КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 23.01.2004
22:38  Медицинская реформа в Узбекистане
21:03  Во что обходятся США военные базы
16:15  "Gulf News" - Арабам не следует держать все яйца в одной американской корзине
15:31  А.Таксанов - Пластик вместо денег
12:09  Узбекская официальная газета "Народное слово" взялась разоблачать бюрократов
12:06  В Джалалабаде сокращается бедность. Уже на 8%
12:03  Сеть бизнес-инкубаторов программы ПРООН все гуще покрывает Узбекистан
11:54  Богатеем? Стремительно дорожает жилье в городах Казахстана
11:51  В Алматы освобождена 2-летняя девочка, взятая 5 января в заложницы в Бишкеке
11:50  Виктор Крымзалов - Ташкентская авиакатастрофа: очередное вранье?
11:32  30 дней до потопа. Спасти Шардаринское водохранилище можно только затопив Кзылорду!
11:29  Узбекские певицы Мунаджат Йулчиева и Севара Назархан номинированы на "Премию публики" Би-би-си
11:27  Вышел сборник "Казахстан: 50 лет начала освоения целинных и залежных земель"
10:29  А.Гали - Казахизация, как этносоциальная мобилизация для создания постэтнического Казахстана
10:11  11-летняя украинка родила от мигранта из ЦентрАзии. Счастливый отец... сбежал
10:06  "Россiя" - Нефтяной блеф Азербайджана. Что потечет по... пустой трубе?
09:56  "Комсомолка" - Чулпан Хаматова развелась и еще летом тайно родила вторую дочь...
09:48  "Къ" - Кашмиру – мир. Индия вступила в "исторические переговоры"
09:42  Особой паники нет... Две узбекские дамбы перегородили сток Шардаринского водохранилища Казахстана
09:31  "Бозори мардикор": безработица - главная язва современного Таджикистана
09:19  43 русских девочки "поставил" в бордели Таиланда и ОАЭ гражданин Узбекистана Джамалов
09:17  "Садить" может только суд. Реформа судебно-правовой системы Узбекистана
08:38  Феликс Кулов: "Главное – я не сломался!" (диалог в радио-эфире)
08:36  Золотая промышленность Таджикистана: есть запасы и мощности, нет... качества
08:26  "НГ" - Военно-базовая удавка. Смогут ли США удушить Россию и остальной мир?
06:41  А.Собянин - Дугинское евразийство не может быть основой пост-советской интеграции
06:17  М.Александров: Махалля - ступень классической азиатской деспотии
03:30  Б.Мусаев - Узбекистан независимый: реформы или бунты? Заключение
00:58  США хотят сделать НАТО "гарантом безопасности" ЦентрАзии
00:52  Статья удалена
00:31  "Договор о Вечной дружбе" и Баткенский губернатор Айбалаев. Путевые заметки
00:23  Поднимет ли немецкий тренер Франц киргизскую сборную по футболу?
00:11  Вышедшая из берегов Сырдарья начала затоплять Байконур
00:06  Казахстан и Россия думают создать ракетное СП "Ишим" по запуску мелких спутников
00:05  Туркменистан вводит частично-платную медицину
00:03  Поработать на туркменском шельфе Каспия хотят 20 иностранных компаний
00:00  "Газета СНГ" - Назарбаев и Каримов соревнуются перед арабскими шейхами
Четверг, 22.01.2004
20:35  "Логичен, ясен и прозрачен", - туркменский парламентарий В.Михайлов о бюджете страны
19:10  Вторым вице-спикером Законодательного Собрания Киргизии избран К.Байболов
18:13  В Ферганской долине создана единая сеть НПО Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана
18:00  Узбекистан исключает теракт, неисправности в катастрофе ЯК-40
17:04  Турция ограничила поставки некоторых товаров из Ирана
16:33  У кыргызстанцев будут новые паспорта
12:25  Минюст Таджикистана незаконно затягивает регистрацию партии "Тараккиет"
12:22  Таджикистан депортировал на родину из тюрем 18 афганцев
12:00  Максим Соколов - Суд над российской демократией
11:56  Стейк, казы - плиз... На американскую авиабазу "Ганси" наняты киргизские повара
11:46  Zamon.info: Технари – исчезнувший подвид в Узбекистане
11:35  Изданы "Очерки истории и культуры Казахстана" Николая и Александра Подушкиных
11:04  Узбекистан последовательно осуществляет политику гуманизации судебной системы
10:42  Новое распределение обязанностей в правительстве Казахстана
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
Виктор Крымзалов - Ташкентская авиакатастрофа: очередное вранье?
11:50 23.01.2004

ТАШКЕНТСКАЯ АВИАКАТАСТРОФА:
ОЧЕРЕДНОЕ ВРАНЬЕ?

Виктор Крымзалов

Авиация имеет свою специфику. Далеко не все ее знают. И именно поэтому власть имущие считают так: наври населению о причинах очередной авиакатастрофы что хочешь, это население проглотит предложенную ему галиматью за здорово живешь…

Нет, речь идет не только об Узбекистане. Об авиации СНГ вообще. О том как позорно и неуклюже авиационные власти пытаются скрыть от населения свои бесстыдные промахи.

Начнем с падения грузовоза "Руслан" на жилые кварталы города Иркутска несколько лет назад. Чтобы сразу не ошеломлять читателя своими выводами, расскажу историю, очевидцем которой я был сам. В 1981 году я служил в военно-транспортной авиации, самой передовой дивизии СССР, укомплектованной самолетами АН-12. И в Чехословакии эта дивизия садилась первой, и первой полетела в Афганистан. В связи с таким важным назначением дивизии и ведущимися в то время боевыми действиями в Афганистане на месте базирования двух основных полков в городе Мелитополе регулярно проводились учения - ночные полеты. Перед каждым из них по железнодорожной ветке подкатывал эшелон с горючим - керосином. Подкатил он так и в один из памятных дней весны 1981 года. По существующим правилам горючее, которое следовало перелить из железнодорожных цистерн в баки топливного склада дивизии, было положено проверить. Но никто не проверил. По тем же правилам водители ТЗ - топливозаправщиков, должны были посмотреть, что они заливают в свои машины, но как-то не удосужились. Строжайшие инструкции требовали от военных механиков взять пробы топлива, заливаемые в их самолеты из ТЗ, но они как-то поленились это сделать…

Я в ту ночь был в карауле "на знамени". Меня страшно удивило поведение командования полка. Обычно командир полка, да и командир дивизии, заглядывавший в его кабинет, тщательно соблюдали устав и отдавали честь часовому, проходя мимо него чуть ли не церемониальным маршем. Полночи они так и ходили, а потом плюнули на часового и стали метаться по коридорам штаба, как наскипидаренные. Затем с умиротворенными физиономиями заперлись в кабинете и выползли оттуда вдрызг пьяные. Чтобы подобное было хоть раз, я за полтора года службы в дивизии ни разу не видел и даже не слышал.

Утром узнал подробности, о которых гудел весь гарнизон. Некий сержант, служивший на складе горюче-смазочных материалов, заявился туда ночью с девицей и солидным количеством спиртного. Поимев девицу и спиртное, он решил для конспирации не включать свет, а зажечь керосиновую лампу. Керосин в лампе кончился, пришлось брать из новых запасов. Сержант был основательно пьян, но когда содержимое лампы вспыхнуло, как факел, сообразил, что он заправил ее не керосином, бензином.

Самолеты на бензине не летают, они от него взрываются. Пьяный сержант тут же позвонил дежурному по дивизии, по мере возможности пробормотал:

- Товарищ полковник, срочно остановите полеты, все самолеты вместо керосина заправлены бензином.

Голос у сержанта заплетался и не вызывал никакого доверия. Полковник послал его по матери, пообещав гауптвахту, и повесил трубку. Упорный сержант позвонил во второй раз. Полковник пообещал ему дисбат и опять повесил трубку. Когда раздался третий звонок, на склад горюче-смазочных материалов была отправлена делегация для ареста упертого сержанта. Эта делегация заодно проверила содержимое баков и пришла к ужасающему выводу, что у сержанта отнюдь не белая горячка - в пришедшем накануне эшелоне вместо керосина был бензин.

Командование дивизии, узнав об этой сверхскандальной информации, тут же пришло в панику - как минимум 60 самолетов заправлены бензином. И три АН-12 - как раз той эскадрильи, где я служил, уже находятся в воздухе.

Приказ был категоричен - самолеты направить в сторону Азовского моря, всем экипажем прыгать с парашютами. Но приказ все три экипажа дружно проигнорировали. И не потому, что не доверяли парашютам, хотя и это имело место - в той вольнице, которая творилась тогда в ВТА, когда парашюты брали с собой в полет, а когда нет. Летчики просто очень грамотно рассчитали ситуацию. Производилась дозаправка, бензин был залит в баки, которые находятся в крыльях. В то же время горючее в самолет поступает прежде всего от двух баков, находящихся по бокам фюзеляжа. И эти баки, как правило, заправлены горючим, оставшимся от прошлых полетов. Так что был шанс сесть не на бензине, а на керосине. И все три экипажа сели, избежав в итоге не то что союзного - международного скандала. После чего вся дивизия целую неделю выкачивала из баков горючее и сливала на землю, а над всем аэродромом стояла непроходимая бензиновая вонь.

Это было в 1981 году, и было тщательно скрыто от командования ВТА, а тем более от общественности. А жаль. Потому что, если вернуться к случаю с "Русланом", все происшедшее становится предельно ясным. Заявились на аэродром "барыги", предложили заправить самолет по дешевке. Выпили пару-тройку бутылок, заправили "Руслан" простой водопроводной водой. "Обули", одним словом, летчиков. Разумеется, жулики и не думали, что самолет взлетит, вряд ли хотели взять такой грех на душу. Но он взлетел - на остаточном топливе двух боковых баков. А потом, когда это топливо кончилось и в двигатели начала поступать вода, рухнул на город…Версия, конечно, но она сильно отличается в сторону реальности от той ахинеи, которую несли после авиакатастрофы телеканалы России. То топливо замороженное, то еще чего. Слона - того факта, что самолет не взорвался при падении, хотя этого, пусть топливо было трижды "замороженным", не могло произойти даже теоретически, умники, выступавшие по российским телеканалам как-то "не заметили". Понятное дело, никто не хотел признавать того бардака, который творится после разделения "Аэрофлота" на множество мелких авиакомпаний. Если уж в передовой авиадивизии, во время боевых действий была возможна заправка 60 самолетов бензином - смертельным для них веществом - то чего уж говорить об одном гражданском самолете. Так ведь не сказали правды, соврали по типу "плюс минус трамвайная остановка".

Или возьмем катастрофу с вертолетом, на котором летел губернатор Красноярского края генерал Лебедь. Официальная версия - виноваты летчики. Их, бедолаг, даже судили. Но кто хоть месяц служил в армии, и кто хоть три минуты наблюдал генерала Лебедя по телевизору, опишут совсем другую картину. Втемяшилось генералу (о покойниках, конечно, или хорошее или ничего, но это не тот случай) лететь по утру, в непроглядную темень и туман. Тут же поднимает свою свиту из теплых постелей, расталкивает летчиков. Летчики не сумасшедшие - начинают отказываться, ссылаясь на инструкции. Но какие инструкции, когда генералу втемяшилось? Наорал, рявкнул по армейски: "Приказы не обсуждаются!". И вместо того, чтобы положить рапорта на стол, полетели как миленькие. А теперь остались крайними, пополи под суд. И не одно СМИ России за них не вступилось, не дало им высказать свои доводы. Официальная версия - виноваты летчики, и баста. Хотя более реально предположить, что все-таки была виновата служба безопасности губернатора, допустившая вылет вертолета в такую погоду.

В Узбекистане очень любят копировать отнюдь не лучший опыт соседних стран. Начали в России воровать на задержке зарплат, "прокручивая деньги", тут же эту весьма привлекательную схему быстрого обогащения переняли ушлые предприниматели и чиновники республики. Начали врать по поводу даже совершенно очевидных причин авиакатастроф, в Узбекистане мигом перехватили эстафету. Еще не успел над аэродромом развеяться дым от пожара, а уже в эфире прозвучало множество версий. И шасси ЯК-40 открыл не на той высоте, и шасси не открыл вовсе, и уже горел, подлетая к аэродрому, и ресурс свой давно выработал, и еще бог весть что.

Во время службы в передовой авиадивизии я имел возможность познакомиться в учебном классе полка со всеми случаями ЧП, случившимися с самолетами АН-12 за время эксплуатации этой машины. На стендах были расклеены около 120-ти сообщений с подробным описанием происшедшего. Случаи были зачастую самые невероятные, даже курьезные. И значительный процент из них касался того, что самолет не смог по разным причинам взлететь и выкатился за пределы ВПП - взлетно-посадочной полосы - на соседнее с ней картофельное поле, или, наоборот, сначала сел на этом картофельном поле, а потом въехал на брюхе на ту же ВПП.

Иными словами, случай пересечения границы ВПП в аварийном порядке один из самых распространенных среди авиационных ЧП. И, следовательно, граница ВПП или вообще не должна ограждаться ничем, или, в крайнем случае, ограждаться легкой металлической сеткой, которую самолет может легко снести при выкатывании с ВПП или при слишком низком заходе на посадку.

Российские телеканалы - а чего бы не сказать правду, если дело касается другой страны? - в одном из своих сообщений честно назвали причину катастрофы - бетонный забор, преградивший взлетно-посадочную полосу Ташкентского аэропорта. Мощный забор, пушкой не прошибешь. Не исключено, что этот забор в целях безопасности распорядилось поставить некое высокопоставленное лицо. Правда, лицо, очень далекое от авиации, ее проблем и нюансов. А лица, разбирающиеся в авиации, должны были объяснить высокопоставленному чиновнику что к чему и, если тот бы не согласился с их доводами, положить заявления на стол. Но ведь струсили, не положили. И в итоге перегородили ВПП мощным бетонным забором. Считай, заложили мину замедленного действия. И вот она рванула.

Катастрофа ЯК-40 на взгляд здравомыслящего человека представляется таким образом. Темно, туман. Самолет снижается несколько ниже, чем ему положено. Было бы ограждение в виде металлической сетки - ЯК-40 легко бы ее снес и сел на ВПП. Все убытки и заключались бы в копеечном ремонте ограждении. Но сетки не было, был мощный, как китайская стена, бетонный забор. Самолет врезался в этот забор передним шасси. Так как сбить бетонный забор ЯК-40 никак не удалось, от удара самолет взорвался. Часть самолета по инерции улетела на ВПП, часть взрывом была отброшена назад - на протекающую возле аэропорта речку Кара-су.

Во всех 120 случаев ЧП, с которыми я имел возможность ознакомиться в армии, техника не подвела ни разу. Причиной катастроф и аварий был человеческий фактор. Наверняка, присутствовал этот фактор и в ташкентской катастрофе. Не рассчитали летчики высоту снижения, зашли на посадку по более низкой траектории. Вроде бы пустяк, на другом аэродроме этого бы никто и не заметил, а на ташкентском летчикам встретился бетонный забор. И - привет - 37 жизней списано с актива в пассив.

Официально итоги правительственной комиссии еще не подведены. Но вряд ли в этих итогах будет названа правда и причиной авиакатастрофы назван бетонный забор. Наверняка, все опять свалят на летчиков. А жаль. Когда говорят правду, другим авиаторам легче избежать ошибок своих предшественников. Хотя бы добиться того, чтобы ВПП не преграждал бетонный забор…

Материал предоставлен "Комитетом социального мониторинга"

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1074847800
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх