КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 31.01.2003
23:08  Азиада-2003. Казахстан отправил на 5-е зимние азиатские игры 90 спортсменов
22:42  Белорус Олег Козловский избран президентом Ассоциации цыган стран СНГ и Балтии
22:19  НАМАКОН - "В-52" над Москвой. Американцы готовятся к вторжению в Россию
21:48  На закрытой встрече с муфтием В.Путин назвал Россию мусульманской страной
15:04  Афганский фильм "Огненный танцор" приглашен на кинофестиваль "Трибека"
14:23  В Узбекистане продолжается строительство моста через Амударью
12:18  В Туркменистане проходит тендер на строительство линии волоконно-оптической связи
11:49  Афганистан: Взрыв автобуса на мосту близ Кандагара и крушение американского вертолета в Баграме
11:44  Кто к нам с казаном придет... Как поживают мигранты из Кыргызстана в Чехии
10:59  Видит око... Казахстан никак не определится с развитием Карачаганакского газового проекта
10:53  Горепродукты. Латвия поставила в Казахстан ядовитую (диоксин) кильку
10:47  Хозяева медных гор. Монголия пытается вытеснить Россию с своего комбината "Эрдэнэт"
10:33  "Грязная бомба" в Лондоне. По данным ВВС "Аль-Каеда" вполне могла заиметь неучтенный заряд из экс-СССР
10:27  А.Ватанка - Трения между Азербайджаном и Ираном мешают решению Каспийского вопроса
10:19  Украина просит у Туркмении больше газа. Идут переговоры
10:09  "Эхо" - Взрывы на трубе Баку-Супса были диверсиями? Пора вводить "миротворцев"
09:46  Figaro - Монтазери возвращается. Иранским аятоллам придется потесниться
09:22  Азия-плюс - Таджикистан готовится к вступлению в ВТО. Меморандум подписан
09:13  Процесс идет. Ежедневно на проект трубы "Баку-Джейхан" тратится $4 млн.
09:10  Мода на "панамы". Кто даст Лужкову 250 млрд. рублей, чтобы повернуть Сибирские реки на юг
08:58  В Каспии становится тесно. Танкерный флот "Лукойла" вызвал сенсацию
08:54  "НГ" - А.Акаев: "Собаки лают, караван идет". Киргизия накануне референдума
01:21  Партия исламского возрождения создавалась в Москве в конце 80-х годов
01:00  Р.Дырылдаев - За 2 дня до Референдума в Кыргызстане. Печальный опыт и прогнозы.
00:45  "НВ" - Джихад в Европе. Боевики уже делят Старый Свет на "исламские республики"
00:43  Как исламисты отравили Ислама Каримова. "Новая газета" делится опытом... рождения слухов
00:37  А.Дубнов - Акаев получит все. В Киргизии очередной референдум
00:33  В защиту осужденного в Казахстане "за изнасилование" журналиста-оппозиционера выступила... Дарига Назарбаева
00:28  Афганский пленник - Ильхам Ботаев. Беседа с казахским талибом из лагеря "Гуантанамо"
00:21  Ю.Александров - Два конкурента. "Транснефть" и КТК в междутрубье
00:20  В Киргизии объявлен конкурс на проект "Арки 2200-летия кыргызской государственности"
00:17  "Немецкая волна" - США применили в Афганистане химическое оружие?
00:13  Песни с чужого голоса... Как российские журналисты клевещут на Туркменистан
00:12  Делегация ТРАСЕКА инспектирует строительство железной дороги Киргизия-Кашгар
00:07  "DW" - Правозащитник Тургуналиев обвиняет Киргизские власти в подкупе избирателей
00:02  "ЕЖ" - Сосед по прошлому. В Туркменском вопросе Москва придерживается осторожного нейтралитета
00:00  Руф Дейблер - Мухаммад Салих и политические преобразования в Узбекистане в 1979-95 годах. Часть 2
Четверг, 30.01.2003
21:33  "Я взял своих детей и уехал в Европу..." Балетмейстер из Таджикистана ставит спектакли в Лодзи
18:51  Китай - единственная надежда и двигатель мировой экономики
18:37  Новым пресс-секретарем Президента Кыргызстана стал Абдил Сегизбаев
16:37  Взносы стран ЦентрАзии в регулярный бюджет ООН в 2003 году
14:36  ГосДеп США приветствует расширение нефтепроекта "Тенгиз-Шевройл" в Казахстане
14:33  ЮНЕСКО - В Афганистане грамотны 52% мужского и 22% женского населения старше 15 лет
14:28  Российский "Газпром" просится поразрабатывать Имашевское месторождение в Казахстане
13:57  "МС" - Периметр раздора. Ошский базар как зеркало рыночных реформ в Киргизии
13:51  Р.Приживойт - В меню власть и деньги, или За что предлагается голосовать кыргызстанцам на референдуме
13:26  Эксперты ЕС совершенствуют налоговое законодательство Кыргызстана (пресс-релиз)
12:52  Р.Бурнашев и И.Черных - Вооруженные силы и военно-политический курс Республики Узбекистан
12:45  Е.Пастухов - Пакистан и Индия: время собирать камни. (взгляд из Казахстана)
12:36  "ВБ" - "Звезды" киргизской эстрады единодушно за референдум: от певицы Осмоналиевой до барда Марусича
12:23  М.Кларк - Борьба за информацию в Туркменистане. Люди хотят слышать новости без цензуры
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Ю.Александров - Два конкурента. "Транснефть" и КТК в междутрубье
00:21 31.01.2003

ВТОРАЯ АТАКА НА "ТРАНСНЕФТЬ"

Юрий АЛЕКСАНДРОВ - доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН

Итак, проект нефтепровода Западная Сибирь-Мурманск по крайней мере заморожен. События, о которых пойдет речь, начали разыгрываться в конце прошлого года, когда четыре крупнейшие российские нефтяные компании - "ЛУКойл", ЮКОС, ТНК и "Сибнефть" - заключили между собой соглашение о совместном строительстве магистрального нефтепровода из Западной Сибири в порт Мурманск. Это весьма дорогостоящий проект стоимостью от 3 до 5 миллиарда долларов для экспорта нефти из находящегося сейчас в процессе освоения Тимано-Печорского региона в США. Кроме того, недавно ведущие нефтяные компании обратились в правительство с предложениями ограничить транзит казахстанской нефти в западном направлении, повысить пропускную мощность экспортной нефтепроводной системы за счет увеличения загрузки трубопровода Холмогоры - Клин и восстановить сокращенный российской стороной более чем на треть вывоз нефти через латвийский порт Вентспилс.

Главное во всем этом, конечно, Мурманский проект.С точки зрения нефтяников, он выглядит привлекательным. США все сильнее притягивают внимание наших растущих нефтяных компаний как потенциальный покупатель. Компании не обременяют государство проблемой освоения новых нефтяных запасов и теоретически готовы снять с него заботу о финансировании столь крупного и значимого транспортного проекта. Его реализация открывает перспективу экономического развития крупного региона страны и обещает правительству новый источник налоговых поступлений. Наконец, нефтяников все сильнее беспокоит угроза отставания развития магистральной нефтетранспортной системы страны от темпов роста добычи нефти.

Что "естественного" в государственной монополии?

Тем необъяснимее кажется на первый взгляд позиция правительства, которую озвучил премьер-министр Михаил Касьянов во время своего визита в Мурманск. Хотя по сути дела он просто подтвердил общеизвестное. В соответствии с действующим в стране законодательством, все магистральные трубопроводы - нефтяные, нефтепродуктовые, газовые - принадлежат государству и по закону имеют статус естественных монополий. То есть агентов экономики в таких ее областях, в которых конкуренция привела бы только к снижению доходов каждого из ее участников, но не их издержек. Проблема, однако, в том, что времена могут меняться. Там, где при одних условиях чья-то монополия действительно является естественной по рыночным критериям эффективности, при других она уже становится тормозом на пути экономического развития. Может быть, ситуация в российской нефтяной отрасли изменилась или, по крайней мере, начинает меняться именно сейчас? Если да, то почему так упирается правительство?

В самом деле, утверждение компании "Транснефть" на роль "естественного монополиста" в постсоветской России было предопределено не просто чьей-то доброй или злой волей, а историей развития отечественной нефтяной отрасли с 60-х годов прошлого века. В те времена стала быстро снижаться добыча нефти в основном тогда для страны на протяжении многих лет Урало-Поволжском регионе. На смену ему пришли открытия в Западной Сибири, начиная со знаменитого Самотлора, запасы которого исчислялись миллиардами тонн. И это, помимо всего прочего, продиктовало стратегию развития национальной системы транспортировки нефти именно как естественной монополии, поскольку основной поток ее шел из одного региона.

Такое положение в основном сохраняется и поныне. Однако кое-что начинает меняться - прежде всего, привычные представления о географии добычи нефти. До последнего времени понятия "государственная монополия" и "естественная монополия" на транспортировку нефти практически совпадали. Но сейчас мы видим уже несколько другую картину. На Каспии компании "Транснефть", которая по поручению государства реализует функцию естественной монополии, противостоит КТК - международный Каспийский трубопроводный консорциум. Обе транспортируют нефть в одном направлении - на российский черноморский порт Новороссийск. А потому отношения между ними очень скоро приобрели конфликтный характер. "Транснефть" взимает плату за свои услуги по утвержденному государством тарифу, в то время как КТК - по своему усмотрению, исходя из задачи привлечь как можно больше поставщиков. При этом он не останавливается даже перед нарушением ранее достигнутого соглашения с Россией - предоставлять тарифные льготы только своим членам, но не поставщикам-аутсайдерам.

Сегодня схожая ситуация возникает на российском Северо-западе. Еще вчера по контролируемым "Транснфтью" магистральным нефтепроводам на экспорт в этом направлении шла нефть только из регионов ее традиционной добычи. Но сейчас компании, которые предлагают маршрут Западная Сибирь - Мурманск, имеют в виду совершенно новый проект - полностью частную инициативу, начиная с разработки месторождений нефти в прежде не осваиваемых регионах и кончая ее экспортом. И все за свои деньги. Казалось бы, какие тут могут быть возражения? Тем более если учесть, что инициаторы проекта не выступают против участия в нем государства в лице компании "Транснефть". По их мнению, последняя могла бы стать оператором системы или играть какую-то другую роль. Главное, чтобы компании, готовые вложить свои средства в строительство нефтепровода, потом устанавливали бы по своему усмотрению тарифы на прокачку нефти. И кроме того, имели бы преимущественное право на экспорт нефти через новую систему пропорционально вложенным средствам, подрывая тем самым установленный государством и действующий до настоящего времени фундаментальный принцип равного доступа нефтяных компаний к экспортной трубе.

Экономика и политика

Итак, по сути речь идет об атаке на государственную монополию на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам на экспорт. Притом, уже о второй атаке. Первая произошла несколько лет назад, когда компания "Транснефть" начала реализовывать проект первой очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС), задуманной с целью вывести экспортную нефть в Европу (а возможно, и на более широкие мировые просторы) через новый российский порт Приморск, а не через бывшие советские республики, а ныне независимые государства Балтии. Уже тогда несколько российских нефтяных компаний во главе с "ЛУКОЙЛом" попытались нарушить принцип монопольной собственности государства на магистральные трубопроводы и его исключительного права устанавливать тарифы на прокачку по ним нефти. Компании пытались добиться тогда участия в акционерном капитале БТС и, как следствие, в определении порядка доступа к экспортной трубе и регулирования тарифов.

В тот раз атака была легко отбита государством. Вопрос об источниках финансирования строительства БТС был решен административным путем - включением дополнительной инвестиционной составляющей в тариф на прокачку экспортной нефти компаний по магистралям "Транснефти". В претензии на долю в акционерном капитале БТС им было просто отказано, и компании "проглотили" это без всяких скандалов. Такая легкость решения объясняется тем, что тогда речь шла только о транспортировке нефти на экспорт, но не о том, откуда она должна взяться. Сегодня положение дел существенно меняется. Лишь некоторые из крупнейших российских нефтяных компаний (как, например, "Сургутнефтегаз") продолжают сейчас делать основную ставку на старые, разрабатываемые еще с 60-х годов, месторождения. Остальные все активнее устремляются в новые регионы. Для компаний, которые проявили интерес к Мурманскому проекту, это прежде всего Тимано-Печорский и Ямало-Ненецкий регионы. То есть такие края, в которых нефтетранспортная сеть, контролируемая "Транс нефтью", не сильно развита и потому государственная монополия на магистральную прокачку нефти не обязательно является там "естественной монополией" в том смысле, в каком это понимается теорией рыночной экономики. А значит, право собственности государства на нефтепроводы, которые должны связать новые регионы добычи нефти с новыми экспортными терминалами, нуждается в обосновании. Тем более, что и добывать нефть, и строить нефтепроводы вместе с экспортными портовыми терминалами собираются сами нефтяные компании. Звучит вполне логично. Но что же не устраивает в этом правительство?

Сегодня в России государство регулирует тарифы и объемы экспортной транспортировки нефти по магистральным трубопроводам не только как вида деятельности, квалифицируемой по разряду естественных монополий. Перед ним стоят еще, как минимум, две задачи. Первая - это необходимость поддерживать приемлемое для национальной экономики соотношение между поставками нефти на экспорт по мировым ценам и на внутренний рынок по намного более низким ценам. Вторая - совокупность геополитических проблем. Именно здесь интересы нефтяных компаний как субъектов экономической деятельности и государства как субъекта обеспечения национальной безопасности могут не вполне совпадать.

Такое несовпадение нашло, например, выражение в самое последнее время в споре по поводу выбора направления для гигантского дальневосточного нефтепровода - в Китай либо к Тихоокеанскому побережью с прицелом на АТР. За цифрами ожидаемых расходов на строительство и сроков окупаемости каждого из проектов встает проблема стратегического выбора - как геоэкономического, так и геополитического. То же самое можно сказать и в отношении транзита через Россию казахстанской нефти. Для наших нефтяных компаний это вопрос доступа со своей нефтью к экспортной трубе, для государства - еще и вопрос о перспективах СНГ и о роли в нем российско-казахстанских отношений. Аналогичным образом обстоит дело со странами Балтии - региона, в котором тесно переплелись проблемы геоэкономики, геополитики и обязанности российского государства защищать интересы проживающего там русского населения. Пока проблема обеспечения национальной безопасности и стратегических интересов нашей страны в непосредственно окружающем ее пространстве еще не решена даже по минимуму, не время смотреть на государственную политику только как на средство обеспечения экономических интересов производителей и экспортеров.

30.01.03

Источник - Политком Ру
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1043961660
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх