КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 24.01.2004
19:45  МИД КНР о форсировании создания Форума сотрудничества Китай-Арабские страны
15:36  Правительство Казахстана ужесточает требования к иностранным недропользователям
15:00  Gazeta.kz - ЦентрАзия, как одна из зон национальных интересов США
13:07  Мэрия Бишкека вышла в Интернет. Презентация сайта www.e-bishkek.kg
12:50  "Казахская правда" - Узбеки казахам старший брат? Дискуссия
12:37  Народ бушует. Пограничники Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана дважды остановили погром КПП
11:59  На территории России живут и работают не более 200 тысяч кыргызстанцев?
11:45  Нео-коммунизм? 10 тысяч бедных семей юга Киргизии закреплены за руководителями предприятий и бизнесменами
11:44  Иранский след в трагедии 11 сентября. Расследование в Германии
11:30  Гейдар Джемаль - "В Иране сильно ощущается подпольная деятельность американской агентуры"
11:25  В Индию возвращаются "живые боги" - махараджи
09:47  М.Тайиб: Афганистан в вопросах и ответах
08:04  Бобби Фишер идет на войну. Как ярый враг коммунизма стал столь же ярым врагом Америки
05:05  Х.Карзай сместил со своего поста губернатора юго-восточной провинции Забуль
01:10  Казахстан не хочет и не будет создавать с Россией единое союзное государство
00:55  В Туркмении объявлен международный тендер на "осетровый" завод
00:37  Н.Танаев (премьер Киргизии) - "Иссык-Куль скучает без россиян"
00:27  Новым министром нефтегазовой промышленности Туркмении стал А.Пудаков
00:20  Ш.Хайруллоев (министр обороны Таджикистана) - "У нас создан новый вид ВС - мобильные войска"
00:16  Узбекских оппозиционеров не выпускают из страны. Секретный "специальный контроль" МВД
00:01  "Ozod Ovoz" - Узбекские власти лишают оппозиционного журналиста права на лечение
00:00  В минувшем году Монголия экспортировала свои товары в 65 стран мира
Пятница, 23.01.2004
22:38  Медицинская реформа в Узбекистане
21:03  Во что обходятся США военные базы
16:15  "Gulf News" - Арабам не следует держать все яйца в одной американской корзине
15:31  А.Таксанов - Пластик вместо денег
12:09  Узбекская официальная газета "Народное слово" взялась разоблачать бюрократов
12:06  В Джалалабаде сокращается бедность. Уже на 8%
12:03  Сеть бизнес-инкубаторов программы ПРООН все гуще покрывает Узбекистан
11:54  Богатеем? Стремительно дорожает жилье в городах Казахстана
11:51  В Алматы освобождена 2-летняя девочка, взятая 5 января в заложницы в Бишкеке
11:50  Виктор Крымзалов - Ташкентская авиакатастрофа: очередное вранье?
11:32  30 дней до потопа. Спасти Шардаринское водохранилище можно только затопив Кзылорду!
11:29  Узбекские певицы Мунаджат Йулчиева и Севара Назархан номинированы на "Премию публики" Би-би-си
11:27  Вышел сборник "Казахстан: 50 лет начала освоения целинных и залежных земель"
10:29  А.Гали - Казахизация, как этносоциальная мобилизация для создания постэтнического Казахстана
10:11  11-летняя украинка родила от мигранта из ЦентрАзии. Счастливый отец... сбежал
10:06  "Россiя" - Нефтяной блеф Азербайджана. Что потечет по... пустой трубе?
09:56  "Комсомолка" - Чулпан Хаматова развелась и еще летом тайно родила вторую дочь...
09:48  "Къ" - Кашмиру – мир. Индия вступила в "исторические переговоры"
09:42  Особой паники нет... Две узбекские дамбы перегородили сток Шардаринского водохранилища Казахстана
09:31  "Бозори мардикор": безработица - главная язва современного Таджикистана
09:19  43 русских девочки "поставил" в бордели Таиланда и ОАЭ гражданин Узбекистана Джамалов
09:17  "Садить" может только суд. Реформа судебно-правовой системы Узбекистана
08:38  Феликс Кулов: "Главное – я не сломался!" (диалог в радио-эфире)
08:36  Золотая промышленность Таджикистана: есть запасы и мощности, нет... качества
08:26  "НГ" - Военно-базовая удавка. Смогут ли США удушить Россию и остальной мир?
06:41  А.Собянин - Дугинское евразийство не может быть основой пост-советской интеграции
06:17  М.Александров: Махалля - ступень классической азиатской деспотии
03:30  Б.Мусаев - Узбекистан независимый: реформы или бунты? Заключение
00:58  США хотят сделать НАТО "гарантом безопасности" ЦентрАзии
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Gazeta.kz - ЦентрАзия, как одна из зон национальных интересов США
15:00 24.01.2004

ЦА как одна из зон национальных интересов США

Олег Сидоров, специально для Gazeta.kz

США уже длительное время объясняет свое присутствие в Центральной Азии продолжением борьбы с экстремистскими исламскими движениями.

Вашингтон на протяжении нескольких лет держит в зоне своего пристального внимания центрально-азиатские республики, являющиеся членами СНГ и время от времени пытается убедить их в том, что американские военные базы на территории стран Центральной Азии обеспечат мир и стабильность в регионе.

Но насколько это так?

Да, после событий 11 сентября правительства стран региона предложили поддержку США в проведении антитеррористической операции "Прочная свобода", а сами страны ЦА присоединились к коалиции, предложив любое необходимое содействие со своей стороны.

Центрально-азиатские республики предоставили Вашингтону право пролета над своими территориями. Таджикистан и Туркменистан помогали в доставке гуманитарной помощи в Афганистан в первые месяцы кампании. Притом, что несколько стран региона предоставили свои авиабазы для долгосрочного базирования. Так гражданский аэропорт "Манас", обслуживающий столицу Киргизстана Бишкек, был выбран в качестве основной базы для авиационной поддержки сил коалиции в Афганистане. Казахстан также предоставил право на посадку самолетам коалиции в тех случаях, когда они не могли совершать ее в "Манасе" из-за погодных условий или технических неисправностей.

Когда анализируешь события, когда с декабря 2001 года в аэропорту Кыргызской Республики "Манас" стали размещаться наземные службы по организации военной базы, а на территории Узбекистана - в аэропорту "Ханабад" появились военнослужащие вооруженных сил США, создается впечатление поэтапного размещения ограниченного контингента вооруженных сил США на территории стран Центральной Азии длительностью не менее 5 лет.

И хотя стабильное положение Центральной Азии в последнее время не вызывает ни у кого сомнения - военные базы не свертываются и численность ограниченного контингента войск не уменьшается. При этом многие официальные представители Белого дома заявляли, что у Вашингтона нет намерения создавать постоянные военные базы США в Центральной Азии.

Но уже становится очевидным, что Вашингтон, преследуя намерения идти "по пути установления долгосрочных отношений в сфере безопасности и в вопросах доступа к военным базам", будет отодвигать на более позднее время обсуждение вопроса по свертыванию военных баз.

Есть еще один аргумент в пользу существования военных баз США в Центральной Азии - это наличие террористических организаций в самих республиках региона.

В сентябре 2002 года Вашингтон включил в свой список террористических организаций ряд объединений, функционирующих в Центральной Азии. В их число были отнесены Исламское движение Узбекистан и Исламское движение Восточного Туркестана. Обе организации приравнены к активно действующим на территории республик - бывших членов СССР и в регионе (Китай, Афганистан, Турция, Пакистан).

При этом интересен тот факт, что одним из критериев опасности террористических организаций, включаемых в список Белого дома, является проведение терактов в отношении дипломатических миссий в регионе. Возможность распространения экстремизма и появления террористических организаций уже давно используется Белым домом в качестве основного аргумента своего военного присутствия в той или иной стране мира или регионе.

По всей видимости, в миссию ограниченного контингента вооруженных сил НАТО (читай США) входят мероприятия по не допуску возможности распространения религиозного экстремизма и терроризма в странах региона. Подобный аргумент будет актуальным на протяжении длительного периода времени, при этом он может быть использован не только в качестве расширения военного влияния, но и при распространении его (влияния) на экономическую, энергетическую области. Здесь нельзя исключать и дипломатический уровень в целях стимулирования политических, экономических и социальных реформ и улучшения положения с правами человека в соответствии с обязательствами, которые имеют эти страны перед ООН и ОБСЕ.

Это уже стало заметно на ситуации, связанной с соблюдением прав человека в Центральной Азии. Многие считают, что Соединенные Штаты закрывают глаза на репрессии в Центральной Азии в обмен на сотрудничество в области безопасности. И как следствие этого, ситуация, связанная с соблюдением прав человека в республиках региона пошла на спад. В настоящее время ситуация с соблюдением прав человека в Центральной Азии носит противоречивый характер. Так в Узбекистане и Таджикистане налицо ограниченный, но реальный прогресс, в Туркменистане - застой, а в Казахстане происходит определенный откат.

Кроме того, Вашингтон, оказывая свое влияние на политическую ситуацию внутри центрально-азиатских республик, стал реализовывать программы, направленные на развитие демократических свобод. Только за один год своего присутствия в Центральной Азии США субсидировало около 50 млн. долларов специально на программы в области демократии.

Эти программы в большинстве своем были направлены на поддержку НПО, на лоббирование в принятии национальных законов на распространение в Центральной Азии европейской модели государственного устройства и институционализации.

Какую внешнеполитическую доктрину выберет США по отношению к Центрально-азиатским республикам и на что она будет направлена?

Вполне вероятно, что внешнеполитическая линия Вашингтона в регионе направлена на решение следующих стратегических задач:

- использование благоприятной для США военно-политической конъюнктуры, сложившейся в ходе военной операции в Ираке для всестороннего укрепления отношений со странами Центрально-Азиатского региона;

- обеспечение американскому бизнесу доступа к топливно-энергетическим и другим природным ресурсам Центральной Азии;

- создание условий, при которых другие внешние силы, прежде всего Россия и Китай, не смогли бы контролировать и направлять развитие процессов в Центральной Азии в ущерб американским национальным интересам, включая и интересы американских транснациональных корпораций, работающих в нефтегазовой сфере;

- модернизация и расширение предоставленных Вооруженным Силам США военных баз, при этом основной акцент будет сделан на Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Казахстан также может ожидать подобной участи, но только после упомянутых стран;

- открытие рынка Центрально-азиатских стран для американских товаров и услуг.

США интересует в Центральной Азии не столько политическая стабильность, сколько контроль над углеводородами и путями их экспорта. И здесь вступают в игру Россия и КНР. Сам факт роста активности этих стран в Центрально-азиатском регионе должен насторожить не только самих "игроков", но и стран, на чьей территории разыгрывается очередная партия. Не стоит объяснять, что передел сфер влияния несет различного рода конфликты и изменения, но никак не политическую стабильность и мирное сосуществование.

При этом странам региона отводится второстепенная роль, и все вышеупомянутые сферы деятельности государств могут быть подвержены трансформации извне.

И на чьей стороне окажется больше сторонников, та страна и сможет реализовать программу, направленную в первую очередь на соблюдение своих национальных интересов, и вовсе не способствующую оказать помощь центрально-азиатским республикам в решении их проблем.

Источник - Gazeta.kz
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1074945600
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх