КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 30.01.2003
21:33  "Я взял своих детей и уехал в Европу..." Балетмейстер из Таджикистана ставит спектакли в Лодзи
18:51  Китай - единственная надежда и двигатель мировой экономики
18:37  Новым пресс-секретарем Президента Кыргызстана стал Абдил Сегизбаев
16:37  Взносы стран ЦентрАзии в регулярный бюджет ООН в 2003 году
14:36  ГосДеп США приветствует расширение нефтепроекта "Тенгиз-Шевройл" в Казахстане
14:33  ЮНЕСКО - В Афганистане грамотны 52% мужского и 22% женского населения старше 15 лет
14:28  Российский "Газпром" просится поразрабатывать Имашевское месторождение в Казахстане
13:57  "МС" - Периметр раздора. Ошский базар как зеркало рыночных реформ в Киргизии
13:51  Р.Приживойт - В меню власть и деньги, или За что предлагается голосовать кыргызстанцам на референдуме
13:26  Эксперты ЕС совершенствуют налоговое законодательство Кыргызстана (пресс-релиз)
12:52  Р.Бурнашев и И.Черных - Вооруженные силы и военно-политический курс Республики Узбекистан
12:45  Е.Пастухов - Пакистан и Индия: время собирать камни. (взгляд из Казахстана)
12:36  "ВБ" - "Звезды" киргизской эстрады единодушно за референдум: от певицы Осмоналиевой до барда Марусича
12:23  М.Кларк - Борьба за информацию в Туркменистане. Люди хотят слышать новости без цензуры
12:16  Что фундаментально, что преходяще? Академик Т.Койчуев толкует новый вариант Киргизской Конституции
12:12  Принц Ирана Реза Пехлеви предпринял тайную поездку в Лондон
11:56  Воды отходят. 2 тысячи ученых разных стран ищут спасения от глобальной жажды в Казахстане
11:52  "Э-К" - Казахстанские мажилисмены требуют немедленного вывода американских войск из Киргизии
11:46  IWPR - Узбекистан объявляет соседям (и собственным гражданам) торговую войну
11:43  З.Абдуллаев - Центристам тоже трудно. Становление Социал-демократической партии Таджикистана
11:41  Таджикистан отправил в Японию на 5-е зимние азиатские игры двух горнолыжников
11:39  Д.Беннет - Казахстан: импорт ядерных отходов откладывается
11:33  Российские ученые пытаются минимизировать зависимость страны от казахстанского кокса
10:14  "Къ" - Зачем СССР заставлял рожать таджикских женщин... Саммит СНГ в Киеве прошел не скучно
10:10  Просто встретились две экономики... Казахстанские депутаты о кризисе на границе с Узбекистаном
10:03  Время МН - В СНГ появится общая зона... свободной торговли
09:50  В.Третьяков - Вечно живые сверхдержавы. Полемика с Е.Примаковым
09:28  Кыргызстану осталось продержаться еще 1,5 года до списания $449 млн. внешнего долга
07:05  Гимнастка Амина Зарипова (жена лидера группы "Несчастный случай") не может получить российское гражданство
00:39  А.Акаев - "Наш паспорт напечатан на трех языках" (интервью "МК")
00:31  Independent - США втянулись в Афгане в самое жестокое сражение за последний год
00:21  Скажите "нет"! Общественный штаб непримиримой оппозиции призывает к срыву референдума в Киргизии
00:16  Пепел Освенцима. "Немецкая волна" нашла в Туркмении концлагеря
00:05  "ВН" - Разошлись дороги. Узбекистан избавляется от транзита через Туркмению
00:02  Туркменбаши заменил ректоров академии художеств и института культуры. Тоже заговорщики?
00:00  Поздравляем! Исламу Абдуганиевичу Каримову исполнилось 65 лет
Среда, 29.01.2003
23:58  Новым главой СНГ единогласно избран Л.Кучма
23:08  Дорогой наш духовный Отец, Великий Сапармурат Туркменбаши! Обращение награжденных правоохранителей
19:29  В Кыргызстане создан единый государственный фискальный орган – комитет по доходам
19:11  С середины февраля (дата уточняется) Россия начинает обязательную выдачу миграционных карт
19:05  Казахстан создает межведомственный банк данных на лиц, причастных к наркоторговле
19:00  Туркменбаши повелел. Ашхабад украсит величественный Университетский городок
12:53  Начат "непростой разговор". В Киеве открылась неформальная встреча глав СНГ
12:30  Сотрудник "Голоса Америки" Али Ахмад Джалали назначен новым министром внутренних дел Афганистана
12:26  Известный казахстанский журналист Дуванов осужден на 3,5 года за изнасилование несовершеннолетней
12:22  В Баку прошел очередной саммит организации ТРАСЕКА. Альтернативным транспортным коридорам быть!
12:01  Азиада в Алматы? Казахстан готовится в 2014 году провести зимние Азиатские игры
11:21  М.Койчукулов - Религиозный экстремизм в ЦентрАзии на примере Кыргызстана
11:04  "Время МН" - Арестован глава "Русского депозитного банка" Леус. Не кради миллионы Туркменбаши
10:48  Д. де Трей (Всемирный Банк): Управление водными ресурсами – основная проблема Казахстана
10:42  "Эхо" - Власти Ирана освободили аятоллу-оппозиционера. "Муллократы" идут на уступки
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
Что фундаментально, что преходяще? Академик Т.Койчуев толкует новый вариант Киргизской Конституции
12:16 30.01.2003

Что фундаментально, что преходяще?

Т. КОЙЧУЕВ,
академик Национальной академии наук.

РЕДАКЦИЯ Конституции в новом варианте как окончательный проект вынесена на всенародный референдум. Безусловно, она будет принята.
Хотя борьба на референдуме будет. Как властями, так и оппозиционными силами "запущен" механизм привлечения голосов, но уже можно прогнозировать принятие новой редакции. Вопрос в том, что важнее всего гражданскому обществу? Если ответ будет найден правильно и если мнения народа. власти, оппозиции сойдутся в понимании того, "что важнее всего", тогда можно найти гражданское и политическое согласие в обществе. Значит, непримиримая позиция непродуктивна.

Итак, применительно к новой редакции Конституции важнее всего правильное осознание и единое толкование ее положений и статей.
Второе "важнее всего", по существу, наиважнейшее - это конституционная защита прав и свобод человека, гражданского общества в реальности, пресечение нарушений со стороны власти и политических сил, обеспечение экономического и духовного благополучия, безопасности жизни людей и их имущества.

Перераспределение властных функций между ветвями власти -это не "важнее всего", хотя необходимо предпринять все, чтобы система управления страной была действенной, эффективной и гуманизированной. Она действительно должна стать системой, а не набором разрываемых противоречиями блоков. Народу не важно, у кого власти больше, - у Президента или Жогорку Кенеша, ему важно, чтобы власть выполняла волю народа и содействовала достижению достойной жизни.

Сегодня, в преддверии референдума, общество должно глубоко осмыслить положения и статьи Конституции и публично озвучить свое понимание через отклики, статьи, выступления своих представителей из разных социальных слоев. Граждане имеют конституционное право на свободу слова, и власть не должна искать врагов, ей необходимо "узнать и увидеть", как народ понимает и относится к проведению важной политкампании.

Это полезно, во-первых, чтобы уже при действии новой редакции властные силы на разных уровнях правильно толковали и применяли соответствующие положения и статьи и защищали права и свободы человека. Во-вторых, известно, что если одни положения и статьи Конституции носят фундаментальный характер и пригодны на "все времена", то другие исходят из реалий сегодняшнего дня, носят преходящий характер, и в будущем они будут изъяты. Значит, нужно выделить эти фундаментальные и преходящие положения. И соответственно проводить государственную политику. Хочу конкретно остановиться на отдельных положениях новой редакции Конституции. Прежде всего, отмечу, что "техническое" оформление или "юридический язык" новой редакции лучше, чем язык действующей редакции или сводного варианта.

Более широко и глубже отражены права и свободы человека. Так, статья 16 в главе второй, разделе втором в действующей Конституции и сводном варианте имеет всего 2 пункта, а в вынесенном на референдум варианте - 22. Мне кажется, что это правомерно, если мы действительно хотим, чтобы страна наша стала страной прав человека реально, а не на словах.
В главе второй, разделе первом, в котором речь идет о гражданстве, в ст. 13 по новой редакции внесен серьезный пункт: "Гражданин Кыргызской Республики не может быть выдан другому государству". Это - защита государством своего гражданина.

Хочу подчеркнуть принципиальные положения, которые есть во всех вариантах редакций Конституции. В главе второй, разделе втором, в ст. 19 записано, что "частная собственность признается и гарантируется в Кыргызской Республике как неотъемлемое право человека, естественный источник его благосостояния, деловой и творческой активности, гарантия его экономической и личной независимости". В главе второй, разделе третьем, в ст. 37 записано, что "социальная деятельность государства не должна приводить к замене государственным попечительством экономической свободы и активности, возможности гражданина самому достигать экономического благополучия для себя и своей семьи".

Из двух указанных статей предельно ясно, что каждый трудоспособный человек должен сам стать творцом благополучия своей судьбы и семьи.
И вместе с тем государство в необходимых случаях берет на себя социальную защиту и поддержку. В главе второй, разделе третьем, в ст. 27, пункте 2 записано: "Пенсии, социальная помощь в соответствии с экономическими возможностями общества должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума". Для населения это как бальзам на душу. К сожалению, пока населения, живущего с доходом ниже прожиточного минимума, еще достаточно много. Бедность в обществе - наиболее болезненная и трудно решаемая задача.
Для решения проблем социально-экономического благополучия населения, защиты целостности и национальной безопасности государства, функционирования рыночной экономики наиболее соответствует многоукладная структура экономики. И это тоже подтверждено в новой редакции (глава первая, раздел первый, ст. 4).

Некоторые положения, на мой взгляд, носят преходящий характер, и в будущем потребуются отдельные корректировки. Так, в главе третьей, разделе втором, ст. 46,пункте 7 записано, что Президент "образует и упраздняет Службу национальной безопасности". Служба национальной безопасности подчиняется непосредственно Президенту (никто не возражает), но она призвана обеспечивать безопасность не только власти, но и всего государства. Поэтому образование и упразднение ее должны согласовываться с Жогорку Кенешем, правительством.

По новой редакции Конституции (глава четвертая, ст. 54, пункт 2) депутаты будут избираться по одномандатным территориальным избирательным округам. Значит, политическим партиям не будут предоставляться квоты? Означает ли это, что политические партии еще не проявили себя в достаточной степени как значимая общественная сила и надо ждать, когда она дозреет? Или дуализм подхода к выборам не оправдал себя? Надо было бы как-то ясно ответить на этот вопрос.

Смущает пункт 9 ст. 56,главы четвертой: депутаты сами могут лишать депутатства своего коллегу за систематическое отсутствие без уважительных причин на заседаниях парламента. Он же избран на выборах. Механизм "приучения" депутата к дисциплине мог бы быть другим и простым - существенно удерживать из зарплаты за каждый прогул.

В главе шестой, ст. 82, пункте 3 признается, что свои полномочия Конституционный суд выполняет "по запросам Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша, правительства, Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики". Не получится ли так, что ветви власти будут оспаривать между собой свои конституционные права? Далее, означает ли это, что политические и общественные организации, органы местного самоуправления, граждане страны не имеют права обращаться в Конституционный суд? Если да, то как он может выполнять свои полномочия, которые объективно предполагают "заслушивание" мнений не только высших властей власти.

Вызывает вопрос право Конституционного суда "решать вопрос о конституционной деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций". Ведь они сами по себе не возникают, а получают соответствующие разрешение и регистрацию в Министерстве юстиции. Тем самым существование партии становится конституционным. Другое дело, соблюдаются ли в их действиях законы или нарушаются? Но не дело Конституционного суда "проверять" деятельность политических и общественных организаций. Для этого есть Министерство юстиции. Конституционный суд должен определять: не нарушают ли органы власти конституционные права и свободы человека, политических и общественных объединений, гражданского общества.

После принятия новой редакции Конституция в "обновленном свете" начнет действовать. Судя по заявлению главы государства, нынешний парламент продолжает работать дальше, разделив функции между членами и семью комитетами. Тут есть вопрос. По-новому Жогорку Кенеш будет состоять из 75 депутатов. Ныне - 105 (60 - ЗС,45 - СНП). Так как, все 105 сохранятся, или 30 человек будут сокращены и каким образом?

Какие варианты решения возможны? Один вариант - весь парламент распустить и объявить новые выборы. Второй - можно только СНП распустить и объявить выборы на 15 вакансий, которые вместе с 60 депутатами ЗС составят новый депутатский корпус. Впрочем, возможны и другие варианты.

Реальное действие новой редакции покажет, какие ее положения выдержат испытания временем, а какие подвергнутся изменениям. Одно ясно: предпринимается "конституционный шаг" вперед, и некоторые "конституционные" пробелы остаются. Жизнь, однако, не стоит на месте. Она меняется. И учит! И общество развивается и становится мудрее...

30 января 2003

Источник - "Слово Кыргызстана"
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1043918160
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх