КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 23.02.2005
19:15  ИГНПУ - Ташкентская милиция начала арестовывать 60-летних матерей подозреваемых "хизбутов"
18:05  23 февраля в Киргизии вновь праздничный день: митинг и торжественная церемония
16:19  Спохватились. "Независимую" американскую типографию в Бишкеке отрубили от электричества
15:04  Вести.uz - Неприятное "открытие" Аскара Акаева
14:29  А.Чаадаев - Ядерный империализм vs. ядерный суверенитет. Навстречу саммиту в Братиславе
14:11  Чингиз Айтматов: Убить - не убить... (новый рассказ)
14:07  IWPR - Очистив страну от всех реальных и мнимых исламских экстремистов, узбекские спецслужбы добрались до суфиев
13:54  МИД Узбекистана назвал последнюю инициативу Назарбаева "очередным декларативным призывом"
13:28  Н.Бухари-заде - Как живут богатые и бедные партии в Таджикистане
13:26  "DW" - "Зачем нам заповедники?" Елки и палки туркменской экологии
12:48  Киргизия - Митинги в Кочкорке, Бакай-Ате, обе трассы вокруг Иссык-Куля блокированы оппозицией
12:45  В.Андреева - Страна "КирЛимония". Кто будет преемником Аскара Акаева?
12:44  А.Таксанов - Молодежь Узбекистана против мин: диалог в Москве
12:40  В Ташкенте открыт музей киноискусства Узбекистана
12:34  Д.Самадова (Соцдемократическая партия Таджикистана) - "Правонарушений в отношении нас допущено очень много"
12:32  М.Хазин - Россия не может ограничиться своей территорией
12:19  А.Юрченко (посол Украины в Баку) - "Главное, чтобы заработал наш коридор Европа-Азия"
12:17  "МСН" ведет целенаправленную кампанию травли... моей семьи - жены и детей". Обращение А.Акаева (текст)
12:13  Ш.Ахмаджонов - Политические партии Узбекистана: шесть зарегистрированых и одна "скрытая". Ч. 1-я
11:10  "Guardian" - Судьба Гаденыша. Березовский против Кремля
11:09  Алло, ау... Ложь "Каракалпактелекома", распространенная агентством УзА
10:23  "Известия" - Евростандарт "самозванства". Киев технично хоронит ЕЭП, ради ВТО
10:18  Митингующие на Иссык-куле заваливают автодороги срубленными деревьями
09:54  ПроВоронили? Двое граждан Казахстана, задержанные в Кишиневе, бесследно исчезли
09:51  Р.Искандеров - Местное самоуправление в Казахстане: путем реформ
02:31  "Адил соз" - Мониторинг нарушений свободы слова в Узбекистане в январе 2005 года
00:47  Т.Узтурк: В Каракалпакстане враг браконьера – это враг чиновника
00:42  Х.Карзай обсудит в Индии газопровод из Туркмении
00:33  Доктор Мюллер не подвел. Туркменбаши успешно улучшил зрение
00:25  Гражданки Кыргызстана отказались давать свидетельские показания против российского мафиози Япончика (Иванькова)
00:10  Ozod Ovoz - Культ личности Ислама Каримова: новые имена прославителей
00:01  При правительстве Кыргызстана создается Нацкомиссия по устойчивому развитию
Вторник, 22.02.2005
22:21  В Бишкеке задержан М. Александров, укравший в 2002 г... завод "Электротехник"
21:35  Грузия вдвое увеличивает военный бюджет гонясь за НАТО. Саакашвили покупает в Иране еще одну горелку?
21:16  Нас избивают на пикетах! Заявление правозащитницы Е.Урлаевой Генпрокурору Узбекистана Р.Кадырову
16:44  Оглашен приговор: экс-судья Верховного Суда Узбекистана К.Абдувалиева получила 7 лет за взятки
15:06  ВВС - РУСАЛ вложил $400 млн. в Австралию и собирается строить вместе с ЕФПК алюминиевый завод в Казахстане
14:32  Казахстан увеличивает расходную часть бюджета, выполняя обещания Н.Назарбаева
13:20  "Вароруд" - Есть ли права у ферганских мардикоров? Века прошли, проблемы те же
13:01  Крупнейшая в Китае организация "добрых" хакеров объявила о самороспуске
11:55  М.Мамадшоев - Журналистские расследования в Таджикистане. Борьба с коррупцией... которой нет
11:52  Кашмир: невиданный снегопад и лавины унесли больше сотни жизней
11:47  А.Мекенов - Медеткан Шеримкулов как геополитический проект. Команда Акаева крупным планом (ЖЗЛ №4)
11:22  Демократии - могила... при правителе таком. Киргизская оппозиция сочиняет и тиражирует частушки
11:01  Юг Ирана вновь мощно тряхнуло: 6,4 балла по Рихтеру, около 400 погибли, 1000 ранены
10:53  М.Бекбоев (нач-к Генштаба Киргизии) - "Душманы били по нам из английских винтовок-"буров", с оптическим прицелом..."
10:47  Нурани - Кровная месть и ислам. Это не просто "мотив преступления", а еще и целый пласт культуры
10:41  "Globe and Mail" - Иран угрожает Баку "Хезболлахом"?
10:21  "Le Monde" - Россия не поддается давлению США в вопросе иранского атома
10:05  В киргизской Кочкорке с утра действительно массовый митинг протеста. Началось?
09:21  Идет операция. Туркменистанцы повсеместно справляют обряд садака за здравие Туркменбаши
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Р.Искандеров - Местное самоуправление в Казахстане: путем реформ
09:51 23.02.2005

Местное самоуправление: путем реформ

Руслан Искандеров, специально для Gazeta.kz

Тезисы, выдвинутые Президентом Н.Назарбаевым в ежегодном Послании стране и народу, ставят точку в дискуссии о том, быть местному самоуправлению и выборности акимов или нет.

Президент ясно выразил свою позицию: выборность акимов и развитие системы местного самоуправления являются важнейшей составной частью Общенациональной программы политических реформ.

И будут реализовываться обязательно, после серьезной и всесторонней подготовки.

Дано поручение Правительству страны - в короткий срок разработать и внести на обсуждение Парламента необходимые проекты законов, завершающие процесс разграничения полномочий между уровнями государственного управления в Казахстане.

Кроме того, Кабмин должен подготовить Государственную программу поддержки местного самоуправления.

Уже в августе этого года намечено провести экспериментальные выборы акимов областей, городов Астаны и Алматы и постепенно начать выбирать акимов аульных (сельских) округов, аулов (сел), поселков, завершив весь процесс к 2007 году.

Кстати, именно в рамках реформ нужно рассматривать и такое нововведение, как отчеты акимов всех ступеней власти перед жителями подотчетных им территориальных образований, от области до поселка, аула.

Это хорошая школа демократии для населения, реализующего свои конституционные права на подотчетность власти народу.

Факты свидетельствуют, что процесс постепенного переноса основного центра управленческих и хозяйственных решений на местный уровень, выходит на финишную прямую.

Демократии, как инструменту социального существования, необходимо учиться, для нее нужны соответствующие условия, общественные институты и главное - люди, принимающие демократические "правила", умеющие и желающие ими пользоваться.

Только так - эволюционным путем, без рывков и разрушительных "больших скачков", демократия может стать органичным элементом управления в такой огромной стране, как Казахстан.

То, что местное самоуправление, повышение ответственности местной власти за результаты реформ, должны обязательно быть в нашей стране, никем в Казахстане не ставится под сомнение.

Но темпы, последовательность шагов - насчет этого мнения расходятся.

В ходе многочисленных совещаний, дискуссий, конференций, посвященных проблемам местного самоуправления, порой высказываются и достаточно крайние точки зрения. Например, что местное самоуправление, как общественный институт, возможно лишь в развитых обществах, а в период серьезных и глубоких социально-экономических реформ, который переживает Казахстан, оно будет только мешать, ставя местные интересы в приоритетное положение перед общегосударственными целями и задачами.

Но такие крайние взгляды предельно упрощают само понятие и суть проводящихся реформ, которые должны дойти до каждого населенного пункта и буквально - до каждого человека.

Без широкой массовой поддержки населения на местах не обойтись, а наиболее полно его жизненные интересы, желания и чаяния могут быть удовлетворены именно на уровне местной власти, впрямую подотчетной ему.

Эту принципиальную позицию руководство страны проводит в своей политике. Для нее есть весомые объективные исторические и социальные причины.

Перспективы выживания и процветания любой страны в современном мире зависят от ее конкурентоспособности на международной арене.

О конкурентоспособности страны и нации, как о важнейшей задаче для Казахстана, говорил и Президент. А суть конкурентности - в обладании определенными конкурентными преимуществами, которые страна или индивидуум могут реализовать в своей жизненной практике. Конкурентными факторами может быть все - от обилия природных ресурсов, до благоприятного климата и даже - до черт национального характера (немцы - педанты в работе и трудолюбивы, а, к примеру, корейцы - прекрасно адаптируют чужие технологии и неприхотливы в быту…).

Примеры, естественно, достаточны условны, но в целом понятно - каждый народ, страна и человек обладают набором факторов, которыми они отличается от других.

Но есть определенный набор факторов, без которых в современном мире реализовать свои преимущества невозможно. Он включает в себя совокупность общественных и государственных институтов, создающих "базис", основание конкурентоспособности страны в современном мире.

Местное самоуправление принадлежит к числу самых незаменимых конкурентных преимуществ современного государства. Если посмотреть на любую страну, добившуюся успехов в экономике и росте благосостояния ее граждан - не везде мы увидим развитые демократические институты, но везде - развитую систему местного самоуправления.

Чили времен Пиночета или Южная Корея времен руководства страной военными - даже там большинство элементов местного самоуправления были сохранены.

Причем не только демократического.

Даже там, где модернизация страны проходит "сверху", даже в авторитарных системах, самоуправление всячески поддерживают и развивают, поскольку нет иного механизма, чтобы освободить государственную бюрократию от неподъемного для нее бремени местных забот.

Нельзя все и вся планировать и осуществлять из "центра", это чудовищно неэффективно - поэтому и в СССР политика военного коммунизма продержалась лишь краткое время.

А в свободном рыночном обществе именно самоуправление, свобода решений и выбора, позволяют мобилизовать огромный творческий потенциал, реализуемый в инициативах населения страны.

Реализация новых инициатив Президента позволит поставить предел все более неэффективной в новых условиях бюрократической вертикали, лишенной обратной связи с населением и реализующей себя зачастую в усилении произвола чиновников, факты которого множатся из года в год.

Сегодня перед руководством Казахстана и местными властями стоят несколько важнейших задач.

Одна из них - создание реальных финансовых основ для местного самоуправления. В настоящее время аулы, поселки и села, то есть главные звенья этой системы, бюджета не имеют.

Проектом Закона "О местном самоуправлении" еще в 2000 году предполагалось выделение местным органам самоуправления субвенций из местных бюджетов, против чего активно возражал Минфин (как возражает и до сих пор). Ссылались чиновники на то, что по Закону "О бюджетной системе" субвенции могут выделяться из областных бюджетов только в бюджеты районов или городов областного значения, а бюджетов ниже районного уровня не существует. Это положение практически полностью "обескровило" самоуправление аулов и сел и сегодня является большим препятствием для его реального возрождения.

Необходимо также внести важнейшие изменения в законодательство, прежде всего - в порядок образования местных органов управления на уровне села или аула. Сегодня там нет власти - и это не фигура речи. Есть назначенный аким, однако даже создание местных представительных органов - маслихатов, на уровне сельских округов - не предусмотрено законодательством.

Не предусмотрено также и создание в этих территориальных образованиях и акиматов. Сельский уровень управления не имеет бюджетов, а только строчку в составе районного бюджета.

Подобные устаревшие положения необходимо срочно отменять

23.02.2005

Источник - gazeta.kz
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1109141460
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх