КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 24.01.2003
22:50  Исламский революционный суд (Иран) судит азербайджанского журналиста. Не к тому призывал соотечественников?
20:00  Люди говорят... Слухи и сплетни из новой афганской газеты "Кабульский еженедельник"
19:44  В.Трубников (1-й зам. МИД РФ): С падением режима талибов наркоугроза со стороны Афганистана не уменьшилась
16:52  Европа возмущена заявлением шефа Пентагона. Ответ Франции: "Merde" ("Дерьмо")
16:32  В Таджикистане новым заместителем премьера назначен Асадулло Гуломов
16:17  В.Путин подписал распоряжение "О проведении Года Казахстана в России"
14:00  В Пекине появилась первая улица с мусульманским колоритом "Нюцзе"
13:22  Вароруд - Имидж Согда. Таджики считают себя прямыми потомками древних согдийцев
12:52  "РГ" - Бомбардировки инициируют землетрясения. Куда провалится нефтяное море?
12:15  Синьхуа - Китайские специалисты о возможных военных действиях США против Ирака
11:43  Дай мзду и проходи. Для кого открыли кыргызско-таджикскую границу?
11:35  Казахстан пытается заинтересовать Китай в сохранении озера Балхаш
11:02  Р.Абдухоликзода - "Наркопоезд" сменился "наркосамолетом" или новый взгляд на старую тему
10:57  Завтра.ру: Террор как фурор. Даешь деньги - не террорист, не даешь денег - террорист
10:42  В Туркмении создан национальный клиринговый центр
10:32  Казахстан рассчитывает получить большую часть медалей на V-х зимних Азиатских играх
10:03  Китай-Россия: экологическая война за лягушек на пограничных реках
09:53  Вузы Киргизии получили бесплатный доступ в Интернет, до 2005 года
09:25  И.Торбаков - Турция вынуждена пересматривать свои внешнеполитические ориентиры
09:01  В Пакистане ядерное оружие в большей безопасности, чем в России
08:47  Комментарий МИД Узбекистана к депортации гражданина РФ Н.Митрохина
08:35  Президент Ирана Хатами направляется в Индию на празднование дня республики
08:13  В Таджикистане вас встречает бедность, доброжелательность и ...Ходжа Насреддин
08:01  Левиафан выдыхается. Сбои в американской экономике заставили Дж.Буша вмешаться в бизнес
07:49  Политбюро ЦК КПСС и Политбюро Путина. У нынешнего и "труба пониже, и дым пожиже"
06:59  В.Плоских - Этапы становления кыргызской государственности
05:44  Секс-туризм Мишеля Уэльбека. У Запада нет врагов - есть лишь то, что мешает получать наслаждение: ислам, Ирак...
03:13  Мемориал - В Туркмении по делу о заговоре уже арестовано до 67 человек (подробности)
02:25  Научился летать, падая с деревьев. В Китае нашли 4-х крылого динозавра
02:07  На казахстанско-российской границе нет спорных территорий в общепринятом смысле
01:34  В целях реализации прав граждан на купание, в Азербайджане национализировано все побережье Каспия
01:11  Эпидемии гриппа дошла до Киргизии. В Бишкеке скорая принимает до 28 вызовов в сутки
00:54  В Китае определены нормы "малого достатка" в жилищной сфере до 2020 года
00:10  Четверо узбекистанцев примут участие в Пятых Зимних Азиатских играх
00:05  Посол Казахстана в РФ посетил Томск по приглашению "Востокгазпрома"
00:01  Вашингтон рассматривает антивоенные протесты в США как "традицию, освященную временем"
Четверг, 23.01.2003
23:19  Почему терроризм работает? Книга американского юриста вызвала шок в Америке
22:25  Синьхуа - Индийско-пакистанская провокация против дипломатов
20:00  На кантском аэродроме Киргизии разместятся российские авиагруппы
19:27  Глобализация - это "фиговый листок", которым пытаются прикрыть американизацию планеты
18:35  Высший экономический суд Таджикистана отменил приватизацию АО "Сугдгаз"
17:06  Анатолий Гужвин - В каспийской политике России активно проявляется региональный аспект
15:49  Страна.Ru - Голая баба на кресте как символ правозащитного движения
15:01  Алишер Таксанов - Оценка Конституции Узбекистана с точки зрения прав и свобод человека
14:23  Аль-Каида "заказала" политиков разных стран. №1 - Карзай, №2 - Мушарраф, №3...
13:39  Книга судеб. Генпрокуратуре Туркмении поручено издать фолиант о "предателях родины"
13:36  Акаев, вслед за Каримовым, отказался ехать на саммит СНГ в Киев. Референдум мешает
13:26  "НГ" - Покушение на Туркменбаши переплюнуло знаменитое "дело врачей"
13:08  "Доктрина Путина" и раздел Каспия. В Кремле новое увлечение... геополитикой
13:03  Российские фрегаты не хотят стрелять в руках индийцев. Срывается миллиардный военный заказ
13:00  Президент Мушарраф впервые едет в Россию. Обсуждать сотрудничество в ЦентрАзии
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
В.Плоских - Этапы становления кыргызской государственностиВ.Плоских - Этапы становления кыргызской государственности
06:59 24.01.2003

В.Плоских,
академик Национальной академии наук.

Историческая наука Кыргызстана - сравнительно молодая наука, ставшая на ноги лишь в годы советской власти. И ей присущи также все достижения и недостатки советской исторической науки. Только с 20-х годов прошлого столетия начались первые документальные, археологические, этнографические исследования. За годы советской власти подготовлены квалифицированные кадры историков, хотя и отягощенных идеологическим, конъюнктурно-политическим грузом и методологией своей эпохи. Было опубликовано большое количество монографий, книг, сборников документов, научных конференций и статей по исторической тематике, четырежды издавались двух- и четырехтомные истории Кыргызстана.

В то же время в изучении и изложении истории народа были допущены и серьезные искажения. Они были вызваны абсолютизированием одной методологии, чрезмерной идеологизацией и политизацией истории, многие проблемы которой оказались не востребованы практикой и остались "белыми пятнами". Среди них и история кыргызской государственности.

Дело в том, что в течение всего ХХ века аксиомой кыргызской науки (исторической, политической, философской, юридической и др.) считался тезис, что до революции у кыргызов не было государственности. Не было письменности и письменной литературы, которые объявлялись продуктами лишь советской эпохи. Даже упрямо не согласовывавшийся с этим положением факт наличия кыргызского государства на Енисее и то - либо замалчивался, либо считался не имевшим отношения к современному кыргызскому народу.

Никто не хотел (или не мог) выбраться из наезженной колеи официальной догмы. Хотя документальные факты накапливались, вводились в оборот новые, ранее не известные, первоисточники, как письменные, так и археологические.

...Шло время. И не зря говорят, история - упрямая вещь. Со временем все расставит на свои места. Настало такое время и для восстановления подлинной истории кыргызской государственности, истории государства во времени и пространстве.

В связи с этим хочу высказать свою точку зрения на проблему истории кыргызской государственности.

Да, мы вправе говорить и гордиться советской государственностью кыргызского народа, возрождением кыргызской государственности в XX веке.

Но давайте не забывать, научно исследуем и донесем до каждого историю, все этапы более двухтысячелетнего периода со времени первых истоков зарождения, развития, взлета и упадка и до нового возрождения кыргызской национальной государственности.

Именно более двухтысячелетней истории. И отсчет времени должен идти не с IX столетия - периода "кыргызского великодержавия", как эмоционально назвал эту эпоху центральноазиатской истории академик В. В. Бартольд, а со времени первого упоминания в письменных источниках кыргызского владения. А это упоминание относится к 209-201 годам до нашей эры и содержится в китайской летописи "Шинзи".

В 2001 году мы издали фундаментальный труд видного русского востоковеда и этнографа Н. А. Аристова "Усуни и кыргызы или кара-кыргызы". Рукопись, известная лишь узким специалистам, пролежала в архиве Русского географического общества более ста лет и только что дошла до читателя.

Сообщая в специальном разделе сведения о быте древних кыргызов, Н. А. Аристов пишет буквально следующее:

"Древнейшее упоминание о кыргызах и их стране относится к 209-201 гг. до Р.Х., когда в числе северных владений, покоренных шаньюем хуннов Модэ, названо Гэгунь наряду с Динлином.

В 49 году до Р.Х. шаньюй Чжичжи завоевал то же владение под именем Гянь-гунь. Что это название одной и той же страны и народа, которые еще именовались Гюй-ву, Ге-гу, Гагяс, Хагас, Хакансы, узнаем мы из описания этого владения в "Тан-шу", где сказано, что это древнее государство "Гянь-гунь".

Процитируем самый ранний китайский первоисточник "Шицзи" в переводе Н. Я. Бичурина.

"...При Модэ Дом Хуннов чрезвычайно усилился и возвысился... Впоследствии на севере они покорили владения Хуньюй, Кюеше, Динлин, Гэгунь и Цайли".

Все ученые - от Бартольда и до современных историков, не опровергая, только комментируют этот факт, акцентируя внимание на древнейшем упоминании этнонима "кыргыз", упуская из виду сопутствующий термин "владение", или "страна".

Прошедшая в августе 2001 г. в Кыргызско-Турецком университете "Манас" международная конференция ученых-специалистов Кыргызстана, России, Турции, Китая и других стран, посвященная 2200-летию этнонима "кыргыз", пришла к заключению, что при устойчивости этнонима "кыргыз" этнос, который имел этот этноним в качестве самоназвания, находился в постоянном развитии, в непрерывном обновлении в результате сложных этнополитических процессов, протекавших в южной Сибири и Центральной Азии в течение двух с лишним тысячелетий.

Ученые с этим согласны. Но, говоря о 2200-летии этнонима "кыргыз", почему-то оставляют в тени упоминаемый в этом же источнике рядом термин "владение", или "страна", что является синонимом слова "государство". В течение двух с лишним тысяч лет развивался, трансформировался этнос. Соответственно трансформировалась и государственность кыргызского народа, прошедшая несколько этапов своего развития. Детальное исследование этого сложного и длительного процесса - предстоящая задача историков. И наши ученые уже серьезно продвинулись в разрешении проблемы истории кыргызской национальной государственности, хотя многое еще остается неясным, противоречивым и дискуссионным.

Где находилось первое кыргызское государство - то ли в Западной Монголии, то ли в верховьях Енисея, или на Северо-Восточном Тянь-Шане, или на территории Джунгарии, то есть у границ современного Кыргызстана, - ученые все еще дискутируют.

Итак, вывод: первый этап - истоки государственности кыргызского народа - уводит нас в III-I вв. до н. э.

Процесс образования государственности в Центральной Азии не был моноцентричным и не ограничивался только державой хуннов. Параллельно протекали процессы государственного генезиса и у других соседних народов, которые сумели организовать свои отнюдь не эфемерные государственные образования, раз они стали известны в далеком Китае и вошли в его официальные исторические сочинения.

Несомненно также другое: находясь в III-I вв. до н. э. рядом или в составе могущественной хуннской империи, представлявшей кочевую цивилизацию Центральной Азии, кыргызы, как и другие народы, восприняли уроки политического управления и государственной власти хуннов при создании собственных государств.

Следующие шаги кыргызской государственности также связаны с империей гуннов и относятся к I веку до н. э.

В 99 г. до н. э. войска китайского императора под предводительством талантливого полководца Ли Лина вторглись во владения хуннов. Хуннский шаньюй Цзуйдихэу заманил китайские войска в засаду и разгромил их. Ли Лин попал в плен, но вместо того чтобы казнить пленного, шаньюй, оценивший храбрость и ратное мастерство Ли Лина, оказал ему почести, женил на одной из своих дочерей и назначил правителем "Владения кыргыз".

Ли Лин и его потомки правили кыргызским владением в течение нескольких поколений, сначала как зависимого от верховного шаньюна, а с 56 г. до н. э., когда восставшие динлины и кыргызы добились политической независимости, как самостоятельным государством. Таким образом, к этому времени - середине I в. до н. э. - кыргызы обладали собственным опытом правления государством, усвоили опыт хуннской империи и овладели через Ли Лина китайским опытом военного и административного управления территориями. Так были освоены основополагающие принципы государственности.

Правда, вскоре войско хуннов снова покорило строптивых соседей, которые в китайских источниках называются "царствами". В 49 г. до н. э. шаньюй Чжичжи, разбив усуней, также "покорил три царства", среди которых владение цзяньгуней (Бань Гу "История династии ранней Хань" в I в. до н.э.).

В Гянь-гуне Чжичжи "утвердил свое местопребывание", то есть сделал ставку.

Приведенные свидетельства, как нам представляется, убедительно говорят, что истоки кыргызской государственности берут свое начало в III-I вв. до н.э.

* * *

Надо отметить, что непосредственно в это же время - вторая половина первого тысячелетия до н.э., - на территории современного Кыргызстана существовало два государства.

Одно - Усунь со столицей в г. Чигу, что на берегу Иссык-Куля (ныне под водой в акватории Тюпского залива). Второе - Давань в восточной части Ферганской долины. Но о них достаточно подробно написано в историях по Центральной Азии. Чего не скажешь, к сожалению, о первых кыргызских государствах.

Второй этап: Государство енисейских кыргызов (VI-VIII вв. н.э.) уже более полно освещено источниками.

Здесь мы вправе говорить, что кыргызы стояли у самых истоков общетюркской государственности. Этот важный факт - несомненная историческая заслуга кыргызов как одного из самых древних носителей государственной идеи среди народов тюркского корня.

Третий этап: Кыргызское великодержавие (IX в.)

Этот этап великодержавия достаточно полно освещен в источниках и литературе и не вызывает противоречий.

Четвертый этап: государства на Тянь-Шане в XIII-XVI вв.

После завоеваний Чингисхана Тянь-Шань вошел в улус его второго сына Чагатая. С этого времени и позже государствами на Тянь-Шане правили чингизиды.

В 1269 г. курултай монгольских князей, собравшихся на Таласе, объявил о полной независимости нового государства, во главе которого стал потомок Чингисхана Хайду. Государство территориально охватывало большую часть Средней Азии. Его ставка находилась на Тянь-Шане, что дало основание некоторым историкам называть государство кыргызским.

После смерти Хайду (1301-1302 г.) междоусобная борьба претендентов привела к развалу государства на две части. На Тянь-Шане возникло государство Моголистан, на западе, в Мавераннахре - государство Тимура. Между ними шли длительные войны с переменным успехом.

Моголистанский период характеризуется тем, что в его границах в основном сформировалась кыргызская народность в конце XV - нач. XVI вв. В начале XVI в. во главе кыргызских родоплеменных объединений Моголистана становится Мухаммед-кыргыз, ставка которого находилась на берегу Иссык-Куля, в местности Барсхан.

Всю жизнь он посвятил борьбе за независимость своего народа и создание независимого кыргызского государства. В этой борьбе он ориентировался на союз с казахским ханством.

При Мухаммеде кыргызы вновь после долгого времени выступили как самостоятельное, хотя и хрупкое государственное объединение. Мухаммед, как писал его современник, историк Мирза Хайдар, "собрал всех кыргызов" и вопреки желаниям моголов стал проводить самостоятельную политику.

Но это продолжалось недолго. Вскоре завоевательные походы Джунгарского и Кокандского ханств почти на четыре столетия лишили кыргызский народ возможности создать свое государство. Но идея продолжала жить.

Были ли в дальнейшем попытки восстановления кыргызской государственности? Да. Но они не увенчались успехом.

В середине XIX в. такую попытку предпринимал визирь Кокандского ханства правитель Алая, муж Курманджан-датки - Алымбек-датка, но был убит по приказу хана. На белом войлоке подняли и объявили кыргызским ханом верховного сарыбагышского манапа - Ормон-хана. Но его не признали другие правители родов и племен, и государство возродить не удалось. Но так ли уж была утопична идея возрождения кыргызской государственности в новое время?

Вот один малоизвестный факт: в 1909 г. в Германии публикуется книга профессора Мартина Гартмана о Туркестане. И он высказывает гипотезу (не столь уж фантастическую, по его собственным словам) о возможности создания самостоятельного кыргызского государства на российско-китайской границе. Он, в частности, пишет, что появись среди кыргызов смелый вождь, он сумел бы создать - цитирую: "Образование самостоятельного Кыргызстана, то есть объединения русских и китайских кыргызов в одно государство".

И далее цитата из книги: "Образуется ли на границе Востока и Запада Азии самостоятельный Кыргызстан или нет, но, безусловно, граница России и Китая является важным звеном цепи, которая будет в недалеком будущем протянута через весь материк".

И мы свидетели - это произошло в ХХ в.

Пятый этап: возрождение кыргызского государства в ХХ веке.

Сначала с ограниченным суверенитетом с 1924 г. Затем -полная независимость Кыргызской Республики с 1991 г.

* * *

Прошедшие юбилеи - 1000-летие эпоса "Манас", 3000-летие Оша, конференции по древней и средневековой истории Кыргызстана и проблемам методологии истории Центральной Азии, конференция по 2200-летию этнонима "кыргыз" показали:

во-первых, что богатая и самобытная история кыргызского народа и государственности, истоки которых ведут в глубь веков (с III в. до н.э.), еще мало исследована и неизвестна широким слоям населения;

во-вторых, что существуют многочисленные письменные источники, известные узкому кругу специалистов, но не введенные в научный оборот;

в-третьих, что наступили методологический вакуум и дискуссионный хаос в оценке многих событий кыргызской истории;

в-четвертых, настало время нового объективно-качественного исследования государственной истории Кыргызстана в контексте всемирной истории и, в частности, истории Центральной Азии.

Новое осмысление истории, новая методология и методика истории должны основываться на введении в научный оборот новых, а также забытых и неопубликованных первоисточников.

Советской исторической наукой накоплен большой пласт первоисточников по истории кыргызов, в том числе переведенных с других языков, которые в силу разных причин не были изданы и хранятся либо в рукописных фондах научных учреждений, либо имеются на руках у отдельных исследователей.

Сейчас появилась возможность впервые опубликовать или переиздать письменные первоисточники в переводах с древнекитайского, древнетюркского, арабского, персидского, уйгурского и других языков.

В научном плане эта проблема вполне решаема.

И первым шагом в этом направлении может явиться монографическое издание материалов нашей конференции с введением в научный оборот новых первоисточников.

И, наконец, последнее.

Рассматривая исторически процесс и этапы становления кыргызской государственности, следует определить и функциональные признаки государства в его историческом восприятии. Ибо государство ХХ века совсем не то, что первые государства первобытных времен и древнекочевых цивилизаций.

Какие составляющие признаки государственности можно выделить при определении государства?

Государство - это политическая организация общества с определенной формой правления, которому присущи:
1) наличие этноса;
2) определенная территория;
3) власть главы государства, элита, армия, дипломатия;
4) свой менталитет народа;
5) общность культуры и идеологии.
6) общность языка.

Задача обществоведов - в комплексном исследовании проблемы.

История кыргызской государственности - это исследование политического наследия народа во времени и пространстве. 2003 год должен стать кульминационным в этом плане. Все условия и возможности для этого имеются. Нужны только наше общие желание и энтузиазм.

Источник - Слово Кыргызстана
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1043380740
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх