КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 30.01.2004
21:50  На Нобелевскую премию мира 2004 года номинированы: Блэр, Буш, Гитлер и т.п.
20:52  П.Блич (британский контрабандист): Индийцы отпустили русских летчиков именно потому, что они - русские
19:23  Свободный Ирак потребует возврата взяток, розданных Саддамом
18:04  Торжество гуманизма. Пентагон освободил из Гуантанамо трех детей от 12 до 15 лет
16:00  В.Путин поздравил И.Каримова с днем рождения
15:01  В Узбекистане за год за незаконный оборот наркотиков задержано 177 граждан СНГ и дальнего зарубежья
14:12  "Рыжий". В.Снегирев выпустил интересную книгу об Афгане
14:11  Назарбаев положительно оценил работу и поставил новые задачи своему КНБ
12:27  В Узбекистане новый посол США, в Ташкентской области - новый хоким
11:24  "Политком Ру" - Вызов Джейхана. США сколачивают инвесторов
11:15  Стоп, колеса! Россия отказывается пускать к себе таджикский поезд
11:06  Книга И.Каримова издана в Кувейте. Интерес - "огромный"
10:54  Не выдержало сердце. Скончался аким затопляемого на юге Казахстана Шардаринского района
10:40  Опять провал? Иран мешает Азербайджану и Туркмении договориться о статусе Каспия
10:29  На нефтяной трубе сидели... Грузия и Азербайджан уже делят доходы не построенной Баку-Джейхан
10:26  Красота по-казахстански. Алматинские модели покоряют Париж
10:19  Инкубатор "бархатных революций". США натаскивают оппозиционеров СНГ в сербском лагере
10:02  Мушарраф плакал когда узнал, что его "ядерщик" продал секреты Ирану и Ливии
09:57  Новым послом Азербайджана в Казахстане стал Лятиф Гандилов
09:42  Криминальный талант? Арестована главный эксперт-почерковед Казахстана
09:17  Уйгуры: преследования в Кыргызстане лежат на совести Пекина
09:07  Ашхабад не рискнул блефовать с Москвой. И начал интриговать против Тегерана
08:31  "Россия в Азии и Азия в России". Статья МИД России И.С.Иванова в журнале "Азия и Африка сегодня"
07:45  США окончательно отказались расширять автономию курдов. Заявление Буша
07:44  Китай не собирался уничтожать популяцию виверр. Опровержение
07:31  Э.Байсалов: Этническое многообразие Кыргызстана - ключ к его завтрашнему процветанию
06:50  Россия не феникс? Профессор Кац предлагает американскую "крышу", пугая Китаем и Исламом
06:12  Министры финансов стран ЭКО соберутся в Пакистане
05:11  США и Россия начали новую "холодную войну". Основной удар американцев придется на Украину и Казахстан
01:47  Оппозиционная партия "Бирлик" пытается зарегистрироваться в Минюсте с 3-ей попытки (заявление)
01:25  В Мангистауской области произошел разрыв трубы нефтепровода
00:29  Осужденный в Узбекистане российский бизнесмен А.Стопницкий просит В.Путина о помощи
00:28  Опальный экс-гвардеец Г.Мирзоев отказался возглавить Спорткомитет Таджикистана
00:25  Казахстан принимает новый закон "О выборах". Судимые не пройдут в депутаты
00:14  В Казахстане издана иллюстрированная энциклопедия Ирана
00:03  Все 27 иранских губернаторов единодушно требуют отложить парламентские выборы
00:02  Таджикистан: Нуралишо Назаров назвал публикацию в российских "Новых Известиях" клеветой
00:01  Досье за $100 тыс. Шеф-редактор интернет-издания задержана по подозрению в вымогательстве
00:00  Индийский чиновник за взятку выписал ордер на арест президента страны
Четверг, 29.01.2004
23:32  Семь военных США погибли в результате взрыва на юге Афганистане
21:22  Смещенный с поста командующего гвардией Г.Мирзоев и 200 гвардейцев недовольны указом президента
19:15  Таджикистан принимают в Интерпол без вступительных взносов
18:07  Сара Назарбаева продолжает внедрять в школы предмет "Самопознание"... собственного сочинения
18:02  В Ташкенте пройдет брифинг по результатам борьбы с наркотрафиком в Узбекистане
15:00  Откровения иранского перебежчика. Об атаке 09/11 знали не только в Баку, но и в Тегеране?
14:01  Задачи правозащитников Узбекистана в условиях псевдолиберизации
13:12  К.Осмонов (1-й вице-премьер Киргизии) - Речь о перерегистрации СМИ не идет. Опровержение
13:09  Создан Национальный Паралимпийский комитет Киргизии. Его возглавил Д.Нуржанов
11:27  Ирак разбомбили по ошибке. Признания американского инспектора, не нашедшего ОМП
10:37  Д.Ахметов (премьер Казахстана) - "Я езжу на велосипеде по 30-40 километров..." (интервью)
10:26  Каспийской нефтью Азербайджана торгует израильтянин, пытавшийся убить президента Зимбабве
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
"Россия в Азии и Азия в России". Статья МИД России И.С.Иванова в журнале "Азия и Африка сегодня"
08:31 30.01.2004

Статья Министра иностранных дел России И.С.Иванова в журнале "Азия и Африка сегодня", опубликованная в №1 2004 года под заголовком "Россия в Азии и Азия в России"

Окончательно и бесповоротно ушли в прошлое те времена, когда Россия, по словам великого русского поэта А.Блока, "держала щит меж двух враждебных рас" – Европой и Азией. В наши дни Россия играет совершенно иную роль - связующего звена между Востоком и Западом. Такая роль обусловлена многовекторным характером внешней политики России, в которой европейское и азиатское направления взаимно дополняют друг друга в интересах укрепления позиций страны на международной арене в целом.

Национальные интересы России объективно требуют повышенного внимания к азиатскому направлению. Это связано прежде всего с динамичным развитием азиатского континента, превращающегося в мощное финансово-экономическое сообщество ориентированное на наукоемкие, высокотехнологичные производства. Достаточно сказать, что третья космическая держава мира – Китай – появилась именно в Азии. На азиатские страны приходится порядка 25% мирового ВВП, 24% мирового товарного экспорта и более 40% мировых золотовалютных резервов (1 триллион долл. из 2,5 трлн.). Характерный штрих – после известного финансового кризиса 1997-1998 гг., потрясшего азиатский континент, 87% прироста золотовалютных запасов пришлось именно на Азию. В настоящее время на азиатское пространство направляется свыше 40% мировых инвестиционных потоков. Наконец, достаточно просто взглянуть на внешний облик крупнейших азиатских городов – Пекина, Шанхая, Токио, Сингапура, Гонконга, Бангкока, Куала-Лумпура, Сеула и др., чтобы понять, - Азия за последние 20-30 лет перестала быть периферией мировой жизни и неуклонно превращается в один из ведущих центров мировой политики и экономики.

На этом фоне, к сожалению, совсем иначе выглядит социально-экономическая обстановка в азиатской части нашей страны. Этот контраст тем более противоестественен, что в восточных регионах России имеется гигантский потенциал – большие запасы природных ресурсов, мощная промышленная, технологическая и научная база, творческие и интеллектуальные ресурсы населения.

Не могу согласиться с домыслами о неких иностранных угрозах для России на Востоке, о какой-то целенаправленно осуществляемой извне "дерусификации" российских Сибири и Дальнего Востока. Подобные поиски "внешнего врага" по сути означают попытку переложить на других ответственность за свои собственные ошибки и просчеты, оправдать бездействие и неэффективность.

Другое дело, что в экономическом сообществе АТР идет жесткая конкурентная борьба, в которой каждое государство для обеспечения своих коммерческих интересов пускает в ход весь арсенал имеющихся у него рычагов – политических, финансово-экономических и других. Такова реальность, в которой и нам надо работать. Альтернативы нет – без формирования благоприятной внешней среды, выгодных для нас "правил игры" в регионе, без активного участия в региональной экономической интеграции преодолеть хозяйственные и социальные проблемы российских восточных регионов будет просто невозможно.

Именно такая оценка стала в последние годы отправным пунктом для существенной активизации нашей политики на азиатском направлении. В этой связи хотелось бы поделиться мыслями о том, что здесь нами уже сделано и, главное, что еще предстоит сделать.

Как обстановка в мире развивается по объективным законам, так и внешняя политика любого государства строится на нескольких безусловных принципах, среди которых один из ключевых – формирование по периметру своих границ пояса дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества.

В этом смысле принципиально важны для российских интересов отношения России с ее крупнейшим соседом – Китаем. Их можно охарактеризовать сегодня как наилучшие за всю их историю. Важнейшим достижением является военная разрядка вдоль наших границ. Эффективно действуют меры доверия в военной области. В Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года четко зафиксировано, что стороны не имеют территориальных претензий друг к другу. Все это знаменует новый этап в более чем 300-летней сложной истории отношений наших двух государств.

Как никогда раньше укрепилось взаимное доверие между двумя государствами. Лидеры России и Китая встречаются, как правило, 2-3 раза в год. Широким и активным стало взаимодействие между Россией и Китаем на международной арене. Мы имеем с КНР совпадающие либо близкие позиции практически по всем острым вопросам международной обстановки. Существенное развитие получили наши торгово-экономические связи. В 2003 году торговля, возможно, превысит уровень 15 млрд. долл. Важно, что в отличие от прошлых времен более 80% оборота приходится на негосударственную торговлю.

Конечно, в масштабных взаимоотношениях между Россией и Китаем не может не возникать проблем, связанных, главным образом, с быстрым ростом двустороннего сотрудничества. Необходимо, например, продолжить усилия по упорядочению миграционных процессов. Важная роль в этом деле отводится недавно созданной соответствующей совместной рабочей группе. Идет работа по дальнейшему взаимному расширению сети консульских учреждений России и Китая, что тоже способствует снятию некоторых возникающих вопросов.

Очень многое предстоит еще усовершенствовать в области торгово-экономических связей. Сейчас в них самая большая доля приходится либо на сделки крупнейших компаний, либо на деятельность "челноков". Есть определенный вакуум в наиболее перспективной сфере – контактах между представителями малого и среднего бизнеса. Другое важное направление – развитие инвестиционного взаимодействия. Новые возможности в этой сфере открывают китайские планы по возрождению промышленной базы северо-востока КНР и российская программа подъема Дальневосточного региона.

Еще раз хочу подчеркнуть: без активного привлечения наших азиатских соседей, в т.ч. Китая, быстрое развитие восточных регионов России невозможно. В этом плане весомое присутствие Азии на востоке России нам так же необходимо, как и интеграция российской экономики в формирующееся новое хозяйственное пространство Азии. Это – наша стратегическая задача на годы вперед, решение которой существенно подвинуло бы экономическое развитие всей России, а не только ее восточных регионов.

В последнее время удалось создать неплохие возможности для развития отношений с другим нашим восточным соседом – Японией. Именно такая перспектива заложена в одобренном на высшем уровне "Российско-японском плане действий". И тут особое внимание нацелено на масштабное российско-японское торгово-экономическое сотрудничество, без которого невозможно продвинуться вперед в решении имеющихся у нас с Японией политических вопросов.

На южном направлении очевидный приоритет для России – отношения с Индией. С подписанием в октябре 2000 г. Декларации о стратегическом партнерстве Россия и Индия вышли на качественно новый уровень взаимодействия. Одно из последних наглядных тому свидетельств – подписание в ходе саммита в Москве в ноябре с.г. Декларации о глобальных вызовах и угрозах международной безопасности и стабильности, фиксирующей совпадение наших оценок по базовым проблемам международной жизни.

В области двусторонних отношений Москва и Нью-Дели первоочередное внимание уделяют тому, чтобы добиться прорыва в торгово-экономической сфере. Прогресс есть – за восемь месяцев 2003 года торговый оборот превысил 2 млрд. долл. (за 2002 г. – 2,1 млрд. долл.). Впрочем, эти цифры могли бы быть значительно выше. Имеются существенные резервы: приоритетным должно стать наращивание товарооборота за счет машинотехнического и наукоемкого экспорта, более энергично надо продвигать проекты в области межбанковских связей, транспортных коммуникаций, развития энергоресурсов.

Разумеется, не остается вне поля нашего зрения и военно-политическая обстановка в Южной Азии. Россия приветствовала инициативы премьер-министра Индии, направленные на улучшение отношений с Пакистаном. Мы надеемся, что стороны продолжат эффективное осуществление комплекса мер, направленных на пресечение трансграничного терроризма, ставшего главной причиной серьезной напряженности между этими государствами. Это открыло бы путь к возобновлению полноформатного индийско-пакистанского диалога, как это предусмотрено Симлским соглашением 1972 года и Лахорскими договоренностями 1999 года.

Предметом повышенного внимания со стороны России остается взрывоопасная ситуация на Корейском полуострове, прямо у наших дальневосточных границ. Интересам России, как и других государств, соответствует обеспечение безъядерного статуса полуострова и его сохранение в сфере ядерного нераспространения, развитие мирного сотрудничества в Северо-Восточной Азии с нашим непосредственным вовлечением. Вот почему мы придаем большое значение переговорам по этим вопросам с участием России и рассчитываем, что они выведут в конце концов на создание системы надежной безопасности в этом регионе.

Прошло два года, как в Афганистане был свергнут режим талибов. С тех пор многое сделано, в т.ч. при конструктивной и деятельной роли России, чтобы это государство стало нормальным членом международного сообщества, живущим в мире со своими соседями. Для нас важно уже то, что была подорвана база, с которой осуществлялась финансовая, материальная, идеологическая и иного рода подпитка деятельности террористических группировок на территории нашей страны. В то же время продолжается и даже увеличивается производство афганских наркотиков, что представляет для России непосредственную угрозу. Рано говорить, что по терроризму в Афганистане нанесен окончательный удар. Необходимо продолжать энергичные совместные усилия международного сообщества по нормализации обстановки в стране. Ослабление этих усилий неизбежно приведет к возрождению талибской опасности.

В последнее время удалось существенно нарастить потенциал отношений России с такими приоритетными для нас азиатскими партнерами, как Монголия, РК, КНДР, Иран, Вьетнам, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Лаос, Камбоджа, не говоря уже о тесном сотрудничестве с азиатскими государствами-членами СНГ – Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном, Туркменистаном.

Принципиально важно, что ни с одной из стран Азии у России нет противоречий, способных привести к конфликту. Более того, с подавляющим большинством из них у нас схожие взгляды на вопросы мироустройства и строительства общеазиатской системы безопасности и взаимодействия. Когда наши азиатские партнеры говорят, что они заинтересованы в сильной, экономически мощной и политически активной России как факторе стабильности и развития в Азии – а это мы слышим нередко, - то это не просто дань традиционной вежливости, а правда. И немалое достижение, если вспомнить настороженность и недоверие к нам, пожалуй, преобладавшее в Азии еще каких-нибудь пятнадцать лет назад. Ведь этой перемены удалось добиться благодаря кропотливой, целенаправленной работе на азиатском направлении, которая проводилась под руководством и при личном участии Президента России.

В работе на азиатском направлении учитываем еще одну очень важную особенность последнего времени. Это – заметный рост активности многосторонних объединений, появление новых коллективных механизмов. Такого рода тенденция отвечает нашим интересам и ведет к созданию в Азиатско-Тихоокеанском регионе инфраструктуры безопасности и сотрудничества, оперирующей на основе принципов многополярности и равноправия.

В новых условиях потребовалась адаптация к ним уже зарекомендовавших себя многосторонних структур в Азии, а также создание объединений нового типа, которые сориентированы на совершенно иные, нежели в эпоху конфронтации, ценности и задачи.

Среди последних особое значение для России имеет деятельность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в составе России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.

ШОС – явление по многим параметрам уникальное для Азии. Это многостороннее объединение, обладающее очень серьезными позитивными возможностями. Достаточно сказать, что в его состав входят две ядерные державы - постоянные члены СБ ООН, ключевые государства Центральной Азии. Географическое пространство ШОС простирается от Балтики до Тихого океана, а суммарное население участников превышает 1,5 млрд.чел. Трудно переоценить ресурсную базу, научный, технологический, финансовый и людской потенциал, которыми совокупно располагают государства-члены.

Но главное, ШОС – это организация, создаваемая не как инструмент противодействия каким-либо государствам, а как многофункциональный механизм сотрудничества шести стран в решении общих для них и для всего человечества проблем. Убеждены, что такой подход в наибольшей степени отвечает новой парадигме обеспечения совместной безопасности на региональном и глобальном уровнях.

На сегодня организационная фаза в создании ШОС практически пройдена – с января 2004 года запускаются ее основные постоянно действующие механизмы: Секретариат в Пекине и Региональная антитеррористическая структура со штаб-квартирой в Ташкенте. Таким образом, в 2004 год ШОС входит как полноценная международная организация. Эта работа проделана в беспрецедентно короткие – по критериям создания подобных многосторонних структур – сроки. Напомню, что с момента провозглашения намерения учредить ШОС на встрече шести глав государств 15 июня 2001 г. в Шанхае прошло немногим более двух лет.

ШОС уже на стадии организации весомо заявила о себе. Она первая из региональных организаций отреагировала на теракты в США 11 сентября 2001 года, а затем - в совместном заявлении министров иностранных дел государств-членов от 7 января 2002 года - призвала к систематизированной борьбе с терроризмом. Многие из положений этого заявления уже воплощаются в жизнь. Другой пример активной позиции ШОС в международной жизни – декларации Санкт-Петербургского (7 июня 2002 года) и Московского (29 мая 2003 года) саммитов ШОС, которые сформулировали общую философию государств-членов относительно развивающихся в мире процессов.

Немало уже сделано в плане налаживания практических связей в рамках ШОС – отрабатываются механизмы сотрудничества по линии министерств транспорта, экономического развития, чрезвычайных ситуаций, культуры, обороны и др. Принята долгосрочная (до 2020 года) Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, определяющая основные ориентиры и этапы экономической интеграции на пространстве ШОС.

Эта организация воспринимается мировым сообществом как состоявшаяся геополитическая реальность, важный конструктивный фактор международной жизни.

На качественно новый уровень выходит партнерство России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая оказалась своего рода "ядром" интеграционных процессов в АТР. Первый шаг к формированию нормативно-правовой базы отношений России с АСЕАН был сделан в июне 2003 года с подписанием в Пномпене российско-асеановской Совместной декларации о партнерстве в деле мира и безопасности, процветания и развития в АТР. На очереди – совместные документы об экономическом сотрудничестве, а также о контртеррористическом взаимодействии.

Асеановская философия многостороннего взаимодействия, твердая приверженность Ассоциации Уставу ООН, политическим методам урегулирования спорных проблем полностью отвечают нашим интересам в АТР. Важнейшей платформой для их обеспечения остается Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ) – единственный на сегодняшний день межправительственный политический институт общерегионального масштаба, ведущий инструмент многостороннего диалога по всему комплексу вопросов, связанных с укреплением мира и стабильности в регионе.

Беспрецедентный всплеск террористической активности в последние годы заставил дать новую оценку вызовам и угрозам в АТР. Учитывая это обстоятельство, Россия вместе с Филиппинами взяла на себя в 2003-2004 году сопредседательство в запущенном в марте 2003 года новом механизме АРФ – Межсессионных встречах по противодействию терроризму и транснациональной преступности.

Нельзя не упомянуть и масштабную инициативу наших казахстанских партнеров о налаживании общеазиатского диалога в форме Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Уже тот факт, что за столом переговоров удалось собрать представителей 16 различных государств, между многими из которых сохраняются серьезные противоречия - Израиль, Палестину, Иран, Индию, Пакистан и др. – немалое достижение. Принятый в июне 2002 г. на первой встрече глав государств и правительств стран - членов СВМДА "Алмаатинский акт" представляет собой весомый политический документ, создающий рамки для выработки коллективных подходов к укреплению безопасности и взаимного доверия на азиатском пространстве. В развитие Акта началась работа над Каталогом мер доверия СВМДА – первым в столь широком формате в истории Азии.

Россия с самого начала поддержала инициативу Президента Казахстана Н.А.Назарбаева, вошла в состав инициативной группы государств, взявших на себя работу по продвижению СВМДА. Российские дипломатические эксперты внесли и продолжают вносить конструктивный вклад в формирование взаимопонимания между шестнадцатью странами-участницами Совещания.

Перспективным инструментом для сопряжения деловых интересов стран АТР мы считаем форум "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС). В огромном регионе - это единственная площадка для предметного многостороннего обсуждения на высшем уровне насущных задач экономического развития, поиска приемлемых для всех путей движения к устойчивому развитию.

Наши деловые круги все более активно включаются в деятельность АТЭС, а через этот Форум – в азиатско-тихоокеанские интеграционные связи. Это – новый позитивный результат российского "разворота" на азиатское пространство.

Россия – сравнительно молодой, но уважаемый участник Форума, мы работаем там пять лет. В российском багаже – развернутая деятельность по всем профильным направлениям, проведение ярмарок и конференций на российской территории, конкретные предложения, такие, например, как одобренная недавним Бангкокским саммитом АТЭС инициатива начала регионального диалога по цветным металлам. Занимаем инициативные позиции в ведущейся Форумом борьбе с терроризмом экономическими и финансовыми методами, в противодействии другим "новым вызовам". Российский интеллектуальный и ресурсный потенциал может и будет вносить значительный вклад в общую экономическую "копилку" атэсовской "семьи".

В целом сейчас в Азии, в АТР налицо качественно новые возможности сопряжения усилий отдельных государств, их двустороннего сотрудничества и деятельности региональных объединений для создания работающей сети общерегионального взаимодействия. Цель такой архитектуры взаимоотношений - общая безопасность и создание оптимальных условий для процветания региона и каждого государства в отдельности. Как писал с восточной тонкостью и аллегоричностью китайский поэтический гений Бо Цзюи, сплетшиеся корни разных растений мужают вместе, употребляя во благо друг другу и стебли свои, и листья.

Источник - МИД России
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1075440660
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх