КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 18.10.2004
23:45  А.Шекхар - НАТО и Узбекистан. Завтра в Ташкент приземлится Яап де Хооп Схеффер
23:35  А.Собянин - Допустят ли американцы "русскую" партию Успасских к власти в Литве?
23:27  Киргизский премьер Н.Танаев просит британское посольство(?!) уничтожить хоть одну нарколабораторию в Афгане
22:39  В Монголии прошли выборы в местные органы власти
22:01  Путин придумал мысль - "Международный терроризм стремится недопустить переизбрания Буша"
21:46  Аз-Заркави и бен Ладен создают "террористический интернационал". 18 солдат США отказались вполнять приказ в Ираке...
21:41  Путин, Чубайс и Дерипаска решили "инвестировать" в Таджикистан более $2 млрд... украденных из РФ?
21:32  Строительство газопровода Иран-Индия послужит процветанию Азии
21:31  В Белоруссии разбились в автокатастрофе работники Комитета по делам СНГ ГосДумы России
19:49  А.Касымходжаев: Новые кадровые перемещения в МВД Узбекистана
17:01  Выборы в Белоруссии. СНГ и ОБСЕ разошлись в определении "демократии"
13:43  "Financial Times" в панике - Золотая Орда. Российские компании начали... скупать западные активы
13:28  Долой эмбарго! Франция рвется на оружейный рынок Китая
12:47  М.Суюнбаев - Что такое геокультура. Конечный пункт вестернизации - полное обезличение народов
12:33  Улугбек Касымов - Суфизм: актуальность через века. В поисках "Комил-инсон/Совершенного человека"
12:23  С.Абдылдаев - Кыргызстан&Узбекистан: пограничный тупик вечной дружбы
12:08  Алина Кабаева поссорилась с женихом Шалвой и улетела в Киев агитировать за Януковича
12:06  Д. ван дер Шрик - Торжество чернильной "демократии". Афганистан затихает после выборов
12:00  Британские инструкторы повели киргизский спецназ в горы
11:58  В.Путин: Международными террористами в Ираке руководит ...господин Керри
11:10  М.Маргелов (СовФед России) - Оценивать демократичность ЦентрАзийских режимов с европейских позиций - бессмысленно
10:38  "Къ" - Друг сетей таджик. Путин получил от Рахмонова все что надо
09:46  "Бульбовая революция" получила в глаз. В новый Белорусский парламент не прошел ни один "оппозиционер-демократ"
09:41  "НГ" - Пакет подписан. Путина встречали в Душанбе пловом с перепелами
06:30  "Виртуальный Шелковый путь". Яап Де Хооп Схеффер в Алматы объяснил ЦентрАзии как надо дружить с НАТО
02:25  Д.Ашимбаев - Новый Мажилис Казахстана: штрихи к портрету
01:32  А.Гударзи: "Истишхад" - "стремление к шахидству" от Т.Юлдашева. Кто и как становится боевиком ИДУ
01:31  Как Российская Империя боролась пантюркизмом против панисламизма (страницы истории)
01:30  "ВН" - Долговые базы. Россия победила США на таджикском фронте
01:19  Сейсмологи успокаивают алматинцев. В ожидающемся землетрясении погибнет не более 75 тыс горожан
01:13  Г.Попов - К вопросу о праве нации на самоопределение. 70% среднеазиатских коммунистов были... верующими
01:03  Как басмачи из... ГПУ убили и похитили голову Оренбургского атамана Дутова (страницы истории)
00:50  Что в племени тебе моем? Вышли первые 2 тома генеалогии казахских племен
00:42  На казахстано-узбекской границе разгромлена перевалочная база наркоты - дом многоженца с двойными воротами
00:39  А.Улунян - Страны СНГ хотят замены российских миротворцев на евроатлантических
00:31  Мог ли сакский воин пустить стрелу на 800 м? Назарбаев обещает дать галошу(ей) некоторым "ученым"
00:28  Лучшая история о Любви на приз "Комсомолки". Как я вернул свою украденную невесту
00:20  Узбекистан: Рустам Кучкаров - кандидат в президенты?
00:11  "МК" - Путин ушел на базу. Таджикские дети встречали его... на корточках
00:05  Високосная краса. Мисс Казахстан-2004 стала студентка Саша Казакова
00:00  Майк Стоун из Киргизии - "Быть зависимым от зарубежных грантов не более свободно, чем быть зависимым от правительства"
Воскресенье, 17.10.2004
23:53  В Бишкеке начала выходить новая газета "Свет ислама"
23:14  Вице-спикером Мажилиса Казахстана избран С.Дьяченко, а Всемирной ассоциации казахов - Т.Мамашев
23:11  А.Проханов: Меньше демократии - больше денег в региональных бюджетах
22:34  Н.Николаев - Союзники-манипуляторы: Новый мировой порядок для России и Кавказа
18:55  "Times" - Отставной британский посол боится за свободу узбекского слова
13:41  И.Галкина/С.Жусупов - Еще один бросок: Китай и "Шанхайский шестиугольник"
12:31  М.Алимов - Бен Ладен научился говорить по-китайски. Найдут ли его в Синьцзяне?
12:23  А.Саидов - Узбекская экономика: протекционизм или сдерживание кризиса?
12:11  Капсула с данными 20-го китайского спутника вернулась на Землю пробив крышу жилого дома
12:04  Э.Аскарбеков (полковник СНБ) - Контрабанда в Кыргызстане: причины и следствия
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
М.Суюнбаев - Что такое геокультура. Конечный пункт вестернизации - полное обезличение народов
12:47 18.10.2004

Что такое геокультура

Мурат СУЮНБАЕВ

"Коренные проблемы надо искать не вне человека, а в нем самом".
(Аурелио Печчеи)

В одном из предыдущих номеров газеты (от 30 сентября) мы затронули вопрос о "дефектах" модели догоняющего развития. Неудачи с использованием зарубежных моделей развития объясняются не только политическими и экономическими проблемами, но и наличием глубоких социокультурных рубежей.

Об искушениях и ловушках "догоняющего развития" России по отношению к ушедшей вперед Европе писал С. М. Соловьев: "Важная выгода для западноевропейских народов заключалась здесь в том, что они имели дело с законченной деятельностью народов уже мертвых... ученик, получивши от школы побуждение и средства к умственному развитию, мог легко приступить к самостоятельной деятельности, пойти дальше учителей. Но этих выгод не было для русского народа, начавшего гораздо позднее свой переход в возраст умственного развития; он должен был обратиться к народам живым, брать от них живых учителей, следовательно, подчиняться влиянию живой чуждой национальности или национальностей..." Для русского народа существовала "и другая невыгода: он должен был иметь дело с учителями из чужих живых и сильных народностей... юный народ, долженствовавший заимствовать у них плоды цивилизации, осужден был гнаться за ними без отдыха, со страшным напряжением сил. Ему не давалось передышки, досуга передумать о всем том, что он должен был заимствовать, переварить всю эту обильную духовную пищу, которую он воспринимал".

Формирование геополитического пространства обусловлено не только строго объективными природными условиями, но и состоянием духа народов и наций, их самобытностью и т. п. Не случайно госаппарат стремится выработать "национальную идею" и прочие коды самосохранения, новую геополитическую идею, которая в другой, уже внутренней и внешней среде государств служила бы кристаллизации общества. Когда происходит крушение идеологии, наступает слом в национальных мифах, за которые люди до этого готовы были умирать.

"Дайте мне карту страны, ее конфигурацию и климат, ее воды и всю ее физическую географию. Дайте мне ее природные ресурсы, ее флору и фауну, и я берусь сказать вам априори, каким будет человек такой страны и какую роль будет играть эта страна в истории, не случайно, но в силу необходимости, не только в какое-либо определенное время, но и во всякое..." (В. Кузен)

Но есть и противоположная точка зрения.

"Я хочу сказать, что местоположение не определяло, не определяет и никогда не будет определять значимость нации: напротив, нация была, есть и будет решающим фактором экономического, нравственного и политического развития территории". (Гобино Ж. А.)

Гобино имел в виду культурные отличия наций.

Что такое культура
и цивилизация?

Культура является неотъемлемой частью понятия "свобода". Гегель считал, что законы нравственности составляют понятие свободы и являются силой, управляющей жизнью людей.

Культура - это способ добиться порядка через самоупорядочение (самоорганизацию). Развитие через культуру - это развитие посредством "наведенной самоорганизации".

"Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы". (Пифагор. VI век до н. э.)

Правовой нигилизм в экономических отношениях есть следствие снижения культуры. Если мы не выработаем в новых экономических условиях культуру отношения к инвесторам, то мы потеряем экономические связи с окружающим миром. До распада СССР "культура" экономических связей регламентировалась центром. Центра не стало, а вместе с ним и "культуры" экономических связей. Пошли срывы договорных обязательств, неплатежи и т.п., породившие глубокое недоверие партнеров друг к другу. Из-за отсутствия культуры экономических связей снижается конкурентоспособность экономик стран СНГ.

Культуру общества отражают и такие понятия, как человеческий и социальный капитал.

Человеческий капитал - это знания и умения людей, их сознательность, политическая активность, а также характеристики здоровья, географической мобильности, образа жизни, характера и принадлежности к социальной группе, полу, возрасту и др.

Социальный капитал - нормы взаимоотношений между людьми.

Культура - это взаимоотношения человека с самим собой (менталитет), с другими людьми (этика, политика), с окружающей средой (экология) и выражение материальных человеческих отношений (экономика). Единство духовной и материальной культуры выражается в понятии "цивилизация".

В целом всемирная история являла собой историю цивилизаций. Цивилизация есть способ взаимодействия носителей разума с окружающей средой, форма существования социосистемы.

Цивилизация - это понятие в геополитике используется прежде всего в культурологическом смысле (социокультурное образование, основу которого составляет религия) и географическом (формы кооперации людей, возникающие под воздействием географической среды). Употребляется и в широком толковании - как вся совокупность созданных человеком материальных и духовных основ. В настоящее время существует множество противоречащих друг другу, а то и исключающих друг друга определений цивилизации. В большинстве случаев это слово употребляется как синоним слова "культура". В эволюционистских терминах понятие "цивилизация" обозначает достижение определенной ступени в развитии общества и культуры, и противопоставляется дикости и варварству. Происхождение той или иной цивилизации зачастую связывается с той или иной религией, например, цивилизации западнохристианская, православная, исламская, индуистская, буддийская. Однако, если согласиться с такой классификацией, то возникают трудности. К какой цивилизации отнести Кыргызстан и Казахстан, населенные почти поровну христианами и мусульманами?

Наличие цивилизации определяется готовностью для продолжения культурных традиций. Вне преемственности происходит разрыв культурного пространства. Цивилизация, как понятие, включает в себя ценности, институты и способы мышления, которым сменяющиеся поколения придают первостепенное значение.

Что такое геокультура?

Огромная роль территории в исторических судьбах государства и культурном развитии народа издавна привлекала внимание исследователей. Еще у Платона и Аристотеля есть ряд ценных замечаний на этот счет, причем, Аристотель обстоятельно останавливается на выяснении связи между климатом и государственной культурой. Маккиавелли, Монтескье тщательно разрабатывали эти вопросы (Устрялов Н.).

"30 тиранов", свергшие в 404-403 гг. до н.э. демократию в Афинах, считали, что владычество над морем породило демократию, земледельцы же меньше тяготятся олигархией (Плутарх, Избранные жизнеописания).

Даже такое чувство, как ностальгия, можно рассмотреть как феномен геокультуры. Человек привыкает к определенному набору геофизических полей: температура и влажность воздуха, атмосферное давление, сила тяжести, геомагнитные и радиоактивные поля (альфа-, бета-, гамма-излучения) и т. д. Покидая родину, он попадает в непривычный набор этих полей, испытывает физиологический дискомфорт, переходящий в дискомфорт душевный, который и именуют ностальгией.

Морским государствам, считал Готтманн, в отличие от континентальных, свойственна большая свобода, терпимость и меньшая склонность к автаркическим и абсолютистским формам организации. Многое в этих положительных свойствах морских стран определяется характером их коммуникационных связей. Свобода мореплавания давала большие преимущества, способствуя заимствованиям опыта и вариантности развития.

Природная среда влияла на хозяйственную среду, она - на общественную, а последняя определяет геокультурные особенности, формирующие идентичность.

Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает их для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, предшествовавших этому типу или современных ему цивилизаций. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда достаточно разнообразны этнографические элементы, составляющие этот тип,- когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств (Данилевский Н.).

С. Хантингтон понимает под признаками цивилизации "культурную общность": язык, историю, религию, обычаи. Он говорит: "Каждый сам знает, к какой цивилизации он принадлежит (в лучшем случае - хочет принадлежать)". Иными словами, спектроскопия цивилизаций вытекает из рамки идентичности (С. Переслегин).

Выдвигая этот тезис, С. Хантингтон оказывается перед необходимостью, во-первых, ответить на вопрос, какие идентичности образуют, а какие не образуют цивилизаций (ибо последних в рамках модели С. Хантингтона насчитывается только восемь), и, во-вторых, доказать, что никакие идентичности никогда не смешиваются. Ни того, ни другого автор не делает.

Цивилизационная идентичность - это отождествление себя с той или иной современной мировой цивилизацией (насчитывается различными авторами от 7 до 9). Применяется, главным образом, в отношении нации, государства, региона, регионального сообщества.

Вестернизация

Постсоветские страны в результате шоковой либерализации импортировали чужие (и, нередко, чуждые) стандарты образа жизни (например, индивидуализм). Западные идеалы стали разрушать несформировавшуюся национальную идентичность.

"Одной из особенностей европейской цивилизации является ее нетерпимость - следствие осознания своей исключительности и силы". (Гобино Ж. А.)

На вопрос: "Можно ли объективно доказать, что культура современных романо-германцев совершеннее всех прочих культур, ныне существующих или когда-либо существовавших на Земле?", приходится ответить отрицательно. На вопрос: "Возможно ли полное приобщение целого народа к культуре, созданной другим народом, без антропологического смешения обоих народов?" приходится тоже ответить отрицательно (Трубецкой Н.).

Арнольд Тойнби считал, что резкий рывок России в сторону Запада способен, скорее, привести к разрушению российской цивилизации, чем к ее совершенствованию. Чтобы обезопасить себя от завоевания и насильственной ассимиляции со стороны Запада, они постоянно заставляют себя овладевать достижениями западной технологии. Все это ставит русских перед дилеммой. Чтобы спастись от опасности принудительной и полной вестернизации, они предпочитают перенимать у Запада кое-что выборочно, и здесь им приходится брать инициативу на себя, чтобы этот неприятный процесс прошел вовремя и держался в нужных рамках. Возникает, естественно, судьбоносный вопрос: может ли кто-нибудь заимствовать чужую цивилизацию частично, не рискуя быть постепенно поглощенным ею целиком и полностью?

Вестернизированный народ всегда будет больше получать извне, чем отдавать на сторону, его культурный импорт будет всегда превышать культурный экспорт - и уже одно это ставит его в зависимое положение по отношению к природным романо-германцам. Патриотизм и национальная гордость в вестернизированом народе - удел лишь отдельных единиц, а национальное самоутверждение большей частью сводится к амбициям правителей и руководящих политических кругов (Трубецкой Н.).

Конечный пункт вестернизации - полное обезличение всех народов земного шара, разрушение всех своеобразных и обособленных национальных культур, кроме одной, западной, которая выдает себя за общечеловеческую. Осуществление этого процесса превратит все народы мира в западных людей второго и третьего сорта.

Таким образом, можно сказать, что геокультура, как научная дисциплина, родилась (рождается) из недр геополитики в условиях глобализации.

На вызов вестернизации пока есть два ответа: зелотизм и иродианство. Но об этом - в продолжении статьи в следующем номере.

14 октября 2004 г. | № 39 (211)

Источник - Общественный рейтинг
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1098089220
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх