КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 26.06.2004
21:16  В духе здоровой морали. В Китае закрываются не имеющие лицензий Интернет-кафе
19:40  Завтра.Ru: Русский Иран? Войдет ли Персия в состав России?
15:05  Мавлян Юлдашев: НАТО и Узбекистан - совместное противостояние вызовам
13:06  Казахстан: депутат Тиникеев подает в суд за клевету на сопредседателя партии "Ак жол" Абилова
13:01  Gazeta.kz - БАК: Большой Алматинский канал. А стоило ли строить?
12:56  Политпартии Таджикистана протестуют. Новый закон "О выборах" крайне несправедлив
12:53  Зеравшан угрожает большим потопом. Под Пенжикентом (Таджикистан) трещат дамбы
12:18  Постпредами Киргизии при ООН и ОБСЕ стали Муктар Джумалиев и Зейнеп Шаймергенова
12:12  Киргизия закончила строительство дороги Пульгон-Бурганды в объезд узбекского анклава Сох
12:03  "Газета СНГ" - За помощью к соседу. Ташкент выручит Киев топливом
11:59  В Афганистане взорван автобус с сотрудницами избиркома
11:56  В Ашхабаде открылся туркмено-американский кинофестиваль и неделя американской культуры
09:32  Суд скорый и... несправедливый. Узбекского журналиста Р.Шарипова опять судят
09:28  Акция памяти и поддержки жертв пыток в Узбекистане. Присоединяйтесь!
09:18  К.Косачев (глава международного комитета Думы РФ) - Россия должна стать экспортером демократии в СНГ
09:12  "Indian Express" - Полоса террора. Власти Саудовской Аравии прекрасно знают, где искать вождей "Аль-Каеды"
09:03  "China Daily" - Есть ли у Китая воля к величию?
08:39  "МК" - Птенцы Рушайло. Исполком СНГ попал в надежные руки генеральской мафии
05:47  Что может сказать МИД России по поводу небезызвестных проблем в Туркменистане?
01:44  Узбек-металлург А.Усманов довел голландский концерн Corus до прибыли
01:13  Андраш Боршани - Закат империи. Глобальное господство США развалится гораздо скорее, чем думают некоторые...
01:10  В Узбекистане нет угнетенных, или почему чиновников смущает организация "Мазлум"
01:06  "Красная звезда": Пяндж меняет русло... Уйдут шурави - ждите душманов в гости
00:47  А.Абдурашидов - Демонополизация и развитие конкуренции в Узбекистане: работа кипит
00:03  НАТО продолжает отстраивать "Виртуальный Шелковый путь" в Узбекистан
00:00  Казахстан и Россия полны космических планов, но не все предложения приемлемы...
Пятница, 25.06.2004
23:35  Дододжон Атовуллоев: Салом алейкум, Тоджикистон! Почему я возвращаюсь на родину
22:01  Руководство испанской армии уволено за неправильную идентификацию погибших при возвращении из Афгана
21:40  Путин отказался ехать на саммит НАТО в Стамбул
20:57  В российской Пензе схвачен опасный таджикский террорист Тавакалшох Миров
20:36  Украина и Узбекистан подписали "исторический" документ о режиме свободной торговли
20:29  Российские моряки спасли пьяного и голого украинца с буя в Керченском проливе
19:52  Чудовищная автокатастрофа в Иране: бензовоз таранил колонну автобусов
18:47  Американцы задушили при пытках в "Абу Грейбе" экс-главкома ВВС Ирака генерала А.Х.Маухуша
10:46  О.Ибраимов (госсекретарь Киргизии) - "Я революции ассенизатор и водовоз..." (интервью)
10:09  А.Амирова - Не от большой любви крадут невест в Каракалпакии
09:53  Л.Колосов - Праздника не получилось. Ниязов хоронит возвышенные мечты своей бедной души
09:30  Айра Строс - Средняя Азия: Отношения с Россией, основанные на принципе "позитивной суммы"
09:16  Л.Саралаева - ОАЭ ограничат приток проституток из бывшего СССР
09:02  В.Янукович - Украина становится главной перевалочной базой узбекского хлопка (интервью)
08:59  Бухарские школьники закончили месячник... сбора книг
08:48  Отталибанили. Российская генпрокуратура освободила американских пленных
08:19  "Эзгулик" - Чему учат в университетах Узбекистана. К событиям в СамГУ
08:10  А.Улунян - "Москва-Пекин" в Центральной Азии: новая стадия регионального соперничества
08:07  Роберт Шекли - "В США мухи захватили мухоловку..." (интервью фантаста)
08:01  ИГНПУ - В Ташкенте осуждены еще трое "посягавших на конституционный строй"
07:52  Дж.Браун - "Демократию не приносят в орудийном стволе"
07:47  IWPR - Туркменистан захлестнула наркомания: девушек стало не за кого отдавать замуж...
07:20  А.Гали - Переход от этноцентризма к гражданскому национализму в Казахстане
06:42  Турция встречает саммит НАТО взрывами: трое погибших, десять - ранено
05:45  "Караван" - Умным надо объединяться. Интеграция ЕврАзЭС безальтернативна?
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
А.Абдурашидов - Демонополизация и развитие конкуренции в Узбекистане: работа кипит
00:47 26.06.2004

ОТ МОНОПОЛИИ К КОНКУРЕНЦИИ

Важнейшее значение в деле осуществления административной реформы имеет политика демонополизации и развития конкуренции.
Об основных направлениях ее реализации рассказывает первый заместитель председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции Абдувахид АБДУРАШИДОВ:

- В процессе демонополизации рынков и приватизации государственных предприятий происходит увеличение деловых конкурентов, функционирующих на рынке. Так, только в 2003 году путем приватизации на базе бывшей государственной собственности было создано свыше 980 частных предприятий и порядка 400 предприятий других негосударственных форм собственности. А всего в 2003 году в республике в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства действовало около 50 тысяч предприятий, их доля в ВВП республики возросла до 35,5 процента. Немаловажно и то, что в сфере малого и частного бизнеса было создано 375,4 тысячи новых рабочих мест.

Возросший интерес иностранных инвесторов способствовал усилению работы по индивидуальным проектам приватизации 17 крупных объектов ведущих отраслей экономики. Так, состоялись открытые тендеры по реализации активов ОАО "Кизилкумцемент", "Охангаронцемент", "Аммофос" и ГАО "Узкабель".

В то же время приватизация содействует формированию конкурентной среды в том случае, если она сочетается с процессами демонополизации, поскольку крупная доля собственности, передаваемая от государства, может создать монополию уже не государственного, а частного характера. Поэтому в процессе реализации в частную или коллективную собственность имущества государственных предприятий необходимо предусмотреть демонополизацию существующего монопольного субъекта хозяйствования.
Демонополизация приводит к увеличению субъектов собственности, "открытию" рынка, формированию и развитию конкурентной среды, обеспечивающей эффективное использование ресурсов, повышение качества продукции, работ и услуг и справедливые рыночные цены.
В 1998 году в республике началась практическая реализация отраслевых программ демонополизации. В качестве экспериментальных были разработаны и осуществлены пять программ по ассоциациям "Узпищепром", "Узхлебопродукт", "Узмясомолпром", "Узмасложиртабакпром" и "Плодоовощвинпром-холдинг", мониторинг за выполнением которых возлагался на антимонопольные органы. В результате целенаправленных мер в данных отраслях была осуществлена модернизация производства, позволившая расширить ассортимент и увеличить объемы выпуска конкурентоспособной и импортозамещающей продукции. Немного позже были разработаны отдельные программы по рынкам переработки плодоовощной продукции и услуг почты и телекоммуникаций.

В основу отраслевых программ демонополизации, разрабатываемых в последнее время, заложены "Основные направления формирования конкурентной среды в 2002 - 2005 гг. и на период до 2010 года". Этот документ, принятый комиссией по реформированию экономической, финансовой и банковской сфер, развитию и укреплению рыночных принципов и механизмов Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям при Президенте Республики Узбекистан, является государственной программой демонополизации и развития конкуренции во многих сферах экономики республики на ближайшую перспективу.

Недавний мониторинг, проведенный по 12 министерствам, ведомствам и объединениям в различных отраслях, показал, что мероприятия, разработанные в соответствии с этими основными направлениями, предусматривают повышение эффективности деятельности предприятий отрасли, их финансовой стабилизации и насыщения рынков конкурентоспособной продукцией путем модернизации производства, привлечения иностранных инвестиций, освоения новых видов продукции, а также создания условий для вхождения на рынок предпринимательских структур. Эти меры, естественно, отражают существующую степень монополизации рынков, часть из которых являются более, а другие - менее конкурентными. Так, относительно быстрее идет развитие конкуренции на потребительском рынке и, в частности, на рынке продовольственных товаров, где практически отсутствует монополия из-за их привлекательности для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. К примеру, из более чем 3000 предприятий пищевой промышленности, вырабатывающих более 45 видов продукции, в Государственном реестре предприятий-монополистов на 1 января 2004 года числилось всего лишь 23 по 7 видам монопольной продукции (в основном по производству винно-водочной продукции).

Практически одновременно с отраслевыми в республике началась реализация региональных программ демонополизации экономики, которые предусматривают анализ текущего состояния экономики регионов и наиболее социально важных товарных рынков областей, мероприятия по поддержке субъектов малого бизнеса, привлечению инвестиций, созданию новых частных предприятий, СП, реконструкции предприятий, внедрению новой техники и технологий и т.д. Как показывает анализ, основное направление в региональных программах получило развитие рынков пищевой продукции, продукции легкой промышленности, строительных материалов, переработки сельхозпродукции.

Полномасштабная работа по разработке и реализации отраслевых и региональных программ демонополизации и развития конкуренции постепенно меняет структуру и методы функционирования товарных рынков республики. Значительно сократилось количество предприятий-монополистов и монопольных видов продукции, особенно на потребительском рынке. Так, по итогам 2003 года общее количество предприятий-монополистов сократилось с 827 предприятий по 4.351 монопольному виду продукции в 1996 году до 363 предприятий по 231 виду продукции. Только за прошлый год число монополистов сократилось еще на 23 хозяйствующих субъекта. Основное снижение числа монопольных предприятий отмечается на рынках продукции легкой промышленности (производство хлопчатобумажной пряжи, переработка шерсти и производство шерстяных изделий, ковров и ковровых изделий), строительных материалов (плиты мраморные, кирпич).

Говоря о выполнении отраслевых программ демонополизации, надо отметить, что оно бывает затруднено ввиду многих факторов, таких, как проблемы функционирования предприятий, их высокая капиталоемкость, требующая больших финансовых затрат на организацию нового производства, недостаток сырьевых ресурсов и т.д.

Не изжиты факты вмешательства отдельных хозяйственных объединений в деятельность ассоциированных компаний путем дачи указаний, осуществления централизованных расчетов, принятия управленческих и финансовых решений, что также является одним из проявлений монополизма.

Для того, чтобы полномочия по выработке политики, регулированию и хозяйствованию не были сосредоточены в одних руках, в Узбекистане рядом правительственных решений уже упразднены хозяйственные ассоциации, объединения и компании, являвшиеся излишним административным барьером на пути свободного ведения предпринимательской деятельности предприятий отраслей бумажной промышленности, птицеводства и рыболовства, машиностроения и шелководства. Функции и полномочия многих других также подлежат пересмотру на предмет исключения вмешательства и несанкционированного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов.

В течение 2002 - 2003 годов была осуществлена инвентаризация почти 216 тысяч решений и распоряжений, принятых хокимами 159 районных и городских хокимиятов. Выявлено 152 случая нарушений антимонопольного законодательства в 70 хокимиятах областей. Основными видами нарушений явились: вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов путем дачи всевозможных указаний; создание неравных условий деятельности хозсубъектов путем предоставления льгот отдельным хозяйствующим субъектам, а также принятия решения о ликвидации предприятий без согласования с антимонопольным органом.

В практике антимонопольных органов имелись также факты принятия актов и действий, которые приводили к монополизации рынков или созданию неравных условий для хозяйственной деятельности. Например, Госкомдемонополизации возбудил дело против Узбекского агентства по печати и информации о нарушении статьи 8 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" на основании обращения издательства "Узинкомцентр". Суть дела заключалась в том, что агентством был издан документ, предусматривающий, что участие в тендере на печатание учебников и учебной литературы по заказу Министерства народного образования могут принимать только издательства, имеющие стаж издательской деятельности не менее 10 лет и входящие в состав агентства. Так как в настоящее время на данном рынке действуют около 60 издательств, располагающих необходимым оборудованием, установление ограничений создает определенные препятствия для участия в тендере на издание учебников и учебной литературы, ограничивает число участников рынка и препятствует здоровой конкуренции. Комитетом по итогам рассмотрения дела о нарушении законодательства агентству было направлено письмо с требованием устранить нарушения и обеспечить равный доступ всем желающим издательствам к участию в тендерах.

Таким образом, политика демонополизации и создания здоровой конкурентной среды не только создает стабильное правовое поле для деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности в республике, защищая их права и интересы, но также способствует эффективной реализации административной реформы.

Записал Сергей ЛИ

№ 130 от 24 июня 2004 года

Источник - Народное слово
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1088196420
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх