КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 08.01.2005
20:06  Киргизская оппозиция попыталась разбить палаточный лагерь у Парламента. Милиция сработала оперативно
18:03  А.Таксанов: Дорогами Марко Поло к узбекскому дастархану
16:59  "Хуаньцю шибао": Не следует разочароваться по поводу нефтепровода Ангарск-Находка
14:51  А.Асроров - Почему Узбекистану важен трансафганский коридор?
13:29  Казахстан не может найти после цунами 11-ть своих граждан
13:14  Смена политрежимов ЦентрАзии - в ближайших планах Запада. Ответ антипутинистам
13:10  Долгожданный... Родился 1 300 000 000-й китаец (вес - 3660 гр, рост - 52 см)
12:50  А.Айтматов - "Белград, Тбилиси, Киев ... Далее-везде?" (полный текст интервью)
12:48  Российский миллионер Бойко ("Ritzio") намерен превратить Киргизию в нью-Лас-Вегас
12:38  Туркменистан разом присоединился ко всем 12-ти международным конвенциям по борьбе с терроризмом
12:34  В.Шурыгин - Батальоны Армагеддона. Россия должна дать новейшее оружие Ирану, Ираку и всем желающим "потрогать" Америку
12:08  НКВД Казахстана инициирует увеличение вдвое количество Парламентариев
12:01  Гражданин Узбекистана уличен в... самовольной перестановке казахстанских погранстолбов
11:56  А.Касымов - Пластилиновая экономика Узбекистана: ваяют, как вздумается
11:47  Генерал К.Сулейменов - "Внутренние войска МВД Казахстана сегодня"
10:53  Сырдарьинский потоп: капризы природы или шлюзы безответственности…
09:05  Сепаратисты в Сринагаре (Индия) заблокировали в горящем здании налогового управления 70 человек
08:11  Н.Назарбаев утвердил новый Закон "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан"
07:38  Таир Мансуров (аким Северо-Казахстанской области) - "Выборность надо вводить постепенно..." (интервью)
06:15  Нурани - "Оранжевый призрак" на просторах СНГ. На очереди - Армения?
05:45  Японский принц Тсунь вручил в Самарканде Императорский кубок по ниппон кемпо кекай
05:42  "Цзиньцзи жибао" - Четыре "золота" Узбекистана: желтое, белое, черное и синее
05:38  Киргизия: запущен сайт "Выборы-2005. Парламент" - vybory.akipress.org
05:32  Шипы для Розы. Избирком Киргизии регистрирует кандидата в Парламент Отунбаеву и... тут же отменяет свое решение
05:28  А.Рашид - Талибан: Ислам, нефть, и новая Большая игра в Центральной Азии. Часть 2-я
05:26  Пахтакор: дети замерзают в школах
05:19  "DW" - Что последует за отставкой? Комментарий к кадровым перестановкам в Таджикистане
05:17  В.Катаргин - Кто бросит вызов дочери Акаева?
01:22  Е.Дьяконов - Независимое расследование терактов в Ташкенте марта-апреля 2004 года. Часть 2-я
01:15  "Бить не били, но издевались регулярно". Рассказ таджикистанца, вышедшего из американского концлагеря Гуантанамо
00:16  В Монголии растет число животноводов-тысячников
Пятница, 07.01.2005
20:55  Перерыть целую степь за 100 кг металла? В Монголии закрывают мелкие золотошахты
18:12  Узбекистан: Паркентский хоким требует объяснительных писем от вступивших в "неправильную" партию "Бирлик"
17:23  Водораздельные споры. Индия и Пакистан не смогли договориться о судьбе Ченабской ГЭС
16:40  "Рейтер" - Таджикский узник американской базы в Гуантанамо рассказал о пытках
14:33  BBC: Дамы покупают вещи, чтобы никогда их не носить
12:34  Ф.Харрисон - Позволяет ли ислам человеку менять пол?
11:52  Генерал А.Ильясов - Казахстан готов охранять границу с Китаем "в шахматном порядке"
11:48  Вода, вода... Казахстан объявил "чрезвычайную ситуацию" в низовьях Сырдарьи
11:36  Д.Курриков: Алабай - друг туркмена. Он не только пасет и охраняет скот, но и уничтожает змей
11:24  Освобождены от должностей туркменские вице-премьеры Б.Атамурадов (аграрный сектор) и Р.Атаев (строительство)
11:22  Список кандидатов от политических партий в Парламент Кыргызстана
11:01  Д.Каримов - Истеблишмент Кыргызстана надо делить не на власть и оппозицию, а на оптимистов и пессимистов
10:47  Салижан Шарипов починил генератор кислорода на МКС
10:35  "Frankfurter Allgemeine" - СНГ: борьба с "имитацией демократии" или полезность контрреволюций?
10:28  Ю.Крупнов - Экспорт революций в страны СНГ. "Оранжевые" инструктируют подельников из Киргизии, Казахстана и пр.
10:22  Видную киргизскую оппозиционерку Р.Отунбаеву лишили возможности баллотироваться
10:07  "Жэньминь жибао" о передовом характере коммунистов и замыселе враждебных сил по разделению Китая
09:58  Экс-первый вице-премьер Казахстана Г.Марченко возглавил "Народный банк"
05:55  Последний сын Нельсона Манделы умер от СПИДа
05:45  Российская экономика менее свободна, чем киргизская. Рейтинговые бредни фонда Heritage (США)
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Узбекистан   | 
А.Асроров - Почему Узбекистану важен трансафганский коридор?
14:51 08.01.2005

Почему Узбекистану важен трансафганский коридор?

Акрам АСРОРОВ из Ташкента, специально для Gazeta.kz

Ташкент сразу почувствовал приезд в столицу Узбекистана первого вице-президента Исламской Республики Иран Мухаммада Ризо Арифа.

Если не считать полдня 5-го и почти весь световой день 6 января, когда высокий гость с супругой осматривали достопримечательности Самарканда и Бухары, то остальное время (он прибыл на самолете в полдень 4 января) прошло в довольно активной работе.

Согласно информации пресс-службы узбекского МИД, были запланированы встречи с одними из первых лиц Узбекистана премьер-министром Ш.Мирзияевым, заместителем премьер министра, председателем Агентства внешнеэкономических связей Э.Ганиевым, министром иностранных дел С.Сафаевым.

Однако официальное информационное агентство УзА сообщило лишь о состоявшейся встрече иранского эмиссара с главой внешнеполитического ведомства Узбекистана Садыком Сафаевым.

Чем диктуются активизировавшиеся еще в ходе октябрьского 1993 года официального визита Ислама Каримова в Иран контакты этих двух государств? С одной стороны, заинтересованностью Узбекистана в создании альтернативных транспортных коридоров через территорию Афганистана, о чем не раз заявлял президент Каримов.

С другой, заинтересованностью Ирана усилить свое влияние в регионе Центральной Азии с тем, чтобы эффективно защищать свои интересы через такого игрока, как Узбекистан. В череде дипломатических обменов могли остаться незамеченными две весьма примечательные поездки министра дорог и транспорта Исламской Республики Иран (ИРИ) А.Хуррама.

В апреле и декабре 2002 года он посетил Узбекистан, по итогам которого был подписан Меморандум о трехстороннем сотрудничестве по реконструкции автодороги Термез-Мазари-Шариф-Догарун. Хотя по сути своей они и являются доминантой в двусторонних отношениях.

Но быть может интерес обоих сторон лежит в плоскости торговли? Достаточно напомнить, что таворооборот между Узбекистаном и Ираном за 10 месяцев 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года увеличился на 50,4 % и составил сумму 288 млн. долларов (эти цифры соотносимы с данными казахстанского Госкомстата - 250 млн. долларов), чтобы понять: корень взаимного интереса лежит не здесь.

По мнению независимых аналитиков, экспорт хлопкового волокна через традиционный Ильичевский порт на Украине во всех отношениях нерентабелен, или выгоден не в той мере, в какой важен для Узбекистана транспортный коридор по территории Афганистана. Но тогда почему узбекские власти не говорят с Кабулом напрямую, а используют иранского посредника? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Афганистан после американской оккупации переживает не самые лучшие времена, а о возможных с их стороны инвестициях и говорить не приходится.

Иран очень заинтересован, чтобы Узбекистан смог наконец использовать этот самый коридор. Правда, пока он больше условный, чем реальный. Но все же. Свой первый караван с хлопковым волокном через один из иранских портов Узбекистан уже отправил в 2004 году, и вполне возможно, подобные ворота в итоге станут козырной картой Тегерана в отношениях с Узбекистаном, а через него - на всю Центральную Азию.

Не секрет и то, что страны, имеющие возможность контролировать так называемый "трансафганский коридор" в итоге получат не только большие материальные, но и политические дивиденды. Именно через Иран официальный Ташкент намеревается стать одним из хозяев стратегически важной дороги. Именно через Узбекистан официальный Тегеран хочет играть более значимую роль в бывших советских республиках региона.

Сама направленность узбекско-иранского сотрудничества говорит о многом.

По данным Госкомстата Узбекистана, в стране функционируют 40 предприятий с участием иранского капитала, из которых 29 - совместные предприятия и 11 со 100-процентными иностранными инвестициями, если же перевести на обычный язык последние контролируются Ираном. Подавляющее большинство из них специализируются в области подготовки проектов для строительства дорог, производства строительных материалов, перевозки товаров и оказания услуг.

Еще одной головной болью Ирана является нефть на шельфе Каспийского моря. Пока идет процесс дележа между Россией, Казахстаном, Ираном, Турцией и Азербайджаном, официальному Тегерану нелишне заручиться поддержкой Узбекистана в этом вопросе. Поэтому вовсе не случайно в составе делегации первого вице президента ИРИ Махаммада Ризо Ариф кроме остро необходимых министра торговли Мухаммада Шариатмадори и исполняющего обязанности министра дорог и транспорта Содика Буноба присутствует специальный представитель президента ИРИ по вопросам Каспийского моря, начальника главного управления стран СНГ Мехди Сафари.

В плане визита иранского эмиссара на 5 января произошло событие, которое точно определяет приоритеты двух стран. В Узбекской ассоциации транспорта и транспортных коммуникаций состоялось первое заседание Межгосударственного координационного совета по созданию Трансафганского коридора.

Кстати, в плане визита, разработанного в недрах внешнеполитического ведомства Узбекистана, данное мероприятие не значилось. Как этот коридор выведет Узбекистан на никогда не замерзающие порты Ирана? Он должен начаться в узбекистанском городе Термезе и через афганские города Мазари Шариф и Герат соединить Узбекистан с иранскими портами Бандар-Аббас и Чохабор.

Пока Узбекистан и Иран думают над одним из самых крупнейших в азиатском регионе проектов, в самом Афганистане еще далеко до стабильности.

Несмотря на проведенные президентские выборы, инаугурацию Хамида Карзая на посту главы государства, внутриполитическая ситуация в этой стратегически важной стране остается нестабильной.

Планы Ташкента и Тегерана по созданию мощной транспортной инфраструктуры могут быть отметены очередным кризисом в Афганистане. О финансовой стороне проекта нужно будет подумать и Ирану, и Узбекистану. У них обоих сегодня в принципе нет свободных средств, чтобы осуществить эту розовую мечту. Такую близкую, и одновременно такую далекую.

7.01.2005

Источник - Gazeta.kz
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1105185060
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх