КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 13.02.2006
23:18  М.Султанов > Кому выгодно убийство Алтынбека Сарсенбаева?
23:01  Защитим трудовых мигрантов. Таджикские демократы просят Россию о помощи
22:56  На берегу р. Нарын найдено тело героически погибшего капитана погранвойск Киргизии К.Жаныбекова
21:52  Оба вице-спикера Киргизского Парламента также уходят в отставку
20:49  "Свободу Санджару Умарову!" Правозащитница Е.Урлаева советует Президенту И.Каримову
19:41  МИД Казахстана "обеспокоен" и "озабочен" ситуацией вокруг датских карикатур
18:59  В Санкт-Петербурге открылась уникальная выставка холодного оружия Кавказа и Средней Азии
14:26  На обочине дороги под Алматы обнаружено тело экс-министра Алтынбека Сарсенбаева
12:26  НОК Узбекистана обещает $100 тысяч за победу на Олимпиаде
12:19  Кто будет новым спикером Кенеша Киргизии? "Расклад сил" в парламенте
12:16  И.Мирсаитов: К вопросу о том, сможет ли М.Салих достойно заменить И.Каримова
12:12  Казахстан по экспорту ядерной продукции вышел на... второе место в мире!
11:28  Выданный Россией и осужденный на 16 лет таджикский боевик Абдурахмонов "проходил спецподготовку в Иране и Туркмении"
11:27  И.Линн: Анатомия семейных режимов. Среднеазиатская модель
11:17  "Я сдержал слово", - спикер Парламента Киргизии О.Текебаев подтверждает свой уход в отставку
11:06  Г.Мирский: Карикатуры, свобода слова и война цивилизаций
10:42  Эти странные казахи. Какими их видят иностранцы
10:34  В ожидании помощи. Сколько еще Россия будет "забывать" о положении соотечественников в ЦА?
10:21  "DW" > Президент Киргизии убрал премьер-министра... из будущего правительства
10:09  Случайные связи: американские НПО и продвижение "демократии" (на примере Украины)
09:56  А.Цыганок: Наследники империи. Военное сотрудничество стран СНГ (анализ)
09:53  "Требуем от судей и прокуроров быть честными". Заявление узбекского комитета "Освобождения узников совести"
09:45  Suddeutsche Zeitung: Исламский мир пытается подорвать силу и единство Европы
09:29  "Къ" > "Будем сражаться, будем умирать!" Иран направляет руку Москвы.
09:17  Россия будет возрождать царский опыт, агитируя соотечественников из СНГ переселяться на Дальний Восток
08:52  "КЗ" > На игле фальши. Западные журналисты сознательно лепят образ "нищего, грязного и криминального" Таджикистана
08:42  "НГ": Самоубийственная стратегия сопротивления. России надо возглавить процесс перемен в СНГ
08:38  БТРы с севера. Россия продолжает милитаризацию Узбекистана
08:28  Риэлтеры бьют тревогу. Цены на недвижимость в Казахстане вздуты искусственно
08:27  В Крыму задержаны 11 узбекских беженцев (андижанских мятежников)
08:22  "Требуем смягчить цензуру Радио Свободы!" Лидер узбекского движения "Бирдамлик" Б.Чориев грозит голодовкой у Конгресса США
08:18  "ВН" > Туркменская сотня. Украина переваривает новую цену на газ
08:08  Заговор сахарных королей? Казахстанцы и поляки монополизировали "сладкий" рынок Киргизии
07:37  МВД Узбекистана подтвердил факт задержания 9-ти "мусульман", вероятнее всего похищенных на территории Казахстанаор
01:28  А.Ахмедов: Амир Темур был достойным сыном своей эпохи
00:56  Туркменбаши пошел на повышение. Украине "c сентября-октября" выставлена новая цена за газ - $100
00:24  Ж.Шабданов: Народ для партии или партяи для народа? Опыт Киргизии
00:23  "Я ухожу...". Отставка спикера Киргизского Парламента Текебаева: версии победы или поражения
Воскресенье, 12.02.2006
22:01  Скончался известный общественный деятель, экс-посол Кыргызстана в Ташкенте С.Джигитов
14:00  Кыргызстан первым получил грант Всемирного банка на борьбу с птичьим гриппом
12:00  Таджикистан. День памяти погибших во время массовых беспорядков в Душанбе 12-14.02.1990 года
11:54  С.Абдылдаев: Закрутить гайки парламенту против резьбы... Анатомия конфликта киргизской власти
10:51  М.Колдобская: Тюрбан в виде бомбы. Мультикультурализму, похоже, приходит крышка
09:49  Ш.Каримов: Таджикистан готов к великой трансформации... в демократию и гражданское общество
09:35  Илья Глазунов (художник): "Грядет тоталитарное демократическое рабство"
09:23  Президент М.Ахмадинежад: Иранский народ может пересмотреть свою политику в отношении ДНЯО
09:19  Е.Примаков: ХАМАС признает Израиль... "Карикатурный" скандал осуждаю и призываю Иран к сдержанности
08:46  У кыргызского языка появился собственный гимн. Как у Турции и Малайзии
08:30  Таджикский писатель Али Бободжон: "Я пишу для всех – и детей, и взрослых"
00:46  Перезарядка. Последние подвижки в силовых структурах Казахстана
00:06  Минимальная зарплата в Китае превысит $1300 ...через 50 лет
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
Ж.Шабданов: Народ для партии или партяи для народа? Опыт Киргизии
00:24 13.02.2006

НАРОД ДЛЯ ПАРТИИ, ИЛИ ПАРТИЯ ДЛЯ НАРОДА?..

"Партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию". Э. Берк, английский консервативный философ

Народ, формирующий власть, в результате парламентских или президентских выборов представляется электоратом. Значительная часть электоральной массы, поддерживающая ту или иную политическую силу, превращает ее во влиятельную партию, выступает основой ее деятельности. Установки, цели и интересы электората в условиях демократии превращаются в программы политических партий или лидеров. В то же время партии имеют свои интересы, которые могут преследоваться наряду с интересами электората.

В обществе с активной политической культурой воля электората и его политическое участие превращает партии во влиятельные силы политического процесса. Выборная активность электората приводит партии к власти в результате выборов в демократические институты. Его легитимность и политико-гражданская активность укрепляют позиции действующей власти, позволяют политической элите выступать в качестве стабильного политического института. Таким образом, чем обширней, культурней и активней электоральное пространство в границах политического пространства, тем действенней политическая структура и ее функции гармонизации общественных отношений в целом. В идеале образцовой партией будет та политическая организация, которой удастся превратить большую часть населения страны в свой электорат, сознательно ее поддерживающий.

Для того, чтобы партия или власть имели обширную электоральную основу, их политическая деятельность должна совпадать с интересами данной части населения. Чем последовательнее политическая партия будет осуществлять свои программные декларации, тем стабильнее будет поддержка электората, и тем более его объем.

Каждая политическая партия, выражающая действительное социальное содержание, имеет свой электорат. Если какая-либо партия не выражает интересы достаточного количества людей, то в строгом понимании она партией не является.

В большей мере она выступает как самодеятельная элита, которая пытается использовать существующую социальную ситуацию и структуру для борьбы за власть. Сейчас такие институты называют партиями власти.

Представления народа о партии, как союзе единомышленников, сегодня дополняются другими аспектами. Партия стала рассматриваться как социальный механизм, где и доктрина и организационная структура служат достижению определенных политических целей.

Постреволюционные процессы в Кыргызстане характеризуются сложной ситуацией для электората. Основная масса населения не удовлетворена качеством новой кыргызской политической элиты. Народ оказался от нее отчужденным, даже несмотря на то, что он являлся основным создателем мартовской революции.

>Интересы народа и интересы политической элиты в текущем времени прямо противоположны. Соединяют электорат и власть только два обстоятельства: единые интересы в сохранении Кыргызстана как государства и надежды на благо в будущем. Кыргызстанцы не видят пока политической силы или партии, которая реально гарантировала бы осуществление программ подлинно народного характера. Эта ситуация порождает множество затруднений в электоральной ориентации.

В Кыргызстане законодательно оформлен принцип многопартийности. Основными сторонами при определении многопартийной системы Кыргызстана являются особенности внутренней структуры партий и ее характеристики, количество партий, их относительные размеры, удельный вес в политической жизни и др.

На сегодня, в органах юстиции зарегистрировано более 65 партий, движений и объединений. Однако считать партийную систему современного Кыргызстана сложившейся нельзя.

- Во-первых, большинство существующих партий таковыми на самом деле не являются, ибо не обладают классическим набором признаков, характерных для этого политического института.

- Во-вторых, налицо огромное количество партий-однодневок, созданных либо под конкретного лидера, либо в интересах предвыборной борьбы.

- В-третьих, во многом у этих партий попросту нет своего устойчивого электората, а количество членов, по меткому замечанию, "может уместиться в пределах одного дивана".

- В-четвертых, большое количество партий, на мой взгляд, дает поляризованную систему, где между партиями лежит огромная идеологическая дистанция, что вызывает постоянную политическую напряженность.

Прежде всего, существует отчуждение немалой части населения современного Кыргызстана от политических партий. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических партий; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов; равнодушное отношение населения к политической жизни; обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит", политика "не мое дело" и т.п.

Иными словами, если партии и пользуются поддержкой какой-то части населения, то главным образом либо по привычке, либо из-за симпатии к их лидерам, либо по кланово-родственным отношениям, а вовсе не потому, что эти партии защищают интересы каких-либо социальных групп.

Вообще, такая ситуация вряд ли может считаться нормальной в современном демократическом обществе. Отношение значительной части населения к политическим партиям не просто недоверчивое, в лучшем случае оно безразличное, а в худшем - резко негативное. И объяснять этот факт только молодостью кыргызской демократии, непривычностью для граждан Кыргызстана, многопартийностью вряд ли имеет смысл - тем более, что в начале 1990-х годов отношение к политическим партиям в кыргызском обществе было более позитивным. Основную роль здесь играют другие факторы и причины.

Разумеется, есть причины недоверия политическим партиям, которые характерны не только для Кыргызстана, но и для многих других стран (отсутствие у некоторых групп населения интереса к политике, мнение части избирателей, что "все уже предрешено" и "от таких, как я, ничего не зависит", невыполнение партиями своих предвыборных обещаний и т.п.). Но в современном Кыргызстане основную роль играют другие важные причины.

Назову некоторые из них:

- для рядового гражданина, не искушенного в политике, все кыргызские партии выглядят "на одно лицо" или, точнее, вовсе не имеют лица, у них нет своего яркого, эмоционально окрашенного и отвечающего запросам избирателей запоминающегося образа, как нет и важных для рядовых граждан дел и крупных достижений. Многие партии не могут найти "своего" избирателя. Их лозунги, программы и предложения по существу безадресные, а граждане, в свою очередь, не могут понять, зачем им вообще нужны партии и что полезного они делают;

- большинство партий в Кыргызстане недостаточно учитывают ценности, запросы и потребности тех групп избирателей, на которые они ориентируются и которые могли бы их поддержать;

- кыргызские партии "просыпаются" только перед выборами в Жогорку Кенеш, когда им нужны голоса избирателей, но помогать рядовым гражданам в решении их проблем в промежутке между выборами они не хотят и не могут;

- ощущается дефицит или полное отсутствие связи политических партий с группами интересов (профсоюзами, женскими, экологическими, студенческими и другими организациями);

- партии, как правило, мало доступны и ориентированы под определенного лидера, они представляют собой иерархические и достаточно бюрократические структуры, которые не вникают в проблемы рядовых избирателей, не работают с их обращениями и жалобами;

- программы многих партий похожи друг на друга, но ни одна из них ни разу не была выполнена хотя бы частично. Особенно большое расхождение наблюдалось между программами и реальностью в сфере повышения уровня жизни, развития искусства, культуры и многого другого, что имело непосредственное отношение к народу. Это обстоятельство свидетельствует о слабости партий, претендующих на власть или ее осуществляющих.

При этом одни партии чрезмерно и необоснованно опираются на так называемый административный ресурс, разного рода PR и политические (в том числе "грязные") технологии, а другие - на ошибки власти и ухудшение ситуации в стране.

Между тем, вопреки расхожему мнению, кыргызские избиратели - вовсе не такие уж манипулируемые люди, поведение большинства из них достаточно рационально. Кажущаяся "иррациональность" кыргызстанцев - неявка на выборы, голосование "против всех", поддержка лидеров, ориентирующихся на маргиналов и т.п. связана, прежде всего, с колоссальной неудовлетворенностью поведением политических партий и их лидеров.

Все перечисленные причины недоверия избирателей политическим партиям сводятся к следующему: прежние методы работы политических партий с избирателями теряют свою эффективность и приводят к негативным результатам и для партий, и для избирателей. Если политические партии хотят добиться поддержки граждан, им нужно использовать новые подходы и методы.

На этот счет могут быть разные мнения и суждения. Конечно, простого и исчерпывающего ответа на этот сложный вопрос быть не может, но подходы к решению проблемы все же имеются.

Среди всех перечисленных причин отчуждения населения от партий обращает на себя внимание неумение или нежелание большинства кыргызских политических партий создавать свой внятный, позитивный и обоснованный в глазах избирателей образ, формировать свое "лицо". Сейчас у нас вошло в моду к месту и не к месту употреблять слово "бренд". Многие партии всерьез считают, что такой бренд у них есть, но это иллюзия. У кыргызских политических партий их главный изъян - отсутствие такого бренда, как отсутствие у избирателей реальной потребности в них, а значит и отсутствие спроса на партии. Именно поэтому и возникает ситуация, когда партий много, а выбирать не из чего.

Политические партии, возникшие в Кыргызстане до и после революции с целью получить симпатии электората должны заново формировать свой бренд и, главное, нужный и понятный избирателям образ, не рассчитывая на то, что чудеса политтехнологов или броские лозунги легко приведут их к успеху.

Главная проблема состоит в том, что большинство кыргызских политических партий пока еще не готово к обновлению способов работы с избирателями, они предпочитают кустарные и малоэффективные средства. В результате огромные деньги расходуются впустую, избиратель чувствует себя обманутым и разочарованным, а доверие к политическим партиям продолжает падать, хотя падать ему вроде уже некуда. Переломить эту опасную тенденцию можно, но для этого нужна не только политическая воля, но и большая работа с использованием новых подходов и оригинальных методов, направленных на создание устойчивых брендов политических партий.

Итак, без преодоления отчуждения населения от партий в Кыргызстане не будет ни демократии, ни вообще стабильной политической системы. Преодолеть это отчуждение не так-то просто, для этого необходимо не просто использовать определенные политические технологии, но и научиться по-настоящему понимать психологию и нужды кыргызских избирателей. Это очень сильно влияет на отношение народа к политическим партиям.

Жениш ШАБДАНОВ, преподаватель КГЮА
№5 за 9.02.2006

Источник - Общественный рейтинг
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1139779440
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх