КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 13.02.2006
23:18  М.Султанов > Кому выгодно убийство Алтынбека Сарсенбаева?
23:01  Защитим трудовых мигрантов. Таджикские демократы просят Россию о помощи
22:56  На берегу р. Нарын найдено тело героически погибшего капитана погранвойск Киргизии К.Жаныбекова
21:52  Оба вице-спикера Киргизского Парламента также уходят в отставку
20:49  "Свободу Санджару Умарову!" Правозащитница Е.Урлаева советует Президенту И.Каримову
19:41  МИД Казахстана "обеспокоен" и "озабочен" ситуацией вокруг датских карикатур
18:59  В Санкт-Петербурге открылась уникальная выставка холодного оружия Кавказа и Средней Азии
14:26  На обочине дороги под Алматы обнаружено тело экс-министра Алтынбека Сарсенбаева
12:26  НОК Узбекистана обещает $100 тысяч за победу на Олимпиаде
12:19  Кто будет новым спикером Кенеша Киргизии? "Расклад сил" в парламенте
12:16  И.Мирсаитов: К вопросу о том, сможет ли М.Салих достойно заменить И.Каримова
12:12  Казахстан по экспорту ядерной продукции вышел на... второе место в мире!
11:28  Выданный Россией и осужденный на 16 лет таджикский боевик Абдурахмонов "проходил спецподготовку в Иране и Туркмении"
11:27  И.Линн: Анатомия семейных режимов. Среднеазиатская модель
11:17  "Я сдержал слово", - спикер Парламента Киргизии О.Текебаев подтверждает свой уход в отставку
11:06  Г.Мирский: Карикатуры, свобода слова и война цивилизаций
10:42  Эти странные казахи. Какими их видят иностранцы
10:34  В ожидании помощи. Сколько еще Россия будет "забывать" о положении соотечественников в ЦА?
10:21  "DW" > Президент Киргизии убрал премьер-министра... из будущего правительства
10:09  Случайные связи: американские НПО и продвижение "демократии" (на примере Украины)
09:56  А.Цыганок: Наследники империи. Военное сотрудничество стран СНГ (анализ)
09:53  "Требуем от судей и прокуроров быть честными". Заявление узбекского комитета "Освобождения узников совести"
09:45  Suddeutsche Zeitung: Исламский мир пытается подорвать силу и единство Европы
09:29  "Къ" > "Будем сражаться, будем умирать!" Иран направляет руку Москвы.
09:17  Россия будет возрождать царский опыт, агитируя соотечественников из СНГ переселяться на Дальний Восток
08:52  "КЗ" > На игле фальши. Западные журналисты сознательно лепят образ "нищего, грязного и криминального" Таджикистана
08:42  "НГ": Самоубийственная стратегия сопротивления. России надо возглавить процесс перемен в СНГ
08:38  БТРы с севера. Россия продолжает милитаризацию Узбекистана
08:28  Риэлтеры бьют тревогу. Цены на недвижимость в Казахстане вздуты искусственно
08:27  В Крыму задержаны 11 узбекских беженцев (андижанских мятежников)
08:22  "Требуем смягчить цензуру Радио Свободы!" Лидер узбекского движения "Бирдамлик" Б.Чориев грозит голодовкой у Конгресса США
08:18  "ВН" > Туркменская сотня. Украина переваривает новую цену на газ
08:08  Заговор сахарных королей? Казахстанцы и поляки монополизировали "сладкий" рынок Киргизии
07:37  МВД Узбекистана подтвердил факт задержания 9-ти "мусульман", вероятнее всего похищенных на территории Казахстанаор
01:28  А.Ахмедов: Амир Темур был достойным сыном своей эпохи
00:56  Туркменбаши пошел на повышение. Украине "c сентября-октября" выставлена новая цена за газ - $100
00:24  Ж.Шабданов: Народ для партии или партяи для народа? Опыт Киргизии
00:23  "Я ухожу...". Отставка спикера Киргизского Парламента Текебаева: версии победы или поражения
Воскресенье, 12.02.2006
22:01  Скончался известный общественный деятель, экс-посол Кыргызстана в Ташкенте С.Джигитов
14:00  Кыргызстан первым получил грант Всемирного банка на борьбу с птичьим гриппом
12:00  Таджикистан. День памяти погибших во время массовых беспорядков в Душанбе 12-14.02.1990 года
11:54  С.Абдылдаев: Закрутить гайки парламенту против резьбы... Анатомия конфликта киргизской власти
10:51  М.Колдобская: Тюрбан в виде бомбы. Мультикультурализму, похоже, приходит крышка
09:49  Ш.Каримов: Таджикистан готов к великой трансформации... в демократию и гражданское общество
09:35  Илья Глазунов (художник): "Грядет тоталитарное демократическое рабство"
09:23  Президент М.Ахмадинежад: Иранский народ может пересмотреть свою политику в отношении ДНЯО
09:19  Е.Примаков: ХАМАС признает Израиль... "Карикатурный" скандал осуждаю и призываю Иран к сдержанности
08:46  У кыргызского языка появился собственный гимн. Как у Турции и Малайзии
08:30  Таджикский писатель Али Бободжон: "Я пишу для всех – и детей, и взрослых"
00:46  Перезарядка. Последние подвижки в силовых структурах Казахстана
00:06  Минимальная зарплата в Китае превысит $1300 ...через 50 лет
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
И.Линн: Анатомия семейных режимов. Среднеазиатская модель
11:27 13.02.2006

>Ближайшие три года обещают стать для постсоветской России судьбоносными, поскольку парламентские и президентские выборы таят в себе как новые возможности, так и новые угрозы. Понять характер тех и других помогает осознание того, что политическая система в России все более принимает очертания так называемой сверхпрезидентской формы правления.

Среднеазиатская модель

При сверхпрезидентском режиме, как говорится в опубликованном недавно докладе Программы развития ООН по Центральной Азии, "президент и его администрация (аппарат) полностью контролируют процесс принятия политических решений, в то время как независимость парламента и судов остается номинальной". Иными словами, хотя все внешние атрибуты демократии (парламент, суды, пресса, гражданское общество) присутствуют, они не составляют противовеса президентской власти и не принуждают ее к ответственности за свои действия. В государствах Центральной Азии сверхпрезидентские режимы стали скорее правилом, чем исключением.

Сверхпрезидентские политические системы часто способны обеспечить политическую стабильность, эффективное управление и высокие темпы роста экономики. Тем не менее такая форма политического лидерства порождает три типа проблем.

Порочный круг контроля

Во-первых, отбор на руководящие должности при сверхпрезидентском режиме редко бывает прозрачным, не проводится на основе конкуренции и не основан на заслугах и достижениях кандидатов, а значит, лишен основных элементов политической легитимности.

Во-вторых, политическая динамика сверхпрезидентской формы правления легко ведет к порочному кругу контроля. Чтобы удержать власть, сверхпрезидент должен осуществлять строгий и централизованный контроль над основными группами интересов в стране. Это, в свою очередь, требует проводить смешанную тактику "негативного" ограничения свободы с помощью силовых структур и "позитивного" предоставления экономических привилегий "семье", на которой президент основывает свое господство. "Семья" может быть как фактической семьей, так и узким кругом сторонников, а в некоторых случаях – представлять собой группу соревнующихся друг с другом кланов.

Чтобы предоставлять "семье" привилегии, президент должен контролировать, легально или нелегально, ключевые центры прибыли в экономике, будь то нефть, газ, золото или предпринимательский сектор. Такое положение дел вызывает недовольство тех, кто лишается возможности работать и обогащаться, в результате возникает необходимость дальнейшего усиления политического контроля, а это, в свою очередь, требует еще большего усиления контроля экономического.

Поскольку нерешительность при осуществлении контроля делает режим уязвимым для "революций" (таких, как "цветные революции" 2004-2005 годов в Грузии, на Украине и в Киргизии), искушение перейти к тотальному политическому и экономическому контролю очень велико. А тоталитарный контроль хотя и может в краткосрочной перспективе создать ощущение стабильности и эффективности управления, в перспективе тормозит экономический рост и приводит к нарастанию фрустрации в обществе, что в конечном счете может быть чревато не только экономическим коллапсом, но и серьезными политическими волнениями. Примерами такого рода служат Индонезия, Югославия и, конечно, Советский Союз.

Наконец, в-третьих, перед сверхпрезидентом встает проблема ухода. Мало кто из авторитарных правителей находит в себе силы отойти от власти и успешно передать ее преемнику. Притягательность власти и страх перед преследованием со стороны следующего правителя порождают практически непреодолимое желание оставаться на своем посту до смерти или насильственного смещения либо, в лучшем случае, желание передать власть доверенному члену "семейного" круга.

Что выбирает Россия

Все это ставит перед сегодняшней Россией два вопроса. Во-первых, является ли уже нынешнее президентство "сверхпрезидентством"? Скорее всего да, и уж если не является, то, по крайней мере, становится. Все основные признаки сверхпрезидентской системы налицо. Роль Думы как законодательного органа в отсутствие оппозиции неуклонно уменьшается. Суды в России никогда не были сильными и подвержены влиянию со стороны исполнительной власти.

Региональные правители теперь не избираются, а назначаются президентом и, следовательно, не являются независимыми. Телевидение и большая часть прессы контролируются. Гражданское общество слабо и испытывает давление со стороны властей. И даже уважаемые представители интеллектуальной элиты (хотя здесь есть значительные исключения) в последнее время избегают открыто говорить о слабостях правительства.

Второй вопрос: достигла ли Россия точки невозврата в описанном выше порочном круге контроля? Ответ на этот вопрос и должны принести три ближайших года.

Определяющими факторами здесь будут: сможет ли президент Путин элегантно уйти от власти; насколько прозрачно и насколько в соответствии с реальными заслугами пройдет отбор его преемника; сможет ли следующий президент развернуть политическое развитие: ослабить политический и экономический контроль, позволить развиваться эффективной оппозиции и свободной прессе и, следовательно, сделать борьбу за президентскую власть конкурентной.

И в заключение. В Соединенных Штатах сейчас ведутся острые политические споры вокруг того, не присваивает ли президент Буш слишком широких прав (на ведение войны, задержание без суда, прослушивание разговоров граждан), прикрываясь борьбой с терроризмом. Хотя система политических сдержек и противовесов в США никуда не делась, бдительность по отношению к необоснованным претензиям на неподконтрольную власть должна сохраняться всегда в политических системах, где президент является реальным носителем исполнительной власти.

Иоханес Линн
Автор - исполнительный директор инициативы Вулфенсона Института Брукинга, Вашингтон
07-02-2006

Источник - Коммерсант
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1139819220
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх