КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 18.10.2004
23:45  А.Шекхар - НАТО и Узбекистан. Завтра в Ташкент приземлится Яап де Хооп Схеффер
23:35  А.Собянин - Допустят ли американцы "русскую" партию Успасских к власти в Литве?
23:27  Киргизский премьер Н.Танаев просит британское посольство(?!) уничтожить хоть одну нарколабораторию в Афгане
22:39  В Монголии прошли выборы в местные органы власти
22:01  Путин придумал мысль - "Международный терроризм стремится недопустить переизбрания Буша"
21:46  Аз-Заркави и бен Ладен создают "террористический интернационал". 18 солдат США отказались вполнять приказ в Ираке...
21:41  Путин, Чубайс и Дерипаска решили "инвестировать" в Таджикистан более $2 млрд... украденных из РФ?
21:32  Строительство газопровода Иран-Индия послужит процветанию Азии
21:31  В Белоруссии разбились в автокатастрофе работники Комитета по делам СНГ ГосДумы России
19:49  А.Касымходжаев: Новые кадровые перемещения в МВД Узбекистана
17:01  Выборы в Белоруссии. СНГ и ОБСЕ разошлись в определении "демократии"
13:43  "Financial Times" в панике - Золотая Орда. Российские компании начали... скупать западные активы
13:28  Долой эмбарго! Франция рвется на оружейный рынок Китая
12:47  М.Суюнбаев - Что такое геокультура. Конечный пункт вестернизации - полное обезличение народов
12:33  Улугбек Касымов - Суфизм: актуальность через века. В поисках "Комил-инсон/Совершенного человека"
12:23  С.Абдылдаев - Кыргызстан&Узбекистан: пограничный тупик вечной дружбы
12:08  Алина Кабаева поссорилась с женихом Шалвой и улетела в Киев агитировать за Януковича
12:06  Д. ван дер Шрик - Торжество чернильной "демократии". Афганистан затихает после выборов
12:00  Британские инструкторы повели киргизский спецназ в горы
11:58  В.Путин: Международными террористами в Ираке руководит ...господин Керри
11:10  М.Маргелов (СовФед России) - Оценивать демократичность ЦентрАзийских режимов с европейских позиций - бессмысленно
10:38  "Къ" - Друг сетей таджик. Путин получил от Рахмонова все что надо
09:46  "Бульбовая революция" получила в глаз. В новый Белорусский парламент не прошел ни один "оппозиционер-демократ"
09:41  "НГ" - Пакет подписан. Путина встречали в Душанбе пловом с перепелами
06:30  "Виртуальный Шелковый путь". Яап Де Хооп Схеффер в Алматы объяснил ЦентрАзии как надо дружить с НАТО
02:25  Д.Ашимбаев - Новый Мажилис Казахстана: штрихи к портрету
01:32  А.Гударзи: "Истишхад" - "стремление к шахидству" от Т.Юлдашева. Кто и как становится боевиком ИДУ
01:31  Как Российская Империя боролась пантюркизмом против панисламизма (страницы истории)
01:30  "ВН" - Долговые базы. Россия победила США на таджикском фронте
01:19  Сейсмологи успокаивают алматинцев. В ожидающемся землетрясении погибнет не более 75 тыс горожан
01:13  Г.Попов - К вопросу о праве нации на самоопределение. 70% среднеазиатских коммунистов были... верующими
01:03  Как басмачи из... ГПУ убили и похитили голову Оренбургского атамана Дутова (страницы истории)
00:50  Что в племени тебе моем? Вышли первые 2 тома генеалогии казахских племен
00:42  На казахстано-узбекской границе разгромлена перевалочная база наркоты - дом многоженца с двойными воротами
00:39  А.Улунян - Страны СНГ хотят замены российских миротворцев на евроатлантических
00:31  Мог ли сакский воин пустить стрелу на 800 м? Назарбаев обещает дать галошу(ей) некоторым "ученым"
00:28  Лучшая история о Любви на приз "Комсомолки". Как я вернул свою украденную невесту
00:20  Узбекистан: Рустам Кучкаров - кандидат в президенты?
00:11  "МК" - Путин ушел на базу. Таджикские дети встречали его... на корточках
00:05  Високосная краса. Мисс Казахстан-2004 стала студентка Саша Казакова
00:00  Майк Стоун из Киргизии - "Быть зависимым от зарубежных грантов не более свободно, чем быть зависимым от правительства"
Воскресенье, 17.10.2004
23:53  В Бишкеке начала выходить новая газета "Свет ислама"
23:14  Вице-спикером Мажилиса Казахстана избран С.Дьяченко, а Всемирной ассоциации казахов - Т.Мамашев
23:11  А.Проханов: Меньше демократии - больше денег в региональных бюджетах
22:34  Н.Николаев - Союзники-манипуляторы: Новый мировой порядок для России и Кавказа
18:55  "Times" - Отставной британский посол боится за свободу узбекского слова
13:41  И.Галкина/С.Жусупов - Еще один бросок: Китай и "Шанхайский шестиугольник"
12:31  М.Алимов - Бен Ладен научился говорить по-китайски. Найдут ли его в Синьцзяне?
12:23  А.Саидов - Узбекская экономика: протекционизм или сдерживание кризиса?
12:11  Капсула с данными 20-го китайского спутника вернулась на Землю пробив крышу жилого дома
12:04  Э.Аскарбеков (полковник СНБ) - Контрабанда в Кыргызстане: причины и следствия
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Улугбек Касымов - Суфизм: актуальность через века. В поисках "Комил-инсон/Совершенного человека"
12:33 18.10.2004

СУФИЗМ. ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ВЕКА

Улугбек КАСЫМОВ

Возможно ли возрождение Исламского Суфизма? И что это нам даст? Почему во всемирной паутине так много пишется о нем, а наша пресса как бы ничего не замечает? Может ли возрожденный Суфизм стать какой-нибудь новой "идеологией" и могучей преградой международному терроризму?

Вопросов много. Но что удивительно, ответов также немало. При этом эти ответы можно услышат здесь, у себя дома, у соседа, в чайханах у стариков.
Недавно познакомился с молодым предпринимателем. Зовут его Музаффар. Преуспевающий бизнесмен. Он с некоторым изумлением слушал мои мысли о возрождении Исламского Суфизма в противовес международному терроризму. И кое в чем поддержал мои мысли. Оказывается, он близко знаком с наследием наших предков. По его лицу я понял, что нашел достойного собеседника.

-Видите ли, это очень интересно. Нам надо в этом обязательно использовать наследие отцов. Это не только надо, но и нужно... В самом деле, почему бы нам не использовать готовые ответы - наследие предков?!- сказал он в беседе со мной.

Но есть и другие люди, другие взгляды…Вот и написать эту статью меня вынудили слова только что закончившего ВУЗ молодого специалиста. Между прочим, юриста-правоведа. Услышав слово Суфизм, спросил меня, " что, новые ваххабиты, новая религиозная партия что ли?" Как объяснишь ему?...
Некоторое время назад по телевидение Узбекистана была программа с участием знатока Исламского Суфизма, профессора Нажмиддина Камылова. Тогда он рассуждал о причинах упадка и исхода Исламского Суфизма.

Я был очень рад, услышав по Ташкентскому телевидению слова близкие к моим мыслям. Но на этом все остановилось. Как было подчеркнуто в той нравственно – исторической телепередаче, в действительности, истоки деградации нашего общества можно связать с исчезновением Суфизма.

Пренебрежительное отношение к Суфизму привело почти к его вымиранию и с его упадком мы почти лишались жемчужины великого мышления своих предков.

Но и сейчас есть возможности возродить его. По-моему, у нас сейчас не хватает силы на это. Но уже пора действовать. Конечно, для его возрождения не хватить жизни одного поколения. Это не строительство завода, фабрики, города или космической орбитальной станции. Должна быть близость к всемогущему и великому Аллаху.

Вот что пишет некий Абдуазимхужа Шерзодхужа угли в республиканской узбекской газете"Халк сузи" от 16.12.2003 г. (перевод TRIBUNE-uz) в статье под названием "Верность национальному духу". ("Миллат рухига садокат" )
Статья довольно большая и я тут перевожу только первую часть статьи, посвященную суфизму. И то этот часть тоже довольно большой. Пусть читатель не упрекает меня за то, что я тут перевожу слишком большую цитату. Я думаю, оно тоже интересная, ибо этим автор, или авторы (читая полную версию статьи человек невольно думает, что он написан несколькими людьми ) имели определенную цель. Но лучше читаем этот часть:

"…Тасаввуф" – так именуется наука о внутреннем мире человека, это наука о тайном, о скрытом. По этой причине суфии именуют эту науку "илми хал" – "наукой состояния".

Особо следует подчеркнуть, что суфии не отрицали шариат. Но, не ограничиваясь молитвами и богослужением, стремились глубинно постичь Слово Аллаха, осознать отношение между Творцом и человеком, их мечта – об истинной любви к Богу, об очищении сердца и превращении его в обитель Господа. Такая позиция отрицает поверхностную полунабожность, и вместо нее ведет к стремлению к Богу, к нравственному очищению, к достижению человеческого совершенства, к высотам развития, к духовному закаливанию.

На тайной мысли этой идеи и расцвело понятие "Совершенный человек" (Комил-инсон).

Комил-инсон – олицетворение чистоты и сострадания. Он, будучи зрелым (в познании) шариата и тариката, должен свою жизнь посвятить тому, чтобы указывать людям правильный путь, предотвращать смуту и скандалы, раздоры и войны.

"Для людей, постигших Комил-инсон, нет полезнее богослужения, чем сеять между людьми семена добрых деяний и бороться против неправедных дел, против бескультурья и невежества" (Азизаддин Насафи).

В этом смысле несомненно то, что сам Создатель благословит каждое деяние нашего современника, живущего осознанием вечной потребности делать добро.

Такими Комил-инсон, духовными наставниками, направлявшими народ к благим целям, были Наджмиддин Кубро, Абдулхалик Гиждувани, Бахоуддин Накшбанд, Ходжа Ахрар.

В учении святого Бахауддина Накшбанди взаимопроникают этот и тот мир, божье и мирское. Он воспитывал человека и физически, и духовно, учил жить, зарабатывая чистым трудом, заниматься благоустройством и созиданием, жить с Аллахом в сердце, ни на мгновение не забывая Его. Вся доктрина Накшбандия и вообще пути самосовершенствования ходжей направлены именно к этим целям. То есть: дышать, помня об Аллахе, ходить по земле, любя отечество, обогащать страну, отречься от гордыни, эгоизма, самоуверенности, высокомерия, духовно очищаться, контролировать себя, точно определяя, что из тобою сделанного приемлемо и Аллахом и людьми.

На основе всего этого и предложен был лозунг "Дил ба еру даст ба кор" ("Сердце посвяти другу, руки – делу"), который отвергал и идею отказа от мирской жизни, от тунеядства и корыстолюбия. Люди тасаввуфа обладали широким видением жизни, общества и проблем человечества. Это в истинном смысле гуманистическое учение. Ибо суфии, прославившиеся как истинные мусульмане, как борцы за чистоту религии ислам, однако они никогда не принижали другие верования. Напротив, в из мировоззрении все другие религии являются различными путями и средствами, ведущими к Богу, будь то христианство, буддизм или зороастризм. Они соблюдали во взаимоотношениях с ними уважение и почтение. Английский ученый Р.Николсон, всесторонне изучавший тасаввуф, пишет: "Те люди, кто, будучи мусульманином, примирились со всем верованиями и сектами, и кто между собой ищут всепрощения, живя в добре – все эти люди, хотя и формально не являются суфиями, на деле они суфии".

Именно поэтому тасаввуф и тарикат не нравились догматикам-фундаменталистам. Абдуваххаб и его последователи объявили тасаввуф противостоянием исламу, еретическим учением, объявили ему джихад, разрушали усыпальницы великих шейхов, жгли их книги. Само посещение могил, поклонение святым они называют ересью, грехом перед Аллахом. Это недомыслие, это непонимание и самой религии и человеческой психологии. Потому что люди, когда совершают поклонение святым и шейхам, этим они изъявляют Аллаху веру свою, через это утоляются религиозные чувства, крепнет любовь к исламу.

Яростно ненавидят религиозные догматики идею Совершенного человека (Комил-инсон) в суфизме. По сути они чувствуют выраженные в нем свободу человека и его прогресс. Потому что догматизм – чистейшей воды варварство и ничего более. Он видит в человеке покорного раба, игрушку судьбы, абсолютно не считаясь ни с сердцем человека, ни с его духовными потребностями. Фундаменталисты требуют отречения от сформировавшихся под влиянием суфизма литературы, философии, искусства, уничтожения всего, что создано разумом и интеллектом. По этой же причине суфии оценивали религиозных догматиков как людей невежественных и ненормальных. Если догматизм сеет между людьми семена распри и конфликта, суфизм выдвигает идею духовного объединения людей.

Мы определяем суфизм как учение великодушия, как поиск путей к совершенству человека и как просветительскую доктрину в борьбе с бескультурьем. Избрание этого учения в сегодняшнем Узбекистане в качестве одной из фундаментальных основ национально-духовного подъема совершенно естественно."

Профессор Баходир Эргашев, доктор философских наук, замдиректора Института гражданского общества участвуя в дискуссии по этой статье, которую организовал TRIBUNE – uz, говорил:
"…Суфизм – очень оригинальное учение. Несмотря на множество литературы о нем, достоверной картины о том, что происходило в 15-16 веках в суфизме, мы не имеем. Покойный академик Эркин Юсупов в начале 90-х годов писал о том, какое влияние оказал суфизм на развитие французского экзистенциализма, на все эти свободолюбивые учения. Влияние было огромным, французские экзистенциалисты в свое время пользовались трудами среднеазиатских суфиев. То есть, это учение имеет очень большой свободолюбивый потенциал… ".

А доктор исторических наук, профессор Эргаш Фазылов подчеркнул, что "…Суфизм – это такое учение, которое оказало исключительное влияние на цивилизацию Европы, Африки и Центральной Азии. Здесь суфизму приписывается то, чего вообще никогда не было. Вся литература наша создана под влиянием суфизма. Его в первую очередь распространяли писатели, поэты. Из современных деятелей, к примеру, де Голль воспитывался под влиянием суфизма, бывший Генеральный секретарь ООН Хаммаршельд, ранее – Гете. Многие другие классики запада испытывали влияние суфизма… ".

Да, это было так. Никто этого не отрицает. Многие мои собеседники были едини в мнение, что с упадком Исламского Суфизма замедлилось развитие восточной цивилизации. Не согласные с моим мнением оппоненты возражали и всегда задавали одни и те вопросы: Зачем нам все это? Какая польза от этого? Разве государство в этом заинтересовано? Само постановка вопросов показывает, насколько мы далеки от наследия предков. И насколько люди "осторожничают" в отношении веры и государства. Я уже отметил, насколько губителен был для общества упадок Суфизма. И какой колоссальный вред понесла восточная цивилизация. Польза возрождения Суфизма именно в том, что остановится деградация общества.

Но Мулла Абдурахман из Северного Таджикистана, конкретнее из Согдийской (бывшей Ленинабадской) области говорит :
"Видите ли, вы своими статьями волей-неволей служите сатане, возрождение Суфизма в нынешнее время служит только определенным силам. Ест группа людей, которые намеренно делает так, чтобы в Исламе появились различные течения. Я не боюсь сказать, что в этом заинтересованы сионисты. Это они заинтересованы в том, чтобы Ислам раздробился, и люди остались со своими бедами, прося помощи только от Бога, и не боролись. А сейчас нам надо только единение. Разве вы не видите, что творится в Палестине, Ираке, Афганистане, Африке?

Суфизм остался в истории, не надо в нынешнем этапе цивилизации беспокоит души покойных святых. Они давно уже сделали свое дело. Мы и так их уважаем и чтим память за то, что они нам оставили. Сейчас иное время и положение не такое. Каждому свое время ".

Я очень удивился и спросил, почему он так думает? Причем тут сионисты? Абдурахман внимательно смотрел на меня и улыбаясь добавил:
- Я думал, что вы хорошо разбираетесь в политике Ближнего Востока и понимаете что творится в Северном Кавказе.

Он показал мне короткую информацию. На нем было подчеркнута следующие строки: "Как сообщили ИА REGNUM в Региональном оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе…Федеральные силы с 8 августа 2003 г., руководствуясь полученной от членов НВФ информацией, начали проводить спецоперацию…В лагере было обнаружено несколько книг по изучению Суфизма - традиционного направления в исламе. В связи с этим можно предполагать, что банде Р. Халилова, состоящей из выходцев из Дагестана, Татарии, Башкирии, Кабардино-Балкарии и других регионов России, а также арабов и турков, тайком изучалось традиционное направление ислама, хотя номинально банда объявляла себя истинными приверженцами ваххабизма".

-Вы понимаете, чем это пахнет? Если все еще ничего не поняли, то и не стоит вам все это объяснить, - сказал Мулла Абдурахман.

Я тут вспомнил слова моего собеседника из соседней страны.. Этот человек - скажем, уважаемый Абдуллах, поддерживая мнения Абдурахмана говорил:
- Не могу говорить от имени народа, сами понимаете, для этого нужна проводит опрос, но я думаю, что попытки возрождения Суфизма или принят Тасаввуф как официальное течение было бы конечно очень выгодно для врагов Ислама. Кем бы они ни были, хот сионисты (конечно, не все евреи), хот атеисты или "свои" лицемеры, нет разницы. Не надо забывать, что кто-то из алимов еще во времена раннего восточного процветания сказал: "Тасаввуф зикр билан бошланиб, куфур билан тугайди" т.е. "начавшийся зикром Тасаввуф , кончается ересью". Со слов Абдуллы, распространение Суфизма и его признание как официальное течение в руки врагам Исламской религии. Кем бы они не были, хот сионисты (конечно, не все евреи), хот атеисты или "свои" лицемеры тут нет разницы.

Когда-то, кто-то из ученых сказал, что " При изучении Суфизма в начале можно встретить прекрасные идеи вроде Зикр, очищения душ. Но если тонко присмотреть, то можно понять, что оно противоречит основным принципам Ислама и вводя в заблуждение, сбивает с пути простых мусульман и порождает святотатство. Вы можете задавать вопрос, а как Тасаввуф может служить врагам Ислама? Во первых: Тасаввуф мешает изучению безупречной религиозной науки. Во вторых: Принцип Пир-муршида прекрасное орудие для управления и контроля мусульман (их душ и действие). В третьих: Уход от мирской жизни (это и есть основной принцип Суфизма ) ведет мусульман к духовно-материальной нищете. Ко всему этому, возрождение Суфизма в нынешних условиях усугубляя раздоры среди мусульман обостряет различные спори и таким образом служить для ослабления мусульман. А все это отводить людей от Исламской религии. Но самое главное, разлучает и отдаляет мусульман от истинных убеждений Корана и Сунны.

Но все - таки сторонников возрождения Суфизма было больше. В прошлом Суфийское учение лилось нам как дождь: каждый день, каждый час, каждое мгновение и мы ни на миг не были оторваны от него. А теперь многие молодые люди не помнят даже имена великих представителей Суфизма. Если возродить древнее учение и опираться на него, то Исламский мир, несомненно, избавится от международного терроризма. Говоря об этом, хочется, еще раз взглянут на историю, и привести примеры из великолепных творений прадедов.

Одним из великим Шейхом своего времени, был Ибн Араби (1165-1240), выдающийся представитель Суфизма. Он также интересовался и политическими проблемами. В частности, он написал послание под названием "Божественная политика", в котором предвидел несколько событий будущего. Есть такая легенда: " Предают, что два ангела спросили его (Ибн Араби) о людях, и он ответил: "Мы пришли из Мы, и Мы отделились от Мы, и сейчас Мы- это Мы." Посмотрели ангелы друг на друга, не понимая его слов. И вот со стороны – глас Всевышнего: "Это мой раб, слова которого и в этом мире, и в жизни будущей непознаваемы". И еще легенды о чудесных исцелениях людей Суфийскими святыми в литературе множество.

В одной из них речь идет о воскрешении мертвецов, т.е. о духовном возрождении людей под влиянием идей Ибн Арабы.
"Секрет продолжительного влияния идей Ибн Арабы на умы и сердца состоит в том, писал ученый А.Д. Кныш в своей монографии "Учение Ибн Араби…", что ему удалось найти достаточно убедительные ответы на вопросы бытия и познания, волновавшие не одно поколение мусульманских мыслителей. Эти ответы он изложил не как высокомерный схоласт и холодный рационалист (хотя он и представлялся таковым некоторым исследователям, например французскому востоковеду Л. Массиньону [ Sells M. Ibn Arabis " Garden Among the Flames": a Reevaluation.-History of Religions. 1984, vol.23,№ 4, с. 287-315] ), но как страстный религиозный проповедник и реформатор, стремившийся привести единоверцев к духовному совершенству, а значит, и к спасению".

В одном из стихов сборника Ибн Арабы "Тарджумаи ал-ашуак"("Толкователь страстей") читаем [ Ibn al-Fhfbi/ The Tardjumah al-ashwak, a collection of mysticfl odes. Ed.by Reynold A. Nicholson. L.,1911.]:
Мое сердце стало способно принять любую форму:
Оно и пастбище для газелей и монастырь для христианских монахов,
И храм для идолов и Кааба для ходящих вокруг паломников,
И скрижали Торы и свиток Корана.
Я следую религии любви и какой бы путь ни избрали верблюды любви,
Такова моя религия, моя вера.

Сам Ибн Араби трактует приведенные строки так: сердце, подчиняясь разным влияниям, способно принять любую форму, ибо склонно к изменчивости…Сердце открыто для любых объектов любви. Оно-храм для идолов, т.е. для божества, которого люди ищут в идолах и ради которого поклоняются своим богам. Подобно Каабе паломников, оно окружено экзальтированными душами. Оно-скрижаль, на которой написаны заповеди Моисея, оно получило совершенное знание Мухаммеда. Суфий добровольно и с радостью принимает религию любви. Эта высшая религия – прерогатива мусульман, ибо Аллах возлюбил Мухаммеда.

Вот таким он был. Видения предсказали ему, что он станет ярчайшею звездой на небосклоне Суфизма. Хотя в некоторых арабских стран все еще его книги запрещены, он стал божественным полюсом ( Кутб ) Аллаха, солнцем на небе Суфизма.

Воззрения Ибн Арабы оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие Суфизма, многократно и в различных формах развивались суфийскими учителями и поэтами.

А в стихах замечательного поэта Джалалиддина Руми читаем:
Если в мире есть любящий, о, мусульмане, то это Я.
Если в мире есть верующий или христианский отшельник то это Я.
В мире семдесять два веровании и секты, но на самом деле их не существует,
Ибо, клянусь Аллахом, если и есть всякое верования и всякая секта- то это Я.

В Коране написано " Разве вы думали, что Мы создали вас забавляясь и что вы к Нам не будете возвращены?" ( С.Муминун. 23:117) И еще в другом месте :" Разве думает человек, что он оставлен без призора?" ( С. Киемат.75: 36). Если следовать толкованиям строк Руми, то получается, что Мы сами должны контролировать Себя.

А Среднеазиатский суфий ХIII в. Азиз Ад-дин ибн Мухаммед Насафи в трактате "Зубдат Ал-Хакаик" пишет: "Дервиш, все степени древа есть в его семени, и ловким садовником они будут воспитываться и пестоваться, пока полностью не проявятся. Точно так же чистота, добрый нрав, знание, познание, постижение тайн и явление света - все они в сути человеческой. От общения со знающим воспитываются и пестуются, пока не явятся в тебе, все, что ищешь, ищи в себе, зачем ищешь вовне?"

Такова сильная сторона философии Суфизма.
Но нынешняя молодежь ничего не знает о ней. Я думаю, что, в учебные программы Центрально-Азиатских стран, начиная с 7 класса, надо включать отдельные предметы, изучающее наше великое наследие. А еще раньше, может быть с 3 класса в учебники может быт надо включать легенды и притчи из творений великих представителей Суфизма. Уверен, что эти притчи лучше, чем сказки о друге и медведе или басен Крылова. Вот тогда и мы будем спокойны за своих детей. Я уверен, что наши дети, если они будут иметь хотя бы малейшие представления о Суфизме, никогда не будут слепо идти за какими-то людьми или течениями вроде "Хизб – ут - тахрира", никогда не будут близки к гневу, насилию и в конечном итоге террору.

Тут есть еще один интересный момент, -говорит мне знакомый журналист, - Оно интересно, ибо помогает понять перспективу. Видите ли, где-то 3-4 года назад многие молодые люди хотели получить образование в Америке. Я помню 1996-97 годы. Америка для наших детей была розовой мечтой. Еще в преддверие 2000 года этот интерес был очень сильным. А теперь что? Многие молодые хотят уехать именно в Европейские страны. Они предпочитают Европу. Причин тут много. Но насколько я понял, главное кроется в международном терроризме. Именно после сентябрьских событий 2001 года и началом войны в Афганистане и Ираке у молодежи стран ЦА изменилось отношение к США. Вторая причина связано с первым. Ибо именно после 11 сентября 2001 года правительство США внесло в свой черный список мусульманские страны - Ирак и Сирию как пособников международного терроризма. А ведь столицы этих стран – Багдад и Дамаск для наших дедов и отцов были сказочными городами их детства. А теперь что? Они отодежствляются с гнездом международного терроризма. Теперь как нам говорят, у наших детей мечта - развивающаяся Европа. Наверное, на этом сказалось и объединение Европы и их первоначальная позиция к войне в Ираке.

Что там ни говори, у этого журналиста свое интересное наблюдение.
Нередко, говоря на эту тему возникает такие вопросы: а не пора ли сблизить два мира, два мышления? Но такие поступки были и тысячу лет назад.

-Сблизить мышления двух миров сегодня должно быть основой наших действий. Если обратить внимание, то люди на Западе в большинстве интересуются не нашим экономическим потенциалом, а культурой и историей края. Они находят в нашей культуре и истории недостающее им мышление и древние традиции. Вот в чем вопрос. Для развитого Запада не хватает простоты мышления. Не зря там люди с любовью и интересом смотрят исторические фильмы, и они приносят миллионные доходы,- говорит мне давний знакомый Хаджи Бобо,- Не хватает им необходимые для души и духа человека благосклонность и великодушие, свободы для выражения и воплощения вольного мышления. Видимо, на Западе если эти отношения будут стоят незыблемо, то и будет закрыта дорога к терроризму.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1098088380
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх