КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 03.11.2003
23:55  В Бишкекскую Академию ОБСЕ зачислены первые магистры
21:52  Гармонизация пике. Кыргызстан стал пилотной страной в рамках Римского договора
20:20  Синьхуа о Боаоском форуме. Азиаты форсируют осуществление экономической интеграции
18:57  Китай продает акции суперпроекта - дамбы "Три ущелья"
17:28  В Кабуле обнародован проект новой конституции Афганистана
16:44  В Москве скончался Расул Гамзатов
16:20  Й.Салимжон - Узбекские обычаи. Плов соглашения для определения дня и порядка проведения туя
15:05  Судиться будем в Америке, или Как "Хьюлет Паккард" модернизировал казначейство Казахстана
13:34  В.Абатуров - Помощь развитию, или некоторые аспекты спасения утопающих
12:03  Первая сотня. Новый рейтинг киргизских политиков
11:19  Начал работу Военный совет Комитета начальников штабов Казахстана. Первое заседание
11:14  С.Икрамов - Продолжают подбрасывать наркотики. Произвол узбекских "правоохранителей" (новые факты)
10:58  А.Шаймарданов - Проскрипционный список-5. Статьи ЦентрАзии, запрещенные в Узбекистане
10:49  Раб лунки. Зять Назарбаева обставил Россию в гольф
10:42  Область повышенного риска. Восточный Казахстан со страхом ждет нового землетрясения
10:30  Э.Анапияев (губернатор Иссык-Кульской обл.) - Сделаем акцент на элитный туризм (интервью)
10:08  Думы о коридорах. В Душанбе открывается 5-й форум Совета по транспорту ЕврАзЭС
09:56  К чему бы это? Ненормально стремительно растут азиатские фондовые рынки
09:54  Е.Тесемникова - ООН умерла, да здравствует ООР? Мысли после религиозного форума в Астане
09:37  В Бишкеке дорожают квартиры. Средняя цена "двушки" в центре - $11,3 тыс
09:32  Г.Марченко (глава НацБанка) - Почему в Казахстане работает "норвежская" экономическая модель
09:19  "Правда" - В Туркмении уже наступил "золотой век". Везет же людям...
09:11  И вашим, и нашим... Съезд Евразийского блока России прошел весьма пафосно
09:04  Выборы в Грузии прошли нормально: массовые нарушения... военный переворот... победил Шеварнадзе
08:23  В Туркмении выпущен золотой манат с высказыванием Туркменбаши
05:41  А.Байбулатов - Пока есть ПЛАН по нарушителям, стрельба на границе не прекратится
04:30  Оппозиционеры и... лже-оппозиционеры пикетируют Британское посольство в Ташкенте
02:52  "Виртуальный Шелковый путь" в действии. НАТО пробирается в Прикаспий
02:48  "Немецкая волна" - Индустрия Киргизии постепенно переходит в российские руки
02:24  Не поместилась... Из-за дочери И.Каримова пассажиров выкинули с авиарейса Ташкент-Москва
02:21  Х.Худойберди - Обычной критикой диктатора Каримова не проймешь... Что делать?
02:09  Центральная Азия или Туркистан? Новые принципы региональной интеграции
01:55  "Время новостей" - Как Израиль пытается развести Россию с Ираном
01:40  ИракWar - Пентагон назвал потерю вертолета "национальной трагедией". Анализ оперативной обстановки...
00:56  Стрельбы на казахстано-узбекской границе больше никогда не будет. Наверное...
00:34  М.Таджибаева - Ферганские кланы рвутся к власти. Штрихи к портрету Х.Гаипназарова
00:33  Кто убил экс-министра Х.Оспанова? В Казахстане завелась "колхозная" мафия
00:20  10.000 манатов. На новых туркменских купюрах - автограф Туркменбаши и новый герб
00:17  В Казахстане будет свое НТВ. Создается новый медиа-холдинг
00:00  ВВС - Казахстан пытается спасти северный Арал. Южный не спасет уже никто
Воскресенье, 02.11.2003
21:38  А.Коробов - Репортаж Славянского союза с "Великой еврейской стены"
15:07  На севере Афгана вновь бои узбеков с таджиками. Разнимать едут немцы
14:05  В Ираке сбит американский вертолет "Чинук". 15 погибших
13:39  Туркменский тренер К.Бердыев впервые привел казанский "Рубин" к медалям ЧМ России по футболу
13:29  "Frankfurter Rundschau" - Империя наносит удар. Путин вынес последнее предупреждение Чубайсу
13:21  Казахстан в два раза увеличивает квоту приема оралманов-соотечественников. До 10 тысяч в год
13:10  НАТО - благо или беда ЦентрАзии? Эксперты заспорили на конференции в Алматы
12:38  Российский "Ростсельмаш" будет собирать свои комбайны в Казахстане
11:39  "Огонек": Саджида - любимая жена Саддама
09:18  В Ташкенте прошло первое заседание Совета Региональной антитеррористической структуры ШОС
03:03  Элизабет Джонс характеризует политику и обязательства США в ЦентрАзии
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Узбекистан   | 
Й.Салимжон - Узбекские обычаи. Плов соглашения для определения дня и порядка проведения туя
16:20 03.11.2003

Йулдашев Салимжон,
преподаватель кафедры "История Родины" Ферганского госуниверситета.

Примерно дней за 10-15 до туя (свадьбы, в честь обрезания) забивают барана и приглашают из своего кишлака самых почтенных по возрасту аксакалов, поваров, обслуживающих свадьбы, родственников, а также аксакалов из соседнего кишлака на плов соглашения-обсуждения. На этом плове определяют день и порядок проведения туя.

Аксакалов из соседнего кишлака приглашают для того, чтобы исключить совпадение дня проведения туя и в соседнем кишлаке. Это делают и для того, чтобы участникам и желающим принять участие в улаке (конная игра с тушей козла) не пришлось разделиться на 2 туя, чтобы игра эта проходила в более острой борьбе. Поэтому туи проводились в разные дни - по очереди. К тому же подряд назначалось не более 2-х туев. Исходили при этом из того, чтобы жителям кишлака не обременительно было - как с физической, так и с экономической точки зрения - принимать прибывающих на туй гостей из дальних краев, которых заранее планировалось встретить и разместить. В народных поверьях, на народном языке этот обычай называется встреча и размещение гостей. В книге Махмуда Саттора "Узбекские обычаи" очень красиво описывается обычай приема и размещения кунаков - гостей. Так, он говорит, что в разных областях этот обычай называется по разному: "куних", "кунух", "кушхона", но смысл обряда остается одинаковым. Этот обычай чаще всего проводится в связи со свадьбами - туями и с обычаями гостеприимства. Когда проводится туй, обычно собираются гости из городов и кишлаков, близкие и дальние родственники, друзья и знакомые. Причем, принять прибывающих на туй нельзя одному, а нужно со своей семьей: детьми, родителями, бабушками, дедушками, а также близкими друзьями. Они присутствуют на вечернем торжестве, гулянии, затем на утреннем плове, вслед за которым все - и гости, и жители кишлака устремляются на купкари - улак (конную игру с тушей козла) и борьбу-кураш. Обычно те, кто принимает гостей, предоставляют свой дом, двор для участников игры купкари и борьбы кураш. Участники игр в доме, где они остановились, могут дать угощение в честь полученных на играх призов.

В доме, где принимают прибывших на туй гостей, обычно готовят из продуктов, доставленных из дома хозяина туя: шурпу, кавардак, плов - в зависимости от местных обычаев и традиций. Для этого от общего котла (из дома хозяина туя) выделяют мясо, масло, морковь, лук, лепешки, т.е. все, что получают из кладовых дома, где проводится туй, и готовят в доме, где принимают гостей кунаков.

Хозяин дома, где остановились гости, несет полную ответственность за приготовление пищи, за чай, лепешки, скатерти, все угощение для достархана, одеяла и беззаботный отдых гостей. В случае, если хотя бы один из гостей будет чем-то недоволен оказанным ему приемом, то это считается большим позором не только для хозяина туя, но и дома, где остановился гость, и для всего кишлака, для всех его жителей.

Гостей обычно размещают в первую очередь в дома близких родственников хозяина туя, а затем - в наиболее обеспеченные семьи кишлака, самым зажиточным. Встреча, прием, размещение и уход за гостями среди жителей кишлака считается особо почетной и ответственной задачей. Если гостей прибывало больше, чем ожидалось, то размещение гостей решалось и в день туя, и в день проведения улака. Жители кишлака обычно стояли в очереди, ожидая возможности принять гостей. Большей частью гостей размещали в домах наездников, там, где держали лошадей, кормили их. Потому что помимо обеспечения гостей местом проживания, пищей, нужно было позаботиться и о ночлеге для коней, на которых прибыли гости, об их пропитании. В одном доме количество остановившихся гостей обычно не превышало 12. Это было связано с тем, что, когда хозяин туя забивал барана или козу (а в некоторых случаях это делал хозяин дома, принимающий у себя гостей), то тушу делили на 32 части, готовили, варили ее и делили на 12 порций. Кунаками - гостями считались не только те гости туя, кто прибыл на своей лошади, но и наездники, прибывшие из соседних, дальних кишлаков, из других областей, а также просто любители - зрители, приехавшие поболеть за лошадь или всадника из своего кишлака. В один гостевой дом давали обычно одно животное барана или козла. Обитатели гостевого дома (хозяин и его семья) не имели права съесть ни одного кусочка мяса, забитого для гостей. Забитая туша животного считалось пищей для гостей, ведь забивали в честь гостей. У тюркских народов тяжелым грехом и преступлением считалось посягательство на пропитание гостя или вообще другого человека.

Турецкий историк профессор, доктор Бахоеддин Огел пишет об этом обычае принятия гостей в честь туя, сохранившемся со времен тюркского каганата. В те времена обычай имел название "кутадгу биликда" - свадебный плов в честь туя - или "куданка"-плов, у тюрков - "каравонажи-дастурхон боши", у киргизов -"туграмчи".

У тюрков есть традиция: хозяин дома, где делилось мясо на свадебном туе, почитается наравне с отцом, т.е. к нему проявляется такое же уважение, почтение, как к своему отцу. И если этот человек совершит какой-нибудь проступок, в чем-нибудь провинится или при делении мяса на порции проявит нечестность, посягнет на чью-либо долю, то он потеряет это уважение и почтение. Самое страшное и позорное - злоупотребление своим положением при дележе мяса на порции.

В главе "Доля мяса баранины у тюркских народов" этого произведения приводятся отрывки из дастанов на языке фарси, туркменском языке, огузском языке. В них говорится о том, что гостям на "кудонка"-плове забивают барана, туша которого делится на 12 частей-порций. И если гостей будет 24 человека, то туша все равно делится на 12 частей и затем порционные куски мяса делятся, отрезаются гостям с учетом их веса в обществе, занимаемого положения, проявляемого к ним в обществе внимания и уважения. У каждого человека было определенное место, вес в обществе, и в зависимости от этого он получал свою часть, свою делю мяса барана, забитого в честь свадьбы туя и подача гостю чужой доли мяса барана (без учета веса и места этого гостя в обществе) считалось неуважением к нему. Например, в дастане "Уну" (на языке фарси) пишется о том, что визирь Гулхана Эркинхужа говорил, как делить мясо коня и кому из родственников какую часть мяса давать. Чтобы не было никаких обид и никаких претензий, говорил он, на свадьбе - туя забивают 2 лошади, мясо делится на 12 частей. Доля хакака или национального вождя - выделяется из плечевого мяса возле шеи. Сыновьями хакака выделяется мясо из грудинной части и правой передней ноги.

Если забивают барана, то хакаку выделяют голову барана, мясо из грудинки, курдючные сало и ребрышки, визирю - из грудинной части, сыновьям из правой задней части, и остальные части распределить в зависимости от ранга гостей.

На территории Джизакской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской областей, соседних Киргизстана, Казахстана, Таджикистана, а также среди киргизов и казаков, приживающих компактно на территории Узбекистана, в качестве почетного изысканного угощения - деликатеса уважаемым гостям подавались голова первого забитого животного барана и его конечности, отваренные, приготовленные по национальным рецептам и все вместе, за одним дастарханом, угощались поданными деликатесами.

Подобный обычай приема и размещения гостей на туях, где будут проводиться конные игры улак, хорошо сохранились до наших дней. И в настоящее время этот обычай отмечается в кураминских и киргизских родах Ферганской долины.

Согласно сведениям, полученным от Тожиматова Умаржана, узбека по национальности, родившегося в 1946 году в кишлаке Эски Новкат Новкатского района Ошской области Республики Киргизстан, а также по сведениям, записанным мною лично, при распределении за дастарханом мяса поданной на угощение головы барана, каждой ее части дается комментарий и каждую съедобную часть делят на равные части - кусочки (по количеству гостей за дастарханом), которые раздаются каждому.

Приводится такой комментарий:
1. Уши - мы должны постоянно слушать и понимать друг друга - для взаимопонимания
2. Лицевая часть головы (морда животного) - мы должны быть постоянно открытыми лицом к лицу, наш лица должны быть приятными, теплыми друг для друга
3. Язык - мы должны постоянно общаться друг с другом, находить общий язык, говорить на одном языке (не в смысле национального языка, а в смысле языка дружбы)
4. Мозговая часть - мы должны мыслить, думать одинаково, жить одними думами и заботами.

Вся эта процедура коллективной совместной трапезы за общим дастарханом служит для благословения и объединения всех родов, племен на этой земле. Гостеприимство и дружелюбие всех национальностей также служит символом уважения и почтения между нациями. Одна из старейших наших традиций, берущая начало во времена древней религии наших предков со времен зороастризма - подавать голову животного, забитого в честь жертвоприношения богам, самым старым и почтенным людям рода, сидящим за общим дастарханом, в одном кругу. Основными занятиями, видами деятельности огнепоклонников были земледелие и животноводство, поэтому они по-особому относились к домашним животным. В частности, в большом почете находились коровы, лошади, собаки. Если приносилась в жертву корова, ее язык и левая челюсть подавались жрецу. Мясо жертвенного животного (коровы, быка) после выноса из храма делилось между жрецами и всеми людьми, принимавшими участия в религиозных обрядах.

Подобный обычай - забивать в жертву животных (баранов), угощать вареной головой барана престарелых аксакалов, ставить перед ними блюдо с головой за общим дастарханом; раздавать соседям мясо забитого жертвенного животного в сыром виде до сих пор соблюдается у тюркских народов, и в частности, у узбеков.

Как видно из источников, угощение почтенных гостей изысканным блюдом - деликатесом - головой забитого в жертву барана - сохранилось в наших краях с незапамятных времен.

Вслед за головой мясо забитой туши отваривается, делится на 12 частей и подается гостям в качестве угощения. Гость имеет право или съесть тут же свою долю, или забрать вареное мясо и увезти его о собой.

Если гости приехали на туй заранее (за один день), то утром хозяин дома, где остановились гости, ведет всех гостей из своего дома к хозяину туя, где они принимают участие в общем угощении и затем все вместе отправляются на игру улак. Если гости приезжали на туй уже после игры улак, то хозяин дома, где они останавливались, вместо хозяина туя провожал их до дома, где проводился следующей туй (уже второй туй) другим хозяином.

Для участников игры улак обычай приема гостей проводится по-разному, обычно двумя способами. Первый способ - для гостей, прибывших заранее - за один день до игры улак - двухдневный прием и угощение. Второй способ - для гостей, приехавших в день туя, однодневное угощение. Вопрос приема и размещения гостей при раздаче плова это не сложное дело, а вот весть о проведении конной игры купкари (улак) разносится повсюду заранее - за одну - две недели до игры. И гости начинают собираться группами со всех сторон и из дальних мест, и с ближних - поток их нескончаем. И если число наездников очень велико, то люди, обслуживающие туй (из близких хозяина туя) идут к каждой группе наездников - гостей, беседуют с их главой - предводителем. Особое внимание при размещении на ночлег прибывших гостей уделяется тому, чтобы знакомые между собой гости-земляки попали на ночлег в один дом - к одному хозяину кунаку, не допускалось разъединение таких гостей. Хозяин туя должен был отчитаться перед главным судьей игры купкари (улак) о прибытии гостей на иргу. Главный судья приглашал к себе и хозяев-кунаков, чтобы заранее знать, какая группа гостей прибыла, сколько всадников, где и у кого остановились в качестве гостей. Причем все эти вопросы обговаривались еще во время "маслахат оши" - плова - соглашения и уже уточнялись во время проведения туя (за день до игры улак).

Именно поэтому, как мы уже отмечали выше, в одном кишлаке не назначалось более двух туев. Наездники и гости, участвовавшие в играх улак на двух туях, уезжали затем по домам или в соседние кишлаки, где намечалось проведение следующей игры улак в честь хатна - туя. В соседних кишлаках или горных аулах прием и размещение гостей проводилось также заранее, определялись дома, где они остановятся. Подобный обычай - встреча, прием и размещение гостей - наездников, желающих принять участие в игре улак, хорошо сохранился до наших дней и обязательно соблюдается у киргизов, казахов, живущих в Узбекистане - в предгорьях и в горах, у кураминцев, живущих в Аштском районе республики Таджикистан, в Кокандской зоне, в Ферганском районе, в предгорных районах Наманганской и Андижанской областей, а также в Сырдарьинской и Джизакской областях.

После того, как становились известными дни проведения хатна - туев, определялись хозяева домов, где будут останавливаться гости, назначались глашатаи - люди, приглашающие на туй. Они назначались в основном из родственников хозяина свадьбы - туя, наездников и людей, хорошо знающих местность, территорию соседних кишлаков и аулов. Эти люди в разных местах назывались по-разному. Например, среди мужчин их называли "пайкал" (глашатай). Глашатай должны из махалли в махаллю, из кишлака в кишлак пешком или на лошади, а в наши дни автомобиле оповестить всех и пригласить на туй. В Ферганской долине в первый день туя рано утром должны были кричать на улицах махалли: "К такому-то на завтрак!" и вечером - "К такому-то - на плов!"

В прежние времена "во время ханских правлений специальные глашатаи отправлялись по всем кишлаком и аулом, по местам скопления людей на базары - и объявляли кто, где и с какой целью (хатна - туй, обрезание или туй - бракосочетание) проводит туй и конную игру улак, а также объявляли, какие призы выставляются в игре. Глашатаев из числа наездников назначали еще и потому, что они принимали участие в играх улак во всех близлежащих областях и кишлаках и хорошо знали, к кому надо обращаться. С древних времен и до наших дней глашатаи - люди, объявлявшие и приглашавшие гостей на туй, извещали о туе устным путем. В наши же дни, уже сейчас, приглашают на туй специальным письменным приглашением, которое в каждом кишлаке вручается или аксакалу, или прославленному наезднику - палвану. В этом приглашении указываются имена старейшин, бывших знаменитых наездников, нынешних наездников - палванов из этого кишлака, т.е. всех тех, кого приглашают на туй, причем особо отмечается, что будет проводиться конная игра - улак. Здесь нужно подчеркнуть, что жители кишлака, имена которых не указаны в письменном приглашении, также имеют право принять участие и в игре улак, и погостить на туе. Человек, которому вручается письменное приглашение, имеет право пригласить на туй (вместе с собой) любых людей, имена которых не указаны в приглашении. Всех гостей, прибывших на туй даже без приглашения, обязательно принимали и угощали, никому никогда не отказывали в приеме. Хатна - туй с игрой улак большой частью назначался поздней осенью, зимой и ранней весной, а в горных местностях время года при назначении туя во внимание не принималось.

Проведение игры улак в прохладное время года назначалось в целях профилактики - убережения лошадей в жаркие летние дни, так как лошадям приходилось очень тяжело в игре улак. И еще одна причина, почему именно этот холодный сезон выбирался для игры улак: именно в это время, в этот сезон (с декабря по март) дехкане Средней Азии уже собирали урожай, заканчивали голевые работы. Причем этот сезон выбирался только для проведения хатна - туев с игрой улак, т.е. если улак не намечался, то туй можно было провести и в другое время года. После того, как день туя был назначен и все приглашения розданы, хозяин туя начинает заниматься делами последнего этапа подготовки к тую: выбирает животное для изготовления из него туши для игры улак (бычка или козла), уточняет, какие призы будут выставлены, заготавливает корм для лошадей, на которых прибудут гости. На туях, где организуется игра улак, готовят гораздо больше (но сравнению с теми, где улак не проводится) шурпу и плов (шурпа подается не везде, а в зависимости от местных обычаев - в отдельных родах и в некоторых местностях) для угощения гостей. Это связано с тем, что на туй с улаком собирается гостей в 2 - 3 раза больше, чем на свадьбы без улака. Туй, где организуется улак, и вообще хатна - туй у тюркских народов служит единению жителей, поскольку на таких туях не разбираются в национальной принадлежности гостей. Приходят все, кто пожелает, независимо от того, какой национальности хозяин проводимого туя. Для гостей, прибывших на туй без приглашения, также подается угощение, их также размещают в домах у кунаков: неприглашенные гости никогда не останутся на улице без ночлега. Этот обычай свидетельствует о гостеприимстве народов Центральной Азии.

Если игра улак заканчивается поздно вечером, уже затемно, то жители кишлака, где проводится игра, приглашают к себе в гости наездников, разбирают их по своим домам, где они отдыхают в качестве почетных гостей, их угощают, обеспечивают кормом их лошадей, укладывают на ночной отдых и затем утром провожают. Причем все это делаются независимо от того, знакомые или незнакомые наездники, знают их здесь или не знают - обычай предписывает принять как уважаемых гостей всех, кто приехал на игру улак. Наездники палваны очень ценят и дорожат таким гостеприимством. Подобные встречи дают им возможность пообщаться, обсудить наболевшие проблемы. Продолжающееся до раннего утра обсуждение - это не только угощение за дастарханом, не только отдых в качестве гостей, но и обмен мыслями, суждениями о событиях в мире, о людях, беседы о лошадях, о методах ухода за ними, о селекции пород. Подобный обычай предоставляют прекрасную возможность обсудить за дастарханом все назревшие проблемы, найти их решение, да и просто отдохнуть, пообщаться с коллегами, что является ярким свидетельством необычного гостеприимства всех тюркских народов и особенно нашего узбекского народа.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1067865600
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх