КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 08.01.2004
23:38  ErkinYurt - В Узбекистане растет число больных СПИДом
21:32  В.Ландсбергис - Российская мафия... загипнотизировала литовского президента
20:56  В Ираке сбили еще один Black Hawk. 9 погибших
19:01  1% вместо 4,5%. Реформы в Узбекистане идут слишком медленно
17:49  Монголия: Новый год по лунному календарю Цагаан сар будет отмечаться 21 февраля
16:25  "Не дадим сорвать переговоры с омичами..." Почему встал "Казахстантрактор"
16:12  Жителей многострадального Аксыйского района Киргизии подключили к интернету
15:05  "Ислам жэне Заман". Муфтий Казахстана написал новую книгу
15:02  "Крышует" ли казахстанская полиция наркоторговцев? Два взгляда
14:53  МВД расследует, Генпрокуратура "выжидает", а местная власть ворует... Ситуация в Шахрисябзе
14:50  Россия нашла новое место для посадки своих "Союзов". В канадском Саскачеване
14:31  Театральный.. бардак. Минкультуры Киргизии не знает, что делать с Национальным театром
14:13  Смерть моджахедам! Пакистан начал большую войну с... самим собой
14:10  Путин летит в Казахстан. В программе новый договор о "Байконуре" и...
14:02  И пошли они, солнцем палимы... Туркмения отменила выездные визы
13:56  Строителям Узбекистана дали льготы и разрешили договорные цены
13:05  13 дней ада. В Баме откопан живым 57-летний мужчина!
12:45  Наследие предков. 6-томник Ибн-Сины вышел на туркменском
12:11  Законопроект "О выборах председателя (аксакала) схода граждан" в Узбекистане. Шлите предложения
12:07  Вышла в свет на трех языках "Национальная одежда узбеков XIX-XX веков".
12:03  "Алматы" абордировал "Капас". Казахстанские моряки задержали судно азербайджанских браконьеров
11:54  Казахстан подумывает отобрать Шульбинскую ГЭС у американских "инвесторов"
11:48  Английская компания "Оксус" стала первой, получившей золотую концессию в Узбекистане
11:40  Новым главой Комитета по доходам при минфине Киргизии стал З.Малабеков
11:32  Иранская компания "Айкон" хочет инвестировать киргизский участок железной дороги Ташкент-Китай
11:29  Премьер Киргизии продолжает борьбу с "теневой экономикой". У НСДУ появится "рабочий орган"
11:08  Кыргызстан достраивает свой первый самолет - А-27М
10:56  Э.Ахмедов - Кто виноват в смерти трех моих сыновей? Детская смертность в Узбекистане
08:54  Монголия меняет в Ираке свою военную команду на строительную
01:24  Быть или не быть нефтяному картелю прикаспийских государств. Дискуссия продолжается
01:22  Zamon.info - У либерально-демократической партии Узбекистана пропал... председатель
01:04  "Le Temps" - Рухнувшие надежды. Над ЦентрАзией нависла угроза исламизма
00:59  "DW" - Кому бороться с афганской наркомафией? США покровительствуют наркобаронам
00:51  "News Central Asia" - Туркменистан - год спустя несостоявшегося переворота
00:27  "Пахнет Международным уголовным судом..." Пытки в Узбекистане (содоклад ОПЧУ)
00:23  Уточнить картину. Туркмения готовится к переписи
00:19  Х.Хижронзада - Узбекистан: политическое "козлодранье" шапкозакидателей
00:13  Х.Садиков - На всякого мудреца довольно простоты... Подлинная история и А.Акаев как "историк"
Среда, 07.01.2004
23:05  Месть за НАТОвские бомбы. Серб Михайлович сознался, что зарезал главу шведского МИД Анну Линд
18:33  В Казахстане создан Координационный Совет по реализации индустриально-инновационной политики
14:28  Спикер палаты киргизского Кенеша Борубаев номинирован на Американскую медаль почета
13:05  Казахстан меняется с Кыргызстаном: мазут и уголь за электроэнергию
12:17  Комитет ГосДумы РФ по делам СНГ снова возглавит Борис Пастухов?
12:11  Московский "Локомотив" согласился участвовать в Кубке Туркменбаши по футболу
11:23  В Казахстане новые: 1-й вице-премьер (Г.Марченко) и глава Агентства финнадзора (Б.Жамишев)
11:15  С.Волков - В Казахстане наступает выборный год. Время... ломать ногти
11:04  Сменилось руководство в Нефтетранспортном ЗАО "КазТрансОйл". Пришел Кайрат Крымов
11:01  В Москве найдена "Волга" с 40 кг афганского героина
10:59  Gazeta.kz - Индустриальную программу Казахстана могут сломать собственные тарифы
10:51  В Индии собран первый российский танк Т-90С
10:48  В феврале Израиль развернет передвижной госпиталь в узбекском Термезе
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
"Не дадим сорвать переговоры с омичами..." Почему встал "Казахстантрактор"
16:25 08.01.2004

Миф о технополисе, или Почему буксует казахстанский трактор

Сергей ГОРБУНОВ,
г. Павлодар

В последнее время в прессе появились сообщения о том, что в ряде регионов республики ведутся переговоры о партнерстве с тракторными заводами Волгограда, Челябинска и Барнаула. Между тем у нас есть идентичное предприятие - павлодарское ОАО "Казахстантрактор", а у него - трактор Т-95.4, превосходящий по ряду основных характеристик российские аналоги.

Все познается в сравнении

Двадцать лет назад павлодарские тракторостроители за год собрали (был пик производства) 55 тысяч тракторов. Механизмы пользовались и пользуются широким спросом от Урала до Тихого океана, в Китае, Центральной Азии. Но уже в 1987 году выпуск тракторов снизился до 1 879 штук, а затем предприятие вовсе объявили банкротом. Надежда на его возрождение появилась после того, как тракторный завод выкупило АО "Алматинский завод "Поршень", которое с февраля 1999 года начало здесь производственную деятельность. Тогда же руководство вновь организованного ОАО "Казахстантрактор" объявило о том, что на базе павлодарского предприятия будет создаваться республиканский технополис, который станет обеспечивать сельское хозяйство различной техникой. К этому проекту прилагался бизнес-план.

Согласно ему на первом этапе (2001-2005 годы) предполагалось поставить на конвейер трактор Т-95.4, ранее разработанный заводскими конструкторами, наладить совместно с минчанами выпуск колесных тракторов "Беларусь" (МТЗ-80 и МТЗ-82), освоить производство не только валковой прицепной жатки "Кейс" (модель 8240) и сеялки точного высева, но и зерноуборочного комбайна. Второй этап (2006-2010 годы) должен был характеризоваться изготовлением колесного трактора типа К-700, машин и механизмов для обработки почвы и возделывания различных сельскохозяйственных культур плюс шлейф навесного и прицепного оборудования к тракторам. То есть декларировался конгломерат производств с более гибкими технологиями.

Здесь следует остановиться и подвести промежуточные итоги выполнения программы технополиса. Если говорить о Т-95.4, то он был доведен до стадии массового выпуска благодаря тому, что под гарантию Правительства РК "Эксимбанк-Казахстан" выделил "Казахстантрактору" 8 млн. долларов. На эти деньги в ОАО была выполнена переоснастка оборудования под производство Т-95.4 с одновременным возобновлением сборки прежней модели трактора ДТ-75МЛ и бульдозеров на их основе. В итоге, за 1999 год было выпущено 567 тракторов, за 2000-й - 850, за 2001-й - 866 , за 2002-й - 176 и за 10 месяцев 2003 года - 202 трактора. И это при планируемом годовом объеме в 5 000 гусеничных тягачей.

Теперь о сеялке. Одну из них в ОАО собрали. Однако механизма, соответствующего импортным многооперационным сеялкам, уже действующим в области, или хотя бы модели, идентичной той модифицированной сеялке, что успешно выпускают североказахстанцы, не получилось. Был представлен образец минувших десятилетий.

Хода нет без трансмиссии

В итоге, после этого новаторская деятельность в ОАО практически замерла (не до "Кейсов" и комбайнов), так как перед самим павлодарским трактором остро стал "гамлетовский" вопрос "Быть или не быть?".

Дело в том, что трактор комплектуется в кооперации с россиянами, то есть двигатели поставляет Барнаул, а трансмиссии - омский "Сибзавод". С 2001 года это предприятие залихорадило, оно оказалось на грани банкротства, в итоге резко сократилась поставка трансмиссий в Павлодар. В результате в прошлом году были сорваны все контрактные поставки. Только Китай, к примеру, не получил более двухсот оговоренных тракторов и бульдозеров.

Проблема с трансмиссиями не решена до сих пор. Хотя руководство "Казахстантрактора" намеревалось скооперироваться с семипалатинскими и североказахстанскими предприятиями по выпуску этого узла. Потом появились идеи получать трансмиссии из Волгограда и даже из Китая. Сейчас вновь ведутся переговоры с омичами о создании СП, где разменной "монетой" между партнерами станут трансмиссии и тракторы. Но и этот процесс затягивается.

Стиль "техно"

Но вернемся к технополису. Как видим, планы и реальность далеки друг от друга. Здесь даже можно было бы посочувствовать руководству ОАО "Казахстантрактор", если бы не ряд моментов, после которых возникают вопросы.

Первый из них - это какое-то шараханье, отсутствие четкой технической политики. Пример с трансмиссией, который уже приводился, не единственный. В частности, если в прошлом году шла речь об освоении в ОАО выпуска тракторов тяговым усилием 5 тонн типа ХТЗ-181 (Харьковский завод) и были предприняты соответствующие действия, то сейчас ведутся переговоры с ОАО "Алтайский тракторный завод" о совместном выпуске "пятитонника" Т-250. И даже называется цифра для Казахстана - 500 штук. Про минские "Беларуси" вообще умолчу - эта тема ежегодно кочует в "Казахстантракторе" из документа в документ, предназначенный для озвучивания. То как протокол намерения, то как почти свершившийся факт.

Такое происходит с сеялками и жатками. То СП "создается" с украинским Кировоградом, то с другим партнером. То намечается выпуск СК-2, 3СК-2 и 4СК-2, то СТС-2,1, то посевного комплекса типа "Конкорд". В итоге - ничего.

Готовя этот материал, я интересовался мнением специалистов сельского хозяйства о "Казахстантракторе" и о том, почему он никак не может встать на ноги и найти себя в рынке? Ответы были разные: недостаточная покупательская способность сельчан, высокая стоимость тракторов, низкое качество сборки, общий спад в машиностроении и другие причины. Но ответ заместителя директора сельского ТОО "Победа" Александра Полякова поразил своей меткостью: "Да он ("Казахстантрактор". - С. Г.) ни одного начинания до конца не довел!".

Популярный популизм

Второй момент, наталкивающий на возникновение вопросов, - это непонятное стремление (попытки делаются при любом удобном случае, будь то республиканская программа "Трактор", задание Главы государства о выпуске в Казахстане навесных орудий на тракторы или очередное обсуждение республиканского бюджета) внедрить идею о создании технополиса. И не только внедрить, но и узаконить. Со всеми вытекающими отсюда финансово-правовыми приложениями.

Сама по себе идея технополиса неплоха. Но даже в экономически и индустриально развитых странах существуют специализация и конкуренция, в том числе и в выпуске сельхозтехники и сопутствующих механизмов. Никто там и не помышляет о технополисе. Но все же допустим, что учредители ОАО "Казахстантрактор" его решили создать. Дело, как говорится, хозяйское. При наличии денег можно добиться многого. Но, похоже, руководство акционерного общества намеревается переложить свои заботы, точнее, финансовые проблемы, на плечи государства. Подтверждением тому в немалой степени могут служить чуть ли не ежегодные обращения тракторостроителей - в той или иной форме - к руководству страны. В этих посланиях красной нитью проходит мысль о том, что бюджет страны должен на льготных условиях субсидировать развитие технополиса.

В конце ноября редакция "КП" получила материал рекламного характера на данную тему от генерального директора ОАО "Казахстантрактор" Владимира Полякова. Так вот, в этой статье есть такие заключительные строки: "…мы предлагаем вновь рассмотреть наше предложение о создании на базе ОАО "Казахстантрактор" технополиса по производству сельскохозяйственной техники или включить в число приоритетных инновационных программ освоение производства наиболее важной техники для села.

Создание технополиса и оказание ему государственной поддержки в форме выделения инвестиций на проведение конструкторско-технологических опытных работ и освоение новых образцов сельскохозяйственной техники позволит в короткое время реализовать вышеуказанные наработки тракторостроителей".

Как видно, речь не о том, чтобы самим взять в банке кредиты, а о выделении ОАО денег налогоплательщиков.

Будет ли павлодарский трактор?

Между тем над мифом о технополисе можно было бы иронизировать, если бы не судьба важной подотрасли машиностроения Казахстана. А также ныне бывшего, а прежде одного из градообразующих предприятий Павлодара и оставшихся без работы нескольких тысяч его работников, которые еще не потеряли надежду вернуться в цеха. Хотя, по словам первого заместителя акима области Александра Вербняка, сделать это им будет нелегко.

- Мы несколько раз пытались организовать встречу с председателем совета директоров ОАО "Казахстантрактор" Сулейменовым, но каждый раз тракторостроители находили предлог, чтобы она не состоялась, - говорит первый заместитель акима области. - А у нас накопились вопросы о дальнейшей судьбе предприятия и планах его руководства. И мы не дадим сорвать переговоры по совместному выпуску трансмиссий с омичами. Они готовы брать взамен наши тракторы и реализовывать их у себя.

Выходит, не все так безнадежно с выпуском тракторов? А может быть, их вовсе не собираются выпускать и при этом просить деньги под разработку и освоение новых моделей сельхозтехники? Или не знают, как наладить производство, когда нет собственных средств? Вот и надеются: когда аграриев прижмет нехватка тракторов, тогда и бюджетные средства на технополис найдутся. Но в таком случае не проще ли подыскать другой "Казахстантрактор?"

От автора. Материал уже был подготовлен к печати, когда редакция получила очередной пиар-текст из этого ОАО. В предлагаемой статье вновь ставились правильные вопросы о судьбе тракторостроения республики и об износе имеющейся сельхозтехники Казахстана. Но весь упор в разрешении этих проблем делается на государство, которое должно финансировать "Казахстантрактор" или найти состоятельного инвестора.

8/01/2004

Источник - Казахстанская правда
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1073568300
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх