предлагает сделать это поэтапно: на первом этапе "в портфель госхолдинга целесообразно включить госпакеты 5 компаний:
национальной нефтегазовой "КМГ", национальной железнодорожной "Казакстан темир жолы", "Казахтелекома", компании по управлению электрическими сетями KEGOC, АО "Казпочты". Примерно года через три данный портфель должен быть расширен до вышеуказанного числа. По утверждению министра экономики "основной целью создаваемого госхолдинга должно стать совершенствование системы корпоративного управления компаниями и повышение прозрачности их бюджетов".
Удивительное по своей содержательности и оригинальности заявление!
А что (или кто?) мешает обеспечить транспарентность их бюджетов без создания госхолдинга? Если правительство, отождествляемое с понятием государство, не может обеспечить бюджетную прозрачность государственных компаний, то нужно ли такое правительство вообще?
И как можно говорить о высокопрофессиональном правительстве страны?
Далее. Что (или опять кто?) мешает совершенствовать систему корпоративного управления компаниями без создания госхолдинга?
Если это невозможно, то, значит, следует думать о том, что нужно менять руководство соответствующих компаний. Непонятно, зачем передавать в "Самрук" госпакеты акций тех национальных компаний и государственных предприятий, в которых 100% владельцем этих акций является государство.
Не проще ли (и дешевле) поменять руководство этих компаний, если они не могут (или не хотят) защитить государственные интересы? Означает ли создание госхолдинга, что деятельность руководства национальных компаний и государственных предприятий направлена в первую очередь на защиту клановых интересов?

Еще один примечательный момент. Данный проект разработан министерством экономики и бюджетного планирования в сотрудничестве с международной консалтинговой компанией МсKinsey&Company.
Это не первый случай, когда руководство данного министерства приглашает зарубежных специалистов. В последние годы стало модой тратить бюджетные средства на иностранных специалистов и ученых.
К примеру, порядка 2 млн долларов США заплатили профессору Гарвардского университета Майклу Портеру за разработку кластеров.
По-видимому, руководителю данного министерства было неведомо, что идея кластеров имеет тридцатилетнюю историю, а прототипом кластеров в советские годы являлись территориально-производственные комплексы.
Собственно ничего оригинального уважаемый профессор из очень уважаемого университета не предложил: нефтехимический, строительный, туристический и другие (всего 7) кластеры. О том, что нужно создавать и развивать нефтехимическую отрасль отечественными учеными говорится давно. Но никто их не слушал.

Думается, что идея создания туристического кластера в Казахстане нереалистична. В нашей стране можно развивать специализированный туризм. С этим спорить трудно. Но развитие массового туризма весьма проблематично.
Другой пример. Для создания в Алматы международного финансового центра также были приглашены молодые специалисты из Бостона, которые должны разработать соответствующее технико-экономическое обоснование (ТЭО).
Цена приглашения – 1 млн долларов США. Но совершенно очевидно, каким бы хорошим не было ТЭО, это не означает, что Алматы станет таковым Центром.

Для того, чтобы южная столица действительно им стала (по примеру, Сингапура или Дубаи) в первую очередь нужно создать современную инфраструктуру, подготовить кадры и т.д. В результате только на два этих проекта в 2005 году было потрачено 3 миллиона долларов США из бюджета государства!
Для сравнения: в 2005 году Фонд развития науки Казахстана составил 400 миллионов тенге (!), что практически идентично сумме потраченной на узкую группу импортных специалистов. Сколько потрачено бюджетных средств на консалтинговую фирму МсKinsey&Company, участвовавшую в создании "Самрука" – неизвестно.
В целом, складывается впечатление, что руководители министерства экономики и бюджетного планирования совершенно не могут работать без разбазаривания государственного бюджета и без иностранных специалистов.

Видимо, по этой причине до сих пор не удается разработать Программу по сокращению доли ненаблюдаемой экономики (соответствующее поручение было дано еще в 2004 году). Зато руководство данного министерства прекрасно справляется с одной задачей: поскольку именно министерство занимается "планированием" бюджета, то оно легко создает в своем подчинении различные подведомственные организации (например, Центр маркетинговых и аналитических исследований) и выделяет на их "деятельность" немалые государственные средства. Все это заставляет крепко заДУМАТЬся!!!

Источник сайт спецпроект "Думаем.кз"

Ирина НОС, "Казахстанская правда", 17 февраля

"Самрук" доход принесет

К.Келимбетов: Руководство госхолдинга в основном будет состоять из профессионалов с опытом работы в частном секторе. Они станут представлять государство в советах директоров госкомпаний

Компании с участием государства играют значительную роль в экономике любой страны. Потому-то правительства держав ищут способы повышения их эффективности: активы обязаны приносить доход. Для нашего государства, осуществившего масштабные реформы в экономике, достигшего немалого роста, вопросы повышения эффективности госкомпаний, доля которых в ВВП составляет 10,4 процента, чрезвычайно актуальны. Международный опыт показывает, что тому явно способствует улучшение корпоративного управления, которое повышает стоимость компании. В январе указом Президента создан государственный холдинг "Самрук", и проект сегодня в стадии практической реализации. Министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов рассказал корреспонденту "Казахстанской правды" о предыстории возникновения госхолдинга, его задачах и перспективах.

- Инициатором создания такой структуры стал Президент Нурсултан Назарбаев после визита в Сингапур в 2003 году. Тогда Глава государства ознакомился с деятельностью холдинга "Темасек", который управляет портфелем крупных сингапурских компаний, известных далеко за пределами своей страны. Президент поручил Правительству выработать меры по созданию аналогичного холдинга в Казахстане. Была создана рабочая группа, в которую вошли представители министерств, ведомств, нацкомпаний и других структур.

Для разработки бизнес-плана привлекли независимую иностранную консалтинговую компанию, имеющую огромный опыт создания подобных структур в других странах - "МсKinsey&Company", у которой первое место в рейтинге консалтинговых компаний и - в багаже - успешная реализация более шести проектов по управлению госактивами (для правительств развивающихся и развитых стран). С казахстанской стороны в проекте участвует АО "Центр маркетингово-аналитических исследований". За ним были координация и мониторинг проекта, организационно-техническая, информационная и аналитическая поддержка.

Реализация проекта, начавшегося в сентябре 2005 года, шла в три этапа: разработка целей госхолдинга; его структуры; подготовка детального плана по созданию госхолдинга. Был изучен международный опыт более дюжины государственных холдингов и агентств по управлению госактивами в Европе, Азии, США. Кроме того, наши специалисты провели сравнительный анализ деятельности казахстанских национальных компаний, чтобы выявить сферы деятельности, требующие совершенствования. В ходе работы была предложена структура холдинга, разработаны его цели и задачи, основные принципы и организационные процессы, определен портфель холдинга и выстроен детальный план. Уже утвержден меморандум об основных принципах деятельности госхолдинга, определен перечень национальных компаний и других акционерных обществ, государственные пакеты акций которых будут переданы в уставный капитал холдинга. В первом квартале этого года Правительство внесет соответствующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты для обеспечения деятельности холдинга.

- Кайрат Нематович, в процессе подготовки проекта предлагались два варианта организации госхолдинга. Какой вариант был выбран и почему?

- Казахстанский госхолдинг будет холдингом-акционером, центром передовой практики корпоративного управления, но не холдингом-"суперменеджером". Вкратце охарактеризую эти модели, чтобы читателю был понятен выбор. В холдинге-акционере, который решает задачи корпоративного управления, акционеры играют активную роль, но только в рамках совета директоров. Они участвуют в корпоративном управлении компаний, но не вмешиваются в повседневное руководство.

Холдинг-"суперменеджер" же создают для целей менеджмента, он непосредственно контролирует компании, часто минуя советы директоров. Это классический промышленный холдинг. Его руководство активно участвует в повседневном управлении деятельностью компаний, входящих в портфель холдинга.

Наш выбор холдинга-акционера основан на опыте подобных структур в других странах. А он показывает, что эффективное операционное управление лучше всего осуществляется менеджментом самих компаний. Акционерное общество обеспечивает ясную основу управления, включающую совет директоров, правление, правила и процедуры, а также доверительные обязанности в отношении членов совета директоров и правления.

Кроме того, надо отметить, что казахстанский госхолдинг не копирует сингапурский холдинг, в нашем варианте у "Темасека" взяты только несколько направлений деятельности. Также здесь присутствует лучший опыт других азиатских и европейских компаний. Да и в мире не существует абсолютно похожих госхолдингов, все они имеют различные структуры и портфели. И выбранная нами модель "холдинга-акционера" не может быть чьей-то копией: у нас есть свои географические, экономические особенности, которые надо учитывать.

- Чем конкретно будет заниматься наш государственный холдинг?

- Главная его цель - совершенствование системы корпоративного управления компаниями и повышение прозрачности их бюджетов. Госхолдинг - "активный акционер" - будет управлять деятельностью госкомпаний через советы директоров. Советы директоров госкомпаний из пассивных органов согласования решений станут реальным инструментом влияния на их деятельность. Именно через советы директоров можно будет добиться совершенствования системы корпоративного управления госкомпаниями, что приведет к улучшению финансово-экономических показателей их деятельности и повышению конкурентоспособности. При этом госхолдинг станет профессиональным инструментом взаимодействия госкомпаний с Правительством.

- То есть принятие решений по важнейшим вопросам, например определение отраслевой политики, регулирование и распределение инвестиций между госкомпаниями, останется за Правительством?

- Это так. Госхолдинг сосредоточит свою деятельность на следующих основных вопросах: согласование позиций различных министерств и ведомств для определения долгосрочных целей и задач госкомпаний; отбор, мотивация, оценка руководителей госкомпаний, развитие их навыков; планирование, бюджетирование и утверждение инвестиций госкомпаний; мониторинг деятельности госкомпаний и принятие корректирующих мер; консультирование Правительства по вопросам корпоративных финансов.

- Формирование портфеля госхолдинга: как пойдет этот процесс?

- Критериями отбора госкомпаний в портфель госхолдинга будет размер госкомпании, а также дополнительный эффект, который экстраполируется на экономику. В целом для эффективности управления предлагается ограничить портфель госхолдинга двадцатью пятью крупными компаниями.

Что касается формирования портфеля госхолдинга, то предлагается использовать поэтапный подход. На первом этапе портфель будет состоять из пяти национальных компаний, в основном работающих в сфере инфраструктуры, которая является базой для развития экономики. На второй стадии предлагается включение остальных госкомпаний. В качестве примера можно взять деятельность таких госхолдингов, как SEPI в Испании, Khazanah в Малайзии и Temasec в Сингапуре, а также деятельность австрийского OelAG, портфель которого состоит из пяти компаний.

- Видимо, госхолдинг будет иметь структуру, отличающуюся от структуры национальных компаний, к примеру? Какой она представляется?

- Во-первых, не громоздкой. Руководство госхолдинга в основном будет состоять из профессионалов с опытом работы в частном секторе. Они станут представлять государство в советах директоров госкомпаний. На первоначальном этапе совет директоров госхолдинга, как акционерного общества, может состоять из пяти человек: руководителей министерств финансов и экономики (по должности), главы госхолдинга и двух независимых директоров, один из которых должен стать председателем совета директоров. В последующем в него может войти большее число специалистов.

Деятельность советов директоров госкомпаний и самого холдинга будет поддерживаться тремя структурными подразделениями госхолдинга: департаментами по корпоративным финансам и экономике, аудиту и управлению персоналом. Предлагаемая структура должна обеспечить эффективность, прозрачность и гибкость деятельности как государственных компаний, так и госхолдинга.

Учитывая, что холдинг создается для повышения эффективности госкомпаний, это в свою очередь отразится на повышении стоимости акций компаний, благодаря чему они будут лучше котироваться на фондовом рынке. Но миссия холдинга - выполнять роль акционера в отношении самих компаний, и "Самрук" должен помочь компаниям активизировать свои усилия на фондовом рынке. То есть сами компании, а не холдинг должны стать активными игроками фондового рынка.

В конечном же счете создание госхолдинга должно способствовать изменению роли национальных компаний. Сейчас у них не хватает нацеленности на реализацию стратегии модернизации экономики. Именно они должны стать локомотивом качественного роста экономики, внедрения современных методов управления и новых технологий.

- У скептически настроенных критиков много вопросов по созданию холдинга. Некоторые считают, что вовсе не нужно привлекать иностранных экспертов, чтобы повысить качество корпоративного управления.

- Конструктивная критика и различные мнения - это очень хорошо. Но чтобы критиковать, нужно что-то сделать. Сейчас мир стремительно развивается, много позитивного опыта, и необходимо воспользоваться им, а не пытаться изобрести велосипед. Тем более когда перед нами амбициозная цель - войти в число пятидесяти конкурентоспособных стран.

Проект госхолдинга направлен на развитие фондового рынка и повышение эффективности управления активами. Это первый опыт привлечения Правительством для разработки ТЭО международной консалтинговой компании мирового уровня. А также хороший опыт для наших менеджеров, управленческой элиты. Конечно, более сложной задачей остается внедрение разработанных концепций на мировом уровне. Но и тут консультанты готовы сопровождать проекты до того, пока не появятся ощутимые результаты.

Важно, что участие независимых международных консультантов приносит лучшую мировую практику, их оценки, и в результате предлагается оптимальная модель для таких "прорывных" проектов, как госхолдинг. А поскольку Глава государства поставил перед Правительством задачу увеличить количество таких проектов, то необходимость во внешней экспертизе профессиональных консультантов все время будет возрастать.

20.02.2006

Источник - Dialog.kz
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1140496440
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх