КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 28.01.2005
23:45  Вор и вореныш. Зять Кучмы Пинчук накрыл в Давосе "приватный ланч" для Дж.Сороса
23:06  Губернатором Ошской области Киргизии назначен Кубанычбек Джолдошев
21:57  Associated Press - Узников Гуантанамо пытали сексуальные извращенки
20:48  Оренбург: таможня задержала машину, везшую из России в Казахстан 37 кг урана-238
20:08  А.Акаев объявил 2005 год - "Годом социальной стабильности и развития жилищного строительства"
19:59  Путин плевал на стенания Израиля и угрозы США и решил продать Сирии новейшие ракеты
19:51  Мазепа и Мазепеныш. Ющенко наделил Кучму президентской зарплатой, охраной, дачей и 2 служанками
19:40  Каримов, выступая в Мажлисе, предостерег Запад от финансирования "революций"
18:11  Узбекистан: Завершено первое совместное заседание палат парламента
15:26  "Рейтер": Акаев предупреждает об угрозе гражданской войны в Киргизии
11:07  А.Акаев - "Пусть мои дети тоже пробуют себя на политическом поприще" (интервью "НГ")
11:02  М.Шайхутдинов - Глобализация и национальное государство: проблемы и противоречия
09:35  "DW" - Куда "утекает" туркменский бензин. Узбекистан удачно "присоседился"
09:20  О.Сидоров - Политика США в ЦентрАзии: реалии и перспективы
09:18  Каково быть таджикским гастарбайтером. 90% трудовых мигрантов вкалывают в России
09:12  Жаркая Азия. В селе Зевакино (Казахстан) температура воздуха - 43!
09:00  М.Калашников - Как разорвать оранжевую удавку вокруг России. Технологии против геополитики
08:27  Ф.Махмудов - Советский союз и исламский Восток. Откуда шел свет миру
08:15  Дж. Кьеза: Столкновение цивилизаций сегодня - это столкновение США с остальным миром
08:10  "Wall Street Journal": Новая цель Буша в Азии - распространении революционной демократии ради самой себя
07:59  М.Идрисова - Туркмения: иллюзия благосоcтояния
07:54  IWPR - Добрососедство с чистого листа. В Туркменистан возвращается узбекский посол
07:42  Р.Караев - Зов крови, или Демократия по-киргизски. Родичи президента против сородичей оппозиции
07:40  Шанырак с хай-теком... В Киргизии появится своя Силиконовая долина
07:37  Люминий против чугуния. РусАл не оставил планов построить новый и приватизировать уже имеющийся алюминиевый завод в Таджикистане
07:32  Gazeta.kz - Куда бежим? Проблема миграции для ЦентрАзии
06:56  К чему бы это? Новым директором ЦентрАзиатского ЮСАИДА переведен К.Краули из Киева
06:52  С.Благов: Россия для Кыргызстана - друг, который познается в беде?
06:51  Россия испытает в Казахстане новейший зенитный комплекс С-400 "Триумф"
06:50  "ВБ" - Кормить надо лучше. Кыргызстанские борцы бегут в Казахстан
06:48  "Къ" - Доколе? Россия начала наступление на оранжевую "ось зла" в СНГ
03:28  Туркменских школьников проверяют на знание "Рухнама" и наличие национальных шапочек "тахья"
03:18  М.Салих - "Страх Каримова углублялся из года в год параллельно кризису в экономике" (интервью)
02:55  Н.Назарбаев сформулировал 6 задач в области культуры: №1 - обследовать третьего по счету "Золотого человека"
01:40  А.Попов - Новый имперский синтез: на пути к православной империи
00:52  С.Бородин - Тактика покорения номадами национальных государств
00:49  Спецназ нацгвардии Киргизии получил "учебные объекты", построенные США: 2 башни и макет населенного пункта
00:14  В.Нурмухамедов - "Стая зайцев". Полемика об интернет-журналистике Узбекистана продолжается
00:11  Туркменистан: спецслужбы требуют от журналиста и "агента иностранных разведок" Н.Герасимова покинуть страну
00:00  Отважные узбекские пограничники поймали на границе журналистов IWPR
Четверг, 27.01.2005
23:00  Эти русские все на одно лицо. В Страсбурге Ющенко перепутали с Саакашвили
22:57  Экс-агент ЦРУ в Пакистане М.Сейджман прочел в Москве лекцию о лично ему знакомых лидерах исламских террористов
21:05  Пресс-секретарь А.Акаева Абдиль Сегизбаев знает технологию "бархатных революций"
21:00  УзА: О первых заседаниях палат и партийных фракций Парламента Узбекистан
20:29  В казахстанском Павлодаре задержан "вор в законе" Леха-Семипалатинский
19:32  Экс-помощник Н.Назарбаева Харйулла Кабжанов был убит из-за денег. Задержан подозреваемый
17:38  Расстрел в прямом интернет-эфире. Секретарь премьер-министра Ирака аль-Канани перед казнью призвал "не сотрудничать с оккупантами"
16:13  Узбекистан: IREX еще раз разъясняет ОПЧУ условия "халявного" интернета
15:40  "Не надо трогать сами знаете что и зачем". Генпрокурор России Устинов ответил на вопрос об антисемитизме
13:57  Об итогах визита делегации ОАО "Газпром" в Иран
12:28  Бахтиер Худойбердыев: Возможна ли в Таджикистане "бархатная революция"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Ф.Махмудов - Советский союз и исламский Восток. Откуда шел свет миру
08:27 28.01.2005

Советский союз и исламский Восток

Фахраддин МАХМУДОВ, член Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи с ноября 1965 г., кандидат химических наук

Ислам наряду с христианством и буддизмом - мировая религия, которую исповедует население ряда стран Ближнего и Среднего Востока, Азии и Африки. Начало процессу секуляризации в регионах с традиционным распространением ислама положила Великая Октябрьская Социалистическая революция. Средняя Азия, Казахстан и многие области Северного Кавказа не прошли капиталистический путь развития, а в Азербайджане, Татарии, Башкирии, Дагестане и Чечено-Ингушетии развивающиеся капиталистические отношения мало что изменили в жизни села, где проживало большинство коренного населения. Несмотря на появление таких крупных промышленных центров, как Баку, Грозный, Казань, Ташкент, вплоть до революции в селах сохранялись патриархально-родовые феодальные устои.

20 ноября 1917 года было обнародовано обращение СНК РСФСР и Народного комиссариата по делам национальностей "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока". В нем, в частности, говорилось: "Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов - Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов".

В.И.Ленин и Советское государство исходили из того, что вопрос об отношении к исламу в Казахстане и республиках Средней Азии, Закавказья и Северного Кавказа, Татарии и Башкирии был прежде всего вопросом политическим, от решения которого зависела во многом прочность завоеваний революции, отношение к ней трудящихся масс.

Принятие сразу после победы Великого Октября декретов ВЦИК и СНК РСФСР "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов сохранения (18 декабря 1917 г.) и "О расторжении брака (16 декабря 1917 г.)" - подорвали господствующее положение религии в области семейного права и семейного быта.

Первый декрет отменил ранее существовавшие церковные браки. Действительным признавался только гражданский брак, оформленный в отделах записи браков и рождений, специально создаваемых при местных органах государственной власти. Церковный брак был объявлен частным делом лиц, вступающих в брак, без юридических последствий.

Декрет "О расторжении брака" передал ведение актов гражданского состояния государственным учреждениям, изъявв его полностью из церковных органов, провозгласил принципы добровольности вступления в брак и свободу развода для обоих супругов, запретил многоженство, установил брачный возраст: 18 лет - для мужчин и 16 - для женщин.

20 мая 1922 г. Пленум Средазбюро ЦК РКП(б) принял конкретные решения для развития указанного постановления. Вакуфные земли, а также сады, пахотные участки, расположенные в черте городов, были возвращены мечетям и медресе. Все конфессиональные школы содержались за счет вакуфов.

В Туркестане решался вопрос и о таком важном предписании ислама, как многоженство и калым. Декретом Турк ЦИК от 14 июня 1921 г. калым был запрещен.

Уголовная ответственность за многоженство и за принуждение женщины к выходу замуж вопреки ее воле была установлена в октябре 1924 г.

Становление советской школы на востоке страны проходило в острой борьбе, которую вели служители культа, реакционно настроенные представители интеллигенции, кулачество. Вот почему многие мусульмане препятствовали обучению своих детей в новых школах.

Одновременно шел и процесс утверждения в жизни коренного населения Советского Востока новых, неизвестных шариату институтов советского трудового права, таких, как коллективный и трудовой договор, рабочее время, заработная плата, социальное обеспечение, охрана труда, прав и интересов рабочих и служащих. В результате сужались функции шариата, секуляризировались многие стороны жизни и труда мусульман, утверждались новое правовое сознание и правовые нормы.

В секуляризационных процессах, происходивших в 1925-1941 гг., большую роль сыграла культурная революция, позволившая преодолеть культурную отсталость местного населения. Одним из важных достижений в жизни населения Средней Азии, Северного Кавказа и Закавказья явился переход в 1928 г. системы народного образования на светский путь. Переход к светскому образованию обсепечивал секуляризацию народного образования не только в исследуемый период, но и стал основой сокращения воспроизводства религии в последующих поколениях.

Большую роль в утверждении системы светского образования и воспитания подрастающего поколения сыграл переход с арабской графики на латинизированный алфавит. Переход к новой графике не был обычной заменой одного алфавита другим. Арабская графика многие века была привилегией преимущественно духовенства. Среди по существу неграмотного населения, фетишизировавшего письмо, с исключительным благоговением относившегося к образованному человеку, служитель культа пользовался огромным доверием как единственный толкователь "божьего закона". С переходом на новый алфавит и всеобщим распространением грамотности мулла во многом утратил свою власть над духовной жизнью населения, перестал быть насителем "священного письма". Замена графической основы одновременно означала превращение письменности из орудия религиозной пропаганды в орудие социального прогресса. В Узбекистане и Таджикистане латинизация завершилась в начале 30-х годов ХХ столетия. На Северном Кавказе переход на латинский алфавит осуществлялся с 1924 по 1928 гг., в Азербайджанской ССР этот процесс закончился к 1 января 1929 г.

О прогрессивных сдвигах в материальной сфере жизни народов ранее осталых национальных окраин свидетельствуют темпы ускоренного развития их экономики и культуры. Взять, к примеру, республики исламского Востока, где традиционно была распространена мусульманская религия. Так, объем промышленного производства в 1979 г. по сравнению с 1913 г. в целом по СССР увеличился в 157 раз, Узбекской ССР - в 154, Казахской ССР - в 238, Азербайджанской ССР - в 67. Киргизской ССР - в 344, Таджикской ССР - в 148. Туркменской ССР - в 82, Башкирской АССР - почти в 1000, Татарской АССР - в 816 раз. Наконец, в 1980 г. Азербайджане, Казахстане, среднеазиатских республиках насчитывалось 907 межхозяйственных предприятий, организаций и объединений, охватывающих 9197 хозяйств-участников-колхозов, совхозов и других государственных и кооперативных предприятий.

Все более комплексный характер принимает в условиях социализма интернационализация духовной жизни наций и народностей. Наиболее значимым выражением ее является создание единой по содержанию, многонациональной по форме, интернациональной по духу и характеру советской социалистической культуры, включающей в себя наиболее ценные черты и традиции каждого из народов страны.

Особенностью культурного строительства в республиках Советского Востока являлось то, что оно начиналось в условиях почти всеобщей неграмотности населения. В 1981 г. на тысячу человек, занятых в народном хозяйстве, имели высшее и среднее (полное и неполное) образование; в Азербайджане - 856 человек, в Узбекистане - 875, в Казахстане - 836, в Киргизии - 833, в Туркмении - 852, в Кабардино-Балкарской АССР - 826, в Татарской АССР - 841, в Башкирской АССР - 809, а в целом по стране - 933 человека.

Социалистический строй представил возможность детям дехкан, кочевников, чабанов - в прошлом отсталых народов стать учеными, государственными деятелями, профессиональными артистами, художниками, архитекторами и т.д.

Советское правительство отменило все национальные и религиозные привилегии и ограничения, провозгласило и гарантировало свободу совести. Статья 52 Конституции СССР, принятой в октябре 1977 года, гласит: "Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещено. Церковь в СССР отделена от государства и школа - от церкви".

На республиканских съездах компартии Казахстана, Азербайджана, Туркмении говорилось о необходимости решительной борьбы против архаических обрядов и ритуалов, не отвечающих социалистическому образу жизни, против извращения и опошления народных обычаев. "Искоренение устаревших, отживших свой век традиций и обрядов - дело сложное и деликатное - говорил член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель Совета Министров СССР Гейдар Алиевич Алиев. - Необходимо умело разъяснять наносимый ими вред. Требуется большое терпение, такт, настойчивость, чтобы внедрять в быт социалистическую обрядность, чтобы прочно вошли в жизнь новые семейно-бытовые обычаи и традиции. Необходима серьезная научно-атеистическая, агитационно-пропагандистская работа, а главное - вовлечение широкой общественности в борьбу за укрепление, развитие и совершенствование социалистических традиций и обычаев".

№17 за 28.01.2005

Источник - Эхо
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1106890020
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх