КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 08.07.2004
22:06  Екатеринбург: Сама природа помогает съемкам фильма "Талгат и Лоза"
20:48  Казахстан: Мажилисмен Мухтар Тиникеев за отмену депутатской неприкосновенности
19:40  Китай и Россия проведут совместные военные учения в 2005г
17:56  Айша Каддафи пожелала оказать финансовую помощь адвокатам Хусейна
14:45  Президент Монголии, вернувшись из Китая, ознакомился с итогами парламентских выборов
09:41  Таджики выбирают Россию. 95% таджикских трудовых мигрантов едут на север
09:38  Спецслужбы Казахстана и России договорились взаимно защищать секреты
09:35  "Огромные фонтаны многоцветных фейерверков..." Шамалган (родина Н.Назарбаева) празднует его день рождения
09:29  В.Тимирбаев - Курсом саморазрушения. Свет и тени теневой экономики Киргизии
09:15  Киргизия: контратака на религиозно–экстремистском фронте. Кому это выгодно?
09:04  М.Нарикбаев (лидер Демпартии) - О критике и критиках казахстанской демократии
08:59  Казахстан и Китай упрощают визовый режим. Без визы на один день
08:25  Сергей Лукьяненко: Как казахстанский психиатр стал культовым фантастом России
08:18  Догнать и перегнать... Россию. Экономика Кыргызстана шевелится невиданными темпами
08:14  Не валяй дурака, Америка! Бжезинский разуверился в доминанте силы (новая книга)
08:06  В.Христенко - "У России и Казахстана – одинаковая реформаторская ментальность" (интервью)
08:00  Война объявлена? Злобные грузины напали на российских миротворцев и отобрали ракеты
07:47  Братья по палочке. Иран и Таджикистан решили дружить своими МВД
07:28  Туркменистан опровергает. Минздрав выдает справки всем абитуриентам, желающим покинуть страну
07:10  Сироты. Лужков (мэр Москвы) и Митрофанова (МИД РФ) просят россиян-соотечественников из СНГ дать им денег
07:06  Все руководство казахстанского Агентства по регулированию естественных монополий, во главе с Джандосовым, реорганизовано в отставку
07:02  Бухарская мафия - бессмертна! Прокуратура Израиля закрыла дело Михаила Черного
06:58  Кожный кетчуп. Сибирская язва в аягузской (Казахстан) колбасе
06:53  К.Ашуров - В Самарканде осудили еще пять "хизбутов". Доказательств - никаких
06:51  В Поволжье нашли останки людей-великанов, о которых писал ибн Фадлан
06:49  В Астане судят первого казахстанского скинхеда. Писал плохие статьи в веб-сайты
06:45  Страсти вокруг газа. Россия и Казахстан все никак не могут поделить Карачаганак
06:42  Поддержим единых независимых кандидатов! Заявление "Давра кенгаши" Узбекистана
06:34  В Кабуле арестованы три американца, содержавшие незаконную тюрьму
06:19  СНБ Киргизии - "Шпионская группа работала два года, у них изъято 700 секретных документов"
05:21  IWPR - Оппозиция не пройдет. Власти Узбекистана усиливают преследования партии "Эрк"
04:45  Экс-госсоветник И.Каримова Мелибаев вновь возглавил газету "Литература и искусство Узбекистана"
03:43  Gazeta.kz - Мутные воды миграционного законодательства Казахстана
03:27  ГосДума РФ: Депутата Старовойтову "заказал" депутат Глущенко за $10 тыс
03:04  Риск - оправдан. В Казахстане появился первый венчурный фонд
00:52  "ErkinYurt": Немцы отступают. Узбекский рынок им оказался не по зубам
00:01  Потешные русские банки. Президент дал главе ЦБ неделю на стабилизацию
Среда, 07.07.2004
23:24  Справка Синьхуа: Ядерное положение в Израиле
19:40  С чего начинается "Родина"? Опыт российской политкухни
15:33  Иранцы считают Грузию своим вторым домом. Визит М.Саакашвили в Тегеран
12:25  Чемпионат мира по шахматам. Английско-узбекское окончание
09:50  Соберут ли экс-казахстанцы "Ночным дозором" $5,5 млн в российском кинопрокате?
09:47  Вибрация из недр. Кыргызка Жипара Ногойбаева предсказывает сели, оползни и землетрясения
09:36  Крымские виноделы освоили выпуск белого вина Мао (в честь Мао Цзэдуна)
09:34  И.Щукин - Исламский синдром: мечта о Великом Туране
09:21  Как Живой Будда едва не вступил в Коммунистическую партию. Из жизни Далай-ламы XIV
09:20  Первым министром по делам международной интеграции и сотрудничества Киргизии станет Таджимамат Шааболотов
08:55  Саудовский спонсор возвел в киргизском Айдаркене мечеть "Ыйман Бухари"
08:51  Известный в Казахстане бизнес-аферист Л.Блаватник купил рекордную по цене недвижимость в Лондоне
08:18  В.Голдстон - Узбекистан не выполняет правозащитных критериев. Выступление в Конгрессе США
07:59  Ядерные арсеналы "неядерных" стран. Сколько бомб у Ирана, Северной Кореи, Ливии и Израиля?
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   | 
В.Христенко - "У России и Казахстана – одинаковая реформаторская ментальность" (интервью)
08:06 08.07.2004

Виктор Христенко: у России и Казахстана – одинаковая реформаторская ментальность

Москва. 7 июля. КАЗИНФОРМ – Как уже сообщалось, в Москве прошли встречи руководителей казахстанских СМИ с представителями российского истеблишмента. В рамках пятидневного пребывания казахстанских журналистов в российской столице, организованного РИА "Новости" и посольством Казахстана в РФ, состоялись беседы представителей республиканских средств массовой информации с высокопоставленными лицами российской политики.

На вопросы казахстанских журналистов, в частности, ответил известный политик, бывший вице-премьер Правительства РФ, а ныне министр промышленности и энергетики Российской Федерации, представитель России в Группе высокого уровня по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) Виктор Борисович Христенко.

- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития ЕЭП?

- Перспективы большие. На последней встрече глав государств-участников Единого экономического пространства в Ялте зафиксирован переход к подготовке конкретного пакета соглашений, причем, с выделением первоочередных из них, которые могли бы быть обсуждены руководителями наших стран в середине сентября в Астане. Основная работа Группы высокого уровня состояла в том, чтобы полностью сформировать все команды экспертов, которые могли бы работать над тематикой.

А она - очень разносторонняя и работа по объемам - беспрецедентная. Поэтому мы договорились, что выделяем средства на эту работу. Решения по этому поводу приняты всеми участниками переговоров. Сейчас команды экспертов сформированы, они работают над пакетом, который будет состоять из 61 документа, а рабочим командам из представителей министерств предстоит подготовить еще 23 документа. На последнем заседании Группы высокого уровня обсуждался вопрос о первоочередных темах.

По 13 документам все четыре страны-участницы ЕЭП выразили одинаковое понимание того, что они могут войти в число первоочередных. А по 30 есть согласованная позиция только трех стран – Беларуси, Казахстана и России. Причем, это не просто какая-то количественная увязка, речь идет об их содержательности. Например, если рассматривается один из документов по переходу на национальный режим, скажем, по естественным монополиям, транзиту, транспорту и т.д., то, безусловно, должны быть отработаны еще несколько документов.

Наиболее обсуждаемая в последнее время тема - железнодорожный транспорт. Ее смысл сводится к тому, что и в концепции, и в документах мы прописали одной из задач - переход на национальный режим по тарифам на железнодорожный транспорт, как и по другим естественным монополистам. Если мы говорим о Казахстане и России, то здесь проще, поскольку у нас реформирование железнодорожного транспорта идет в одном направлении, то есть инфраструктурная часть - рельсы, стрелки и контактная сеть - остается за государством. А деятельность перевозчиков - свободная, локомотивы постепенно входят в рынок. Казахстан предполагает сделать это несколько более быстрыми темпами. В России этот процесс будет постепенным. Гармонизация структурных преобразований также важна, потому что доступ к национальному режиму должен предполагать то, что услуги оказываются единообразно. И третий элемент, который связан с переходом на национальный режим, - железнодорожные тарифы. Этот элемент связан с доступом на рынок перевозочных услуг национальных операторов. То есть казахстанские операторы могут на достаточных условиях функционировать в России, создавать структуру, обеспечить перевозку. А российские операторы на рынке перевозок вашей страны могут выйти на такие же выгодные условия, как и казахстанцы.

В пакете первоочередных находится и документ, который достаточно горячо обсуждается. Это - принципы взимания косвенных налогов, то есть создание единой гармонизированной среды по принципам взимания косвенных налогов по стране назначения. Это касается всех наших четырех государств - Беларуси, Казахстана, России и Украины. Наша предстоящая очередная встреча, которую мы наметили провести 20 августа в Минске, в значительной степени будет связана с двумя моментами. Первый из них - контроль за тем, как идут наработки экспертами по всему большому пакету документов. Второй - завершение обсуждения списка первоочередных тем.

Над всем этим есть еще один достаточно серьезный вопрос. Речь идет о том, как мы будем оформлять весь этот набор правовых документов. То ли это будет действительно набор из большого количества документов, то ли некий кодекс, в который сведем все документы воедино. Аналогичный документ был принят в Евросоюзе - так называемый Римский договор, в котором изложено все - от "а" до "я", вся правовая среда. Думаю, что ответ на названный вопрос раньше конца текущего года вряд ли сможем получить. Вопрос этот не столько редакторский, а сколько политический, потому что в определенной степени он будет создавать не рваную картинку, состоящую из элементов, а целостную, с ракурсами. И подпись будет ставиться не только под целыми и конкретными формулировками задач, как это прописано в концепции, но и под конкретными правовыми нормами, обязательными для всех субъектов хозяйствования четырех стран-участниц ЕЭП. Таков принципиальный момент, к которому, думаю, мы подойдем чуть позже.

- Виктор Борисович, к какому сроку при нынешних темпах прогнозируется завершение подготовки документов?

- Если эксперты до конца нынешнего года подготовят всю текстовую базу проектов соглашений, то с января 2005 года мы сможем приступить к переговорному процессу. Дальше все будет зависеть от того, насколько нам удастся, сохраняя комплексность этих соглашений, выйти на приемлемые условия.

Надо создать правовую базу и выйти на создание единого регулирующего органа. Думаю, что 2005-2006 годы - это тот период, когда мы будем не только завершать переговоры по отдельным соглашениям или отдельным главам кодекса, но и подписывать их. Тогда мы достигнем нового качества интеграции и создадим ее новые институты. Получим те самые национальные функции по регулированию, которые прописаны в концепции. В предстоящие два года мы должны создать не только правовую модель, но и работающий инструмент. Об этом можно будет не только рассказывать, но и показывать, чувствовать даже, ощущать в реальной жизни.

Когда мы говорим о едином экономическом пространстве, речь идет не только о товарах, но и о капитале, рабочей силе. Скажем, транспортные, строительные, финансовые и другие услуги субъекты хозяйствования Беларуси, Казахстана, России и Украины должны осуществлять на территории любой из стран-участниц ЕЭП на одинаковых национальных условиях. Не должно быть разницы относительно гражданства или там резидента той или иной компании. Должны быть абсолютно одинаковые подходы. Это касается и движения капитала. Так, казахстанские банки на территории России будут осуществлять свою деятельность абсолютно как российские банки, никаких ограничений быть не может. То же самое можно сказать в отношении российских банков на территории Казахстана. В приватизациях будут участвовать точно на таких же условиях. В этом состоит весь смысл и комплексность Единого экономического пространства.

- Насколько вероятно, что единый регулирующий орган ЕЭП может находиться в Алматы?

- Вы знаете, по этому вопросу должно приниматься политическое решение. Алматы - прекрасный город, для меня много значащий. Первая в моей жизни командировка больше 25 лет назад была именно в Алматы. Это был для меня первый профессиональный выезд. Если такие командировки будут продолжаться, сожалеть об этом не буду.

Здесь, кроме чисто природно-географических, климатических обстоятельств, надо учитывать и коммуникационную среду. Для того, чтобы решения, принятые в рамках ЕЭП, могли реализовываться, надо быть ближе к центру. При этом я не настаиваю, что Москва - наиболее в этом смысле подготовленный город. Но это все-таки тоже фактор, который необходимо учитывать. Думаю, что руководители наших стран смогут определить место прописки единого регулирующего органа ЕЭП после того, как мы сумеем завершить формирование этой структуры.

- В связи с договоренностью Казахстана и Китая о строительстве нефтепровода отпала ли актуальность этого вопроса для России?

- В данном случае актуальность вопроса строительства трубопровода продиктована со стороны Китая, а не Казахстана и России. Поскольку КНР - это гигантский растущий рынок, который сегодня потребляет на душу населения весьма незначительный объем нефти, то понятно, что при таких темпах роста китайской экономики и даже при выходе на половину нормы, сложившейся по развитым странам по потреблению, это будет фантастический по объему рынок.

Поэтому необходимость в нефтепроводе, в первую очередь, проистекает со стороны потребителя - Китайской Народной Республики. Мы продолжаем проработку своего Дальне-Восточного маршрута. Строительство нефтепровода со стороны Казахстана не может покрыть потребности Китая в нефти не только по объемам, но и по географии. Поэтому оно никоим образом не влияет на общую ситуацию по удовлетворению, здесь просто вопрос всегда в оценке рисков для прохождения такого сухопутного маршрута. Считаю, что на этом рынке места много, хватило бы нефти.

- Как вы оцениваете энергетический потенциал Казахстана и каковы, на Ваш взгляд, возможности для расширения сотрудничества между нашими странами именно в этой сфере?

- Оцениваю, конечно, очень высоко. Если говорить об углеводородах, то нефть, понятно, стоит на первом месте. Освоение Каспийского шельфа и других месторождений на территории Казахстана имеет очень хорошие перспективы в нефтяном секторе. То же самое можно сказать об освоении газовых месторождений, добыче угля и развитии электроэнергетики, которая тесно завязана с Россией. Если говорить в целом об энергетическом потенциале Казахстана, то, безусловно, он является на сегодняшний день наиболее продвинутой формой сферы взаимодействия между нашими странами.

У нас идет очень активная совместная работа по каждому из этих секторов. Что касается электроэнергетики, то параллельная работа энергосистем России и Казахстана позволяет обеспечивать приток энергии, выгодно использовать пиковые периоды загрузки. Безусловно, еще чрезвычайно актуален и транзитный фактор. Географическое расположение наших стран подталкивает к решению вопроса транзита электроэнергии через территорию Казахстана в Россию. Так и поставки казахстанской электроэнергии с востока на запад республики и т.д. Мы подготовили уже долгосрочные прогнозы. Во-вторых, наши балансы совместные, в том числе и по электроэнергии до 2020 года. То же самое и по газу, и по нефти. По нефти совместное освоение ресурсов - это вопрос номер один. Мы очень надеемся, что скоро откроем сезон работы на месторождении Курмангазы.

Второй сегмент - это транспортный. Мы не зря выходили на долгосрочный баланс по нефти с тем, чтобы можно было спланировать и развивать транспортные мощности. Сейчас идет активное обсуждение направлений, объемов и условий, которые были бы интересны нашим казахстанским партнерам. Если говорить о газе, то уже функционирует совместное предприятие "КазРосГаз", которое реализует газ на рынках других стран. Кроме того, есть крупный проект, по которому сегодня идут переговоры. Это - Карачаганак. Мы заинтересованы в том, чтобы выйти на 15-20-летние договоренности.

- В чем сходство и различие реформ в Казахстане и России? Используется ли наш опыт россиянами?

- Относительно Казахстана могу сказать, что по очень многим вашим реформам мы перенимает опыт, внимательно отслеживаем последствия, результаты этих реформ. Скажу откровенно, мы даже завидуем тому, что удалось уже сделать в вашей стране в плане реализации социальной политики, реформы в коммунальном секторе и т.д. В законодательном устройстве в Казахстане уже удалось многое сделать, мы это проходим гораздо с большим трудом, гораздо с большими издержками, подчас политическими.

У России и Казахстана абсолютно одно понимание, одно направление, одинаковая реформаторская ментальность. Это, безусловно, нас радует, это очень облегчает переговоры. Честно могу сказать, я достаточно много лет занимаюсь двухсторонними отношениями. Работаю с казахстанскими коллегами с большим удовольствием. Потому что нет необходимости тратить время на выстраивание понимания. Мы одинаково понимаем предмет разговора, и это создает очень хорошую перспективу для интеграции, я бы сказал, блестящую перспективу для отношений России с Казахстаном. Это то благо, та база, которая у нас есть и, конечно, ее нельзя растерять, ее надо наращивать.

Тлеужан Есильбаев, Казинформ.

7.07.2004

Источник - Казинформ
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1089259560
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх