КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 14.02.2003
22:53  Ханс Бликс: Комиссия ООН по Ираку должна опираться только на факты, а не на "разведданные"
21:10  М.Салих - Это горькое слово Свобода
19:57  Историю России опять будут переписывать
18:31  Штаны высокомерия. Восточная Европа смотрит на Запад, будто только там светит солнце
16:05  П.Гадоев - Каримов все меньше доверяет главам областей, а "местные князьки" - творят, что пожелают
16:00  Назарбаев недоволен. "Еще силен банковский рэкет"
15:52  Лукашенко отдыхает. "Рухнама" переведена на белорусский язык
13:34  В ознаменование 2200-летия государственности. 2-й Всемирный Курултай кыргызов пройдет в августе
12:52  А.Акаев - "Казахстан - это локомотив, который выведет регион из кризиса..." (интервью)
12:47  Счетоводы на Байконуре. На космодроме началась инвентаризация имущества
12:39  За обсуждение прав человека в Киргизии взялся ЕвроПарламент. Где Европа, а где Киргизия!
12:29  "НГ" - В Москве процветает бизнес на нелегалах из СНГ
12:26  В Кзылординской области Казахстана обнаружена и разгромлена ячейка секты "Аум Синрике"
12:05  Р.Бердибай - Козкаманы. или О национал-предательстве и его отличии от манкуртизма (на материалах эпоса "Манас")
11:48  "Остановить государственный террор!" Мусульмане ЦентрАзии против войны в Ираке
11:43  Очередная акция протеста в Ташкенте. Четыре члена ОПЧУ пикетировали Минюст
11:22  Всемирный банк замочит Россию. Откуда растут ноги идеи Лужкова о повороте Оби в Азию
11:04  К.Сулейменов (МВД Казахстана) - "453 наших сотрудника погибли, защищая правопорядок..." (интервью)
11:02  Узбекистан - обзор событий в области прав человека за январь 2003 г.
10:12  Год Казахстана в России начнется с большой книжной выставки
09:56  Пугая Хусейна войной, Буш и Рамсфельд превышают свои полномочия?
09:31  Центральноазиатский "синдром". Власти Киргизии и Туркмении стремятся обезопасить себя
09:17  Газпром налаживает сотрудничество с Туркменией и Таджикистаном
09:01  BBC - Вашингтон не может объяснить, почему он не выделяет Афганистану обещанных денег
09:00  Предвоенный облом. Командира эскадры ВМС США, направляющейся в Персидский залив, сняли за "неподобающую связь" с офицером
08:26  Горячие парни... Турецкий генерал угрожал кинжалом туркменским пограничникам
08:13  Китай активно развивает нефтегазовое сотрудничество в ЦентрАзии
03:39  Таджикистан готовится к юбилею 2700-летия города Куляба
02:29  По проекту переброски вод с юга на север Китая будут переселены более 200 тыс жителей
01:55  Иран и Узбекистан активизируют транзитный маршрут через Афганистан Термез-Дугарун
01:30  Вице-премьер Ирака Тарик Азиз (католик) намерен лично поздравить Папу Римского с днем Св.Валентина
00:56  Le Monde - Российский алюминиевый король Дерипаска отрицает факт знакомства с узбекским мафиози Черным (расследование)
00:26  Евроазиатский еврейский конгресс просит Н.Назарбаева стать посредником в арабо-израильских переговорах
00:20  А.Иконников - Из двух зол... Зачем Киргизии четвертый по счету, конституционный референдум?
00:15  "Континент" - Феномен Алматы и алматинцев: между Казахстаном и Азией
00:06  Местные власти закрыли киргизский участок дороги Кошдобо-Торук. Причина - произвол узбекских пограничников
Четверг, 13.02.2003
23:18  Марк Гроссман (зам. Госсекретаря США): Мы останемся в Ираке, сколько потребуется
22:29  Н.Ковыршина - Имена собственные в культуре арабов. Ликбез для СМИ
20:19  "Бродяга" свалился с палубы авианосца в Тихий океан
19:32  Завтра.ру - "Взрыв патриотизма". Мистика катастрофы "Колумбии"
18:40  М.Салих - Обратная сторона золотой медали
17:45  Завершение хаджа этого года - самое массовое перемещение людей (2 млн человек за 4 дня) в истории!
17:42  Главное - никого не забыть. Таджикистан введет реестр государственных должностей
17:29  "В святом писании говорится..." Выступление Н.Назарбаева на Конференции мира и согласия
14:57  "К миру и стабильности". Декларация участников Международной конференции мира и согласия (Алматы, 13.02.2003)
13:45  С 14 февраля Россия вводит миграционные карты для граждан СНГ. Комментарий главы ФМС А.Черненко
12:41  Н.Назарбаев насчитал в ЦентрАзии три исламские террористические организации - ИДУ, ООУ и МКОВТ (рецензия на книгу "Критическое десятилетие")
12:33  "НН" - Каспийская лихорадка. Повторит ли озеро-море судьбу море-болота (Арала)
12:25  Le Parisien - Парижане в панике. Мусульманские экстремисты штурмуют предместья
11:27  "Эхо" - ГУУАМ создает зону свободной торговли... на американские деньги
11:23  Иран самостоятельно "определил" свои морские границы. 20% международного права
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
Р.Бердибай - Козкаманы. или О национал-предательстве и его отличии от манкуртизма (на материалах эпоса "Манас")
12:05 14.02.2003

КОЗКАМАНЫ, или О НАЦИОНАЛ-ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ И ЕГО ОТЛИЧИИ ОТ МАНКУРТИЗМА.
(на материале киргизского эпоса "Манас")

Рахманкул БЕРДИБАЙ,
член-корреспондент НАН РК,
доктор филологических наук, профессор.
(перевод Гайнижамал ШЕКЕЙ).

Всемирно известный памятник устного народного творчества киргизов - эпическая поэма "Манас" - рассказывает о совершенных во имя защиты отечества подвигах богатыря Манаса и является энциклопедией народной жизни. В этом героическом эпосе родственного нам, казахам, народа наиболее полно отображены драматические события и отзвуки тех суровых испытаний, через которые пришлось пройти киргизам на их нелегком многовековом историческом пути. Содержание поэмы представляет собой не только летопись прошедшей эпохи, в ней дается также оценка событий, раскрываются философско-мировоззренческие представления об окружающем мире, смысле бытия, ярко и образно повествуется об извечном стремлении народа к свободе, его надеждах и чаяниях. Познавательное и воспитательно-просветительское значение эпоса "Манас" заключается в том, что при каждом его новом прочтении оживает история киргизского народа, обнаруживаются новые стороны описываемых событий и раскрываются завесы над тайнами прошлого. И, хотя в поэме не соблюдается хронологическая последовательность исторических событий, в ней во впечатляющей эпической форме нашли свое художественное выражение философские обобщения по многим вопросам, мудрые заключения и выводы, включающие в себя значение множества явлений общественной жизни, выраженных в виде народных легенд и преданий.

Но бывает и так, что эти предания глубокой старины обнаруживают сокровенное содержание, заключающее в себе неожиданный, новый смысл, который воплощается в правду жизни для новых поколений. Поражает то, что иногда события прошедшей эпохи не уходят вместе с ней навсегда в прошлое, а в несколько измененном виде эхом отзываются в современности. С этой позиции мы хотим рассмотреть одну из сюжетных линий, представленную в "Манасе" в числе других, таких же значительных и традиционных для эпического жанра. Это - глава "Кјзєамандар" ("Отщепенцы"), небольшая по объему, но имеющая глубокий скрытый подтекст и поэтому привлекающая к себе более пристальное, особое внимание. В ней рассказывается о борьбе сил добра и зла, о человечности и подлом предательстве. При поверхностном, беглом прочтении эпоса повествование о кознях тайных врагов народа воспринимается как одна из многих приведенных в поэме интересных исторических легенд. Но описываемые события и поступки их участников, все же, думается, имеют прямое отношение к современным киргизскому и казахскому обществам. Суть легенды заключается в осуждении измены кровным интересам своей родины и разоблачении национал-предателей, отщепенцев, которые стремятся привести народ к расколу. Они становятся опасным орудием в руках недругов своего народа, создавая внутри него чужеродные группы изменников и тем самым принося ему больший вред, чем открытые враги, нападающие на него извне.

Чтобы суть рассматриваемого вопроса была понятной, обратимся к конкретному содержанию указанной главы из поэмы "Манас". Во время одной из жестоких битв Усен, старший брат отца Манаса - Жакыпа, попал в плен к калмыкам. Там он женился на калмычке, которая родила ему шестерых детей. Дети Усена, киргизы по происхождению, выросли, получив воспитание по калмыцким традициям, считая калмыцкий язык своим родным языком. Образ жизни, обычаи и обряды - все было другое, не как у киргизов. И вот правитель Кангюя хан Есен решил использовать эту ситуацию для того, чтобы изнутри ослабить киргизское государство. Он отправил к киргизам детей Усена, получивших в народе прозвище "козкамандар" (в контексте поэмы это слово используется в значении "отщепенцы"), превратив их в зомби, бездушных людей. Хан Есен знал, что не сможет победить киргизского батыра Манаса в открытом честном бою, и поэтому решил натравить киргизов друг на друга, использовав нечестный способ борьбы. В поэме образно рассказывается о том, какую сильную ненависть, вмерзшую льдом в его сердце, испытывал хан Есен к своему противнику:

Пока не умолкнет голос Манаса,
Не рассеется туман на моей земле,
Не прекратятся на ней разрушения,
Я свой гнев превращу в огонь,
Даю клятву, что добьюсь своего.
Когда кровожадного Манаса
Схватят и приведут ко мне,
Прикажу надеть золотую корону
И возвести на золотой трон
Калмыков и монголов,
И буду я править ими...
("Манас", 1961 г., стр. 250)

В этом эпосе повествуется о том, что на историческом пути любого народа его подстерегает много опасностей, и одной из них является проникновение в его среду тайных недоброжелателей. Заклятые враги киргизского народа использовали оборотней - по виду киргизов, а по своей внутренней сути калмыков - в качестве орудия для осуществления кровавой расправы с ним. Эти люди потеряли свое истинное лицо, забыв о святых понятиях, о чувстве долга и ответственности перед своим народом, думали только о наживе, о том, чтобы любыми путями разбогатеть и устроить свое благополучие. О них в поэме говорится так:

Чтобы извести Манаса,
Вдоволь напиться его крови
И, отрезав ему голову,
Как заслуженную долю,
Принести ее хану Есену,
Они совершили обряд принесения клятвы,
Принеся в жертву четырех кабанов...

Затем родственики-оборотни придумали коварный план но уничтожению батыра Манаса и отправили ему письмо, в котором, прикинувшись несчастными и гонимыми, излили свое горе-печаль:

Потеряли мы все, что раньше имели,
Бредем, куда глаза глядят,
Растеряв по дороге весь свой скот.
В надежде встречи с родичем
Ищем дорогу к нему,
Ведь род нашего деда - наш общий корень,
Бежим мы, спасаясь от бед,
По пустыне, где и птица
не пролетит,
По тропам, где и собака
не пробежит,
Измученные и обессиленные,
Бредем навстречу судьбе,
Когда же мы встретим тебя, батыр?

Этими словами они хотели убедить Манаса в том, что будто бы действительно скучали на чужбине по своей киргизской земле предков и хотят вернуться на родину.

Батыр Манас, защитник и опора своего народа, предводитель войска киргизов с почетом встретил вернувшихся из чужих краев родственников, и, обрадовавшись, что они соединились со своим народом, ничего для них не пожалел:

Вернувшихся пешими калмыков
посадил он на резвых скакунов,
подобных горным архарам,
с медными подковами на копытах.
На вернувшихся раздетыми монголов
надел он панцири и кольчуги,
защищающие от пули и стрелы,
ворот на них был золотом отделан,
и медь блестела на рукавах.
А тем, кто вернулся без жен,
он отдал разодетых в шелка
стройных красавиц с тонкими
талиями.
Тем, кто вернулся совсем
без добра,
подарил он аргамаков и кобылиц,
дал в придачу к ним много другого скота...

Но все это не остановило ненасытных пришельцев, лишенных понятий о чести, добре, справедливости. Их помыслы были заняты только одним: отравить Манаса, отобрать у него власть, разделить его скот и имущество между собой. Хотя их предками были киргизы, но они отвергали все киргизское, постоянно ворчали, выражая недовольство: "Почему киргизы не говорят по-калмыцки, почему Каныкей, жена Манаса, не встречает гостей по калмыцким обычаям, и чего это киргизы не едят мясо барсуков, лягушек, медведей?" Наивный и гостеприимный Манас не верил своим сподвижникам-киргизам, которые распознали истинную сущность пришельцев и предупреждали о том, что его пришлые родственники-калмыки глупые, жадные, совсем чужие киргизскому народу по своему духу. Но, в конце концов, те все же сумели зазвать Манаса к себе в гости и подсыпать ему яд в чашу с кумысом. Батыр, долго промучившись от отравления, едва избежал смерти. Так эти предатели из-за своего коварства, неудержимого стремления к наживе чуть было не привели к гибели целый народ, лишив его опоры и защиты. Вскоре пришельцы, поняв, что раскрыли свое истинное лицо и не смогут осуществить свой коварный замысел, переругались между собой и, устроив резню, сами себя истребили.
Таково краткое содержание рассматриваемой нами главы из эпоса "Манас". Но, как нам кажется, это повествование заключает в себе исторический урок, глубокий поучительный смысл. Оно подтверждает, что в любую эпоху в истории любого народа встречается такое явление как национал-предательство ("козкаманство"), но отщепенцев всегда настигает кара и проклятье народа. Более пристальное рассмотрение этой темы подводит нас к выводу, что данное явление по своей природе очень живучее, и в разные периоды истории при благоприятных для него условиях оно может возрождаться, создавая весьма серьезную угрозу для существования государства и нации.

Национал-предательство как явление имеет определенные, присущие ему признаки. Во-первых, отщепенцы выходят из среды людей, не знающих языка своего народа и поэтому чуждых ему. Из той среды, в которой они от рождения воспитывались с позиций, несвойственных своему народу представлений и понятий. Они не впитали в себя все то лучшее и ценное, что присуще народу, из которого они вышли, поэтому с равнодушием постороннего воспринимают судьбу взрастившей их родной земли. И при том, что, будучи от природы вполне разумными или даже одаренными индивидами, подобные люди не могут стать настоящими сынами и опорой своего отечества. Отщепенцы, не зная родного языка, не могут понять душу и чаяния своего народа, его думы и печали, вникнуть в мир его заветных мечтаний и надежд. Они не в состоянии постичь все то, что создано гением, талантом и мудростью породившего их народа: ни задушевную красоту народной мелодии и песни, ни сокровенного звучания домбры и величия кюя, ни оставленных дедами в наследие потомкам слов назиданий, поучений, хранящих многовековой жизненный опыт народа. И если в рассматриваемом эпосе отщепенцы выросли на чужой стороне, будучи оторванными от своей родины, то их современные "преемники" и "последователи" на исконной земле своих предков вырастают чуждыми своему народу.

Для отщепенцев свойственно незнание истории родной земли и даже высокомерное нежелание знать ее. Эти невежды считают, что взрастивший их народ не создал ничего ценного, чем можно гордиться, брать за образец, потому что все достижения человечества будто бы созданы только другими народами. Они считают "прозорливыми стратегами" тех, кто, якобы радея о будущем народа, на самом деле топчут интересы народа, ради собственного благополучия готовы подчиниться враждебной силе, сознательно стараются принизить величие героев, пожертвовавших свои жизни ради чести и свободы родной земли. Национал-предателям непонятно высокое значение такого священного понятия, как "независимость", потому что для них венцом исполнения желаний является возможность сладко есть и пить, достижение собственного благополучия. А такие слова, как свобода, равенство употребляются ими всуе, ради красивой фразы.

Манкуртизм и козкаманство представляют собой два разных явления, между которыми есть существенные различия. Манкурты даже достойны жалости, ибо у них ужасная судьба несчастных пленников, попавших в рабство, испытавших на себе всевозможные издевательства, насилие. Из-за этого они не помнят себя, кто они и откуда, сохранив при этом способность только к обусловленным грубыми врожденными рефлексами действиям. Они неспособны отличить добро от зла, близкого человека от чужого, готовы убить родную мать, принимая ее за врага. Поэтому их и называют манкуртами, безмозглыми существами. В отличие от них, козкаманы не лишены сознания, разума. Они заканчивают школы, университеты и даже могут занимать высокие должности. Многие из них назубок знают историю и философию разных стран, щелкая их, как орешки; они могут без устали сыпать словами и понятиями типа справедливость, права человека, цивилизация, дружба, согласие, мир. Если посмотреть на них со стороны, то они представляют из себя безупречно выступающих ораторов, знатоков всего и вся, лучше любого ясновидца и прорицателя уверенно решающих судьбы мира, как будто он лежит у них на ладони. Но у них у всех есть одна общая болезнь, которая неизлечима или требует длительного лечения. И это - пренебрежение национальными традициями, нежелание знать их и признавать, умение на словах выставлять себя перед народом патриотами, а чуть в сторону - и уже готовы найти общий язык с любым заклятым врагом своего народа. Самое худшее - готовность в любой момент предать кровные интересы нации, втоптать в землю ее честь и достоинство, за спиной народа договориться с теми, кто хочет лишить его независимости. Если манкурты - это бедолаги, не по своей воле впавшие в беспамятство, то козкаманы - это злоумышленники, осознанно выступающие против собственного народа, стремясь навредить ему.

И еще одно объединяет отщепенцев-"козкаманов" из эпоса "Манас" и их современных последователей. Внешне не проявляя враждебности, они исподволь готовят гибель своему народу, действуя по указке другого государства. Вот как описываются тайные замыслы врагов киргизов в поэме:

И сверкали их сабли,
И трещали их луки,
И мечтали они окружить
Захмелевшего батыра Манаса,
Закусать его, как свора
Взбесившихся злых собак,
Отрубить ему голову
И доставить прямо к ногам
Пославшего их к киргизам хана Есена,
Водрузить на себя золотую корону…

Так мечтали они, предвкушая удачное исполнение своих коварных планов. Необходимо отметить также, что "козкаманы" хотели обманным путем победить батыра, напоив его и усыпив его бдительность. И хотя времена меняются, но и в другие периоды истории, да и в современную эпоху, водка или вино используются для массового оболванивания народа, чтобы внешним силам легче было завладеть каким-либо народом или его землей, ослабив его изнутри.

Главная опасность заключается в том, что в наши дни отщепенцы стараются убедить народ в своем якобы искреннем желании помочь ему, хотят показать, что пекутся о его интересах, всячески проявляя показную заботу о нем. На деле же, в трудные для родины времена они моментально скидывают свои личины "истинных патриотов" и отворачиваются от своих соотечественников. У них слова настолько расходятся с делом, что народ, поверив им, может сбиться со своего истинного пути. Иногда он, запутавшись в паутине красивых лозунгов, поддавшись тотальному обману, потом часто оказывается не в состоянии различить, где правда, а где ложь; и, в конце концов, он может потерять ощущение реальной угрозы своим интересам, грозящей обществу настоящей опасности.

История отщепенцев киргизского народа из эпоса "Манас" в наши дни помогает лучше понять суть и других негативных явлений подобного характера. Современные "козкаманы" - это те, кто не ценит достойных людей своей земли, не обращает внимания на тяжелое положение простого трудящегося народа; кто, стремясь удержать в руках "жирную кость", готов без колебаний и угрызений совести, ради собственного блага пожертвовать священными традициями своего народа, заветами предков. Их идол - деньги, ради достижения богатства они готовы забыть родной язык, перейти в другое вероисповедание, предав свою истинную веру; способны воспринять чуждые ценности, отказавшись при этом от духовного наследия своего народа, забыв о сыновнем долге перед заботливо взрастившими их родителями. Нет необходимости уточнять, много или мало подобных отщепенцев и козкаманов в наше время, вести им счет. Как бы то ни было, ясно одно - это трудноизлечимая болезнь, достаточно прочно обосновавшаяся на теле современного казахского общества.

Необходимо отметить, что и внутри нашей страны, и за ее пределами немало тех, кому мешает независимость казахской земли. Понятно, что эти силы следуют в русле прочно укоренившегося имперского сознания, которое еще не скоро изживет себя. Однако мы не можем утверждать, что сейчас наш народ может до конца распознать своих, не менее опасных, скрытых недругов. Это находящиеся среди нас национал-предатели, отщепенцы, своим обличьем похожие на казахов, но душа и истинная суть у них - неказахские. Они ощущают себя маргиналами, не думают о народных интересах, преследуя лишь свои корыстные цели на уровне обывательского сознания. И только поняв сущность современных "козкаманов", хотя и считающих себя идущими в ногу с прогрессом представителями передовой цивилизации, но всегда готовых без всякого стеснения предать национальные интересы своей родины, наш народ сможет оградить себя от возможной опасности, исходящей от них.

№6 за 14-20 февраля 2003

Источник - Доживем до понедельника (Казахстан)
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1045213500
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх