КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 18.04.2003
21:06  Жители иракского города Кут считают, что Саддам Хусейн сбежал в Россию
19:00  А.Ахмедов - "Фьючерс" в Гулистане. О развитии спорта в Сырдарьинской области Узбекистана
18:20  Абдыкапарова пора сажать! Шахтеры Ак-Улака (Киргизия) требут смены руководства
18:14  Обстрелы Кара–Суу. В чем причина перестрелок на киргизо-узбекской границе
11:09  Десант на "Северный". "Лукойл" создает СП с Казахстаном на Каспии
11:02  Буш - Атилла XXI века. Утрачена неисследованная коллекция древнейшей письменности человечества
10:55  Д.Шлезингер - Пришла пора политического шока и трепета. Победа в Ираке изменит политическую и психологическую карту мира
10:47  Д.Глумсков - Русские в Ашхабаде жгут портреты Владимира Путина
10:42  А.Уранов - Почему Хатами (лидер Ирана) так агрессивен по отношению к США?
10:38  В Киргизии объявлен сбор средств на памятник "царице Алая"
10:30  "Время МН" - Нет торговым войнам. У "Союза четырех" будет "единый топливно-энергетический баланс"
10:19  "Туран" - Новые перспективы "Баку-Джейхана". В мае ожидается подключение Казахстана
10:15  Казахстан размещает в Прикаспии две военные бригады - СВО и мотострелковую
09:55  Уроженец Казахстана назначен католическим епископом в российский Иркутск
09:24  Э.Джонс - "Наши условия для ЦентрАзии" (текст выступления)
09:02  На "черный день". В Нацфонде Казахстана аккумулировано уже $2 млрд 210 млн
08:54  Отдохнем ли на Иссык-Куле? Накануне сезона киргизские чиновники разругались с туроператорами
08:40  Потоп в Западном Казахстане. На Урале рвутся дамбы
08:22  "Къ" - Вся власть шиитам. Ирак обустраивают на иранский манер
08:17  В Джелалабаде (Афган) бросили бомбу в офис Детского фонда ООН
08:01  Экс-глава железных дорог Казахстана Мырзахметов сказал суду последнее слово
01:22  В отставку Каримова! Олег Николаев провел пикет в защиту прав ветеранов-"афганцев"
01:21  ИА REGNUM - Глава "Газпрома" встретился с премьер-министром Казахстана Николаем Танаевым (?!)
01:17  М.Ошпазов - О наших желудках уже позаботились. Узбекское правительство в роли главного кулинара
00:42  ОМСТ - Арестованные в Киргизии члены "Хизб-ут-Тахрир" (в т.ч. гражданин Казахстана) могут подвергнуться пыткам
00:41  12-летний афганский мальчик из гранатомета подбил американский танк и убежал
00:32  Конец "двойному гражданству". Туркмения и Россия обнародовали протокол
00:29  В Туркмении открыто новое крупное месторождение газа - Шатут
00:28  Д.Усамов - Молодежная организация "Танлов" станет очередной жертвой репрессий в Узбекистане?
00:27  "ВН" - Отчего у Туркменбаши аллергия. Ашхабад могут лишить нейтрального статуса
00:15  С.Шерматова - Очень активный нейтралитет. Израиль может нанести удар по иранским реакторам
00:09  Демократия не требует жертв. Тем более человеческих. Взгляд из Казахстана
00:06  Казахстан вполне может стать целью атаки США. Из-за "виртуальных экстремистских группировок"
00:01  Мусульманское право и институт страхования
Четверг, 17.04.2003
21:52  В Москве застрелен депутат Думы, демократ, либерал-"подберезовик" Юшенков
20:31  США и Узбекистан подтвердили статус своих двусторонних отношений (текст заявления)
20:12  Разграбление Национального музея Ирака - страшное бедствие для всего человечества
18:27  Сунниты и шииты объединяются для построения в Ираке исламского государства
15:38  "Демократизация" Афганистана продолжается. В центре Кабула открыт ирландский пивной паб
13:49  А.Ахмедов - Каршинский "Фьючерс", победы, разочарования, надежды?
12:33  ОПЧУ - ЕБРР идет на грубое нарушение собственного устава сотрудничая с диктатурой Каримова
12:29  Таджикистан вышел на тропу войны... с саранчой
12:25  А то самозахватим! Киргизские бездомные вновь требуют себе земли
12:06  "Пояса безопасности" в ЦентрАзии, или Как уберечься от иракского сценария. Взгляд из Казахстана
11:41  Е.Лесин - Багдадские воры. Настоящие мародеры сидели в танках и жевали жвачку
11:26  А.Наурзбаева (доктор философии, Казахстан) - "Войну против Ирака можно квалифицировать как государственный терроризм"
11:23  Тропой Винни-Пуха. Кыргызстан начинает экспортировать в Японию мед
10:46  М.Соколов - Когда гибнут гегемоны. Что погубит Америку. Прогноз
10:41  Госпакет "Алюминия Казахстана" приобрела швейцарская компания "Корика АГ"
09:26  И.Торбаков - Российско-туркменские пакты свидетельствуют о новой стратегии Москвы в ЦентрАзии
09:21  Сессия ЕБРР пройдет в Узбекистане назло террористам. Что стоит за "шумом" вокруг минирования ташкентских гостиниц
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Э.Джонс - "Наши условия для ЦентрАзии" (текст выступления)
09:24 18.04.2003

Соединенные Штаты настроены решительно

Выступление помощника Государственного секретаря США Элизабет ДЖОНС на конференции в Университете штата Монтана

Я признательна вам за предоставленную мне возможность выступить здесь сегодня. Я всегда охотно выступаю перед аудиториями за пределами Вашингтона. Это помогает мне по-новому взглянуть на нашу политику и стоящие перед нами вызовы. Сегодня я хотела бы обсудить с вами конкретную тему: состояние и перспективы наших отношений с государствами Центральной Азии и Кавказа.

Предисловие

В течение последних нескольких месяцев внимание мировой общественности - и этому не приходится удивляться - сосредоточено на трансатлантических отношениях и тех разногласиях, которые возникли у нас по поводу Ирака с некоторыми нашими друзьями и союзниками в Европе. При этом сравнительно меньше внимания получила последовательная поддержка позиции Соединенных Штатов со стороны ряда стран бывшего Советского Союза. Очевидно, что такая тесная поддержка объясняется нашим активным взаимодействием - посредством дипломатических усилий и материальной помощи - с этими странами в период совершаемого ими трудного перехода от коммунизма к формированию демократических политических систем и рыночной экономики.

У Соединенных Штатов имеются важные интересы в Центральной Азии и на Кавказе помимо поддержки переходных преобразований в бывших коммунистических государствах. После событий 11 сентября (2001 года) глобальные интересы - в том числе борьба с терроризмом, распространением оружия и незаконным оборотом наркотиков - вышли на передний план. Несмотря на относительно небольшие бюджетные возможности, которыми располагает Государственный департамент, мы сумели организовать несколько эффективных программ в этом регионе. Успех предпринимаемых нами усилий объясняется тем, что мы взаимодействуем с целым рядом партнеров, в том числе неправительственными организациями (НПО), международными финансовыми институтами и государственными ведомствами США. Мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что наше политическое взаимодействие и оказываемая нами помощь напрямую способствуют утверждению наших национальных интересов. Мне бы также хотелось на конкретных примерах показать вам, как реально работает на нас механизм оказываемой нами помощи.

Стратегическое значение

Не случайно Каспийский регион находится на переднем крае последних международных конфликтов. История показывает, что Шелковый путь был не только торговым маршрутом, но и служил стратегическим плацдармом для армий Александра Македонского, монголов, Великих Моголов, Оттоманской империи, а в современной истории - и Советской империи. Сегодня этот регион находится в окружении ключевых конкурентов в борьбе за энергоресурсы, военное и идеологическое влияние: Турции, России, Китая, Ирана и Индии.

Наш уход из Афганистана в 80-х годах стал для нас болезненным опытом, который мы не хотим повторять в других странах. Мы поняли, что должны взаимодействовать с правительствами и народами стран региона, если хотим обеспечить стабильность и помешать появлению вакуума власти, порождающего экстремизм и внешнюю интервенцию. Это особенно касается Грузии, Узбекистана, Киргизстана и Таджикистана, где террористические группы создавали угрозу нашим национальным интересам.

В отличие от Афганистана и Ирака, мы вступили во взаимодействие с государствами Центральной Азии и Кавказа еще до того, как ситуация там перешла в стадию кризиса. Мы стали одной из тех стран, которые первыми открыли свои дипломатические миссии в странах Центральной Азии и Кавказа после распада Советского Союза. Мы по-прежнему хотим остановить перемещение через границы террористических групп, оружия массового поражения (ОМП) и других вооружений, незаконный оборот наркотиков и торговлю людьми. Мы хотим добиться урегулирования вооруженных конфликтов, ставящих под угрозу стабильность региона, а там, где возможно, и предупреждать развитие таких конфликтов. Мы хотим, чтобы все страны региона встали не путь преобразования в демократические государства с рыночной экономикой, что было бы лучшей гарантией региональной стабильности и развития позитивных, взаимовыгодных отношений между ними.

Наконец, оставшееся от Советского Союза наследие в виде оружия массового поражения, инфраструктуры ВПК и опыта в создании оружия по-прежнему является предметом нашей обеспокоенности в этом регионе. Мы по-прежнему фокусируем свою помощь на задачах выявления, сдерживания, препятствования, контроля и сокращения обширных военных арсеналов, оставшихся от Советского Союза, в том числе рассеянных по всей территории региона источников ОМП и специалистов по его созданию.

В связи с необходимостью решения этих задач, в 2002 году мы израсходовали 958 млн. долларов на оказание помощи государствам Центральной Азии и Кавказа в деле построения гражданского общества, проведения политических и экономических преобразований и борьбы с терроризмом. И эти средства потрачены не напрасно, если учитывать радикальную природу тех реформ, которые могут быть осуществлены в этих странах с нашей помощью. И хотя разработанные нами планы носят комплексный и многогранный характер, наше видение будущего этого региона можно сформулировать довольно просто: эти страны должны сохранить свою независимость и стать демократическими, стабильными и экономически процветающими партнерами Соединенных Штатов.

Наши успехи

Программы помощи и политическое участие со стороны Соединенных Штатов уже принесли осязаемые результаты в регионе. Прогресс уже виден, а в ряде стран он контрастирует с теми заторможенными реформами, попытки проведения которых предпринимались сразу после обретения ими независимости. Мы тесно взаимодействуем с реформаторски мыслящими лидерами, журналистами, активистами НПО, и проявляем настойчивость, помня о нашем обещании участвовать в этом процессе на долгосрочной основе.

Позвольте мне привести несколько примеров успешной деятельности, равно как и тех направлений, где нам еще предстоит поработать. Я принесла с собой распечатки с информацией о наших программах по каждому сектору, с которыми вы сможете потом ознакомиться.

Гражданское общество

В каждом государстве региона мы помогаем становлению неправительственных организаций, независимых СМИ и демократических политических партий - а ведь не далее как десять лет тому назад всего этого там не существовало. Мы работаем с рядом местных партнеров - НПО, общественными организациями и журналистами - помогая строить демократию снизу вверх. В условиях репрессивного режима, например, в Туркменистане, эти усилия направлены главным образом на то, чтобы сохранить в обществе надежду на долгосрочные перемены. В других странах гражданское общество становится все более заметным противовесом произволу государства. Мы наблюдаем, как это происходит в Киргизстане, где благодаря давлению со стороны НПО был отменен президентских указ, ограничивавший свободу прессы. В Таджикистане правительство ответило согласием на заявку о создании "Радио-один", первой негосударственной радиостанции, которая будет вещать из Душанбе, а также зарегистрировало ряд новых политических партий, упростило процедуру регистрации политических партий и НПО, выступающих за построение гражданского общества, что привело к резкому увеличению числа таких организаций.

Безопасность

Программы по противодействию трансграничным угрозам, проводимые в Узбекистане в рамках инициативы в области экспортного контроля и относящихся к нему вопросов безопасности, помогли узбекской стороне осуществить перехват нескольких партий связанных с ОМП материалов, которые незаконно перевозились через его территорию. Аналогичным образом, серьезная поддержка, оказываемая Соединенными Штатами программе ООН по борьбе с наркотиками в Таджикистане, позволила властям страны конфисковать рекордные количества героина, перевозившегося из Афганистана в Россию и Европу. Дополнительная поддержка дала возможность нашей Администрации по контролю за соблюдением законов о наркотиках создать первую в Центральной Азии "сертифицированную" группу по борьбе с наркотиками (в Узбекистане). Кроме того, мы расширили масштабы нашего сотрудничества в вопросах безопасности в целях повышения уровня оперативного взаимодействия многих государств региона с силами США и коалиции.

В Грузии в 2002 году мы начали программу подготовки и оснащения (ППО), призванную усилить возможности силовых ведомств Грузии в деле контроля территории страны и борьбы с терроризмом. Мы помогли сформировать, подготовить и оснастить четыре боеспособных пехотных батальона и мотопехотную роту, перед которыми поставлена задача защищать Грузию от потенциальных угроз терроризма со стороны Панкисского ущелья. В рамках ППО в декабре 2002 года состоялся выпуск первой группы прошедших полный курс подготовки пехотинцев, а в марте 2003 года в районе Красного моста была открыта погранзастава.

С каждым днем повышается уровень готовности, оснащенности и взаимной скоординированности силовых ведомств стран Центральной Азии и Кавказа в деле противодействия транснациональным угрозам. Наши посольства в регионе не располагают многочисленным персоналом, но они очень серьезно относятся к угрозам, исходящим от незаконного оборота наркотиков и связанной с ним дестабилизирующей активности.

Права человека

Сфера прав человека вызывает наибольшие трудности. Серьезные проблемы в этой сфере имеются в Узбекистане. Правда, благодаря настойчивым и последовательным усилиям, предпринимаемым нами в дипломатической области с сентября 2001 года, мы стали свидетелями серьезных перемен к лучшему. Так, в результате объявленной в декабре 2002 года ежегодной амнистия на свободу вышли 923 политических заключенных, сотрудники Международного комитета Красного Креста получили доступ к местам лишения свободы, были впервые зарегистрированы две местные правозащитные НПО, отменена предварительная цензура в СМИ, а после визита специального докладчика ООН по проблеме пыток правительство Узбекистана признало наличие в стране этой проблемы. И хотя предстоит сделать еще очень многое, следует признать, что перечисленные выше достижения носят вполне реальный характер.

Экономические реформы

Реальные экономические реформы проводятся в Киргизстане, стране, которая тесно взаимодействует с международным финансовым сообществом. Экономическая ситуация в стране остается шаткой, что объясняется ее изолированным географическим положением и отсутствием могущих быть предметом экспорта природных ресурсов. Между тем, в течение шести лет подряд в Киргизстане наблюдается экономический рост, а также имеются определенные достижения в деле сокращения масштабов бедности, что стало результатом смелых экономических решений. МВФ (Международный валютный фонд) недавно утвердил крупную инициативу по борьбе с бедностью, а Парижский клуб согласился на реструктуризацию огромного долга Киргизстана. Киргизская Республика первой среди бывших республик Советского Союза вступила в состав Всемирной торговой организации. Чрезвычайно успешная программа поддержки микропредприятий, которую мы финансируем в Киргизстане, обеспечивает занятость сотен малоимущих женщин, многие из которых вынуждены в одиночку обеспечивать свои семьи и обладают великолепными деловыми и предпринимательскими качествами.

В некоторых странах региона проводятся программы развития агробизнеса, помогающие фермерам повышать свои доходы за счет совершенствования стратегий сбыта и экспорта производимой ими продукции. В Армении осуществляется программа содействия сбыту сельскохозяйственной продукции, непосредственное участие в которой принимают 55 агрофирм и 24 фермерских объединений. Эти агрофирмы обеспечивают занятость примерно 3000 работников и покупают сельскохозяйственное сырье у более чем 18 000 фермеров. В рамках этой программы 12 сыроварен уже продали 90 тонн сыра на экспорт. Это означает, что 2000 фермеров, при условии соблюдения ими установленных объединениями стандартов, получают деньги, вырученные от продажи сыра, за поставляемое ими на сыроварни молоко.

В Грузии в результате проведения программ микрофинансирования в прошлом году поправили свое материальное положение 60 000 заемщиков, из которых примерно 75 процентов составили женщины. Партнерские финансовые институты внедрили успешные модели кредитования микро-, малых и средних предприятий на основе новаторских подходов, и 98 процентов займов выплачиваются.

Все эти достижения стали возможными благодаря нашей помощи. Речь идет о реальных шагах вперед.

Энергетика

Некоторые государства Каспийского региона обладают немалыми запасами нефти и газа. Но поскольку этот регион не имеет выхода к морю, освоение этих ресурсов и поставка их на мировые рынки связаны с серьезными трудностями. Признавая центральную роль проблемы транспортировки энергоресурсов с точки зрения самостоятельности и экономической жизнеспособности этих стран, мы активно поддерживаем - на политическом уровне - идею создания энергетического коридора Восток- Запад. Такой коридор должен включать в себя нефтепровод КТК (Каспийского трубопроводного консорциума) для транспортировки нефти из Тенгизского месторождения в Казахстане в порт Новороссийск на территории России. В настоящее время идет сооружение нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который будет сдан в эксплуатацию в 2005 году. Южно-кавказский газопровод, сооружаемый параллельно нефтепроводу Баку-Тбилиси- Джейхан, будет обеспечивать транспортировку газа с морского месторождения Шах-Дениз в центральные районы Турции, начиная с 2006 года. Все эти проекты послужат укреплению положения прикаспийских государств, станут вкладом в процесс региональной интеграции и будут способствовать повышению уровня глобальной энергетической безопасности за счет диверсификации источников поступления энергоресурсов на мировые рынки.

Корни экстремизма

Это, пожалуй, самый наглядный пример того, где наша дипломатия и наши программы помощи должны работать в режиме самой тесной координации. Бедная экономика и плохие социальные условия в странах Центральной Азии способствуют росту привлекательности крайних форм ислама в отличающейся нестабильностью Ферганской долине. Мы стремимся предотвратить развитие конфликта путем улучшения инфраструктуры, создания рабочих мест, развития и укрепления основ гражданского общества. Мы способствуем созданию рабочих мест путем оказания помощи в вопросах сбыта сельхозпродукции и предоставления кредитов предприятиям по ее переработке. Мы поддерживаем высокий уровень студенческих и профессиональных обменов. Наряду с этим, мы надеемся, что нам удастся расширить масштабы чрезвычайно успешных пилотных проектов по реформированию систем здравоохранения, в том числе за счет создания частных медицинских учреждений, не зависящих от центрального управления. Такие учреждения будут применять такие системы страхования, когда часть расходов оплачивается страховкой, а часть - пациентом, будут иметь свои механизмы подготовки специалистов в области первичной медицинской помощи и будут самостоятельно распоряжаться своими финансовыми средствами. Мы вкладываем деньги в соответствии со своими интересами. И хотя помощь иностранным государствам не может заменить собой политическую волю сторон в поиске мирных решений происходящих между ними конфликтов, мы может сделать очень много для поддержки возрождающихся после конфликтов стран, в том числе и для ликвидации тех социальных, экономических и политических условий, в которых произрастают семена будущих конфликтов. Нам не нужен второй Афганистан.

Борьба с коррупцией

Проводимая при нашей поддержке борьба с коррупцией в странах региона уже начинает приносить плоды. Так, Соединенные Штаты и правительство Киргизстана ведут борьбу с коррупцией в системе высших учебных заведений, где раньше вопросы поступления решались под влиянием со стороны партийных или государственных инстанций. По просьбе Министерства образования Киргизстана мы разработали и профинансировали первую общенациональную программу тестирования на право обучения в вузах. В июне 2002 года в стране на трех языках (киргизском, узбекском и русском) было проведено общенациональное тестирование выпускников средних школ. Ни в одной другой стране среди бывших республик Советского Союза сегодня не присуждаются стипендии студентам исключительно на основе их достижений. Это - выдающееся достижение, открывающее широкие возможности для молодежи.

Образование и обмены

Мы финансируем широкий диапазон образовательных программ, в том числе программы обменов Фулбрайта и Хуберта Хампфри. Мы помогли создать ряд университетов, например, Американский университет Центральной Азии в Бишкеке, и наладили официальные связи с университетами в США. Мы оказываем помощь и в сфере среднего образования. В 1992 году была учреждена программа обменов для будущих лидеров (ФЛЕКС), рассчитанная на учащихся средних школ из стран Евразии, которым предоставляется возможность пожить в условиях демократического общества. Начиная с 1993 года, свыше 11 000 учащихся из 12 стран Евразии, в том числе всех стран Центральной Азии, приняли участие в этой программе. Задумайтесь над тем, насколько это важно с точки зрения долговременных перемен в Центральной Азии!

Предстоящие задачи

Мы добились ряда успехов, но сделать предстоит еще очень много. Например, в области политического плюрализма, организации и проведения выборов и обеспечения прав человека.

Политический плюрализм

Во всех странах региона остро стоит проблема жизнеспособной оппозиции. Она очевидна даже в двух странах, добившихся наибольших успехов в проведении реформ - Казахстане и Киргизстане. Казахстан выборочно обвинил и осудил ключевых лидеров оппозиции за коррупцию, запугивает независимые СМИ и журналистов, связанных с политической оппозицией. В Киргизстане тюремное заключение парламентария-оппозиционера привело к насилию и большой нестабильности, а недавние изменения в Конституции сосредоточили еще больше власти в руках администрации. Мы тесно сотрудничаем с правительствами обеих стран для преодоления этих негативных тенденций.

Выборы

Кавказ нуждается в дальнейших демократических реформах. Хотя во всех трех странах - Грузии, Армении и Азербайджане - гражданское общество окрепло, недавние президентские выборы в Армении не соответствовали стандартам ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) и другим демократическим нормам. Другие выборы, проходившие в последнее время в Грузии и Азербайджане, также не отвечали международным стандартам. Мы стараемся внедрять демократические процедуры в преддверии предстоящих важных выборов, запланированных на ближайшие несколько лет.

Права человека

Во всех странах Центральной Азии и Кавказа налицо серьезные проблемы с правами человека. Например, в Туркменистане после ноябрьского нападения на кортеж Президента Ниязова мы наблюдаем жесткое наступление на политическую оппозицию и общество в целом. Правительство Туркменистана арестовало ряд политических оппонентов Президента Ниязова, которые, по его утверждению, все были причастны к заговору. Туркменские власти не разрешили независимому наблюдателю из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе посетить Туркменистан для расследования сообщений о связанных с этими преследованиями нарушениях прав человека, включая пытки. Несмотря на столь мрачную картину, мы твердо верим, что в Туркменистане произойдут перемены. Мы не оставим туркменский народ.

Приверженность будущему взаимодействию

Мы привержены долгосрочному взаимодействию со странами Центральной Азии и Кавказа - и по дипломатическим каналам, и в форме помощи. Важным и неотъемлемым элементом нашей помощи останется борьба с терроризмом. Мы планируем направить больше ресурсов на сотрудничество в борьбе с наркотиками и обеспечении законности в регионе, где прозрачные границы и слабая правоохранительная деятельность создали немалые возможности для террористов и нелегальных торговцев оружием и наркотиками. Однако мы никогда не забудем, что составной частью этой помощи в сфере безопасности должны быть права человека, политические свободы и экономические возможности. Оба этих фактора - усиление правоохранительных органов и поддержание стандартов по правам человека - должны остаться составной частью нашей помощи.

Мы также значительно усилили нашу способность пресекать финансовые потоки террористов и отмывание денег. Мы оказываем помощь в подготовке необходимых законов и нормативных актов и даем технические советы органам финансовой разведки и банковского регулирования по всему региону. Эти программы не требуют больших расходов и, возможно, не особенно эффектны, но потенциально они действительно обещают огромную отдачу.

Заключение

Мы гордимся теми достижениями, которые приносят наши политика и помощь в Центральной Азии и на Кавказе. Налицо позитивные перемены, есть и недоработки. Нам необходимо честно оценивать недостатки, чтобы учиться на них и понимать, что еще надо сделать. Важно сохранить взятый курс - чтобы добиться стабильности, процветания и демократических реформ, потребуются самоотверженность и настойчивость.

Соединенные Штаты всецело привержены интенсивному взаимодействию и диалогу с каждой страной этого ключевого региона мира. Чтобы выполнить это обязательство, мы должны располагать всеми необходимыми для этого дипломатическими и финансовыми инструментами. Если мы не используем все эти инструменты, мы рискуем потерпеть неудачу.

Кто-то может утверждать, что в этом регионе некоторые страны в силу своего послужного списка в области соблюдения прав человека или наличия коррупции заслуживают санкций, или что мы должны отвернуться от них, пока они не научатся, как надо себя вести. Не отрицаю, что проблемы есть, но законодательно введенные санкции - это не ответ на них. Санкции не гарантируют, что страны "подтянутся".

Фактически опыт показал обратное. Мы воочию наблюдали, как санкции подрывали нашу способность взаимодействовать со странами и создавать рычаги для позитивных перемен. Например, в Азербайджане статья 907 Закона о поддержке свободы в широком виде запрещала почти всю помощь правительству Азербайджана в области вооруженных сил, безопасности или разведки, что значительно тормозило необходимое сотрудничество. С отказом Президента от применения статьи 907 в январе 2002 года мы теперь можем помогать азербайджанским пограничникам предотвращать проникновение террористов в страну и из нее и укреплять наше сотрудничество между разведывательными и правоохранительными органами.

Мы не можем санкциями подвергать риску наше взаимодействие с Центральной Азией или Кавказом. Мы должны использовать весь арсенал дипломатических средств на всех уровнях, чтобы обеспечить в регионе стабильность и процветание. Чтобы вызвать перемены, необходимо продолжать взаимодействие. Перемены не произойдут в одночасье. Советский Союз очень эффективно изолировал государства Центральной Азии и Кавказа от влияния демократической и рыночной экономики. Мы хотим объяснить миллионам жителей Центральной Азии, что мы твердо настроены помочь им создать стабильные, процветающие и открытые общества, к которым они стремятся.

Стабильные, процветающие Центральная Азия и Кавказ будут означать более безопасный мир для американцев и более благополучное будущее для жителей региона. Хочу еще раз решительно подтвердить долгосрочную приверженность Соединенных Штатов интенсивному взаимодействию с этим важным регионом мира. Взаимодействие приводит к классической ситуации, когда выигрывают все. Это достижимо, и мы будем и впредь к этому стремиться.

Офис международных информационных программ Госдепартамента США

Источник - Государственный департамент США
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1050643440
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх