КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 11.02.2006
23:10  Новым послом России в Монголии станет бывший иркутский губернатор Говорин
19:52  Узбекские боксеры-профи Бакиров и Чагаев успешно бьют американцев и японцев
18:42  А.Розов: Подрезают крылья. Гражданская авиация Ирана готовится к санкциям
17:39  ВВ в плюсе. Казахстанские банки набирают рейтинг
16:33  Скандал в Ташсуде. Правозащитница Е.Уралаева во время процесса над Н.Хидоятовой раздавала деньги
15:55  В 2005 году на треть сократился экспорт зерна из Казахстана
12:44  Я.Норбутаев: Огласите, пожалуйста, весь список! ШОС, ОДКБ, ГУУАМ, куда еще податься Узбекистану
11:57  Б.Сейдахметова: Еще раз о войне цивилизаций, или Сатанинские рисунки
11:44  Казахстанский спрут. ОПГ "Атаба" перегоняла в Китай даже... "башни танков" и "детали ЗРК"
11:30  Каспийские истории. В гражданскую войну "белые" создали... парусный военный флот
11:28  Из Узбекистана ушли... Но куда? Вопрос о новой базе Пентагона в ЦА остается открытым
11:25  Или для ЛИ. Китай сознательно обмеляет казахстанский Балхаш
11:15  В.Николенко: "Сбросим Буша, а не бомбы!". Как ошибается Ираном Америка
11:08  Новости науки. Первое казахское ханство возникло в в VI веке нашей эры, там правила царица Аккагаз
10:22  Михаил Леонтьев: "США выгодно сунуть Европу лицом в собственную парашу"
10:08  Иранский "потомок" утверждает, что писателя-посла Грибоедова убили из-за... жен шаха
01:41  Туркменбаши осенью поднимет цены на газ до $100 за тыс.кубов
01:31  Н.Нарочницкая: "Для Востока Россия всегда будет Западом, а для Запада - Востоком"
00:58  Э.Гасанов: Кому полезнее быть на троне - олигархам или толпе?
00:49  М.Маратова > Из Искры возгорелось пламя. Киргизо-дунганский конфликт начался из-за... места у компьютера
00:00  Сможет ли М.Салих возглавить узбекскую оппозицию? Полемика узбекских политологов с российскими
Пятница, 10.02.2006
20:45  ГУИН Киргизии возглавил К.Жолдошев
19:56  Новым "президентом" Косово стал лидер местных "демократов" Фатмир Сейдию
15:09  Ташкент в ожидании землетрясения. Безграмотность власти породила панику
14:37  МИД Туркмении осудил "аморальные и безнравственные" датские карикатуры
14:32  Индия решила отправить войска в Афган для охраны своих строителей
13:39  В.Тимирбаев: Акция протеста или рекламный трюк? В Киргизии работать некому и некогда...
13:33  Л.Жолмухамедова: О чем кричат мартовские "коты"? Инструкция по киргизской революции
13:23  Gazeta.kz: Ржавая игла "донорства". Иллюзия и реальность американской помощи СНГ
12:47  Молодежные движения и организации Казахстана. Реестр от "Литер"
12:21  Д.Перцов: "Секретные" тюрьмы США: тайное стало явным?
12:03  Фары - хрустальные! УзДЭУ выпустило новую модель авто - "Дамас В-150"
11:58  С.Акимбеков: "Казатом", похоже, не поддержит идею России о воссоздании уранового комплекса СССР
11:44  Ф.Кулов: "Да не был я Дон Жуаном! Не знаю, кто обо мне..." (интервью)
11:02  Национальная идея Казахстана - надо верить в... (три версии)
10:58  Е.Авдеева: Политические КирИнтриги. Кому выгодно рассорить Бакиева и Кулова?
10:54  Таджикский ОМОН крупным планом: их боятся и одновременно уважают
10:18  В Киеве издана монография Р.Джангужина "ННГ ЦентрАзии в системе международных отношений"
09:45  Le Monde: Геополитика "карикатурного" возмущения. Ответ на интервенционистскую политику Европы
09:24  Карадобо. В Киргизии продолжаются дунганские погромы
09:19  Бахыт Кенжеев (поэт): "Литература приносит копейки, которые можно с удовольствием пропить"
09:12  "Может быть, я кому-то мешаю..." - глава МИД Казахстана К.Токаев теряется в догадках
08:30  "НГ" > Райс признала виновными "в подстрекательстве мусульман" Иран и Сирию
08:27  Цензура в Узбекском интернете или обьявление Цензора Модератора
08:24  Г.Карасин (замМИД РФ): "Никто никого за фалды в СНГ не держит"
08:22  Карикатуристы на вес золота. Талибы дают за головы датских "юмористов" 100 кг золота
07:52  ЗаЧат 8 лет. Веб-портал Yahoo "сдал" властям китайского чиновника-диссидента Ли Чжи
06:12  Трагедия в день Ашуры. В Пакистанском Хангу опять взорвали шиитскую процессию
05:31  О.Безбородова: И в безумии бывает система. Киргизия - это 22 победивших ОПГ
01:26  Манижа Давлатова (таджикская певица): "Я в восторге от афганской публики"
00:07  "Газета" > Война ветвей. В Киргизии обострилась борьба за политическое лидерство
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
А.Розов: Подрезают крылья. Гражданская авиация Ирана готовится к санкциям
18:42 11.02.2006

В случае принятия Советом Безопасности ООН решения о введении против Ирана экономических санкций
>одним из наиболее слабых звеньев иранской экономики может оказаться местная гражданская авиация, которая, как известно, уже сегодня испытывает существенные трудности в связи с действующим в отношении Тегерана режимом односторонних американских санкций, ограничивающих поставку узлов и оборудования для обеспечения авиационного парка ИРИ, находящегося в довольно изношенном состоянии. Основу этого парка составляют преимущественно самолеты американского (Боинг) и европейского (Airbus, Фокер) производства.Для прояснения ситуации необходимо представить нынешнее состояние иранского авиапрома. Две крупнейшие авиакомпании Ирана - "Иран эйр" ("Хома") и "Асеман" - переживают сейчас не лучшие времена. Их положение усугубляется возрастающей тенденцией роста объема пассажиро- и грузоперевозок как на внутренних рейсах, так и на международных (так, например, самолеты компании "Иран эйр" помимо внутренних рейсов осуществляют полеты в более 20 стран мира). Воздушный парк компаний в основном включает старые модели американских "боингов", французских "airbus" и малогабаритных нидерландских "фокеров" (предназначены для внутренних авиаперевозок). Кроме того, в иранском авиапарке представлены самолеты российского (советского) производства семейства Туполев.

С учетом выработки ресурса значительной части самолетного парка ИРИ и потенциального увеличения спроса на воздушные перевозки скорейшее развитие воздушного флота Ирана было внесено в число приоритетных задач в планах развития ИРИ. Еще в первом общенациональном пятилетнем плане социально-экономического развития, запущенном президентом А.А. Хашеми-Рафсанджани (1989–1994 гг.), была поставлена цель развития и модернизации аэропортов, повышения мощности грузового и пассажирского воздушного флота, а также повышения уровня оказываемых услуг. При следующем иранском президенте, С.М. Хатами (1997–2005 гг.), задача модернизации самолетного парка ИРИ, особенно на фоне участившихся как в гражданской, так и военной авиации катастроф и поломок вследствие выработки основных ресурсов, стала делом государственного престижа.

Для решения этой задачи правительство реформаторов во главе с президентом С.М. Хатами выработало многоплановую стратегию. Оно приступило к ведению параллельных переговоров сразу на нескольких перспективных треках - европейском, российском и украинском. Что касается перспектив ирано-российского и ирано-украинского взаимодействия по созданию совместного производства (на этом настаивает иранская сторона), то сейчас эта возможность также находится под большим знаком вопроса, хотя и не снята с переговорной повестки дня. С Украиной Иран планировал совместное производство самолетов "Иран" на базе Ан-124-100. В России Иран был заинтересован в производстве на совместной основе самолетов Ту-334 (усовершенствованный Ту-134), а также в приобретении самолетов Ту-204. Разработка проекта о совместном производстве была приостановлена на неопределенные сроки, поскольку стороны так и не смогли договориться по целому ряду юридических, финансовых и технических аспектов, прежде всего по статусу создаваемого предприятия. Тем не

менее в итоге стороны все же пришли к соглашению, но лишь относительно приобретения Ираном российских самолетов Ту-204, да и то в ограниченных количествах.

Что касается европейского переговорного трека по авиации, то здесь Тегеран был заинтересован именно в приобретении нового самолетного парка (о совместном производстве речь, естественно, не шла). Этот процесс, правда, автоматически столкнулся с рядом серьезных проблем, поскольку был напрямую привязан к ирано-американским взаимоотношениям. Дело в том, что сразу после исламской революции 1979 года в Иране США в рамках одностороннего санкционного режима ввели запрет на продажу в Иран самолетов, их частей и оборудования западного производства. Впоследствии Вашингтон в категоричной форме блокировал поставку Тегерану "боинговских" авиационных двигателей, которыми укомплектованы европейские самолеты семейства "Airbus". Американская сторона, озабоченная ситуацией с развитием иранской ядерной программы, а также имея к Тегерану целый набор других претензий (права человека, поддержка терроризма, ракетное досье и пр.), предпочитала использовать зависимость Ирана от американского авиационного оборудования в качестве дополнительного рычага воздействия. В итоге, тем не менее, европейцам, видимо, удалось прощупать хрупкий компромисс с США по поводу ослабления данного запрета. В конечном счете, было решено, что вопрос о поставках Ирану нового самолетного парка, укомплектованного американскими двигателями, может быть включен в известный список "дивидендов", которые предлагались Тегерану на стадии переговорного процесса в формате "Иран–евротройка" в обмен на полное сворачивание его ядерных программ. После того как в августе 2005 г. Иран отклонил европейский пакет предложений, а с января 2006 г. и вовсе прекратил переговорный процесс с ЕС по ядерной проблематике, следует вывод, что новые партии европейских либо американских самолетов Тегеран получит очень нескоро.

Таким образом, нынешнее положение иранского парка гражданской авиации можно без преувеличения охарактеризовать как катастрофическое. Перспективы - более чем туманные, особенно на фоне резкого негатива, который в настоящее время сконцентрирован вокруг Ирана в связи с ядерным досье. В этом контексте обращает на себя внимание более чем уверенное заявление генерального директора крупнейшей иранской авиакомпании "Иран эйр" С. Хесами о том, что иранский авиапром не испытывает беспокойства в связи с растущей угрозой введения экономических санкций против Тегерана. По его словам, компания "Иран эйр" имеет в своем распоряжении набор инженерно-технических знаний, который позволяет заметно снизить негативный эффект от введения против его страны торгово-экономических санкций.

В то же время С. Хесами, несмотря на такой оптимистичный настрой, признается, что при введении новых санкций для эффективного поддержания в рабочем состоянии системы гражданской авиации неизбежно возрастут технические издержки. Тем не менее, намекает он, будет задействован государственный ресурс, позволяющий за счет неких внутренних "скрытых ресурсов" минимизировать отрицательные последствия санкций на флот гражданской авиации Ирана. В частности, по словам гендиректора "Иран эйр", идет работа по формированию при внешнеполитическом ведомстве ИРИ некоего "Комитета по санкциям", которому будет поручено оценивать ситуацию в этой области.

Кроме того, С. Хесами раскритиковал высказывания местных СМИ о катастрофическом состоянии иранской авиации. Он посоветовал журналистам не сгущать краски, воздержаться от употребления эпитетов "ветхий", "разваливающийся" при характеристике иранского авиационного парка. Гендиректор крупнейшей авиакомпании ИРИ указал, что хотя возраст иранских самолетов перевалил уже за второй десяток, они проходят регулярные технические проверки и осмотры и находятся в рабочем состоянии. Далее последовал лозунг о том, что иранский самолетный парк "является одним из самых надежных в мире". Коэффициент авиакатастроф в Иране, приведших к смертельному исходу, по его словам, составляет 0,77 на один миллион полетов, что ниже среднего уровня 0,85. Такая благоприятная для Тегерана статистика, пояснил С. Хесами, объясняется тем, что преобладающее большинство авиакатастроф в Иране связано с военной авиацией. Одновременно он опроверг прогнозы некоторых специалистов о том, что с нового иранского 1385 г. (стартует 21 марта 2006 г.) количество инцидентов, связанных с гражданской авиацией, резко увеличится.

Как представляется, заявления подобного рода в сложнейшей ситуации, в которой сегодня находится иранский авиационный флот, следует либо ассоциировать, мягко говоря, с недальновидностью и показной бравадой высшего звена гражданской авиации ИРИ, либо искать в них какие-то скрытые подоплеки. Напрашивается очевидный вывод, что, судя по высказываниям гендиректора крупнейшей местной авиакомпании, Тегеран в среднесрочной перспективе не рассчитывает на кардинальное обновление самолетного парка за счет экспортных закупок и ориентируется исключительно на имеющиеся в его распоряжении возможности, ресурс которых практически выработан. Не исключено также, что брошенный компанией "Иран эйр" вызов ооновским санкциям носит "заказной характер" и может быть продуктом для внутреннего потребления, своеобразной пиар-акцией, рассчитанной на электорат. Дескать, гражданская авиация как одна из стратегических составляющих экономической структуры страны всецело адаптирована под санкционный режим.

Далеко не случайным в данном контексте выглядит и "политическое наполнение" заявлений иранского чиновника о том, что от санкций пострадает прежде всего простое население, тем более что парк гражданской авиации предназначен не на военные цели, а для транспортировки людей. А это можно трактовать как ущемление прав человека. Столь политизированные высказывания, прозвучавшие из уст чиновника из среды гражданской авиации, выглядят странными и вполне тянут на некий "государственный заказ". Очевидно, что это будет не единственная упредительная акция иранского руководства по мере нагнетания ситуации вокруг ядерной программы и приближения вероятности применения торгово-экономических санкций.

А.А. Розов
10.02.2006

Источник - Институт Ближнего Востока
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1139672520
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх