КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 24.02.2005
23:00  В Киргизии остановлено вещание радио "Aзаттык" ("Свобода")
22:48  Израиль игнорирует решение Международного суда о разделительной стене
21:46  Буш в Братиславе объявил о полной поддержке "демократических революций" в СНГ
21:36  Монголия: Социал-демократы требуют обнародовать доходы 96-ти высших чиновников
19:40  "Жэньминь Жибао": Как китайский крестьянский парень женился на американской девушке
17:26  "Метеоновости": Американский фильм "Послезавтра", как реклама киотского протокола
17:14  Узбекская поэтесса Г.Нур желает экс-послу Британии в Ташкенте Мюррею победы на Парламентских выборах
16:11  Прежде чем писать книжки - научитесь их читать! В.Путин ответил Латвии и Эстонии
14:33  Совет улемов Киргизии хочет ввести ученые степени для местных имамов
13:30  Каракалпакский писатель Т.Каипбергенов назвал всех бедных узбекистанцев "лентяями, которые не хотят работать"
12:20  Р.Абдулло - Выборы 2005 и Парламенты Таджикистана: историческая эволюция. Ч. 2-я
11:47  Киргизия: акции протеста срывают золотодобычу на "Кумторе"
11:36  В Кокчетаве (Казахстан) осудили членов местной ячейки "Хизб-ут-тахрир": двум дали по 5-ть
11:21  Сектанты "Фалуньгуня" Украины просят А.Акаева не поддаваться давлению "фашистского" Китая
11:08  К.Демулен - Иран и Россия: игра на дружбе
10:59  НАТО создаст в Казахстане "региональный центр подготовки инженерно-саперных подразделений"?
10:50  Киргизия: американцы запустили свою "свободную" типографию с автономного генератора
10:13  Нуркадилов обзывает Сарсенбайулы "подрывником". Раскол среди казахстанских дем-оппозиционеров углубляется
10:06  "Къ" - Европа и Буш не смогли договориться по вопросу китайского эмбарго
09:51  Марионетки Запада добивают единую Югославию: Черногория отсоединяется от Сербии
09:44  "РосВести" - Саакашвили и Телегина ведут себя, как брошенные любовники...
09:35  Копирайт на баурсаки. Казахстанский парламентарий Махашев хочет запатентовать нацпродукты
09:29  Суставы, мышцы, кожа Туркменбаши работают нормально, - стоматолог Отт, дерматолог Хаанс, травматолог Либих
09:21  "DW": Снега - 2 метра. Сотни афганцев умирают от морозов
09:17  Э.Махмудов (директор НИИ водных проблем Узбекистана) - "Эффективно управлять водой в ЦентрАзии можно только по-советски"
08:58  Гроза моджахедов. Летчик В.Гончаренко стал Героем Советского Союза в 25 лет
08:42  Американские евреи душевно лизнули Туркменбаши. Обращение из "Нового русского слова"
08:29  "Эхо": Иран - США: "война нервов" продолжается
08:08  Ш.Ахмаджонов - Политические партии Узбекистана: шесть зарегистрированых и одна "скрытая". Ч. 2-я
08:02  Госсекретарь Киргизии назвал "актуальной" идею Н.Назарбаева о создании Союза Центрально-азиатских государств
07:48  Виноваты информагентства! И.Каримов дезавуировал заявление собственного МИД с критикой инициатив Н.Назарбаева
07:36  Саакашвили не хочет сравнивать своих министров с Среднеазиатскими. Забавное интервью "La Stampa"
07:24  Митингующие в Тонском районе Киргизии захватили здание районного акимата
07:14  Офицер ГРУ минобороны Казахстана задержан за... трафик проституток
06:56  Пикет у посольства. Статую Туркменбаши забрали в московскую милицию
05:25  Р.Приживойт - Чистая совесть как следствие плохой памяти. Предвыборная гонка в Киргизии
01:56  В.Коршунов - Агония "Ак жола" (казахстанской оппозиции): партстроители против политархитекторов
00:37  Н.Айып - Правительство А.Акаева не выполняет своих обязательств
00:29  Еurasianet - Скандал со СМИ приводит к акциям протеста в Киргизии
00:26  Б. де Кордье: Дырки и бублики. Труба "Баку-Джейхан" - последняя надежда правительства Грузии
Среда, 23.02.2005
19:15  ИГНПУ - Ташкентская милиция начала арестовывать 60-летних матерей подозреваемых "хизбутов"
18:05  23 февраля в Киргизии вновь праздничный день: митинг и торжественная церемония
16:19  Спохватились. "Независимую" американскую типографию в Бишкеке отрубили от электричества
15:04  Вести.uz - Неприятное "открытие" Аскара Акаева
14:29  А.Чаадаев - Ядерный империализм vs. ядерный суверенитет. Навстречу саммиту в Братиславе
14:11  Чингиз Айтматов: Убить - не убить... (новый рассказ)
14:07  IWPR - Очистив страну от всех реальных и мнимых исламских экстремистов, узбекские спецслужбы добрались до суфиев
13:54  МИД Узбекистана назвал последнюю инициативу Назарбаева "очередным декларативным призывом"
13:28  Н.Бухари-заде - Как живут богатые и бедные партии в Таджикистане
13:26  "DW" - "Зачем нам заповедники?" Елки и палки туркменской экологии
12:48  Киргизия - Митинги в Кочкорке, Бакай-Ате, обе трассы вокруг Иссык-Куля блокированы оппозицией
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Таджикистан   | 
Р.Абдулло - Выборы 2005 и Парламенты Таджикистана: историческая эволюция. Ч. 2-я
12:20 24.02.2005

Рашид Г. АБДУЛЛО

Выборы 2005. Парламенты Таджикистана . Маджлиси Оли (Верховное собрание) первого созыва.

1.
6 ноября 1994 г. в Таджикистане была принята новая. Постсоветская Конституция страны. В соответствии с ней, в Таджикистане вновь вводилось президентское правление и вместо унаследованного от советских времен Верховного Совета в качестве парламента страны учреждалось Маджлиси Оли (Верховное Собрание) Республики Таджикистан. Выборы в новый парламент состоялись в феврале 1995г. Они прошли в более благоприятной для властей, как таковых, условиях, нежели выборы в последний советских парламент страны. Если в 1990 г. власть, особенно исполнительная, уже была поражена кризисом и неуклонно ослабевала, то 1995 г. ситуация былосовершенно иной. За те два года, что прошли со времени Худжандской сессии предыдущего парламента, новое рукводство страны сумело выстроить более или менее эффективную исполнительную вертикаль. Страна, за иссключением некоторых восточных районов, находившихся под контролем вооруженной оппозиции, устойчиво управлялась из центра.

Конечно, не обходилось и без проблем. Во многом, их возникновение обуславливалось непростыми отношениями, складывавшимися между рукводством Таджикистана и его собственными сторонниками - бывшими полевыми командирами, осуществлявшими власть на местах. Непосредственно, в качестве официального начальства, или же через своих ставленников. Эти отношения то и дело перерастали в конфликты большей или меньшей интенсивности. Однако во всех этих конфликтах рукводство страны, возглавляеемое людьми, обладавшими еще советским опытом работы в партийных, государственных и хозяйственных структурах, неизменно брало верх над харизматичными и влиятельными, но неискушенными в хитросплентения политической деятельности бывшими полевыми командирами. В результате, влияние несистемных фигур во власти и на власть неуклонно снижалось, хотя оно и продолжало оставться значительным.

Результаты выборов в Маджлиси Оли в полной мере отражали реалии страны того времени. В частности, депутатми парламента стали не только такие влиятельные и в прежнем Верховном Советет фигуры, как Абдулмаджид Достиев или Сафарали Кенджаев, но и ставшие руководителями различных государственных силовых и гражданских структур бывшие полевые командиры Народно фронта. Наиболее заметными среди них были Хабибулло Насруллоев, Яъкуб Салимов, Ибодулло Бойматов, Гаффор Мирзоев, Сухроба Косимов, Худжа Каримов, Иззатулло Куганов, Курбон Чолова и др.. Самодостаточность, сильная харизма и опыт самостоятельной политической деятельности одних, такие же самодостаточность, харизма и самостоятельнность, помноженные на обладание реальной военной силой других, создавала потенциальные предпосылки сохранения парламентом своей ведущей роли в стране. Какое-то время, а именно на протяжении 1995 г. парламент еще был институтом, который мог поспорить по степени воего влияния на дела в стране с восстановленным институтом президентской власти. Ондако уже в 1996 на весах политического влияния парламентская чаша оказалась менее весомой.

Прежний парламент стал самостоятельным политической силой в услових паралича и полной деградации исполнительной ветви власти. В годы функционировании Маджлиси Оли образца 1995 г. происходи обратный процесс . упрочение позиций исполнительной власти в политической системе Таджикистана, и постоянное усиление ее влияния в управлении страной. В силу того, что именно она, исполнительная власть, на повседневной основе занималась решением политического объединения страны, осуществления тех или иных реформ и преобразвований в экономике, ее адаптации к рыночным условиям, восстановлением разрушенных гражданской войной связей с внешним миром и т.д.

Маджлиси Оли будучи непрофессиональным и не постоянно действующим парламентом, просто не имел возможности контролировать все эти процессы. Профессионально в нем работали лишь руководители парламента и руководители парламентских комитетов, может быть еще некоторое число депутатов. Для подавляющего большинтсва депутатов из числа бывших полевых командиров работа в парламенте не была основной. Как рукводители различных структур исполнительной власти они подчинялись президенту страны, поначалу теоретически, а затем, по мере усиления института президентской власти, и практически. К тому же многие из них сошли с политической сцены. В силу самых различных обстоятельств. Некоторые из них погибли в разного рода междуусобицах и "разборках". Другие, бросив вызов тенденции развития мирного процесса и укрепления государственности, оказались в проигрошном для себя конфликте с властью, с объективными тенеденциями в развитии страны. развивашимися тенденциями но и самой историей. Третьи, растратив свои политические ресурсы и не сумев выдержать конкуренцию с президентской властью, были вынуждены отойти на задний план.

На место ушедших или отступивших влиятельных лиц, ничем не обязанных власти,более того, полагавшие, что власть обязана им своим существованием, приходили менее харизматичные и самостоятельные, но более системные и технократичные лица. Иными словами в парламенте, во власти в целом, самостоятельных или же несистемных фигур стали постепенно сменять чиновники. Некотрые как бы просто возвращались в свой довоенный статус чиновников-госслужащих. Другие трансформировались в таковых. Третьи будучи чиновниками приходили в парламент через дополнительные выборы на место выбывших из него по разным причинам несистемных харизматичных личностей.

2.
Парламент не сразу поступился своим влиянием. Для этого исполнительной власти пришлось приложить немало усилий. Уже на первой сессии Маджлоиси Оли президент сумел настоять на выборе спикером парламента своего выдвиженца - Сафарали Раджабова. Для общественности это было неожиданно. Все полагали, что спикером будет избран политический тяжеловес Аблудмаджид Достиев, первый заместитель Эмомали Рахмонова в бытность его главой парламента, возглавлявший всю практическую работу по разработке новой Конституции Таджикистана.

Оппоненты президента утверждали, что его политическое решение определялось персональными мотивами. Но, объективно, у данного решения были и более глубинные причины. Во-первых, в это время полным ходом шел межтаджикский мирный переговорный процесс. Политический прагматизм обуславливал необходимость подчеркивания способности руководства страны идти на компромиссы с вооруженной оппозицией, контролировавшей ряд восточных районов страны. Традиционно, таджикский парламент возглавляли именно представители данного региона. Уроженцем этого регионы был и внось избранный спикер Маджлиси Оли. Во-вторых, хаос 1991-1992 г. , а также противостояние парламента и апарата его руководителя с премьером . министром, им в то время был Абдумалик Абдуллоджонов, крупный предприниматель и политик, склонный к принятию самостоятельных решений, с его аппаратом и сторонниками в 1992-1993 гг. выработал у руководства страны чрезвычайную настороженность в отношении малейшей возможности возвращения к ситуации тех лет.

На второй осенней сессии парламента депутаты попытались побороться за право контроля над деятельностью различных министертсв, ведомств и учреждений через сохранение их подотчетности парламенту. Однако все предложения парламентариев на этот счет были эффективно блокированы исполнительной властью. Затем ушли в прошлое прямые и полные ТВ трансляции из зала заседания паламента, а вместе с ними и публичность парламентской деятельности. Та публичность, которая рассковала в свое время инициативу депутатов, сделала их неплохими ораторами и сильными публичными политиками, а предыдущий парламент популярным среди населения. По мере того, как деятельность парламента утрачивала публичный характер, он становился все менее интересным и малопонятным для населения, а следовательно и не столь влиятельным, как в недавнем прошлом, институтом государственной власти.

3.
Следует также сказать, что в отличии от предыдущего парламента, Маджлиси Оли первого созыва не был по настоящему репрензентативным. В нем никак не были представлены политические силы, находившиеся в вооруженной оппозиции правительству и контролировавшие, через свое участие в Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) приличную часть территории страны. Правительство, вступившее в апреле 1994г. под эгидой ООН в политический диалог с вооруженной оппозицией, предложило ей принять участие в выборах.

В сентября 1994 г. в Тегеране участниками межтаджикских мирных переговоров было подписано Соглашение о прекращении огня. Положения Соглашения предусматривали создание сторонами на паритетной основе Совместной комиссии (СК) по наблюдению за соблюдением его положений. СК была сформировна. Ее члены от оппозиции прибыли в Душанбе для работы на постоянной основе. Для оказания содействия сторонам в реализации Тегеранского соглашения была учреждена Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане. В этих условиях, сделанное правительством предложение а выглядело логичным.

Оппозиция, выдвинув свои вполне понятные резоны, предложение правительства не приняла. В частности, она выразила сомнение в принципиальной возможности проведения нормальных выборов в условиях продолжавшегося внутреннего вооруженного конфликта, а также в возможности обеспечения безопасности ее представителей в ходе выборного процесса. В результате, выборы состоялись без участия политических сил, входивших в оппозицию. И хотя в парламенте были депутаты даже от районов, которые входили в зону влияния вооруженной опозиции, проблема политической легитимность не была снята.

Частичному решению данной проблемы, и не только в отношении Маджлиси Оли первого созыва, но и всех других ветвей власти, способствал развернувшийся межтаджикский мирный процесс. Его составными элементами были: межтаджикские мирные переговоры, работа Совместной комисси по наблюдению за выполнением тегеранского соглашения о прекращении огня, создание, на на основе положений Общего соглашения о мире от 27 июня 1997 г. и на паритетных началах, Комиссии по национальному примирению (КНП) с приданием ей серьезных полномочий по разработке мер, направленных на реформирование всех ветвей власти, вхождение, с конца января-начала февраля 1998 г. и в соответствии с 30% квотой, представителей ОТО в правительство страны, в органы исполнительной власти на местах и т.д.

В 1999 г.. Маджлиси Оли легализовал существование и функционирование в стране политических партий, входивших в ОТО. В ходе сентябрьского 1999 г. общенародного референдума были приняты разработанные КНП изменения и дополнения в действующую Конституцию страны. В соотвтетствии с ними предусматривалось, в частности, преобразование Маджлиси Оли . однопалатного непрофессионального и непостоянно действующего законодательного собрания, в двухпалатный, постоянно действующий профессиональный парламент. Для того, чтобы выборы в этот парламент состоялись, в декабре 1999 г. Маджлиси Оли принял новый Конституционный закон Республики Таджикистана о выборах и референдумах, определявший порядок и процедуру их подготовки и проведения. С прниятием этого закона деятельность Маджлиси Оли первого созыва фактически завершилась.

Маджлиси Оли Республики Таджикистан первого созыва, избранный в феврале 1999 г. был парламентом военного времени и в полной мере отражал существоваший на момент его избрания политический раскол страны. В нем не были, да и не могли быть представлены политические силы, находившиеся по другую сторону баррикад в межтаджикском военно-политическом конфликте. Соотвтетственно, политическая летитимность Маджлиси Оли не была полной. В тоже время, само его избрание и дальнейшее функционирование завершили процесс становления основ новой, уже не советской, а вполне национальной таджикской государственности. Именно данным обстоятельством определяется место и значенеи Маджиси Оли в истории независмого Таджикистане.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1109236800
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх