КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 18.02.2006
20:08  В Узбекистане разбился вертолет Ми-2, погибли пять человек
13:43  Поставили на колени, как при казни. Подробности убийства А.Сарсенбаева
13:31  В Ираке пропал самолет с азербайджанскими бизнесменами
13:28  С.Джанян: Исламдия. Искушение Данией
13:18  Ташкентский суд. Прокурор предлагает дать правозащитнице Н.Хидоятовой 12 лет ИТЛ
12:22  Накрыло шифером. Задержан ближайший помощник экс-зятя Киргизии А.Тойгонбаева
11:32  Антикарикатуристы сожгли консульство Италии в Бенгази: около 25 погибших
11:14  Нур Омаров: Современная киргизская оппозиция это трехслойный пирог...
10:51  В Нацбиблиотеке Казахстана найдена неизвестная рукопись средневекового поэта-суфия Абдуррахмана Джами
10:40  "Отчетливый славянский акцент". "Ночной дозор" Т.Бекмамбетова вышел в американский прокат
10:38  "Газпром" предложил Туркменбаши помощь в добыче. Чтобы он не повышал России цены на газ
10:36  Къ > Немилицеприятный разговор. Министру ВД России казаху Р.Нургалиеву грозит отставка
10:32  А.Турсунбаев: Туркменский газовый клондайк - Довлетабад
10:22  Б.Сейдахметова: Новый президент, старые привычки. Есть ли конец у Киргизской революции?
10:18  Грядет весенний потоп. Казахстан-Узбекистан-Киргизия вновь спорят об электричестве и воде
10:13  В Казахстане издана книга об уйгурах - "Выдающихся личностях XX столетия"
10:09  За 2005 год казахстанские пограничники наловили в Каспии 29 "плавсредств-нарушителей" (азербайджанских и российских)
09:27  Всем эмиром. ОАЭ готовы по-крупному вложиться в казахстанское градостроительство
06:55  Издан совместный труд "Россия и Казахстан в XXI веке: опыт модернизационных реформ"
01:32  Только начало. Киргизский суд взыскал с золотого "Кумтора" 45 млн сомов за землю
00:54  Э.Гасанов: Как создать республику в Азии? Круговорот власти в природе
Пятница, 17.02.2006
21:39  Пакистанские мауланы подняли призовые за голову датских карикатуристов до $1 млн
16:54  Преданные майданом. "Общество узбекских политбеженцев" начало бессрочную акцию протеста в Киеве
15:59  Сотрудники посольства Палестины в Ташкенте избили "израильтянина палестинского происхождения"
14:35  С.Мурадова: Информация о включении в учебные программы Киргизии стихов узбекского оппозиционера - это "утка"
14:32  Бишкек захлестнули "войны" школьных банд
13:50  Н.Измбергенов: Биотехнологии Казахстана: вчера, сегодня, завтра
13:49  Н.Ермаков: Последние станут первыми. Кыргызстан в ожидании очередного политического кризиса
13:46  Guardian: В планах Буша – огромная пропагандистская кампания против Ирана
13:31  UPI: Китай и Россия не помогут США в Иране, а наоборот...
13:26  Президент Ж.Ширак отменил продажу останков авианосца "Клемансо" Индии
13:14  А.Власов: Туркменистан между Западом и Востоком. Особенности правящей элиты
12:37  Д.Каримов: Киргизское харакири. Весь год политбомонд делил посты и сферы влияния
12:13  А.Инсанова: Саакашвилькина грамота. Прав тот, у кого длиннее штык
12:10  Казахстанские и украинские шахтеры объединяются, чтобы бороться против своего индийского "хозяина" Л.Миттала
11:58  Северная часть Арала спасена Казахстаном. Воды в "море" уже на треть больше
11:40  "Такая маленькая женщина... сидит в клетке". В Ташкенте продолжился суд над правозащитницей М.Таджибаевой
11:34  А.Иконников: Экономика трубы. Реформа ЖКХ Казахстана "замерзла" от холодов
11:29  Кулачный бий. Глава Актюбинского облсуда Косаев дебоширит и бьет сотрудников
11:22  Дж. Баллард: Есть ли будущее у будущего? Запад губит... скука
10:32  К.Бекболотов: Киргизия - на пути к распаду или обществу многосторонних интересов?
10:20  А.Ахмад: Быть ли Афганскому газопроводу? Проекту мешает позиция Пакистана
10:14  С.Зувайдов (минсвязи Таджикистана): "Подключение провайдеров к шлюзу будет обязательным" (интервью)
09:53  Вашингтон переходит на фарси. На "чаяния иранского народа" ГосДеп США ассигнует еще $75 млн
09:41  Gazeta.kg: Каримов раздаст госсобственность за бесценок
09:38  IWPR: "Если бы женщины нас не остановили..." Подробности киргизо-дунганских погромов
09:37  Если завтра война. Иранское руководство подумывает об эвакуации в Туркмению
08:25  Казахстан привлекает ФБР США для расследования убийства А.Сарсенбаева
08:09  Ирак. Британские "миротворцы" переплюнули в палачестве американских?
00:37  Ш.Валиев: Предки тюрков участвовали в создании доиндоевропейских культур ЦентрАзии (продолжение "исторической" дискуссии)
00:04  "Демократическая" Украина депортировала на родину 10 узбекских беженцев
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
С.Джанян: Исламдия. Искушение Данией
13:28 18.02.2006

Почему маленькая страна, населенная велосипедистами, спровоцировала противостояние цивилизаций?
Для скандинавов интеграция всегда означала встроенность в общество: не секрет, что скандинавы предпочитают семейным узам общественные отношения в широком смысле этого слова. Мусульманство же имеет своим стержнем семью и авторитет духовенства. Естественно, что разговор шел на разных языках.

Об уровне общества принято судить по отношению к женщине. Мусульманская мораль недвусмысленно определила место женщины и в Скандинавии - верность, покорность, воспитание детей, ведение хозяйства, уважение родителей мужа. Понятно, что на продвинутых скандинавских феминисток такое действует, как тряпка на быка.

Одна из основ демократического общества - возможность проговорить проблему вслух, чтобы найти ключ к решению. В Дании много спорили о том, дозволительно ли мусульманкам сидеть в хиджабе за кассой, но безрезультатно. Бесконечные дискуссии на подобные темы, реально ничего не решив, запомнились разве что неологизмами типа "демократический ислам" и "мусульманин-light".

"Следует ли ревизовать учение ислама, чтобы жить в датском обществе? - вопрошал в связи с этим копенгагенский имам Фатих Алев. - Разумеется, нет. Основа исламских ценностей Божественна, а потому действительна всегда и везде. Потому мы готовы признать себя датскими мусульманами, но на исламских условиях".

ИСКУШЕНИЕ ДАНИЕЙ
>Жизнь в либеральной Дании для "практикующих мусульман" - действительно испытание. Воспитанный в нормах ислама юноша обязан закрывать глаза, когда на экране целуются, а взрослые, гневно охнув: Haram! ("Стыд!"), отвернутся от рекламного ролика, где мать кормит ребенка грудью. Известны случаи, когда, отлучаясь, родители-мусульмане уносили с собой кабель телевизионной антенны, если дети оставались дома одни. Поход же семейством на датский пляж - сущее испытание: наверное, таким представляется ад правоверному…

Фредди Грегерсен, бывший учитель датского языка школы имамов в Орхусе, свидетельствует: совет этого учебного заведения обязует учеников измельчать на кусочки датские учебники, в которых есть картинки поросят или ангелов.

Долгое время не утихали страсти по поводу запрета администрации сети супермаркетов Super Brugsen своему персоналу дополнять униформу мусульманским платком. Обвиненная в дискриминации по религиозному признаку, фирма долго оправдывалась, что точно так же она против того, чтобы на кассе сидели с кольцом в носу или с ирокезом на голове.

Болезненной точкой стала проблема так называемого мяса халял, то есть чистого. Здесь уважают право не есть свинину, равно как и право есть только кошерную пищу. Однако мусульмане потребовали, чтобы вся мясная продукция в Дании умерщвлялась ритуальным способом - чтобы не оскоромиться. Тут уж забило тревогу общество защиты животных, а датские националисты растиражировали плакат с окровавленным верблюдом и надписью: "Вы хотите, чтобы ваши дети ели ЭТО мясо?"

Логика подсказывает, если западный мир полон вещей, неприемлемых для истинного мусульманина, то есть три выхода - вернуться обратно, сменить конфессию либо переделать это мир по своим понятиям. И датские ревнители чистоты ислама избрали последний путь - война с шайтаном на его, шайтанской, территории.

"Призываем всех верных сынов ислама, живущих на Норребро, активно заселять дома, где живут датчане, заставляя их съезжать. Нас много, и мы победим! И будем жить здесь, в центре столицы, не по датским, а по своим законам". (Из листовки, распространявшейся в копенгагенском районе Норребро.)

ОБЩЕСТВО КРЕСТА И ПОЛУМЕСЯЦА
Трагедия 11 сентября 2001 года еще резче провела черту между местными и чужаками. Еще пылали развалины ВТЦ в Нью-Йорке, а по улицам датских городов уже разъезжали машины, набитые гогочущими юнцами с палестинскими флагами. На пятничной же молитве в копенгагенской мечети имам Ахмад Абу Лабан высказал горячую поддержку талибам, угрожая Америке и западному миру местью, в случае если США атакуют Афганистан: "Я так часто оплакивал своих братьев в Палестине, что у меня не осталось теперь ни слезинки для жертв теракта во Всемирном торговом центре..."

Биография этого проповедника (именно его обвиняют в разжигании датско-исламского противостояния. - "О") примечательна. Палестинец по рождению, Абу Лабан, перебравшись в Данию, получил здесь политическое убежище, перевез и семью. Что не мешает, впрочем, духовному лидеру скандинавских сомалийцев и палестинцев призывать прихожан не лечиться у христианских врачей, не покупать в магазинах и не чинить автомобили у неверных.

Недовольство стала проявлять и другая сторона. Наметившееся противостояние и интеграционные неудачи стали одной из главных - если не главной - причиной сокрушительного поражения датских социал-демократов на выборах. В 2001-м к власти в стране пришли правые, как сказал тогда шведский премьер Горан Перссон, датскую политику "теперь будет определять партия с ксенофобскими настроениями".

Прошедшие годы эти опасения подтвердили: Дания стала страной с самым суровым в Европе законодательством в отношении иностранцев - она не раз подвергалась критике мировых правозащитных организаций. При этом националисты из Датской народной партии (третьей политической силы страны) уверенно захватывают голоса разуверившихся в социал-демократии избирателей. И им есть чем подкупить сердца сограждан. "Господь Бог - датчанин. Все южные страны - дерьмо собачье" - так, комментирует датская газета Information, выглядит мироустройство в глазах лидеров Народной партии, и согласных с ними все больше и больше. "Нам, в принципе, наплевать, кто изберется премьером. Если один кандидат предложит вышвырнуть из страны 200 000 магометан, а другой - 225 000, мы, разумеется, поддержим того, кто предложит больше..." - так обозначает путь национального спасения идеолог другой националистической партии Моэнс Глиструп.

СКОЛЬКО СТОИТ РАСИЗМ?
Потрясший весь мир конфликт с карикатурами на пророка Мухаммеда просто обречен был сдетонировать именно здесь, в Дании. Возможно, не сейчас, возможно, в иной форме, но он случился бы рано или поздно. Датчане пока еще не теряют надежды наладить диалог с мусульманским миром: на множестве интернет-страниц датских пользователей появились послания с извинениями в адрес мусульман, религиозные исследователи предлагают ввести образовательную систему для подготовки датских имамов, а архитектурные студии представили первые наброски проекта мечети в Копенгагене.

Однако все это не отменяет вопроса: как жить дальше? Цепная реакция на газетные комиксы окончательно заострила проблему: что же все-таки делать с огромной массой людей, поколениями, не приживающимися на европейской почве? Никто не рискует признать, что интеграция закончилась неудачей, однако и продолжать делать вид, что проблемы не существует, теперь уже никак невозможно.

Датский епископ Нильс Хенрик Арендт не скрывает обеспокоенности: "Заселение Дании идет чересчур быстрыми темпами - на пятерых полноценно интегрировавшихся иммигрантов приходится до 500 новоприбывших. Наше общество не может впитать в себя людей иной культуры так же быстро, как они прибывают сюда".

Теологический аспект проблемы тем не менее не отменяет экономической составляющей. И противники, и сторонники заселения Дании отдают себе отчет в главном - рабочие руки стране необходимы. Вопрос - какие. Данные Датского статистического бюро свидетельствуют: в прошлом году страну навсегда покинуло рекордное количество иностранцев - 5600 (пиковая цифра, начиная с 80-х годов). Бесстрастная статистика не отражает причин убытия, но исследования правозащитной организации DRC свидетельствуют: иностранцев шокирует ксенофобская истерия, не утихавшая до последнего времени в датских СМИ. "Парадоксально, но именно та часть нацменьшинств, что не читает датских газет и не смотрит ТВ, чувствует себя наиболее комфортно. Те же, кто успешно интегрирован и понимает, о чем речь, ощущают себя наиболее дискриминированными", - констатируют датские правозащитники.

Сотни выходцев из мусульманских стран ежегодно выпускаются из датских вузов, однако в последние годы большинство из них навсегда покинуло негостеприимное Королевство. Газета Politiken приводит пример доктора-пакистанца Наджи, безуспешно обивавшего пороги датских больниц: сегодня этот бывший датский безработный - хозяин двух зубоврачебных клиник в престижных районах Лондона. В Силиконовой долине трудится программистом компании Cisco иранец Реза Месбахи, написавший 300 заявлений о приеме на работу по специальности в Дании.

Дания просто сорит готовыми специалистами. "С точки зрения экономики это чистый идиотизм", - признает один из датских исследователей рынка труда. Похоже, что и с политической тоже.

Действующие лица

Флемминг РОСЕ,
редактор отдела культуры газеты Jyllands-Posten

Быть осторожным по отношению к религиозным чувствам мусульман, насколько это возможно в кабинете копенгагенской редакции, журналист Флемминг Росе, опубликовавший карикатуры, похоже, не собирался. Осторожничать - не в его стиле. В 2002 году Росе, бывший собкор Jyllands-Posten в Москве, в своей статье предложил отобрать у России Калининградскую область, назвав ее "скверным логовом воров" в сердце Европы. Тогда российский МИД дал газете резкую отповедь, обвинив в попытке пересмотра итогов Второй мировой войны. Газета не извинилась. Возможно, потому, что действительно хотела их пересмотреть. В 1930-х Jyllands-Posten поддерживала фашистские режимы Европы. Издание, конечно, изменилось, но в интернете за ней почему-то закрепилось прозвище "Утренний фашист".

В 2004 году Европейская сеть против расизма в своем ежегодном докладе указала на то, что Jyllands-Posten слишком много публикует негативных статей о мусульманских эмигрантах в Дании. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в прошлом году Jyllands-Posten все же опубликовала серию материалов о позитивных сторонах иммиграции.

Появление нашумевших карикатур на пророка Мухаммеда именно в Jyllands-Posten, таким образом, далеко не случайно. Как и не случайно то, что в печать их пропустил редактор отдела культуры Флемминг Росе. Он давно интересуется темой противостояния исламской и западной цивилизаций. Говорят, интерес этот возник у него в России еще в пору первой чеченской кампании, когда он работал здесь с 1990 по 1996 год корреспондентом газеты Berlingske Tidende. Статьи на тему столкновения исламской и христианской цивилизаций Флемминг Росе писал и из США, где был собкором после того, как в середине 90-х уехал из России. В этом смысле публикация карикатур в Jyllands-Posten стала своего рода воплощением того, о чем полтора десятка лет Росе писал в датских изданиях, - столкновением христиан и мусульман. "Такого результата, правда, не предвидел", - признался Росе. По последним сведениям, сейчас он уехал из Дании в США - по соображениям безопасности.

Коре БЛЮИТГЕН,
детский писатель

Все началось с того, что один датский сказочник - через 200 лет после Андерсена - решил написать книгу, которая поможет детям лучше понять друг друга. Поскольку в Дании живут разные дети, а его собственные дочка и сын учатся в школе квартала Норребро, где в классах под 90% детей из исламских семей, он взялся пересказать маленьким датчанам Коран и перипетии жизни пророка Мухаммеда. Сказочник был уверен: чтобы люди понимали друг друга, когда станут взрослыми, им надо как следует познакомиться в детстве.

Коре Блюитген раньше и сам был школьным учителем, поэтому за задачу взялся всерьез. Критики отмечали в его книге добросовестную работу с источниками и язык, но настороженно отнеслись к описанию пророка Мухаммеда как жесткого военачальника, который огнем и мечом утверждал ислам. Насторожил и рассказ о свадьбе пророка с 9-летней девочкой, которая впоследствие стала его самой любимой женой.

Однако Блюитген отстаивал именно такой подход. "Нельзя смотреть на историю другого народа глазами современных западных граждан, - объяснял он. - Я руководствовался исключительно исламскими источниками". А когда ему говорили, что такой разговор рано вести с детьми, снова не соглашался: "Вспомните о бунтах во Франции и вы поймете, что начинать нужно как можно раньше". В этом писатель прав - те бунты начали именно школьники.

Словом, книжку он написал, но что за книжка для детей без картинок? Тут загвоздка и вышла: художники испугались их рисовать, опасаясь физической расправы со стороны мусульманских радикалов. "Разве такая самоцензура нормальна?" - спросил Блюитген в статье в солидной датской газете Politiken. И призвал соотечественников задуматься вслух, в чем тут дело.

Дискуссию подхватила самая тиражная газета страны Jyllands-Posten, решившая заострить проблему с помощью карикатур. Дальнейшее известно. Писатель, которому за непрочитанную книгу вынесли уже не один смертный приговор, ломает голову: как бы уговорить тех, кто проклинает его, прочесть добрую сказку. "Я писал о пророке настолько аккуратно, насколько это вообще возможно сделать из копенгагенской квартиры", - уверяет он.

Прямая речь
На улицы выходят радикалы. Но обижены все

На вопросы "Огонька" отвечает Мухаммад Тахир Хан, высокопоставленный сотрудник NNI, одного из ведущих в Пакистане информагентств

Возможна ли в Пакистане публикация карикатур на Христа?

Ислам призывает уважать всех пророков: Мухаммед считается последним из них. Но Иса (Иисус), Муса (Моисей), другие пророки, посланные в мир Всевышним, также уважаются мусульманами. В Коране сказано: "Не поносите тех, кого они призывают помимо Аллаха, а то они станут поносить Аллаха из вражды без всякого знания".

В Пакистане публикуются карикатуры, в том числе и на президента Мушаррафа. Это регулируется какими-то законами?

Закона, запрещающего карикатуры или регулирующего, кого и как можно изображать, нет. Карикатуры, и довольно едкие, появляются и на политиков, и на лидеров религиозных партий. Но те в ответ не зовут людей на улицы. Нынешний скандал - не проблема свободы слова, а проблема уважения нашей религии.

Протесты объясняют тем, что ислам запрещает изображать людей, а тут изобразили самого пророка.

Если помните, талибы, запрещая в Афганистане телевизоры, ссылались на ислам. Ряд лидеров Джамаат-и-Ислами (одна из самых влиятельных религиозных партий Пакистана. - "О") выступают против изображений. При этом, однако, на их документах, например на паспортах для поездок за рубеж, есть фотографии, уж не знаю, как они с этим мирятся. Но среди тех, кто выступил против этих рисунков в европейской прессе, большинство не имеет ничего против изображения как такового.

В Исламабаде недавно прошла демонстрация пакистанских журналистов против этих рисунков. Почему?

Пришли несколько сотен человек, самых разных взглядов. Пришли, потому что журналисты не хотят, чтобы свободой слова прикрывали оскорбление пророка.

"Вера - не сюжет для карикатуры"

Известность Хабибу Хаддаду из "Аль-Хайат" (это газета тиражом почти в миллион экземпляров, которая выходит на арабском в Лондоне) принесли острые шаржи на власть имущих. Один из самых известных карикатуристов арабоязычной прессы рассказал и нарисовал "Огоньку", что он думает о скандале.

- Я за свободу слова и против цензуры, но считаю рисунки в датской газете неприемлемыми. Также считают и коллеги в Англии и Франции - многие называют их просто расистскими.

Как карикатуры они, по-моему, просто слабые, но сейчас речь о другом. В каждый рисунок художник вкладывает послание: он рисует, чтобы донести до людей свое отношение к терроризму, несправедливости, голоду, войне, тирании. Все эти проблемы есть в арабском мире, да и не только в нем. Я лет 30 про это рисую - у меня были карикатуры на Хомейни, Тэтчер, Брежнева. Но мне никогда не приходило в голову изображать всех католиков террористами, когда они взрывали бомбы в Ольстере или в самой Англии.

Религия, по-моему, вообще не тема для карикатуры. Вера - это как личная жизнь, где каждый свободен в идеалах и чувствах, и мы не имеем права вмешиваться в нее даже с самыми благими намерениями. Тот, кто нарисовал бомбу в тюрбане пророка, залез в личную жизнь миллиарда мусульман. Он их всех обвинил в терроризме.

Это и создало почву для скандала. А желающие раздуть его до вселенского столкновения двух религий, конечно, нашлись.

Сергей Джанян, Копенгаген
№7 за 2006

Источник - Огонек
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1140258480
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх