КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 04.01.2005
23:39  2-й секретарь Посольства США и "Фридом Хаус" берутся расследовать факт гибели от пыток в узбекской тюрьме С.Умарова
23:19  Могучая кучка. Кыргызстан устанавливает дипотношения с Республикой Сан-Марино
20:33  ООН: Беспрецедентный отклик доноров на стихийное бедствие в Юго-Восточной Азии
17:19  Скончался народный артист Кыргызстана Орозбек Кутманалиев
17:16  "Оранжевый" бардак охватывает Хорватию. Кандидат в президенты - американский бизнесмен Микшич требует пересчитать голоса
16:01  BBC: Землетрясение в Азии пошатнуло земную ось и веру людей во Всевышнего
15:06  Узбекистан: Пресс-секретарь правительства Малик Кадыров ушел в отставку
13:52  Юлия… Медичи? Незадачливого "президента" Украины Ющенко отравила верная соратница
11:56  Судьба коллабаранта. Застрелен губернатор Багдада Али Хайдари
11:14  "Произвол Премьер-Министра Узбекистана Мирзияева..." Правозащитница Е.Урлаева пишет Президенту И.Каримову
11:12  Абдукаххор Тухтаев назначен заместителем Премьер-министра Узбекистана
11:07  В.Тимирбаев - Кыргызстанские академики: бедные люди бедной республики
10:50  Не дадим власть Жене и Дочке! Киргизская оппозиция идет в последний бой. (Текст "Меморандума")
10:46  В Москве угнали "Мерседес" афганского посольства
10:44  Руководителем пресс-службы Н.Назарбаева назначен Баглан Майлыбаев
10:39  Новый Год в Узбекистане прошел почти без елок. Каримов запретил?
10:25  А.Джураев - "Старший брат" подает пример Узбекистану, или Каримов опять оговорился?
10:11  Прицел сбился? Американские "миротворцы" обстреливают Пакистан из минометов
10:02  "Аль-Баян"- В Ираке арестован глава сопротивления Абу Мусаб аз-Заркави. Его голова стоит $25 млн
09:59  Есть первый казахстанский кремний. И сразу 99,5% чистоты
08:16  Иностранные журналисты заинтересовались гибелью от пыток узбекистанского заключенного С.Умарова
08:13  В Афгане схвачен экс-заместитель министра обороны "Талибана" Нида Мухаммад
07:33  Узбекское газодобывающее предприятие "Шуртангаз" начало выдавать зарплату... телевизорами
07:19  В прошлом году Кыргызстан потерял в стихийных бедствиях 105 человек. Это рекорд
02:01  Союзники... Глава офиса "Фридом Хаус" в Ташкенте Мьюша Север и начальник Следственного управления МВД Шарофутдинов
01:49  Узбеки так и остались жить в 14 веке... и в этом их преимущество. Впечатления туриста
01:31  Туркменбаши поставил Ющенко-Тимошенко на коленки. Условия газовой сделки – кабальные для Киева
01:08  Бордюжа с 31.12 не закусывал? ОДКБ и НАТО будут вместе бороться за безопасность ЦентрАзии
01:00  Х.Худойберди - Власть Узбекистана нелегитимна! Открытое письмо политикам и журналистам
00:21  Бройлеры "демократии". Очередную "оранжевую" революцию США готовят в Ливане
00:16  Н.Бордюжа - Страны ОДКБ готовы вместе финансировать создание новых образцов оружия
00:08  Утилизация мин путем подрыва, как это делают Туркменистан и Таджикистан, очень вредна. Мнение специалиста
00:02  А.Таксанов - Свобода слова в Узбекистане: обслуга власти против прислуги оппозиции?
00:00  Д.Верхотуров - Политика "белая" и политика "серая". К итогам 2004 года в России
Понедельник, 03.01.2005
23:59  Жена депутата парламента Эстонии Лайли Таймла покончила с собой самосожжением на улице
16:10  Большинство жалоб - на суды и правоохранителей. Ежегодный доклад Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики
15:40  Узбекистан, Иран и Афганистан подпишут в Ташкенте Соглашение о Трансафганском коридоре
15:10  Туркменбаши признал Ющенко и возобновляет поставки газа на Украину
15:04  Год Петуха в мировой истории. Триумф Гитлера и смерть Пушкина...
14:58  Почему китайцы любят иностранные праздники?
14:11  Забит в колонии. Очередной жертвой узбекских тюремщиков стал С.Умаров
12:44  Особенности раннего фашизма. Тревожные параллели Германии 30-х и Украины-2004
12:41  Р.Шарипов - В поисках независимости... Узбекистана
12:39  Н.Айып - Трудовая династия. Супруга, дочь и сын А.Акаева баллотируются в Парламент
12:02  Толчки спросоня. Заилийское Алатау под Алма-Атой вновь потряхивает
11:44  И.Алиев: Кремль - гарант существования правящих элит стран СНГ
11:39  Узбекистан: В Новом году плова не будет. Хокимы уничтожают рисовые поля
10:58  "Arab News" - Россия нефтью вернет свое влияние на мировой арене
10:39  Умер Дж.Н.Диксит - "человек номер 1" в силовых структурах Индии
10:33  Глава Всемирного Банка Вулфенсон объявил, что в новом году обязательно уйдет в отставку
10:27  Китай закончил строительство супер-газопровода "Запад-Восток" из Синьцзяна в центр страны
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Д.Верхотуров - Политика "белая" и политика "серая". К итогам 2004 года в России
00:00 04.01.2005

К ИТОГАМ 2004 ГОДА В РОССИИ

Дмитрий ВЕРХОТУРОВ (Россия), специально для Dialog.kz

Анонс: Отношения с Казахстаном складываются точно таким же образом, что и вся остальная политика в регионах России, то есть "серым" порядком, за счет межрегиональных, деловых и политических контактов, и за счет усилий казахского правительства. Но не на уровне российско-казахских межправительственных отношений. Никакого освещения на российском уровне не получило успешное сотрудничество с Казахстаном Омской области и Алтайского края. А это, между тем, огромный задел, ведь Омская область . это один из сильнейших в экономическом отношении регионов Сибири. Омск . это рекордсмен по привлечению инвестиций в Сибири. Пример сотрудничества Омской области с Казахстаном очень удобен, ибо здесь видны все выгоды и все недостатки трансграничного партнерства.
Ничего, практически ничего не было сделано Россией в рамках Года России в Казахстане. Это был уникальный шанс устроить широкомасштабную презентацию современной России в Казахстане. Такой же шанс еще не скоро представится вновь. С одной стороны, понять российское правительство можно. Презентовать в Казахстане было особо нечего. Что можно было предложить такого стране, которая нас серьезно обставила по темпам роста?

В предновогодние дни в России, как и по всему миру, подводятся итоги прошедшего 2004 года, и определяются перспективы на 2005 года. Большинство экспертов и политиков сходятся во мнении, что этот год для России был неудачным и плохим, хотя совсем уж катастрофическим назвать его нельзя. И есть согласие с тем, что будущий год будет еще более тяжелым, с большой политической напряженностью и негативными явлениями в экономике.

Прошедший год в России, как в отношении внешней, так и в отношении внутренней политики, и особенно российско-казахских отношений, был годом сочетания отдельных ярких достижений, в основном на внешнеполитической арене, с провалами и поражениями в ключевых вопросах внутренней политики и приграничного сотрудничества.
С одной стороны, Владимир Путин совершил удачные визиты в целый ряд стран мира как в Европе, так и в Азии и Южной Америке. Каждый такой визит приносит заключение договоров, открытие новых перспектив сотрудничества в политике и экономике, укрепление российских позиций в мире. С этой точки зрения, наверное, наиболее удачен визит Путина в Индию в начале декабря. В его ходе была сделана заявка на совместный российско-индийский контроль над морскими коммуникациям в Индийском океане. Посмотрим, приведет ли эта заявка к каким-нибудь серьезным сдвигам, но уже сама она по себе является серьезным достижением российской дипломатии, ибо еще два года назад трудно было представить себе возможность такого заявления.

С другой стороны, российское правительство потерпело жалкий провал в ключевой реформе - реформе административного аппарата. Она не только не принесла желаемого упрощения системы управления и резкого увеличения эффективности ее, но и парализовала даже те рычаги управления, какие имелись в наличии. Самый конец года принес президенту неприятный сюрприз: губернаторы, в том числе наиболее влиятельные, высказались против "присяги на верность" президенту. На него же посыпалась дружная критика со стороны деловых кругов, требующих более четкой и эффективной экономической политики.
Сокрушительный провал произошел в области обеспечения безопасности.

Теракт в Беслане показал всю неэффективность силовых структур. Неэффективность - это еще очень мягко сказано. Было явлено, что любая вооруженная группа людей может делать в России практически все, что угодно, и что из захвата "Норд-Оста" не было сделано никаких практических выводов. Тут надо прямо сказать: серия терактов и взрывов самолетов, захват школы в Беслане, нападение на здание Госнаркоконтроля в Нальчике, могут свидетельствовать только об одном - борьбы с террористами в России не ведется никакой в принципе. Вся она фактически пущена на самотек и стечение обстоятельств, а общественность успокаивается воинственными заявлениями представителей властей.
Насколько можно судить по событиям этого года, Россия постепенно двигается к большому политическом кризису, наподобие кризисов в Абхазии и на Украине. О характере и сроках наступления этого кризиса пока можно только догадываться, но сам факт его наступления сейчас, похоже, ни у кого не вызывает сомнений.

Вертикаль власти

В политической сфере 2004 год прошел под общим лозунгом "укрепления властной вертикали". То есть федеральное правительство старалось в меру своих сил и возможностей, увеличить степень своего контроля над политическими, правовыми и экономическими процессами, которые проходят в России, в особенности в регионах. Из наиболее ярких проявлений этой политики стала инициатива введения выборов губернаторов регионов Законодательными собраниями по представлению президента России, высказанная в сентябре 2004 года.

Другим очень заметным шагом по укреплению властной вертикали и всей политической системы России стало решение об увеличении минимальной численности партий до 50 тысяч человек. Эта инициатива обсуждалась в течение всего года, и вот, совсем недавно была принята Госдумой России.
Нельзя не упомянуть назначение в Южный федеральный округ полномочным представителем президента Дмитрия Козака, ранее работавшего в Администрации президента, и пользовавшегося там очень большим доверием. Козак получил очень широкие полномочия в решении всех вопросов, включая и вопросы безопасности. Для этого ему были приданы заместители министров силовых министерств. Полномочия Козака были настолько широкими, что в прессе его администрацию назвали "Правительством Юга России".

А теперь о том, к чему это привело. Что касается губернаторов, то они показали себя вполне самостоятельными фигурами и не пожелали поддерживать без рассуждений все, что исходит из Администрации президента и из Кремля. Обсуждение пакета социальных законов, которые предусматривали замену льгот выплатой средств из бюджетов, так называемую "монетизацию льгот", ознаменовалось появлением открытого письма президенту России 13-ти губернаторов, с протестом против этого пакета законопроектов. Администрация президента осуществила сильный нажим на губернаторов, но расколоть коалицию не смогла. Отозвали свои подписи только два губернатора.

Один из инициаторов этого заявления, губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев вполне успешно противостоял президентской линии в другом вопросе. В октябре 2004 года состоялась передача Китайской Народной Республике островов на Амуре, которые находятся напротив Хабаровска. По первоначальному замыслу президента планировалось уступить все три острова, так, чтобы граница проходила по фарватеру русла, прилегающего непосредственно к Хабаровску. Ишаев отказался подписать согласование на такую уступку, ибо в его предвыборной программе было обещание отказа от любых односторонних уступок территории Хабаровского края Китаю. В итоге часть территории удалось сохранить в составе России.

Можно было бы думать, что Ишаев на выборах в декабре 2004 года будет выдавлен пропрезидентскими силами. Однако, Ишаев победил при практически единогласном голосовании, собрав около 85% избирателей.
В конце декабря губернаторы еще раз показали свою позицию, наотрез отказавшись писать заявление президенту, в котором они должны были просить оказать им доверие и оставить на посту. В число "неподписантов" вошли: Александр Хлопонин (Красноярский край), Валентина Матвиенко (Санкт-Петербург) и другие губернаторы. Смысл их заявлений сводился к тому, что, собрав поддержку миллионов избирателей, они не обязаны испрашивать позволения президента работать на своем посту.
Рассматривая политические процессы в России с точки зрения этих фактов, необходимо сказать - установление вертикали власти и распространение влияния Кремля на все без исключения процессы в России не более чем иллюзия. Иллюзорность этого стремления очень хорошо видна, когда это стремление сталкивается просто с позицией губернаторов, не говоря уже о таких чрезвычайных событиях, как захват школы в Беслане или волнени в Карачаево-Черкесии.

Где был допущен просчет? Просчет, на мой взгляд, состоял в том, что в Кремле забылось, что Россия . это страна большая и разнообразная. Один регион крайне не похож на другой, и у всех свои задачи, причем большая часть местных проблем просто никогда не становится известной в Москве. В таких условиях назначать или предлагать человека из столицы, это большой риск.

Политика "белая" и политика "серая"

Правительство и Администрация Президента возлагает большие надежды на формирование полностью контролируемой партийной системы, которая позволила бы осуществлять на легальных основаниях контроль над законодательной властью в стране. Первый шаг к этому был сделан, когда был введен законодательный минимум численности партий в 10 тысяч человек. Теперь этот порог увеличивается до 50 тысяч. В дополнение к нему вводится норма, что кандидаты должны выдвигаться только от зарегистрированных партий и голосование будет проходить по партийным спискам. Прежняя система, когда половина депутатов шла по партийным спискам, а половина - по одномандатным округам, в 2005 году, очевидно, будет окончательно сломана.

Но, от введения первых ограничений в партийной системе и до окончательного слома смешанной системы, прошло немало времени и много выборов, на которых федеральные партии показали себя во всей красе, весьма часто негативной. Очень показательными были выборы в Иркутской области в Законодательное собрание, где крупным федеральным партиям, "Единой России" и "Родине", ЛДПР противостояли небольшие партии, вроде Аграрной партии и местные предвыборные блоки, например, "За родное Приангарье". Итог этих выборов был обескураживающим. "Единая Россия" и "Родина" схватились между собой, чем открыли возможность для победы Аграрной партии и даже для блока "За родное Приангарье". Этот блок одержал самую блестящую победу тем, что сумел провести в Законодательное собрание двух депутатов при совершенно нищем бюджете компании.

Что же до достижений федеральных партий, то дело обстояло так. Явка на выборы составила 26%. Из них "Единая Россия" собрала 30%, а в раскладке на всех избирателей - 7,6%. Такие результаты комментировать не нужно, потому что ясно - победил кандидат "не пойду на выборы".

Вот это и есть показатель эффективность политической системы. Чуть больше четверти избирателей принимает участие в голосовании, и только около 20% голосует за федеральные партии. Остальные 4/5 населения, в данном случае Иркутской области, в поддержке федеральным партиям и их политике отказывают. При такой ситуации, чтобы в Кремле или в Администрации президента не придумали по поводу дальнейшего "развития" партийной системы, все равно проблема останется та же самая - большая часть населения этой партийной системой не пользуется для представительства своих интересов, и свои политические взгляды предпочитает оставлять при себе.

В чем здесь просчет? В этом пункте, он состоит в двух моментах. Во-первых, в федеральных партиях, таких, как "Единая Россия", руководство очень быстро оторвалось от партийных масс, и оказались утерянными вертикальные связи, которые были в прообразе "ЕР" - "Единстве". Сложилась ситуация, когда руководство федеральной партии спускает вниз указания, нисколько не советуясь с низовыми организациями. Такая организация не может представлять интересы какой-либо группы населения, и избиратели это отлично понимают. Кто не понял, прозревает от одного визита в приемную "Единой России".

Во-вторых, правительство, похоже, не отдает себе отчет в том, что выставляя высокий порог численности, оно отсекает все остальные политические группы и партии от легального политического процесса, и выдавливает их в сферу "серой" политики, а то и прямо в подполье. Выборы в Иркутской области, Хабаровском крае, Республике Хакасия (на которых снова победил Алексей Лебедь, брат покойного генерала), показывают, что в России идут два политических процесса: один . легальный, другой . "серый", подспудный.
Легальный процесс . это такой процесс, который идет в рамках президентской политики, с поддержки и с одобрения президента. Серый процесс . это все отличное от президентского курса и мнений, причем частично он проходит в рамках правового поля. Сложность оценки политической ситуации в России заключается в том, что очень трудно оценить состояние серого политического процесса, тенденции его развития и влияние на общую обстановку. Пока мы лишь знаем, что он есть, и видим отдельные признаки происходящих в его рамках событий.

Опасность такого положения дел заключается в том, что в рамках серого политического процесса может сложиться любая, в том числе совершенно непредсказуемая, политическая конструкция из политиков, партий и групп, избирателей и внешних политических сил.

Куда делись доходы?

Потерпело поражение правительство и в экономической области. Итог года наиболее известными экономистами и экспертами был подведен таким образом . государственная экономическая политика совершенно неэффективна, и ведет только к торможению роста. Об этом говорит только один факт. В 2004 году Россия за счет благоприятной конъюктуры на мировом рынке, получила дополнительно 52,6 млрд. долларов. Но при этом, экономический рост в III-м квартале года замедлился, инфляция достигла уровня 11,5%, а разрыв между индексом РТС и индексом Доу Джонса составил более 40%.

Отличный итог года, нечего сказать!

Что произошло в этом году в России? Произошло вот что. Экономическая система страны полностью изменилась, и практически утратила черты советской экономики. Это может кому-то и не нравиться, но это исторический факт. Возврат к старой системе уже невозможен. Можно, с помощью очередной ломки экономики, построить что-то напоминающее советскую экономику, но просто вернуться к ней, "отменив" все решения последних 15 лет, нельзя.

То есть, в новой ситуации, нужно не то, чтобы сокращение государственного контроля и регулирования экономики, а просто иные подходы к этому делу. Нужно четко разделять, что необходимо регулировать, а что . не надо, и перестать смотреть на предпринимателей, как на еще не посаженных спекулянтов.

Между тем, государственная политика в области экономики все еще прочно стоит на принципе всеобщего регулирования. Если что-то не регулируется, так это государство еще не добралось, не придумало способ, не приняло закон.

Потом, сейчас широко в рядах чиновников и депутатов разных уровней распространена теория "отнимающего государства". То есть, согласно этому представлению, общество и бизнес должны платить государству просто по факту своего существования. Этот взгляд в России имеет давние корни, и воходит еще к тяглу образца XVI века. Однако, новые условия развития экономики настоятельно требуют отказа от этой концепции, и перехода на двухсторонние отношения: государство должно не только брать, но и давать обществу и бизнесу. Например, бизнес платит налоги, выполняет законы, а за это государство предоставляет в пользование средства государственных фондов и бюджета.

То, что произошло в 2004 году в России . это яркий признак неадекватности существующей модели отношения государства и бизнеса ("отнимающее государство") существующим условиям хозяйствования. Мы видим, что 38% средств, полученных Россией за счет высоких мировых цен, оказалось в Стабилизационном фонде (564,8 млрд. рублей или около 20,1 млрд. долларов). При этом, президент России Владимир Путин и министр финансов Александр Кудрин заявили, что ни копейки из этого фонда они в российскую экономику не вложат: "все разворуют", мол.

Это происходит на фоне острого недостатка кредитов для развития производства, особенно в секторе венчурного бизнеса, малого и среднего предпринимательства. Вице-президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин заявил на Российско-германской конференции по малому и среднему бизнесу, что только 2% предприятий этого сектора имеют легальные финансовые источники. Бизнесменов можно понять, чтобы выжить, они идут на любые ухищрения. Но это . приговор политике государства по развитию экономики.

Теперь о нашумевшей продаже "Юганскнефтегаза", деле ЮКОСа и налоговых претензиях.

На мой взгляд, в этом году был вскрыт очень большой нарыв в нефтегазовой отрасли. ЮКОС много лет вел крупномасштабный незаконный бизнес, не выплачивая большую часть налогов и хищнически разрабатывая месторождения. О проверках Министерства по налогам и сборам много писали и говорили. Но к концу года и Министерство природных ресурсов провело проверку "Юганскнефтегаза", в результате чего из 26 лицензий нарушения правил эксплуатации были выявлены для 21 лицензии. В большинстве случаев, объемы добычи нефти резко превышали проектные показатели. Здесь нельзя сказать, что это административный накат на компанию. Фактов, которые говорят, что недоплата налогов и разорение месторождений были стратегией ЮКОСа, слишком много.
То, что у ЮКОСа отняли этот актив, я думаю, приведет к некоторому оздоровлению ситуации в нефтегазовой отрасли. Понятно, что полностью это событие не приведет к устранению всех недостатков, но охотников до "легкой нефти" станет много меньше.

Однако, нельзя не сказать, что государство проявило неадекватную реакцию. Началась повальная проверка крупных компаний, показавших рост в 2000-2003 годах. Похоже, что теперь любой значительный рост в любой компании, чем бы он не объяснялся, стал подозрительным и является поводом для проверки. Нельзя не опасаться, что такое настроение приведет к резкому снижению эффективности работы крупных компаний. А они пока . единственная опора российской экономики.

Российско-казахские отношения

В российской внешней политике наблюдается та же особенность, что и во внутренней. Если дело касается глобальных идей, глобальных концепций, громких заявлений и "мирового противоборства" с терроризмом, то в этом Россия занимает видное место. А что же касается конкретных достижений, то на поверку оказывается, что похвалиться нечем.

Вот пример Казахстана тому самое яркое подтверждение. 2004 год был годом России в Казахстане. Событие чрезвычайно важное, но на которое в российской прессе практически не обращалось никакого внимания. Прошли только сообщения на события начала года России в Казахстане, и сообщения на события конца года России. И все. Складывается ощущение, что об этом гораздо больше говорили в Казахстане, а не в России.
Отношения с Казахстаном складываются точно таким же образом, что и вся остальная политика в регионах России, то есть "серым" порядком, за счет межрегиональных, деловых и политических контактов, и за счет усилий казахского правительства. Но не на уровне российско-казахских межправительственных отношений.

Никакого освещения на российском уровне не получило успешное сотрудничество с Казахстаном Омской области и Алтайского края. А это, между тем, огромный задел, ведь Омская область . это один из сильнейших в экономическом отношении регионов Сибири. Омск . это рекордсмен по привлечению инвестиций в Сибири. Пример сотрудничества Омской области с Казахстаном очень удобен, ибо здесь видны все выгоды и все недостатки трансграничного партнерства.

Ничего, практически ничего не было сделано Россией в рамках Года России в Казахстане. Это был уникальный шанс устроить широкомасштабную презентацию современной России в Казахстане. Такой же шанс еще не скоро представится вновь.

С одной стороны, понять российское правительство можно. Презентовать в Казахстане было особо нечего. Что можно было предложить такого стране, которая нас серьезно обставила по темпам роста?

А с другой стороны, российское руководство, очевидно, считает, что им и не нужно ничего презентовать в Казахстане, и вообще, нет нужды вести с ним какую-то равноправную торговлю. Просто нужно построить такую систему отношений, под видом Единого экономического пространства, в которой Россия сразу же получила бы преимущества. Перестройка российских монополий: "Газпрома" и "Роснефти", очевидно, частично связана с предполагаемым принятием в середине 2005 года пакета документов по ЕЭП. Расчет делается на то, чтобы в рамках ЕЭП силами российских нефтегазовых монополий задавить конкурентов в Казахстане, Украине и Беларуси, и тем самым расширить "жизненное пространство", получив контроль над экономикой этих стран.

Никому это никакой пользы не принесет. Если российским нефтегазовым гигантам удасться подмять под себя нефтяную отрасль Казахстана, то там начнется то же, что и в России . безудержный рост цен на топлива, рост цен и темпов инфляции.

Перспективы 2005 года

В России от нового года не ждут ничего хорошего. Положение в стране за истекший год ухудшилось, и не было никаких событий или тенденций, которые позволяли бы надеяться на лучшее.
Скорее всего, резко обострится внутриполитическая обстановка, вызванная политическими и социальными реформами, а также столкновением интересов регионов и граждан России с интересами федеральной элиты. Многие эксперты прогнозируют возможность повторения в России в 2005 году событий по карачаевскому сценарию. Политическое положение в будущем году прогнозировать очень трудно, учитывая непредсказуемость как президентской политики, так и "серого" политического процесса в регионах.

В области экономики, если цены на нефть и газ пойдут вниз, то состояние российской экономики быстро станет плачевным, и никакой Стабилизационный фонд не поможет. Причина этому заключается в том, что не создано никаких инвестиционных заделов, не создано основ для роста производства, с помощью которого можно было бы скомпенсировать ухудшение мировой конъюктуры.

В общем, нас ждут нелегкие времена.

Источник - Dialog.kz
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1104786000
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх