КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 30.01.2006
23:36  "НИ" > Отмычка от Запада. ЦентрАзия даст Китаю прямую дорогу на европейские рынки
22:48  В.Путин поздравил. Исламу Абдуганиевичу Каримову исполнилось 68 лет
22:29  Россия контролирует почти весь центразийский углеводород, - возмущен "Голос Америки"
21:10  Иран поставил в Грузию газ. Неизвестно по какой цене
20:58  Президент К.Бакиев торжественно открыл достроенное иранцами Карабууринское водохранилище
14:13  Ольга Тахтаджиева ("Мисс Вселенная" из Казахстана): "Модели - не дуры..."
13:01  А.Тынаев > Кыргызская политика - (траги)комедия масок или театр теней?
12:53  О.Панкратов > Горькие плоды революции. Что получила Киргизия в итоге (на примере Каракола)
12:19  "Собственность может быть только у Юртбаши и его дочерей". Конституция Республики Успехистан (сатира)
11:48  Новые раунды переговоров по "иранскому атому" открываются в Брюсселе и Лондоне, одновременно
11:21  Камбиз Арман > "Одна душа в двух телах". Иран налаживает более тесные связи с Таджикистаном
11:10  "Бальзам для диктатора", - Мухаммад Салих отвечает оппонентам
10:49  Узбекистан возобновил поставки электричества в Афганистан
10:44  ВВС > Ташкент. Продолжаются суды над лидерами узбекской оппозиции С.Умаровым и Н.Хидоятовой
10:30  Подробности налета на Кайраккумское СИЗО. Начальника расстреляли из автомата в упор
10:25  Темнота в конце туннеля. Западный Казахстан становится заложником... Чубайса
10:19  Малалай Джуя (депутат Джирги): "Меня могут убить, но мой голос останется..."
10:12  А.Асроров > Россияне не обманут ожидания узбекских обладателей сотовых телефонов?
09:33  Д.Койчумаров: Почему узбекский политолог Ф.Толипов стал апологетом Америки? (полемика)
09:00  Уго Чавес призвал похоронить США
08:59  Д.Тренин > Постимперский проект CНГ. Имитацию интеграции сменила откровенная экспансия капитала
08:55  Иранский атом в Давосе. Тегеран и его оппоненты обмениваются угрозами и посулами
08:39  А.Таксанов > Вылететь в трубу. Газоэнергетические проблемы Узбекистана с другими странами ЦА
08:34  Ошибочка вышла. Всемирный банк не стал полностью списывать госдолг Таджикистану
08:30  Китаю перекрывают воду. США усиливают военное присутствие в Тихом океане
08:24  С.Благов > Сделка с Туркменией укрепляет энергетические позиции Москвы в ЦентрАзии
08:18  Eurasianet > Узбеки Кыргызстана жалуются на дискриминацию и коррупцию
08:15  За спичками. В Бишкеке пытались поджечь редакцию "Вечернего Бишкека"
07:59  Скончался экс-врид. премьер-министра Киргизии (в 1991-92 гг.) А.А.Иордан
07:58  АКЮльтизм. Явление миру единой азиатской валюты - дело ближайшего будущего
01:01  Н.Алиев > "Киса и Ося здесь были". Как "оранжевые" профукали киевский майдан (личные впечатления)
00:27  Не от хорошей жизни. В чем причины "чемоданного" настроения русских в Киргизии?
00:19  Туркменбаши экономит газ. Отключена его подача в ряд сельских районов
00:10  А.Сарбонов > Пора менять "систему". Комментарий к последним подвижкам в МВД Узбекистана
00:00  Манихейские памятники в Казахстане. Новые находки Каялыка
Воскресенье, 29.01.2006
23:59  Причины и итоги поражения демократической оппозиции в Казахстане (дискуссия)
23:06  "Наркотики везете?". Один день на таджикистанской таможне
22:11  Немецкие правозащитники вступаются за своих узбекских коллег - М.Таджибаеву и С.Зайнабитдинова
20:40  Ташкент. Во дворце "Туркистон" подвели итоги смотра-конкурса "Образцовый опорный пункт милиции"
19:14  "DW" > Бакиев разводится с Куловым? Во властных структурах Киргизии продолжается острый кризис
18:36  В Непале никто не хочет баллотироваться в местные органы власти. Боятся мести маоистов
14:54  Главная тенденция года Собаки - проснутся черные души мирового масштаба
13:23  Выдержит ли ЕврАзЭС двух нахлебников? Российский "Газпром" как катализатор народных выступлений в Узбекистане
12:17  Коллектив Киргизского радио объявляет голодовку, а газеты "Кыргыз туусу" - акцию протеста
11:30  "Я не гражданин России и Казахстана". Замсекретаря CовБеза Киргизии В.Хан подал в отставку
11:18  Малайзия впервые в мире снаряжает государственную научную экспедицию для поимки "йети"
11:09  В Москве издан уникальный "Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004)".
10:22  Иран и Россия уже выбирают место, где будут обогащать уран
10:13  "Гонг кси фа чай" вам! Наступил китайский Новый год "Огненной собаки"
06:52  В Харбине создана совместная китайско-российская аспирантура
02:14  Пора объединяться? Казахстан и Кыргызстан: прогнозы развития
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   | 
Манихейские памятники в Казахстане. Новые находки Каялыка
00:00 30.01.2006

Манихейское крещение Семиречья

В этом году должна завершиться реализация государственной программы "Культурное наследие". Итоги подводить еще рано, но уже сейчас можно сказать, что отечественная копилка историко-культурных ценностей пополнилась многими открытиями. Так, благодаря этой программе был начат качественно новый этап археологических и консервационных работ на городище Антоновка (Каялык).
Историки пишут древнюю и средневековую историю Казахстана, "белых пятен" остается все меньше и меньше. Но степи Казахстана хранят еще много тайн. Сколько еще мест на карте страны до сих пор представляют археологический интерес?

От французских королей

Каялык известен тем, что в этом городе мирно соседствовали буддийский храм, христианские церкви и мусульманские мечети. Подтверждение тому есть в "Путешествии в восточные страны" посла Людовика IX - монаха Гильома Рубрука. В 1253 году француз, направляясь в Каракорум к монгольскому хану Мункэ, проехал через этот древний город в Илийской долине. В своем путевом дневнике он записал: "В городе Кайлаке имеется три кумирни; в две из них я заходил, чтобы увидеть эти безумия. В первой я нашел некоего человека, имевшего у себя на руке крестик из чернил; отсюда я поверил, что он - христианин, ибо на все, что я спрашивал у него, он отвечал как христианин. Поэтому я спросил у него: "Почему же вы не имеете здесь креста и изображения Иисуса Христа?" Он ответил: "У нас это не в обычае". Отсюда я поверил, что они - христиане, но пренебрегают этим по недостатку образования…"

И сегодня, спустя семь столетий, археологи находят в Каялыке многое из того, что описывал француз: дворец карлукских джабгу, буддийский и христианские храмы, хаммам (восточную баню). А два года назад археологи буквально откопали манихейский храм.
- Похожие очертания имели находки в Синьцзяне и в Хакасии, где также было распространено манихейство. Это подогрело наш интерес к храму. Сейчас мы вплотную занялись изучением городища, - рассказывает научный сотрудник Института археологии им. Маргулана Борис Железняков. - Ведь манихейский храм в Каялыке - это первое подобное сооружение в Центральной Азии.
Архитекторами и строителями столь необычного для Казахстана храма являлись, скорее всего, заезжие согдийцы (одни из предков современных таджиков и узбеков).

Учение древнего Мани

Свои храмы манихеи украшали настенной живописью - растительными орнаментами, образующими крест, и рельефами. Манихейский храм имел четыре зала: зал проповедей, зал наставлений, зал молитв и покаяний, зал мистерий.

- В учении, которое проповедовал Мани, самым причудливым образом сочетались первобытные, порой весьма примитивные, мифы и довольно сложная космологическая философия, - рассказывает Борис Железняков. - Известный арабский путешественник Абу Дулаф писал об этой религии: "Есть у них храм для моления. В молитвах употребляют особую, мерную речь. Молясь, обращаются к югу. Поклоняются планетам". Помимо религиозного влияния, манихеи способствовали развитию образования в обществе.

По данным известного востоковеда Василия Бартольда, архипастыри манихеев могли занять высокий церковный чин, только получив высшее (как бы сейчас сказали, светское) образование. Манихеи имели собственный календарь, вели исчисление времени по эре Мани, начиная с года его рождения (216 г. н. э.). И все это было принесено ими в Центральную Азию.
- Манихейство, возможно, больше, чем другие религии, отличала одна важная особенность - в любой стране его адепты для распространения своего вероучения пользовались языком местного населения, - говорит Борис Железняков.

Манихеи адаптировали традиционные мировоззрения, перенимая наиболее яркое из них, в частности символику других конфессий: несториан, буддистов и даосистов. По мнению исследователей, Марко Поло во время путешествия встречал манихеев, которых принимал за христиан.
>Семиреченский храм погиб в результате крупного пожара, но в нем сохранились артефакты. В одном из залов каялыкского храма археологи нашли 13-рожковый светильник (на фото слева). О его культовом предназначении свидетельствует число рожков и четыре идентичных орнамента на боковой поверхности, в середине которых просматривается крест. По мнению Бориса Железнякова, эта находка вполне заслуживает отдельного специального исследования.

Светильник, декоративная решетка у стены, обилие простых чашевидных светильников для освещения помещения (к слову, хакасский храм был без окон) свидетельствуют о сакральном характере оформления зала - у манихеев исповедовался культ огня, доступ света в сакральные места должен был быть ограниченным.

- Все эти находки бесценны, - говорит Борис Железняков. - Сейчас мы заняты исследованием каялыкских ценностей. Нам важно все: размеры помещения, расположение входа и алтаря, состав глины, форма ритуальной утвари и ее функциональное назначение. Обладая этой информацией, можно будет судить об уровне развития всего Приджунгарья.
Возможно, манихейский храм раскроет ученым еще одну тайну средневекового Казахстана.

Справка "АиФ Казахстан"
Каялык (Антоновское), столичный город карлукских племен, - самое большое городище Илийской долины, расположенное на восточной окраине с. Койлык Саркандского района Алматинской области (в 45 км к северо-востоку от г. Сарканда). Памятник VIII-XIV вв. Территория окружена крепостной стеной с сохранившейся до четырех метров высотой.

Алла КОЛЕСНИКОВА

Кстати
Основателем манихейского учения считают иранца Мани (216 - ок. 277 гг.). Он называл себя преемником Будды, Зороастра и Христа.
Манихейство представляло собой своеобразный синтез многих религий. Манихеи были дуалистами: они считали добро и зло (свет и тьму, бога и дьявола) двумя абсолютно самостоятельными и равноправными началами, представленными как во Вселенной, так и в человеке. Проповедовали аскетизм и безбрачие.

25.01.2006

Источник - Аргументы и факты-Казахстан
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1138568400
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх