КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 24.01.2004
19:45  МИД КНР о форсировании создания Форума сотрудничества Китай-Арабские страны
15:36  Правительство Казахстана ужесточает требования к иностранным недропользователям
15:00  Gazeta.kz - ЦентрАзия, как одна из зон национальных интересов США
13:07  Мэрия Бишкека вышла в Интернет. Презентация сайта www.e-bishkek.kg
12:50  "Казахская правда" - Узбеки казахам старший брат? Дискуссия
12:37  Народ бушует. Пограничники Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана дважды остановили погром КПП
11:59  На территории России живут и работают не более 200 тысяч кыргызстанцев?
11:45  Нео-коммунизм? 10 тысяч бедных семей юга Киргизии закреплены за руководителями предприятий и бизнесменами
11:44  Иранский след в трагедии 11 сентября. Расследование в Германии
11:30  Гейдар Джемаль - "В Иране сильно ощущается подпольная деятельность американской агентуры"
11:25  В Индию возвращаются "живые боги" - махараджи
09:47  М.Тайиб: Афганистан в вопросах и ответах
08:04  Бобби Фишер идет на войну. Как ярый враг коммунизма стал столь же ярым врагом Америки
05:05  Х.Карзай сместил со своего поста губернатора юго-восточной провинции Забуль
01:10  Казахстан не хочет и не будет создавать с Россией единое союзное государство
00:55  В Туркмении объявлен международный тендер на "осетровый" завод
00:37  Н.Танаев (премьер Киргизии) - "Иссык-Куль скучает без россиян"
00:27  Новым министром нефтегазовой промышленности Туркмении стал А.Пудаков
00:20  Ш.Хайруллоев (министр обороны Таджикистана) - "У нас создан новый вид ВС - мобильные войска"
00:16  Узбекских оппозиционеров не выпускают из страны. Секретный "специальный контроль" МВД
00:01  "Ozod Ovoz" - Узбекские власти лишают оппозиционного журналиста права на лечение
00:00  В минувшем году Монголия экспортировала свои товары в 65 стран мира
Пятница, 23.01.2004
22:38  Медицинская реформа в Узбекистане
21:03  Во что обходятся США военные базы
16:15  "Gulf News" - Арабам не следует держать все яйца в одной американской корзине
15:31  А.Таксанов - Пластик вместо денег
12:09  Узбекская официальная газета "Народное слово" взялась разоблачать бюрократов
12:06  В Джалалабаде сокращается бедность. Уже на 8%
12:03  Сеть бизнес-инкубаторов программы ПРООН все гуще покрывает Узбекистан
11:54  Богатеем? Стремительно дорожает жилье в городах Казахстана
11:51  В Алматы освобождена 2-летняя девочка, взятая 5 января в заложницы в Бишкеке
11:50  Виктор Крымзалов - Ташкентская авиакатастрофа: очередное вранье?
11:32  30 дней до потопа. Спасти Шардаринское водохранилище можно только затопив Кзылорду!
11:29  Узбекские певицы Мунаджат Йулчиева и Севара Назархан номинированы на "Премию публики" Би-би-си
11:27  Вышел сборник "Казахстан: 50 лет начала освоения целинных и залежных земель"
10:29  А.Гали - Казахизация, как этносоциальная мобилизация для создания постэтнического Казахстана
10:11  11-летняя украинка родила от мигранта из ЦентрАзии. Счастливый отец... сбежал
10:06  "Россiя" - Нефтяной блеф Азербайджана. Что потечет по... пустой трубе?
09:56  "Комсомолка" - Чулпан Хаматова развелась и еще летом тайно родила вторую дочь...
09:48  "Къ" - Кашмиру – мир. Индия вступила в "исторические переговоры"
09:42  Особой паники нет... Две узбекские дамбы перегородили сток Шардаринского водохранилища Казахстана
09:31  "Бозори мардикор": безработица - главная язва современного Таджикистана
09:19  43 русских девочки "поставил" в бордели Таиланда и ОАЭ гражданин Узбекистана Джамалов
09:17  "Садить" может только суд. Реформа судебно-правовой системы Узбекистана
08:38  Феликс Кулов: "Главное – я не сломался!" (диалог в радио-эфире)
08:36  Золотая промышленность Таджикистана: есть запасы и мощности, нет... качества
08:26  "НГ" - Военно-базовая удавка. Смогут ли США удушить Россию и остальной мир?
06:41  А.Собянин - Дугинское евразийство не может быть основой пост-советской интеграции
06:17  М.Александров: Махалля - ступень классической азиатской деспотии
03:30  Б.Мусаев - Узбекистан независимый: реформы или бунты? Заключение
00:58  США хотят сделать НАТО "гарантом безопасности" ЦентрАзии
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Афганистан   | 
М.Тайиб: Афганистан в вопросах и ответахМ.Тайиб: Афганистан в вопросах и ответах
09:47 24.01.2004

С принятием 4 января 2004 года новой конституции Афганистана Верховной ассамблеей (Лойа Джигра) наступило время большой надежды и новых возможностей для этой разоренной войной страны. Но многие опасаются того, что в существующей обстановке нестабильности воплощение этой Конституции в жизнь будет практически невозможным. Корреспондент IslamOnline взял интервью у эксперта по Средней Азии Мутиуллаха Тайиба (Mutiullah Tayeb) по вопросам, касающимся перспектив развития Афганистана и текущей напряженной ситуации.

- Если смотреть на вещи реально, то можно ли утверждать, что после созыва Лойи Джигра и принятия новой Конституции Афганистана возможно достижение стабильности в ближайшем будущем, учитывая происходящие волнения, возобновившуюся наркоторговлю, натянутые отношения между различными племенами и отсутствие каких-либо серьезных усилий, направленных на реконструкцию страны?

- Несмотря на разделяемые многими в Афганистане и за его пределами большие надежды, вызванные принятием новой Конституции страны, а также дебаты, расхождения во взглядах и формирование блоков на общей политической, идеологической и этнической основе, трудно ожидать возвращения к полному миру, который мог бы стать необходимым фундаментом установления справедливости, развития и стабильности в ближайшем будущем.

Подобный пессимистический прогноз основан на ряде фактов, среди которых наиболее важными являются следующие:

- Относительный мир, установившийся в Афганистане на данный момент, связан в основном с внешними причинами: с присутствием в стране иностранных войск и сил безопасности, а также с финансовой и политической поддержкой существующего режима со стороны международного сообщества, в первую очередь США.

- Неспособность правительства Карзая справиться с внутренними конфликтами. Это правительство постепенной превращается в новую партию, участвующую в политическом конфликте.

- Слабость правительственного контроля над большей частью Афганистана, где полевые командиры совместно с различными политическими партиями оказывают непосредственное влияние на повседневную жизнь.

- Неспособность правительства Карзая выполнить свои обещания, касающиеся повышения жизненного уровня, установления безопасности и создания рабочих мест, что усугубляется задержкой с оказанием международной помощи.

- Продолжающиеся на пуштунском юге сражения против американских и международных войск, а также продолжающаяся на севере вооруженная борьба между узбеками и таджиками.

- Многочисленные расхождения, возникшие в период Лойа Джигра между различными фракциями, создали почву для будущих конфликтов (в первую очередь - национальную и идеологическую). Эти конфликты могут вспыхнуть в период воплощения в жизнь новой Конституции.

Наряду с вышеперечисленными фактами, поводов для оптимизма в отношении восстановления стабильности в Афганистане не дает и официальный доклад ООН, а также заявление, сделанное 7 января 2004 ее Генеральным секретарем Кофи Аннаном, в котором он утверждает, что хрупкая ситуация с безопасностью может привести к переносу выборов на более поздний срок. Последнее опасение было высказано также в середине декабря Лакдаром Брахими, бывшим послом США в Афганистане. Большее, на что мы можем надеяться, - то, что имевшие место дискуссии произведут положительные изменения в сознании конкурирующих афганских группировок, которые, по-видимому, приходят к выводу о необходимости вести политику посредством дебатов и статей в СМИ, а не с помощью винтовок и танков.

- Если президентские выборы, запланированные на июнь 2004 года, действительно состоятся, то какова вероятность того, что в них не будут вмешиваться радикалы и полевые командиры, которых обвинили в манипулировании дебатами в Лойа Джигра путем оказания давления на делегатов? Заявлял ли кто-либо из претендующих на президентское кресло о своем желании составить конкуренцию Карзаю? Каковы в этом случае их шансы, поскольку, с точки зрения стороннего наблюдателя, кандидатура Карзай кажется имеющей безусловное преимущество как компромисс между конкурирующими группами?

- Во-первых, согласно прогнозам ООН, основанных на результатах регистрации избирателей (на сегодняшний день из более чем 10 миллионов человек зарегистрировались лишь 270 тысяч), вряд ли можно ожидать, что президентские выборы состоятся вовремя. Среди всего прочего, процессу регистрации избирателей препятствует группировка, называющая себя "народной", которая обвиняет ООН в нарушениях критериев регистрации и требуют ее прекращения.

Именно эта "народная фракция" возглавляла оппозицию Карзаю и его сторонникам во время заседания Лойа Джигра и требовала введения в стране парламентской системы или установления конституционных ограничений президентской власти. Она объявила, что не будет поддерживать Карзая на предстоящих выборах. Это означает, что "народники" могут составить серьезную конкуренцию Карзаю, заявившему о выдвижении своей кандидатуры 10 января 2004 года, выставив в качестве своего кандидата бывшего президента Бурхануддина Раббани или кого-либо еще из оппонентов Карзая.

Выдвижение кандидатуры Карзая сопровождалось заверениями в том, что его правительство сделает все возможное для проведения выборов в период между июнем и сентябрем текущего года, невзирая на прогнозы ООН и других международных организаций, заявляющих о невозможности их организации в столь короткий срок.

Фактически различные наблюдатели как в самом Афганистане, так и вне его, полагают, что упорное стремление Карзая провести президентские выборы отражает рвение Буша добиться политического успеха в этой стране до собственных выборов в ноябре текущего года. Это вполне понятно, учитывая неудачи в Ираке и отсутствие сколько-нибудь заметных успехов в самом Афганистане в период, последовавший после смещения старого режима и замены его новым, лояльным Вашингтону.

Безусловно, роль полевых командиров в любом случае останется значительной, поскольку трудно умиротворить тех, кто стремится к войне. Она станет особенно важной в той момент, когда правительство Карзая перейдет от достижения мира к установлению политического контроля, и я думаю, что это правительство и поддерживающие его круги в Вашингтоне будут пытаться задобрить полевых командиров, осуществляющих контроль над "своими" территориями, финансовыми подачками и политическими уступками.

Я считаю, что предстоящий период станет испытанием также для всех афганских группировок. Они будут пытаться распространить свое влияние и контроль, поступившись многими из принципов, которые они провозглашали для публики как внутри страны, так и за рубежом.

- Большие усилия предпринимаются для того, чтобы новая конституция получила широкую поддержку в народе. Как я понимаю, афганцам перед Лойа Джигра было предложено выразить свои взгляды в различной форме. Но действительно ли "конечный продукт" удовлетворяет ожидания среднего афганца? И может ли Конституция гарантировать, что в дальнейшем не будет происходить межплеменных столкновений? Создает ли она основу для общего будущего, в котором не будет места этнической розни?

- Президент Карзай объявил о формировании конституционной комиссии в октябре 2002 года. Она представила выработанный ею окончательный проект Конституции 3 ноября 2003 г. Лойа Джигра собралась, чтобы ратифицировать Конституцию, 14 декабря 2003 года. Таким образом, подготовка основного закона страны заняла около 11 месяцев. Среднему гражданину Афганистана было предоставлено чуть более месяца для того, чтобы ознакомиться с Конституцией, чего, на мой взгляд, слишком мало, учитывая специфику этой страны, воевавшей на протяжении четверти века и до сих пор страдающей от оккупации, вооруженных конфликтов, а также глубоких этнических, религиозных и политических разногласий.

Несмотря на заверения комиссии о том, что она направила более 100 тысяч копий проекта во все провинции Афганистана и во все афганские общины за рубежом, его окончательный вариант, представленный Лойа Джигра, показывает, что в его формировании существенную роль сыграло лишь правительство Карзая, стремившееся получить одобрение президентской формы правления.

Однако важнее тот факт, что люди, собравшиеся на Лойа Джигра в качестве делегатов от соответствующих районов, избирались не непосредственно населением, а группами старейшин или влиятельных людей. Это позволило многим из тех, кому было бы трудно победить на свободных и справедливых выборах, принять участие в Лойа Джигра, опираясь на военную силу. И это - в дополнение к явно недемократическому шагу президента Карзая, назначившему 50 представителей, что еще более ограничило непосредственное участие населения в формировании Лойа Джигра.

Афганцы очень устали от нескончаемых гражданских войн и иностранных интервенций, и поэтому возлагали большие надежды на новую Конституцию. Следует помнить, что они впервые получили возможность, хотя и ограниченную, выразить мнение относительно Конституции своей страны, а также следить за ходом Лойа Джигра, освещаемым средствами массовой информации. Однако будущее этой Конституции зависит от того, насколько успешно будет проходить ее претворение в жизнь. Первой проверкой Основного закона станут предстоящие президентские выборы, а также способность правительства выполнить свои обещания, касающиеся проведения реформ и обеспечения безопасности.

- Существует ли какой-либо механизм, обеспечивающий представительство меньшинств на выборах? Каким образом Конституция учитывает этнический состав Афганистана? И гарантирует ли она, что в стране "с молчаливого согласия" не установится правление крупнейших этнических групп? У меня сложилось впечатление, что президентские выборы в Афганистане будут прямыми. Если это действительно так, что препятствует созданию такой ситуации, в которой к власти пришла бы какая-либо одна этническая группа?

- Эти опасения и привели к тому, что оппозиционные президенту фракции потребовали создания парламентской системы, которая обеспечила бы предоставление равных возможностей всем этническим группам, учитывая, что ни одна из них не составляет более 50% населения. Предположение о том, что пуштуны составляют более 50%, противоречат ряду независимых источников, в том числе и оценкам ООН.

Поскольку соглашение призывает к проведению прямых президентских выборов, тем самым подразумевается, что победитель должен получить поддержку более 50% избирателей. Это создает почву для межэтнических конфликтов, поскольку на сегодняшний день в Афганистане нет партии (ни исламской, ни придерживающейся либеральной идеологии), которая представляла бы все этнические группы.

На мой взгляд, парламент будет играть важную роль в предотвращении захвата власти какой-либо одной этнической группой. Он будет также сдерживать стремление президента установить личную или династическую диктатуру - создать "республику", где власть переходит по наследству, что мы и наблюдаем в некоторых исламских странах. Кроме того, избираемым в регионах и провинциях народным советам предстоит сыграть важную роль в обеспечении национальных интересов различных этнических групп, несмотря на отказ Лойа Джигра удовлетворить требование об избрании губернатора в каждой провинции.

Вообще говоря, мы не должны забывать, что афганский демократический эксперимент является новым. И он вряд ли станет "справедливым" с точки зрения международных стандартов. Однако если афганцы смогут выражать свои политические взгляды, используя для этого общепризнанные политические средства, это само по себе уже станет значительным достижением.

- Новая Конституция называет Афганистан Исламской республикой. Как египтянин, я достаточно хорошо знаком с ситуацией во многих странах, где один-два пункта Основного закона посвящены Исламу, в то время как в действительности принимаются и исполняются противоречащие ему законы. Будет ли подобное иметь место в Афганистане? Предстоит ли ему стать прозападной республикой, где Ислам признается лишь на словах, или же будет предпринята серьезная попытка претворить в жизнь исламские законы, невзирая на неизбежное осуждение за рубежом?

- Перед тем как ответить на Ваш вопрос, позвольте заметить, что 99% населения Афганистана составляют мусульмане, 15% из которых - шииты, а остальные - сунниты. Традиции и обычаи афганцев основаны на Исламе, и средний житель страны - глубоко верующий человек. И это наряду с тем, что в стране большим авторитетом пользуются религиозные ученые, суфийские шейхи, а также исламские политические партии, сыгравшие значительную роль в войне против бывшего Советского Союза.

Религия, которая определяет жизнь среднего гражданина - это традиционный, если можно так выразиться, Ислам, сочетающийся с племенными обычаями, в особенности на пуштунском юге. Поэтому люди с готовностью отзываются на любой лозунг, упоминающий об Исламе, независимо от его содержания, в том числе и на тот, который в действительности противоречит Исламу.

Именно этот фактор сыграл решающую роль в восстании против короля Амануллаха, пытавшегося провести в 20-х годах прошлого столетия непродуманные реформы по западному образцу, а также в выступлении против революционных идей, выдвинутых коммунистами во время переворота 1978 года.

В связи с этим включение пунктов, касающихся Ислама, в Конституцию Афганистана, соответствует религиозным традициям этой страны. И, хотя может сложиться такая ситуация, о которой Вы говорите: эти пункты будут служить лишь "для отвода глаз", в то время как в Афганистане будет формироваться секуляризированное государство (чего и хотели США, Запад и поддерживающие их афганские либералы), возможно и противоположное (чего Запад опасается): Конституция станет мощным оружием в руках исламских сил.

Я думаю, что будут предприняты некоторые усилия, чтобы найти более гибкий подход к интерпретации Ислама и исламского закона и удовлетворить как чаяния жителей страны, так и ожидания международного сообщества. Найти такой баланс - трудная задача для любого правительства, которое хочет получить поддержку как собственных граждан, так и иностранных государств. Итак, предстоит нелегкий компромисс.

Безусловно, на политической арене Афганистана будут оживленные дебаты, касающиеся толкования этих пунктов, которые одновременно как подтверждают исламскую природу Афганистана, так и заверяют в том, что страна будет придерживаться международных конвенций. Во время предстоящих политических баталий каждая из партий будет стараться выглядеть наиболее "исламской".

- По некоторым данным, на севере до сих пор происходят достаточно частые столкновения между конкурирующими группами радикалов. Насколько серьезны причины этих столкновений? Состоят ли они в территориальных претензиях или же имеют этнические корни? И содержит ли новая Конституция общепризнанный механизм разрешения подобных конфликтов? Согласятся ли с этим механизмом полевые командиры, или же он так и останется на бумаге?

- Этнический состав населения на севере более разнообразен, чем на юге. Там проживают различные этнические группы, среди которых наиболее заметную роль играют узбеки, таджики и туркмены, а также некоторые сообщества пуштунов, осевшие на севере на протяжении последнего столетия в результате проведения политики, направленной на получение пуштунскими правителями демографической опоры. В последнее время там также появилось достаточно большое количество шиитов, в особенности в городе Мазари-Шариф. Это связано с их притоком из центральной части Афганистана в последнюю четверть столетия.

Несмотря на конфликты на идеологической почве, происходившие в этом районе при правлении коммунистов, сейчас большую роль начала играть этническая принадлежность, а не идеология. Данные районы по-прежнему страдают от этих различий, частично в связи с тем, что из-за них происходит борьба между полевыми командирами за сферы влияния.

Я считаю, что Конституция не содержит четкого решения национальной проблемы. Несмотря на то, что часть этнических групп после напряженных дискуссий добилась права официально использовать родной язык в тех районах, где они проживают, это не положило конец межэтническим конфликтам и столкновениям между полевыми командирами, которые используют "национальную карту" для того, чтобы свести старые счеты и установить свой контроль над соответствующими районами. В будущем, возможно, правительству страны придется вмешаться в эту ситуацию, чтобы положить конец конфликтам, однако в настоящее время такое вмешательство представляется маловероятным из-за слабости правительства.

В будущем как северу Афганистана, так и остальной части страны потребуется четкий механизм разделения власти на уровне провинций, который будет действовать впредь до прекращения использования "национальной карты" конкурирующими фракциями в политических целях.

- Какие усилия предпринимаются для разоружения полевых командиров и радикалов? Возможна ли в ближайшем будущем такая ситуация, при которой монополия на власть будет принадлежать центральному правительству? Каким образом правительство поощряет боевиков сложить оружие? Как реагируют на принимаемые меры полевые командиры и каково их отношение к новой Конституции?

- Создание единой армии и полиции считается важнейшим условием, необходимым для возвращения к мирной жизни и обеспечения безопасности. Правительство Карзая и международные силы, поддерживающие в Афганистане мир, предпринимают к этому все усилия, несмотря на то, что результаты в основном неудовлетворительные: процесс идет слишком медленно. Например, этот процесс на севере Афганистана и в других районах до сих пор не завершен, поскольку многие командиры не сдают тяжелое вооружение под тем предлогом, что по-прежнему существует угроза со стороны Талибана. Есть и те, кто критикует правительство за то, что оно сосредоточило внимание на севере. Они требуют более сбалансированного подхода, который не вызывал бы подозрений у представителей разных регионов.

Процесс разоружения, стартовый бюджет которого составлял 35 миллионов долларов, предоставленных Японией, предусматривает выплаты денежных сумм в размере до 200 долларов тем, кто сдаст оружие. Вместе с тем, требуются и другие меры, такие, как переквалификация бывших бойцов с целью предоставления им возможности зарабатывать на жизнь честным трудом, а не пополнять ряды преступников.

Теоретически должны разоружиться все независимые воинские формирования. Их члены должны войти в состав новой 70-тысячной армии Афганистана или 80-тысячной полиции страны. Что касается оружия, то военные должны собрать его и провести инвентаризацию. Однако практически, учитывая происходящие на юге и юго-востоке сражения между правительственными силами и американскими военными отрядами, с одной стороны, и силами Талибана и оппозиции, с другой, а также конфликты внутри правительства, трудно представить себе, что процесс разоружения будет проходить должным образом и уложится в предусмотренные сроки.

Важным моментом, который мне хотелось бы подчеркнуть, является то, что Афганистану с его уникальным этническим составом требуется новый "общественный договор", который удовлетворял бы современным потребностям и соответствовал бы политическим и социальным достижениям страны за послевоенный период. Я считаю, что новая Конституция в известной степени адекватна новой ситуации, хотя процесс ее претворения в жизнь будет "испытанием на прочность" как самой Конституции, так и стремления различных фракций к мирному сосуществованию.

- Каким образом новая Конституция облегчит усилия Карзая, направленные на установление контроля центра над отдаленными районами Афганистана, где правительству до сих пор не удалось наладить систему налогообложения и официального представительства? И каким образом она может повлиять на происходящие в различных частях страны восстания, поддерживаемые, по всей видимости, сторонниками Талибана?

- Новая Конституция предоставляет значительные полномочия президенту Афганистана (Карзаю или кому-либо еще) в области установления централизованного контроля. Однако реальная действительность показала, что для установления этого контроля над отдаленными провинциями потребуется длительное время, за которое все политические группировки должны придти к соглашению о создании единой армии и полиции. Кроме того, необходимо помнить об обеспечении безопасности и повышении уровня жизни среднего афганца.

Все эти вопросы тесно взаимосвязаны. Если пренебречь хоть одним из них, трудно достигнуть всеобщей стабильности на сбалансированной основе. Безопасность отсутствует в первую очередь на юге, что можно с уверенностью утверждать после взрывов в Кандагаре, во время которых погибло большое число мирных жителей, в первую очередь - детей, а также убийства группы шиитов в провинции Хелманд, совершенного неизвестными лицами.

На мой взгляд, правительству Карзая необходимо стремиться к установлению контроля на основе консолидации всех политических сил, включая и политическое крыло Талибана, которое не объявляло войны; расширения представительства всех этнических групп Афганистана, а также серьезной работы по улучшению условий жизни в отдаленных районах страны.

- Во время переговоров было сильное противодействие установлению президентской формы правления, и Карзай даже угрожал уйти в отставку, если предложенная им система не будет закреплена в Конституции. Каким образом, учитывая его отрицательную репутацию как проамерикански настроенного политика и неудачи на посту президента, воспринимаются его предложения большинством в Лойа Джигра? Может быть, Карзай пользуется большей популярностью, чем это представляется иностранному наблюдателю? Или же он просто достаточно искушен в политических играх?

- По-моему, тот факт, что президент Карзай настаивал на президентской системе, его многочисленные выступления на протяжении Лойа Джигра и его угрозы были серьезным вмешательством в работу ассамблеи. В результате многие делегаты стали протестовать, задавая вопрос, не собрали ли их лишь для того, чтобы они ободрили предложенную Карзаем Конституцию страны. Это мнение разделяют многие.

Пункт, касающийся президентских полномочий, был в действительности главным препятствием принятия Конституции и предметом дискуссий. Без сомнения, противникам президентской системы удалось ограничить эти полномочия, предоставив парламенту большую роль в ратификации решений Президента.

Однако в целом, скорее всего, Карзай и его команда были удовлетворены результатом дискуссий, несмотря на то, что лично Карзай потерял значительную часть поддержки групп сторонников парламентской системы. Это были те самые группы, которые поддерживали его со времен конференции в Бонне в декабре 2001 года. Безусловно, это снизило шансы на успех Карзая на предстоящих президентских выборах, превратив его из кандидата от всех политических и этнических фракций в кандидата от пуштунов.

В настоящее время президент Карзай пользуется поддержкой пуштунов и либералов. Его кандидатура является приемлемой для США и Запада. Более того, его признают в странах региона, таких, как Пакистан и, возможно, Индия, которые готовы иметь с ним дело. Вместе с тем поддержка Соединенными Штатами Карзая является "палкой о двух концах" - в будущем она может привести к серьезным конфликтам как внутри страны, так и в регионе.

- Ряд афганцев различного этнического происхождения призывал к формированию своего рода суда, который бы расследовал преступления (пытки, похищения людей и т. п.), совершенные за последние 20 лет всеми сторонами конфликтов: просоветским правительством, Талибаном, различными племенами и этническими группами. Однако я понимаю, что существуют различные препятствия для осуществления этой инициативы, например, тот факт, что многие бывшие полевые командиры сейчас занимают видные должности. Есть ли надежда восстановить справедливость? Возможно ли, после такого количества пролитой крови, примирение в полном смысле этого слова?

- За последнюю четверть столетия Афганистан пережил правление многих различных режимов. Все они были замешаны в зверствах, совершенных во время междуусобных войн, начиная со сверхдержав, в первую очередь - Америки, а затем - СССР, стран региона и кончая полевыми командирами. Однако проблема состоит в том, что призывы призвать к ответственности лишь некоторых из виновников мотивируются скорее политическими соображениями, чем стремлением к справедливости.

На мой взгляд, Афганистан нуждается в прощении и примирении, а также совместных усилиях, направленных на восстановление правления закона и справедливости. Это важнее, чем создание трибуналов, деятельность которых может лишь подогреть вражду и усугубить разногласия между этническими группами.

Тем, кто призывает к суду, следовало бы проявить большую практичность и понимание тяжелой обстановки в Афганистане. Они должны заботиться о стратегических интересах страны.

Установление справедливости зависит от правильного распределения власти, богатства и возможностей между всеми афганцами, направленного на достижение перемирия в национальном масштабе, которое помогло бы преодолеть кризис, доставшейся стране в наследство от кровавого прошлого, связанного для всех с болезненными воспоминаниями.

Источник - Ислам.Ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1074926820
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх