КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 31.01.2004
21:05  Президент Путин - белогвардеец?
19:48  Объем товарооборота между Ираном и Турцией за год вырос почти в 2 раза
18:17  Злодеяния властей Узбекистана. Доклад главы Ферганского ОПЧУ
16:43  Уволен отец пакистанской Бомбы Абдула Кадир Хан
14:52  Организация экономического сотрудничества основала "Банк торговли и развития"
13:02  Проф. Шахуль Хамид: "Человеческое братство – решение мировых проблем"?
12:31  О ситуации вокруг Арнасайских озер. Позиция Узбекистана
12:29  Таджикистан ужесточил контроль за ввозимым куриным мясом
12:17  К.Данияров - Кто по происхождению Чингисхан? Казах... новые доказательства
12:15  Инфраструктура для Ташкентской зоны отдыха
12:12  Потерь нет. Первая смена казахстанских "миротворцев" вернулась из Ирака
12:07  Х.Арыстанбеков - Как мы поднимали Целину. Я был против Н.Хрущева...
12:02  Парадоксы и ортодоксы. Стоит ли считать Приаралье зоной экологического бедствия?
11:11  Индия: улемы объявили джихад СПИДу
11:08  Бедные дети. Казахстан собрался вводить 12-летнюю и 5-уровневую систему образования
10:10  Газета СНГ - Армия Таджикистана: жертва военной реформы
10:02  Омбудсмены Узбекистана и Кыргызстана пытаются подружиться
08:46  Биотехнологии создали растение-миноискатель
05:04  "N.Y. Times" разъясняет: "Бог" и "Аллах" - два слова, имеющие одно и то же значение
02:48  Впервые за четверть века. Россия разыграет ядерную войну ... сама с собой
01:53  "У нас нет другой Родины, кроме Ирака". Интервью одного из полевых командиров в Фалудже
01:25  В Таджикистане будет принят "Закон о защите историко-культурного наследия"
00:55  "The Washington Post" - Китайская загадка
00:42  Кыргызстан вводит персональные карточки для иностранцев...
00:30  В Ташкенте проходит семинар по женскому лидерству
00:24  Открытия киргизских ученых. Древние руны родо-племенных тамг
00:11  Ислам.Ru - Проповедь для правителей и их подчиненных
00:03  Таджикистан: Гаффор Мирзоев назначен директором агентства по контролю за наркотиками
00:02  Прошел IV курултай Ассамблеи народа Кыргызстана. А.Акаев наградил свой народ орденом
00:00  Ислам всея узбеков. К 66-летию Президента Узбекистана
Пятница, 30.01.2004
21:50  На Нобелевскую премию мира 2004 года номинированы: Блэр, Буш, Гитлер и т.п.
20:52  П.Блич (британский контрабандист): Индийцы отпустили русских летчиков именно потому, что они - русские
19:23  Свободный Ирак потребует возврата взяток, розданных Саддамом
18:04  Торжество гуманизма. Пентагон освободил из Гуантанамо трех детей от 12 до 15 лет
16:00  В.Путин поздравил И.Каримова с днем рождения
15:01  В Узбекистане за год за незаконный оборот наркотиков задержано 177 граждан СНГ и дальнего зарубежья
14:12  "Рыжий". В.Снегирев выпустил интересную книгу об Афгане
14:11  Назарбаев положительно оценил работу и поставил новые задачи своему КНБ
12:27  В Узбекистане новый посол США, в Ташкентской области - новый хоким
11:24  "Политком Ру" - Вызов Джейхана. США сколачивают инвесторов
11:15  Стоп, колеса! Россия отказывается пускать к себе таджикский поезд
11:06  Книга И.Каримова издана в Кувейте. Интерес - "огромный"
10:54  Не выдержало сердце. Скончался аким затопляемого на юге Казахстана Шардаринского района
10:40  Опять провал? Иран мешает Азербайджану и Туркмении договориться о статусе Каспия
10:29  На нефтяной трубе сидели... Грузия и Азербайджан уже делят доходы не построенной Баку-Джейхан
10:26  Красота по-казахстански. Алматинские модели покоряют Париж
10:19  Инкубатор "бархатных революций". США натаскивают оппозиционеров СНГ в сербском лагере
10:02  Мушарраф плакал когда узнал, что его "ядерщик" продал секреты Ирану и Ливии
09:57  Новым послом Азербайджана в Казахстане стал Лятиф Гандилов
09:42  Криминальный талант? Арестована главный эксперт-почерковед Казахстана
09:17  Уйгуры: преследования в Кыргызстане лежат на совести Пекина
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
Открытия киргизских ученых. Древние руны родо-племенных тамг
00:24 31.01.2004

К Орхону - колыбели тюрков

К. АСКЕРОВА

"...По смерти Огуза, согласно его завещанию, Кун-хан воссел на престол и царствовал семьдесят лет. Однажды советник Иркыл Ходжа сказал Кун-хану: "Огуз был великий государь; он завоевал все государства мира, имел бесчисленное количество казны, имущества и скота, и все это он оставил вам, его сыновьям. У каждого из вас с божественной помощью родилось по четыре достойных сына. Не дай Бог, чтобы потом эти сыновья стали враждовать и спорить из-за царства. Благо в том, чтобы в отдельности каждому были определены и утверждены: звание, путь, имя и прозвище и чтобы у каждого были (свои) определенные знак и тамга, дабы они тем знаком и тамгой специально отличали свои приказы, казну, табуны и стада; чтобы никто не мог ссориться и пререкаться друг с другом...".
Из записей средневекового персидского историка Рашида-ад-Дина.

В древности кыргызы, как и все тюркоязычные народы, преклонялись перед природой, считая себя ее слабой частью и поклоняясь ее сильным и чистым представителям: хищным птицам и животным - волку, барсу, маралу... Вот почему древние знаки родоплеменной принадлежности и независимости - тамги (клеймо, тавро, печать) - повторяли в основном образы летящих хищных птиц или зверей. Кандидат исторических наук, доцент кафедры стран Азии и Африки Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына Олжабай Каратаев - единственный, кто в Кыргызстане изучает тамгу.
Кстати, он оканчивал тот самый университет, в котором сейчас работает. Пять раз поступал на исторический факультет. Его сегодняшние коллеги - как раз те преподаватели, которые когда-то принимали у него экзамен. Когда он говорит им об этом, они отвечают, что не помнят его: "Вас, абитуриентов, было много".

Летом прошлого года в составе первой кыргызско-российской археолого-этнологической рекогносцировочной (разведывательной) экспедиции Каратаев прошел по местам древнего поселения кыргызов в Алтае, Туве и Хакасии. У каждого из участников экспедиции был свой спектр исследования. Олжабая Кубатбековича, конечно, в первую очередь интересовала тамга.

- Чем объясняется ваш интерес к тамге?

- Первые сведения о кыргызских родоплеменных тамгах собрали царские чиновники Н. Я. Дублицкий и В. Я. Сидняковский во второй половине XIX века. Ими двигал не научный интерес, а задание царского правительства: изучить культуру и быт кыргызов, их родоплеменной состав, расположение, различия. В основном - различия, потому что, зная их, можно было размежевать кыргызов и управлять ими стало бы легче. Это было время, когда Кыргызстан только что вошел в состав Российской империи, и на основе собранных чиновниками данных империя намеревалась размещать здесь переселенцев. Позже, в 50-е годы ХХ века, ученые С. М. Абрамзон и В. Я. Винников систематизировали эти данные. Тогда у нас в республике работал целый корпус ученых со всего Союза. В результате их трудов вышел пятитомник "Кыргызской археолого-этнографической экспедиции".
Десять лет назад, собирая материал для своей кандидатской диссертации, я впервые увидел тамгу и понял ее огромное значение как источника познания этногенеза, этнической истории и культуры кыргызов, их взаимоотношений и параллелей с другими тюркскими народами.

Высеченные на скалах, камнях, курганах и дошедшие до нас в виде осязаемых и ощущаемых предметов, они - ключ к ответу на многие вопросы, начиная с ареала миграции кочевников.

Время происхождения тамги пока неизвестно. На степных просторах Евразии они получили широкое распространение в эпоху бронзы (первое тысячелетие до нашей эры). Родоплеменной тамгой на протяжении веков пользовались народы с тюркско-монгольскими, угро-финскими и ираноязычными семьями. Некоторые кочевые народы (туркмены, кыргызы, казахи) и по сей день таврируют ими скот как свою собственность. Правда, при этом большинство не знает, что означают загадочные линии знака.

В древности у каждого кыргызского племени были священная гора, священная птица, боевой клич и тамга. Чтобы ответить на все вопросы, связанные с происхождением народа, надо изучать их комплексно. Я собираю сведения по крупицам. Оказывается, победный клич "Ура!" происходит от древнего боевого клича "Уран!". Среди тамг самой древней, несомненно, является родовая. Как правило, это были изображения тотема. Ими отмечали родовую собственность, их свято почитали все представители родов, племен, считая атрибутами свободы и независимости. Например, у кыргызской родоплеменной тамги под названием "джагалмай тамга" имеются различные вариации, но все они обозначают одно: хищную птицу джагалмай (кобчик).

- Что вы открыли для себя лично, исследуя тамгу?

- Что у кыргызов и вообще тюрков была самобытная культура, отвечавшая потребностям того времени.
...В Китае, ближе к Тибету, живет такая народность: сарыг югур (желтые уйгуры). Они сохранили в чистом виде шаманизм. Своих богов называют Ас тамга, Йаг тамга, Сун тамга. И это говорит о том, что в древности термины "Бог" и "тамга", возможно, были синонимами.

Большая часть ученых в прошлом предполагала, что в создании рунийской письменности участвовали внешние народы, в частности, арамейские, а позже согдийские. В 90-х годах XIX cтолетия Н. А. Аристов первым выдвинул гипотезу о том,что рунический алфавит возник на основе тюркской (кыргызской) тамги. Он пишет, что 29 знаков из 38 рунической письменности похожи на тамгу тюркских племен. К сожалению, это научно обоснованное мнение не было опубликовано и таким образом не зафиксировано.
Тамгу можно рассматривать в качестве идеограмм и логограмм. Если это верно, то у истоков орхоно-енисейского рунического письма стоит не арамейская, то есть древнееврейская, письменность или ее поздняя модификация, а древнейшее логографическо-корневое письмо.
Я нахожу сходство 34 родоплеменных тамг со знаками рунийской письменности.

Это очень важное открытие. Мое поколение занималось по учебникам, где говорилось, что кыргызская письменность появилась в 1924 году. Это ложь. Мой дедушка умер очень рано, когда ему не было еще 30 лет, и даже отец мой его не помнит, но я хорошо помню, как братья дедушки читали книги, и по сей день потомки хранят эти книги как реликвию. Они написаны арабской вязью, но на кыргызском языке. "Эски жазу" ("старая письменность") называют ее кыргызы. Они перешли на нее с принятием ислама, а до этого пользовались руническим алфавитом.

- Вы умеете читать рунические надписи?

- Да. Только для этого нужно время. Существует ключ к разгадке.

- Это правда, что национальный орнамент повторяет контуры тамг и, значит, его можно читать как увлекательную книгу?

- Исследование орнамента раскрывает происхождение народа, уровень его экономического развития. Среди орнаментов енисейских кыргызов превалировали "солярные" (солнечные) растения, геометрические, зооморфные знаки. И в то же время среди племенных тамг нередко встречаются напоминающие летящую птицу, сидящего волка. Мотив "бараньих рогов" (общекыргызская тамга) - символ мирной жизни и развития. Он, по убеждению кочевников, воздействовал на увеличение поголовья скота, плодородие земли и благополучие.

- Ответила ли летняя экспедиция в Хакасию, Туву и Алтай на ваши вопросы?

- Это была очень ценная экспедиция. Я впервые ступил на землю, где обитали мои предки, увидел ландшафт, который окружал их (кстати, он удивительно схож с кыргызстанским: горы, глубокие долины...), встречался с потомками енисейских кыргызов и, самое главное, увидел памятники кыргызской истории. В Южной Сибири они встречаются буквально на каждом шагу, а всего их более 100 тысяч. Уйбатский чаатас, Чулымский чаатас - места массового погребения воинов. В память о них стоят камни, на которых - тамга и другие изображения. Более поздние кыргызы и наши современники, провожая человека в иной мир, пишут на кумбезах его имя, а предки ставили тамгу. На камнях Уйбатского чаатаса - огромное число тамг, по ним можно определить, представители каких племен здесь погребены.
Алтайцы, тувинцы и хакасы - своеобразные люди: в их языке, одежде, кушаньях - много общего с кыргызами, в то же время они обрусели. О тамге, ее происхождении, значении почти все забыли. Но и алтайцы, и тувинцы, и хакасы по сей день находят самое высокое дерево на юге, севере, западе и востоке своего края и возле него молятся. Это дерево зовется "байтерек" (бай - богатство, терек - тополь). Шаман впадает в экстаз, его дух через байтерек возносится в небо и общается с Богом.

Кстати, в основу гитлеровской свастики, возможно, вложена знаковая система тюркских народов: крест у нас изначально символизирует все стороны света, а его середина - центр Вселенной.

- Почему вы стали историком?

- В роду у нас было много грамотных людей. С приходом советской власти многих из них направили на учебу, чтобы они могли затем обучать народ. Отец в своем родном селе Ордоазия Сузакского района Джалалабадской области был одним из первых интеллигентов. Окончив в Ташкенте Среднеазиатский институт языков, преподавал в школе английский язык. Он вернулся в село по настоянию матери и всю жизнь сожалел, что не смог заниматься наукой.

...Провалившись при очередном поступлении на истфак КирГУ, я каждый раз возвращался в Ордоазию, где, как и отец, родился. Работал на птицефабрике, в промежутках между очередными штурмами истфака отслужил в армии. Кстати, служил в Северо-Западной Монголии, возле реки Орхон - колыбели всех тюркоязычных народов. Зимой здесь холодно, а в остальное время - в изобилии трава. Но тогда я не знал, с какой силой меня со временем потянет сюда интерес исследователя.

Следующим летом российские, монгольские и наши ученые планируют совместную археолого-этнологическую экспедицию в Монголию. Надеюсь, побываю и возле реки Орхон.

30 января 2004 года.

Источник - "Слово Кыргызстана"
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1075497840
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх