КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 06.01.2006
23:06  Президент К.Бакиев лично запустил головное сооружение канала "Мырза" в Узгене
23:02  Киргизия ужесточает наказание за "торговлю людьми"
22:11  От птичьего гриппа на востоке Турции умер третий ребенок
21:03  В Бишкеке создана "Народная коалиция демократических сил Кыргызстана" из 18 партий и организаций
20:57  Таджикские аграрии пойдут на выборы ни с кем не блокируясь и поддерживая Э.Рахмонова
19:33  Буйно-драчливый министр культуры Армении Овеян уволен в отставку (продолжение темы)
18:43  Р.Масов > Тюркизация арийцев: чушь или недомыслие? Ответ на статью А.Аскарова "Арийская проблема: новые подходы и взгляды"
17:05  В киргизском Токмоке хотят судить правозащитников, протестовавших против пыток
16:39  В Китае выходит на китайском книга "Учимся дзюдо вместе с Владимиром Путиным"
15:08  Скончался член "банды четырех"-экс-член Политбюро ЦК Компартии Китая Яо Вэньюань
15:01  Неповиновение в Джизаке. Водители объявили забастовку
14:59  В Куала-Лумпуре состоялась жеребьевка Кубка Азии-2007 по футболу
14:04  За бардак в руководстве. НОК Киргизии грозят исключить из Международного олимпийского комитета
13:55  Замерзаем... В Ташкенте - минус 14, под Алматы - 41!
12:36  А.Касымходжаев > Узбекская армия интенсивно "осваивается" со стороны СНБ Узбекистана
12:30  Б.Икромов > Фергана: долина ангелов и часть великого Хорасана
11:52  Таджикистан хочет ускорить строительство Сангтудинских и Рогунской ГЭС, а также тоннелей Шар-Шар и Шахристан
11:48  Парламент Казахстана утвердил новый гимн страны на стихи Ж.Нажимеденова, с поправками Н.Назарбаева (текст)
11:40  А.Джекшенкулов (МИД Киргизии) > "Кыргызская дипломатия в эпоху Вызовов" (интервью)
11:12  АРИ > Итоги газовой войны - Владимир Владимирович упал с Боливара
11:03  Дневной в дозоре. Новый фильм казахстанцев Т.Бекмамбетова и С.Лукьяненко бьет рекорды российского проката
10:44  Манижа Давлатова (звезда Таджикской эстрады) > "На прошлой неделе, появился покровитель, который заставил..." (интервью)
10:20  За ягодки. В Казахстане зародилась вторая партия "зеленых"
09:24  О.Богомолов > В обличье клоуна. Дж. Буш окончательно потерялся в соснах мировой политики
09:07  Банк "Туран-Алем" (Казахстан) купил у В.Пинчука (экс-зять Украины) НАСК "Оранта"
08:58  При заправке азербайджанского танкера "Ленкорань" в порту Актау (Казахстан) спустили в Каспий тонну нефти
08:38  Румыния и Молдавия, через голову России, пытаются купить дешевый газ в Казахстане
07:27  Алматинец К.Ильяшев подал иск против... сразу всех казино Казахстана
02:53  А.Асроров > ЕС И СНГ: дороги, которые... выбирает ЦентрАзия. Часть 2-я
01:32  Я.Норбутаев > Ташкент, сумерки. И.Каримов приказал... в казармах не собираться
00:28  Душанбе. 31 декабря. В Таджикистане еще никогда не было такого салюта!
00:23  "Сотовые" войны ЦентрАзии: В Таджикистан врывается "Билайн", в Киргизию - "МТС"
00:07  В Узбекистане закрываются Интернет-кафе. Кому это надо?
00:04  "Репортеры без границ" > Как жилось журналистам в Центральной Азии в прошлом году?
00:03  Н.Саввинов > Шаг на Запад, два шага на Восток. Элиты СНГ меняют ориентацию
00:02  "Урановому королю" Казахстана Гайдамаку не дают пожертвовать $50 млн на сионистское образование в СНГ
Четверг, 05.01.2006
21:50  Президент К.Бакиев подписал Указ "О мероприятиях по подготовке к референдуму..."
21:44  Скоропостижно скончался директор казахстанского ТВ-канала "КТК" С.Клещенков
20:40  Израильского премьера Шарона погубили каббалисты страшным заклятием - "Пульса де-Нура"
19:20  МВД Узбекистана возглавил Баходыр Матлюбов
18:03  Честь... отдала? Министром обороны Латвии стала 35-летняя секретарша-филолог
17:47  Президент К.Бакиев поздравил православных кыргызстанцев с Рождеством
16:36  Таджикские гастарбайтеры установили рекорд скоростной сварки труб на нефтепроводе "Атасу- Алашанькоу" в Казахстане
15:21  Ученье - свет. В Туркмении откроется Университет имени "Рухнамы"
15:20  "КырКазГаз" закупил в России 500 тонн труб для газопровода Бухара - Ташкент - Бишкек - Алматы
14:27  Эльчин Гасанов > Нам нужен царь жестокий, полуграмотный, но честный... Вот уже 15 лет Баку самостоятелен и суверенен
14:13  MIGnews > Болезнь Шарона: вероятность летального исхода "близка к 100%", в лучшем случае - жизнь "растения"
13:08  35% таджикистанцев "не имеют доступа к питьевой воде". А что пьют?..
13:03  "ВБ" > Иссык–кульский лабиринт. Киргизия гробит собственный "туристический рай"
12:47  Гуантанамо переезжает в Кабул. Передислокация американских карателей
12:42  К пасхе швейцарцы закончат перевод и издадут Евангелие от Иуды
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
А.Джекшенкулов (МИД Киргизии) > "Кыргызская дипломатия в эпоху Вызовов" (интервью)
11:40 06.01.2006

Интервью Министра иностранных дел Кыргызской Республики А.Д.Джекшенкулова по итогам 2005 года и перспектив на будущее в беседе с корреспондентом газеты "Слово Кыргызстана" - Аллановым А.

Аликбек Джекшенкулович, как бы вы охарактеризовали события 24-марта 2005 г. и какую ей дали оценку? В какую сторону изменилась внешняя политика страны после мартовских событий?
Мартовские события 2005 года, стали одним из главных событий на политическом пространстве Центральной Азии. Эти события еще раз нам напомнили силу настоящей народной демократии и универсальные ценности свободы.

У народа Кыргызстана и у наших зарубежных партнеров появились большие ожидания от нового руководства страны.
Важно было изначально взять за основу нашей внешней политики последовательный и комплексный подход и это подтвердить практическими делами.

Президент республики К.С.Бакиев поставил перед внешнеполитическим ведомством страны три основные задачи: во-первых, это наращивание дипломатических усилий по обеспечению безопасности Кыргызстана в военно-политической, экономической, продовольственной, энергетической, экологической, информационной и других сферах жизнедеятельности нашего государства; во-вторых, ориентирование внешнеполитической деятельности на создание благоприятных условий для экономического развития республики. Здесь перед нами поставлена задача ввести институт советников по торговле при наших посольствах и представительствах в крупных развитых странах (Россия, КНР, США, Япония, Германия, Франция, Турция и др.). И третий аспект – это укрепление авторитета и престижа Кыргызстана на международной политической арене на основе проведения глубоких демократических и рыночных реформ и преобразований в стране.
Одновременно с большими задачами, поставленными перед нами Президентом, нам были даны широкие полномочия для их качественной реализации. Президент подписал Указ об усилении координирующей роли в проведении внешней политики Кыргызской Республики. Министерству иностранных дел предоставлены функции в обеспечении координации и взаимодействия органов исполнительной власти в вопросах международной деятельности в целях обеспечения единства внешней политики. Таким образом, Министерству предоставлены исключительно важные функции по исполнении внешнеполитической деятельности под непосредственным руководством Президента страны.

Для еще более качественного улучшения работы Премьер-министр Кыргызской Республики Ф.Ш.Кулов утвердил новую структуру центрального аппарата Министерство иностранных дел. Созданы территориальные департаменты, курирующие страны СНГ, западные и восточные страны. Сегодня также функционируют департаменты: международных организаций и безопасности, международно-правовой консульской службы, международного экономического сотрудничества. Создан отдел по работе соотечественниками и мигрантами в департаменте консульской службы. Он будет защищать права и интересы кыргызстанцев за рубежом. Благодаря преобразованиям структура министерства приведена в соответствии с общепринятыми международными стандартами.

Хотел бы отметить, в МИДе много профессионалов знающих свое дело, опытных специалистов. Конечно, к таким кадрам мы должны относится бережно, и использовать их знания в национальных интересах страны. Послы, по моему убеждению, должны быть из системы МИДа, быть профессиональными дипломатами. Эту мысль поддерживает и наш Президент.

После детального изучения работы посольств по итогам 2005 г. и по приоритетным вопросам, такими как привлечения иностранных инвестиций, повышения престижа страны на мировой арене, по созданию нового образа Кыргызстана, мы сделаем свои выводы и передадим предложения руководству страны.

Мы определили конкретный план действий по последовательной и системной работе по всему спектру внешнеполитических отношений.
Мы предпринимаем практические шаги по поднятию на новый уровень наших взаимоотношений нашим стратегическим партнером Россией, с ближайшими соседями с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Китаем.

В самое ближайшее время мы разработаем проект новой Концепции внешней политики на предстоящие 5-7 лет. Этот документ будет содержать в себе, наряду с другими приоритетами международного и регионального сотрудничества, и поставленные перед МИДом Президентом нашей страны цели и задачи.

Каковы на Ваш взгляд основные итоги визита Президента Кыргызской Республики К.Бакиева в Нью - Йорк для участия в 60-й юбилейной сессии ООН?

Как вы знаете, в сентябре с.г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке Президент Кыргызской Республики К.Бакиев выступил на Саммите ООН, а затем и на Общеполитических прениях 60-й юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В своих выступлениях Президент Кыргызской Республики К.Бакиев осветил события 2005 года в Кыргызской Республике, остановился на основных моментах сотрудничества Кыргызстана и ООН и высказал предложения Кыргызской Республики по главным международным проблемам, волнующих мировое сообщество, среди которых - борьба с терроризмом, укрепление режима ядерного нераспространения, выполнение Целей развития тысячелетия, искоренение бедности, а также реформирование ООН.

Визит Президента Кыргызской Республики К.Бакиева заложил новые основы развития сотрудничества Кыргызстана и ООН, что было отмечено в ходе встреч с Генеральным секретарем ООН К.Аннаном и Администратором ПРООН К.Дервишем. Глава государства также принял участие в церемонии открытия Фонда демократии ООН, организованной Президентом США Дж.Бушем и Премьер-министром Индии М.Сингх.
Наиболее важным практическим итогом работы по предложениям, высказанных Президентом КР К.Бакиевым явилось внесение Кыргызской Республикой, Швейцарской Конфедерацией и 42-мя странами ко-спонсорами согласованного проекта резолюции "Устойчивое горное развитие", единогласно принятого 13 декабря 2005 года Вторым Комитетом ГА ООН и одобренным Генеральной Ассамблеей ООН 22 декабря 2005 года. Консолидированный проект резолюции по устойчивому развитию горных государств в рамках "Горного партнерства" получил поддержку ведущих в ООН групп стран – Европейского Союза, Группы-77 и КНР, России, США, Японии, стран СНГ, Латинской Америки, Африканского Союза и многих других. Столь весомая поддержка мирового сообщества внешнеполитическим усилиям Кыргызстана по продвижению кыргызско-швейцарского проекта резолюции, несомненно, является определенным залогом ее дальнейшего продвижения.

Известно, что в настоящее время у Кыргызстана очень тесные отношения с Россией, Китаем и странами ЦА. Какая роль во внешней политике Кыргызстана отведена сотрудничеству с Европейским Союзом?
Европейский Союз является крупнейшим донором и доверительным партнером нашей страны, оказывающим помощь в сфере экологии, демократизации и прав человека, социально-экономических, гуманитарно-образовательных реформ, усиления безопасности границ и борьбы с наркотрафиком, а также обеспечения продовольственной безопасности.
За годы партнерства с Евросоюзом Кыргызстан получил около 200 млн. евро. на реализацию различных программ и проектов. В этом году сохраняется ежегодная техническая помощь в размере 10 млн. евро.
Чтобы активизировать развитие интеграционных процессов в ЦА, Европейский Союз выступил с инициативой проведения ежегодных региональных встреч Тройки ЕС со странами ЦА, т.н. "Бишкекский процесс", получивший это название в силу того, что первое заседание, по инициативе ЕС, прошло в г. Бишкек.

Кыргызстан заинтересован, с одной стороны, продолжать активное сотрудничество в рамках подписанного с Евросоюзом Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, с другой стороны, приступить к поиску новых механизмов сотрудничества в виде запуска пилотных проектов с учетом специфических особенностей нашей республики. Данный проект мог бы значительно усилить взаимовыгодное сотрудничество между КР и Европейским Союзом.

Расскажите, как идет сотрудничество Кыргызской Республики с ОБСЕ? В последнее время некоторые заговорили о том, что Кыргызстан якобы свертывает взаимодействие с ОБСЕ в области прав человека.

Как вы знаете, я четыре года был Постоянным Представителем Кыргызской Республики при ОБСЕ в Вене. За это время постарался вникнуть в деятельность ОБСЕ, изучить институты и механизмы, а также методы работы и возможности ОБСЕ. Эта общеевропейская организация сделала много хорошего в Кыргызстане. Она пользуется заслуженным авторитетом и уважением. С первых же дней сотрудничества Кыргызстана с ОБСЕ для нас была важна поддержка демократических преобразований, защита прав человека, развитие свободы слова. С целью укрепления нашего взаимодействия в этих и других вопросах было принято решение об открытии Центра ОБСЕ в Бишкеке, который начал функционировать в начале 1999 года. Не ошибусь, если скажу, что ОБСЕ внесла свой колоссальный вклад в укрепление демократических принципов и свободы слова в Кыргызстане. Благодаря ОБСЕ в стране начали действовать сильные неправительственные организации, независимые средства массовой информации, институт Омбудсмена и т.д.

После мартовских событий ОБСЕ протянула руку помощи новой демократической власти страны с целью оказания содействия в стабилизации ситуации в Кыргызстане, проведении полномасштабных политических реформ и подготовке президентских выборов. Впервые в истории пост советского Кыргызстана президентские выборы были отражены в отчетах международных наблюдателей от ОБСЕ как в целом честные и открытые.

ОБСЕ является уникальной организацией, которая рассматривает проблемы безопасности в трех взаимосвязанных и взаимозависимых измерениях: военно-политическом, экономическом/экологическом, гуманитарном. Поэтому мы и предложили ОБСЕ увеличить проекты в экономическом и экологическом направлениях.

Мы полагаем, что сотрудничество с ОБСЕ не должно ограничиваться политической сферой, а должно включать и другие не менее важные области, от которых зависит стабильность, безопасность и процветание республики. В этом плане в качестве перспективного и крайне важного для страны направления сотрудничества с ОБСЕ мы рассматриваем активное участие этой организации в осуществлении в Кыргызстане конкретных экономических и социальных проектов, направленных на решение таких наиболее актуальных проблем, как искоренение бедности, борьба с коррупцией и повышение благосостояния населения страны.

Хочу подчеркнуть, что наше предложение не должно рассматриваться, как попытка принизить значимость политического сотрудничества с ОБСЕ или свернуть деятельность Организации в Кыргызстане. Соблюдение прав человека и приверженность принципам демократии остаются приоритетными вопросами Правительства Кыргызской Республики, которое будет и дальше тесно взаимодействовать с ОБСЕ по этим вопросам.

Аликбек Джекшенкулович, Кыргызстан, как известно, принимает активное участие в деятельности ОДКБ и ШОС. Не кажется ли Вам, что эти две Организации где-то дублируют друг друга? Каковы современные взаимоотношения между ними?
Да, действительно, Кыргызстан принимает самое активное участие в деятельности этих двух авторитетных международных региональных организаций. Более того, мы являемся соучредителями ОДКБ и ШОС.
Регион Центральной Азии, в силу своего особого геополитического положения, имеет одно из ключевых значений в плане активного противодействия международному терроризму, незаконному обороту оружия и наркотиков. Вполне логично, что в вопросах безопасности в Центрально-азиатском регионе одновременно занимаются две близкие по подходам к борьбе с терроризмом международные организации – Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). И как, мне представляется, эти две организации не дублируют, а органически дополняют друг друга.
Главное предназначение ОДКБ – обеспечение безопасности на постсоветском пространстве. Антитеррористическая направленность ОДКБ нашла свое отражение в принятом в мае 2000 года Меморандуме об адаптации Договора к новым геополитическим условиям. Тем самым, задолго до начала антитеррористической операции в Афганистане государства-члены ОДКБ осознали реальную опасность угрозы международного терроризма, исходящей из этой страны, что полностью подтвердило дальнейшее развитие событий.
В ШОС весьма важное значение придается скорейшей стабилизации послевоенной ситуации в Афганистане, которая, по-прежнему, продолжает непосредственно оказывать негативное влияние на безопасность в нашем регионе. Активизации предметного сотрудничества в данной области, несомненно, должно способствовать создание в ноябре 2005 года контактной группы "ШОС - Афганистан".
После июльского саммита ШОС в Астане в 2005 году в зарубежных средствах массовой организации активно муссировался вопрос о возможной трансформации данной Организации в некий аналог НАТО в качестве противовеса Североатлантическому блоку на Востоке. Разделяете ли Вы такую точку зрения?
Я а не разделяю такую точку зрения по следующим объективным причинам:
Во-первых, Шанхайская организация сотрудничества имеет комплексные и многовекторные, более универсальные цели и задачи.
Это не только противодействие трансграничным вызовам и угрозам, борьба против т. н. "трех сил зла", а, также, углубление торгово-экономического сотрудничества посредством реализации конкретных проектов в приоритетных отраслях экономики государств-членов ШОС, раскрытие огромного потенциала добрососедства, духа взаимного доверия и взаимной выгоды, единения и равенства, который можно назвать одним емким словом "Шанхайский дух".
Это повышение благосостояния народов наших стран путем обеспечения устойчивого экономического развития во всем пространстве ШОС, сохранение социальной и политической стабильности в государствах-членах ШОС, а также всемерное расширение культурно-гуманитарного сотрудничества, в сфере науки и образования.
Во-вторых, в отличие от НАТО в Шанхайской организации сотрудничества нет силовых компонентов, как, например, Коллективные Вооруженные Силы НАТО с общим командованием.
Кроме того, в Хартии ШОС, на мой взгляд, закреплен очень важный принцип относительно того, что деятельность данной Организации не направлена против третьих стран.
Тот факт, что вслед за Монголией, к Шанхайской организации сотрудничества в качестве наблюдателей в 2005 году присоединились Индия, Пакистан и Иран, мы рассматриваем как яркое свидетельство открытости структуры нашей Организации, прозрачности ее действий, востребованности, а также растущего веса и международного авторитета ШОС в современном мире в условиях глобализации, что позволяет всем нам с оптимизмом смотреть на перспективы развития самой Организации, которая 15 июня 2006 года в Шанхае будет торжественно отмечать свой 5-летний юбилей.
Как Вы расцениваете нынешний уровень и перспективы отношений Кыргызстана и России.
Российская Федерация была и остается одним из главных стратегических партнеров Кыргызстана. На сегодня сложился очень высокий уровень отношений между Кыргызстаном и Россией. В основе их лежит активный диалог на уровне глав государств и глав правительств. Как известно, 4-5 сентября т.г. прошел первый рабочий визит Президента Кыргызской Республики К.Бакиева в Российскую Федерацию. Сейчас достигнутые во время визита договоренности реализуются практически.
Российская Федерация занимает первое место по объему товарооборота Кыргызстана с зарубежными странами и является основным нашим торговым партнером.
Расширение и укрепление взаимовыгодного, разностороннего двустороннего сотрудничества в экономической сфере лежит в основе нашей политики с Россией. Мы хотели бы, чтобы наши стратегически важные промышленно-экономические объекты развивались с участием России, в частности были бы востребованы возможности Кыргызстана в таких секторах как энергетика, горнодобывающий комплекс, туризм и в других отраслях.
Кыргызстан приветствует заинтересованность крупных российских компаний, обладающих достаточным техническим и фининсовым потенциалом, в инвестиционных проектах, таких как Камбарата – 1, Камбарата – 2, строительство в Кыргызстане алюминиевого завода.
Также следует отметить сотрудничество в гуманитарной сфере, в частности, прошедший в Кыргызстане Международный форум, посвященный 125-летию российской образования в Кыргызстане. Считаем знаком особых отношений выделения Правительством Москвы территории под культурно-торговый комплекс Кыргызской Республики, также принято решение об установлении памятника Манасу в центре Москвы.
Итоги двусторонних встреч в 2005 году свидетельствуют, что кыргызско-российские отношения будут развиваться по восходящей, и обогащаться новым, конкретным содержанием.

Аликбек Джекшенкулович, новое руководство Кыргызской Республики уже неоднократно заявляло о неизменности внешнеполитического курса Кыргызстана в отношении своих ближайших соседей, в том числе и Казахстана. Что бы Вы могли сказать по этому поводу по итогам уходящего года?

Состояние отношений с сопредельными странами является важнейшим фактором для Кыргызстана, определяющим безопасность в регионе и в стране, нормальное функционирование экономики, перспективы осуществления реформ, возможность выхода к мировой и континентальной инфраструктуре коммуникаций.

В качестве конкретного примера применительно к нашему ближайшему соседу Казахстану хотел бы отметить последние договоренности торгово-экономического характера - это планы создания сервисно-торговых рыночных комплексов в приграничных областях Кыргызстана и Казахстана, принятие для Кыргызстана единых ставок акцизного налога на ввозимые в Казахстан подакцизные товары, намерения о поставках нефтепродуктов в Кыргызстан по внутренним ценам Казахстана, договоренности существенной либерализации вопросов трудовой миграции и другие вопросы, имеющие насущное значение для народного хозяйства Кыргызстана.
Казахстан, как и прежде, остается стратегически важным для Кыргызстана государством по всем ключевым позициям. В этой связи для нас считается важным активно поддерживать и развивать стремление сторон, направленное на углубление и интенсификацию сотрудничества в формате союзнических отношений.

Как вы оцениваете развитие кыргызско-узбекских отношений, претерпели ли они существенные изменения после 24 марта 2005 года?

В первую очередь, хотел бы отметить, что народ Кыргызстана с чувством особой благодарности и признательности воспринял оказанную Узбекистаном безвозмездную помощь в первые, наиболее сложные и ответственные, дни для нашего народа после событий 24 марта 2005 года. Мы рассматриваем данную благородную акцию Республики Узбекистан в качестве еще одного яркого свидетельства высокого уровня наших двусторонних отношений.

Кыргызско-узбекское взаимодействие затрагивает большинство сфер двусторонних отношений. Среди них существуют вопросы актуального характера, которые необходимо решать. В частности, это касается сферы приграничных отношений и торгово-экономического сотрудничества.
Кыргызская сторона разделяет обеспокоенность Узбекистана возрастанием религиозно-экстремистских угроз, в том числе со стороны Хизб-ут-Тахрир и других религиозных экстремистских организаций.
Мы выражаем солидарность с Узбекской стороной в необходимости активизации совместных усилий по борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, представляющих угрозу для безопасности и стабильности региона.

В целом, мы выражаем надежду, что в Новом Году кыргызско-узбекские отношения обретут новое качество конструктивного сотрудничества, как подобает двум родственным соседним народам.

Ваше видение перспектив многостороннего сотрудничества на пространстве Содружества Независимых Государств?

В настоящее время проводится активная работа по совершенствованию и реформированию органов Содружества; актуальными являются вопросы взаимодействия в отдельных сферах деятельности. В частности, за прошедший год следует отметить сотрудничество в гуманитарной сфере: подписано Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников СНГ, утвержден План основных мероприятий, посвященных Году Содружества.

Значимые события происходят и в рамках ЕврАзЭС. Сегодня ведется работа по формированию Единого экономического пространства и Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Наблюдается позитивная тенденция увеличения товарооборота Кыргызстана практически со всеми государствами-членами ЕврАзЭС.

Что касается вступления Республики Узбекистан в ЕврАзЭС, хотел бы отметить, что Кыргызстан поддерживает данный шаг нашего партнера и соседа по региону, активно содействует процессу вступления.
Новой ступенью в развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве стало решение об объединении Организации ЦАС и ЕврАзЭС.

Как бы Вы охарактеризовали современный уровень взаимоотношений Кыргызстана со своим ближайшим соседом - Китаем?

Кыргызстан придает большое значение укреплению долгосрочных, стабильных, партнерских и взаимовыгодных отношений с Китаем. Китайский вектор внешней политики Кыргызстана, по-прежнему, остается одним из наиболее приоритетных направлений кыргызстанской дипломатии.

Хотел бы отметить высокий уровень кыргызско-китайского межгосударственного взаимодействия, которое с каждым годом приобретает все более динамичный характер. Кыргызстан выражает свою приверженность его дальнейшему развитию и укреплению как в двустороннем, так и многостороннем формате, в том числе в рамках ООН и ШОС.

Отношения между нашими странами на современном этапе характеризуются как союз доверительного и взаимовыгодного партнерства. Стороны поддерживают друг друга в важных вопросах, касающихся суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства. За последние годы между Кыргызстаном и Китаем были подписаны основополагающие документы такие, как Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 2002 года и Программа сотрудничества между КР и КНР на 2004 – 2014 гг.

Для Кыргызстана очень важной является экономическая составляющая взаимодействия с Китаем. Необходимо отметить, что в последние годы усилилась динамика торгово-экономических связей с КНР, активизировалась работа по реализации различных отраслевых проектов, увеличились китайские инвестиции в экономику республики.

Активно развивается культурно-гуманитарное сотрудничество. За период 1992-2005 гг. сторонам удалось достичь заметных успехов в этом направлении, подписан и действует целый ряд двусторонних договоров и соглашений. В последний период набирает обороты сотрудничество в сфере образования, углубляются контакты между кыргызскими и китайскими учебными заведениями, растет взаимный обмен студентами.

Недавно Вы посетили с официальным визитом КНР. Каковы итоги визита?

В ходе визита состоялись встречи и переговоры с высокими государственными и партийными деятелями Китая, в результате которых были достигнуты определенные договоренности по ряду актуальных вопросов двустороннего сотрудничества.

В официальном послании Президента Кыргызской Республики К.С.Бакиева Председателю КНР Ху Цзиньтао была подтверждена позиция нового руководства Кыргызстана о неизменности нашего курса на дальнейшую активизацию двустороннего сотрудничества, соблюдение имеющихся договоренностей между нашими странами в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах.

Следует особо отметить сближение мнений сторон по вопросу о практической реализации проекта строительства железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Итоги состоявшихся переговоров свидетельствуют о заинтересованности и готовности китайской стороны к практической реализации проекта строительства Китайско-Кыргызско-Узбекской железнодорожной магистрали. Теперь необходимо поработать специалистам трех стран, детально и подробно обсудить технические и организационные моменты осуществления данного проекта.

По итогам визита были также достигнуты договоренности о проведении очередного заседания Межправительственной кыргызско-китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в 2006 году в г.Бишкек; о расширении пропускных функций КПП "Торугарт"; о смягчении наказаний гражданам КР, осужденным и отбывающим наказание в местах лишения свободы на территории КНР; об увеличении с 2006 учебного года квоты для студентов и стажеров КР, обучающихся в вузах КНР и многие другие.

К числу важных итогов визита следует отнести подписание Программы сотрудничества между Министерством иностранных дел Кыргызской Республики и Министерством иностранных дел КНР на 2006 год.

Каковы основные тенденции развития сотрудничества Кыргызстана и Японии.

Япония является одним из основных приоритетов внешней политики Кыргызстана. С момента установления дипломатических отношений, Правительство Японии оказывает существенную финансовую поддержку Кыргызстану на двустороннем уровне, в рамках программы Официальная помощь развитию, а также на многосторонней основе через различные международные и финансовые институты. Япония является кредитным донором основополагающих проектов республиканского масштаба: реконструкция аэропорта "Манас", строительство автодороги Бишкек-Ош и содействие развитию сельскохозяйственной отрасли страны и др.

Особая роль принадлежит поддержке на грантовой основе, оказываемой Правительством и народом Японии системе кыргызского здравоохранения, сельского хозяйства, образования и культуры, школам, университетам, театрам, национальной телерадиовещательной корпорации и др.

В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к активизации сотрудничества с Японией. С 2003 года функционирует Посольство Японии в Кыргызской Республике, в 2004 году открыто Посольство Кыргызской Республики в Японии. Помимо японского Посольства в Бишкеке функционирует офис Японского агентства международного сотрудничества (JICA) и Японский центр. В прошлом году состоялся ряд официальных и рабочих визитов на высоком уровне, как в Японию, так и в Кыргызстан. Вызывает глубокое удовлетворение сложившийся уровень двусторонних отношений, отсутствие принципиальных разногласий по вопросам многостороннего и двустороннего сотрудничества, установившийся диалог на основе взаимодоверия с государственными структурами Японии.

Особого внимания заслуживает взаимодействие двух стран в рамках регионального сотрудничества. В августе 2004 года была озвучена новая внешнеполитическая концепция Японии в странах Центральной Азии – "Диалог Центральная Азия + Япония", которая, как мы надеемся, имеет все основания быть успешно внедренной в практической плоскости и стать жизнеспособным инструментом в повышении социально-экономического уровня жизни в регионе, создания зоны стабильности и безопасности в Центральной Азии.

Как известно, с 2001 года на территории Кыргызстана расположена американская авиабаза. Какую пользу Кыргызстану она приносит?

Вы помните, наверное, когда и при каких условиях появилась авиабаза в Кыргызстане. Это было ровно четыре года назад, после трагических событий 11 сентября 2001 года. Кыргызстан решительно осудил террористические акты и заявил о своей всецелой поддержке усилий международной коалиции в борьбе с терроризмом. Дата 11 сентября 2001 года стала поворотной точкой, с которой начался новый отсчет времени для всех, кто стремится дать решительный отпор и покончить раз и навсегда с глобальными угрозами 21-го века.

Необходимо отметить, что антитеррористическая операция и начавшийся процесс мирного созидания афганского государства полностью отвечают национальным интересам Кыргызстана.

Вместе с тем, нужно отметить, что для Кыргызской Республики вопросы собственной безопасности и национальные интересы страны являются первоочередными целями. И решение тех задач, которые выполняет авиабаза в "Манасе", равно как и размещенные в кыргызском аэропорту Кант силы стран-участниц ОДКБ, способствует безопасности и стабильности в Кыргызстане и в Центральной Азии в целом.

Когда планируется следующий раунд переговоров с США по авиабазе "Ганси"? Ожидается ли позитивный результат?

В ближайшее время эксперты двух стран приступят ко второму раунду переговоров. Есть уверенность в том, что в результате консультаций мы достигнем взаимовыгодных позитивных решений. По итогам наших договоренностей общественность, несомненно, будет проинформирована по существу данного вопроса.

Как бы Вы в целом оценили развитие кыргызско-американских отношений за прошедший год?

Нам удалось сохранить высокий уровень наших взаимоотношений и даже поднять их на качественно новый уровень благодаря конструктивному подходу обеих сторон.

Во-первых, США в очередной раз продемонстрировали свою приверженность принципам демократии и свободы, одними из первых протянув руку помощи народу Кыргызстана после мартовских событий.
Во-вторых, именно благодаря конструктивному подходу обеих сторон к столь чувствительному вопросу как пребывание на территории Кыргызстана авиабазы "Ганси" правительства двух стран согласились пересмотреть Соглашение об условиях пребывания военного и гражданского персонала Министерства обороны США на территории КР.

В-третьих, по достоинству оценив определенные достижения нашей страны за прошедший с 24 марта период, Совет Директоров Программы "Счет Вызовов Тысячелетия" 8 ноября т.г. принял решение о включении Кыргызстана в список стран-участниц "Пороговой Программы СВТ" на 2006 год.

И в конце нашего интервью прошу высказать Ваши пожелания нашим соотечественникам и вашим коллегам.
Наступает время новых глобальных вызовов, на которые Кыргызстан должен дать достойные ответы. Уверен, дипломатия внесет в этом свою достойную лепту.

В новом 2006 году для внешнеполитического ведомства страны, будет продолжать оставаться работа, направленная прежде всего на отстаивание наших национальных интересов. Мы будем делать это твердо, последовательно, сбалансировано и прагматично.

Известно, что успех внешнеполитической деятельности, во многом зависит от внутренней ситуации в стране, находящейся на сложном этапе демократических и рыночных реформ. В это непростое для нашего народа время как никогда важно всем нам, служащим народу и стране на деле проявить здоровый патриотизм, без которого невозможно преодолеть последствия политических и социальных потрясений в обществе и обеспечить устойчивое и динамичное развитие страны.

Хочу пожелать всем соотечественникам благополучия, плодотворной работы и успехов в реализации наших общих планов на благо Кыргызской Республики.

Передал -
Адиль Турдукулов.
Руководитель Отдела информации МИД КР.
+996 62 65 59, + 996 502 12 48 72.

adil7kg@inbox.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1136536800
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх