КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 03.01.2005
23:59  Жена депутата парламента Эстонии Лайли Таймла покончила с собой самосожжением на улице
16:10  Большинство жалоб - на суды и правоохранителей. Ежегодный доклад Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики
15:40  Узбекистан, Иран и Афганистан подпишут в Ташкенте Соглашение о Трансафганском коридоре
15:10  Туркменбаши признал Ющенко и возобновляет поставки газа на Украину
15:04  Год Петуха в мировой истории. Триумф Гитлера и смерть Пушкина...
14:58  Почему китайцы любят иностранные праздники?
14:11  Забит в колонии. Очередной жертвой узбекских тюремщиков стал С.Умаров
12:44  Особенности раннего фашизма. Тревожные параллели Германии 30-х и Украины-2004
12:41  Р.Шарипов - В поисках независимости... Узбекистана
12:39  Н.Айып - Трудовая династия. Супруга, дочь и сын А.Акаева баллотируются в Парламент
12:02  Толчки спросоня. Заилийское Алатау под Алма-Атой вновь потряхивает
11:44  И.Алиев: Кремль - гарант существования правящих элит стран СНГ
11:39  Узбекистан: В Новом году плова не будет. Хокимы уничтожают рисовые поля
10:58  "Arab News" - Россия нефтью вернет свое влияние на мировой арене
10:39  Умер Дж.Н.Диксит - "человек номер 1" в силовых структурах Индии
10:33  Глава Всемирного Банка Вулфенсон объявил, что в новом году обязательно уйдет в отставку
10:27  Китай закончил строительство супер-газопровода "Запад-Восток" из Синьцзяна в центр страны
10:16  Мусульмане Пакистана требуют запретить празднование Нового года
10:13  Азербайджан не разрешит США использовать свою территорию для нападения на Иран?
10:07  ВВС - Число жертв цунами близится к 150 тыс.
10:02  Экономический рост составил 21%! Новогоднее поздравление С.Туркменбаши
09:58  Семь мифов "оранжевого" путча. Как делаются "революции" (послесловие)
09:48  Казахстан направляет самолет с гумпомощью на Шри-Ланку
08:18  "Отечественные записки" - Мусульманское образование: общее и особенное
08:06  Численность населения Китая - 1,3 млрд человек
07:54  Гулаг по-американски. Власти США хотят задерживать подозреваемых в терроре ...пожизненно
07:29  Китайцы испытали свой абсолютно самодельный боевой ветролет "Чжи-11"
06:42  Израиль выиграл конкурс на строительство 5-ти военно-химических заводов и модернизацию ракет Индии
05:01  Украинского вице-премьера Кирпу все-таки убили, причем непрофессионально
00:47  "Le Figaro" - В Саудовской Аравии идут бои с людьми "Аль-Каиды"
00:39  "Herald Tribune" - Ислам занимает место марксизма в Европе
00:31  "Узбекистан превращается в наиболее опасную зону для журналистов". Обращение
Воскресенье, 02.01.2005
17:47  В.Нурмухамедов - "Отважные" и "продажные". К вопросу об интернет-журналистике Узбекистана
14:27  Свет с Востока. 2006 год будет Годом арийской цивилизации
13:11  Аким Северо-Казахстанской области Т.Мансуров выпустил в Москве книгу-"ЖЗЛ" про экс-посла СССР в Аравии Н.Тюрякулова
11:39  Следователь по важнейшим делам Кашкадарьинской прокуратуры Э.Паттаев осужден на 10 лет, но... гуляет на свободе
11:33  Турция начинает 2005 год с денежной реформы
10:30  В ЦентрАзии осталось всего 40-55 снежных барсов. Все ушли... на украшение президентских юрт
10:29  Россия: в СНГ теперь - только по загранпаспорту
10:20  Российский "Газпром" не сможет компенсировать Украине нехватку туркменского газа
06:34  Генерал Вермахта Отто Ремер: "Для меня исламская земля - моя вторая родина"
03:03  Zamon.info - Зачем узбекистанцу капитал. Mеньше денег - меньше потребностей
01:56  И.Болджурова - Кто сделал регионализм, трайбализм и непотизм орудием управления Кыргызстаном?..
01:11  "DW" - Ловись, рыбка. Туркменские спецслужбы хозяйничают в России
01:10  Определена дата президентских выборов в Иране - 17 июня 2005 г.
01:06  Почему Туркмения остановила газопоток на север. Позиция Ашхабада
00:49  Узбекская певица Лола выпускает первую сольную программу "Мухаббатим"
00:48  Н.Айып - Надо поддерживать гражданские общества в ЦентрАзии, пока они там еще есть...
00:01  Е.Скородумова - В Киргизии под угрозой увольнения заставляют собирать подписи для кандидатов "власти"
Суббота, 01.01.2005
20:59  Несовместимые понятия? В Монгольском парламенте распалась коалиция "Родина-Демократия"
19:27  ИГНПУ - В Узбекистане амнистировали 4-х женщин, осужденных за "посягательство на строй"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
"Отечественные записки" - Мусульманское образование: общее и особенное
08:18 03.01.2005

Традиционное мусульманское воспитание и образование

Михаил РОЩИН

Арабо-мусульманское воспитание и образование в самых своих истоках было связано с назидательным чтением и арабской литературной традицией. Слово "литература" (адаб) по-арабски означает также "воспитание, воспитанность, вежливость, учтивость, благопристойность". Писатель, литератор (адиб) непременно должен был быть воспитанным и просвещенным человеком. Таким образом, литература издревле выполняла в арабо-мусульманском мире очень важную воспитательную функцию. По характеру своих знаний адиб отличался от алима (ученого). Различия между ними подчеркивал арабский энциклопедист Йакут (1179–1229): "Разница между адибом и алимом заключается в том, что адиб берет от каждой вещи лучшее и соединяет это в одно целое, а алим старается познать какую-нибудь одну отрасль знания и достигнуть в ней совершенства"[1]. Одним из наиболее ярких представителей традиции адаба был Абу Осман Амр ибн Бахр (775–868), известный под прозвищем аль-Джахиз ("Пучеглазый"). Как отмечал историк арабской литературы И. М. Фильштинский, "аль-Джахиз был выдающимся ученым, человеком энциклопедических знаний. Один лишь перечень принадлежавших ему сочинений включает около 200 названий, из которых около 30 полностью сохранились до наших дней, а многие другие дошли в отрывках. Среди них труды по философии и богословию, социологии и экономике, истории и географии, естествознанию и химии, минералогии и математике. В эпоху, когда арабо-мусульманская наука только складывалась, он попытался собрать все положительные знания как традиционно арабского происхождения, так и те, которые являлись продуктом греческой научной и философской мысли"[2].

Достичь своих воспитательных и образовательных целей адибу помогало умение занимательно и красочно рассказывать. Обращаясь к читателю, аль-Джахиз писал: "Если мы сумеем заинтересовать тебя серьезными, правдивыми и доходчивыми доводами, чтобы оживить мысль и отточить разум, то сумеем также развлечь тебя разными пустяками, забавными историями и необычными рассуждениями. И очень часто, приводя какие-нибудь стихи, герой или автор которых отличается чрезмерной глупостью, так что читатель веселится и смеется, находя эти слова смешными, мы достигаем того, чего не достигли бы, приведя все редкостные изречения и употребив всю мудрость… И если ты из тех, кто склонен испытывать скуку и утомляться, то все это даст отдых твоему уму и восстановит силы, и ты снова вернешься к изучению серьезного, прогнав скуку и оживившись"[3].

Благодаря адабу постепенно возникла и сформировалась мусульманская интеллигенция, игравшая в классический период исламской цивилизации исключительно важную роль в общественной и культурной жизни. Один из видных авто ров того времени Абдаллах ибн аль-Мукаффа (около 720 - около 756 года) написал две книги "Малый адаб" и "Большой адаб". Первая из них адресована широкому кругу образованных читателей и призывает их к самоусовершенствованию, исправлению своих недостатков и обузданию порывов. По мнению автора, "только разумная умеренность ведет человека к счастью"[4]. "Большой адаб" имел целью воспитание правителей и придворных. "Особое место [в этой книге. - М. Р.] ибн аль-Мукаффа отводит ученому советнику правителя. Поскольку правителям свойственны такие же порывы, что и юношам, только сведущий мудрец-советник может уберечь их от ложных шагов. Мудрец обязан воспитывать царя словом, наставлять в мудрости и предотвращать его несправедливые действия. Слова ученых-мудрецов должны быть обязательными для правителей, дабы те не стали тиранами. Ученые - это врачи, которые призваны исцелить душу правителей от недугов тщеславия, властолюбия и жестокости, алчности и любви к насилию. Они должны воспитывать в правителях благородство и великодушие. Под их влиянием правитель должен стать внимательным к нуждам подданных и установить для них справедливые законы"[5].

От адаба перейдем ко второму важнейшему элементу мусульманского воспитания и образования - знанию. Понятие "знание" (араб. "илм") всегда было структурообразующим в мусульманской цивилизации. Неслучайно известный американский востоковед Франц Роузентал, посвятивший специальную монографию анализу этой концепции в средневековом исламе, назвал ее "Торжество знания". В своем труде он подчеркивает, что "в исламе концепция знания приобрела значительность, которой нет равных в других цивилизациях"[6]. По мнению Роузентала, "если мы взглянем… на ислам, то обнаружим, что метафизическое, этическое и научное знание, а сверх того - знание как мощное орудие общества, не всегда были представлены в равной мере, но они всегда существовали и действовали. Они рассматривались как часть одного человеческо-божественного атрибута, называемого "знание", который управлял всеми человеческими и божиими деяниями. Знание не осознавалось ничем подобным народами христианской Европы в Средние века, независимо от тех частных целей, которые преследовали их интеллектуальные усилия"[7].

Несмотря на то что "философия знания" играла издревле весьма важную роль в исламе, само понятие "знание" ("илм") трактовалось прежде всего как механический процесс собирания знания, а не как поиск нового. Плоды знания рассматривались как вечные и неизменные; их необходимо было только собрать, а поэтому исследовательская функция познания не выдвигалась на передний план[8]. В традиционной мусульманской системе образования прежде всего развивается память, в основе основ лежит заучивание наизусть Корана, хадисов (рассказов из жизни пророка Мухаммада), различных комментариев к священным текстам и т. п. В результате "в начальной школе дети учили наизусть Коран, а в мечети студенты - комментарии наставников. В итоге у многих ученых развивалась феноменальная память. Так, один из них, пересказывая наизусть 30 000 хадисов, делал только три ошибки. В то же время лишь немногие развивали способность к оригинальному научному поиску и созданию новых идей"[9].

Интересное описание традиционных представлений об ученом человеке, характерных для сельской местности в Египте, дает египетский исследователь Хамед Аммар: "Ученый человек сегодня оценивается здесь в зависимости от того, что он знает из Корана и сколько хадисов он может процитировать, а также сколько пословиц и образных выражений он может привести в качестве аргумента в споре. Неудивительно, что из примерно двадцати образованных религиозных людей в деревне пять хорошо известны, благодаря своему отличному знанию наизусть Корана, двое - благодаря знанию наизусть многих стихов шейхов суфийского братства Накшбандия (они стали, таким образом, его руководителями в деревне), в то время как двое других заслужили всеобщее признание как знатоки стихов и заговоров, предотвращающих сглазы. Если кто-либо говорит, что он хорошо знает о какой-либо вещи, личности или событии, то с лингвистической точки зрения это означает, что он "запомнил это наилучшим образом". Автор [Аммар. - М. Р.] склонен полагать, что мусульманская культура… подчеркивает и поощряет начетническое знание, запоминание наизусть и страсть к перечислению. Существует много подтверждений этого в повторяющихся элементах приветствий, разговоров, стихотворений или хорового пения, ритуалов мистических зикров[10], а также в необходимости знать 99 эпитетов Аллаха и 33 имени пророка [Мухаммада. - М. Р.] и традиционного заучивания наизусть Корана в куттабе [начальной мусульманской школе. - М. Р.]"[11].

Традиционное обучение в высших учебных заведениях, например в знаменитом мусульманском университете аль-Азхар (Каир), мало чем отличалось по своей сути от учебы в куттабе. Различались сроки: чтобы самому стать наставником, студенту требовалось не меньше восьми лет обучения. Если он не имел достаточно обеспеченных или могущественных покровителей, его положение было весьма неприглядным и незавидным. Вот как оно описывалось в автобиографии одного из таких студентов: "Он посещал школу ежедневно до полудня, там он слушал объяснения наставников и участвовал в обсуждениях. Когда он возвращался в свое жилище, то бывал настолько голоден, что, не имея ничего лучшего для еды, собирал дынные корки, брошенные на землю, вытирал с них пыль и съедал то, что оставалось в них съедобного. Однажды он наткнулся на своего товарища, занятого тем же самым. Каждый из них пытался скрыть от другого свою нужду, но теперь они объединились, вместе собирали и мыли дынные корки. Так как они не могли позволить себе купить лампы или свечи, то учили тексты наизусть в лунные ночи, а в безлунные повторяли их, чтобы не забыть"[12].

Автобиография, из которой взят этот отрывок, написана в XVII веке. Однако самое любопытное заключается в том, что этот текст удивительным образом совпадает с духом автобиографической повести "Дни" замечательного арабского мыслителя Тахи Хусейна[13] и характерными особенностями жизни и обучения студентов аль-Азхара в начале XX века, о которых подробно и с большим знанием дела рассказал знаменитый египетский гуманист. Даже в начале XX века сила инерции в стенах аль-Азхара была настолько велика, что мусульманским реформаторам типа Мухаммеда Абдо[14] было в них трудно ужиться. Среда аль-Азхара вытолкнула его как инородный элемент и вновь погрузилась в полудремотное сонное состояние, в котором неподвижная масса знания медленно передается от поколения к поколению, но практически не возрастает. Таха Хусейн, мыслитель нового типа, был вынужден уйти из аль-Азхара и перейти в открывшийся тогда светский Каирский университет, одним из первых докторов которого он впоследствии стал. Однако именно Таха Хусейн дал блестящее описание учебной атмосферы аль-Азхара:

"Мальчик [т. е. сам Таха Хусейн. - М. Р.] любил аль-Азхар в этот момент, когда молящиеся расходились с молитвы зари и расходились со слезами дремоты в глазах, чтобы сесть кружком около той или этой колонны и поджидать одного или другого профессора, а затем слушать у него урок предания, или экзегеза, или "корней", или догматики. Аль-Азхар в этот момент был спокоен; в нем не поднимался еще тот особенный гул, который наполнял его с восхода солнца до молитвы вечера. Там можно было слышать только разговоры, которые шепотом вели собеседники. Иногда можно было услышать юношу, что читал Коран спокойным, ровным голосом. Иногда он проходил около молящегося, который не захватил собрания или и захватил его, но продолжал сверхдолжную молитву, после того как завершил обязательную. Иногда ты слышал то здесь, то там профессора, который начинал свой урок вялым голосом того, кто проснулся от сна, совершил молитву, но еще не ел ничего, что бы возбудило в его теле энергию и силу. Он говорил голосом спокойным, мягким, немного прерывающимся: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и привет над благороднейшим из посланников, господином нашим Мухаммадом и над семьей его и над сподвижниками его всеми. Сказал автор, да помилует его Аллах Всевышний и направит на пользу нам его науку. Аминь!" Учащиеся слушают этот голос спокойно и вяло, напоминая в этом спокойствие и вялость их шейха"[15].

Такая атмосфера и сегодня характерна для многих классических мусульманских медресе. Это не значит, что в наши дни в мусульманской системе воспитания и образования не происходит перемен. Однако традиционная система по-прежнему демонстрирует свою жизненность и удивительную способность к регенерации.

Особенно сильно это заметно в сфере семейного воспитания, основанного на традициях повсеместно распространенной в арабо-мусульманском мире патриархальной семьи. Ее главной особенностью является резкое разделение полов по их социальным и социально-психологическим функциям. Разница в поведении полов настолько очевидна, что можно говорить о формировании мальчиков и девочек, юношей и девушек в двух мало соприкасающихся, почти параллельных мирах. "В этом обществе невозможно себе представить свободное общение обоих миров или допустить, что то, что позволяется одному полу, позволено и другому… Мужчину, который нечасто общается с приятелями вне дома, презрительно именуют "кухонным человеком", в то время как женщину, часто покидающую свой дом, называют заблудшей. Мужчины собираются для беседы вне дома, а женщины только внутри"[16]. Эта особенность воспитания детей отчетливо выражена в конкретной языковой норме: в арабском языке отсутствуют слова "ребенок", "дитя", одинаково приложимые к детям как мужского, так и женского пола, встречаются только отдельные обозначения либо мальчиков, либо девочек. Когда отца хотят спросить, сколько у него детей, вопрос ставится так: сколько у него сыновей и сколько дочерей. Когда рождается мальчик, в семье бывает настоящий праздник; рождение девочки, как правило, встречают спокойно, как совершившийся факт[17]. Такая разница в подходе связана с тем, что патриархальная семья воспроизводит себя только по мужской линии. Арабская пословица, ведущая свое происхождение от стоянки бедуина, гово рит: "Только юноши возводят палатки вокруг главной палатки". О девушках есть другая пословица: "Девушка разрушает домашний очаг своей семьи, она создает его для кого-то другого"[18]. Вместе с тем в рамках мусульманской патриархальной семьи издавна действуют социальные и социально-психологические механизмы, охраняющие права женщин и девушек. Хотя радость по поводу рождения сыновей и подчеркивается обычно больше, все же для нормального функционирования семьи необходимо равное количество мальчиков и девочек, т. к. в условиях патриархальной системы брачных отношений между крупными семьями нередко осуществляется своего рода натуральный обмен женихами и невестами. Естественно, в этом случае сестры представляют собой живой капитал для своих братьев. Если в семье, где до этого рождались лишь одни сыновья, вдруг рождается девочка, то ее рождение вызывает настоящий восторг. Такую девочку называют "госпожой своих братьев"[19].

Говоря о вопросах воспитания, следует иметь в виду особенности половой идентификации в подростковом возрасте. По мнению известного социолога И. С. Кона, "первичная половая идентификация - своеобразный стержень целой системы самооценок, посредством которой индивид определяет степень своего соответствия традиционным представлениям о половой принадлежности (насколько полноценно воплощены в нем черты мужчины или женщины)"[20]. Хамед Аммар так пишет об этом важном этапе в развитии мусульманской молодежи: "Половые органы становятся теперь предметом особого внимания, и подростки начинают заботиться о том, как сидеть и что они могут носить. Понятие стыда связано главным образом с бесчестьем на сексуальной почве или неверностью в брачных отношениях. Это то, что, прежде всего, возникает в сознании [подростков. - М. Р.] в данной связи и включает в себя все запрещенные непристойности от пустякового нарушения этикета до наиболее серьезных, с точки зрения морали, проступков. Первое реальное эмоциональное ощущение стыда приходит вместе с чрезмерной стыдливостью, вызванной осознанием половых органов. Для всех подростков (мальчиков и девочек) разговоры о сексе представляют табу, им запрещено также говорить на эту тему с родителями и другими взрослыми. Целомудрие как моральный и религиозный идеал требует избегать каких-либо стимулирующих и возбуждающих контактов с противоположным полом. Для девочек-подростков не считается хорошим тоном бросать на мужчин притягательные взгляды и тем соблазнять их"[21].

Роль девушки в рамках традиционной мусульманской семьи в основном сводится к помощи матери по домашнему хозяйству и уходу за младшими братьями и сестрами. Положение юноши, как правило, более свободно, но он тоже зависит от власти главы семьи, поскольку "и мужчина, и женщина принадлежат к семье отца, т. е. они пользуются покровительством своего дома, и дом должен что-то получать от них. Если мужчина работает вне дома, он не может сам по своему усмотрению зарабатывать и расходовать деньги, но должен отдавать их главе семьи (отцу, старшему брату и т. д.), который и распределяет их"[22].

Брак в патриархальной мусульманской семье рассматривается как завершающий акт в воспитании молодого поколения, который должен способствовать укреплению семьи и рода в целом, поэтому роль родителей, семьи в момент выбора жениха и невесты является определяющей.

Согласно давней традиции отец ведет переговоры о невесте для сына или о женихе для дочери. Особым почетом среди мусульман пользуется глава семьи, сумевший за время своей жизни женить и выдать замуж всех своих детей. "Он выполнил долг своей жизни. Выражение "их отец женил их" означает, что отец оплатил все расходы, связанные с женитьбой"[23].

Вследствие патриархальной структуры мусульманского общества молодая женщина и после замужества остается в определенной степени членом отцовской семьи, которая по-прежнему в значительной степени несет ответственность за ее воспитание. "Она не берет фамилию мужа, но продолжает носить свое имя, к которому добавляется имя ее отца или имя ее семьи. Если жена совершает какойлибо проступок, то за него отвечают ее отец или брат, а не муж. Именно они наказывают ее, равно как и охраняют ее честь в большей мере, чем муж"[24].

Сфера воспитания и образования - составная часть мусульманского образа жизни и мусульманской цивилизации в целом, с присущими ей чертами самодостаточности, со своей собственной, во многом не похожей на нашу, системой идеологических координат. "Существенно понять, что мусульманская цивилизация представляет собой культурное единство, которому чужды наши изначальные побуждения", - пишет классик исламоведения Густав фон Грюнебаум[25].

----------------------------------------

[1] Цит. по: Бартольд В. В. Сочинения. Т. 6. М., 1966. С. 619.

[2] Фильштинский И. М. История арабской литературы. М., 1985. С. 430–431.

[3] Цит. по: Фильштинский И. М. Указ. соч. С. 444.

[4] Фильштинский И. М. Указ. соч. C. 345.

[5] Там же. C. 346.

[6] Роузентал Ф. Торжество знания. (Концепция знания в средневековом исламе). М., 1978.
C. 324.

[7] Там же. C. 327.

[8] Gibb H. A. R. Modern Trends in Islam. Chicago, 1947. P. 64–66.

[9] Szyliowicz J.-S. Education & Modernization in the Middle East. London, 1973. P. 71–72.

[10] Зикр - ритуальное поминание Аллаха, совершаемое по особой формуле и особым образом, вслух или про себя и сопровождаемое определенными телодвижениями. Зикр основан на многократном повторении последователями суфизма определенных формул на арабском
языке: Аллах жив; Нет никакого божества, кроме Аллаха; Аллах велик, слава Аллаху и др. Для суфия главная цель зикра - достичь мистического экстаза, во время которого он может приблизиться к Богу.

[11] Ammar H. Growing up in an Egyptian village (Silwa, Province of Aswan). London, 1954. P. 203–204.

[12] Цит. по: Nakosteen Mehdi. History of Islamic Origins of Western Education. A.D. 800–1350.
University of Colorado Press, 1964. P. 59.

[13] Таха Хусейн. Дни. М., 1958.

[14] Мухаммед Абдо (1849–1905), один из основоположников мусульманского реформизма.
В 1899 году был назначен главным муфтием Египта, выступал за освоение достижений
западной цивилизации при сохранении основных исламских ценностей.

[15] Таха Хусейн. Дни. С. 101–102.

[16] Ammar H. Указ. соч. P. 48–49.

[17] Patai R. The Arab Mind. N.-Y., 1973. P. 28–29.

[18] Granqvist H. Child Problems among the Arabs. Helsingfors, 1950. P. 138.

[19] Там же. P. 141–142.

[20] Кон И. С. Открытие "Я". М., 1978. С. 271–272.

[21] Ammar H. Указ. соч. P. 185–186.

[22] Granqvist H. Marriage Conditions in a Palestinian Village. Part I. Helsingfors, 1931. P. 133.

[23] Granqvist H. Marriage Conditions in a Palestinian Village. P. 46–47.

[24] Там же. P. 146.

[25] Грюнебаум Г. Э. фон. Классический ислам. М., 1986. С. 5.

***

Воспитание мусульманских детей в Европе

Исмагил ШАНГАРЕЕВ
[1]

Влияние западной культуры на воспитание мусульманских детей

1. Факторы, которые могут оказать наиболее неблагоприятное влияние на воспитание мусульманских детей

Отношение к религии как к делу второстепенному и сугубо личному

В европейских странах религия считается пережитком, который следует как можно скорее преодолеть. Сдерживая человеческие страсти, она, по представлениям европейцев, мешает свободной реализации личности. Именно это подтолкнуло многих из них к принятию нетрадиционных для Европы религий (например, буддизма), поскольку эти религии не призывают людей к строгому выполнению тех или иных обязанностей и, следовательно, не ограничивают их свободу.

Отличительной чертой западного взгляда на религию является признание принципа "свободы совести и вероисповедания". Открытое проявление религиозных чувств считается оскорбительным по отношению к представителям других конфессий. Таким образом, верующий человек вынужден постоянно оправдываться за свое поведение и крайне осторожно излагать свои взгляды и мысли (это то, что мы можем наблюдать в христианском обществе).

Все вышеперечисленное касается взгляда на религию вообще. Положение же правоверного мусульманина гораздо сложнее, так как отношение к исламу на Западе в последнее время стало крайне отрицательным и наши дети подвергаются серьезному психологическому давлению.

Разрушение основ семьи в западном обществе

Традиционный институт семьи, основанный на браке и продолжении рода, в Европе постепенно умирает. Тому есть много причин: половая распущенность, допустимость сожительства мужчины и женщины без вступления в брак, а также изменение социального статуса женщины, вынужденной отказаться от роли хранительницы семейного очага и посвятить себя карьере.

Это сказывается и на отношении к браку мусульманской молодежи. Одни принимают решение о вступлении в брак, руководствуясь сиюминутным желанием и не задумываясь о серьезности сделанного шага. Другие считают, что, прежде чем вступить в законный брак, необходимо проверить себя и своего избранника, начав совместную жизнь.

Политкорректность

Представление о свободе личности и праве на собственное мнение имеет обратную сторону. Оно подразумевает, что человек, опасаясь нарушить чье-либо право на свободу личности, должен смиряться и молчать даже тогда, когда какоелибо явление общественной жизни противоречит его системе ценностей.

Например, нетрадиционная сексуальная ориентация считается проявлением свободы личности, охраняемой законом. Тех, кто с этим не согласен, обвиняют в нетерпимости и стремлении навязать другим свою систему ценностей, а следовательно ограничить свободу личности.

Стремление к достижению материального благосостояния

Материальная жизнь с ее соблазнами и ловушками оказывает на человека сильнейшее психологическое давление. Активизируя эгоистические инстинкты, стремление к обогащению, она притупляет духовные потребности, чувство коллективизма и взаимовыручки, альтруизма и самопожертвования.

Культ комфорта в европейском обществе

Европейцы четко разделяют свое время между работой или учебой, отдыхом и развлечениями. Наличие какой-либо еще сферы деятельности, требующей внимания и времени (например, общественной или религиозной), воспринимается ими как дополнительная и весьма обременительная обязанность.

Индивидуализм

Европейское общество поразил распад, обусловленный выраженным индивидуализмом его членов. Одно из проявлений этого распада - уход детей из родительского дома по достижении совершеннолетия. Ни для кого не секрет, как страдают родители, оказавшись в старости без поддержки детей. Многие старики, имея взрослых обеспеченных детей, заканчивают свою жизнь в домах престарелых.

Ограничение власти родителей над детьми

На Западе существует ряд ограничений родительской власти под предлогом защиты детей от произвола.

2. Факторы, оказывающие благоприятное воздействие на воспитание детей

Господство закона в обществе

В европейских странах не только соблюдают и уважают законы, но и используют их для обеспечения прав членов общества, а не для сохранения того или иного политического режима. Это позволяет человеку чувствовать себя уверенно и смело отстаивать свои законные права.

Демократическое устройство жизни

Демократическая форма правления в Европе позволяет гражданам самим принимать решения относительно дальнейшей судьбы своей страны. Это придает им уверенности в себе и своем будущем и делает их социально активными.

Свобода самовыражения

Хотя понятие свободы самовыражения часто понимается как вседозволенность и распущенность, эта свобода дает возможность выразить свои взгляды, что способствует гармоничному развитию личности, свободной от комплексов и страхов. Развитие средств массовой информации и коммуникаций На Западе СМИ пользуются значительной свободой, что позволяет им доносить до людей огромное количество информации.

Любознательность и готовность рисковать

Европейцы стремятся к познанию нового, неизведанного. Многие из них даже рискуют своей жизнью ради осуществления заветной мечты или самоутверждения. С одной стороны, это может показаться безрассудством, с другой же, воспитывает в человеке волю и смелость.

Дисциплина и точность

Жизнь западного человека четко систематизирована. Европеец дисциплинирован и пунктуален как в делах, так и в личной жизни.

Поддержка науки, исследований и культуры

Европейское общество заботится о развитии науки и культуры, поддерживает исследования в различных областях знаний. Это побуждает людей повышать свой интеллектуальный уровень, благодаря чему они лучше ориентируются в происходящих событиях. Этим же обусловлено и развитие средств получения информации и знаний, а также стремление сделать их общедоступными.

Изучив особенности европейского общества, мы пришли к следующим основным выводам. Необходимо противопоставлять тем сторонам жизни западного общества, которые могут оказывать негативное влияние на формирование мусульманских детей, истинные исламские ценности (отношение к религии, семье, браку и т. п.). Следует воспитывать ребенка согласно мусульманским канонам, но вместе с тем не изолировать его от общества, в котором он растет.

Особенности психологии детей мусульман-эмигрантов

Главная особенность таких детей заключается в том, что они живут между двумя культурами: культурой родителей и дома и культурой улицы и школы. Исследования показывают, что дети эмигрантов чаще не успевают в школе и чаще испытывают проблемы психологического плана.

Это касается первого поколения эмигрантов. Второе же поколение, которое родилось и выросло в эмиграции, разрывается между двумя культурами, часто теряя свою исконную и забывая свой родной язык. Нередко второе поколение относится с презрением к языку и культуре их отцов. Особенно если мусульманские страны рассматриваются ими как отсталые, нищие, с низким уровнем грамотности.

Для многих представителей второго поколения эмиграции избавлением от стрессов служит религия. Но, к сожалению, многие хватаются за религию как за последнюю соломинку. Такие люди используют веру как средство решения сиюминутных проблем, не постигая всей ее глубины и не искореняя причину несчастий.

Институты воспитания мусульманских детей

Можно выделить два типа воспитательных институтов:

1. Основные. Важнейшим и наиболее древним из них является семья. Затем следует школа - институт особенно актуальный в наше время.

2. Дополнительные, но имеющие важное значение для полноты формирования личности человека. Имеются в виду высшие учебные заведения, мечеть, различные культурные общества, клубы и т. д.

Семья

Проблемы, требующие неотложного решения

Политика игнорирования мусульман

В данном случае нас интересует влияние политики игнорирования на мусульманскую молодежь и возможная реакция молодежи на это явление. Можно выделить два типа реакции:

- всплеск насилия, представляющий угрозу для самого западного общества;
- обратная реакция, когда энергия недовольства направлена не вовне, а на себя, на саморазрушение. Она находит выход в наркомании, алкоголизме и различных сексуальных отклонениях.

Оба этих типа реакции представляют собой протест против социальной, экономической и политической изоляции мусульман в западном обществе. Подобными средствами молодежь пытается восстановить свои права и самоутвердиться. Но это ложный путь, не решающий, а лишь обостряющий проблему.

Разрыв связи между поколениями

Первое поколение эмигрантов, оказавшихся в Европе и вынужденных зарабатывать на жизнь, в большинстве своем не получило надлежащего образования, что создало труднопреодолимую пропасть между ними и следующими поколениями. Вместо того чтобы стать связующим звеном между культурой предков и новым поколением, поколение отцов способствовало разрыву преемственности между поколениями. В результате мы замечаем не только разницу в поведении, но и неприятие самых элементарных религиозных принципов нашей молодежью. И если эта ситуация не будет изменена, то с нашей молодежью произойдет то же, что и с мусульманами Северной и Южной Америки, - ее этническая и духовная специфика будет полностью уничтожена.

Компромисс между исламом и доисламскими традициями

Эта проблема беспокоит многих истинно верующих мусульман, ибо нет никакой связи между чистым и великодушным учением ислама и традициями, унаследованными из доисламского периода. Удивительно, что многие родители прививают своим детям подобные традиции и обычаи, как будто они являются естественным продолжением принципов нашей религии, хотя на самом деле большинство этих традиций отвергается исламом, а некоторые из них прямо противоречат его принципам.

Обязанность каждого мусульманина - понимание этой опасной двойственности и умение отличать правду от лжи, свет от тьмы, добро от зла.

Может ли ребенок вести себя как взрослый?

Часто родители стремятся как можно скорее обучить своего ребенка правилам поведения взрослого человека, принуждая его быть серьезным, сдержанным и взвешивать каждое свое слово. Однако такой подход к процессу воспитания ошибочен и опасен. Ведь Всемогущий Аллах определил, что человеческая жизнь делится на разные возрастные периоды, а это значит, что человек должен наслаждаться каждым из них и отвечать их требованиям. И если детство проходит без удовлетворения потребностей, присущих этому периоду, то ребенок вырастет слабохарактерным и неуверенным в себе.

Хвала Тому, Кто был столь совершенен в творении и определил каждому периоду его особенности!

Игнорирование индивидуальных особенностей ребенка

В психологии существует множество направлений, одно из которых занимается изучением индивидуальности человеческой личности. Это направление называется "психология индивидуальных различий", или "дифференциальная психология".

По мудрости Аллаха Всевышнего характер каждого человека неповторим. И благодаря тому что каждый человек обладает уникальным сочетанием качеств, люди нуждаются друг в друге. Например, сильный нуждается в мудром, умный - в опытном и т. д.

Воспитание наших детей часто не соответствует этому принципу, установленному исламом задолго до того, как психология занялась изучением подобных проблем. Речь идет о родителях, принуждающих своих детей соответствовать положительному образу ребенка, сложившемуся в их сознании. Это искажает характер ребенка и развивает у него различные комплексы.

Забота обо всех сторонах воспитания

В силу своей неграмотности первое поколение эмигрантов считало, что достаточно обучить своих детей основным принципам и нравственным устоям ислама. Исламское же воспитание включает многие аспекты, в том числе: физический, духовный, социальный, психологический, эстетический и т. д., т. е. охватывает все стороны жизни человека. Невнимание хотя бы к одной из них делает воспитание неполноценным.

Невыполнение родительских обязанностей

Существует ряд объективных причин, вынуждающих отца, мать или их обоих частично или полностью отказываться от выполнения возложенных на них обязанностей по воспитанию своих детей. Вот некоторые из них:

- Смерть одного из родителей и, соответственно, увеличение ответственности оставшегося в живых. Не каждый может нести неожиданно обрушившийся на него груз ответственности. Но сколько мы видим одиноких матерей и отцов, отдающих все свои силы воспитанию детей и достигающих с помощью Аллаха желаемого результата!

- Развод. Все, что было сказано в предыдущем пункте, справедливо и для этого.

- Работа отца, занимающая большую часть его времени, вследствие чего он видит своих детей в основном спящими: утром, когда уходит на работу, и вечером, когда возвращается. Ситуация еще более ухудшается, если мать также работает весь день.

- Безответственность, причины которой кроются в душевной лености и религиозном невежестве. У таких родителей всегда наготове отговорка: чему быть, того не миновать. Подобное поведение одного из родителей увеличивает объем обязанностей другого. Многие родители, проводящие больше времени в мечети, чем со своими детьми, считают, что тем самым выполняют свой религиозный долг. Но они забывают, что одним из важнейших принципов ислама является правильное и полноценное воспитание детей.

Проблема бедных кварталов

Из-за политики социальной изоляции мусульман, проводимой в европейских странах, большинство мусульманских семей вынуждены селиться в бедных кварталах. Нет нужды рассказывать обо всех существующих там социальных, экономических и психологических проблемах. В СМИ, а иногда и на официальном уровне, делаются попытки увязать наличие этих проблем с мусульманским образом жизни, с неспособностью мусульман адаптироваться к условиям принявшей их страны.

Безусловно, в этих словах есть некая доля правды, но в данном случае нас интересует другой аспект. Речь идет о влиянии этой неблагоприятной среды на наших детей, поскольку в подобных районах велика вероятность, что ребенок предпочтет следовать совету и примеру не своих родителей, а представителей криминальных группировок.

Во избежание ситуаций, угрожающих существованию мусульманской семьи, стоит воспользоваться следующими советами:

- Выбирать спокойные районы, с меньшим количеством социальных проблем.

- Создавать детские и молодежные клубы.

- Стараться поселиться вблизи мечети или, по крайней мере, рядом с мусульманским культурным центром.

Самобичевание перед детьми

Допустив ошибку по отношению к детям, отец может чувствовать искреннее раскаяние. Но несмотря на всю силу раскаяния, он не должен упрекать себя при детях, стремясь получить прощение. Подобное поведение роняет авторитет отца в глазах детей, которые могут перестать его уважать.

Опасность обращения к психоаналитикам

Родители, особенно мать, могут прибегнуть к помощи психоаналитиков или обратиться в один из центров социального ориентирования для решения возникших в семье проблем. Но нужно иметь в виду, что найденное там решение может оказаться несоответствующим принципам ислама. А это только усложнит проблему, что отрицательно скажется на душевном состоянии детей.

Религиозный фанатизм и экстремизм

Многие считают, что единственной защитой для души молодого человека от соблазнов окружающего мира является религия. Однако недостаточно глубокое понимание смысла призыва ислама вследствие некомпетентного наставни чества или не слишком усердного изучения религиозных основ способно привести к проявлению фанатизма и экстремизма. Некоторые исследователи выделяют две причины роста экстремистских настроений в молодежной среде:

- протест против западного общества, поскольку оно является чуждым и противостоящим исламу;

- протест против мусульманской общины, поскольку она уже не имеет ничего общего с мусульманской общиной времен благословенного пророка Мухаммада.

Важнейшие правила воспитания

Мусульманская семья должна придерживаться ряда правил, чтобы воспитать на благо ислама поколение, которое могло бы служить примером нравственного поведения.

Установление связи

Советы и наставления окажутся бесполезными, если они не основываются на прочных связях между ребенком и воспитателем. Родителям следует приучать своих детей к поклонению, которое является одним из важнейших источников воспитания, ибо закаляет душу и улучшает поведение. Однако недостаточно обучить детей лишь одному способу поклонения - молитве. Душе человека присущи различные свойства, а поэтому разнообразным должно быть и поклонение, включающее молитвы (намаз), поминание Аллаха (зикр), обращение к Аллаху с мольбой (дуа), чтение Корана и т. д.

Разъяснение цели и смысла поклонения

Нельзя заставлять детей заниматься тем или иным видом поклонения, не объяснив им его суть и нравственные, социальные и культурные цели. Одна из причин отказа молодежи от молитвы - восприятие ее всего лишь как формы отправления культа при непонимании содержания. Поэтому следует раскрыть детям глубокий смысл молитвы и ее влияние на жизнь человека. Желательно постоянно беседовать с ними на эту тему, пока они не постигнут смысл и необходимость каждого вида поклонения и не ощутят его благое влияние на их души.

Приучение к ответственности

Ребенок не будет взрослеть и развиваться, если он полностью находится на попечении родителей, не несет никакой ответственности и интересуется только удовлетворением своих потребностей. Но чтобы развитие ребенка шло правильно и он мог проявить свои способности, родители должны приучать его к ответственности, постепенно возлагая на него различные обязанности.

Борьба с проявлениями лицемерия в поведении детей

В поведении многих мусульманских детей прослеживается двойственность: дома они стараются вести себя в соответствии с установленными правилами, но, оказавшись за его пределами - на улице или в школе, - ведут себя совершенно по-другому. И сколько бы причин тому ни находилось, главной является то, что ребенок, как в армии, принужден соблюдать строгие правила и приличия, в то время как его душа противится им и ищет путь обхода.

Правильное воспитание основано не на навязывании пусть даже самых верных и необходимых правил поведения, а на убеждении в их важности и полезности. Если ребенок будет воспринимать следование наставлениям и соблюдение правил как возможность проявить свою личность, то его сердце откроется для этих наставлений и правил. Таким образом, отпадет необходимость в постоянном контроле над ребенком, так как он укрепит свои убеждения, будет в состоянии контролировать себя сам и избавится от потребности лицемерить.

Поощрение хорошего поведения

На основе многочисленных опытов русский физиолог И. П. Павлов установил связь между причинами того или иного поведения и внешними раздражителями. В связи с этим мы хотели бы напомнить об одной важной закономерности: хорошее поведение не возникает само по себе и не входит в привычку, если у ребенка нет стимулов. Но здесь нам следует выйти за материальные рамки теории условного рефлекса Павлова и указать, что мусульманское воспитание, всегда опиравшееся на поощрение и вознаграждение любого доброго деяния и хорошего поведения, подразумевает два вида вознаграждения: мирскую награду и награду в жизни вечной.

Мы обращаем внимание родителей на необходимость постепенного сокращения материальных наград: по мере взросления ребенка нужно переходить к похвале и благодарности за хорошее поведение. Таким образом, дети в конце концов придут к осознанию того, что главная награда - довольство ими Аллаха Всевышнего.

Умеренность в религиозном устрашении

Родители очень часто пугают детей всякими выдуманными, фантастическими существами, чтобы заставить их слушаться и хорошо себя вести. Использование такого метода лишь ясно указывает на то, что родители не владеют всеми методами и приемами истинного мусульманского воспитания. Пугая детей муками ада, они скрывают тем самым свою некомпетентность.

Процесс истинного исламского воспитания опирается на три важных основания. Первое и самое главное - объяснение, что Аллах любит все Свои создания. Два остальных - это богобоязненность и надежда.

Религиозный аспект

Как бы тщательно ни были разработаны методы религиозного воспитания, они не дадут желаемого результата, если не будут основаны на истинно религиозных ценностях. В этом заключается разница между исламским методом воспитания и методами, которые изобретают люди, стремящиеся удовлетворить свои сиюминутные потребности.

Помощь детям в решении их проблем

Родители очень часто допускают ошибку, вмешиваясь в жизнь своих детей, вникая во все детали и решая за них проблемы. Ребенок привыкает к тому, что за него все решают старшие, и вырастает несамостоятельным.

Во всем нужно соблюдать меру. Нельзя, чтобы дети были скованы и зависимы, но и чрезмерная самостоятельность и самоуверенность также вредны. Вот почему важно возродить в семье такие ценности, как взаимопомощь, совместное решение проблем и т. д.

Уважение к ребенку

Как мы уже отмечали, многие родители подавляют любое проявление детской инициативы, объясняя это тем, что дети еще малы и нуждаются в постоянном руководстве и опеке. Однако такой подход унижает детей и вредит их характеру.

Ни в коем случае нельзя смеяться над тем, что делает ребенок, даже если он и допустит какие-либо ошибки.

Технические аспекты семейного воспитания

1. Вопросы

Диалог в семье подразумевает, что вопросы задаются всеми его участниками. Необходимо при этом соблюсти следующие условия:

- вопросы должны быть интересными;
- вопросы должны быть понятными и четко сформулированными;
- вопросы не должны смущать детей;
- вопросы следует задавать в подходящее время и при соответствующих обстоятельствах;
- вопросы должны способствовать развитию интеллектуальных навыков у детей;
- необходимо помогать ребенку формулировать его вопрос и поощрять желание его задать;
- необходимо приучать ребенка не перебивать говорящего, а отложить свой вопрос до конца изложения мысли его собеседником;
- необходимо приучать ребенка самостоятельно искать ответ на вопрос, прибегая к помощи соответствующих книг;
- не следует уходить от сложных вопросов ребенка, отговариваясь тем, что он еще мал и ничего не поймет; нужно попробовать все объяснить ему простым языком и на наглядных примерах.

2. Этика ведения бесед

- Необходимо вовлекать ребенка в разговор, стимулируя его стремление к знанию и пониманию;
- нельзя перебивать ребенка, даже если он допускает ошибки;
- необходимо помогать ему выражать свое мнение и поощрять его в этом, что укрепит его уверенность в себе;
- необходимо приучать его к открытости и правдивости; ребенок очень нуждается в том, чтобы его выслушали и посочувствовали ему;
- родители должны проявлять спокойствие и великодушие;
- родители должны внимательно слушать то, что им говорит ребенок, и не отвлекаться на посторонние вещи; невнимание к ребенку обижает его и вызывает гнев;
- родители всегда должны говорить правду, даже во время игры или шутя, ведь ребенок во всем подражает им;
- родители должны всегда улыбаться своему ребенку.

3. Исправление ошибок

Ребенок часто делает ошибки, и это нормально - ошибок в ходе учебного процесса избежать нельзя. Существует целая школа, основанная на теории обучения через ошибки.

Необходимо соблюдать следующие правила:

- поощрять инициативу ребенка и ненавязчиво руководить им;
- нельзя постоянно напоминать ему о его ошибках и недостатках, обходя вниманием его успехи и положительные качества;
- помогать ему исправлять ошибки и устранять недостатки мягко и с сочувствием;
- побуждать его к поиску альтернативы;
- дать ему почувствовать, что исправление ошибки, пусть даже под руководством родителей, является результатом его собственного труда: это поможет ему почувствовать уверенность в себе;
- не забывать говорить ребенку слова благодарности, похвалы, поощрения, сочетая их с наставлениями и советами.

4. Поучительные рассказы

Мы можем найти множество рассказов о деяниях пророков и жизни минувших поколений, и все они преследуют важные воспитательные цели. Мы рекомендуем при этом:

- выбирать рассказы сообразно с возрастом ребенка;
- учитывать потребности ребенка при выборе рассказа;
- избегать рассказов и сказок, изобилующих суевериями,
- тех, которые так любят рассказывать бабушки;
- уделять внимание рассказам о героях и выдающихся личностях (ученых, проповедниках и т. д.). Это наиболее важно в переходном возрасте, когда ребенку особенно необходимы благородные и яркие примеры для подражания;

- стараться определить особенности характера ребенка и его интересы, наблюдая за его реакцией или за тем, какие книги выбирает он сам; не мешает интересоваться его мнением о героях и различных ситуациях, а также о том, как бы поступил он;
- не следует заострять внимание на деталях, не способствующих достижению воспитательных целей, особенно если эти детали непонятны ребенку;
- рассказ лучше начать с вопроса ребенку, чтобы сразу заинтересовать его и заставить внимательно слушать; с этой же целью можно задавать вопросы по ходу повествования;
- в конце рассказа следует сделать поучительный вывод;
- развивать навыки сравнения и анализа, проводя параллели между событиями рассказа и событиями жизни ребенка.

5. Игры как воспитательное средство

Неразумно покупать детям игрушки и игры, которые оказывают разрушительное воздействие на систему наших мусульманских культурных ценностей, оправдываясь тем, что это всего лишь развлечение.

Мы могли бы рекомендовать следующее:

- приобретать игрушки, которые оказывают благотворное влияние на личность ребенка в нравственном и религиозном плане;
- привлекать внимание ребенка к ролевым играм социального характера;
- уделять внимание конструкторам и игрушкам, которые можно разбирать; это развивает у ребенка сообразительность и творческие навыки;
- подбирать для мальчиков такие игрушки, которые развивают мужественность, а для девочек - женственность;
- использовать элементы игры в решении важных проблем;
- приучать ребенка вести диалог между игрушками, олицетворяющими социальные персонажи;
- принимать участие в детских играх; передают, что благословенный Посланник Аллаха как-то нес у себя на спине аль-Хасана и аль-Хусейна, да будет доволен ими Аллах, говоря при этом: "Какой у вас прекрасный верблюд и какие вы прекрасные мешки!";
- не следует прерывать детскую игру; передают, что однажды благословенный Посланник Аллаха совершил столь долгий поклон, что некоторые его сподвижники испугались, не умер ли он. Но когда его спросили об этом, он ответил, что на его спине играли аль-Хасан и аль-Хусейн и он боялся помешать их игре;
- не следует наказывать ребенка, если он нечаянно сломал игрушку; ребенок стремится познать мир и, конечно, хочет узнать, как устроена его игрушка: если его наказывать, он будет бояться разбирать игрушки и, как следствие, бояться познавать, замкнется в себе, что негативно отразится на его формировании и будущих успехах в профессиональной, личной и общественной жизни.

6. Влияние извне

Дом уже давно не является крепостью, защищенной со всех сторон и закрытой для всего нежелательного. Торговые компании используют рекламу, чтобы наполнить наши дома своей продукцией, иногда сомнительного качества и содержания. Мы можем посоветовать следующее:

- внимательно следить за тем, что приносят в дом дети (журналы, книги, кассеты и т. д.);
- тщательно выбирать телевизионные программы, так как по большей части они направлены на разрушение нравственных и религиозных ценностей;
- если родители обнаружат, что дети смотрят вредные программы, они должны вмешаться, но мягко, поскольку категоричный запрет не искоренит желания смотреть эти программы, а приведет лишь к тому, что дети будут это делать тайком от родителей, например, когда родителей нет дома, или потребуют отдельный телевизор;
- критикуя что-либо, необходимо объяснить, почему это плохо и в чем заключается опасность, чтобы ребенок понял причины и не стремился к этому;
- если родители видят, что ребенок очень привязался к чему-то нежелательному, они должны прибегнуть к принципу постепенности, отучая его от этого нежелательного дела, и этим они добьются гораздо большего, чем категоричными запретами и гневом;
- наилучшим решением является предоставление благотворных альтернатив (при условии, что они привлекательны для ребенка).

Дополнительные воспитательные учреждения

Мы не случайно уделили так много внимания семье, так как она является главным институтом воспитания. Семейное воспитание - необходимая основа для формирования личности. Дополнительные или второстепенные воспитательные учреждения призваны укреплять и поддерживать эту основу, иногда корректировать, но они никогда не смогут заменить семейное воспитание.

Мусульманские дополнительные учреждения

Мечеть
Воскресная арабская/ мусульманская школа
Регулярная мусульманская школа (такие школы уже существуют в некоторых европейских странах)
Подготовительные или дополнительные курсы (особенно перед экзаменами)
Детский сад
Спортивные и культурные центры
Молодежные организации
Исследовательские общества
Общество мусульманского ребенка
Женское общество
Центр воспитательного и социального ориентирования

Задачи дополнительных воспитательных учреждений

Мечеть

- должна быть лучшим помощником и поддержкой семьи в осуществлении ее воспитательных функций;
- подавать родителям достойный пример и дать им почувствовать, сколь велика и благородна возложенная на них обязанность, за выполнение которой с них будет спрошено в День воскрешения;
- проводить занятия и проповеди, на которых будут разбираться причины детского непослушания и методы исправления ситуации;
- предупреждать об опасности разложения мусульманской семьи;
- разбираться в причинах, мешающих детям посещать мечеть и устранять их;
- проводить время от времени собрания с имамом;
- обращать внимание на перевод краткого изложения пятничной проповеди и еженедельного урока, чтобы дети не лишались религиозного наставления;
- проводить беседы с детьми на религиозные темы, выслушивая их мнения и отвечая на вопросы, в присутствии имама;
- рекомендовать родителям время от времени брать с собой в мечеть маленьких детей.

Арабская/мусульманская школа

Многие дети воспринимают посещение школы при мечети как обременительную обязанность и идут туда с большой неохотой. И это потому, что им приходится посещать ее по воскресеньям, в дополнение к нагрузке регулярной школы. Поэтому необходимо приложить все усилия и сделать процесс обучения в воскресной школе интересным и привлекательным для детей. Наши рекомендации таковы:

- Серьезные занятия должны чередоваться с тем, что развлечет детей, снимет усталость и поможет снова сконцентрироваться на серьезном.
- Давать детям возможность развлечься на переменах, следя за тем, чтобы они не выходили за рамки дозволенного.
- Необходимо оборудовать специальные детские мастерские, где дети будут приучаться к ручному труду, причем работу в этих мастерских можно организовать в форме игры, чтобы детям было интересно.
- Следует укреплять дух сотрудничества и взаимопомощи. С этой целью можно организовать рабочие группы с ограниченным количеством учащихся.
- Надо связывать любую деятельность с нравственными и социальными ценностями ислама.
- Можно организовать небольшие спектакли на злободневные темы. Это поможет детям сориентироваться в жизни и занять правильную позицию по отношению к тем или иным событиям.
- Неплохо было бы привлекать детей к уборке школьной территории, своей улицы, посещению больных и оказанию помощи нуждающимся.
- Можно сопровождать занятия поучительными рассказами по теме урока.
- Следует помогать детям украшать класс, содержать в порядке их школьные шкафчики, оформлять расписание и т. д.
- Нелишне создать вместе с детьми стенгазету, освещающую разные стороны их жизни.
- Полезно обучать детей арабскому языку, используя различные развлекательные программы. Такое преподавание языков давно используется государственными школами, и, возможно, поэтому дети предпочитают ходить туда, а не в школы при мечети.
- Можно привлекать видео- и аудиоматериалы как во время урока, так и после него, тщательно отбирая их.
- Хорошо бы уделить большое внимание лексическому запасу и формировать его исходя из воспитательных нужд и потребностей внутреннего мира мусульманина в Европе.
- Надо создать регулярные мусульманские школы в качестве альтернативы государственным.

Культурное развитие детей

Мусульманские семьи часто жалуются на отсутствие или нехватку детской мусульманской литературы, тогда как в каждой европейской библиотеке есть специальный зал для детей. В этой связи мы рекомендуем следующее:

- развивать детскую литературу, учитывая особенности европейского общества и уделяя внимание хорошему качеству издания и художественному оформлению;
- переводить достойные произведения с арабского языка;
- выпускать детские журналы для разных возрастов;
- освещать современные научные открытия в доступном для детей виде.

Роль воспитательных учреждений при натурализации

Многие мусульманские дети в Европе страдают от духовной и культурной раздвоенности, из-за того, что находятся между двумя цивилизационными пространствами. Чтобы помочь им, мы рекомендуем следующее:

- Объяснить детям, что жизнь в Европе
- неизбежная необходимость и что это не противоречит шариату. Напротив, шариат поощряет пребывание мусульман в западных странах как посланников истины и блага.
- Приучать детей соблюдать мусульманские законы, проводящие четкое различие между запретным и дозволенным. При этом следует объяснять, что европейские законы не обязывают нас преступать законы ислама (например, запрет на употребление спиртных напитков и прелюбодеяния), кроме некоторых случаев (вопрос о хиджабе).
- Организовывать экскурсии, посещения достопримечательных мест и музеев страны проживания.
- Выделять специальный день для разъяснения обязанностей людей, живущих в городе. Например, один день посвятить правилам дорожного движения, другой - экологии города и т. д.
- Участвовать в общенациональных праздниках, если они не противоречат ценностям ислама. Тем самым мы продемонстрируем другим гражданам, что мусульмане - часть этого общества.

----------------------------------------

[1] Мы публикуем фрагменты книги, подготавливаемой к печати. - Примеч. ред.

№3 за 2004 г.

Источник - Отечественные записки
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1104729480
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх