КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 16.01.2004
23:17  Бюджет ШОС на текущий год составит $3,5 млн.
22:05  Мусульмане против аморальной поп-дивы Марайи Кэрри (фото)
20:20  BBC - 25 лет назад был изгнан шах Ирана
19:08  Таджикистан на подъеме. Итоги года в промышленности, аграрном секторе и строительстве
17:50  Арабские визиты. Н.Назарбаев посетит ОАЭ, И.Каримов - Кувейт
16:26  Число жертв землетрясения в Баме может достигнуть 45 тысяч человек
15:02  Миграционные службы Таджикистана откроют новые отделения еще в трех городах России
12:36  Восточный Казахстан может уйти под воду. До первого землетрясения?
12:02  В.Мухин - Военные вызовы Каспийского региона. Передел сфер влияния
11:41  Ниязов предлагает туркменам "счастие на небе". А сам пока побеждает на земле
10:55  Аятолла Хаменеи защитил иранских реформаторов. Однако 80 депутатов все равно сидяче бастуют
10:51  Босфорские козыри. Заторы в проливах на руку строителям Баку-Джейхана
10:46  Работа И.Каримова в 2003 году: визитов - 9, телеграммы получил - 344, телеграммы отправил - 247
10:42  Казахстанский "Южполиметалл" строит филиал по переработке собственного лома в... Подмосковье
10:33  Политическая демография ХХI века. ЦентрАзия "давит" на Восточную Европу
10:19  Репортаж из мертвого города. Бам глазами казахстанского журналиста
10:09  М.Лаумулин - Новый миробеспорядок. Кто не с нами, тот против всех
09:33  А.Назаров - Последний шанс ЦентрАзии: "линия Назарбаева" против "линии Каримова"
09:28  "Газета СНГ" - Белая полоса ШОС. Большие перспективы от переговоров в Пекине
09:24  1-м заместителем МИД Туркмении стал экс-посол во Франции Чары Ниязов
07:35  Монголия намерена за 5 лет полностью ликвидировать неграмотность
07:33  Как ни писай - а торговай нада! Лингвистические особенности китайского бизнеса в Казахстане
07:29  "Подслушка" в кабинетах киргизских депутатов это... - PR самих депутатов?
07:22  Ниязов приоткрыл "форточку на север". Чтобы угодить Западу
07:19  Транзит наркотиков через Киргизию спровоцировал рост числа наркоманов
07:15  Обманутые вкладчики в Кыргызстане объявляют бойкот правительству
07:10  IWPR - Туркменбаши "размахивает саблей". Кто к нам с мечом придет...
04:23  Состоялась жеребьевка Кубка Азии-2004. Группа С: Узбекистан, Туркмения, Ирак, СаудАравия...
03:27  Конкурс "Пресс Фото России 2004". Спецноминация "Современная фотография Средней Азии"
02:15  Что происходит с ледниками? Либо тают, либо наоборот...
01:51  Генсек ООН об исламофобии. Мусульмане США - объекты новой охоты на ведьм
01:27  В жилах коренных американцев течет древнесибирская кровь
01:00  СНБ против правозащитников. Неравная схватка в Джизаке
00:55  Беды нет. В урановой лаборатории УМЗ (Казахстан) сгорели фильтры
00:48  Кофи Аннан об Афганистане. Спецпредставитель Л.Брахими пошел на повышение
00:29  В киргизском Сузаке задержан "хизбутовец" с "схемой структуры управления партией"
00:22  СНБ Киргизии клянется, что не подслушивала депутатов
00:09  Би-би-си лоббирует в России свободную продажу оружия и наркотиков
00:00  Ислам.Ru - Тайный знак 11 сентября. Подарок Тимоти Маквею?
Четверг, 15.01.2004
21:49  В.Крымзалов - Зицпредседатель из города Ташкента
19:03  В Пекине учрежден Секретариат ШОС
18:44  В Узбекистане можно посадить в тюрьму любого добропорядочного гражданина
17:01  Иранский Боинг-747 сел на брюхо в Пекине. Никто не пострадал (фото)
15:51  Сват Н.Назарбаева стал куратором стройки фармацевтического завода. Крупнейшего в Казахстане
15:20  Узбекистан обложил киргизский автотранспорт драконовскими тарифами
14:03  "Le Figaro" - Американо-российское противостояние на Кавказе. Война за ресурсы продолжается
13:27  Консультации по Каспию. Азербайджан опровергает информацию российских СМИ
13:05  "Лукойл" наращивает присутствие на казахстанском секторе Каспия. Проект "Достык" обрастает мясом
10:06  Правозащитная организация "Демократия" (Кыргызстан) - Уйгуров Китая продолжают депортировать!
09:52  Офицеры российской авиабазы "Кант" получили киргизское наградное оружие
09:49  "СПИД в Киргизстане: пять лет противостояния". Прошла презентация
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Босфорские козыри. Заторы в проливах на руку строителям Баку-Джейхана
10:51 16.01.2004

БОСФОРСКИЕ КОЗЫРИ
Транспортные заторы в турецких проливах на руку участникам строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан

Ялчин АЛИЕВ, Анатолий ГОРДИЕНКО

3 февраля в Баку будет подписано кредитное соглашение о финансировании проекта Баку-Тбилиси- Джейхан (БТД). Главы компаний-участниц BTC Co (оператор строительства и эксплуатации БДТ), а также международных финансовых организаций подпишут соглашение со всеми кредиторами проекта и правительствами Азербайджана, Грузии, Турции.

Сложности с пропуском нефтеналивных судов через Босфорский пролив могут стать решающим аргументом в усилиях Азербайджана вынудить Россию подключиться к прокачке своей нефти по строящемуся трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан.

Босфор вот-вот встанет. Такая же ситуация и в районе Дарданелл. Причина - январские штормы и густые туманы. Чтобы избежать возможных столкновений танкеров, турецкие власти резко ограничили пропуск крупнотоннажных судов через свои проливы. Босфорская "пробка" уже отразилась на нефтяном рынке Западной Европы, вызвала перебои в работе нефтеперерабатывающих заводов Испании, Франции, Италии, Германии. Из-за проблем в Босфоре вынуждена остановить на неопределенное время один из своих "черноморских" нефтепроводов и Россия, входящая в число основных поставщиков сырой нефти в европейские страны, - хранилища переполнены, загрузка стоящих на рейде танкеров теряет всякий смысл. Проблемы в турецких проливах затронули и Украину: произошел сбой в графике транспортировки более 370 тыс. тонн нефтепродуктов из России в Европу через Одесский морской торговый порт.

Впрочем, не стоит винить только погоду. Правительство Турции и стоящие за ним инвесторы альтернативного "морскому" маршруту нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан выжимают из сугубо природного фактора максимум выгод. Это дает основания некоторым европейским экспертам и нефтетрейдерам утверждать, что истинной целью принятого Анкарой решения является желание убедить всех в необходимости БТД и ускорить его строительство.

После ввода в эксплуатацию азербайджанского экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, то есть с 2005 года, его мощность составит 50 млн. тонн сырья в год. Если Анкара даже на 90% "сузит" транспортный коридор в Западную Европу, то ни Азербайджан, ни Грузия, ни Турция от этого не пострадают. Свою нефть Азербайджан будет прокачивать по БТД вместо маршрута Баку-Новороссийск, по которому в этом году намечено экспортировать в российский порт 2,5 млн. тонн сырья. А вот у России проблемы куда значительнее: ограничение пропуска танкеров через турецкие проливы резко сокращает ее экспортные возможности. Несмотря на то что в Москве недавно еще раз заявили, что проект Баку-Тбилиси-Джейхан экономически непривлекателен, России все же, видимо, придется гнать свою нефть по этому трубопроводу.

Посему в России с тревогой следят за ходом строительства трубопровода БТД. Учитывая не слишком благоприятные перспективы, Москва добивается от Азербайджана гарантий удвоения объемов транзитной нефти, перекачиваемой по нефтепроводу Баку-Новороссийск. Азербайджанская сторона против этого, поскольку, как сообщили "НГ" в Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР), по расчетам, в 2003-2004 годах Баку уже теряет на прокачке своей нефти в Новороссийск 50 млн. долл. Высококачественная азербайджанская легкая нефть теряет в цене и от смешивания ее с российской нефтью более низкого качества. Азербайджанские официальные лица заявляют, что если эту же самую высококачественную нефть экспортировать на Запад, то страна имела бы дополнительных 50-100 млн. долл. в год.

Стремясь выжать максимум из столь кстати возникшей в турецких проливах ситуации, руководство концерна British Petroleum, под контролем которого через Азербайджан, Грузию и Турцию и прокладывается новый маршрут, предпринимает отчаянные усилия, чтобы закончить строительство вовремя, т.е. к концу нынешнего года, а во втором квартале 2005 года уже начать транспортировку азербайджанской нефти в Джейхан. Как сообщили "НГ" в ГНКАР, на начало 2004 года работы на трассе выполнены более чем на 50%. На сегодня к выполнению работ по проекту во всех трех странах привлечены примерно 12 тыс. человек.

* 5 (3118) 16 января 2004

Источник - Независимая газета
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1074239460
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх