КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 19.02.2003
21:04  Мусульмане Пензы против размещения на флаге области "Спаса нерукотворного"
17:16  Премьера фильма "Дэн Сяопин". Как главный конструктор реформ повел Китай к зажиточной жизни
17:02  Представители Канады и Европы собираются проверить США на запрещенные виды ОМП
15:10  Ассоциация электронных СМИ ЦентрАзии убеждает Туркменбаши выпустить политзаключенных (обращение)
15:01  "Меня пытали!" Узбекский журналист Г.Мехлибоев обвинен в причастности к "хизбутам" и приговорен к 7 годам тюрьмы
14:43  Медиа-пресс - "Итера" и "Газпром" схлестнулись в борьбе за транзит туркменского газа на Украину
14:14  "СК" - Проблемы Киргизских энергоносителей: контрабанда, тарифы, акцизы...
13:47  Али Хамраев (кинорежиссер) - Дустум обещал мне 20 тысяч солдат, а "Тайванчик" советовал, где взять $100 тыс (интервью)
13:36  New Scientist - Без самцов. В 2005 г. в ЦентрАзии съедят последнего сайгака (степную антилопу)
13:33  DW - Немецкие экологи защищают природу Узбекистана
12:11  Отдадут шпалами? Кыргызская железная дорога задолжала России 6 млн. долларов США
12:07  С.Жумагулов - У Кыргызстана и России случился "медовый месяц". Братание с Кремлем - вынужденный шаг?
12:00  Туркменбаши раздал именные знамена 21-й лучшей воинской части своей армии
11:32  В Москве открылся экономический форум ЕврАзЭС. Назарбаев предлагает ввести к 2011 г. единую валюту
11:27  Москва и Астана договорились строить АЭС на озере Балхаш
11:21  Золотая лихорадка в Восточном Казахстане. Аким В.Метте воюет с инвесторами
11:11  ОПЧУ - За что я сижу? Открытое письмо С.Казакова (экс-глава Службы безопасности президента) И.Каримову
11:07  "Номад" - Демократическая Киргизия - страна, которой нет на карте… Часть 1-я
10:57  "Российская газета" - "Деловой завтрак" с Президентом. Задайте свой вопрос Н.Назарбаеву (анонс)
10:41  Свобода слова... на обеде. Как замхокима Кашкадарьи Хакимов прятался от иностранного корреспондента
10:37  ПримаNews - В Узбекистане арестовывают и пытают мусульманских активисток
10:27  Реэкспортный туркменский газ добрался до Великобритании
02:03  Прикол от "МК". Хотели с понтом загрузить посла букетом для Туркменбаши. Словили кайф!
01:48  Чтобы уйти от войны - надо напугать Буша, чтобы ее начать - надо напугать европейцев
01:20  Правда.ру - Цена реформ на шее потребителей. В Киргизии МВФ повелел ввести 20% НДС
00:59  Правозащитники призывают Туркменбаши отметить свой день рождения введением законности в стране
00:51  Обознались? Узбекские пограничники напали на киргизский автобус... на киргизской территории
00:20  Мамадшо Илолов назначен министром труда и соцзащиты населения Таджикистана
00:14  Ко дню рождения Туркменбаши выпущены золотые монеты с его изображением
00:10  EurasiaNet - Таджикистан/Узбекистан: межэтнические трения портят межгосударственные отношения
00:06  Китайская экспансия на востоке России: факты и фобии (подборка)
00:04  Хлеба не надо - праздник давай! Навстречу 2-му всемирному курултаю кыргызов
00:01  И.Богацкий - У "Pax Americana" нет альтернатив. Единоначалие для всех, расслабьтесь...
00:00  The Times - Экс-талибы получили политическое убежище... в Великобритании!?
Вторник, 18.02.2003
22:53  Италия предлагает внести христианского Бога в конституцию Европы
21:39  Строители Анзобского туннеля (Таджикистан) теперь будут ежемесячно отчитываться о ходе работ
20:01  "Слово Кыргызстана": Миру - мир или демократию? Евразия станет соперником США
19:56  "Я, Аскар Акаев..." Путь к сегодняшнему дню - обращение к кыргызам мира
19:49  Н.Назарбаев и В.Путин со сцены Большого театра открыли Год Казахстана в России
19:45  В Новосибирске задержаны еще два таджикских террориста. Работали на вокзале грузчиками
19:36  Популярность в России лунного календаря - свидетельство интереса к китайской культуре
19:32  Абу Абдулла после 10 месяцев немецкой тюрьмы выдал слэнг "Аль-Каеды". Запытали?
19:27  Индийские инвесторы пытались выскрести из Казахстана сверхнормативный уголь
19:24  Туркменбаши позвал китайцев эксплуатировать его газ
18:24  Страна, умеющая удивлять. Туркменистан под руководством С.Ниязова предпочитает идти своим путем
17:05  Иранские борцы не поедут в Америку, если при въезде у них будут снимать отпечатки пальцев
15:11  Мост между Афганистаном и Таджикистаном построят американские военные
13:32  В Китае больше не будут воспевать "подвиги молодых героев"
12:56  Монголия на конференции в Женеве пожаловалась на Россию и Китай
12:04  Узбекистан и Кыргызстан отметили 10-летие установления дипотношений
10:44  Если завтра война. В "территориальную оборону" Казахстана зачислено 1,5 млн бойцов
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
"СК" - Проблемы Киргизских энергоносителей: контрабанда, тарифы, акцизы...
14:14 19.02.2003

Кто растопит нефтелед?

А. АЛЛАНОВ

Глядя на сегодняшний рынок энергоносителей, невольно вспомнишь киноклассический хит лукавого водовоза из комедии "Волга-Волга", который на законный вопрос, почему он водовоз, отвечает четко и, как сейчас выражаются молодые, убойно: "Потому что без воды и ни туды, и не сюды". В наше беспокойное рыночное время эти строки, разумеется, переиначив на свой лад, с успехом могли бы распевать все, кто занят и задействован в бизнесе нефтепродукции, где в буквальном смысле развернулась битва за место под солнцем ГСМ, и идет эта борьба по законам переполненного троллейбуса с постоянным и неизбывным ощущением острого чувства локтя. А если сказать проще, то сложившаяся там сегодня ситуация носит кризисный характер, поскольку правит бал на рыночном поле контрабандный ввоз нефтепродуктов.

Торговля подпольным топливом вовсю процветает и благоденствует. И бензином вкупе с дизельным материалом можно разжиться без всяких проблем на любой обочине. Все конечные остановки маршруток, горячие торговые точки, столичные базары забиты реализаторами контрабандного розлива. Тут и особый сервис не нужен, купил за 20 сомов пластиковую тару - и торгуй на здоровье. Кроме того, уже и стационарные АЗС начинают мало-помалу переключаться на контрабандное топливо. А на юге республики и в Таласской области легальный ввоз, похоже, совсем иссякает, что означает ни больше ни меньше как прекращение поступлений от налогов в бюджет страны.

Сегодня соотношение объемов производства, импорта и потребления нефтепродуктов субъектами Кыргызстана весьма красноречиво говорит о значительном несоответствии объемов ввезенного и произведенного топлива в сравнении с объемом потребляемого. Если в 2001-2002 годах объем потребления составлял 529,5 тысячи тонн, импорт - 255,2 и 217,0 тысячи тонн соответственно, а производство - 91,3 и 95,0 тысячи тонн, то цифры предполагаемого ресурса в тех же выражениях показывали в эти годы 183,0 и 217,5 тысячи тонн.

И получается, что фактически на территории республики объемы предполагаемого ресурса и контрабандного ввоза соответствуют друг другу. А отсюда неутешительный подсчет прямо свидетельствует о том, что бюджет страны в минувшем году недополучил свыше 538,0 млн. сомов только акцизного налога. Здесь надо заметить, что в этом году из-за нестабильной ситуации на мировых товарных рынках и возможности обострения международной ситуации многие импортеры поспешили завезти дополнительный объем топлива как резерв на случай изменения политического состояния, что, несомненно, сказывается на росте цен и сокращении запасов топлива. Но, несмотря и на это, объем импорта сократился на 38,2 тысячи тонн.

Ассоциация нефтетрейдеров забила тревогу и стала стучаться в двери высших властных эшелонов, дабы изменить акцизную политику на нефтепродуктовом рынке страны, который попал в критическую ситуацию благодаря перекосам с акцизами. Их услышали, и в марте прошлого года специальный представитель Президента по привлечению иностранных инвестиций вице-премьер правительства Д. Оторбаев и председатель Комитета по налогам, таможенным и другим сборам Законодательного собрания Жогорку Кенеша А. Жапаров обратились с аналитической запиской в верхи, где говорили о финансовых результатах, получаемых за счет снижения ставок акцизного налога на бензин и дизельное топливо и введения патентной основы в деятельности автозаправочных станций.

В расчетах приводились данные о том, что ежегодно республика сотни миллионов сомов теряет из-за контрабанды ГСМ, что взращивает коррупционеров. Это возымело действие, и весь прошлый год проходили неоднократные встречи руководителей высоких ведомств и министерств, заседания рабочих групп, трудились разного ранга комиссии, где участвовали руководящие работники правительственных, министерских структур, таможенных и налоговых служб, специалисты Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, отечественные производители. И практически всеми идея снижения ставок акцизного налога на ГСМ и усиление борьбы с контрабандой была поддержана. Однако до сих пор правительственного решения нет, а разрушение нефтяного рынка непрерывно продолжается.

Как быстрее и оптимальнее найти выход из по-настоящему кризисного положения? Как предотвратить полный обвал на нефтяном рынке страны и оздоровить экономику, увеличив налоговые поступления в бюджет? Нефтетрейдеры и специалисты из производственных структур полагают, что самой целесообразной мерой будет быстрое снижение акцизных ставок на импортируемые бензин и дизтопливо. Предполагается снизить их с 3000 сомов по бензину и 800 сомов по дизтопливу до 1500 и 500 сомов за тонну соответственно. Данный размер ставки взят на примере соседнего Казахстана, где действующий акциз на бензин составляет 5000 тенге (33 доллара США), а на дизельное топливо - 500 тенге (3,3 доллара США). В итоге будет достигнуто равновесие тарифных ставок с соседями как основными поставщиками топлива.

Дабы обеспечить взимание налогов и иных обязательных платежей в объемах, нужных для своевременного и полного финансирования расходов госбюджета, компания "Мунай Мырза" наряду с другими нефтетрейдерами готова выступить гарантом увеличения объемов импорта бензина на 60 тысяч тонн и дизтоплива на 9,8 тысячи тонн, что составит 36,3% предполагаемого резерва бензина и 18,8% дизельного топлива и полностью перекроет потери, возможные при снижении акцизного налога. Теневой бизнес, а это подтверждает опыт мировой практики, теряет реальную экономическую выгоду при своевременном проведении гибкой акцизной политики и умелом применении административных мер, а это в свою очередь увеличивает прямые и косвенные бюджетные поступления.

Кроме того, снижение акцизных ставок на бензин и дизтопливо сократит отпускные цены в среднем на два сома за один литр бензина, что положительно скажется на снижении себестоимости товаров и услуг. И предполагаемое снижение цен на литр бензина до 10,5 сома, а на дизтопливо - до 8 сомов благоприятно улучшит положение рядовых потребителей, дополнительно будет стимулировать производителей сельхозпродукции в период полевых кампаний, увеличит рабочие места на АЗС, ибо контрабандный захлест нефтерынка вынудил многие автозаправочные станции это число сократить, так как снизилось само количество потребителей на них. А недавний опрос тех, кто пользуется услугами АЗС только в Бишкеке, собрал свыше 12 тысяч подписей высказавшихся за снижение акцизных ставок, которое, кроме названных улучшений, позволит также топливным импортерам расширить сеть собственных филиалов в регионах республики, особенно в Таласской области и на юге страны, что послужит восстановлению нормального функционирования там рынка ГСМ.

Второй блок вопросов в изменении ситуации на рынке ГСМ напрямую связан с предоставлением налоговых льгот субъектам СЭЗ. Сейчас ситуация, складывающаяся в свободных экономических зонах, выглядит таким образом, что значительная часть ввозимого на территорию СЭЗ топлива уходит за пределы зоны и реализуется в столице и Чуйской области без необходимого сбора налогов. Деятельность СЭЗ "Каракол" потворствует и способствует процветанию контрабанды. Только в прошлом году на ее территорию завезли около 30 тысяч тонн бензина. В зоне зарегистрировано порядка 13 компаний, закупающих ГСМ и реализующих нефтепродукцию на 35 АЗС г. Каракола, а вот автотранспортных средств здесь числится лишь четыре единицы. Несложно подсчитать, что налоговые льготы субъектам СЭЗ "Каракол" могут способствовать тому, что государство недополучит в свой бюджет свыше 160 млн. сомов в год. А тем не менее объем поставок с СЭЗ с каждым годом растет: с 12 тысяч тонн в 2001 году до почти 30 тысяч в 2002 году.

Рекордсменами теневого бизнеса, по данным налоговиков, выступили ОсОО "Арман и К", кои завезли в СЭЗ 11459 тонн топлива, "Гузель МХААД" - 6750 тонн, "Папирус"-3680 тонн, "МСР" - 3240 тонн, "Жакшылык" - 1720 тонн, ТААС - 1220 тонн, и все это в 2002 году. А уже в декабре общими усилиями было доставлено в СЭЗ около 5 тысяч тонн нефтепродуктов. И этими "передовиками" уже заинтересовалась Служба безопасности республики.

При создании СЭЗ были благие намерения, что она поможет улучшить социальную инфраструктуру города, поможет в развитии Каракола, а что оказалось на самом деле? Постоянные перебои с теплом и горячей водой, город утопает в грязи, дороги в плачевном состоянии, ночью Каракол погружается во мрак.

Третий блок кризисной проблемы нефтерынка осложнен тем, что местные производители топлива находятся в неравных конкурентных условиях. Налоговые льготы, к примеру, в течение пяти лет получал только один из шести нефтепроизводителей, а именно "Кыргыз петролеум компани". И за период с 1996 года госбюджет республики недополучил денежных средств на сумму свыше 800 млн. сомов. Эта компания уже изначально была поставлена в выигрышные условия перед другими импортерами топлива, потому что в момент подписания с нею инвестиционного соглашения ставка акциза на бензин составляла 45 долларов США за одну тонну. Вполне понятно, почему сегодня "КПК" не совсем спокойно относится к снижению ставок акциза на топливо.

ФактиЧески свыше 90% сырья сегодня добывается "Кыргызнефтегазом", но на перерабатывающем заводе "КПК" имеет перед вышеназванным объединением преимущество минимум в 78 долларов США (65 долларов - акцизный налог и 13 - НДС) на тонну, но, если налог снизить до 1500 сомов, это преимущество сократится и откроется реальная возможность для конкуренции с "КПК". Хотя даже при снижении акциза компания остается в выгоде перед иными импортерами топлива, поскольку в ее распоряжении будет находиться сумма пониженного акцизного налога и НДС (около 40 долларов США за тонну, из которых: 33 - акцизный налог и 7 - НДС). Эти средства фактически являются бюджетными и могут быть инвестированы в разработку и освоение месторождений. "КПК" же необходимо настоятельно улучшать качество производимой продукции, сокращать производственные издержки. Сегодня загруженность ее производственных мощностей мала - 20%, катастрофически тает завоеванный рынок, юг почти полностью обеспечивает ферганский завод, продукция же джалал-абадского дорогая.

Только улучшение качества нефтепродуктов "КПК" и установление цены на нее с учетом складывающейся на рынке горюче-смазочных материалов позволит компании повысить ее конкурентоспособность и удовлетворить потребности в ГСМ на юге страны, а заодно и значительно снизить объемы контрабандного ввоза их из Узбекистана. Тем более что одним из условий предоставления налоговых льгот для "Кыргыз петролеум компани" являлась переработка собственного сырья, а за последние три года его объем постоянно падает, зато объемы импортируемого сырья значительно превышают объемы собственного. А это напрямую нарушает заключенное соглашение и совсем не способствует развитию нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности Кыргызстана.

Пять лет льгот давались "КПК" для того, чтобы подняться и крепко встать на ноги, завоевать рынок, сделать продукцию конкурентоспособной. Пока все идет иначе, а потому "КПК" держится за 3000 сомов акциза и, потеряв юг, возит нефтепродукты на север страны, что сбивает республиканский рынок, взрывает ситуацию на нем. Компания, призванная на 80% обеспечить нефтепродукцией республику, сегодня делает это лишь на 15%. И инвестиции здесь мало что решили, да и льготы сработали практически вхолостую.

Кризисный характер нефтепродуктового рынка в стране необходимо исправлять и изменять, есть немало конкретных и продуктивных предложений в этом плане. Кто тронет нефтелед, растопит его, кто должен подтолкнуть власти к необходимым решениям, куда сегодня с надеждой смотреть нефтетрейдерам и производителям? Опять в сторону Президента?

18 февраля 2003

Источник - Слово Кыргызстана
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1045653240
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх